источники

Нектар преданности

(7 ноября 1972, Вриндаван)

Прадьюмна: (читает) «Исполняя ведические обряды, жертвуя деньги на благотворительные цели или совершая аскезы, человек может на какое-то время освободиться от последствий своих прошлых грехов, но уже в следующий момент вынужден снова грешить. Возьмём, к примеру, человека, вследствие своей половой распущенности заболевшего венерической болезнью. Пройдя очень болезненный курс лечения, он в течение некоторого времени будет здоров. Но поскольку сексуальное желание осталось в его сердце, он снова начнет заниматься тем, же и опять станет жертвой той же болезни. Так что лечение может на время облегчить страдания, вызванные венерической болезнью, но пока этот человек не осознает всю отвратительность секса, он не сможет избавиться от таких циклически повторяющихся страданий.

Аналогично этому, обряды, благотворительность и аскетизм, рекомендованные Ведами, тоже могут в течение какого-то времени удерживать человека от совершения греховных поступков, но пока его сердце будет оставаться нечистым, он будет вынужден снова и снова совершать грехи».

Шрила Прабхупада: Итак, Ведические ритуалы рекомендуют прайашчитту… Как это называется?

Прадьюмна: Покаяние. Да. Покаяние. Например, вор знает, что воровать – плохо. Он уже совершал кражи, преступления, был арестован и понес наказание, но он продолжает воровать. Человек знает, что воровать – нехорошо. Закон наказывает вора. В священных писаниях воровство тоже запрещено, потому что это – грех. Человек знает, что за воровство его ждёт арест и наказание, но всё же совершает кражу. Почему? Поэтому «Бхагаватам» устами Шукадевы Госвами говорит:

прайашчиттам вимаршанам
/ШБ 6.1.11/

Обычное, формальное покаяние не поможет человеку прекратить свою греховную деятельность. Формальное. В христианстве тоже исповедуются в грехах и опять совершают те же грехи. Поэтому Шукадева Госвами рекомендует прайашчиттам вимаршанам. Пока он не поймёт своё естественное положение, пока он не убедится, что не должен заниматься греховной деятельностью просто ради этого тела, которое ему не принадлежит… Оно ему чужое. По сути, у него нет связи с этим телом.

Вимаршанам значит «культивировать знание». Поэтому необходимо культивировать знание. Только так он может перестать заниматься греховной деятельностью. Обычно люди отождествляют себя с этим телом, и чтобы его удовлетворить, они совершают так много грехов, просто ради удовлетворения чувств. Но если он образован, если он получил знание о том, что телесная концепция жизни - не для него, потому что он – духовная душа, ахам брахасми, если он культивирует знание… Это очень просто, если мы занимаем себя в служении Господу. Кевалая бхактья.

Только благодаря преданному служению можно возвыситься до уровня совершенного знания и, таким образом, отказаться от греховной деятельности.

васудеве бхагавати бхакти-йогах прайоджитах
джанайатй ашу ваирагйам джна(гйа)нам ча йад ахаитукам
/ШБ 1.2.7/

Культивируя телесную концепцию жизни, то есть, находясь в невежестве, мы совершаем греховные действия. Но если мы станем на платформу знания, гьяны, то придем к вайрагье, отречению.

Отречение – это отказ от греховной деятельности. Отречение не значит отказ от преданного служения. Отречение значит отказ от нежелательных вещей, анартха-нивритти. Это – отречение.

адау шраддха татах садху-сангах 'тха бхаджана-крийа, тато 'нартха-ниврттих сйат
/ЧЧ, Мадхья, 23.14-15/

Если человек продвинут в духовной жизни, если занимается регулярной духовной практикой, тогда автоматически происходит анартха-нивритти, избавление от всего нежелательного.

анартха-ниврттих сйат

Анартха-нивритти возможна при наличии шраддхи, садху-санги и бхаджана-крии. За стадией анартха-нивритти следуют ништха, ручи, асакти и бхава. Таким образом, мы развиваем наше сознание Кришны, любовь к Богу. Продолжай.

Прадьюмна: «В связи с этим в «Шримад-Бхагаватам» приводится ещё один пример: слон забирается в озеро и тщательно моется, однако стоит ему выйти на берег, как он тут же набирает хоботом пыль и обсыпает ею все тело. Подобным образом человек, не прошедший обучения в сознании Кришны, не способен полностью избавиться от греховных желаний. Ни практика йоги, ни эмпирическое философствование, ни кармическая деятельность не могут защитить его от семян греховных желаний. Избавить человека от них может только деятельность в преданном служении».

Шрила Прабхупада: Слон… Хасти-снана, хасти-снана. Это очень практичный пример. Слон купается в озере, щедро льет воду на свое тело, очищается и, выйдя берег, снова обсыпает себя пылью. Это пример из мира природы. Подобно этому, существуют разные процессы, помогающие избежать последствий греховной деятельности. Но если мы снова будем совершать грехи, то какой смысл в таком покаянии, или праяшчитты? Хасти-снана. Этот пример хасти-снаны. Например, говорится, что воспевание Харе Кришна мантры немедленно освобождает от греховной деятельности.

эка хари-наме джато папа харе,
папи хайа тато папа карибаре наре
/Бхаджана-рахасья-вритти/

Это факт. Как с Аджамилой. Всю свою жизнь он совершал грехи, но в момент смерти получил освобождение, просто произнеся святое имя Нараяны. Это факт. Но если мы продолжаем грешить, то какой смысл в воспевании Харе Кришна маха-мантры?

намно балад йасйа хи папа-буддхих

Это одно из десяти оскорблений думать подобным образом: «Я воспеваю Харе Кришна маха-мантру. Этот процесс устраняет последствия моей греховной деятельности. Значит, я опять могу грешить и воспевать. Неплохо…» Нет. Это серьезное оскорбление. намно балад йасйа хи папа-буддхих. Так нельзя делать.

Господь Чайтанья простил Джагая и Мадхая, когда они пообещали, что больше не будут совершать греховных действий. Господь Чайтанья милостив ко всем. Он принимает всех. Если человек грешен, то это не повод отвергнуть его, потому что в этот век, кали-югу, все, в той или иной мере, греховны. Тогда можно сказать, что, воспевая Харе Кришна мантру, никто не может получить освобождение. Харе Кришна освободит вас от совершения греховных поступков, но при условии, что вы больше не будете грешить. В противном случае, это будет хасти-снана, пример со слоном, и это будет большим оскорблением. Если, полагаясь на могущество Харе Кришна маха-мантры, мы продолжаем совершать грехи, то это серьезнейшее оскорбление. Так поступать нельзя. Да, воспевая Харе Кришна мантру, мы освобождаемся от последствий греховной жизни, но это не значит, что мы должны опять позволять себе грешить, нейтрализуя эти действия воспеванием Харе Кришна мантры. Нет. Не таким образом. Как только вы принимаете Харе Кришна мантру, вам следует быстро прогрессировать, не совершая греховных поступков, потому что это замедляет прогресс. Не делайте этого. Продолжай.

Прадьюмна: «В Четвертой песни «Шримад-Бхагаватам» (ШБ 4.22.39) приводится другое подтверждение этому. Санат-кумара говорит: «Дорогой царь, ложное эго человека так сильно, что заставляет его влачить материальное существование, как будто он привязан к нему крепкой веревкой. Только преданные, занятые деятельностью в сознании Кришны, могут без труда разрубить этот тугой узел. Это недоступно ни тем, кто пытается стать великим мистиком, ни тем, кто хочет добиться успеха с помощью исполнения ритуалов. Следовательно, все должны заниматься деятельностью в сознании Кришны, чтобы избавиться от тугого узла ложного эго и прекратить материальную деятельность».

Шрила Прабхупада: Бхаджа васудева. Есть подобный стих, в котором говорится, что, приняв прибежище лотосных стоп Васудевы, Шри Кришны, Верховной Личности Бога, можно освободиться от всех материальных беспокойств. Этого невозможно достичь практикой йоги, тапасьей, гьяной. Так говорится в «Шримад-Бхагаватам». В любом случае, нам рекомендуется принять прибежище…

самашрита йе пада-паллава-плавам
махат-падам пунйа-йашо мурарех
бхавамбудхир ватса-падам парам падам
падам падам йад випадам на тешам
/ШБ 10.14.58/

Если человек примет прибежище махат-падам пунйа-йашо мурарех (Мурари – это одно из имен Кришны), то пунйа-йашо, Его имя известно, как благочестие. пунйа-йашо мурарех. Если принять прибежище Его лотосных стоп, то великий океан невежества станет маленькой лужей, и через него легко можно будет перепрыгнуть. Продолжай.

Прадьюмна: «Тугой узел ложного эго - результат невежества. Пока человек не знает своего истинного «я», он обречён совершать неверные поступки, все глубже погрязая в материальной скверне. Но сознание Кришны способно рассеять это невежество, дав человеку истинное знание, что подтверждается в «Падма-пуране»: «Чистое преданное служение в сознании Кришны…»

Шрила Прабхупада: Шрила Рупа Госвами приводит доказательства из различных Ведических источников, чтобы подкрепить своё утверждение. Здесь приводится утверждение из «Падма-пураны». Шрила Джива Госвами в своей «Таттва-сандарбхе» доказал, не оставив никаких сомнений, что Пураны являются дополнением к Ведам. Они… Как Упанишады являются неотъемлемой частью Вед, так и Пураны также являются частью Ведической литературы. Дополнением. Пурана значит то, что дополняет. Поэтому доказательства, взятые из Пуран не хуже, чем цитаты из Вед. Таков вывод Шрилы Дживы Госвами. Шрила Джива Госвами никогда бы не принял любое утверждение, взятое из источника, не принадлежащего к Ведической литературы. К Ведической литературе относятся Веды, Пураны, Упанишады, «Махабхарата», «Рамаяна» и т.д. Шрила Джива Госвами также приводит цитату из другого источника:

шрути-смрити-пуранади панчаратра-видхим вина
/БРС 1.2.101/

Итак, он принимает Пураны как доказательства, Ведические доказательства. Шрути, Веды, смрити, Пураны и другие виды литературы, дхарма-шастра, смрити-шастра и Пураны – панчарати видхи. Госвами не принимают никаких видов деятельности в преданном служении, если о них не говорится в Ведах. Они говорят: «Любой вид деятельности в преданном служении – это просто беспокойство, если он не упоминается в Ведической литературе».
панчаратра-видхим вина аикантики харер бхактир утпатайаива калпате
Утпат- беспокойство. Продолжай.

Прадьюмна: «Чистое преданное служение в сознании Кришны просветляет, как ничто другое. Оно подобно бушующему лесному пожару, который убивает всех вредоносных змей желаний». Здесь говорится о лесном пожаре, в котором гибнут змеи, обитающие в лесу. В лесу живет множество змей, и когда начинается пожар, в первую очередь загорается сухая палая листва, отчего первыми страдают змеи. Четвероногие животные могут убежать от пожара, или, по крайней мере, попытаться убежать, но змеи погибают мгновенно. Аналогично этому, жар пламени сознания Кришны так велик, что мгновенно уничтожает всех змей невежества».

Шрила Прабхупада: Продолжай.

Прадьюмна: «Шрила Рупа Госвами даёт определение благотворности».

Шрила Прабхупада: Змеи, кала сарпа, индрия. Прабходананда Сарасвати дал объяснение относительно этих кала-сарп, змей… Наши чувства сравниваются со змеями. Они убивают только одним своим прикосновением. Очень опасно дотрагиваться до зуба змеи. Даже незначительное потакание чувствам столь же опасно,

кала-сарпа индрийа-патали

особенно если речь идёт о сексе. Йоги учатся обуздывать свои чувства, но чувства не способны повлиять на преданного, если они заняты в служении Господу.

хришикена хришикеша-севанам бхактир учйате
/ЧЧ, Мадхья 19.170/

Хришикеша – еще одно из имен Кришны.

ратхам стхапайа ачйута
/БГ 1.21-22/

Хришикеша. Хришикеша переводится как «повелитель чувств». Слово «Хришикеша» используется в «Бхагавад-гите». Так вот, Хришикеша значит «повелитель чувств». По сути, сам Кришна наделяет нас чувствами. Нам необходимы какие-то инструменты, чтобы наслаждаться определенными материальными благами, и Кришна дал их нам. На самом деле, хозяином чувств является Кришна, поэтому Его зовут Хришикеша, «хозяин чувств». Если мы будем использовать чувства в служении их хозяину, то это – бхакти. Мы не призываем к тому, чтобы прекратить деятельность чувств, но их необходимо использовать в служении Хришикеше. Это называется бхакти.

хришикена хришикеша-севанам бхактир учйате

Бхакти значит, что мы не используем чувства для чувственных наслаждений. Используйте чувства, чтобы удовлетворить хозяина чувств. хришикена хришикеша-севанам бхактир учйате. Продолжай.

Прадьюмна: «Шрила Рупа Госвами дает определение благотворности. Он говорит, что по-настоящему благотворным является только то, что приносит благо всем людям во всем мире».

Шрила Прабхупада: Да. Как это движение сознания Кришны: его деятельность приносит благо людям во всем мире. Это не сектантское движение. Оно приносит благо не только людям, но и животным, птицам зверям, деревьям, всем. Между Харидасом Тхакуром и Господом Чайтаньей состоялся однажды разговор. Харидас Тхакур утверждал, что громкое повторение Харе Кришна мантры несет благо деревьям, птицам, зверям – всем. Так говорил Намачарья Харидас Тхакур. Поэтому, если мы будем громко повторять Харе Кришна мантру, то принесем благо всем. Такое же утверждение прозвучало в суде Мельбурна. Судья спросил: «Почему вы на улице громко повторяете Харе Кришна мантру?». На что прозвучал ответ: «Просто чтобы принести благо всем людям».

Это факт. Конечно, сейчас государство уже не занимается преследованиями. Мы свободно воспеваем на улицах. Это благо. Когда мы повторяем Харе Кришна мантру, то приносим благо всем, не только людям. Если кто-то жаловался: «Мы идём и воспеваем, но никто не приходит на наши программы», то мой Гуру Махарадж говорил: «Ну и что? Вас слышат четыре стены. Этого достаточно. Не расстраивайтесь. Продолжайте повторять. Если есть четыре стены, то они услышат. Вот и всё». Воспевание настолько эффективно, что даёт благо даже зверям, птицам, насекомым, всем. Продолжай. Это приносит благо всему миру. Люди занимаются деятельностью на благо какого-то общества, нации, общины или человека. Но эта деятельность приносит благо не только человеческому обществу, но и птицам, зверям, деревьям, всем. Распространение сознания Кришны - самая лучшая деятельность в мире. Продолжай.

Прадьюмна: «В наше время различные благотворительные организации заботятся о благе общества, какой-то группы людей в нём или нации. Предпринята даже попытка (в форме Организации Объединенных Наций) развернуть деятельность на благо всего мира. Но в силу того, что такой ограниченной национальными рамками деятельности неизбежно присущи изъяны, все эти глобальные благотворительные программы практически неосуществимы. Однако движение сознания Кришны настолько совершенно, что способно принести высшее благо всему человечеству. В этом движении может участвовать каждый, и каждый может на себе ощутить его благотворное влияние. Поэтому Рупа Госвами и другие авторитетные учёные сходятся на том, что широкая проповедь движения сознания Кришны, преданного служения - высшая форма гуманистической деятельности во имя всеобщего блага».

Шрила Прабхупада: Продолжай.

Прадьюмна: «О том, как движение сознания Кришны может привлечь к себе внимание всего мира и как любой человек может испытать наслаждение, приняв сознание Кришны, говорится в «Падма-пуране»: «Нужно понять, что человек, занятый преданным служением в полном сознании Кришны, оказывает самую большую услугу всему миру и приносит благо каждому. Он несёт благо не только людям, но и деревьям и животным, так как их тоже привлекает это движение». Господь Чаитанйа доказал это на практике, когда, распространяя Свое движение санкиртаны, путешествовал по лесам Джхарикханды в Центральной Индии. Тигры, слоны, олени и другие дикие животные присоединялись к Нему, по-своему танцуя и распевая Харе Кришна».

Шрила Прабхупада: Да. Когда Чайтанья Махапрабху путешествовал по лесам Джхарикханды, в Центральной Индии, то к Нему присоединились все животные. Конечно же, Он – Сам Кришна. Но если мы очистимся, то все животные, живые существа, присоединятся к движению санкиртаны. Есть свидетельства. Но необходимо быть очень искренним и сильным проповедником. Если мы не умеем проповедовать животным, то, по крайнем мере, мы поможем людям, которых считают нецивилизованными или принадлежащими к низшему классу. На самом деле, так всё и происходит. В Африке наши люди отправляются вглубь страны, в деревни. Эти африканцы, они почти голые. У нас есть их фотографии с большими-пребольшими серьгами. Они как дети, и они тоже танцуют в сознании Кришны, под пение Харе Кришна мантры. Это чудесное движение, к которому может присоединиться кто угодно. Мы видим, как в нём принимают участие дети, собаки, так называемые нецивилизованные люди. В этом - универсальность движения Чайтаньи Махапрабху.

притхивите ачхе йата нагаради грама
сарватра прачара хаибе мора нама
/Чайтанья-бхагавата, Антья, 4.126/

Это - предсказание Господа, и это факт. Мы просто должны служить Господу и выполнять Его миссию. Это сделает нашу жизнь успешной.

Спасибо. Харе Кришна.

источники
на главную
Лекции Шрилы Прабхупады