источники

Нектар преданности

(31 января 1973, Калькутта)

Мадхавананда: (читает :) "Насколько глубоко преданный привязан к служению Верховной Личности Бога, следует из высказывания Махараджи Притху (Ади-раджи), которое приводится в Четвертой песни «Шримад-Бхагаватам» /ШБ 4.20.24/. Он обращается к Верховной Личности Бога с такой молитвой:
«О мой Господь, я никогда не попрошу у Тебя освобождения или так называемой духовной свободы, если после освобождения не буду иметь возможности слышать, как Тебя от всего сердца прославляют чистые преданные, воспевая Твои лотосные стопы, если я лишусь этого мёда трансцендентного блаженства. Я всегда буду молить Тебя, Господи, дать мне миллионы языков и миллионы ушей, чтобы я мог постоянно петь Тебе славу и слушать, как её поют другие».

Шрила Прабхупада: Это превосходит все виды освобождения. Существует 5 видов освобождения: саюджья, сарупья, салокья, самипья. Но чистый преданный не хочет никаких таких освобождений.

дийаманам на грихнанти
/ШБ 3.29.13/

Даже освобождение предлагается. Кришна предлагает освобождение очень легко. Но личное прикосновение Кришны настолько возвышено, что Кришна выполняет приказания Махараджи Юдхиштхиры. Махараджа Юдхиштхира посылает письмо, передаёт Кришне, и Он передаёт Дурьодхане. Итак, Нарада очень сильно поражён, что этой стадии зависимости от преданного очень, очень трудно достичь. Достичь освобождения не очень легко, но чтобы Кришна стал зависимым от приказов преданного, этого тяжело достичь. Итак, поэтому чистое преданное служение превосходит все виды освобождения. Чайтанья Махапрабху также учит:

мама джанмани джанманишваре бхаватад бхактир ахаитуки твайи
/ЧЧ, Антья 20.29, Шикшаштака 4/

Освобождение значит, что больше нет рождений. Но Чайтанья Махапрабху говорит, мама джанмани джанмани. Рождение за рождением. Но преданный не хочет никаких материальных вещей.

на дханам на джанам на сундарим кавитам ва джагадиша камайе
/ЧЧ, Антья 20.29, Шикшаштака 4/

Итак, это чистое преданное служение это совсем другая вещь.

дхармах проджджхита-каитаво атра
/ШБ 1.1.2/

Поэтому Вьясадева говорит, что все виды мотивированных религиозных систем отвергаются преданным служением. проджджхита-каитавах. Каитава значит мотивированное. В преданном служении, нет мотивов – просто служить Кришне.

анукулйена кришнану-шиланам
/ЧЧ, Мадхья 19.167/

Это чистое преданное служение. Продолжай.

Мадхавананда: "Имперсоналисты хотят слиться с бытием Всевышнего, но, лишившись индивидуальности, вместе с ней они утрачивают и возможность слушать прославление Верховного Господа и петь Ему славу. Поскольку им ничего не известно о трансцендентной форме Господа, они лишены возможности воспевать Его трансцендентные деяния и слушать о них».

Шрила Прабхупада: Имперсоналисты принимают это повторение, как средство достижения освобождения. Они не знают, что повторение, настоящее повторение начинается после освобождения. Не так, что благодаря повторению человек достигает освобождения. Нет. Это не так.

сататам киртайанто мам йатанташ ча дрдха-вратах
/БГ 9.14/

Сататам. Сататам также значит после освобождения. Это повторение продлится также после освобождения. Не так, что после освобождения повторение прекратится. В Бхагават-Гите сказано, сататам. Сататам также значит после освобождения. Перед освобождением и после освобождения. Поэтому это нитйа. Нитйа значит, что это не прекращается, никогда не останавливается. сататам киртайанто мам йатанташ ча

тушйанти ча раманти ча
/БГ 10.9/

Дрдха-вратах. Итак, когда вы действительно попадаете на Голоку, Голоку Вриндавана, тоже повторение будет продолжаться перед Кришной. Повторение никогда не прекратится. Продолжай.

Мадхавананда: "Иначе говоря, человек способен наслаждаться трансцендентной славой Господа или постичь Его трансцендентную форму, только тогда, когда уже превзошёл уровень освобождения.
Аналогичное утверждение можно найти в Пятой песни «Шримад-Бхагаватам» /ШБ 5.14.44/, где Шукадева Госвами обращается к Махарадже Парикшиту со следующими словами: «Великая душа царь Бхарата был так сильно привязан к служению лотосным стопам Кришны, что ему не составило труда отказаться от власти над всей землей, от привязанности к своим детям, обществу, друзьям, к царской роскоши и красавице-жене. Сама богиня процветания считала за честь одарить его всевозможными материальными благами - такая выпала ему удача. Но он не воспользовался ни одним из материальных богатств». Шукадева Госвами восхищается таким поведением царя Бхараты. Он говорит: «Тот, чьё сердце привлекли трансцендентные качества Верховной Личности Бога, Мадхусуданы, не стремится даже к освобождению, которого ищут многие великие мудрецы, не говоря уже о материальных богатствах».

Шрила Прабхупада: Этот Махараджа Бхарата был сыном Ришабхадевы, чьим именем названа эта планета Бхарата-варша. Это, тот же Бхарата Махараджа, он оставил этот мир в очень молодом возрасте, 20 лет. Молодая жена, дети, царство, он покинул всё. Затем он развил некоторую привязанность к маленькому олененку. Поэтому ему пришлось ещё раз принять рождение в форме оленя. В следующее рождение он хранил молчание, Джада Бхарата. Итак, история Джады Бхарата есть в Шримад-Бхагаватам. Очень поучительная. Продолжай.

Мадхавананда: "Похожие слова есть в Шестой песни «Бхагаватам» /ШБ 6.11.25/, где Вритрасура говорит Господу: «О мой Господь, оставив трансцендентное служение Тебе, я..."

Шрила Прабхупада: Просто посмотрите. Бхакти-расамрита синдху, Рупа Госвами, он представляет эту Бхакти-расамрита синдху, цитируя из многих писаний. нана-шастра-вичаранайка-нипунау
Они очень, очень искусны в очень скрупулезном изучении шастр.

нана-шастра-вичаранаика-нипунау сад-дхарма-самстхапакау
/Шри Шри Шад-госвамй-аштака Шринивасы Ачарьи/

Зачем они столько учились? Т.к. они хотели основать сад-дхарма, истинный вид религии бхакти. Поэтому они цитируют из столь многих, нана-шастра.

нана-шастра-вичаранаика-нипунау сад-дхарма-самстхапакау. локанам хита-каринау

Это благочестивая деятельность. локанам хита-каринау. Эти люди пытаются оказать служение даридра-нараяна, но они не знают, что такое на самом деле дживе дайа. Это дживе дайа. локанам хита-каринау. Они должны знать о всём, со ссылкой на авторитетные писания. Не так, что изобретаю какие-то слова, в соответствии со своей прихотью. Это сбивает с толку, неправильное служение. Так как если они находятся в невежестве, то какова ценность такого служения. Вот вам служение. Он не изобретает ничего. Он сразу же приводит доказательства, ссылка на авторитетное писание. Это способ представления вещей. Не так, что, «я думаю», «по моему мнению». Кто вы такой? Но в вайшнавской философии, даже Чайтанья Махапрабху, хотя Он был Самим Кришной, когда бы Он ни говорил, Он сразу же приводил доказательства из шастр. Даже Кришна. Когда Он рассказывал Бхагават-Гиту, Он также ссылался на Веданта-сутру:

брахма-сутра-падаиш чаива хетумадбхир винишчитаих
/БГ 13.5/

Он приводил ссылки на Брахма-сутру. Это способ авторитетного представления. Он также сказал,

йах шастра-видхим утсрджйа вартате кама-каратах
/БГ 16.23/

Мы не можем отвергнуть шастры. Если мы отбросим шастры, тогда Кришна говорит:

на са сиддхим авапноти на сукхам на парам гатим
/БГ 16.23/

Если мы отбросим шастры, если мы будем придумывать свои собственные слова, собственную шастру, то это все негодяйство. Этого нельзя принимать. Итак, здесь вы видите, что пишет Рупа Госвами. Шлока, номер, песня, все приводится. нана-шастра-вичаранаика-нипунау. Продолжай.

Мадхавананда: "О мой Господь, оставив трансцендентное служение Тебе, я, может быть, и смогу достичь планеты, называемой Дхрувалокой [Полярная Звезда], или обрести власть над всеми планетными системами вселенной. Но я не стремлюсь ни к чему этому. Мне не нужны ни мистические совершенства, которые приносит практика йоги, ни духовное освобождение. Единственное, чего я хочу, Господи, - это общаться с Тобой и вечно заниматься трансцендентным служением».

Это подтверждает Господь Шива в Шестой песни «Шримад-Бхагаватам» /ШБ 6.17.28/, обращаясь к Сати: «Дорогая Сати, те, кто посвятил себя Нарайане [Кришне], не ведают страха. Достигают ли они высших планетных систем, получают ли освобождение от материальной скверны или попадают в адские условия существования - где бы они ни оказались - они не ведают страха. Обретя прибежище у лотосных стоп Нарайаны, они стали безразличными к своему положению в материальном мире».

Шрила Прабхупада:

нарайана-парах сарве
на куташчана бибхйати
сваргапаварга-наракешв
апи тулйартха-даршинах
/ШБ 6.17.28/

Продолжай.
Мадхавананда: "В Шестой песни «Шримад-Бхагаватам» /ШБ 6.18.74/ есть аналогичное утверждение, принадлежащее Индре. Он обращается к матери Дити с такими словами: «Дорогая мать, только люди, избавившиеся от всех своих желаний и целиком посвятившие себя преданному служению Господу, знают, что является для них истинным благом. Такие люди поистине действуют себе во благо, и никто лучше их не знает, как достичь совершенства в жизни».

Шрила Прабхупада: Это... Все стремятся к личной выгоде, но личный интерес это обратиться к Вишну.

ом тад вишнох парамам падам сада пашйанти сурайах
/Риг-веда, 1.22.20/

И в Бхагавате сказано:
на те видух свартха-гатих хи вишнум
/ШБ 7.5.31/

свартха-гати. Наш истинный интерес находится в Вишну. Они этого не знают.

бахир-артха-манинах
/ШБ 7.5.31/

Дурашайа. бахир-артха-манинах. Итак, тот, кто утвердился в преданном служении Вишну, Кришне.

вишнур арадхйате пантхананйат тат-тоша-каранам
/Вишну-пурана 3.8.9/

Итак, это является конечной целью жизни, приблизиться к Вишну. И источник Вишну это Кришна.

ахам сарвасйа прабхавах
/БГ 10.8/

Кришна говорит. Поэтому Он является источником Вишну, Господа Вишну, Господа Брахмы, Господа Шивы. Сарвасйа.

ахам адир хи деванам
/БГ 10.2/

Деванам начинается... девы, полубоги, начиная с Брахмы, Вишну, Махешвара, затем другие полубоги. Итак, Кришна говорит, ахам адир хи деванам. Продолжай.

Мадхавананда: "В Седьмой песни «Шримад-Бхагаватам» /ШБ 7.6.25/ Прахлада Махараджа говорит: «Дорогие друзья, рождённые в безбожных семьях, самое редкостное достижение в этом мире - суметь удовлетворить Верховную Личность Бога. Иначе говоря, если Верховный Господь Кришна доволен вами, любое желание, хранящееся в глубине вашего сердца, вне всяких сомнений, будет исполнено. А если так, то какой смысл стремиться к плодам кармической деятельности, которые являются результатом взаимодействия гун материальной природы и потому приходят к нам независимо от нашего желания? Что проку в духовной свободе или освобождении из материального рабства»?

Шрила Прабхупада: Да. В шастре сказано:

акамах сарва-камо ва
мокша-кама удара-дхих
тиврена бхакти-йогена
йаджета пурушам парам
/ШБ 2.3.10/

Акама. Есть три класса людей. Акама, без камы, без каких-либо желаний, это преданные. И сарва-кама означает карми; и мокша-кама, гйани. Итак, кем бы вы ни были, вы можете заниматься преданным служением.

акамах сарва-камо ва
мокша-кама удара-дхих
тиврена бхакти-йогена
йаджета пурушам парам

Ваши желания будут исполнены. Даже если вы думаете как карми, тем не менее, вы можете принять преданное служение. Ваши желания будут исполнены. Кришна настолько добр. Какое бы у вас ни было желание, Он его исполнит. Продолжай.

Мадхавананда: "Если вы всегда воспеваете славу Верховному Господу и наслаждаетесь нектаром Его лотосных стоп, во всем этом нет никакой необходимости». Из этих слов Прахлады Махараджи явствует, что тот, кто получает наслаждение от слушания повествований о трансцендентной славе Господа и от прославления Его, обрёл богатство, с которым не могут сравниться никакие материальные блага, включая все плоды благочестивой кармической деятельности и жертвоприношений и даже освобождение из материального рабства.

Аналогичное утверждение есть в той же Седьмой песни /ШБ 7.8.42/. Когда полубоги возносят молитвы Господу Нрисимхе, Индра, царь небес, говорит: «О верховный владыка, эти демоны покушались на нашу долю в ритуальных жертвоприношениях, но одним Своим появлением Ты избавил нас от всех страхов. В сущности, мы имеем долю в жертвенных ритуалах только благодаря Тебе, ибо Ты - верховный наслаждающийся всеми жертвоприношениями. Ты - Сверхдуша всех живых существ, и потому на самом деле все принадлежит Тебе. Наши сердца долго переполнял ужас перед демоном Хиранйакашипу. Но Ты был так милостив к нам, что, убив его, избавил наши сердца от этого страха и дал нам возможность снова поместить Тебя в сердце. Для тех, кто занят трансцендентным любовным служением Тебе, все богатства, отобранные у нас демонами, не представляют никакой ценности. Преданные не желают даже освобождения, не говоря уже о материальных богатствах. В действительности все плоды жертвоприношений предназначены не для нашего наслаждения. Наш единственный долг - всегда заниматься служением Тебе, ибо Ты - Тот, кто наслаждается всем».

Шрила Прабхупада: Продолжай.

Мадхавананда: "Смысл этих слов Индры в том, что ни одно живое существо, начиная с Брахмы и заканчивая ничтожным муравьем, не предназначено для наслаждения материальными богатствами. Предназначение живых существ - приносить всё в жертву верховному владыке, Личности Бога. Когда они поступают так, все блага сами собой приходят к ним. Уместно снова привести пример с разными частями тела, участвующими в добывании пищи и приготовлении её, чтобы, в конечном счете, она досталась желудку. И после того как еда попадает в желудок, все части тела одинаково наслаждаются тем, что приносит телу пища. Подобно этому, долг каждого - удовлетворять Верховного Господа, что само по себе принесет удовлетворение всем".

Шрила Прабхупада: Это называется йаджна.

йаджнартхе карма
/БГ 3.9/

Продолжай.

Мадхавананда: "Аналогичный стих есть также в Восьмой песни «Шримад-Бхагаватам» /ШБ 8.3.20-21/. Гаджендра говорит: «О мой Господь, никогда раньше мне не доводилось испытывать трансцендентное блаженство преданного служения Тебе, поэтому я обратился к Тебе с просьбой. Однако я знаю, что Твои чистые преданные, которые, служа лотосным стопам великих душ, освободились от всех материальных желаний, всегда погружены в океан трансцендентного блаженства и потому всегда находят удовлетворение только в том, что воспевают Твои благие качества. Им незачем молить Тебя о чем-либо или стремиться к чему-либо ещё».

В Девятой песни «Бхагаватам» /ШБ 9.4.67/ Господь Ваикунтхи так отвечает Дурвасе Муни: «Преданное служение доставляет Моим чистым бхактам такое удовлетворение, что они не стремятся даже к пяти ступеням освобождения: 1) слиянию со Мной, 2) обитанию на Моей планете, 3) владению Моими богатствами, 4) обладанию телом, подобным Моему, и 5) непосредственному общению со Мной. Их совершенно не привлекают даже эти формы освобождения, по чему можно судить, как мало их заботит материальное богатство или материальное освобождение».

Аналогичное утверждение есть в Десятой песни «Шримад-Бхагаватам» /ШБ 10.16.37/. Нага-патни (жены змея Калийи) молят Господа: «О наш Господь, пыль с Твоих лотосных стоп обладает удивительными свойствами. Любой, кому выпадает удача коснуться ее, избавляется от малейшего желания достичь райских планет, господствовать над всеми планетными системами, обрести мистические совершенства йоги и даже освободиться от материального существования. Иначе говоря, тот, кто поклоняется пыли с Твоих лотосных стоп, становится совершенно безразличен ко всем другим достижениям".

Шрила Прабхупада: Это произнесли нага-патни, когда Калийа был наказан Господом Кришной, побив его по голове. Итак, они произнесли эту молитву, что «К Твоей пыли с Твоих лотосных стоп, стремятся столь много великих мудрецов, и их не заботит даже освобождение, просто чтобы получить Твою, эту пыль с Твоих лотосных стоп. Мы не заем насколько удачлива этот змей, что он автоматически получает пыль. Ты бьешь его по голове. Мы не знаем, что такого он сделал в своей прошлой жизни, что он настолько удачлив».
Хорошо. Повторяйте Харе Кришна. (Начинается киртан)

источники
на главную
Лекции Шрилы Прабхупады