| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Бхагават-Гите, 13.18
(12 октября 1973, Бомбей)

джйотишам апи тадж джйотис
тамасах парам учйате
джнанам джнейам джнана-гамйам
 
хрди сарвасйа виштхитам
/БГ 13.18/

Прадьюмна: Она — источник света во всех светилах. Непроявленная, Она находится за пределами тьмы материального мира. Она — знание, объект познания и цель познания. Она пребывает в сердце каждого.

Шрила Прабхупада: Ты прочитал значение каждого слова?
Прадьюмна: Да, Шрила Прабхупада.

Шрила Прабхупада:

джйотишам апи тадж джйотис
тамасах парам учйате
джнанам джнейам джнана-гамйам
 
хрди сарвасйа виштхитам

Джйоти. Джйоти означает свет. Есть разного вида свет. Есть лампа. Есть свеча. Есть электрическая лампочка. Разная энергия, есть разная энергия: 100 ватт, 50 ватт, 25… Есть также различные градации джйоти. Но есть верховный джйоти.

Также как эта луна. Луна. Этой ночью светит полная луна. Луна подсвечивается, но откуда идёт этот свет? Он исходит от солнечного света. Свет солнца отражается от луны, и луна становится источником света. Также как зеркало, когда  оно отражает свет солнца, зеркало также может осветить другое тёмное место, но не независимо. В детстве все играли зеркалом. Поместите зеркало в солнечный свет, и там он отражается, и вы можете направить отражение в тёмное место и оно будет освещено. У вас есть такой опыт? Да. Подобным образом, если, само зеркало не отражает, тогда и тёмное место нельзя осветить с помощью зеркала. Но когда солнечный свет отражается в зеркале, то зеркало становится объектом излучения, и рассеивает тьму в угле. Итак, солнечный свет является источником света.
В материальном мире у нас есть опыт солнечного света, джйоти, пракаша... но откуда исходит солнечный свет? Солнечный свет это также отражение другого джйоти, или освещения. Это освещение называется брахма-джйоти. И откуда исходит это брахма-джйоти? Оно исходит от Кришны. Также как солнечный свет исходит от поверхности солнца, и солнечный диск наполнен огнем, из-за наличия личностей на поверхности солнца. Их тела излучают свет. Эти лучи исходят из их тел. Поэтому вся планета солнце выглядит как огненная планета. И от туда исходит сияние, и оно отражается в луне, и луна освещает всю темноту ночи. Это называется пурнима. Итак, нечто передаёт свет другому. Но где находится верховный источник освещения? Это Кришна.

Это подтверждается в Брахма-самхите:
йасйа прабха прабхавато джагад-анда-коти
/Брахма самхита 5.40/

Йасйа прабха, свет тела Кришны,... В этом освещении, которое называется брахма-джйоти, находятся неисчислимые планеты Вайкунтхи. Вайкунтха сияет сама по себе. Поэтому в духовном мире нет темноты. Тамасах парам. Поэтому здесь говорится, что

тадж джйотис тамасах парам учйате
/БГ 13.18/

"Этот духовный мир находится за пределами этого материального мира». Этот материальный мир называется тамах. Тамах значит тьма. Также как ночью темно. Почему есть эта темнота? По природе она тёмная. Просто благодаря сиянию солнца, свету луны, электричеству, мы поддерживаем освещение в течение какого-то времени. Иначе есть естественная темнота. Подобным образом есть другой мир,

парас тасмат ту бхавах  анйах
/БГ 8.20/

другое космическое проявление, духовное проявление, где нет необходимости в свете солнца.

на тад бхасайате сурйо на шашанко на паваках
/БГ 15.6/

Нет нужды в сиянии солнца. Нет необходимости в свете луны, как здесь, во тьме материального мира. Богом всё устроено, для того, чтобы освещать тьму этого мира. Есть солнце, есть луна, есть электричество, есть огонь. Но в духовном мире, который является тамасах парам, который находится за пределами этого материального мира, есть джйоти. Поэтому здесь говорится, джйотишам апи тадж джйотих, парам. Есть свет разного рода, солнечный свет, свет луны, электричество, огонь. Но это джйоти, которое по-другому исходит из тела Кришны, это настоящее джйоти. Итак, из-за лучей тела Кришны, появляется всё творение. Это непостижимое могущество Кришны, брахма-джйоти.

джанмади асйа атах
/ШБ 1.1.1/

атхато брахма-джигйаса. В Веданта-сутре, вы должны вопрошать об этом парам джйоти, брахма-джйоти. И из этого парам джйоти, всё исходит. Также как из солнечного света.

Что из себя представляет этот материальный мир? Материальный мир покоится на солнечном свете. Потому что есть солнечный свет, поэтому вращаются все планеты. Есть маленькая машина. Вы можете её найти. Как только она нагревается, шарики внутри машины начинают вращаться. Подобным образом, есть определённая температура солнечного света, и вся планетная система вращается по орбите, из-за сияния солнечного света. Это научная истина. И потому что есть солнечный свет, есть растения, есть вода, есть дождь, и есть сельскохозяйственные продукты.

Итак, также как солнечный свет является причиной разнообразия, подобным образом, солнечный свет также свет существует благодаря брахма-джйоти. Солнечный свет,

йач-чакшур эша савита сакала-граханам
/Брахма-самхита 5.52/

Солнце описывается в Брахма-самхите как глаза всех планет. йач-чакшур эша,   эша сакала-граханам чакшух. Солнце на самом деле является глазами для всех планет, потому что если не будет света солнца, то вы не сможете видеть. Мы очень гордимся нашими глазами. Иногда мы бросаем вызов: «Можете ли показать мне Бога?». Но думает ли он о том, какой силой обладают его глаза. Они просто зависят от солнечного света. Если не будет света Солнца, его так называемые глаза будут бесполезны. Тем не менее, с помощью этих бесполезных глаз он хочет видеть Бога. Только посмотрите на это. «Можете ли показать мне Бога. Я не вижу Бога, поэтому Бога нельзя увидеть. Поэтому я не верю в Бога». Но он не думает, что если не будет солнечного сияния… Потому что это тьма. Этот материальный мир это просто тьма.

тамасо ма джйотир гама
/Брихад-аранйака Упанишад, 1.3.28/

Веды говорят, что «Не находись в темноте этого материального мира. Выходи в духовный мир». Джйотир гама. Итак, люди не думают о своём несовершенстве чувств, как действуют чувства, что они зависят от законов материальной природы. Тем не менее человек очень гордится своими чувствами, особенно глазами. Адхйакшина — всё зависит от глаз, хотя его глаза полностью бесполезны, если они не получат помощи от света солнца. Поэтому на самом деле эти глаза бесполезны. Глаза, глаз это солнце.

йач-чакшур эша савита сакала-граханам
/Брахма-самхита 5.52/

Каждая планетная система. Там есть миллионы и триллионы живых существ. Они могут видеть только когда восходит солнце. Эта гаятри-мантра поэтому предлагает молитвы савита.

ом бхур бхувах свах тат савитур варенйам бахраго девасйа дхимахи

Сияние солнца. Итак, солнечный свет это… Но есть много солнц, не только одно солнце. Также как есть много вселенных,

йасйа прабха прабхавато джагад-анда-коти
/Брахма-самхита 5.40/

Коти означает бесконечные. Бесчисленные вселенные. И во всех и каждой вселенной есть солнечный свет. Итак солнечный свет является отражением брахма-джйоти.

йасйа прабха прабхаватах
/Брахма-самхита 5.40/

Когда лучи тела, сияющие лучи, Кришна присутствуют там, тогда создаются все вселенные. Вселенные также создаются. В другом месте,

йасйаика-нишвасита-калам атхаваламбйа
дживанти лома-виладжа джагад-анта-натхах
/Брахма-самхита 5.48/

Джагад-анда-натхах  значит... Джагад-анда значит вселенная. У каждой вселенной есть главное живое существо. Это Господь Брахма. Поэтому есть также неисчислимое количество Брахм, неисчислимые Шивы, неисчислимые луны, потому что есть неисчислимые вселенные. И во всех и каждой вселенной, есть неисчислимые планеты..

йасйа прабха прабхавато джагад-анда-коти ашеша васудхади
/Брахма-самхита 5.40/
Васудха означает эта планета.

йасйа прабха прабхавато джагад-анда-коти-
котишв ашеша-васудхади
/Брахма-самхита 5.40/

вибхути-бхиннам
/Брахма-самхита 5.40/

Каждая планета имеет отличающуюся атмосферу. Поэтому эти люди, не могут понять, что такое атмосфера. Он понимают. Некоторые учёные говорят, что атмосфера планеты луна на 200 градусов ниже нуля. Итак, есть разница во мнениях ученых, но в соответствии с ведической литературой, мы понимаем, что есть неисчислимые планеты, и одна из планет это планета луна.

накшатранам ахам шаши
/БГ 10.21/

Накшатранам: "Среди звезд и планет," говорит Кришна, - "Я луна".

Итак,
джйотишам апи джйотис тамасах парам
/БГ 13.18/

Итак, это джйоти, это сияние, находится за пределами этого материального мира. И потому что есть освещение, это освещение также отражается в материальном мире. Вы увидите отражение, голубоватое отражение в небе. Это означает, что брахма-джйоти голубоватое, потому что оно исходит из голубого цвета тела Кришны. Поэтому оно голубоватое. Мы видим голубое небо, и мы видим темноту, хотя в темноте, в небе есть небольшое сияние. Небо всегда… Небо есть везде, но его покрытие семь раз покрыто разного рода материальными элементами, и это брахма-джйоти проникает через покрытия, и мы можем видеть небольшое отражение в небе. Поэтому здесь говорится,

джйотишам апи тадж джйотис
тамасах парам учйате
джнанам джнейам джнана-гамйам
 
хрди сарвасйа виштхитам

Виштхитам. Кришна находится в сердце каждого. На самом деле Он является знанием, и Он объект знания, джнейам, и человек должен пытаться понять Кришну.

джнанам джнейам джнана-гамйам 
/БГ 13.8/

И он находится в сердце каждого.
ишварах сарва-бхутанам  хрд-деше 'рджуна тиштхати
/БГ 18.61/

Мы просто должны узнать процесс, помощью которого мы можем Его познать. Это уже объясняется здесь. Мы это обсуждали.

аманитвам адамбхитвам  ахимса кшантир арджавам
/БГ 13.8/

ачарйопасанам, индрийа, виниграхах, бхакти-йога…
мам ча йо 'вйабхичарена
бхакти-йогена
/БГ 14.26/

Мы все это уже обсуждали. Итак, человеческая жизнь предназначена для того, чтобы это понять.  Атхато брахма джиджна…Это всё является объектом Брахмана. Это не материальная тема.  Таттва-васту.

ваданти тат таттва-видас
таттвам йадж джнанам адвайам
/ШБ 1.2.11/

Поэтому Ведическая цивилизация предназначена для осознания Брахмана. Поэтому у нас есть так много Ведической литературы. Бхагават-Гита это только часть, азбука, первая книга знания. Тем не менее, люди настолько деградировали, что они не могут понять даже Бхагават-Гиту, азбуку. Что они поймут, что другое? Их образование настолько слабое и они настолько неудачливы, что даже Бхагават-Гиту, которую после Себя оставил Кришна…

Кришна 5 тысяч лет назад присутствовал на этой планете, просто для того, чтобы даровать нам благо, Он оставил нам Свои наставления, Бхагават-Гиту. Арджуне не нужны были наставления Бхагават-Гиты.  Он был уже просветлён, но он представил себя как глупца, просто для того, чтобы вдохновить Господа рассказать Бхагават-Гиту, и её записал Вьясадева, Ведавьяса, в Махабхарате, чтобы люди могли воспользоваться преимуществом наставлений Верховной Личности Бога. Там есть всё, что такое брахма-джйоти, что такое этот материальный мир, что такое духовный мир, какова цель жизни, это мы должны знать. Но мы… Потому  что мы находимся под таким сильным влиянием материального мира, особенно в этот век Кали, век недопонимания и раздоров, что люди...

мандах суманда-матайо манда-бхагйа хй упадрутах
прайеналпайушах калав асмин йуге джанах
/ШБ 1.1.10/

В этот век их жизнь очень коротка. Протяженность жизни очень коротка. И манда, все плохие, нет хороших людей. Манда.  И даже так называемые хорошие люди, у них есть свой собственный процесс познания, спекулятивный процесс, безбожный. Основной принцип спекулятивного процесса это избежать Кришну, избежать Бога.

Существует так много комментариев на Бхагават-Гиту, чтобы сделать из Кришны нуль. Это умственные спекуляции. Кто-то говорит, что там рекомендуется только карма. Кто-то говорит джнана. Кто-то говорит йога. Кто-то говорит бхакти.

Но на самом деле Бхагават-Гита предназначена для бхакт.
бхакто 'си ме сакха чети
/БГ 4.3/

Бхагават-Гита была рассказана Арджуне, потому что его единственной квалификацией было то, что он был преданным Кришны. бхакто 'си ме сакха чети. Итак, вся Бхагават-Гита это суть Ведического знания, и Ведическое знание предназначено для познания Кришны.

ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах
/БГ 15.15/

ведешу дурлабхам адурлабхам атма-бхактау
/Брахма-самхита 5.33/

Даже если вы будете изучать Ведическую литературу, -  без бхакти, без изучения ведической литературы, вы не сможете понять Абсолютную Истину.

бхактйа шрута-грихитайа.
тач чхраддадхана мунайо
джнана-ваирагйа-йуктайа
/ШБ 1.2.12/

тач чхраддадхана мунайо
Те, кто являются верующими, такие великие святые личности, чхраддадхана мунайо
джнана-ваирагйа-йуктайа... джнана-ваирагйа-йуктайа. У них есть достаточно знания  и ваирагйа, отречения.

Ваирагйа... Знание Веданты нельзя обсуждать за столом как развлечение, выпивая чай и куря и обсуждая Веданта-сутру. Такого рода обсуждение не поможет. джнана-ваирагйа-йуктайа. Ваирагйа. Должна присутствовать отрешённость от материальной деятельности.

тач чхраддадхана мунайо
джнана-ваирагйа…
пашйантй атмани чатманам
бхактйа шрута-грихитайа
/ШБ 1.2.12/

Бхактйа. Должно быть бхакти. И какого рода бхакти? Не сантименты, но шрута-грихитайа, принимать бхакти, путь преданности, после того, как вы полностью осознали духовную науку. бхактйа шрута-грихитайа. Шрута. Специфическое понимание шрута означает то знание, которое необходимо получить через ухо, через язык.

севонмукхе хи джихвадау
/БРС 1.2.234/

Шрута-грихитайа. В Ведической литературе никогда не описывается, что Бога можно познать с помощью глаз. Нет. Здесь говорится, язык и уши. Это источники. Шрута-грихитайа. Человек должен слушать ведическую литературу. Поэтому ведическую литературу называют, шрути.

шротрийам брахма-ништхам
/Мундака-упанишад, 1.2.12/

шротрийам. Раньше не было книг. Студенты слушали от духовного учителя. Шрута, шротрийам. Это было совершенно. Не было нужды в грамотности. Этого уха было достаточно. Шрута-грхитайа.

тач чхраддадхана мунайо
джнана-ваирагйа
/ШБ 1.2.12/

И слушая, слушая, слушая, человек становится просвещённым в знании, и результатом этого знания является ваирагйа. Ваирагйа, отерчение. Иначе, мы слушаем или обучаемся… Но варагьи нет.
Даже большие, большие саньяси не могут… Они одеты в шафрановую одежду, но их ваирагйа...
Что касается ваирагйи, если вы будете изучать их внутреннюю историю, то там нет ваирагйи. Они привязаны ко всякого рода материальным наслаждениям. Просто показные одежды. Это не поможет. Должна быть ваирагйа. Эту ваирагйю можно достичь с помощью бха...

бхактйа шрута-грихитайа
/ШБ 1.2.12/

Когда вы слушаете… Бхакта значит через преданных, или вы станете преданным. Должно быть преданное служение. И бхакти значит севонмукха, умонастроение совершения служения Господу. Это бхакти.

хришикена хришикеша севанам бхактир учйате
/ЧЧ, Мадхья 19.170/

Бхакти значит, когда вы занимаете ваши чувства в служении господину чувств, Хришикеше. Это называется бхакти. Бхакти это не сантименты. Также как эти парни, эти американские и европейские ребята, индийские парни, которыю трудятся ради Кришны. Сознание. Они попросту занимают свои чувства в служении господину чувств, Кришне. Поэтому они совершают прогресс.

хришикена хришикеша севанам бхактир учйате
севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхурати адах
/Бхакти-расамрта-синдху, 1.2.234/

Когда вы занимаете ваш язык в любовном служении Господу, Он проявляется. Он проявляет Себя.
ишварах сарва-бхутанам хрд-деше арджуна
/БГ 18.61/

Он уже находится в вашем сердце, и если вы очиститесь
 
тат-паратвена нирмалам
сарвопадхи-винирмуктам
/ЧЧ, Мадхья 19.170/

если вы станете нирмала, если вы станете чистым... Как вы можете стать чистым? Тат-паратвена. Просто будучи погруженным в мысли о Кришне. тат-паратвена нирмалам. Если вы будете просто оставаться в огне, тогда вы всегда будете оставаться тёплым. Вас не сможет затронуть леденящий холод. Это не возможно. даиви хй эша гуна-майи  мама майа дуратйайа.

даиви хй эша гуна-майи
мама майа дуратйайа
мам эва йе прападйанте
майам этам таранти те
/БГ 7.14/

Поэтому единственный процесс, чтобы держать себя свободным от влияния майи это бхакти. Это бхакти. Таково заключение всех шастр. Не совершая прогресса в бхакти, вы не можете выбраться из под влияния майи. Вот что необходимо. Это является целью жизни.

джнейам джнана-гамйам
/БГ 13.18/

Поэтому если мы будем использовать нашу жизнь, чтобы понять верховного, джнейам джнана-гамйам

майи ча, ананйа-йогена бхакти
/БГ 13.8-12/

Если вы изучите искусство, как стать ананйа-йогена бхакти,авйабхичарини-бхакти, тогда вы поймёте кто такой Кришна.

бхактйа мам абхиджанати  йаван йаш часми таттватах
/БГ 18.55/

С помощью таттва, с помощью истины, вы сможете понять Кришну, и как только вы поймёте Кришну, - ваша жизнь станет успешной.

джанма карма ча ме дивйам
эвам йо ветти таттватах
/БГ 4.9/

Итак, та же самая таттва, истина, не искусственно, если вы поймёте Кришну, тогда

тйактва дехам пунар джанма наити
/БГ 4.9/

Оставив это тело, вы не примете другое материальное тело. Это

самсиддхим парамам гатах
/БГ 8.15/

Это высочайшее совершенство жизни. Если вы больше не будете принимать материальную форму тела. Есть 8400000 видов тел. Любое тело, которое мы принимаем, приносит страдания. Это несчастье.

матра-спаршас ту каунтейа
шитошна-сукха-духкха-дах
/БГ 2.14/

Мы воспринимаем Боли и радости тела, матра-спарша, потому что у нас есть эта материальная кожа, матра, и когда она соприкасается,  входит в контакт с влиянием материального мира, матра-спаршах, вы подвергаетесь влиянию болей и радости. Но если у вас нет этого материального тела, тогда вас не затрагивают материальные качества, вы полностью находитесь в материальном теле, поэтому нет вопроса боли и радости. Это просто блаженная жизнь.

мам упетйа пунар джанма
духкхалайам ашашватам
напнуванти махатманах
самсиддхим парамам гатах
/БГ 8.15/

Это высшее совершенство жизни, Если вы вернётесь обратно, если вы вернётесь обратно назад к Богу, Кришне, тогда вы обреете тело сат-чит-ананада  вечное, полное блаженства тело. И такова наша цель,
Джнана-гамйам, джнейам. Это джнана-гамйам.

Поэтому необходимо принять путь  бхакти —
бхактйа шрута-грихитайа
/ШБ 1.2.12/

с помощью знания Ведической литературы, благодаря слушанию. Шрута-грихитайа
означает я, … вы.. Ведическую литературу также можно понять с помощью слушания от истинного духовного учителя.

сатам прасанган мама вирйа-самвидо
бхаванти хрт-карна-расайанах катхах
/ШБ 3.25.25/

Если вы не будете слушать осознавшую душу, то это будет невозможно. Если просто спекулировать, то это будет просто бессмысленной тратой времени.

тешам клешала эва шишйате
/ШБ 10.14.4/

Слушая Веды в течение многих, многих лет от неосознавшей души, просто слушая, когда в одно ухо влетает, а в другое вылетает – такого рода слушание не поможет нам.

Поэтому Кришна говорит, что
сатам прасанган мама вирйа-самвидо
бхаванти хрт-карна-расайанах катхах
/ШБ 3.25.25/

сатам прасангат. В общении с преданными, если вы будете обсуждать послание Кришны, тогда это будет очень радостно, приятно уху и сердцу. И если мы переносим это на практическое использование в жизни, тадж-джошанад ашв, очень скоро,  

апаварга-вартмани, на пути освобождения,
шраддха, вера,
бхакти, преданность,
рати, привязанность,
анукрамишйати, приходит одна за другой, одна за другой.

Таков процесс. Итак, мы будем снова обсуждать это завтра.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |