| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Бхагават-Гите, 13.15
(9 октября 1973, Бомбей)

сарвендрийа-гунабхасам
сарвендрийа-виварджитам
асактам сарва-бхрч чаива
ниргунам гуна-бхоктр ча
/БГ 13.15/

Прадьюмна: Перевод: " Господь в аспекте Сверхдуши является изначальным источником материальных чувств, хотя Сам не обладает ими. Поддерживая все живые существа, Сам Он не испытывает привязанностей. Трансцендентный к материальным гунам, Он вместе с тем является их повелителем".

Шрила Прабхупада: Теперь мы можем видеть это противоречие.

сарвендрийа-гунабхасам сарвендрийа-виварджитам

Он является источником всех чувств, но у Него нет чувств. сарвендрийа-гунабхасам сарвендрийа-виварджитам. Асактам: У Него нет привязанностей, но в то же время, сарва-бхрч ча, Он поддерживает каждого. Ниргунам, без каких-либо качеств. гуна-бхоктр ча, но Он наслаждается всеми качествами. Для этого необходимо разъяснение, как примирить все эти противоречия. Для этого необходимо знание.

Кто принимает, что у Бога нет никакой формы, потому что здесь сказано, сарвендрийа-виварджитам, виварджитам. Виварджитам, в особенности у него нет индрийа. Итак, если у Бог нет индрийа, тогда Он ниракара. Но в предыдущем стихе Кришна сказал: «Да, у Меня есть Мои индрийа. Я могу видеть всё, я могу слышать все. «Поэтому, если у Него нет ушей и глаз, чтобы видеть, мы не можем постичь, как человек без каких-то глаз может видеть. Есть ли какое-то представление об этом? Или человек без ушей может также слышать? Мы не можем этого понять». Но это всё необходимо объяснить. Объяснение таково, что у него есть глаза, у Него есть уши, у Него есть ноги, у Него есть руки - всё это у Него есть. Потому что сарвендрийа-гунабхасам. Он является источником. В Веданта-сутре сказано, что Абсолютная истина является источником всего.

джанмади асйа йатах
/ШБ 1.1.1/

Поэтому, если это не существует в Абсолютной истине, как это может быть проявлено в относительной истине? Мир является относительной истиной. Поэтому там есть всё, но человек должен понять, что это всё.. Это всё является духовным и это материально. Когда говорится, что Он сарвендрийа-виварджитам, это означает, что у Него нет материальных чувств. У него есть глаза, у него есть руки, ноги, всё, - но они не материальны. Но человек, который не обладает большим знанием, не может понять, что без материального тела, как возможно обладать телом. Потому что мы привыкли видеть материальные вещи, у нас нет глаз, чтобы видеть духовное

атах шри-кришна-намади на бхавед грахйам индрийаих
/ЧЧ, Мадхья 17.136/

поэтому Кришна, ради нашего блага, проявил к нам милость, Он является в этой форме, арча-виграха, чтобы мы могли Его видеть. Потому что мы привыкли видеть дерево, камень, землю, какие-то твёрдые материалы. Мы не можем видеть тонких вещей. Также как все знают, что у вас есть ум, у меня есть ум. Но вы не можете видеть мой ум, я не могу видеть ваш ум. Так как это нечто тонкое. Я меня есть эго, у вас есть эго, но мы не можем увидеть, что такое эго. Мы не можем видеть даже материальных вещей, что уже говорить о духовных вещах. Духовные. Дух ещё более тонкий.

индрийани паранй ахур
индрийебхйах парам манах
манасас ту пара буддхир
йо буддхех паратас ту сах
/БГ 3.42/

Эта духовная душа находится выше разума. Грубым образом мы можем воспринимать наши материальные чувства, индрийани. Затем, над этими материальными чувствами, мы можем понять, что также без деятельности ума, эти материальные чувства также не работают. Если ум не в порядке, не смотря на то, что я обладаю этими руками и ногами, я не могу действовать. Безумный человек подобен этому. Он не может действовать правильным образом, потому что его ум не в порядке. Поэтому ум стоит выше чувств. Ум выше чувств и разум ещё более выше, чем ум, и духовная душа ещё более выше, чем разум. Таково положение.

Итак, мы не можем видеть даже ум, разум, что уже говорить о том, чтобы видеть душу. Итак, мы не можем видеть даже индивидуальную душу, которая находится в вашем теле. Вы не можете видеть мою душу, я не могу видеть вашу душу. Также как когда умирает человек, его сыновья и дочери или родственники плачут: «О, наш отец ушёл». Теперь отец ушёл, но отец, которого вы так долго видели, руки, ноги и голова, это лежит здесь. Почему же вы говорите, что отец ушел? Это означает, что то, что ушло из тела отца, вы никогда это не видели, и это также невозможно увидеть. Но в момент смерти, он понимает, что мой настоящий отец, душа, которая была в этом теле, теперь ушла. Поэтому наше видение всегда несовершенно. Я вижу вас, ваши руки и ноги и голову, но я на самом деле не вижу вас. Вы видите меня, вы видите мои руки и ноги, но вы не видите меня. Итак, мы не можем видеть даже частички духовной души, неотъемлемой части Бога. Как мы можем видеть Бога? Даже маленькая частичка

мамаивамшо джива-бхутах
/БГ 15.7/

Все живые существа являются неотъемлемыми частицами Кришны. Также как мы не можем распознать каплю океана, как мы можем распознать океан? Подобным образом, мы живые существа, мы просто маленькая частица духовной души, Кришны.

мамаивамшо джива-бхутах

Поэтому мы не можем видеть. Никакой врач никогда не видел что такое душа, хотя они понимают, что душа есть. Теперь врачи, кардиологи, принимают: «Да душа есть». Но мы не можем её видеть. Поэтому мы должны очистить наши глаза, чтобы мы могли видеть. Также как иногда мы не можем видеть мельчайшие частички, но когда мы видим, как это называется? Телескоп, или микроскоп. Микроскоп, мы можем видеть это увеличенным. Итак, мы должны свои глаза способными видеть. А так всё там есть. Поэтому шастра говорит:

атах шри-кришна-намади на бхавед грахйам индрийаих
/ЧЧ, Мадхья 17.136/

Эти грубые чувства, те, кто полагаются на грубые чувства, они могут говорить ниракара, потому что он не может видеть. У него нет глаз, чтобы видеть ,что такое акара,  что это за форма. Потому что он не может видеть, поэтому он говорит акара. Ничто не является ниракара. Ни Бог не является ниракара, также  вы не ниракара. У нас есть акара. Акара также упоминается в шастре. Что это такое? 1/10000 часть кончика волоса. Вы знаете кончик волоса. Если вы разделите, его на 10 тысяч частей, тогда одна частичка это размер души.

кешагра-шата-бхагасйа
шатадха калпитасйа ча
джива бхаго са виджнейах
са чанантйайа калпате
/ЧЧ, Мадхья 19.140/

Итак, душа есть там, но вы не можете видеть даже кончик волоса. Если вы разделите этот волос на 10 тысяч частей, тогда эти глаза не смогут этого увидеть. Поэтому мы говорим ниракара. Не ниракара. Есть акара, но эти глаза не могут этого видеть. Поэтому мы должны воспринимать с помощью шастр.  Также как Кришна говорит, «У Меня есть Моё тело. Но Моё тело отличается от вашего тела. Моё тело отличается». Это тело описывается:

сарватах пани-падам тат
/БГ 13.14/

У Него такое тело – оно расширяется – так что у него везде есть Его глаза, и ноги и руки и все другие чувства. В следующем стихе это подтверждается:

сарвендрийа-гунабхасам
/БГ 13.15/

Он может видеть. Поэтому у Него есть глаза, гунабхаса, источник энергии зрения. Но сарвендрийа-виварджитам. У него нет материальных чувств. Когда говорится сарвендрийа-виварджитам, "лишённый всех чувств», то это означает, что Он лишён…, Он не имеет ничего общего с этими материальными чувствами. У Него есть чувства. У Него есть глаза, у Него есть уши, ноги и всё остальное. Но они не материальны. Они духовны, но мы не можем видеть духовное.

Поэтому мы говорим, что «Бог это ниракара, духовная душа это ниракара." Это наша глупость. Это не так, что у Бога нет акара. У него есть акара. Вы должны быть квалифицированными, чтобы видеть форму Бога. Вот что необходимо. Тогда как же мы можем понять. Это утверждается в Бхагават-Гите:

бхактйа мам абхиджанати  йаван йаш часми таттватах
/БГ 18.55/

"Кто Я на самом деле", таттватах, "во истину, если вы хотите узнать, тогда вы должны принять путь преданного служения». Он никогда не говорит, что «С помощью кармы, или гяьны, йоги вы можете видеть Меня». Нет. Это невозможно.

бхактйа мам абхиджанати
йаван йаш часми таттватах
тато мам таттвато джнатва
вишате тад-анантарам
/БГ 18.55/

Итак, мы на самом деле не знаем, кто такой Бог, поэтому из-за нашей материальной концепции мы думаем, что Бог это ниракара. Бог это не ниракара. У него есть акара, но у нас нет возможности его видеть. И потому что у нас нет возможности видеть Его, поэтому Бог принимает форму, такую как эта. Он является Богом, Он не отличается от Бога, но Он видим для наших грубых глаз. Поэтому мы говорим иногда, «Это идол». Он не идол. Мы не поклоняемся идолам, камню. Также как некоторые негодяи говорят, что «если поклоняясь камню, можно достичь Бога, тогда я могу поклоняться этой горе".

патхар пуджа ке хари миле меита пудже патхар

Поэтому эти негодяи не знают, что это не поклонение патхар. Это поклонение Верховной Личности Бога непосредственно, но чтобы проявить для нас милость, потому что мы не можем видеть Верховную Личность Бога нашими тупыми глазами, поэтому Он принял форму камня. Это называется арча-мурти. Это Его милость.

Поэтому шастра говорит:
арчйе шила-дхир гурушу
ваишнаве джати-буддхих
/Падма-пурана/

Человек не должен... Человек должен избегать этого. Тогда арча-мурти, поклонение Божеству в храме, если человек думает, что это сделано из камня, это оскорбление. Человек не должен так думать. Бог всемогущ, обладает всем могуществом. Он может принять ваше служение даже в этой форме, но потому что Он принял эту форму, не пренебрегайте ей, «это камень». Иначе это будет оскорбительно. Это для того, чтобы оказать вам милость, арча-мурти. Иначе все великие святые, такие как Рамануджа ачарья, Мадхава ачарья, - все большие, большие ачарии, которые на самом деле задали тон ведической цивилизации до сих пор, они основали тысячи храмов и мурти, особенно в Южной Индии. До сих пор есть храм Ранганатхи, храм Тирупати, которые посещают сотни и тысячи людей.  Итак, значит ли это, что они все стали глупцами? Они приходят, чтобы посмотреть на какой-то камень? Нет.

Поэтому человек должен стать преданным. Потому что только преданный может понять, что «Вот Верховная Личность Бога лично стоит передо мной». Этот преданный.

преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена
/Брахма-самхита 5.38/

Также как Чайтанья Махапрабху, когда Он посетил храм Джаганнатхи, Он очень хотел увидеть Божество, храм Джаганнатхи. Как только Он вошёл в храм Джаганнатхи, Он сразу же потерял сознание: «О, вот мой Господь». И другие смотрели: «Что это за глупый человек? Вот деревянная форма Джаганнатхи и это человек упал без чувств». Но в этом заключается разница между этим человеком и вами. До тех пор, пока вы не разовьёте настроение преданности, вы не сможете видеть Бога.

бхактйа мам абхиджанати  йаван йаш часми таттватах
/БГ 18.55/

Поэтому те, кто не являются преданными, не могут видеть Бога. Это невозможно. Даже если Бог предстанет перед ними, также  как Кришна присутствовал перед всеми. 5 тысяч лет назад Он присутствовал. Он присутствовал На поле битвы Курукшетра. Все солдаты, все цари, все видели Его, но только Арджуна и несколько пандавов, знали, что «Вот Верховная Личность Бога, Кришна». Не все они. Но все они обрели освобождение. Все, кто умерли в присутствии Кришны – так утверждается - они обрели освобождение. Потому что, в конце концов, они видели Кришну. Таково положение. Когда Кришна лично присутствовал, кроме  нескольких Пандавов и нескольких обитателей Вриндавана, никто не мог понять, что Он является Верховной Личностью Бога. Другие… Есть стих в Шримад-Бхагаватам:

иттхам сатам брахма-сукханубхутйа
дасйам гатанам пара-даиватена
майашританам нара-даракена
сакам виджахрух крита-пунйа-пунджах
/ШБ 10.12.7-11/

Шрила Шукадева Госвами, когда он описывал как Кришна играет с мальчиками пастушками, он отмечал: «Теперь, кто такие эти мальчики пастушки»? крита-пунйа-пунджах: "они накопили огромный запас благочестивой деятельности, поэтому они теперь играют с Верховным Господом».  Кто такой этот Кришна? иттхам сатам брахма-сукханубхутйа: "Те, кто стремятся к Брахману, имперсональному Брахману, те, кто жаждут счастья брахма-сукха, вот источник этого Брахмана".

брахмано 'хам  пратиштха

вот источник этого Брахмана иттхам сатам брахма-сукханубхутйа, дасйам гатанам пара-даиватена: "Те, кто являются преданными," дасйам гатанам, "те, кто приняли служение Господу, для них, это Верховная Личность Бога." дасйам гатанам пара... И майашританам нара-даракена: "И те, кто находятся под влиянием внешней энергии, майи, думают, что Он это обычный человек, мальчик, нара-даракена. "Но те, кто с ним играют",

сакам виджахрух крита-пунйа-пунджах
/ШБ 10.12.7-11/

они насобирали благочестивую деятельность за много, много жизней. Теперь им позволено играть с Верховной Личностью Бога". Итак, это возможно. Это возможно.

бхактйа мам абхиджанати
йаван йаш часми таттватах
тато мам таттвато джнатва
вишате тад-анантарам
/БГ 18.55/

Если вы на самом деле сможете понять Кришну с помощью преданного служения. Не бросая вызов, и не с помощью умственных спекуляций, не благодаря медитации, и не через деятельность ради плодов, нет. Если вы на самом деле станете преданным и разовьёте сознание любви к Кришне, тогда Бог это оценит, вы сможете видеть Бога.

нахам пракашах сарвасйа йога-майа-самавртах
/БГ 7.25/

Иначе, Его нельзя видеть. Он не является преданным.
Он просто является, Он может явить Себя,

севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхурати адах
/Бхакти-расамрта-синдху, 1.2.234/

когда человек занимается преданным служением, начиная с языка. Преданное служение начинается с языка. Теперь, это ещё одно чудо. Служение начинается с языка. Да. Служение с помощью языка означает, что если вы повторяете Харе Кришна мантру, то для этого нужен язык. И если вы просто принимаете Кришна-прасад, для этого тоже нужен язык. С помощью двух этих видов деятельности языка вы можете осознать Верховную Личность Бога. Повторяйте Харе Кришна и принимайте Кришна- прасад, и постепенно вы поймёте, кто такой Бог. Поэтому используется это слово

севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхурати адах

Потому что, используя язык, вы разовьёте сознание Кришны, любовь к сознанию Кришны.
И когда Кришна будет удовлетворён вашей любовью… потому что самое главное это бхакти.

бхактйа мам абхиджанати
/БГ 18.55/

патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактйа прайаччхати
/БГ 9.26/

патрам пушпам пхалам тойам. Здесь мы предлагаем немного еды, небольшой лист, небольшой цветок. Но в чём суть? Какова ценность цветка? Ценности, он почти ничего не стоит. Но, йо ме бхактйа прайаччхати. Истинная ценность цветка, это то, что его предлагают с преданностью, пища предлагается с преданностью. Поэтому преданный постепенно это осознаёт: «Да, я предлагаю это цветок непосредственно Верховной Личности Бога. Я предлагаю пищу напрямую Верховной Личность Бога». Он ест. Он воспринимает. Он принимает прасад. Он продвигается. Он повторяет Харе Кришна мантру. Это самоочевидно.

пратйакшавагамам дхармйам 
/БГ 9.2/

Это преданное служение можно ощутить непосредственно. Вы не должны получать свидетельство от других. Если вы занимаетесь преданным служением, вы на самом деле осознаете. Поэтому это называется, пратйакшавагамам дхармйам . Другое будет оставаться теоретическим, но это нечто замечательное, преданное служение, вы напрямую поймёте, насколько вы совершаете прогресс, насколько вы цените Бога, насколько вы поняли Кришну.

пратйакшавагамам дхармйам  су-сукхам. Су-сукхам. И также не никаких беспокойств. Это совершается Очень легко и очень счастливо. Также как преданное служение. Человек может быть безграмотным, у человека может не быть никакой квалификации, но процесс настолько замечательный, приготовить цветок для гирлянды Кришны, приготовить еду для Кришны, повторять для Кришны, читать книги для Кришны, слушать для Кришны. Просто слушайте, не делайте ничего другого. Просто если вы будете слушать:

шраванам киртанам вишнох
/ШБ 7.5.23-24/

вы станете преданным. Просто благодаря слушанию.

стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхих
/ШБ 10.14.3/

Оставайтесь там, где вы находитесь. Не важно, кто вы такой, но если вы просто будете слушать о Кришне, тогда вы станете преданным. Это настолько замечательно. Вам не надо никакого образования. Вам не надо никаких денег, ну нужно ничего. Просто слушайте. Это также подтверждается в Шримад-Бхагаватам:

шринватам сва-катхах кришнах
пунйа-шравана-киртанах
хридй антах стхо хй абхадрани
видхуноти сухрит сатам
/ШБ 1.2.17/

сухрит сатам. Он является особым другом преданного. сухрит сатам. Сатам значит, те, кто являются преданными. Асатам значит непреданные. Итак, Он является сухрит сатам.

Итак, Он находится в вашем сердце. шринватам сва-катхах кришнах. Поэтому слушать о Кришне это настолько благотворно, потому что как только вы начинаете слушать о Кришне, с небольшой любовью и преданностью, Кришна сразу же поймёт что, «Это живое существо теперь серьёзно». Потому что Он находится в вашем сердце. Поэтому шринватам сва-катхах кришнах. "Теперь этот человек, это живое существо…». Особенно человек. Кошки и собаки не могут слушать, это невозможно. Они также могут слышать, но у человека есть особенность. Поэтому человек может слушать.

Итак, когда Кришна видит, что вы слушаете, шринватам сва-катхах... Это слушание само по себе является пунйа-шравана-киртанах. Если вы будете просто слушать, вы получите какой-то результат благочестия. пунйа-шравана-киртанах. Если вы будете повторять, вы получите больше благочестивых результатов. пунйа-шравана-киртанах. Результатом будет хридй антах стхо хй абхадрани. Все абхадрани, все неблагоприятные вещи будут смыты с вашего сердца.

хридй антах стхо хй абхадрани видхуноти
/ШБ 1.2.17/

Видхуноти. Кришна помогает вам очищать это, потому что Он является вашим другом. Он друг каждого, но Он является особым другом преданных. сухрит сатам.

Это также утверждается в Бхагават-Гите:
само 'хам сарва-бхутешу  на ме двешйо 'сти на прийах
/БГ 9.29/

"Я равно отношусь ко всем". Иначе как Он может быть Богом? Никто не является Его врагом, никто не является Ему другом. Но

йе бхаджанти ту мам бхактйа
/БГ 9.29/

Личности, которые заняты преданным служением с любовью и преданностью, для них всё по-особому. Особое отношение

тешам сатата-йуктанам
бхаджатам прити-пурвакам
буддхи-йогам дадами там
йена мам упайанти те
/БГ 10.10/

Это утверждения Бхагават-Гиты. Если вы будете себя постоянно занимать, сатата-йуктанам бхаджатам, в бхаджане, в предложении преданного служения... тешам сатата-йуктанам бхаджатам прити-пурвакам. С любовью. Не эта официальная. Любовь. Тогда Он заговорит с вами. буддхи-йогам дадами там. Он даст вам разум. Он будет говорить с Вами. Потому что Он находится в вашем сердце. Вы просто должны стать квалифицированными, для того, чтобы говорить с Кришной. А так Кришна не находится далеко. Он находится в вашем сердце. Иначе, Он очень далеко, далеко. Если вы хотите понять с помощью вашего разума, - каким разумом вы обладаете? Вы должны удовлетворить Верховную Личность Бога с помощью вашего служения и тогда Он проявит Себя: «Вот он Я. Что ты хочешь?» Таков процесс.

Итак,
сарвендрийа-гунабхасам сарвендрийа-виварджитам
/БГ 13.15/

Это можно понять очень легко. Это очень легко. Также как рыба может жить в воде. Она также обладает своими чувствами. У неё есть свои органы и всё остальное, но устроены так, что иметь возможность жить в воде. Вы не можете жить в воде с этими руками и ногами. Это невозможно. Это практично. Но рыба может жить. Так как у неё есть особые руки и ноги, она там очень счастливы. А он не счастлив… Как только вы вынете её из воды и положите на землю, она умрёт. Подобным образом, если вас заберут с суши и поместят в воду, вы умрёте. Поэтому для всего нужны особые руки и ноги. Почему вы не можете этого понять? Подобным образом, чтобы жить в духовном мире, вам нужны духовные руки и ноги.

Итак, Кришна это Верховное живое существо. У Него есть его духовные руки и ноги и глаза. Почему вы говорите, что у Него нет формы? Это глупость. Это отсутствие разума. У Него есть форма. Но совсем другого рода, которую вы не можете понять с помощью вашего небольшого разума. Поэтому Кришна говорит. Это гйана. Человек должен это понять.

сарвендрийа-гунабхасам сарвендрийа-виварджитам

сарвендрийа-виварджитам значит. У Него нет духовных чувств или духовных рук и ног, то есть материальных рук и ног. Итак, у нас также есть духовные руки и ноги, но они покрыты этими материальными вещами. Поэтому мы также не можем понять наше собственное положение.... Ахам брахмасми: "Я также духовная душа». Потому что они покрыты материей… Но тело Кришны не покрыто материей. Поэтому любой, кто думает, что тело Кришны также покрыто материей… Философы майавади, говорят, что «Бог, когда Он приходит в материальный мир, Он также принимает материальное тело». Это негодяйство. Он никогда не принимает материальное тело. Это подтверждается в Бхагават-Гите:

аваджананти мам мудха  манушим танум ашритам
/БГ 9.11/

Если Бог также принимает материальное тело, тогда в чём же разница между Богом и нами? У Него нет ничего материального. Всё духовно. Всё духовно. Даже если Он принимает материальное тело, Он может действовать духовно. В этом его могущество. Потому что материальное тело, материальная энергия это также его энергия.

Также как электрическая энергия. Опытный электрик может трансформировать электрическую энергию в тепло или в холод. Это его манипуляция. Даже если Он принимает материальную энергию, Он может использовать её духовно. В этом заключается Его могущество. Все могущий.

Итак, мы должны всё это понять. Всё это можно понять только благодаря смиренному слушанию и очищению сердца от грязных вещей благодаря преданному служению. Тогда мы можем понять какова на самом деле природа Кришны или Бога.

Большое спасибо.
Харе Кришна.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |