| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Бхагават-Гите, 13.1-2
(25 февраля 1975, Майами)

Нитай: "Арджуна сказал: О Кришна, я хочу узнать о пракрити [природе], пуруше [наслаждающемся], о поле и знающем поле, а также о том, что есть знание и объект познания.

Верховный Господь сказал: Это тело, о сын Кунти, называют полем, а того, кто знает тело, — знающим поле".

Шрила Прабхупада:
арджуна увача
пракртим пурушам чаива
кшетрам кшетра-джнам эва ча
этад ведитум иччхами
джнанам джнейам ча кешава
шри бхагаван увача
идам шарирам каунтейа
кшетрам итй абхидхийате
этад йо ветти там прахух
кшетра-джна ити тад-видах

/БГ 13.1-2/

Итак, Арджуна и Кришна это два друга, но дружеские разговоры не приводят ни к какому заключению. Поэтому Арджуна знал, что "Хотя Кришна мой друг, Он является Верховной Личностью Бога". Он это знал. Поэтому, он выбрал его как своего духовного учителя: "Поэтому мы больше не будем говорить как друзья. Теперь я знаю, что ты можешь развеять всё моё невежество, потому что ты Верховная Личность Бога. Поэтому я принимаю тебя, как моего духовного учителя".

шишйас те 'хам шадхи мам прапаннам
/БГ 2.7/

"Теперь я твой шишйа, ученик". Ученик означает тот, кто добровольно принял духовного учителя,... чтобы быть регулируемым. Ученик означает, тот, кого контролирует более высокий авторитет. Он является учеником. Более высокий авторитет называется духовным учителем, и личность, которая добровольно подчиняется ему, чтобы его контролировали, он называется учеником. Теперь все очень гордятся. Это материальное состояние. Даже очень незначительная личность, он считает себя очень важным. Никто не хочет никому подчиняться. Эта склонность очень сильна в этот век, Кали-югу. Поэтому это называется Кали-юга, что означает раздоры. "Зачем мне принимать твоё предложение? Я также независим, я могу думать независимо". Это общая склонность. Но для того, чтобы постичь трансцендентные темы, человек должен стать покорным. Это первая квалификация, потому что болезнь заключается в том, что никто не хочет подчиняться. Никто не хочет быть ниже, чем кто-то другой. Хотя он незначителен, он ничего не стоит, но тем не менее, - это называется майя - он думает о себе как об очень возвышенном, и учёном.

Итак, наше движение сознания Кришны учит людей тому, как стать покорным авторитетам. Это начало знания.

тад виддхи пранипатена
парипрашнена севайа
/БГ 4.34/

Если вы хотите научиться трансцендентной науке, которая находится за пределами ваших мыслей, чувств и желаний. Умственные спекуляции означает думать, чувствовать, и желать, психология. Но этот предмет находится за пределами вашей мысли. Итак, Бог и всё, что касается Бога, находится за пределами нашего мышления, спекуляций. Поэтому мы должны смиренно учиться.

Тад виддхи пранипатена, пранипата означает покорность. Пракришта рупена нипата. Нипата означает покорность. тад виддхи пранипатена парипрашнена. В первую очередь найдите кого-то, кому вы можете полностью предаться. Тогда вопрошайте его о трансцендентных темах. Также как Арджуна строго следовал. Он в первую очередь предался Кришне.

шишйас те 'хам шадхи мам прапаннам
/БГ 2.7/

"Мой дорогой Кришна, мы общаемся как друзья, на равном уровне. Итак, ты скажешь что-то и я скажу что-то. Таким образом, мы просто тратим наше время, и мы не придём ни к какому заключению. Поэтому я предаюсь как ученик. Всё, что ты скажешь, я приму".

Это первое условие. В первую очередь найдите такую личность, в которую у вас есть полная вера, во всё то, что он скажет,  вы примите. Это гуру. Если вы думаете, что вы знаете лучше, чем ваш гуру, то нет никакого смысла. В первую очередь найдите такую личность, которая лучше, чем вы. Тогда предайтесь ему. Поэтому правило и ограничение таково, то никто не должен принимать гуру слепо, и никто не должен слепо принимать никаких учеников. Они должны наблюдать за поведением друг друга, по крайней мере один год, чтобы потенциальный ученик также мог понять, "Приму ли я эту личность как моего гуру", и потенциальный гуру также может понять, "Может ли этот человек стать моим учеником". Это наставление Санатаны Госвами в его Хари-бхакти-виласе.

Итак, здесь Арджуна принял Кришну, как своего гуру. И он покорно говорит, что

пракртим пурушам чаива
/БГ 13.1-2/

Пракрити, пракрити означает природа, и пуруша означает использующий природу. Также как здесь в материальном мире, особенно в западных странах им очень нравится развивать неразвитые страны. Это означает эксплуатировать, или становиться пурушей, наслаждающимся. Вы американцы, вы пришли из Европы, и теперь вы развили всю Америку, очень хорошие большие и маленькие города, и они очень хорошо развиты. Это называется эксплуатировать ресурсы.

Итак, пракрити, природа, и мы, живые существа, особенно человек, являемся пурушами. Но на самом деле мы не являемся наслаждающимися. Мы иллюзорные наслаждающиеся. Мы не наслаждаемся в этом смысле: Предположим, что вы Американец. Вы очень хорошо разработали этот участок земли, известный как Америка. Но вы не можете наслаждаться. Вы думаете, что вы наслаждаетесь, но вы не можете наслаждаться. И через некоторое время вас выбросят, "Убирайтесь". Тогда как вы наслаждаетесь? Вы можете думать, что "По крайней мере в течение 5-ти лет или ста лет я наслаждаюсь". Итак, вы можете говорить, что вы можете наслаждаться, так называемое наслаждение. Но вы не можете быть постоянным наслаждающимся. Это невозможно.

Поэтому эта земля была, Американская земля, была здесь до того, как вы пришли из Америки, ваши предки. И ваши предки ушли. М-р Вашингтон, Джордж Вашингтон, он ушёл. Многие другие, которые развивали эту землю Америки, они ушли. Здесь или там. Во Франции был Наполеон Бонапарт, В Германии был Кайзер, в нашей стране был Ганди, или кто-то другой. Итак, они приходят сюда. Они ложно объявляют себя наслаждающимися. Но на самом деле они не наслаждающиеся. Их выбрасывают. Они пришли, чтобы наслаждаться природой, но природа их выбрасывает. Это факт.

Тогда кто является наслаждающимся? Истинный наслаждающийся это Кришна, потому что он контролирует пракрити, и контролирует вас. Мы можем очень легко понять, здесь есть две вещи, материя и живые существа, но никто из них не является независимым. Есть контролирующий. Этот контролирующий, верховный кон.... Это Бог, Кришна. Поэтому он является наслаждающимся. И это объявляется в Бхагават-Гите,

бхоктарам йаджна-тапасам
сарва-лока-махешварам
сухридам сарва-бхутанам
джнатва мам шантим рччхати
/БГ 5.29/

Здесь мы ложно заняли пост, положение пуруши. Мы пытаемся эксплуатировать материальную природу в течение нескольких дней, и в своё время пракрити, естественные законы попросят нас, "Теперь, господин, ты так сильно мной наслаждался. Теперь убирайся". Тогда как мы являемся пурушей? Пуруша означает наслаждающийся. Если пуруша попадает под контроль пракрити, тогда как он является пурушей? Он не является пурушей. Поэтому в Бхагават-Гите живое существо описывается как пракрити, а не пуруша.

апарейам итас ту виддхи ме пракритим парам
/БГ 7.5/

Кришна говорит, что эта материальная природа, материя, грубая материя, земля, вода, воздух, огонь, небо, - их называют грубыми материальными элементами. Они также являются пракрити.

бхинна пракртих ме аштадха
/БГ 7.4/

Кришна говорит, что "Эти материальные элементы - земля, вода, воздух, огонь, небо, ум, разум, и эго, восемь - они все материальны. Ум также материален. Есть и духовный также. Но всё, что находится в рамках нашего опыта, является материальным. Итак, это объявляется пракрити Кришны или энергией. бхинна ме... Но это отделённая энергия. И Кришна говорит, в следующем стихе, апарейам. Aпара означает низшая. Это низшая природа.

итас ту виддхи ме пракритим парам

"Выше этого есть другая природа, пракрити. Она пара, выше". Что это за пара-пракрити? Итак,

джива-бхутам маха-бахо
йайедам дхарйате джагат
/БГ 7.5/

Итак, эта джива-бхута, живое существо также является пракрити, но более высокая пракрити. Каким образом она выше? Потому что живое существо пытается эксплуатировать грубую материальную энергию. Итак, обе они являются пракрити, но одно выше, а другое ниже. Также как у кого-то может быть больше чем одна жена, одна или две. Муж один, и жён может быть две или больше двух. Итак, на самом деле положение таково. Верховный Господь это муж или пуруша. Муж означает пуруша, и пракрити означает стри. Стри означает женщина. Мужчина, женщина, эти две вещи. Верховный мужчина это Кришна, и всякий, будь это грубая материя или живые существа, их называют женщиной, пракрити. Пракрити означает женщина. И пуруша означает мужчина.
Итак, на самом деле никто не является мужчиной, кроме Кришны. Мы также женщины. Мы одеты как мужчина, а кто-то одет как женщина. Но все мы, мы женщины, пракрити, то чем наслаждаются. Наслаждающийся это Кришна. Мы этого не знаем. Здесь так называемая женщина также является пурушей, потому что она пытается наслаждаться. Всякий, кто пытается наслаждаться, его называют пурушей. И предмет или объект, которым наслаждаются называется пракрити.

Итак, в материальном мире мы пытаемся эксплуатировать один другого, будь то в одежде мужчины или в одежде женщины, потому что это тело является одеждой. Итак, изначально мы все являемся женщиной, но иллюзорно мы пытаемся наслаждаться один другим или этим материальным миром. Поэтому их иногда называют пурушей. Итак, этот вопрос задал Арджуна своему учителю, потому что учителя принимают для того, чтобы получать знание.

тад-вигйанартхам са гурум эва абхигаччхет
/Мундака-упанишад 1.2.12/

Принимать кого-то гуру не является чем-то модным. В наши дни это стало модным, принимать какого-то гуру, Гуру Махараджа. Знает ли он или нет, это не важно, и задаёт ли человек вопросы или нет. Это модно. Нет. Гуру нужен тому, кто очень стремится узнать о трансцендентных темах.

тасмад гурум прападйета
джигйасух шрейа уттамам
/ШБ 11.3.21/

Это не мода; это необходимо, потому что человеческая жизнь предназначена для постижения истинного положения своей сущности.

атхато брахма джиджнаса
/ШБ 1.1.1/

Это необходимо. Современная цивилизация страдает от этого недостатка, потому что они не задают вопросы о Брахмане. Они просто... Просто как кошки и собаки, их интересует это тело и телесные потребности жизни. Они ничего не знают, помимо этого. В этом недостаток. Как-то в Каракасе пришли какие-то психиатры. Они спрашивали, "Проблемы в мире растут, поэтому что вы советуете, чтобы разрешить эти проблемы?". Итак, проблему можно очень легко разрешить. Я привёл пример того, что здесь находится это тело. И есть нечто, что двигает это тело, жизненная сила. Итак, эта жизненная сила является водителем тела, и тело также описывается в Бхагават-Гите как машина. Оно на самом деле машина.

ишварах сарва-бхутанам
хрид-деше арджуна тиштхати
бхрамайан сарва бхутани
янтрарудхани майайа
/БГ 18.61/

Янтра означает машина. Итак, мы находимся в этой машине. Это знание. Никто не знает личность, которая находится в этой машине, на машине.  Есть так много развитых разделов знания, но есть ли отделение для того, чтобы понять, что это за жизненная сила, которая движет этой машиной, что это за жизненная сила? Как она действует? Никто не спрашивает и нет такого образования. Поэтому это образование не имеет никакой ценности. Они не знают, что такое образование. Образование означает вопрошать о жизненной силе, которая двигает этим телом. Это образование. Это не образование, когда мы выдумали хорошую машину или хороший автомобиль. Это называется мастерская, но это не образование.

Также как один электрик. Он знает, как соединить два провода и запустить ток. В Индии это называется мистри. Мистри означает работник. Потому что он знает, это техническое искусство, как пустить электрический ток, это не означает, что он образован. Образование это нечто другое. Работник, они просто производят так много замечательного, но это не означает, что он образован. На санскрите это называется. Как это называется? Английское "мастерство". Он знает искусство, как это делать.

Итак, в настоящий момент есть это техническое образование. Раньше техническое образование было доверено демонам. Раньше они создавали большие, большие самолёты,  но их делали демоны, не великие святые, мудрецы, нет. Их делали демоны. И йоги могли создавать такие замечательные вещи с помощью своего мистического могущества. Это нечто другое. Но обычно, когда возникает вопрос производства, то это делали демоны.

Итак, на самом деле, в настоящий момент, хотя мы создаём так много хороших вещей для удобства тела, но это не означает, что это образование. Образование означает брахма-видйа, понимать, что такое жизненная сила в этом теле, которая действует, каково её положение, изначальное положение, как она действует, откуда она появилась, и многое другое. Это называется брахма джиджнаса, вопрошать о духе. Это образование.

Итак, этого образования не хватает. Поэтому в настоящий момент есть так много проблем. Создаются проблемы. Также как если я не покормлю водителя, и ему доверена хорошая машина, и он не счастлив из-за того, что о нём хорошо не заботятся, тогда он может создать катастрофу. Будет автомобильная авария. Вот что происходит. Никто не заботится о водителе этого тела. Там нет никакого образования. Они просто пытаются устранить недостатки в теле. Об этом спрашивают здесь,

кшетрам кшетра-джнам ча
/БГ 13.1-2/

Это тело является кшетра, полем деятельности. Но работающий на поле отличается. Поэтому задаётся вопрос. кшетрам кшетра-джнам. Мы заботимся об этом теле, кшетре. Это тело, но нам нет никакого дела до занимающего тело или владельца тела. Есть двое, кшетра-джна, вы найдёте в этом стихе, двое живых существ. Одно называется душой, а другое называется Сверхдушой. В этом теле есть две души. Одно душа арендует, а другое это душа собственник. Душа собственник. Также как в доме есть два вида людей: занимающий и владелец. Владелец это на самом деле собственник дома, и арендатор его занимает. Подобным образом, в этом теле есть две души. Это утверждается в ведической литературе. Также как две птицы на дереве. Итак, здесь есть живое существо, индивидуальная душа. Она также является одной птицей. И Сверхдуша, или Бог также есть там.

Итак, Бог, Сверхдуша, просто наблюдает за деятельностью индивидуальной души. И он дал индивидуальной душе свободу. Потому что индивидуальная душа пришла в этот материальный мир для того, чтобы наслаждаться независимо от Сверхдуши. Это материальная болезнь. Она должна оставаться под защитой. Она уже находится под защитой Сверхдуши, но она думает, что она независима. Это называется майя. Она не является независимой. Как появляется причина смерти, она больше не является независимой. Она не может сказать, что "У меня так много дел. Дай мне какое-то время". "Нет. Немедленно убирайся". Итак, она находится под защитой, полностью контролируется. Тем не менее, она думает, что она независима, и она может делать всё, что захочет. Таким образом тратится её жизнь. И она запутывается в деятельности. И есть строгие законы природы, в точности

каранам гуна-сангах асйа
сад-асад-джанма-йонишу
/БГ 13.22/

Это всё объясняется в Бхагават-Гите. Почему одного помещают в один тип тела, и почему другого помещают в другой тип тела? Одно тело очень хорошо наслаждается. Не наслаждается, он также страдает. Он наслаждается ограниченное время. Он также страдает. В сравнении, кто-то находится в очень хорошем комфортном положении, а другой нет. Поэтому другой завидует, "Почему этот человек находится в комфортном положении, а меня поместили... Поэтому давайте станем коммунистами или восстанем против этой личности или этой группы людей".

Таким образом протекает борьба за существование, и нет никакого решения. Как может быть какое-то решение, потому что они не обучены, не образованы? Поэтому если вы хотите быть образованными, решить все проблемы мира, тогда вы должны принять это движение сознания Кришны. Это единственное решение. Это научит людей истинной сущности, настоящему положению.

И Арджуна пытается понять, что такое пракрити, что такое пуруша, и что такое кшетра, что такое кшетра-джна, что такое знание, что надо знать, были заданы такие вопросы. Постепенно мы это обсудим. Вот что необходимо. Если мы будем сражаться в невежестве, то это ничего не решит. Если мы будем сражаться во тьме, то я могу вас ранить, вы можете ранить меня, но не будет никакого решения. Поэтому весь мир находится во тьме. Поэтому происходит борьба. Одни это капиталисты, другие это коммунисты, один этот тот, другой этот, и существует борьба, потому что все находятся в невежестве,

майа андхакара
/ЧЧ, Мадхья 22.31/

во тьме невежества. А Кришна это свет. Невежественное сражение не разрешит никаких проблем. Мы должны прийти к свету и получить знание от самого просвещенного, Кришны, Бхагавана. Бхагаван означает, что Он наделен шестью видами достояний. Он Верховный богатый. Он Верховный знаменитый. Он Верховный красивый и Он Верховный мудрый. Мы должны получать знание от Верховного мудрого. Это знание совершенно. Поэтому здесь говорится, бхагаван увача. Он не говорит кришна ув... Вьясадева не говорит Кришна,  потому что Кришну демоны могут принимать за подобного нам. Поэтому он намеренно говорит, бхагаван увача. Бхагаван увача означает Верховная Личность Бога. Не может быть никакого сомнения в его знании.

Итак, бхагаван увача, всё, что говорит Бхагаван, это правда, это не такое знание как "может быть", "возможно". Это всё негодяйство. "Может быть, возможно" - это не знание. Это спекуляции. Спекуляции это нечто другое. А знание отличается. Вы не можете спекулировать об абсолютном знании, потому что наши чувства несовершенны. Как мы можем спекулировать или прийти к правильному заключению? Это невозможно. Мы должны получать прямое знание. Это вот это. Поэтому говорится, бхагаван увача. Поэтому всё, что скажет Бхагаван, это Абсолютное знание. И если мы это примем, тогда оно будет совершенным. Я могу быть несовершенным, вы можете быть несовершенным, но когда мы примем знание от совершенного, то это знание абсолютно. Также как ребёнок чего-то не знает, что это такое, но если он спросит своего отца, "Папа, что это такое?". И отец не будет обманывать, он даст ему правильное знание, "Это то-то". Итак, он может быть маленьким ребёнком, несовершенным, но потому что он получил знание от своего отца, который знает, то знание совершенно.

Подобным образом мы получаем знание от Бхагавана, и мы его распространяем. Мы не делаем никаких изменений или добавлений. Поэтому мы представляем Бхагавад-Гиту как она есть. Мы не делаем никаких изменений или добавлений. Поэтому оно совершенно. Движение сознания Кришны, всё то знание, которое они распространяют, является совершенным. Не думайте, что человек, который распространяет несовершенен. Он может быть несовершенным. Я несовершенен. Все мы несовершенны. Но мы не распространяем несовершенное знание, потому что мы просто распространяем то, что сказал Кришна. Мы повторяем. И всё.
 
Итак, это наше движение сознания Кришны направлено на распространение совершенного знания, сознания Кришны, и это сделает весь мир счастливым. Поэтому попытайтесь распространить это знание самым наилучшим образом. Кришна вас признает, что стараетесь действовать наилучшим образом от Его имени, потому что Он нисходит, чтобы распространять знание.

йада йада хи дхармасйа
гланир бхавати бхарата,
тадатманам сриджамй ахам
/БГ 4.7/

Потому что мы все являемся его сыновьями - мы страдаем - поэтому он хочет чтобы наши страдания немедленно прекратились. Но мы упрямы. Мы не принимаем совета Верховного отца. В этом наша трудность. Он повторно говорит,

сарва-дхарман паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо
мокшайишйами ма шучах
/БГ 18.66/

Но мы это не примем. В этом наша неудача. Итак, мы должны добровольно принять знание и наставления, данные Кришной. Тогда наша жизнь будет совершенной. Большое спасибо.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |