внутренние

Лекция

(28 января 1967, Нью-Йорк)

Шрила Прабхупада: Мукти - освобождение. Имперсоналисты думают, что если они просто будут развивать знание: «Я не являюсь материей. Я дух» или «Я един с Высшим Духом. Сейчас, по своему невежеству я думаю, что я являюсь чем-то другим. Но когда я буду полностью находиться на уровне знания, поднимусь на уровень знания, тогда я достигну освобождения, буду свободным». Он, они, не дают никакого ответа на вопрос: «А почему вы стали обусловленными?». Вопрос: «А почему вы стали обусловленными?». Имперсоналисты думают: «Я един со Всевышним. Сейчас, находясь в невежестве ,я забыл, что я Всевышний». Они не признают Верховной Личности Бога и поэтому они придерживаются этой имперсональной концепции духовной души. То есть «Сейчас, в силу невежества, я считаю себя материей, но как только моё невежество уйдёт, я стану единым со Всевышним». Такова теория имперсоналистов. Но они не могут дать никакого ответа на вопрос «Почему вы попали под влияние невежества? Если вы Всевышний, какова причина того, что вы стали обусловлены? Тогда получается, что Всевышний попадает под влияние материальной природы. Как же тогда вы можете быть Всевышним? Всевышний не может обуславливаться». Но на этот вопрос школа имперсоналистов не даёт никакого ответа.

В действительности Всевышний никогда не падает - это реальный факт. Неотъемлемые частицы Всевышнего падают, некоторые из них, не все. Поэтому живые существа отличаются от Всевышнего. Они едины со Всевышним качественно, но не количественно. Не в размерах. И Господь Чайтанйа говорит: «Если вы просто думаете: «Я не являюсь этой материей. Я духовная душа - ахам брахмасми. Я Брахман». Это не поможет вам достичь освобождения. В действительности индивидуальные живые существа являются неотъемлемыми частицами Всевышнего. Но так или иначе, они захотели отделиться от Всевышнего, они захотели господствовать над материальной природой и поэтому они запутались. Вот таково реальное положение вещей. И мы читаем в Бхагавад-Гите: «Господь попросил»:

сарва-дхарман паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
/БГ 18.66/

«Просто предайся». Поэтому если индивидуальная душа не предаётся Всевышнему, не может быть и речи об освобождении. Не может быть и речи об освобождении. Вы можете развивать знание: «Я не являюсь этим телом. Я духовная душа». Но это не поможет вам достичь освобождения. Что произошло в действительности? Это то, что вы или мы восстали против верховного положения Всевышнего Господа. Мы можем видеть это отношение повсюду. Каждый говорит «Ну кто такой Бог? Вообще кто такой Бог?». Особенно в этот век люди так говорят. И эта имперсональная теория Абсолютной Истины обратила большую часть мира фактически в атеизм. Поэтому Господь Чайтанйа говорит, что «Вам не поможет одно лишь развитие знания о том, что «я не являюсь этой материей, я - духовная душа». И теперь Он снова приводит свидетельство из священных писаний. На каждом шагу, чтобы Он ни говорил, Он приводит какое то свидетельство из авторитетных писаний. В основном Он приводит свидетельства из Бхагавад-Гиты и Шримад-Бхагаватам. Потому что для последователей школы-вайшнавов этих двух книг достаточно для того чтобы получить знание.

Что касается Веданта-сутры, Бхагаватам и является Веданта-сутрой сам по себе. Бхагаватам является естественным комментарием на Веданта-сутру. Поэтому тот, кто достаточно хорошо знает Бхагаватам, к нему естественным образом приходит достаточное знание Веданта-сутры. Согласно Ведической традиции человек должен быть достаточно сведущим в Веданта-сутре и тогда его будут считать учёным, образованным в духовной науке. Хотя у вайшнавов есть комментарии на Веданта-сутру, тем не менее последователи этой сампрадайи Чайтанйи Махапрабху не создали никаких комментариев на Веданта-сутру, потому что они принадлежали к ученической преемственности Вйасадевы. И Вйасадева - это духовный учитель. Последующие ачарйи считали, что это будет неправильно составлять ещё что-то, потому что их духовный учитель уже составил комментарии на Веданта-сутру и они считали «О, этого вполне достаточно. Зачем нам снова составлять что-то?». Таковы некоторые положения этикета.

Так или иначе, Бхагаватам является естественным комментарием на Веданта-сутру и поэтому Господь Чайтанйа в основном приводит свидетельства из Бхагаватам и также из Пуран, Махабхараты и из всех Упанишад. Все они являются авторитетными источниками, но особенно часто он приводит свидетельство из Шримад-Бхагаватам. Итак, что касается подтверждения этого тезиса о том, что развития знания недостаточно для того, чтобы дать человеку освобождение. Человек должен принять преданное служение. Преданное служение плюс знание подобно золоту, источающему аромат. Конечно же, знание естественным образом приходит к тем, кто занят преданным служением. Они не глупцы. Те, кто серьёзно заняты преданным служением в сознании Кришны, не будут чувствовать недостаток в знании. Потому что в Бхагавад-Гите вы можете прочитать, Господь говорит

тешам сатата-йуктанам
бхаджатам прити-пурвакам
дадами буддхи-йогам там
йена мам упайанти те
/БГ 10.10/

К тем, кто заняты трансцендентным любовным служением Кришне, знание приходит естественным образом, изнутри, потому что Кришна находится внутри нас. Таким образом искренняя душа в сознании Кришны не будет чувствовать недостаток в знании и Ведической литературе. Это также подтверждается:

йасйа деве пара бхактир
йатха деве татха гурау
/Шветашватара Упанишад 6.23/

Ведическое знание, ведическое откровение. Кому открывается это ведическое знание? Оно открывается человеку, который имеет непоколебимую веру в Верховную Личность Бога и в духовного учителя, а также любовь к ним

йасйа деве пара бхактир йатха деве татха гурау

Насколько он верит во Всевышнего, настолько он верит и в духовного учителя и вот такому человеку открывается ведическое знание. Оно открывается ему изнутри, и те, кто действительно серьёзно занимают себя преданным служением в сознании Кришны, для таких людей знание является второстепенным фактором. Знание естественным образом, автоматически раскрывается им. Но для тех, кто не принимает сознания Кришны, преданное служение, а просто занимается сухим философствованием, для таких людей освобождение невозможно! Невозможно! И Господь Чайтанйа приводит одно свидетельство из Шримад-Бхагаватам из десятой песни:

шрейах-сритим бхактим удасйа те вибхо
клишйанти йе кевала-бодха-лабдхайе
/ШБ 10.14.4/

Истинное знание означает понимание последнего слова Абсолютной Истины, Верховной Личности Бога. Понимание и предание Ему себя после обретения знания. Это подтверждается в Бхагавад-Гите:

бахунам джанманам анте
/БГ 7.19/

После многих и многих рождений, тот, кто действительно обладает знанием, предаётся Мне. Шримад-Бхагаватам фактически подтверждает то же самое:

шрейах-сритим бхактим удасйа те вибхо
/ШБ 10.14.4/

Любой человек, который не принимает преданное служение в сознании Кришны, он просто занимается сухим философствованием клишйанти. Принимает на себя эти трудности. Клишйанти означает - принимать трудности, кевала-бодха-лабдхайе просто для того, чтобы понять «Это не материя. Это не дух. Это не то. Это не это.» И так далее, что не существует отдельной Сверхдуши, и что есть только одна душа и что эта концепция индивидуальной души является неправильным пониманием, невежеством. На эти темы написаны тома книг, особенно Шанкарачарйей и впоследствии его учениками. Они без сомнения очень и очень учёные люди, очень учёные, но своей схоластикой, своим словесным жонглированием они хотят покрыть Верховную Личность Бога. Они не хотят покрыть. Они думают, что они продвинуты, но Кришна скрывает Себя таким образом, чтобы они не поняли Кришну. Кришна не хочет этого, Кришна хочет, чтобы человек предался Ему, и принял преданное служение. Кришна говорит в Бхагавад-Гите:

нахам пракашах сарвасйа
йога-майа-самавритах
/БГ 7.25/

Я не открываю Себя каждому и Я не открываю Себя всем. Нет. Я скрываю Себя от их взоров. И эти имперсоналисты, поскольку они менее разумны или неудачливы, не могут видеть Кришну. Поэтому как раз для них здесь говорится шрейах-сритим. В действительности, что благоприятного в том, когда человек оставляет этот путь преданного служения и просто начинает заниматься сухим философствованием, чтобы понять? Потому что гйана означает - понимание разницы между материей и духом . И они, конечно же, погружены в этот процесс знания. Но благодаря этому философствованию они в результате просто получают

тешам асау клешала эва шишйате
/ШБ 10.14.4/

Те трудности, которые они принимают, для того чтобы понять различие между материей и духом, это трудно! Вы должны просмотреть так много ведических книг. Вы должны понять наставления Упанишад и логику, так много разных вещей вы должны принять для того, чтобы подкрепить своё понимание тешам клешала эва. И выгода, которую они получают - это трудности, которые они принимают, когда изучают так много ведических произведений для того, чтобы доказать, что Абсолютная Истина не является Личностью. Проблемы и трудности, вот их выгода которую они получают и ничего больше.

тешам асау клешала ева шишйате
/ШБ 10.14.4/

Они не получают никакой другой выгоды кроме этих трудностей, вот и всё. тешам клешала ева шишйате. Уместен такой пример:

нанйад йатха стхула-тушавагхатинам
/ШБ 10.14.4/

Это подобно тому, как вы очищаете зерновые от шелухи. Предположим, у вас много зерна, которое уже очищено от шелухи. Существует определённый процесс, как очищать зерно от шелухи и если зерно уже очищено, осталась шелуха. И если вы продолжаете бить эту шелуху, вы не сможете извлечь оттуда никакое зерно, потому что зерно уже очищено. Вот в этом проблема. Если вы просто будете бить шелуху, это не принесёт вам никакой выгоды, никакого блага. У нас должен быть какой-то конкретный результат и этот конкретный результат заключается в следующем: Когда человек непосредственным образом занят трансцендентным служением. Любовным служением Верховному Господу. Вот что рекомендуется!

дайви хи эша гунамайи мама майа дуратйайа
/БГ 7.14/

Таким образом, то же самое подтверждается в Бхагавад-Гите в седьмой главе. Господь говорит «Это ещё одно влияние майи - иллюзии». Например мы под влиянием иллюзии думаем: «Я - американец. Я - индиец. Я - царь. Я - большой человек. Я - бедный человек». У нас так много разных отождествлений, но всё это благодаря этому телу, этой телесной концепции. Здесь нет никакой реальной платформы. Всё это отождествление. И последняя ловушка майи - это заставить нас думать «Я - Бог!». Например, мы под влиянием иллюзии думаем «Я - то. Я - это. Я - то. Я - это». И если через много-много лет развития знания человек приходит к выводу: «Я - Бог! Нет никакого другого Бога, Я - Бог!», то это ещё одно покрытие майи. И Бхагавад-Гита утверждает:

дайви хи эша гунамайи мама майа дуратйайа

Кто-то пытается выбраться из тисков иллюзорной энергии, но это очень сложно. До последнего момента Майа – иллюзия будет предлагать вам что-то, чтобы предотвращать ваши попытки выбраться из её объятий дайви хи эша гунамайи мама майа дуратйайа. Как же выбраться из её рук?

мам эва йе прападйанте майам этам таранти те
/БГ 7.14/

Единственный процесс - вы должны просто предаться Кришне и Майа больше не будет вмешиваться в то, что вы делаете. Поэтому предание себя - это единственный процесс, благодаря которому вы сможете выбраться из тисков Майи.

кршна-нитйа-даса— джйва таха бхули гела
эи доше майа тара галайа бандхила
/ЧЧ, Мадхйа 22.24/

Как например, мы видим иногда собака с ошейником, точно также мы находимся. Мы являемся собаками иллюзорной энергии, собаками с ошейниками. Понимаете? Почему? кршна-нитйа-даса— джйва таха бхули гела - это живое существо является вечным слугой Всевышнего Господа Кришны и оно забыло об этом! Оно забыло об этом! галайа бандхила - точно также как на собаке висит ошейник, также и мы ходим в ошейниках.

тате кришна бхадже, коре гурура севан
майаджала чхуте, пай кришнера чаран
/ЧЧ, Мадхйа 22.25/

Поэтому если человек соглашается служить Кришне следуя указаниям духовного учителя, следуя наставлениям духовного учителя. Если он занимается служением Всевышнему Господу. майа-джала чхуте, пайа кршнера чарана. тогда он сможет выбраться из этой сети иллюзорной энергии, и пайа кршнера чарана - и сможет получить прибежище у лотосных стоп Господа Кришны.

чари варнашрамй йади кршна нахи бхадже
сва-карма карите се раураве пади мадже
/ЧЧ, Mадхья 22.26/

Чари варна. Чари варна означает - четыре касты, четыре деления в человеческом обществе. Брахманы, кшатрии, вайшйи и шудры. У каждого из них есть свои особые обязанности. У того, кто является брахманом, есть свои особые обязанности, культура, развитие знания - это их первостепенный долг и подобным же образом кшатрии имеют свои особые обязанности. Самая важная обязанность кшатриев - установить хорошую администрацию в государстве. И у вайшйев также есть особые обязанности. Что это за обязанности? Защита коров и сельское хозяйство. Таковы обязанности вайшйев. А у шудр нет никакой ответственности, поэтому они служат этим трём высшим классам. Классу разумных людей, которые заняты развитием знания, классу администраторов, которые заняты тем, что хорошо управляют, и торговцам, классу людей которые являются производителями в обществе. И это естественно. Невозможно отрицать это реальное положение вещей. В каждом обществе есть это естественное разделение. Некоторые люди принадлежат к классу интеллигенции, некоторые люди занимаются политикой, некоторые люди находят удовольствие в занятиях бизнесом. А есть такие люди, которые ничего не делают. Они поддерживают себя, просто служа другим. И существует четыре этих класса людей. В ведической цивилизации людям, принадлежащим к этим четырем классам, рекомендуется служить Всевышнему Господу. Всевышнему Господу! Выполняя свои профессиональные обязанности ,они должны служить Всевышнему Господу. Таково указание, данное в ведической литературе

чари варнашрамй йади кршна нахи бхадже
сва-карма карите се раураве пади мадже
/ЧЧ, Mадхья 22.26/

Поэтому Господь Чайтанйа говорит: Представим себе разумного брахмана. Он очень большой учёный, он великий философ, великий мыслитель - всё это замечательно. Но у него нет понимания служить Верховному Господу. Это минус! То есть получается учёный - минус сознание Кришны. Подобным же образом образованный политик, способный администратор, но минус сознание Кришны. Точно также успешный бизнесмен минус сознание Кришны. Или шудра. Это касается любого человека. Если у него нет сознания Кришны, в результате он получает

сва-карма карите се раураве пади мадже

Исполняя свои предписанные обязанности, он отправляется в ад. В ад! Это факт. Он думает: «Я исполняю свои обязанности, свой долг!», но такой человек отправляется в ад! Таково понимание Господа Чайтанйи Махапрабху. Даже если он выполняет свои обязанности замечательным образом, всёравно он отправляется в ад раураве пади мадже. Раурава означает – ад. И опять же, Он приводит свидетельство из Шримад-Бхагаватам:

мукха-бахуру-падебхйах пурушасйашрамаих саха
чатваро джаджнире варна гунаир випрадайах пртхак
/ЧЧ, Mадхья 22.27/

В Шримад-Бхагаватам в одиннадцатой песни есть эти два стиха. Что это за стихи?

мукха-бахуру-падебхйах пурушасйашрамаих саха
/ШБ 11.5.2/

В соответствии с ведической концепцией социальной жизни существует четыре разделения. Четыре разделения социального уклада и четыре разделения духовной жизни. Четыре разделения социального уклада - это брахманы, кшатрии, вайшйи и шудры. А духовные уклады - это санйаси, ванапрастхи, грихастхи и брахмачари. Когда человек становится брахмачари - это означает, что он продвигается в духовной жизни. И социальный порядок: брахманы, кшатрии - это называется варнашрама-дхарма.

В действительности не существует такого термина «индуистская религия». Вы не найдёте этого термина нигде в ведических писаниях «индуистская религия». Это слово «хинду» придумали мусульмане. Обычно они произносят «и» как «х». На западе Индии есть река которая называется Инд, река Инд. И мусульмане обычно называли эту реку Инд как «Хинду» и от этого слова «Хинду» произошло слово «Хиндустан» - то место, где живут «хинду». А «индуистская религия» - это современный термин, который ввели иностранцы. Но в действительности религия индийцев, которых называют бхаратийа, их религией является варнашрама-дхарма. Это религия четырёх каст и четырех духовных укладов. Четырёх духовных укладов и четырёх социальных укладов. И людей, которые следуют этим четырём укладам социального порядка, и четырём укладам для духовного продвижения называют варнашрам». Таким образом, термин «индуистская религия» является ошибочным. В действительности это называется варнашрама-дхарма, таков ведический термин.

Большое спасибо.

внутренние
на главную
Лекции Шрилы Прабхупады