источники

Нектар преданности

(12 ноября 1972, Вриндаван)

Прадьюмна (читает): «Как служение преданных привлекает Кришну, описывает Нарада в Седьмой песни «Шримад-Бхагаватам» (ШБ 7.10.48-49). В этих стихах Нарада обращается к царю Йудхиштхире, восхищенному возвышенными качествами Прахлады Махараджи. Преданного всегда восхищают поступки других преданных. Махараджа Йудхиштхира восхищался качествами Прахлады Махараджи, что является одним из признаков чистого преданного. Чистый преданный никогда не считает себя великим. Он всегда ставит других преданных выше себя. Царь думал: «Прахлада Махараджа - настоящий преданный Господа, а я - ничто», - но его размышления прервал обратившийся к нему Нарада:

«О царь Йудхиштхира, в целом мире нет никого удачливее вас [братьев Пандавов]. Сам Верховный Господь воплотился на этой планете и ведёт Себя с вами как обыкновенный человек. Он неразлучен с вами. Он живет с вами, скрывая Себя от глаз других людей. Другим не дано понять, что Он - Верховный Господь, а Он живет с вами, играя роль вашего двоюродного брата, друга и даже посланника. Поэтому знай, что в целом мире нет никого счастливее вас».

В «Бхагавад-гите», когда Кришна явил Свою вселенскую форму, Арджуна обратился к Нему с такой молитвой: «О Кришна, я считал Тебя своим двоюродным братом, и поэтому не оказывал Тебе должного почтения, называя Тебя то Кришной, то своим другом. На самом же деле Ты настолько велик, что я даже не в силах постичь Твоё величие». Таков был жребий Пандавов: Кришна - Верховная Личность Бога, величайший среди великих, - проводил всё Своё время с братьями-царевичами, привлеченный их преданностью, дружбой и любовью. Это доказывает величие преданного служения. Оно способно привлечь даже Верховную Личность Бога. Бог велик, но преданное служение превосходит даже Бога, так как привлекает Его Самого. Люди, не занятые преданным служением, лишены возможности постичь величие преданного служения Господу и по достоинству оценить его.

Начальные стадии преданности. В «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами описывает три формы преданного служения: регулируемую практику преданного служения, преданное служение в экстазе и преданное служение в чистой любви к Богу. Каждая из этих форм преданного служения имеет много разновидностей. Как правило, выделяют два вида регулируемой практики преданного служения, четыре вида преданного служения в экстазе и шесть видов преданного служения в чистой любви к Богу. Все эти разновидности будут описаны Шрилой Рупой Госвами ниже.

В этой связи Шрила Рупа Госвами предлагает классифицировать людей, способных принять сознание Кришны, то есть преданное служение, по их наклонностям. Он говорит, что преданное служение в этой жизни - это продолжение процесса преданного служения, начатого в одной из предыдущих жизней. Тот, кто раньше никак не был связан с преданным служением, не может встать на этот путь. Предположим, в этой жизни я практикую преданное служение и достигаю определённого уровня. Даже если я не достигну полного совершенства, всё, чего я достиг, останется со мной. В следующей жизни я начну служение с того уровня, до которого дошел в этой. Таким образом, преданное служение - это непрерывный процесс. Но даже если человек раньше не имел никакого отношения к преданному служению, если он по чистой случайности проявит интерес к наставлениям чистого преданного, он тоже может встать на этот путь и прогрессировать в преданном служении. Однако в любом случае, людям, имеющую врожденную склонность к изучению таких книг, как «Бхагавад-гита» и «Шримад-Бхагаватам», преданное служение даётся легче, чем тем, кто привык к умозрительному философствованию и логическим умозаключениям».

Шрила Прабхупада: Итак, Нарада Муни давал наставления Вьясадеве в следующем стихе:

тйактва сва-дхармам чаранамбуджам харер
/ШБ 1.5.17/

«Человек, оставивший материальные занятия ради преданного служения, который принял прибежище у лотосных стоп Кришны…»

камад двешад бхайат
/ШБ 7.1.30/

как сказано в «Шримад Бхагаватам». Подобно гопи, которые приняли прибежище Кришны, руководствуясь, как может показаться, своим вожделением. Но это не было вожделением. Это была чистая любовь. Но в материальном мире подобные вещи считаются вожделением.

Так в чём же состоит разница между любовью к Богу и вожделением?

Ведь обычные люди будут считать, что гопи привлеклись Кришной из-за своего вожделения. В «Чайтанья-чаритамрите» Кришнадас Кавирадж Госвами говорит, что между материальным вожделением и любовью к Богу существует разница. Он сравнил любовь к Богу с золотом, а вожделение с железом. Поэтому, разница между материальным вожделением и любовью к Богу состоят в следующем: то, что в материальном мире считается любовью, является вожделением. Потому что люди хотят удовлетворять только свои личные желания. Но здесь гопи и другие преданные хотят удовлетворять чувства Кришны. Такова разница между вожделением и любовью к Богу.

атмендрийа-прити-ванчха — таре нама кама
/ЧЧ, Ади 4.165/

Когда человек хочет удовлетворять только свои желания… Например, юноша и девушка любят друг друга. Это удовлетворение своих собственных чувств. Как только мои желания перестают удовлетворяться, то любовь сразу же заканчивается. Её больше нет. В Кали-югу, как говорится в шастрах,

дампатйе ратим эва хи

Любовь мужа и жены начинает переживать трудные времена, как только исчезает удовлетворение, приносимое сексуальными отношениями. дампатйе ратим эва хи. А в западных странах мы обнаруживаем… В нашей стране это тоже началось: так много супружеских пар разводятся. Это в основном происходит из-за неудовлетворённых сексуальных желаний. Это и есть вожделение. Но здесь отношения между Кришной и гопи имеют совершенно иную природу. Гопи одевались так, чтобы удовлетворить Кришну. Конечно, это очень трудно понять. Но мы должны знать из шастр, что у гопи нет желания удовлетворять свои чувства. Они хотят удовлетворить только Кришну.

кришнендрийа-прити-иччха дхаре према нама атмендрийа-прити-ванчха — таре нама кама
/ЧЧ, Ади 4.165/

В этом и состоит разница. Любить Кришну – значит удовлетворять Его, а не свои желания. В «Бхагавад-гите» есть пример. В самом начале Арджуна хотел удовлетворить свои чувства. Он отказывался сражаться со своим дедом, учителем, племянником и братом, которые находились на стороне противника. Он думал, что их смерть не принесет ему счастья. В этом проявилось желание Арджуны удовлетворять свои собственные чувства. Но в конце, когда он понял науку «Бхагавад-гиты»,

сарва- дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа
/БГ 18.66/

Наш долг – удовлетворять чувства Кришны. Затем он, чтобы удовлетворить Кришну, убил своих родственников: своего деда, своего учителя. Необходимо удовлетворять чувства Кришны, а не преследовать только свои интересы. Продолжай читать.

Прадьюмна: «Это утверждение можно подкрепить высказываниями многих авторитетных ученых прошлого. Все они сходятся на одном: человек может руководствоваться определенными убеждениями, сложившимися на основании его собственных умозаключений и решений, но придет другой, более сильный в логике человек, и опровергнет все эти заключения, заменив их другими. Таким образом, с помощью логических умозаключений никогда нельзя прийти к окончательному выводу, вот почему «Шримад-Бхагаватам» рекомендует следовать авторитетам.
Далее приводится общее…»

Шрила Прабхупада:
махаджано йена гатах са пантах
/ЧЧ, Мадхья, 17.186/

Невозможно понять, что такое шраддха и садхана просто при помощи логических умозаключений. тарко апратиштха. Мы не можем установить истину при помощи умозаключений. Священные писания очень многообразны.

шрутайо вибхинах махаджано йена гатах са пантхах

Любой философ хочет обязательно чем-то отличаться от другого. Поэтому, махаджано йена гатах са пантхах: мы должны идти по стопам великих авторитетов. О них тоже говорится в «Шримад-Бхагаватам»:

свайамбхур нарадах шамбхух кумарах капило манух
прахладо джанако бхишмо балир ваийасакир вайам
/ШБ 6.3.20-21/

Ямарадж сказал: «Это - восемь авторитетов». Поэтому у нас есть сампрадайи: Брахма сампрадайя, затем Рудра-сампрадайя, Лакшми-сампрадайя, Шри-сампрадайя, Мадхава-сампрадайя, Брахма-сампрадайя. Мы должны идти путем сампрадайи. Мы, представители Мадхава-гаудии сампрадайи, следуем по стопам Чайтаньи Махапрабху, что подтверждено шестью Госвами,

шри рупа санатана бхатта рагхунатха шри джива гопала бхатта даса рагхунатха

Итак, мы должны следовать авторитетам. Мы не можем ничего придумывать от себя. Нет необходимости проводить какие-то исследования. Просто, если мы пойдем путем, проложенным великими авторитетами, это нам поможет. Да, продолжай.

Прадьюмна: «Далее приводится общее описание преданного служения, данное Шри Рупой Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху». Уже говорилось, что преданное служение можно разделить на три категории - регулируемую практику преданного служения, преданное служение в экстазе и преданное служение в чистой любви к Богу.

С этого момента Шри Рупа Госвами приступает к описанию регулируемой практики преданного служения. Слово «практика» подразумевает, что чувства человека заняты той или иной деятельностью. Следовательно, регулируемая практика преданного служения - это использование наших органов чувств в служении Кришне. Одни чувства предназначены для приобретения знаний, другие для того, чтобы приводить в исполнение наши решения, основанные на размышлениях, эмоциях и желаниях.

Таким образом, практика подразумевает одновременное участие ума и чувств в регулируемом преданном служении.

Цель этой практики, однако, не в том, чтобы развить в себе нечто чуждое нашей природе. Возьмём, к примеру, ребенка, который учится ходить. Это тоже практика. Однако это не значит, что ходить противоестественно. Способность ходить изначально заложена в ребенке, и ему достаточно немного попрактиковаться, чтобы научиться вполне прилично ходить. По аналогии с этим…»

Шрила Прабхупада:
нитйа-сиддха кришна-према садхйа кабху найа
/ЧЧ, Мадхья, 22.107/

Мы приобретаем привычку не потому, что практикуем что-то для нас не естественное, хотя и такое иногда случается. Но преданное служение, сознание Кришны, не является такой практикой. Оно заложено в нас изначально. нитйа-сиддха кришна-према садхйа кабху найа. шраванади-шуддха-читте карайе удайа. Просто необходимо его пробудить. Как когда ребёнок учится ходить. Это естественная способность, но если ребенку немного помочь, то он научится замечательно ходить.

Эта практика, видхи-марга, преданное служение, призвана пробудить дремлющее в человеке сознание Кришны. Можно провести аналогию с проповедью в западных странах. Эти европейские и американские юноши еще четыре года назад даже не слышали имени Кришны, но они со всей серьёзностью приняли сознание Кришны, потому что оно пребывало в них в дремлющем состоянии. Оно просто пробудилось при помощи чтения Харе Кришна мантры. Эта чистая вибрация трансцендентного звука дала им силы, и они пробудились для преданного служения.

Это не значит, что они приняли что-то искусственное, неестественное. Нет никаких сомнений. Любой может проверить, насколько он продвинулся в науке сознания Кришны, насколько утвердился в ней. Потому что его пробудили. Дремлющая природа пробудилась благодаря проповеди Шри Чайтаньи Махапрабху. Он хотел, чтобы Его имя, проповедь движения санкиртаны, начатое Им, распространилось в каждом городе и в каждой деревне, по всему земному шару. Потому что дремлющее сознание Кришны находится повсюду. И мы это видим своими глазами. Даже в Африке, которая считается не очень цивилизованной, люди принимают очень активное участие в движении сознания Кришны. Европейцы, американцы - они прогрессивны, цивилизованы, но даже в Африке мы имеем успехи. Они становятся вайшнавами. В «Шримад-Бхагаватам» говорится:

кирата-хунандхра-пулинда-пулкаша
абхира-шумбха йаванах кхасадайах
/ШБ 2.4.18/

Африканцы являются этими киратами. Хуна, андхра, и пулинда, которые, по меркам Ведической цивилизации, считаются низко рожденными, тоже начинают проявлять интерес к сознанию Кришны. Но Ведическая цивилизация никому не запрещает принимать сознание Кришны. В соответствии с нашей кармой мы можем быть низко рожденными или высоко рожденными, но это не имеет значения.

ахаитукй апратихата
/ШБ 1.2.6/

Для сознания Кришны нет никаких материальных преград. Это невозможно. ахаитукй апратихата. Это естественно. И Кришна говорит:

мам хи партха вйапашритйа йе 'пи сйух папа-йонайах
/БГ 9.32/

Он говорит, что даже если человек считается папа-йони, низкорождённым, то это не имеет никакого значения, ведь он все равно может принять прибежище у лотосных стоп Кришны.

прабхавишнавенамах. прабхавишнавенамах.

кирата-хунандхра-пулинда-пулкаша
абхира-шумбха йаванах кхасадайах
йе 'нйе ча папа
/ШБ 2.4.18/

Ещё более низкорожденные люди, шудхйанти, могут очиститься, если примут прибежище чистого преданного. Они могут очиститься. Так говорят шастры, Шукадева Госвами. Шудхйанти. Можно спорить по поводу того, как эти низкорождённые могут очиститься. Ответ таков: прабхавишнавенамах. Благодаря верховной власти Вишну. Это возможно.

Кришна говорит, что любой может получить освобождение, просто следуя процессу сознания Кришны. И чья же это обязанность просветить их и дать сознание Кришны? Я недавно разговаривал с Хариджаной Госвамиджи. Кто обязан пробудить людей к сознанию Кришны? Это обязанность гуру. Мы пришли к такому заключению. А кто такой гуру?

шротрийам брахма-ништхам
/Мундака Упанишад, 1.2.12/

Человек, знающий Ведическую литературу и утвердившийся осознании Брахмана. Это первоклассный брахман. И если первоклассный брахман не позаботится об этих папа-йони, то кто же поможет им получить освобождение? Ходят разговоры, что это движение, движение сознания Кришны, убивает индуизм. Видите. Это от недостатка знания. Первоклассный браман обязан пробудить этих папа-йони.

Кто же тогда их пробудит? Это сделает Гуру. А кто такой Гуру? шротрийам брахма-ништхам. брахма-ништхам означает, что он должен быть брахманом. Поэтому, если так называемые брахманы, не позаботятся о них, если они останутся брахманами в пределах какой-то отдельной территории и не будут выбираться за её пределы, то кто даст им освобождение? Это не очень разумные доводы. Такое понимание ущербно. Брахман значит удара.

Антоним слова брахман – крипана, скупец. Брахман не должен быть скупцом. Даже сто лет назад брахман давал возможность любому стать брахманом. Я знаю несколько таких примеров. Это обязанность брахмана: патхана-патхана. Брахман должен быть учёным, он должен заставлять других учиться, становиться брахманами, а не довольствоваться своим положением брахмана, никому не помогая стать брахманами. Нет. Он должен делать брахманами других. Как солидный юрист делает юристами своих помощников. Профессор, настоящий профессор, делает других профессорами. А если нет, то он зовется гьяна-кхала, скупцом. Знание необходимо распространять. Ведь учёные сообщают всем о своих открытиях. Поэтому брахман должен быть удара. Не только он один должен знать, что такое Брахман, он обязан распространять это знание. Поэтому Чайтанья Махапрабху сказал:

бхарата-бхумите хаила манушйа-джанма йара
джанма сартхака кари' кара пара-упакара
/ЧЧ Ади 9.41/

Это обязанность брахмана. пара-упакара. Не став человеком, как он может стать брахманом? Коты и собаки не могут стать брахманами. Брахман – это совершенное живое существо, существо первого класса, совершенный. Это брахман. И обязанностью брахмана является пара-упакара.

патхана-патхана, йаджана-йаджана дана-пратиграха

шат-карма-нипуно випро мантра-тантра-вишарадах аваишнаво гурур на сйад
/Падма-Пурана/

Тот, кто является вайшнавом… Как Чайтанья Махапрабху. Он стал гуру, потому что Он – удара. Вайшнав – значит пара-дукха-дукхи.

ванчха-калпатарубхйаш ча
крпа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо

(Я в глубоком почтении склоняюсь перед всеми Вайшнавами, преданными Господа. Они исполнены страдания к обусловленным падшим душам и подобны древу желаний, которое может исполнить любое желание). Вайшнав является патитанам павана. Он может даровать освобождение всем падшим душам. Мы стали ущербными. Поэтому мы говорим, что это сознание Кришны разрушает принципы индуизма. Нет. Это самый настоящий Ведический принцип, который заключается в том, чтобы стать знающим и дать это знание пара-упакара. Это – брахманизм. пара-дукха-дукхи.

крипамбудхир йас там ахам прападйе
/ЧЧ, Мадхья 6.254/

локанам хита-каринау
/Шриниваса Ачарья, Шад-госвами-аштака/

Так утверждается в шастре.

нана-шастра-вичаранаика-нипунау сад-дхарма-самстхапакау

Госвами составили. Рупа Госвами составил «Бхакти-расамрита-синдху» не для того, чтобы её изучали несколько избранных. локанам хита-каринау: для блага всего человеческого общества. И это уже происходит. Мы перевели «Бхакти-расамрита-синдху» на английский, и эта книга имеет бешеный успех. Все её покупают. Эта книга стала учебником в Темпл Университете в США. Она им нравится. Значит, это необходимо.

Мы обладаем таким сокровищем – сокровищницей знаний. Каждая из этих книг, или, по крайней мере вайшнавская литература, литература Бхагаваты, должна быть переведена на английский и распространена по всему миру. Это локанам хита-каринау, для блага всех живых существ. Не оставаться ущербными, ограничив себя определенной территорией. Это не брахманизм, это не вайшнавизм.

Большое спасибо. Харе Кришна.

источники
на главную
Лекции Шрилы Прабхупады