внутренние

Лекция

(31 января 1967, Нью-Йорк)

Шрила Прабхупада: Кришна - это изначальное Солнце, поэтому там, где присутствует Кришна, не может быть никакого невежества или иллюзии. Темноту сравнивают с невежеством, иллюзией, сонливостью, ленью, одурманенным состоянием, сумасшествием – всё это тьма. Тот, в ком преобладает это качество темноты все эти вещи будут проявлены в этом человеке. Он слишком сонливый, ленивый, невежественный, то есть всё это противоположно знанию, всё это называется темнотой. И если человек действительно находится в сознании Кришны, то эти качества мы не увидим в этом человеке, таков критерий, критерий прогресса в сознании Кришны

кришна сурйа-сама; майа хайа андхакара
йахан кришна, тахан нахи майара адхикара
/ЧЧ, Мадхья 22.31/

Йахан Кришна - везде, где присутствует Кришна. Кришна - это Абсолют. Он Абсолютен, Он может присутствовать в Своих различных энергиях. Он может присутствовать также только в Своём Имени. Например, мы поём Харе Кришна и Он присутствует здесь, потому что Его Имя не отлично от Него, таков абсолютный смысл. В относительном смысле предположим кто-то приходит в мою квартиру и зовет меня "Свамиджи!", но Свамиджи сидит здесь, поэтому ответа никакого последовать не может. Например телефон, вчера Раймонд звонил нам по телефону за три тысячи миль отсюда и как только я взял трубку, я сразу же смог услышать его. Представьте себе если мы можем связаться так быстро с помощью материальных средств, насколько же могущественна должна быть духовная энергия Кришны. Хотя Он не присутствует прямо перед нами, Он может присутствовать множеством разных способов. Он может присутствовать через Своё Имя, в противном случае все эти великие ачарйи, Чайтанйа Махапрабху, не утруждали бы себя просто повторением

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

Кришна действительно присутствует здесь, в этом звуке. Если вы возьмёте какую-нибудь материальную вещь, например какая-нибудь чудесная вещь, цветок розы. Цветок розы, цветок розы, цветок розы. Как долго вы сможете повторять цветок розы? Вы скажете три раза, четыре раза, десять раз, двадцать раз, ещё немного повторите и вам станет отвратительно. Таков критерий, но Харе Кришна вы можете повторять 24 часа, - вы не будете чувствовать усталости от этого. Таков критерий. Абсолютного и относительного.

Итак, относительное имя и Абсолютное Имя. Если вы всегда делаете так, чтобы Кришна был всегда рядом с вами, откуда же может взяться невежество и иллюзия? Это невозможно. И вот это короткий путь, лёгкий способ делать так, чтобы Кришна всегда был с вами, на вашем языке:

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

И если вы непреклонно следуете этому процессу воспевания, тогда вы должны понять, что Кришна находится с вами, и нет никакой опасности, нет никакой иллюзии, нет никакой майи. Кришна может присутствовать через Свою славу. Например, мы читаем что-то, мы обсуждаем что-то о деяниях Кришны. Вот он был на поле битвы Курукшетра, Он стал возничим, Он рассказывал Бхагавад-Гиту. В этих обсуждениях Кришна также присутствует. Затем Его игры, например Его лилы во Вриндаване или с любыми другими преданными, существует множество лил. Затем спутники Кришны, преданные Кришны. Если вы говорите о них, в этом также присутствует Кришна. Если вы говорите о Нараде Муни, если вы говорите о Вйасе Муни, если вы говорите о Господе Чайтанйе, если вы говорите о Рупе Госвами. О тех, кто является беспримесными чистыми преданными Кришны. Если вы говорите о них, Кришна присутствует в этих разговорах. Он присутствует через Своё Имя, через Свою славу, через Свои игры, через Своих спутников.

Всё, что связано с Кришной, это сразу же заставляет Кришну появляться в этом месте. Это на самом деле так просто. Необходимо осознать это вот и всё. Например, Солнце находится за много миллионов миль отсюда, но Солнце может присутствовать прямо перед нами благодаря своему солнечному свету, своей энергии, своей солнечной энергии. Точно также всё это духовные энергии Кришны и Его Самого сравнивают с Солнцем, потому что Он - изначальное Солнце.

йасйа прабха прабхавато джагад-анда-коти
/Брахма самхита 5.40/

Из духовной планеты Голока Вриндавана исходит ослепительное сияние брахмаджйоти. Каким образом оно выходит? Мы очень легко можем понять это. Точно также, как из солнечного диска непрерывным потоком исходит солнечный свет. Также и настоящий солнечный свет брахмаджйоти исходит, непрерывно исходит из духовной планеты Голоки Вриндаваны. Это называется брахмаджйоти. йасйа прабха прабхавато. И всё это сияние, которое мы видим, даже эта лампа, даже это электричество, огонь, лунный свет, солнечный свет, любое сияние, - существует благодаря этому непрерывному сиянию брахмаджйоти

йасйа прабха прабхавато джагад-анда-коти

И этот материальный мир, и духовный мир располагаются на этом сиянии. Имперсоналисты сосредоточены на этом сиянии вот и всё. Разница между персоналистами и имперсоналистами заключается в том, что имперсоналисты считают это сияние конечной целью, а персоналисты говорят "Нет! Кришна является конечной целью!". Такова разница в их понимании, но вообще и то и другое является духовной обителью. Что же касается этого утверждения, что Кришна - это источник брахмаджйоти, существует множество доказательств из ведической литературы. В Иша-Упанишад в других Упанишадах это подтверждается. В Бхагавад-Гите также Господь говорит

брахманах ахам пратиштха
/БГ 14.27/

- "Я источник брахмаджйоти". Вы можете прочитать это в последнем стихе четырнадцатой главы брахмана ахам джйоти. Есть ли здесь Бхагавад-Гита? Найдите четырнадцатую главу, последний стих.

Преданный: Я основа Брахмана, бессмертного, нетленного, вечного закона и абсолютного блага".

Шрила Прабхупада: Таким образом, Он является источником брахмаджйоти. Если у нас есть такое понимание, что Кришна абсолютен, что Кришна Абсолют, если мы осознаем. Это вопрос осознания. Когда вы воспеваете Харе Кришна, если вы повторяете это механическим образом, то результат будет иным. Я уже рассказал вам, что существует десять оскорблений при воспевании Харе Кришна и механическое повторение также является оскорблением. Без оскорбительное повторение….Конечно, вначале у нас неофитов очень хорошо получается совершать множество оскорблений, но мы должны быть очень осторожными, чтобы наше повторение было без оскорбительным и тогда мы осознаем, что Кришна присутствует в Своём Имени. Он действительно присутствует там, вы осознаете это и вы получите тот же самый результат, как если бы вы встретились с Кришной лично. Вы можете видеть Кришну и слышать Кришну, потому что Кришна Абсолютен, нет разницы между видением и слушанием. Таково абсолютное понимание!

Люди придают большее значение глазам и они говорят "О! Вы можете показать мне Кришну?". А почему вы не можете слышать Кришну? Это тоже одно из чувств. Почему вы думаете, что если вы увидите Его, то вы сможете всё понять? Вы каждый день видите так много разных вещей, означает ли это, что вы можете всё понять? Так что всё это глупость, когда люди говорят "Можете ли вы показать мне?". У нас так много разных чувств и можно воспринимать любым чувством, будет тот же самый эффект, потому что Он Абсолютен. Вы можете видеть Его лично и непосредственно, или слышать Его. И скорее слушание даже лучше, потому что глазами вы не сможете понять Кришну. Когда Кришна находился здесь, все люди видели Его, но они не могли понять, кто такой Кришна. Но тот, кто услышал Кришну даже пять тысяч лет спустя, как например мы слушаем. Мы можем понять Кришну насколько это возможно, и таким образом слушание - это самое важное. Вы можете прочитать в тринадцатой главе:

шрути-парайанах
/БГ 13.26/

Шрути-парайанах означает тот, кто имеет сильное желание слушать о Кришне. Такой человек является в высшей степени квалифицированным. Итак, слушание - это очень важная вещь. Более важная, чем видеть, касаться, обонять. Слушание настолько важно! Когда все другие чувства не действуют, например когда мы спим, никакое другое чувство не действует. Как только звонит телефон, вы сразу же встаете. Никакое другое чувство не реагирует на этот звук, но чувство слуха настолько совершенно. Поэтому в соответствии с ведическим принципом это слушание очень важно, это очень важная вещь, слушание. И тот, кто очень сильно желает слушать о Кришне считается очень опытным, сведущим, потому что слушание подразумевает знание. Итак, если мы слушаем Кришну, слушаем о Кришне, слушаем Его Имя, о Его славе, тогда Кришна присутствует прямо перед нами.

И Господь Чайтанйа приводит другой пример:
виладжджаманайа йасйа
стхатум икша-патхе 'муйа
/ШБ 2.5.13/

В Бхагаватам, там где описывается иллюзорная энергия. Когда Вйасадева написал Шримад Бхагаватам, прежде всего он стал медитировать на себя в Бхакти-йоге.

бхакти-йогена манаси
самйак пранихите 'мале
апашйат пурушам пурнам
майам ча тад-апашрайам
/ШБ 1.7.4/

йайа саммохито джива
/ШБ 1.7.5/

Эта майа, эта майа Кришны иллюзорная энергия, внешняя энергия. Он также увидел её. Вйасадева увидел её. Он увидел Кришну апашйат пурушам пурнам, он увидел Верховную Личность и также Его майю. Итак "майа йада пашрайа". Майа не может приблизиться к Кришне, предстать перед Кришной, как например солнце. Невежество или темнота не могут быть там где находится солнечный свет и Он увидел:

виладжджаманайа йасйа
стхатум икша-патхе 'муйа
/ШБ 2.5.13/

Майе стыдно предстать перед Кришной, потому что ей поручено очень неблагодарное дело. Кришна поручил Майе взять обусловленные души и позаботиться о них и Майа взяла всех нас, обусловленные души, под свой надзор. Её задача наказывать нас, просто бить нас и это очень неблагодарное дело. Она исполняет свой долг, порученный ей Кришной, но все ненавидят её, особенно трансценденталисты. Они говорят "О майа, майа, майа!". Она никому не нравится, трансценденталистам она не нравится как персоналистам так и имперсоналистам. Но она занимается этим делом, как например полиция. Полиция работает на государство, но никому не нравится полиция. Все критикуют полицейских. Это неблагодарное дело. Но если они не будут строгими, если они не будут подобны докрасна раскалённому железу, они не смогут выполнять свои обязанности. Так они наказывают тех, кого нужно наказывать, но люди не любят их, никто не любит полицейских. Понимаете? Даже если полицейский вдруг ни с того ни с сего придёт, придёт сюда и сядет здесь чтобы слушать нас. Мы будем подозревать, мы будем думать "О! Он пришёл с какой то целью". Это такое неблагодарное дело. Точно также Майе поручено неблагодарное дело. Она не может приблизиться к Кришне и также её не любят обусловленные души. И здесь говорится:

виладжджаманайа йасйа
стхатум икша-патхе 'муйа

Почему? вимохита викаттханте.
Тот, кто покрыт иллюзией, этой майей викаттханте, говорит словно сумасшедший. Что это? мамахам ити дурдхийам. Глупые обусловленные души погружены в две вещи: "я" и "моё". Это "моё", а это "я". Я господин всего, что я вижу вокруг. Это моя страна, это моё общество, это моё тело, это мой сын, это мои дети, это мой дом. Они погружены во всё это. Хотя ничто не принадлежит ему. За одну секунду всё может быть уничтожено, тем не менее, он настолько викаттханте. "О! Моё общество, моя страна, мой отец, моя мать", - так много "моё", "моё". Ничто не принадлежит ему, но он постоянно говорит "Моё, моё, моё" - это майа. И эта майа не может приблизиться к человеку, который постоянно занят в сознании Кришны. Так говорит Господь Чайтанйа и при этом Он приводит доказательства. Если мы хотим освободиться от оков майи - это единственный путь, стать сознающим Кришну. Нет никаких других средств. Потому что здесь ясно говорится

кришна сурйа сама
/ЧЧ, Мадхья 22.31/

Просто попытайтесь понять этот момент. Кришна сурйа сама - Кришна подобен Солнцу, майа андхакара - и майа подобна тьме. Это тьма. Вы не можете себе представить, чтобы тьма была там, где солнечный свет, точно также Кришна подобен Солнцу. Вы можете себе представить, чтобы Кришна и майа были вместе? Нет! Это невозможно. Там где майа, там нет Кришны. И там где Кришна там нет майи. Таков критерий. Если мы все ещё находимся в майе - это означает, что мы находимся вне сознания Кришны. И если я на самом деле нахожусь в сознании Кришны, то не может быть майи. И каков же признак майи? Мам ахам - "Моя страна, моё общество, мой отец, моя мать, моя жена, мои дети, моя собственность, моё положение. Моё, моё, моё!". И нет конца и края этому "моему". Хотя ничего не принадлежит человеку. Вот, вот это называется майей. И чем больше мы прогрессируем в сознании Кришны, тем больше это сознание "моего" и сознания "я" будет уменьшаться, точно также как во время еды голод и слабость будут исчезать. Если вы голодны и если вы не ели три дня, вы становитесь слабым и вы сильно хотите есть. Это естественное последствие. И как только вы начинаете есть, эта слабость исчезает и голод исчезает, и приходит удовлетворение. Это несомненно так. Точно также, если эти две вещи не могут находиться вместе, майа и Кришна, тогда если я в сознании Кришны, тогда не может быть и речи о майе. Может быть я ещё не полностью в сознании Кришны, это возможно. Как например если я ем, может быть мой голод удовлетворяется не сразу и может быть слабость исчезает не сразу, потребуется немного времени для этого. Точно также продвижение в сознании Кришны может быть постепенным процессом. Но это правило. Если мы находимся в сознании Кришны не может быть никакого существования майи, иллюзии. Таков критерий! Если я всё ещё в иллюзии, тогда я должен понимать, что то, что я делаю в сознании Кришны, не приводит меня к духовному прогрессу. Таков критерий.

кришна, томара хана йади бале эка-бара
майа-бандха хайте кршна таре каре пара
/ЧЧ, Мадхья 22.33/

Это очень замечательная вещь! Почему человек в сознании Кришны может не прогрессировать? Потому что мы недостаточно предались. У нас сомнения, "действительно ли сознание Кришны может сделать меня продвинутым?". У нас сомнения. И до тех пор, пока у нас будут оставаться сомнения, мы не будем прогрессировать в сознании Кришны. Мы должны вычистить все сомнения прочь. У каждого есть право вычистить сомнения, вычистить сомнения. Если вы думаете, что Кришна - это обыкновенный человек, то это является сомнением. Обыкновенный человек,

аваджананти мам мудха манушим танум ашритам
/БГ 9.11/

"Глупцы думают, что Я обыкновенный человек". Но Он не является обыкновенным человеком, Он – Бог. И мы не должны отходить от Кришны на том основании, что Он сидит на коленях Йашоды. Он всё равно остаётся Кришной при этом. Есть различные подобные примеры, поэтому мы должны слушать о Кришне. Когда Кришне было всего три месяца - это был такой красивый ребёнок. И об этом красивом ребёнке заботились все женщины и девушки. "О! Это так чудесно!" и Путана - демоница предстала перед Йашода Майей в облике прекрасной девушки, потому что её послал Камса. Камса думал "Как бы убить Кришну?". И она пришла туда с грудью, помазанной ядом. Она думала, что возьмёт ребёнка и естественно ребёнок начнет пить молоко из груди женщины. И как только Кришна начнёт пить молоко из груди, яд попадёт к Нему и Он умрёт. Таков был её план. И Йашода Майа была очень невинной женщиной. Путана пришла и сказала "О Йашода! У тебя такой замечательный ребёнок. Пожалуйста, дай мне подержать его на коленях!". "Да, да! Почему нет? Возьми!". И она сразу же прислонила ребёнка к своей груди и Кришна начал пить молоко из груди. Кришна высосал яд и Кришна также высосал её жизнь. И сразу же демон упал. Огромное тело, гигантское тело свалилось. "О! Он такой могущественный!". И Он, Всемогущий, сидит на коленях у Своей матери. И Йашода Майа думала "О! Господь спас моего ребёнка! Эта демоница пришла, чтобы обмануть меня!". Йашода Майа не знает, что Господь вот здесь, у неё на коленях. Это другая майа. Это называется йога-майа. Если бы Йашода Майа понимала, что Он - Бог, тогда она не могла бы воспитывать этого ребёнка, как обыкновенного ребёнка, как своего ребёнка. Поэтому она должна находиться в неведении. Ведь здесь только любовь, только любовная связь, вот и всё. Ослеплённый любовью человек иногда может забывать, кем является он или она, точно также и Йашода Майа. Хотя она и постоянно видит множество чудесных вещей, которые вытворяет Кришна, тем не менее она думает: "О! Он мой ребёнок! Всё это случается благодаря какой то сверхъестественной силе. Это милость Бога. Это милость Бога, что ребёнок мой был спасён". И она просто заботится о том, как бы уберечь своего ребенка, вот и всё.

Все эти вещи мы должны изучать, видеть. Потому что если мы не слушаем о Кришне совершенным образом - мы не сможем предаться, поэтому слушание очень важно. И кришна томаре - как только мы предаёмся Кришне. Кришна очень разумен, Он более разумен, чем мы. По крайней мере, на два дюйма более разумен. Она знает, насколько я предался. Если я просто притворно заявляю "Я стал сознающим Кришну", - Он способен понять это, Он способен понять. Но если человек действительно предаётся, тогда уже не может быть и речи о том, чтобы майа нападала на него. Всем атакам майи приходит конец, но проблема в том, что у нас сомнения. Мы не предаёмся. Мы не понимаем Кришну. И поэтому трудности постоянно беспокоят нас.

Большое спасибо.

внутренние
на главную
Лекции Шрилы Прабхупады