Чайтанья-чаритамрита

Лекция по Чайтанья-чаритамрите, Мадхья-лила 20.110-111

(17 ноября 1975, Бомбей)

Шрила Прабхупада:

эка-деша-стхитасйагнер
джйотсна вистарини йатха
парасйа брахманах шактис
татхедам акхилам джагат
/ЧЧ, Мадхья 20.110, Вишну-пурана 1.22.52/

Мы обсуждали этот стих вечером в последнее воскресенье. Итак, приводится пример: огонь находится в одном месте, но тепло и свет распространяются. Мы можем видеть яркий пример, Солнце. Планета Солнце находится в одном месте - все мы можем видеть - и тепло и свет распространяются по всей вселенной. В соответствии с нашей ведической концепцией, Солнце движется вокруг, не солнце находится в центре. В центре вселенной, но оно движется вокруг. Кала-чакра. Это называется кала-чакра. В Брахма-самхите говорится,

йач-чакшур эша савита сакала-граханам
раджа самаста-сура-муртир ашеша-теджах
йасйаджнайа бхрамати самбхрта-кала-чакро
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
/Брахма-самхита 5.52/

Из Бхагаватам мы понимаем, что Солнце не находится в одном месте, но движется по кругу. И вся планетная система вселенной, она также движется, обходя полярную звезду, обходя полярную звезду как ось. Итак, мы можем видеть, что Солнце находится в центре вселенной, но оно излучает и греет всю вселенную. Подобным образом Кришна находится в своей собственной обители, на Голоке Вриндаване, но благодаря распространению его различных энергий он является всепроникающим. В этом суть. Когда вы говорите, что Бог "всепроникающий"- Его энергия. Но он не отличается от своей энергии.

шакти-шактиматайор абхеда
/Веданта-сутра/

Шактиман, источник энергии и энергия, они не отличны. В Бхагават-Гите также сказано, Кришна говорит

майа татам идам сарвам
джагад авйакта-муртина
/БГ 9.4/

"Я нахожусь по всей вселенной в моей форме авйакта, непроявленной форме". Проявленная форма это Кришна. Это на Голоке Вриндавана.

парасйа шактир вивидхайва шруйате
/ЧЧ, Мадхья 13.65, комментарий, Шветашватара-упанишад 6.8/

Он распространяется по всей вселенной, везде.

андатара-стха-параману-чайантара-стхам
/Брахма-самхита 5.35/

Он находится внутри вселенной, андантара-стхам, и парамaну-чайантара-стхам, также внутри атома. Он всепроникающий.

сарвам кхалв идам брахма
/Чхандогья-упанишад, 3.14.1/

Поэтому это надо понять. Бог одновременно локализован и всепроникающий. Философы майавади мыслят материально, что "Если Бог всепроникающий, то почему он должен быть локализован?". А почему бы Ему и не быть? Это ответ. Бог не находится под вашим контролем. Он всемогущий. Он может так делать. Остаётся на своем месте, он может распространить себя. Он может распространить себя везде. Андатара-стха-параману-чайантара-стхам.

адваитам ачйутам анадим ананта-рупам
/Брахма-самхита 5.33/

эко 'пй асау рачайитум джагад-анда-котим
йач-чхактир асти джагад-анда-чайа йад-антах
андантара-стха-параману-чайантара-стхам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
/Брахма-самхита 5.35/

Такова концепция всепроникающего. Итак,

эка-деша-стхитасйагнер джйотсна
вистарини йатха,
парасйа брахманах шактих
/ЧЧ, Мадхья 20.110, Вишну-пурана 1.22.52/

Итак, мы должны понимать присутствие Бога везде благодаря его энергии.

парасйа брахманах шактис
татхедам акхилам джагат

Во многих местах в Бхагават-Гите как она есть также говорится,

атха ва бахунаитена
ким джнатена таварджуна
виштабхйахам идам кртснам
экамшена стхито джагат
/БГ 10.42/

Экамшена стхито. Как Параматма, он находится везде. Когда Чайтанья Махапрабху говорит,

кришнера свабхавика тина-шакти-паринати
чич-чхакти джива-шакти ара майа-шакти
/ЧЧ, Мадхья 20.111/

Итак, всё является парасйа брахманах шакти. Всё, что мы видим, это проявление разных энергий Верховного Господа. Пример это огонь и тепло и свет. И всё. Итак, тепло это материальная энергия, а свет это духовная энергия. Например, когда мы чувствуем какое-то тепло, то вы сразу же можете понять, что есть какой-то огонь. А если есть свет, то вы сразу же можете понять, что есть огонь. Вы можете видеть свет и вы можете чувствовать тепло. Благодаря чувствованию, и видению, мы можем понять присутствие Бога везде. Это разум, а не так, что... Они глупо бросают вызов, "Я могу... можете ли вы показать мне Бога? Я не могу видеть Бога, поэтому"... Нет. Почему вы не можете видеть Бога? Вы можете чувствовать присутствие Бога, благодаря теплу и свету. Свет. Вы можете видеть свет. Когда есть свет, то вы можете видеть и свет и тепло. Поэтому это также подтверждается в ведической литературе, мы должны оценить присутствие Бога везде с помощью разных его энергий, в точности как тепло и свет.
Итак, это энергия Кришны... у него есть множество энергий.

на тасйа карйам каранам ча видйате
на тат самаш чабхйадхикаш ча дршйате
парасйа шактир вивидхайва шруйате
свабхавики джнана-бала-крийа ча
/ЧЧ, Мадхья 13.65, комментарий/

Это указание Вед. На тасйа карйам каранам ча видйате. Кришна... Здесь он играет на своей флейте, но его энергии действуют. Также как большой человек, большой бизнес магнат: он сидит в своей комнате, но его энергия действует - большой, большой завод действует; автоматически зарабатывается огромная прибыль. Поэтому если это возможно для обычного человека, когда он сидит в одном месте, и тем не менее, всё происходит под руководством его энергии, тогда почему не Кришна, Верховный Господь? Он сидит в одном месте.

голока эва нивасати акхилатма-бхутах
/Брахма-самхита 5.37/

ананда-чинмайа-раса-пратибхавитабхис табхир
йа эва ниджа-рупатайа калабхих,

Голока эва нивасатй акхилатма-бхутах. Он находится на своей планете, Голока Вриндавана; тем не менее действуют его энергии. Действует материальная энергия, это материальный мир. Кришна говорит,

майадхйакшена пракритих
суйате са-чарачарам
/БГ 9.10/

Под его надзором действуют все законы материальной природы. Солнце встаёт в точное время, встаёт Луна. Всё происходит замечательным образом, по минутам. Парасйа шактих.

свабхавики джнана-бала-крийа ча

Это происходит так замечательно, что Кришне не надо учиться тому, как это делать. Машина настолько совершенна, что она действует совершенно. Цветок вырастает благодаря его энергии.

пунйо гандхах пртхивйам ча
/БГ 7.9/

Вы садите в почву особое семя, и когда роза вырастает, то появляется особый аромат. Свабхавики джнана-бала-крийа ча. Мы не видим, как действуют энергии Кришны, но они действуют. Не думайте, что "это происходит автоматически... где был этот кусок и где был"... Нет. Не так. Всё. Но его энергии настолько совершенны. Также как если вы хотите нарисовать один красивый цветок, вы всё устроили - краски, кисть, холст - и вы должны применить ваши энергии и... Но тем не менее, это не получится так совершенно. Но энергии Кришны настолько совершенны, что мы можем видеть, что это происходит автоматически, но есть контроль Кришны. Нет вопроса случайности. Всё контролируется. Свабхавики джнана-бала-крийа ча. Мы должны делать это нашей рукой, рисовать изображение красивой розы, но в природе появляются цветы. Мы видим, что это происходит само собой. Нет. Действуют энергии Кришны, но там это происходит так гладко, я имею в виду, аккуратно, что ему не надо прикладывать свою энергию, а это происходит автоматически. Свабхавики джнана-бала-крийа ча. Всё то знание, которое необходимо... Если вы изучали, то вы найдёте в лепестках цветка цвета симметричны, все. Какой цвет необходим, он появляется. Мы говорим "автоматически". Не автоматически. Свабхавики джнана-бала-крийа. Знания и действия Кришны настолько совершенны, что они появляются.

Итак, Чайтанья Махапрабху говорит, что кришнера свабхавика тина... Свабхавика. Естественно, автоматически, непостижимо. Мы не можем этого постичь, как это действует. Итак,

кришнера свабхавика тина-шакти-паринати
чич-чхакти джива-шакти ара майа-шакти
/ЧЧ, Мадхйа 20.111/

Итак, есть много энергий, и все энергии, собранные вместе, разделяются на три. Одна это чит-шакти, духовная энергия, другая это джива-шакти, пограничная энергия.

Джива-шакти... Мы являемся пограничной энергией. Мы шакти; мы не шактиман. Вы должны это постоянно помнить.

джива-бхутах маха-бахо
йайедам дхарйа...
/БГ 7.5/

Пара пракрити. Апарейам итас ту виддхи ме пракритим парам, джива-бхута. Джива это пара пракрити. Это пракрити. Как-то я это уже объяснял. Это не пуруша. Пуруша это наслаждающийся, а пракрити наслаждаются, её контролируют. Пракрити контролируют, а Бог это тот, кто контролирует. Итак, все эти шакти полностью находятся под контролем Верховной Личности Бога.

майадхйакшена пракритих
суйате са-чарачарам
/БГ 9.10/

В другом месте:

сршти-стхити-пралайа-садхана-шактир эка
чхайева йасйа бхунавани бибхарти дурга
иччханурупам апи йасйа ча чештате са
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
/Брахма-самхита 5.44/

Каждая шакти действует под его руководством. Это Кришна.

кришнера свабхавика тина-шакти-паринати
чич-чхакти джива-шакти ара майа-шакти
/ЧЧ, Мадхйа 20.111/

Итак, Чайтанья Махапрабху... Таков процесс ачарии. Ачарйа. Ачиноти шастра, шастрартха. Тот, кто знает шастра-артха, тот, кто принял шастрартху, он является ачарьей. Тогда, он сразу же приводит свидетельства из шастр.

вишну-шактих пара прокта
кшетраджнакхйа татха пара
авидйа-карма-самджнанйа
тритийа шактир ишйате
/ЧЧ, Мадхйа 6.154, Вишну Пурана 6.7.61/

Он разделил всю энергию Кришны не три: чит-шакти, джива-шакти, и майа-шакти. Итак, свидетельства приводятся из шастр, Вишну-Пурана, это вишну-шактих пара прокта. Изначально энергия Кришны это чит-шакти. Чит-шакти означает духовная энергия, но когда она покрыта облаком, то она не сияет. За облаком есть настоящее сияние. Итак, эта материальная энергия означает, что она покрыта невежеством. В этом заключается разница между духовной энергией и материальной энергией. Есть две энергии. Энергия одна: вишну-шакти пара прокта. Это пара, духовная энергия. Кшетраджнакхйа татха пара. Кшетраджнакхйа татха пара. Кшетраджна означает джива-шакти, тот, кто знает кшетра и кшетраджна. Это предмет есть в 13-й главе Бхагават-Гиты.

кшетра-кшетраджнайор джнанам
/БГ 13.3/

Поэтому когда Арджуна спросил, кшетра-джнам, Кришна ответил,

идам шарирам кшетрам абхидхияте
/БГ 13.1-2/

"Это тело является кшетра, и тот, кто знает это тело...". Также как я говорю, "это моё тело", итак, я кшетраджна. Итак, здесь тот же кшетраджна.

кшетраджнакхйа татха пара

Джива-шакти, она тоже духовна. Мы все духовны, в этом наша ошибка, что я думаю, что "я являюсь этим телом". Это невежество. Весь мир действует под этим невежеством, что "я являюсь этим телом".

йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке,
са эва го-кхарах
/ШБ 10.84.13/

Если мы изучим этот стих, всякий, кто находится под впечатлением... В телесной концепции, "я являюсь этим телом", - тогда он не лучше чем животное. Са эва го-кхарах. Го означает корова, а кхара означает осёл. Вот что происходит. Все, так называемый национализм, нации... Итак, в чём смысл наций? "Я американец", "я индиец", "я индус", "пакистанец". Телесная концепция жизни. Но шастра отвергает сразу же. Если кто-то находится в телесной концепции жизни... Са эва го-кхарах: "Он не лучше, чем животное". Это вызов шастр. Итак, все эти так называемые национальности, большие, большие нации, большие, большие расы, касты и т.д., и т.п, каково их положение? Положение таково, что все они животные. И всё. Это вердикт шастр. Са эва го-кхарах. На самом деле этим утром мы говорили, одна собака видим другую собаку: "О, она живёт по соседству". Она сразу же начинает гавкать. Иммиграционный департамент: "Почему пришли к нам? Хорошо, вы можете оставаться здесь три дня. Затем вы должны уехать". Собака гавкает. Итак, мы открыли так много отделений, но основной принцип это

са эва го-кхарах
/ШБ 10.84.13/

все они находятся на уровне животного сознания. Это современная цивилизация. Индия никогда не должна была быть такой. Пандитах сама-даршинах. Теперь мы потеряли эту высокую культуру. Пандитах сама-даршинах. Они никогда не...

видйа-винайа-сампанне
брахмане гави хастини,
суни чайва шва-паке...
/БГ 5.18/

Потому что там не было телесной концепции жизни. Это была прерогатива Индии. Но теперь мы также развиваем телесную концепцию жизни, и становимся одним из животных. Нет никакой разницы. Если человек находится в телесной концепции жизни, то он не лучше, чем животное... Собаки сражаются, что "я собака, а ты другая собака". Если человек также сражается, но основе того же принципа, тогда в чём же разница между собакой и человеком?

Итак, это можно понять, когда мы на самом деле... Прахлада Махарадж был удивлён, когда его учитель учил его тому, как относиться к врагам. Он был удивлён: "Кто является врагом?". Итак, у вайшнава нет врагов. Вайшнав это друг. Патитанам паванебхйо.

ванчха-калпатарубхйаш ча
крипа-синдхупйа эва ча
патитанам паванебхйо
ваишнавебхйо намо намах

/я предлагаю мои почтительные поклоны всем вайшнавам, преданным Господа. Они могут исполнить желания каждого, подобно деревьям желаний, и полны сострадания к падшим душам/.

Вайшнав должен освобождать патита, падших. Падший означает павший в телесную концепцию жизни. Это патита. Итак, патитанам паванебхйо. Ещё одна цель Кришны это освободить этих глупцов и негодяев, которые находятся в телесной концепции жизни,

дехино 'смин йатха дехе
каумарам йауванам джара
/БГ 2.13/

Сначала указывая на то, что "ты не являешься этим телом". Тогда начинается знание. А иначе, где это знание, если человек находится в телесной концепции жизни? У него нет знания. И он является пара-шакти. А не апара-шакти.

Aпара-шакти... что такое апара-шакти? Теперь,

авидйа-карма-самджна анйа
тритийа шактир ишйате
/ЧЧ, Мадхйа 6.154, Вишну Пурана 6.7.61/

Этот материальный мир означает полный авидьи и карма-самджна, и трудится тяжело как свиньи и собаки, день и ночь. Это материальный мир. Материальный мир означает основанный на невежестве того, что "я не являюсь этим телом", и трудится день и ночь как свиньи и собаки. Это материальная жизнь. Но человеческая жизнь, хотя у нас есть эта материальная жизнь, тело, мы не должны быть, я имею в виду, сбитыми с толку.

аханкара-вимудхатма картахам ити манйате
/БГ 3.27/

Аханкара, принимать это тело в концепции аханкары, ложной аханкары, эгоизма - "я индиец," "я американец," "я то," "я это" - это называется аханкара. Вимудхатма картахам ити манйате. И так действует весь мир.
Поэтому если мы хотим избавиться от этого невежества, тогда мы должны принять сознание Кришны. А иначе нет никакой возможности. А если мы будем оставаться в невежестве, тогда мы будем продолжать совершать греховную деятельность и запутаемся в карма-чакра.

асанн апи клешада аша дехах
/ШБ 5.5.4/

Если вы не оставите это невежество телесной концепции жизни, и если вы будете продолжать эту телесную концепцию жизни, тогда мы запутываемся в законах природы.

кармана даива-нетрена джантор деха упапатти
/ШБ 3.31.1/

И мы будем создавать другую ситуацию для другого тела. А другое тело означает ещё один период страданий. Вот что происходит.

асанн апи клешада аша дехах,
на садху манйе йато атмано 'йам

Атма это сач-чид-ананда, но из-за телесного покрытия, того, что мы заключены в это тело, мы страдаем. Мы страдаем. Поэтому Кришна говорит, что

тамс титикшасва бхарата
/БГ 2.14/

"Бхарата, о сын династии Бхарата, Бхарата...". Итак, в этом материальном мире есть страдания. Но что это за страдания?

матра-спаршас ту каунтейа
шитошна сукха-духкха-дах

Из-за этого тела... Теперь, в эту пору года мы чувствуем тепло. Поэтому есть вентиляторы. Но в другую пору года тело такое же, но время года поменялось. Поэтому я должен покрыть себя тёплым пальто и штанами. Итак, это ощущение холода и тепла происходит из-за этого тела. А что это за тело, это материальное тело? Поэтому все наши ощущения счастья и несчастья связаны с этим телом. Мы этого не знаем. Поэтому самое лучшее решение страданий жизни это прекратить это материальное тело. Тогда вы будете находиться на духовном уровне, больше не будет никаких противоречий.

матра-спаршас ту каунтейа
шитошна-сукха-духкха-дах
агамапайино анитйах
тамс титикшасва бхарата
/БГ 2.14/

Таков совет. Мы должны заниматься нашим собственным делом, само-осознанием. Это тапасйа.

тапо дивйам путрака
йена шуддхйед саттвам
/ШБ 5.5.1/

Существование... Для того, чтобы очистить существование, мы должны практиковать тапасью, а не бегать как кошки и собаки туда и сюда. Это не решит проблем жизни. Человеческая жизнь предназначена для

тапо дивйам путрака
йена шуддхйет саттвам
йасмад брахма-саукхйам анантам

Таков процесс.

махат-севам дварам ахур вимуктес
/ШБ 5.5.2/

Если вы хотите выбраться из этой обусловленности несчастий материального тела, тогда махат-севам: общайтесь с махатмами и служите им.

махат-севам дварам ахур вимуктес
тамо-дварам йошитам санги-сангам

А если вы хотите наслаждаться чувствами, тогда существует путь невежества: тамо-дварам. Тогда вы не знаете, куда вы идёте. Сегодня вы человек. А завтра, после этого тела, вы можете стать растением или деревом или кем-то другим. Это тамо-дварам. Мы пробиваемся сквозь тьму. Но мы не должны оставаться во тьме.

джйотир гамах, тамаси ма
/Брихад-аранйака упанишад, 1.3.28/

"Не оставайтесь во тьме. Выходите на свет".

Итак, у нас есть так много книг знания, которые дают нам свет, особенно в этот век, - Бхагават-Гита и Шримад-Бхагаватам. Воспользуйтесь этим преимуществом и выйдите на свет и сделайте вашу жизнь успешной. Это движение сознания Кришны.

Большое спасибо.

Чайтанья-чаритамрита
на главную
Лекции Шрилы Прабхупады