| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Бхагавад-Гите 10.4-5
(4 января 1967 года, Нью-Йорк)

буддхир джнанам асаммохах кшама сатйам дамах шамах
сукхам духкхам бхаво 'бхаво бхайам чабхайам эва ча

ахимса самата туштис тапо данам йашо 'йашах
бхаванти бхава бхутанам матта эва пртхаг-видхах

/БГ 10.4-5/

Разум, знание, свобода от сомнений и иллюзии, снисходительность, правдивость, способность обуздывать чувства и ум, счастье, горе, рождение и смерть, страх и бесстрашие, непричинение вреда, уравновешенность, удовлетворенность, аскетичность, щедрость, слава и бесславие — все эти разнообразные качества живых существ созданы Мной одним.

Итак, мы должны понять эти качества.

Буддхих означает разум,
гьянам  - знание,
асаммохах - свобода от иллюзии,
кшама - всепрощение,
сатьям - правдивость,
дамах - контроль чувств,
самах - контроль ума,
сукхам - счастье,
духкхам - несчастье, бхава - рождение,
абхава - смерть,
бхаям - страх и
абхаям - бесстрашие,
ахимса - ненасилие,
саматах - равновесие,
туштис - удовлетворенность,
тапах - воздержание,
данам - благотворительность,
яшах - слава,
аяшах - бесславие,
бхаванти - исходит,
бхава - состояние бытия,
бхутанам - всех живых существ,
маттах - из Меня,
эва - непременно,
притхаг-видхах - по разному устроено.

Поскольку Кришна объявил уже:
ахам адир хи деванам махаршинам ча сарвашах
/БГ 10.2/

Он - изначальная причина всего, причина как хороших, так и плохих качеств.

Что бы мы ни видели в этом материальном мире, мы рассматриваем это как хорошее или плохое. Мы делим все соответственно нашему восприятию. Но в действительности качества Кришны по-разному проявляются. Здесь, в материальном мире, трансцендентальные качества, пребывающие в Кришне, также пребывают в живых существах. Все мы имеем эти качества.

Возьмём пример. Буддхи - "разум, интеллект". Но что это такое?

Истинный разум - понимание того, что Кришна - Верховный, а я - Его частичка. На это указывается здесь: Предположим, человек очень грамотен в вождении автомобиля. Но это материальный разум, он применяется для зарабатывания хлеба.

Истинный разум - сукхартха - тонкое чувство понимания тонких проявлений этой природы. Это буддхи - понимание существования вещей. Человек считается разумным, когда он пытается понять не физиологические или анатомические особенности этого тела, он пытается увидеть, благодаря разуму, что является активным принципом этого тела, заставляющим человека действовать. Это разум.

Например, ребенок видит, что по улице едет машина. Ему кажется, что машина едет сама по себе. Это не является разумом. Машина не может ехать сама по себе. Предположим, у нас есть записывающий магнитофон и микрофон. Кто-то может сказать: "О, как хорошо они работают", но человек должен видеть, что эти магнитофон и микрофон не могут работать, пока духовная душа не соприкасается с ними. В этом заключается разум. Мы не должны удивляться, видя машины. Мы должны попытаться найти внешнюю сторону - кто действует через машину. Это разум.

Сукхартха вивичарам. Видеть тонкости. Грубое видение - не разум. Человек пишет книги. Чудесно. Он - учёный. Но как только это прекращается, учёный становится глупцом, нет больше ученого. Учёный может открыть нечто и представить это своему ученику, сказав: "Когда моему телу придет конец, ты введешь этот препарат, и я снова буду жить". Могут ли учёные открыть такой препарат? Нет. Если учёные смогут открыть его. Не должно быть дефицита учёных: Исаак Ньютон, Джагадиш Чандра Боуз, и множество других ученых по всему миру. Они открывали много удивительного. В вашей стране Эддисон. Они открывали так много удивительного! Но, "Мистер учёный, почему бы вам не открыть нечто такое, что может сохранить нас, как только мы оставим наше тело, чтобы мы смогли ввести это в тело, и тогда снова пробудились или снова начали работать?"

Учёные работают, философы работают. Они работают не сами по себе, а под влиянием чар материальной природы. В Бхагавад-гите есть стих:

пракртех крийаманани гунаих кармани сарвашах
аханкара-вимудхатма картахам ити манйате

/БГ 3.27/

Пракрити. Благодаря законам природы, он работает. Почему не каждый становится ученым? Если это происходит автоматически, почему есть так много различий? Здесь учёный, там глупец. Почему происходит это различение? Это различие делается пракрити - природой.

Что является пракрити?

Кришна говорит: "Под Моим управлением пракрити действует"
/БГ 9.10/

Материальная природа является представителем Кришны. Истинный работник - это Кришна. Мы - просто инструменты. Такова наша позиция. Если у вас есть разум, вы должны понять, что вы - просто инструмент. Например, моя рука - инструмент. Я могу поднять её. И таким образом я действую. Не эта рука действует, я действую. Но люди не понимают этого.

aханкара-вимудхатма
/БГ 3.27/

Из-за ложного эго он думает: "Я - ученый, я - философ, я - Рокфеллер, я - бизнесмен, я - свами, я это". Иногда мы думаем: "Я - бедняк, я - это, я - то". Нет. Вы - просто инструмент в руках Кришны. Это разум. Поэтому вы должны работать в соответствии с желанием Кришны. Если вы действуете в сознании Кришны, это истинный разум.

Если вы работаете не для Кришны, действуете против Кришны - это глупость. Таково различие между разумом и глупостью. Гьянам означает "знание".

Итак, сейчас в отношении знания. Возьмём пример. Связка ключей. Если вы хотите найти того, кто знает эти ключи и может открывать им двери, в какой стране впервые она была сделана, из какого материала. Вы можете писать тома книг. Вы можете спекулировать. Это самые последние вещи. Но это не означает, что вы являетесь человеком, обладающим знанием. Я могу дать вам очень хороший практический пример. В молодости я был менеджером в большой химической фирме, там была серокислотная камера сжатия. Эта камера была с дефектом, поэтому не работала хорошо. Она давала серную кислоту, но потом она сломалась, и кислота перестала производиться. Тогда собралось множество учёных. Они сидели и листали книги: "О, почему она не работает?" Затем хоз. директор доктор Боуз, который был очень разумным человеком, тотчас же отправился в другую химическую фирму. Директор знал там одного опытного рабочего, мухаммеданина. Доктор Боуз позвал этого рабочего, чтобы тот посмотрел, где поломка машины. И этот рабочий тотчас же пришел, что-то там покрутил, и кислота пошла. И тогда все эти ученые-теоретики сели.

Такой опыт можно обнаружить даже у обычного человека. Даже в птице вы можете найти это. Они имеют особый вид знания, но это не знание. Вы найдете, что даже у животных есть какие-то замечательные действия, которые мы совершать не можем. Но это не знание.

Знание означает понять, что есть душа и материя.

Например, после умственных поисков вы найдёте, что существует нечто, без чьей работы это тело бесполезно. Когда вы различаете, где душа, а где материя. Материя работает вследствие контакта с душой.

Я снова хочу сказать про магнитофон и микрофон. Он работает потому, что юноша, который является духовной душой, прикасается к нему. Поэтому мы должны различать, что есть материя, а что - душа. Материя не может работать без соприкосновения с душой, она зависит от души. Это является знанием, а не то, когда материя выставляется на передний план, а душа пренебрегается. Это глупость. Поэтому в современной системе образования даже эти несколько человек действительно пребывают в знании, поскольку они пренебрегают духовной стороной деятельности и принимают только материальную. Если исходить из того, о чем говорится в Бхагавад-гите, тогда эта цивилизация является цивилизацией глупцов. Что они могут сказать на это? Они слишком много значения придают машинам с двигателями и не придают большого значения водителю. Это глупая цивилизация.

Когда я был студентом церковного колледжа, я читал один журнал, изданный в моей стране, я думаю, он назывался "Наука Америка" Здесь есть такой журнал, да? Там я увидел одну картину. Я думал, что в это время начали строить небоскребы. Человек вложил в неё всю душу, и картина заключалась в том, что для производства материи душа была убита. Вы видели это? Это материальная цивилизация. Они придают очень большое значение материальной стороне, но пренебрегают духовностью. Это не цивилизация. Человек должен придавать большее значение духовной стороне, поскольку это жизненный принцип. Это называется знанием. Человек пребывает в знании, когда он придает важность духовной стороне. Его называют гьяни. В противном случае, люди - глупцы.

Гьянам означает понять, что есть материя и что - дух.

Теперь об арьянах.

Ими называют очень продвинутых личностей (по санскриту). Арьян - не английское слово, и не хинду. Это санскритское слово, исходящее от арийа. Теперь оно стало обычным словом арьян. Арийа обозначает того, кто продвинут, или цивилизован, того, кто обладает знанием.

В Бхагавад-гите вы обнаружите, что когда Арджуна отказался от сражения, Кришна сказал ему, что он говорит не как арьян. Все мы принадлежим к арийам. Этому существует историческое подтверждение. Это индо-европейская цивилизация. Арьяны жили в Центральной Азии, затем одни из них эмигрировали в Индию, другие - в Европу. Из Европы они пришли сюда. Таким образом, мы принадлежим к роду арьян, но мы потеряли наше знание, поэтому, практически, перестали быть ими. Мы не придаём важности духовной стороне жизни.

А арьян означает тот, кто придает важность духовности.

В чем заключается эта важность? В том, что если человеку даётся понимание важности духовной стороны жизни, он видит, насколько важна эта человеческая форма жизни. В человеческом теле, хотя душа обусловлена материей, она постепенно совершенствует знание.

Эта теория эволюции содержится в Падма-Пуране. Существует истинная эволюция, заключающаяся в переходе от стадий жизни, начиная с водных существ, затем форма жизни растений, земноводных, птиц, животных и до человеческой формы. И затем цивилизованная человеческая форма жизни.

Итак, к нашему счастью, мы получили теперь цивилизованную форму жизни - ариян. Но мы тратим жизнь на поддержание этого тела. Мы стараемся совершенствовать это тело. Духовная душа получила шанс освободиться. Благодаря природному процессу эволюции, душе дается шанс выбраться из материальных сетей. Но люди не придают этому важности. Поэтому иногда происходит перенаселенность. Что это означает? Возьмем, к примеру, ученика, который переходит из класса в класс, от младших к старшим. Если он не останавливается, он переходит в следующий класс. Предположим, из 1-4 он переходит в 10 класс. В десятом классе он проходит окончательный экзамен и поступает в колледж. Но если на экзамене в десятом классе студент проваливается, тогда этот класс становится сверхнабранным, возникает перенабор.

Аналогично этому, в современной цивилизации мы сталкиваемся с перенаселением, что означает, что мы не продвигаемся к высшему уровню жизни. Мы останавливаемся, не продвигаемся, и поэтому естественным следствием будет являться то, что должны произойти какие-то войны, эпидемии, чтобы остановить этот процесс. Итак, это признак того, что нет разума, знания, и люди становятся очень гордыми.

Если мы действительно хотим, поскольку это является целью Господа, буддхир джнанам асаммохах, мы должны использовать это.

Человеческая форма должна использоваться для достижения целей Господа.

Господь даёт нам чудесную пищу, Господь даёт нам разум, знания. Он дал нам книги знания, Он лично рассказал Бхагавад-гиту. Почему вы не пользуетесь этим?

Если мы используем это, мы можем гордиться, что стали арийами - человеческими существами. Но в противном случае, если вы просто следуете животным насклонностям, как собака бегает за самкой собаки, как свинья бежит за женской особью этого вида, если мы поступаем аналогичным образом, это не цивилизация.

Мы должны быть трезвыми, и наша жизнь должна отличаться от жизни животного. Это называется использованием человеческой формы жизни.

В ведической литературе говорится: в этом теле можно воплотиться лишь после многих и многих рождений, после миллионов и триллионов лет. Не думайте, что по случайности мы попали в это тело. Существует множество других тел: кошки, собаки, множество тел. Почему мы попали в эту цивилизованную форму? Под этим подразумевается некий процесс, о чём говорится в ведической литературе:

Эта форма тела достигается после прохождения через многие миллионы видов жизни. Что представляет собой эта форма?

Манушьям - человек. Манушья - санскритское слово, по-английски man - человек. Это латинское значение слова. Изначальное слово "манушьям" - человек - исходит от слова "Ману". Ману является отцом человечества. Так почему это так редко?

Артхадам /ШБ 7.6.1/. Вы можете достичь высшего совершенства. Артха означает деньги или какие-то вещи. Мы используем это тело для зарабатывания денег. Но другое значение артха - вещи. Мы ищем вещи, мы привлечены материальными деньгами.
Анитьям. Хотя артхадам, это может дать вам какие-то вещи, но это не постоянно - анитья. Нитья означает "вечное, постоянное", а анитья прямо противоположно тому.

Ведические писания обращаются к вам:
Но если вы являетесь дхирой, что значит "трезвый, разумный", как вы используете ваше тело?
Вы должны использоваться вашу человеческую форму жизни ради достижения высшей цели очень быстро, как можно скорее - турнам. Почему так? Вы не знаете, когда вы умрёте. Поэтому до смерти вы должны использовать это тело наилучшим образом. Не думайте так: "Я - молодой человек, я буду наслаждаться: есть, пить, женюсь". Нет, вы не должны быть пренебрежительны.

Прахлада был пятилетним мальчиком, но ему давал наставления Нарада Муни, и он стал великим преданным. Прахлада уже в этом возрасте он проповедовал своим одноклассникам, поскольку не является существенным то, пятилетний вы мальчик, 500-летнее дерево или камень, которому 5 000 000 лет. Если вы, будучи пятилетным мальчиком, реализовали знание, ваша жизнь совершенна. Всё это очень хорошо обсуждается.

Вы очень гордитесь вашей длительной продолжительностью жизни, так как видите, что кошки и собаки умирают через десять лет, а вы живете 70 лет. Поэтому вы очень горды. Но дерево живет 500 лет. "Но оно не дышит".  Вы видели мешок из кожи? Это тоже дыхание. Вы думаете, что ваше дыхание более совершенное? "Хорошо, они дышат, но не могут жить сексуальной жизнью". Но что здесь такого? Разве собаки и свиньи не наслаждаются сексом? Разве они не едят? Поэтому нужно все анализировать.

В чем причина вашей гордости? Гордость может допускаться, если вы находитесь в сознании Кришны, поскольку это совершенство жизни. В противном случае вы - кошки и собаки. Не принимайте это как критику. Просто я анализирую тот факт, что тело должно использоваться для духовной цели, это называется разумом, гьяна, это свобода от сомнений. Таков процесс.

Если мы изучаем Бхагавад-гиту аналитически, используя свой разум, тогда мы становимся совершенными. Это сознание Кришны. Примите это преимущество. Не портите свою жизнь. Это наша просьба. Наше Общество создано для этой цели. Мы не обманываем никого, говоря: "Приходите, поупражняйтесь и отправляйтесь домой". Нет. Это нечто существенное. Попытайтесь понять это. Спасибо большое.

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |