| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Бхагават-Гите, 13.20
(14 октября 1973, Бомбей)

пракртим пурушам чаива
виддхй анади убхав апи
викарамш ча гунамш чаива

виддхи пракрти-самбхаван
/БГ 13.20/

Прадьюмна: Перевод: "Знай же, что материальная природа и живые существа не имеют начала. Причиной происходящих с ними изменений и источником материальных гун является материальная природа".

Шрила Прабхупада: Итак, Арджуна задал шесть вопросов:
Кшетра, кшетра-джна, джнанам, джнейам, пракрити, пуруша.

Шесть вопросов. Поэтому Кришна ответил, что такое кшетра, кшетра-джна, и что такое процесс знания, и что такое объект знания. Теперь Он начинает объяснять, что такое материальная природа, и что такое живые существа.

Материальная природа, пракрити, это то, чем наслаждаются. Пракрити означает для наслаждения.
И пуруша. Пуруша означает наслаждающийся. Также как в настоящий момент, мы принимаем женщину за объект противоположного пола для наслаждения. И мы мужчины, мы думаем, что мы наслаждающиеся. Естественно женщины, по природе любят одеваться привлекательно, и пуруша привлекается. Итак, это пракрити и пуруша. На самом деле никто из нас не является  пуруша. Эта концепция пуруша, наслаждающегося, что есть так называемая женщина и так называемый мужчина. Мужчина также хочет наслаждаться. Не только мужчина, каждое живое существо: кошки, собаки, деревья, обитатели вод, - все; потому что этот материальный мир означает, что все живые существа, начиная с Господа Брахмы, до самого маленького муравья, ищут наслаждения. Пуруша. Это дух пуруша. Тот, кто ищет наслаждения, называется пуруша. Но истинный пуруша это Кришна.
Мы все являемся пракрити. И потому что будучи пракрити, мы пытаемся стать пурушей, это называется майя, или иллюзия. Также как если женщина одевается как мужчина, и хочет действовать как мужчина, это иллюзия, подобным образом, мы одеваемся по-разному в материальные ингредиенты,

бхумир апо 'нало вайух
/БГ 7.4/

Все тела сделаны из этих пяти элементов, и ума, разума, это также тонкие материальные элементы, и с этой комбинацией у нас есть это тело, и я духовна душа. Я пытаюсь наслаждаться. Это материальный мир. Мы забыли, что неотъемлемая часть Кришны. Наше дело это не наслаждаться, а помогать Кришне наслаждаться. Это наше дело, как неотъемлемой частицы. Мы несколько раз приводили этот пример, также как эти пальцы. Они являются моей неотъемлемой частицей тела. Пальцы хватают хороший сладкий шарик. Пальцы не должны наслаждаться сладким шариком, но они кладут его в рот, чтобы он попал в желудок для наслаждения. Поэтому долгом частицы Бога является помогать Ему наслаждаться. Это бхакти. Бхакти значит

анукулйена кришнану-шиланам
/ЧЧ, Мадхья 19.167/

Анукула. Анукула значит благоприятный. Кришнану-шиланам, сознание Кришны. Всегда думать о том, как сделать Кришну счастливым. Это бхакти. Анукулйена кришнану-шиланам. Также как гопи, первоклассным примером являются гопи, или обитатели Вриндавана. Они пытаются сделать Кришну счастливым. Это Вриндаван. Если также здесь вы попытаетесь сделать Кришну счастливым, тогда это превратится во Вриндаван, Вайкунтху. Но у нас нет этого умонастроения. У нас есть… Из-за влияния майи, мы стали пурушей. Мы хотим наслаждаться. «Почему этот Кришна должен наслаждаться? Я буду наслаждаться. Я Бог». Вот что происходит. Поэтому материей наслаждаются, этот материальный мир, и живые существа, пытаются наслаждаться. Они на самом деле не являются наслаждающимися. Они страдают. Они запутываются, потому что из-за этого духа наслаждения мы развиваем разного рода умонастроение, и в момент смерти, в соответствии с нашим умонастроением, я получаю следующее тело. Это значит, что из-за этого духа наслаждения, я запутываюсь. Я не становлюсь свободным. Если в момент смерти, если я подобен собаке, умонастроение собаки, тогда естественно в момент смерти моё умонастроение будет как у собаки и естественным образом я получу тело собаки. Тогда наслаждайся. Собака это также наслаждающийся. Они забыли. Они животные… Муравей также наслаждается, и Господь Брахма также наслаждается. Поэтому этот дух пуруши это материальный мир.

Итак, это пуруша... Пуруша значит живое существо. Кришна говорит здесь, что

пракртим пурушам чаива
виддхй анади
/БГ 13.20/

Анади, вечная. Она не временная, она вечная. Есть пять вещей: живые существа, пракрити,  Бог, и деятельность ... Пракртим пурушам чаива виддхй анади. Анади значит вечная. Она не создается. Она существует, но она становится проявленной. Также как в Бхагават-Гите сказано,

бхутва бхутва пралийате
/БГ 8.19/

Другой пример: также как это тело, моё тело, ваше тело. Я получил это тело, у вас есть это тело. Это тело будет уничтожено.

авинаши ту тад виддхи  йена сарвам идам татам
/БГ 2.17/

Но моё, это сознание не будет уничтожено. Это тело будет уничтожено, но моё сознание не будет уничтожено. Это утверждается в Бхагават-Гите. авинаши ту тад виддхи  йена сарвам идам татам. Идам татам. Идам, сознание распространяется на это тело. Если вы ущипнете любую часть вашего тела, вы поймёте, что вам больно. Но как долго оно будет болеть? До тех пор пока там есть душа. И как только душа уйдет, можете колоть его ножом, оно не ответит. Поэтому авинаши ту тад виддхи  йена сарвам идам татам. Эта вещь, это сознание это авинаши.

Так называемые учёные не знают, что сознание является вечным и переносит меня в другое тело. «Я вижу, что это тело уничтожается, поэтому всему приходит конец». Нет. У вас есть практический опыт. Когда вы спите, тело не работает, но сознание работает. Поэтому вы мечтаете в другой атмосфере. Вы получаете другое тело и наслаждаетесь по-другому. Мы сталкиваемся с этим каждый день. Ночью я забываю об этом теле, и днём я забываю о теле во сне. Итак, это также сон, днём, потому что я забываю. Ночью я видел, что я был царем, я кем-то правил, и говорил речи как политический лидер, и днём, я вижу, что я являюсь служащим, а не политиком и не царём. Таким образом, забываю о теле ночью, и ночью я забываю о теле днем.

Подобным образом, перемена тела означает, что я забываю это тело. В прошлой жизни, у меня было какое-то тело, но я не могу сказать какое тело у меня было. Конечно есть наука, астрономия и другие.  Они могут сказать, но я в это не верю. Или даже если бы я верил, что я могу с этим поделать? Итак, мы меняемся. Но сознание не является винаши. авинаши ту тад виддхи  йена сарвам идам татам. Потому, что сознание не меняется, оно создаёт другое тело, в соответствии с сознанием.
Также как мы создаем благоприятные обстоятельства, чтобы наслаждаться даже в этой жизни. Почему есть эта борьба за существование? Мы пытаемся сделать условия благоприятными для наслаждения. Это борьба за существование. Никто не удовлетворён существующим положением. Все тяжело борются. Но он не знает, что любая материальная ситуация в соответствии с моим разумом, никогда не сделает меня счастливым. Мы этого не знаем. Поэтому Кришна говорит, «Ты негодяй, бездарность, оставь это занятие».

сарва-дхарман паритйаджйа
/БГ 18.66/

"Ты негодяй номер один. Ты забыл своё изначальное положение. Оставь сейчас все эти занятия, если хочешь быть счастливым". Мам экам шаранам враджа. "Просто под Моим контролем». «И какое благо я получу?». Ахам твам сарва-папебхйо  мокшайишйами ма шучах: "Я тебя защищу». Потому что ты страдаешь от своих греховных поступков…  Всё является плодами наших греховных действий. Всё.
Также как банда воров. Шайка воров, награбив добро в доме какого-то джентльмена, они выходят за пределы деревни, и они делят. Итак, один из воров говорит, «Давайте разделим это честно. Давайте разделим добычу по честному». Теперь, их основным принципом является обман, и вот они хотят разделить по-честному. Итак, все эти негодяи, политики, все они нечестны, и они пытаются устроить всё по-честному. По-честному. Что это за честность? Не может быть никакой честности.

харав абхактасйа куто махад-гунах
/ШБ 5.18.12/

Любой, кто не является преданным Господа, он не может обладать никакими хорошими качествами. Это невозможно. Он должен быть нечестным, если он не является преданным Господа. Он должен быть нечестным. Таково утверждение шастр.

йасйасти бхактир бхагаватй акинчана
сарваир гунаис татра самасате сурах
харав абхактасйа куто махад-гуна
мано-ратхенасати дхавато бахих
/ШБ 5.18.12/

Потому что тот, кто не находится на трансцендентном уровне… (пауза)

Итак, эта материальная природа также является вечной. Это не… Как говорят философы майавади, "Это митхйа", джаган митхйа, мы не говорим. Почему это митхйа? Это факт. Потому что Кришна говорит, что

бхумир апо 'нало вайух  кхам мано буддхир эва ча, бхинна пракртир аштадха
/БГ 7.4/

Кришна говорит, "Это моя пракрити, Моя энергия". Если Кришна это факт, почему его энергия должна быть митхйа? Это нонсенс. Джагат это не митхйа. Мы не говорим. Если Кришна это истина, тогда этот мир также истина. Но факт в том, что Кришна это наслаждающийся, мы пытаемся наслаждаться, это не правда. Это митхйа. Джагат это не митхйа, но склонность наслаждаться этим миром это митхйа, потому что мы не можем быть наслаждающимся. Кришна говорит:

бхоктарам йаджна-тапасам
сарва-лока-махешварам
сухрдам сарва-бхутанам
джнатва мам шантим рччхати
/БГ 5.29/

Если вы хотите шанти, вы должны изучить эти три вещи, этот бхокта, наслаждающийся это Кришна... Мы не являемся наслаждающимися, но все мы, мы думаем, что мы наслаждающиеся, индивидуально, коллективно, всей страной, социально, коммуной… , любыми способами, все.

кришна-бахирмукха хана бхога ванчха каре
никата-стха майа  таре джапатийа дхаре
/Према-виварта/

Это бенгальская поэзия. Она говорит, «как только мы забываем настоящего наслаждающегося и мы хотим наслаждаться, это сразу же называется майя». И как только мы оставляем это умонастроение… Это подтверждается в Бхагават-Гите.

мам ча йо 'вйабхичарена
бхакти-йогена севате
са гунан саматитйаитан
брахма-бхуйайа калпате
/БГ 14.26/

Как только вы оставляете это умонастроение, что «я наслаждающийся», как только мы меняем наше умонастроение, на то, что «Кришна это наслаждающийся», тогда мы сразу же становимся освобождёнными. Это утверждается в Бхагават-Гите.

авйабхичарена бхакти-йогена севате, са гунан саматитйаитан
/БГ 14.26/

Здесь также сказано,
викарамш ча гунамш чаива виддхи пракрити-самбхаван
/БГ 13.20/

Мы стали слугой трёх гун, трёх качеств этого материального мира. Кто является очень гордым из-за того, что он находится в добродетели, такой как качество брахмана. Это хорошо. В материальном мире это первоклассное качество. Качество второго класса, страсть, сильная деятельность. Все люди очень активны ради наслаждений, страстей. И некоторые люди находятся в невежестве. Они не знают, что такое благость и что такое страсть. Они могут просто тратить своё время на лень и сон. Сон. Итак, на самом деле мы все спим, потому что мы не знаем, в чём заключается цель жизни. Ночью мы спим. Мы забываем, в чём состоит мой долг, в чём заключаются мои дела, что я должен делать». Мы все забываем. Подобным образом, до тех пор пока мы находимся в невежестве,  это наше состояние сна. Поэтому есть такая ведическая мантра:

уттиштха джаграта прапйа варан нибодхата
/Катха-упанишад/

"Теперь, ты обрёл эту человеческую форму жизни. Не спи как животное, кошки и собаки. Вставай!». Это наставление Вед.

тамасо ма джйотир гама
/Брихад-араньяка упанишад 3.28/

"Не оставайся в этой темноте. Выходи к джйоти". Джйоти значит... Это также объясняется в Бхагават-Гите.

на тад бхасайате сурйо
на шашанко на паваках
йад гатва на нивартанте
 тад дхама парамам мама
/БГ 15.6/

Там есть всё. Здесь вам нужен солнечный свет, свет луны, электричество, но есть другая природа,

парас тасмат ту бхаво 'нйо  'вйакто 'вйактат санатанах
/БГ 8.20/

Там нет необходимости в солнце, нет необходимости в луне, потому что каждая планета светится.

йад гатва на нивартанте
/БГ 15.6/

И если вы отправитесь туда, тогда вам не нужно будет возвращаться в этот материальный мир, который является

духкхалайам ашашватам, напнуванти махатманах  самсиддхим парамам гатах
/БГ 8.15/

Итак, нашей целью в жизни должно быть возвратиться обратно домой, назад к Богу. Но мы этого не знаем. Мы попросту действуем как кошки и собаки, и всё. Прыгаем как кошки и собаки и едим, спим, и занимаемся сексом и пытаемся защитить своё положение. Эти вещи делают животные. Это совершают животные. Тогда какую же выгоду вы получаете, от этой человеческой формы жизни? Шастра говорит,

найам дехо деха-бхаджам нрилоке
каштан каман архате вид-бхуджам йе
тапо дивйам путрака йена саттвам
шуддхйед йасмад брахма-саукхйам тв анантам
/ШБ 5.5.1/

"Это человеческая форма жизни не предназначена для того, чтобы тяжело трудится как кошки и собаки. Она предназначена для тапасйи. Тапасйа, простая жизнь, и самосознание. И тогда вы покончите с вашими страданиями в жизни.

тапо дивйам путрака йена саттвам

Также как когда мы больны, мы идём к врачу, и мы пытаемся вылечить болезнь, подобным образом, мы не знаем, какая наша главная болезнь. Это раньше объяснял Кришна.

джанма-мритйю-джара-вйадхи
/БГ 13.9/

— это наша настоящая болезнь, принимать рождение, стареть, и быть жертвой болезни. Но никто не знает как от неё излечиться, и тем не менее, мы очень гордимся прогрессом в образовании и цивилизации. Это называется иллюзия. Это называется иллюзия. Настоящая болезнь это как остановить джанма-мритйю. Кришна не раз говорил,

тйактва дехам пунар джанма  наити мам эти каунтея,
джанма карма ча ме дивйам  эвам йо ветти таттватах
/БГ 4.9/

"Просто попытайся понять Меня, Кришну. И результатом будет тйактва дехам..." Оставив это тело, мы должны принять другое тело. Кришна говорит, «Если ты просто поймёшь Меня правильно, тогда после этого, ты не будешь принимать никаких материальных тел. Ты будешь оставаться в духовном теле и придёшь в духовный мир, обратно домой, назад к Богу».

Итак, здесь
пракртим пурушам чаива
/БГ 13.20/

Хотя пракрити это также природа Кришны,
бхумир апо 'нало вайух кхам мано буддхих
/БГ 7.4/

Он сказал, апарейам: "Это низшая природа". Итак,
апарейам итас ту виддхи ме пракритим парам
/БГ 7.5/

"Есть другая высшая природа». Что это такое? Джива-бхутах: "Это живое существо". Итак, мы также являемся пракрити, и материальная природа это также пракрити. Это низшая пракрити, а мы высшая пракрити. Также как мы сейчас находимся под контролем этой внешней пракрити, мы можем перенестись под контроль высшей пракрити. Эта высшая пракрити это духовный мир. Материальный мир означает сделанный из этой низшей пракрити, бхумир апо 'нало вайух. Есть также другая пракрити, санатана. Это утверждается Бхагават-Гите. Вы найдете это в 8-й главе.

парас тасмат ту бхавах анйах
/БГ 8.20/

Бхава значит природа.
авйакто 'вйактат санатанах
/БГ 8.20/

Санатанах значит, то, что не уничтожается. И эта пракрити уничтожается.
бхутва бхутва пралийате
/БГ 8.19/

Итак, бхутва бхутва пралийате значит эта пракрити является истинной, но её проявление временно. Оно не ложно. Также как вы иногда злитесь, и вы проявляете эти признаки. Эти признаки находятся у вас, но они проявляются время от времени. Иногда они не проявляются. Но склонность, качество того, чтобы сердиться, существует вечно. Это не так, что оно создаётся. Иногда вы находитесь в страсти. Страсть присутствует там, это не что-то новое, но она иногда проявляется, иногда исчезает. Подобным образом этот материальный мир… Это также пракрити Кришны. Это факт, что он иногда проявляется, иногда не проявляется. Когда он не проявлен, вы не можете сказать, «Облако является ложью». Нет. Это истина, но природа иногда проявлена, иногда не проявлена. Итак, здесь Кришна говорит,

пракртим пурушам чаива  виддхй анади
/БГ 13.20/

Они вечны. Кришна вечен, и живые существа вечны, и пракрити также вечна. Они не являются ложью. Но они проявлены, иногда не проявлены.

И когда нам не нравится подчиняться Кришне, мы не можем жить в духовном мире. В духовном мире нет такого понятия, как не подчинение. Они все являются преданными. Также как во Вриндаване. Они все преданны Кришне. Кто-то служит Кришне как отец и мать, Нанда Махараджа, Яшода, и кто-то служит как друг, кто-то служит как слуга, кто-то служит, как возлюбленный. Таким образом, есть пять видов служения, вкусов, какие захотите. Вкус есть. «Мне нравится служить Кришне как возлюбленный». «Мне нравится служить Кришне как моему сыну». «Мне нравится служить Кришне как моему другу». «Мне нравится служить Кришне, как моему господину». «Я просто люблю Кришну, прославляя Его». 

Это панча, пять видов рас, шанта, дасйа, сакхйа, ватсалйа, мадхурйа.

Таким образом вы можете выбрать любой из них, потому что должно быть разнообразие. Потому что мы живые существа, все мы хотим наслаждаться. Поэтому разнообразие это мать наслаждения. Вы не можете ничего сделать безличным, нет. Есть разнообразие. Даже в духовном мире есть разнообразие. Разнообразие отражается в этом материальном мире. Поэтому здесь также, мы любим кого-то как друг, мы любим кого-то как жена, мы любим кого-то как отец, мы любим кого-то как мать, подобным образом. Тоже самое отражается искажённым образом. И потому что существует иллюзия, поэтому мы не удовлетворены.

Если вы хотите настоящей любви, настоящего положения, тогда вы должны перенести эту склонность любить в разных видах вкусов на Кришну. Тогда это будет постоянным, и вы будете счастливым.
Не отвергайте это, потому что вы не можете схватить виноград, как виноград и шакал. Шакал. Вы знаете эту историю. Шакал пошел, чтобы украсть немного винограда из сада, и он был очень высоко. Он прыгал несколько раз. Но не мог его достать. Тогда он отверг его, «О, он горький. Я не хочу его».
Философия майавади подобна этому. Сначала он хочет стать очень большим человеком, очень большим бизнесменом, министром, тем, этим, наслаждаться, просто наслаждаться, конкуренция за наслаждения. Но когда он одурачен, когда он не наслаждался, просто страдал - он приходит в чувства, «я не мог наслаждаться. Я просто страдал». – Тогда  "это митхйа. Виноград зеленый". Такая философия не работает. Вы должны знать, что эта пракрити, этот материальный мир, вы не наслаждающийся. Наслаждающийся это Кришна.

сарва-лока-махешварам
/БГ 5.29/

Если вы хотите стать наслаждающимся, тогда вы вор.
стена эва сах учйате
/БГ 3.12/

йаджнартхат карма  анйатра карма-бандханах
/БГ 3.9/

Вы не можете стать счастливым с украденной собственностью. Итак, всё принадлежит Кришне,
ишавасйам идам сарвам
/Ишопанишад, мантра 1/

Всё, чем мы пытаемся наслаждаться, это украденная собственность. Философия это
тена тйактена бхунджитха
/Ишопанишад, мантра 1/

Вы можете наслаждаться тем, что выделено вам Кришной. тена тйак...
ма гридхах касйа свид дханам
/Ишопанишад, мантра 1/

Не пытайтесь посягать на собственность других. Эти является истинным предложением, направленным на мир и процветание. Но мы пытаемся стать величайшими наслаждающимися, и мы пытаемся посягать на собственность другого, другую жизнь, юрисдикцию другого. Поэтому мира нет. Мира не может быть. Поэтому если мы вообще хотим мира, тогда есть эта формула.

бхоктарам йаджна-тапасам  сарва-лока-махешварам, сухрдам сарва-бхутанам
/БГ 5.29/

Кришна это сухрит; Он является доброжелателем каждого. Поэтому Он приходит, потому что Он доброжелатель всех живых существ, потому что живые существа являются Его сыновьями. Отец всегда является доброжелателем своего сына. Итак, мы пытаемся здесь ложно наслаждаться, что мы не можем делать. Поэтому Кришна и приходит, чтобы дать нам совет.

сарва-дхарман паритйаджйа  мам экам шаранам враджа
/БГ 18.66/

Иначе борьба за существование будет продолжаться и вы никогда не будете счастливы. Это движение сознания Кришны. Большое спасибо. Харе Кришна.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |