Warning: Declaration of YOOtheme\Theme\Wordpress\MenuWalker::walk($elements, $max_depth) should be compatible with Walker::walk($elements, $max_depth, ...$args) in /home/prabhupa/prabhupada.com.ua/www/wp-content/themes/yootheme/vendor/yootheme/theme/platforms/wordpress/src/Wordpress/MenuWalker.php on line 115
источники

Нектар преданности

(11 ноября 1972, Вриндаван)

Прадьюмна (читает): «В Пятой песни «Шримад-Бхагаватам» (ШБ 5.6.18) Нарада говорит царю Йудхиштхире: «О царь, Пандавы и Йадавы всегда находятся под защитой Господа Кришны, которого называют Мукундой. Кроме того, Он - твой духовный учитель и наставник во всех делах. Он единственный Бог, которому Ты поклоняешься. Он очень любит тебя, любим тобой и руководит всеми твоими делами - твоими личными и делами твоей семьи. Более того, Он иногда исполняет твои приказы, принимая на Себя роль твоего посыльного! О царь, какая удача выпала тебе! Ведь другие не могут даже мечтать обо всех милостях, которые дарует вам Верховный Господь».

Смысл этого стиха в том, что Господь легко может дать освобождение, но редко соглашается одарить душу преданным служением, так как преданное служение - это цена, за которую можно приобрести Самого Господа».

Шрила Прабхупада: Хм-м. Продолжай.

Прадьюмна: «Шрила Рупа Госвами говорит, что брахмананда, то есть счастье слияния со Всевышним, даже увеличенное в триллион раз, всё равно не идёт ни в какое сравнение с крупицей счастья из океана преданного служения.

В «Хари-бхакти-судходайе» Прахлада Махараджа в одной из молитв, обращенных к Господу Нрисимхадеве, говорит: «О Господь вселенной, в Твоём присутствии я ощущаю трансцендентное наслаждение и погружаюсь в океан счастья. Теперь я понял, что в сравнении с этим океаном блаженства счастье брахмананды не больше лужицы в следе от коровьего копыта».

Аналогичное утверждение есть и в «Бхавартха-дипике», комментарии Шридхары Свами к «Шримад-Бхагаватам»: «О мой Господь, тем счастливцам, которые плавают в океане нектара преданности Тебе и наслаждаются нектаром повествований о Твоих играх, несомненно, знаком экстаз, обесценивающий счастье, которое могут принести религиозность, экономическое благополучие, чувственные наслаждения и освобождение. Такие трансцендентные преданные смотрят на любое счастье, кроме счастья преданного служения, как на солому на улице».

Шрила Прабхупада: Продолжай.

Прадьюмна: «Чистое преданное служение привлекает Кришну. Шрила Рупа Госвами утверждает, что преданное служение…»

Шрила Прабхупада: Если у вас появятся хоть какие-то вопросы, задавайте их.

Прадьюмна: «Шрила Рупа Госвами утверждает, что преданное служение привлекает даже Кришну. Кришна привлекает всех, но преданное служение привлекает даже Его Самого. Олицетворением самого совершенного преданного служения является Радхарани. Кришну называют Мадана-мохана. Это имя означает, что по привлекательности Он превосходит тысячи Купидонов. Но Радхарани ещё более привлекательна, так как способна привлечь даже Кришну. Поэтому преданные называют Её Мадана-мохана-мохани - привлекающая Того, кто привлекает бога любви.
Исполнять преданное служение - значит следовать по стопам Радхарани…»

Шрила Прабхупада: Мадана-мохана, Мадана-мохана. Мадана – значит сексуальное влечение. Мадана, сексуальное влечение, Купидон и Кришна называются Мадана-мохана. Привлекшись Кришной, можно даже пренебречь сексом. Это испытание. Мадана очень привлекателен в этом материальном мире. Все наслаждаются сексуальными отношениями. Всем материальным миром правит секс. Это факт.

йан маитхунади-грихамедхи-сукхам хи туччхам
/ШБ 7.9.45/

Здесь счастье, так называемое счастье, является маитхуна, маитхунади. Маитхунади значит, что здесь счастье начинается с маитхуна, сексуальных отношений. Человек женится. Его целью является удовлетворение желания. Затем у него появляются дети. Затем дети вырастают, дочь выходит замуж за юношу, а юноша женится на другой девушке. Цель остаётся той же – секс. А затем внуки. Таким образом, это материальное счастье –

шрийаишварйа-праджепсавах
/ШБ 1.2.27/

На днях мы обсуждали эту тему. Шри – значит красота, айшварья – богатство, а праджа значит поколение. В общем, людям это нравится: хорошая семья, солидный счет в банке и хорошая жена, хорошая дочь, хорошая невестка. Быть успешным - это значит иметь богатство, семью с красивыми женщинами и множеством детей. Тот, кто обладает всем этим, считается человеком успешным. В шастрах говорится: «Что такое этот успех? Этот успех начинается с сексуальных отношений. Вот и всё. Он поддерживает их». Итак,

йан маитхунади-грихамедхи-сукхам хи туччхам
/ШБ 7.9.45/

Счастье начинается с сексуальной жизни, маитхунади. Мы можем украшать её различными способами, но маитхуна, счастье, в основе которого лежит секс, испытывают и свиньи. Свиньи также едят целый день: «Где испражнения? Где испражнения?», и без разбору занимаются сексом. Свиньям всё равно, мать это, сестра или дочь.

Поэтому в шастрах говорится: «Мы запутались в этом материальном мире только из-за секса».
Это Купидон. Купидон – это бог секса, Мадана. Человек черпает радость в сексе только в том случае, если его побуждает к этому Мадана, Купидон. А одно из имен Кришны – Мадана-мохана. Мадана-мохана значит, что тот, кого привлекает Кришна, забывает обо всех удовольствиях, получаемых от сексуальных отношений. Это тест. Поэтому Его и зовут Мадана-мохана. Вот Мадана-мохана. Санатана Госвами поклонялся Мадана-мохану. Мадана означает сходить с ума.

Итак, сила сексуальных отношений делает человека неистовым. Есть много мест… В «Бхагаватам» говорится:

пумсах стрийа митхуни-бхавам этам
тайор митхо хридайа-грантхим ахух
/ШБ 5.5.8/

Так устроен весь материальный мир: мужчины привлекаются женщинами, а женщины – мужчинами. В поисках этих отношений они объединяются, и их привязанность к этому материальному миру становится всё сильнее и сильнее. Потому что, объединившись, или женившись, они ищут хороший дом, граху, кшетра, деятельность, бизнес, завод или поле. Потому что необходимо зарабатывать деньги, питаться. Граха, кшетра, сута, дети, апта, друзья, витта, богатство…

ато гриха-кшетра-сутапта-виттаир
джанасйа мохо 'йам ахам мамети
/ШБ 5.5.8/

Привязанность к этому материальному миру становиться все крепче. Это называется мадана, влечение, вызываемое мадана. Но наша задача состоит в том, чтобы не привлекаться блеском материального мира. Это движение сознания Кришны. Пока мы не привлечемся красотой Кришны, мы неизбежно будем привлекаться фальшивой красотой материального мира. Поэтому Шри Ямуначарья сказал:

йад-авадхи мама четах кршна-падаравинде
нава-нава-раса-дхаманй удйатам рантум асит
/Шри Ямуначарья/

«Меня так давно очаровывает красота Кришны. Я стал служить Его лотосным стопам. Я вновь и вновь получаю энергию. Теперь, когда я думаю о сексе, мне хочется сплюнуть». Это - витрашна, отсутствие влечения. В материальном мире людей, в первую очередь, привлекает секс, и если отринуть сексуальные отношения, то…

йад-авадхи мама четах кршна-падаравинде
нава-нава-раса-дхаманй удйатам рантум асит
тад-авадхи бата нари-сангаме смарйамане
бхавати мукха-викарах суштху ништхиванам ча

«Как только я начинаю думать о сексе, мои губы кривятся и я сплёвываю». Поэтому Кришна является Мадана-мохана. Мадана, сексуальная жизнь, привлекает всех, и когда мы привлекаемся Кришной, то мадана терпит поражение. Как только мадана терпит поражение, мы подчиняем себе этот материальный мир. Иначе, очень трудно…

даиви хй эша гуна-майи мама майа дуратйайа
/БГ 7.14/

дуратйайа значит очень и очень трудно. мам эва йе прападйанте майам этам таранти. Но если мы предаёмся Кришне, крепко схватившись за Его лотосные стопы, прося Кришну спасти нас, то Кришна даёт обещание: «Да, я спасу тебя».

ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах
«Не страшись. Я спасу тебя».

каунтейа пратиджанихи на ме бхактах пранашйати
/БГ 9.31/

«Мой дорогой Арджуна, смело заявляй любому, что Мой преданный, чистый преданный,

анйабхилашита – шунйам
/БРС 1.1.11/

у которого нет никаких других желаний, никогда не погибнет». Люди не знают, что единственная наша задача – найти прибежище у лотосных стоп Кришны. Это единственная задача. Другой у нас нет. Любые другие задачи запутывают нас в этом материальном мире. Цель человеческой жизни – вырваться из тисков материального мира. Люди этого не знают. Они не знают.

на те видух свартха-гатих хи вишнум
/ШБ 7.5.31/

Поэтому, это очень трудно. И всё же, Чайтанья Махапрабху велел распространить это знание по всему миру. Давайте попробуем. И если люди не слышат нас, то это не наша вина. Наша задача – пытаться делать всё возможное. Майя очень сильна. Нелегко это, вырвать живое существо из тисков майи.

Мой Гуру Махарадж говорил… Он имел столько храмов по всей Индии, и иногда говорил: «Если бы, продав всю эту собственность, храмы, мы привлекли хотя бы одного человека к сознанию Кришны, то моя миссия была бы выполнена». Он так говорил. Наша цель не состоит в том, чтобы строить большие здания. Это необходимо для пропаганды, чтобы дать людям прибежище.

Но наша главная задача состоит в том, чтобы повернуть сбитую с толку обусловленную душу лицом к Кришне. Это наш метод. Это наша главная задача. Поэтому, Бхактивинода Тхакур и другие Вайшнавы советовали не уделять слишком много внимания строительству больших храмов и матхов. Потому что, если наше внимание отвлекается на эти материальные вещи… Привлекаться материальными вещами значит, как я уже неоднократно объяснял, забывать о Кришне. Нет ничего материального. Это иллюзия. Иллюзия означает, что, на самом деле, нет ничего материального. Как это может быть материальным? Если Верховный Господь является Верховной Духшой, то всё исходит из Него, и то, что мы называем материальной энергией, тоже исходит из Него. Но проблема в том, что в этой более низкой энергии…

Низшая энергия – это значит, что существует вероятность забыть о Кришне. Это факт. Люди занимаются разнообразной деятельностью. Это хорошо видно в Западных странах. Они придумывают так много разнообразных приспособлений. Но в результате они забывают о Кришне. Это материализм. Это значит забыть о Кришне. Иначе, нет ничего, кроме Кришны.

идам хи вишвам бхагаван иветаро
/ШБ 1.5.20/

Прахлада Махараджа, да, Нарада Махараджа сказал: «Это кажущееся отличие от Бхагавана». На самом деле, есть… Для маха-бхагаваты не существует материальной концепции, потому что он видит Кришну повсюду.

стхавара-яигама декхи на декхе тара мурти
/ЧЧ, Мадхья 8.274/

Он смотрит на дерево, но не видит его. Он видит энергию Кришны. Как только он видит энергию Кришны, то видит самого Кришну. Поэтому, смотря на дерево, он видит Кришну. Как только он видит что-либо, что мы называем материальным, он видит это как трансформацию энергии. Паринама-вада.

сарведам акхилам джагат парасйа брахмана шакти
/Вишну-пурана/

Подобно тому, как если мы видим солнечный свет, то мы сразу же видим солнце. Разве нет? Когда утром мы видим в окне солнечный свет, то мы сразу же представляем солнце и уверены, что солнце тоже есть там. Как может существовать солнечный свет без солнца? Подобно этому, что бы мы ни видели, если за каким-то объектом мы сразу же видим Кришну… Потому что этот объект является проявлением энергии Кришны. Тот, кто понял Кришну вместе с Его энергиями, видит энергию, потому что энергия неотлична от источника, он сразу же видит Кришну. Поэтому он не видит ничего, кроме Кришны. Поэтому для него не существует материального мира. Не существует. Для совершенного преданного не существует ничего другого.

сарвам кхалв идам брахма
/Чхандогья-упанишад, 3.14.1/

Он видит всё в Брахмане.

тат-паратвена нирмалам. сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена нирмалам
хришикена хришикеша севанам бхактир учйате
/ЧЧ, Мадхья 19.170/

Тат паратвена. Как только мы принимаем сознание Кришны, наши зрение, осязание, обоняние становятся нирмала, очищаются. Тогда мы сразу же видим Кришну. Пока они эти глаза не очистятся, мы не увидим Кришну. Как только они очищаются, мы видим Кришну, и ничего, кроме Кришны. Таков процесс. Преданное служение значит очищение.

сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена нирмалам
хришикена хришикеша севанам бхактир учйате

анйабхилашита - шунйам
джнана-кармадй-анавритам
анукулйена кришнану-
шиланамбхактируттама
/БРС 1.1.11/

Итак, Купидон. Купидон является представителем материальной, иллюзорной энергии, но если мы утвердились в сознании Кришны, то этот Купидон не способен пронзить нас своими стрелами. Это невозможно. Как говорил Ямуначарья:

йад-авадхи мама четах кршна-падаравинде

Для преданного… Как с Харидасом Тхакуром. Вы знаете историю о Харидасе Тхакуре. Харидас Тхакур был молодым человеком, а Майя и проститутка пришли к нему. Проститутка была молодой, одетой в красивую одежду. Она сказала ему о своём желании. Харидас Тхакур ответил: «Да, пожалуйста, присаживайся. Я удовлетворю твоё желание. Позволь мне закончить чтение джапы». Подожди. Глухая ночь, молодой мужчина Харидас Тхакур, перед ним – красивая молодая девушка. И больше никого нет. И она делает ему предложение. Но он остается стойким, продолжая воспевать: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе. Купидон абсолютно бессилен. Вот пример. Перед преданным может находиться тысячи красивых женщин, но это не тревожит его ум. Он видит их всех как энергии Кришны. «Они являются гопи Кришны. Я должен служить им. Они гопи. Потому что я слуга слуги».

гопи-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах
/ЧЧ, Мадхйа 13.80/

Преданный должен пытаться задействовать всех красивых женщин в служении Кришны. Это его долг. Не наслаждаться ими, ведь это удовлетворение чувств. Такова позиция преданного. Его не пронзают стрелы Купидона, но он видит всё как

нирбандха-кришна-самбандхе
/БРС 1.2.255/

Он видит всё в связи с Кришной. йуктам ваирагйам учйате.

Это вайрагьям. Он не принимает ничего ради удовлетворения своих чувств, но задействует всех в служении Кришне. Тогда мы можем выбраться из-под влияния стрел Купидона. Таков процесс. Продолжай.

Прадьюмна: «Исполнять преданное служение - значит следовать по стопам Радхарани, и преданные во Вриндаване, чтобы достичь совершенства в своем преданном служении, вверяют себя Ее заботам. Иначе говоря, преданное служение не является материальной деятельностью, оно находится в непосредственном ведении Радхарани. В «Бхагавад-гите» подтверждается, что махатмы, великие души, находятся под покровительством даиви пракрити, внутренней энергии - Радхарани. Таким образом, находясь в непосредственном ведении внутренней энергии Кришны, преданное служение способно привлечь даже Кришну».

Шрила Прабхупада: Да.
махатманас ту мам партха даивим пракртим ашритах
/БГ 9.13/

Здесь мы находимся под влиянием материальной энергии, но преданные Кришны находятся под влиянием внутренней энергии. Есть три типа внутренней энергии Кришны. Одной из них является хладини-шакти. Это Радхарани. Она является потенцией наслаждения Кришны.

радха кришна-пранайа-викритир хладини шактир асмад
экатманав апи бхуви пура деха-бхедам гатау тау
чаитанйакхйам пракатам адхуна тад-двайам чаикйам аптам
радха-бхава-дйути-сувалитам науми кришна-сварупам
/ЧЧ, Ади 1.5/

Радха-кришна… Чайтанья Махапрабху является… Шри Сварупа Дамодара говорил, что Радха и Кришна – суть одно целое. Когда Кришна хочет наслаждаться, Он проявляет Свою энергию. И ею является Радхарани. Кришна не может наслаждаться материальной энергией. Он наслаждается внутренней энергией. Кришна обладает множеством энергий.

парасйа шактир вивидхайва шруйате свабхавики джнана-бала-крийа ча
/ЧЧ, Мадхья 13.65, комментарий, Шветашватара-Упанишад, 6.8/

Веды говорят, что Высшая Абсолютная Истина обладает множеством энергий, и, используя, управляя этими энергиями, Он проявляет Себя множеством разных способов. Тот же пример: мы ощущаем присутствие солнца, благодаря тому, что оно распространяет свою энергию в виде света и тепла. Солнце находится в 93 млн. миль от нас. Как мы можем ощутить солнце? Благодаря его теплу и энергии. По интенсивности его тепла мы можем определить реальную температуру. Учёные высчитывают реальную температуру солнца. Подобно этому, хотя Кришна находится далеко-далеко от нас… -

голока эва нивасати
/Брахма-самхита, 5.37/

– он пребывает в своей обители на Голоке Вриндавана, которая является точной копией этого Вриндавана. Итак, акхилатма-бхутах. Как он может быть акхилатма-бхутах?

Как он может быть всепроникающим? При помощи Своей энергии. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»:

майа татам идам сарвам джагад авйакта-муртина
/БГ 9.4/

Эта энергия является авьякта, безличностной. Но Кришна не есть безличным, он - Личность. Подобно богу Солнца, который является и личностью, и энергией, и светом, и теплом. Постичь безличностный аспект солнца, или его свет, не значит постичь солнце. Это одновременное постижение и невозможность постижения. Постижение в смысле соприкосновения с его энергией, но всё же и солнечный диск, и бог Солнца находятся далеко. Подобно этому,

брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате
/ШБ 1.2.11/

Недостаточно постичь безличный аспект Брахмана. Мы должны постичь Кришну. Итак, Радхарани, личная… Все Его энергии личностны. Итак,

махатманас ту мам партха даивим пракртим ашритах
/БГ 9.13/

Если мы принимаем прибежище Его внешней энергии, где мы забываем о Кришне, то мы удаляемся от Него. Но если мы примем прибежище Его внутренней энергии, Радхарани, потому что Она непосредственно служит Кришне… Как во Вриндаване, они всегда говорят о Радхарани, потому что приняли прибежище Радхарани, чтобы легко приблизиться к Кришне.

даивимпракртимашритах

Вриндаван дает замечательную возможность принять прибежище непосредственно у Радхарани, а уже она помогает быстро приблизиться к Кришне. В этом состоит смысл паломничества во Вриндаван. Продолжай.

Прадьюмна: «Этот подтверждает Сам Кришна в Одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам» (ШБ 11.14.20): «Дорогой Уддхава, знай, что преданное служение Моих бхактов обладает для Меня такой притягательной силой, что ни практика мистической йоги, ни эмпирическое философствование, ни ритуальные жертвоприношения, ни изучение «Веданты», ни суровые аскезы, ни щедрые пожертвования не могут сравниться с ним в этом. Разумеется, все эти формы деятельности достойны похвалы, но ни одна из них не привлекает Меня так, как трансцендентное любовное служение Моих преданных».

Как служение преданных привлекает Кришну, описывает Нарада в Седьмой песни «Шримад-Бхагаватам» (ШБ 7.10.48-49). В этих стихах Нарада обращается к царю Йудхиштхире, восхищенному возвышенными качествами Прахлады Махараджи. Преданного всегда восхищают поступки других преданных».

Шрила Прабхупада: Да. Это признак преданного: восхищаться поступками других преданных. Это свидетельствует о том, что преданный свободен от скверны, он не ищет недостатков в других. Это признак. Он не считает себя более значимым или более важным, чем другие. Он считает себя самым падшим. Подобно Кавираджу Госвами, автору «Чайтанья-чаритамриты», который говорит:

пуришера кита хаите муни се лагхиштха
/ЧЧ, Ади 5.205/

«Я – ниже насекомого в испражнениях».

джагаи мадхаи хаите муни се папиштха.
«Я – более грешен, чем Джагай и Мадхай».

мора нама шуне йеи тара пунйа кшайа
/ЧЧ, Ади 5.206/

«Кто бы ни произнёс моё имя, тут же лишается результатов своей благочестивой деятельности». Таким он видит себя. И это не подделка и не блеф. Любой преданный такого уровня ощущает себя таким. Как сказал великий ученый Исаак Ньютон: «Я только подобрал несколько песчинок в океане знания». Да. Он так говорил. И, на самом деле, это факт. Ничто не имеет пределов. Никто не должен ложно гордиться тем, что стал великим преданным. Следует быть смиренным.

тринад апи суничена
тарор апи сахишнуна
аманина манадена
киртанийах сада харих
/ЧЧ, Ади 17.31/

Очень опасно считать себя очень продвинутым в науке преданности. Чайтанья Махапрабху говорил:

гуру море муркха декхи' карила шасана
/ЧЧ, Ади 7.71/

«Мой духовный учитель видел во мне величайшего глупца. Поэтому отчитывал меня, говоря: «Даже не пытайся изучать «Веданту». Воспевай Харе Кришна». Таким Он считал себя. Разве Чайтанья Махапрабху является муркха?

Но такова концепция преданных высочайшего уровня. Они никогда не считают себя возвышенными преданными.

Кто такой возвышенный преданный? Какую преданность мы можем предложить Кришне? Он абсолютен. Он милостиво принимает наше маленькое служение. Вот и всё. Не гордитесь тем, что вы стали возвышенными преданными. Это причина падения.

источники
на главную
Лекции Шрилы Прабхупады