| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Бхагават-Гите, 16.11-12
(7 февраля 1975, Гаваи)

Нитай: "Они убеждены, что главным смыслом человеческой жизни являются наслаждения. Поэтому их до конца дней преследуют бесконечные страхи и тревоги. Запутавшись в сетях сотен желаний, снедаемые вожделением и гневом, они всеми правдами и неправдами добывают деньги, чтобы с их помощью удовлетворять свои чувства".

Шрила Прабхупада:
чинтам апаримейам ча
пралайантам упашритах
камопабхога-парама
этавад ити нишчитах
аша-паша-шатаир баддхах
кама-кродха-парайанах
иханте кама-бхогартхам
анйайенартха-санчайан
/БГ 16.11-12/

Итак, иногда люди говорят, современный век. Современный век и прошлое или будущее, настоящее и будущее, - настоящие принципы жизни, они одинаковы. Они не меняются. Миллионы лет назад, прошлое, и настоящее, и будущее, какими они были, также как и в настоящий момент, есть те же прошлое, настоящее и будущее. Поэтому нет даже вопроса современной эпохи или прошедшей эпохи, законы природы одинаковы. Миллионы лет назад Солнце вставало рано утром и оно встаёт рано утром в настоящее время. Нет никаких изменений. Миллионы лет назад все живые существа интересовались едой, сном, совокуплением и обороной, то же самое происходит сейчас. Нет никаких перемен.

Итак, Кришна рассказал все эти слова 5 тысяч лет назад. Даже не принимая во внимание миллионы лет, потому что законы природы остались теми же, поэтому даже в те дни, 5 тысяч лет назад, вы увидите демонических людей, которые есть и сейчас. Эти слова о демонах. Были такие демоны, как Равана и Хираньякашипу, Камса. Там было так много демонов, исторических демонов. Но их процесс жизни был таким же, как и у современных демонов. Ничего не поменялось. Поэтому шастры предназначены на все времена, а не так, что шастра предназначалась для чего-то другого в прошлом, а теперь для чего-то другого. Это не правда. Это означает, что шастра не меняется. Время, место и атмосфера в соответствии с этим всё остаётся таким же. Раньше... Говорится,

анйайенартха-санчайан
/БГ 16.11-12/

добыть деньги через чёрный рынок, анйайена. Ньяйа означает законно и aнйайа означает незаконно. Итак, анйайенартха-санчайан, эта практика также существовала в то время. Это могло быть на небольшом уровне, но тоже самое происходит в настоящее время, что называется чёрным рынком. Чёрный рынок означает анйайенартха-санчайан, получать деньги нечестным путем. Это называется анйайена артха-санчайан. Анйайа означает нечестно; нйайа означает законно. Итак, эти демоны, которые так сильно стремятся накопить деньги через чёрный рынок, они чинтам апаримейам, в необыкновенном беспокойстве. Всё, что вы делаете в материальном мире, будет чинта, беспокойство.

Также как в этом нашем движении сознания Кришны, вся деятельность не материальна. Она духовна. Но тем не менее, потому что она происходит в материальном мире, у нас есть так много беспокойств, потому что мы находимся в материальном мире, хотя эти беспокойства также являются бхакти. Это ничто иное. Они не материальны. Когда вы беспокоитесь о том, как защитить собственность, как продвигать это движение, как люди его примут, какую линию поведения предпринять, это также беспокойства, но эти беспокойства для Кришны. Поэтому это бхакти.

Беспокойства. Даже во Вриндаване есть беспокойства. Радхарани находится в беспокойстве, "Кришны здесь нет. Как Кришна придёт?". Гопи также находятся в беспокойстве. Гопи также беспокоятся, так что про них говорится, что когда Кришна обычно выходит в лес, чтобы пасти коров, тогда гопи дома думают, что "стопы Кришны такие мягкие, что боимся даже ставить их себе на нашу грудь, но теперь он гуляет по лесу, и там так много камней и колючек, и они доставляют боль лотосным стопам Кришны". И думая таким образом, они теряют сознание. Это гопи. Кришна уходит из деревни, а они остаются дома, и они думают о Кришне, и теряют сознание. Они также беспокоятся, так сильно беспокоятся, что они теряют сознание, но это всё ради Кришны. Поэтому гопи так возвышенны.

рамйа кашчид упасана враджа-вадху-варга-вирйа калпита
/Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур/

Шри Чайтанья Махапрабху рекомендует, "Нет более высокого вида поклонения Кришне, чем то, что совершали гопи". Итак, там также есть беспокойства. Итак, беспокойство это духовное беспокойство и материальное беспокойство. Духовное беспокойство означает, что вы развиваетесь в духовной жизни, и материальное беспокойство означает, что вы идёте вниз. Итак,

чинтам апаримейам ча
/БГ 16.11-12/

Но мы говорим о демонах, материалистичных людях. Демон означает материалистичный человек, те, кто просто заняты этим временными телесными удобствами. Они не знают ничего другого. Тело материально. Поэтому вся эта деятельность направлена на телесные удобства. Это демон, более или менее.

Итак чинта. Демоны, они в беспокойстве. У всех есть беспокойства, но их беспокойства - апаримейам. Также как у обычного человека есть какие-то беспокойства: "Как поддерживать мою семью? Как достать деньги, чтобы поддерживать мою семью" и тому подобное. Но демоны они неизмеримы, бесконечны. Вы увидите большого, большого бизнесмена. У них есть очень, очень большие проекты: "Как сделать это? как сделать то? Как увеличить этот завод? Как сделать его известным по всему миру?", и т.д., и тому подобное. Нет пределу беспокойству.

чинтам апаримейам ча

Безграничные означает, что у них представления о будущей жизни, они в своём большинстве не верят в это в настоящее время. Раньше они верили, даже асуры.

Камса был великим асуром, но тем не менее, он думал о будущей жизни. Когда ему сообщили, что сын его сестры, восьмой сын убьёт его, тогда он попытался убить свою сестру. "Потому что сестра это источник племянника, поэтому лучше покончить с сестрой". Тем не менее, он думал, "что скажут люди? Я убью свою сестру". Итак, они также думали о будущем. Но в настоящее время, асуры настолько продвинулись, что они также не думают о будущей жизни. Не думают, поэтому пралайантам. Пралайантам означает уничтожение.

сада тад-бхава-бхавитах
/БГ 8.6/

Результат такой же. Потому что в момент смерти,

йам йам бхавам смаран
локе тйаджатй анте калеварам
/БГ 8.6/

пралайантам означает в момент смерти, когда мы оставляем это тело. упашритах. Когда мы получим подобное тело в следующей жизни. Это, я имею в виду, устраивают законы природы. Природе не надо ничего делать. Это происходит само собой. Также как вы заражаетесь какой-то болезнью, закон природы таков, что вы должны страдать от этой болезни. Никому не надо ничего делать. Таков закон природы. Если вы съедите больше пищи, чем вы сможете переварить (В сторону: (ребёнок плачет). Где этот ребёнок?)… Тогда сразу же будет дизентерия. Таков закон природы. Если вы съедите больше, чем вы сможете переварить, тогда сразу же будет несварение, что значит, что вы не сможете принять так много пищи. Это закон природы. Если вы прикоснётесь к огню, прикоснётесь вы, или прикоснётся ваш невинный ребёнок, - огонь обожжёт. Огонь не будет думать, "Вот ребёнок, давай-ка я его прощу". Нет, это обожжёт. Это закон природы.

Подобным образом, мысли, которые вы поддерживаете в течение вашей жизни, если это будут преобладающие мысли - то естественно в момент смерти они станут причиной того, что вы получите похожее тело. Если вы думаете, как демон, тогда вы получите тело демона в следующей жизни. А если вы думаете как преданный, тогда в следующей жизни вы вернётесь обратно назад домой к Богу. Это закон природы.

Потому, если вместо того, чтобы практиковать и думать как демоны, как удовлетворить чувства. Это демонические мысли. Их заботит это тело. Если вы будете думать о Кришне, как ему служить, то это ваше совершенство жизни. Поэтому в момент смерти вы будете думать о Кришне.

анте нарайана-смритих
/ШБ 2.1.6/

Это совершенство жизни. Анте, если в момент смерти вы будете помнить о Кришне, тогда ваша жизнь будет успешной.

тйактва дехам пунар-джанма
наити мам эти каунтейа
/БГ 4.9/

Итак, мы должны действовать таким образом, не как асуры или демоны. Думать надо, но если вы думаете об этом теле - как поддерживать его в большом комфорте, как наслаждаться чувствами, как заработать больше денег, как иметь больше мужчин или женщин, как смотреть на то, как танцуют обнажённые, как делать то, как делать это - тогда вы демон. И в момент смерти, естественным образом мы будем думать об этом. Тогда я снова получу демоническую жизнь или жизнь животного или жизнь дерева. Есть так много разных форм жизни. Это всё есть перед нами. Перед нами есть так много примеров. Если вы получите жизнь дерева, обнажённого... Дерево обнажено. Ему не стыдно стоять обнажённым. И вы будете стоять в течение 10 тысяч лет. Откуда появляется эта жизнь? Потому что есть разные желания и законы природы. Законы природы не прощают, так же как если даже ребёнок прикоснётся к огню, то природа на будет очень милостивой. Он обожжёт. Подобно этому, в момент смерти, мы должны думать очень правильно. Вот что необходимо. Это человеческая жизнь. Вы должны научиться тому, чтобы в момент смерти вы думали о Кришне.
Поэтому Кришна советует,

ман-мана бхава мад-бхакто
мад-йаджи мам намаскуру
/БГ 18.65/

мам эвайшйаси aсамшайам. Асамшайам, без всяких сомнений. Если вы хотите возвратиться обратно домой назад к Богу, который находится на Кришналоке, Вайкунтхалока. Вайкунтхалока означает, кунтха означает это беспокойство, и вайкунтха. Вигата-кунтха. Вигата означает без. Там больше нет беспокойств. Это Вайкунтхалока, духовный мир. Материальный мир это кунтха. Кунтха означает беспокойства, полон беспокойств и Вайкунтха означает, что беспокойств больше нет. Везде свобода. сач-чид-ананда. Жизнь на Вайкунтхе означает сач-чид-ананда. Тело Кришны это

сач-чид-ананда-виграхах
/Брахма-самхита, 5.1/

Не только тело Кришны, любой, кто живёт в духовном мире, его тело духовно, и духовное тело означает сат, чит, ананда. Сат означает вечное. Духовное тело никогда не уничтожается. Материальное тело уничтожается. Все мы теперь имеем материальное тело. Оно будет уничтожено. Но в духовном мире, когда вы получаете духовное тело, то оно не уничтожается. Вечно. Вечная жизнь. И чит означает знание. Итак, в этом материальном теле мы не обладаем знанием. Даже если у нас есть не совершенное знание, ограниченное знание. Но в духовной жизни у вас есть полное знание. Это духовная жизнь.

И ананда. Здесь нет ананды, в этом материальном мире. Ананда означает удовольствие, блаженство, но здесь это невозможно. В первую очередь, вы должны умереть. Вы можете создавать так называемую ананду, но вы умрёте. Теперь, предположим, что вы здесь танцуете, и если мы поймём, что сразу же случится смерть, тогда мы не сможем наслаждаться танцем. Сразу же будет беспокойство. Итак, здесь ананда, а тут ананды нет. Почему есть ананда? Это тело подвержено стольким страданиям в жизни. Мы становимся голодными, мы испытываем жажду, есть смерть, есть страх, есть враги - так много всего. Если вы аналитически будете изучать, это тело просто предназначено для страданий, итак где же ананда? Нет никакой ананды, нет полного знания, нет никакой вечности. Поэтому оно называется материальным. Духовная жизнь прямо противоположна, прямо противоположна. Смерти нет. Вечность.

Итак, цивилизация означает что процесс, благодаря которому мы можем перенестись с этой непостоянной жизни, в жизнь вечную, из жизни в невежестве в жизнь в знании, из жизни в страданиях в жизнь в наслаждении. Это духовная жизнь.

Итак, все, каждое живое существо, должно быть разумно в том, что "Таково моё положение, поэтому какой смысл жить как демон? Вот Кришна. Он говорит, "Просто стань Моим преданным. Просто думай обо Мне".

ман-мана бхава мад-бхактах
/БГ 18.65/

"Всегда думай обо Мне", ман-манах, и мад-бхактах, "мой преданный". Мад-йаджи, "поклоняйся Мне", мам намаскуру, "предлагай Мне поклоны". Если ты будешь следовать этому принципу, тогда, "мам эвайшйаси", ты придёшь ко Мне." Поэтому почему бы не пожертвовать одну жизнь ради сознания Кришны? Что касается телесных наслаждений, особенно сексуальных наслаждений, мы имели их в жизни собаки, в жизни кошки, в жизни животного. Итак, если ограничивая такого рода половую жизнь, немного её организуем, если я смогу вернуться обратно домой назад к Богу, и решу все проблемы в жизни, то разве это не решение разумного человека? Почему я должен опускаться до животной жизни?

вишайах кхалу сарватах сйат
/ШБ 11.9.29/

Вишайа означает четыре потребности материальной жизни. Это называется вишайа. Вишайа, четыре потребности. Что это за четыре потребности? До тех пор, пока мы обладаем этим материальным телом, мы должны есть. Мы не можем голодать. Это невозможно. Итак, подобно этому, мы должны отдыхать, спать, и подобным образом, мы должны наслаждаться и приносить удовлетворение нашим чувствам, и также мы должны защищаться. Это называется вишайа. Итак шастры говорят, что это,

вишайах кхалу сарватах сйат

"В любой форме жизни вы получите все возможности для телесных потребностей жизни, все возможности". Только посмотрите на птиц и пчёл. Они не испытывают беспокойств о поддержании тела или удовлетворении жизненных потребностей. Они не беспокоятся рано утром. На рассвете они чирикают и куда-то летят, на любое дерево, и там есть фрукты. Небольшого фрукта достаточно. И это пища. И сон? Любое дерево, они садятся на верхушку и спят. Итак, еда, сон. И совокупление? Другой пол рождается вместе с птицами. По крайней мере, есть два яйца, одно мужское, одно женское. Поэтому у него нет беспокойств по поводу секса, он не беспокоится о еде, он не беспокоится о сне, и все знают как обороняться. Все птицы, животные знают, как себя защищать. Птица не земле что-то ест, и как только она видит какую-то опасность, то сразу же взлетает. Это его оборона.

Итак, шастры говорят, что "Эти четыре жизненные потребности вы получите в любой форме жизни. Любая незначительная форма или очень важная форма, это не важно. Вы получите, всё уже устроено". Вам не надо об этом беспокоиться. Кришна вам дал. Также как если вас поместят в тюрьму, тюремную жизнь, правительство уже всё устроило для этого. В тюрьме есть еда, сон. Поэтому мы не должны слишком беспокоиться об этом. Это человеческая жизнь. Он должен просто быть разумным и видеть, как всё устроено.

Есть 8,400,000 форм жизни. Из них, человеческая форма находится в особом статусе, 400,000. А 8 миллионов, это низшие животные, - птицы, звери, водные виды, насекомые, пресмыкающиеся, и многие другие. Есть 8 миллионов. Количество. Вы можете видеть количество людей. Другие существа, также как даже маленький муравей. Из вашей комнаты выползут тысячи муравьев. Но в этой комнате, как человек, вы не можете жить больше, чем два, три. Это естественный способ. Вы увидите так много воробьёв, так много других птиц, зверей, даже слонов. Итак, они получают свою пищу, они получают всё необходимое для сна, у них есть всё для половой жизни и они знают как обороняться.

Итак, человеческая жизнь также предназначена для этого, просто есть, спать, совокупляться и обороняться? Но современная цивилизация так низко пала, что они очень сильно беспокоятся. Поэтому говорится,

чинтам апаримейам ча
/БГ 16.11-12/

"Как организовать еду? Как организовать сон? Не только для меня, но и для моего сына, для моего внука, для моего правнука". чинтам апаримейам. Тогда почему вы в таком беспокойстве? Кто является вашим сыном? Кто ваш внук или правнук? По случайности, мы сошлись вместе, и после смерти, также как футбольный мяч, он будет куда-то выброшен, куда мы не знаем. Кто может сказать, "Мой отец там" или "Мой дед там"? Приводится такой пример? Также как какая-то соломинка. Они прибиваются друг к другу в волнах, и снова волны разбрасывают их туда и сюда, и больше не собираются. Итак, материальная жизнь такова. Материальная жизнь. Случайно мы пришли в эту семью или в нацию или сообщество, но это... Через несколько лет всё будет разрушено, и все будут брошены на законы природы - мы не знаем куда - в соответствии с его кармой. Теперь я отец, он сын, но после смерти мой сын может стать полубогом, я могу стать собакой. Тогда где же мои отношения? Всё разрушается. И я здесь могу хранить фото моего отца, и отец может гнить где-то как собака.

Вы не можете избежать этих законов материальной природы. Это называется майя. На самом деле мы заняты чем-то, что не является вечным, временное устройство благодаря законам природы. Поэтому те, кто сильно беспокоятся обо все этом, их называют демонами.

чинтам апаримейам ча

Ваш чинтам не будет действовать. Вы можете думать о безопасности или удовлетворении, но это не означает, что мы должны пренебрегать своим долгом. Но насколько возможно, мы должны быть не привязаны. Это не так, что потому что это всё временное устройство, поэтому мы не должны быть верным членам нашей семьи, нашим детям, нашей жене. Как долг, мы должны заботится, но мы не должны быть просто погружены в такие мысли. Наша цель это как стать достойным того, чтобы вернуться обратно назад к Богу. Это наша истинная цель. Это временное занятие, потому что у нас есть какие-то телесные отношения, поэтому как долг.
 
Поэтому Рупа Госвами, пример, когда он хотел уйти из семейной жизни, то он отдал 50% Кришне. Он был очень богатым человеком. После ухода на пенсию он привёл одну лодку, полную золотых момент. Только представьте себе эту ценность. Какова цена золотой монеты сейчас? Я думаю, что в настоящий момент нет золотых монет. Они все закончились. Теперь есть бумажные купюры. (усмехается). Вот что происходит. Но даже 500 лет назад, или 400 лет назад были золотые. Не 400 лет назад, в нашем детстве, мы видели золотой мохор, гвинею. Они имели практическое хождение. И мы видели серебряные монеты, золотые монеты. Но теперь всё бумага. Итак, мы настолько продвинулись, что больше нет золота и серебра. Итак, как бы там ни было,

чинтам апаримейам ча
/БГ 16.11-12/

это надо перенести на кришна-чинта.

сататам киртайанто мам
йатанташ ча дридха-вратах
/БГ 9.14/

Если вы всегда будете заняты прославлением или повторением святого имени Господа, тогда ваша чинта, беспокойство уйдёт. С помощью той же чинты.  Чинта будет продолжаться, вы не сможете это остановить. Вы не можете заставить ум не думать даже на мгновение. Вы должны думать или об этой материальной жизни, или вы должны думать о Кришне. Итак, движение сознания Кришны означает, что вместо того, чтобы думать о материальной жизни, думайте о Кришне. Не надо прекращать думать. Это невозможно. Вы не можете перестать думать даже на мгновение. Вы должны просто тренироваться. Вместо того, чтобы думать об этих материальных вещах, думайте о Кришне. Вот что надо. Итак, Кришна советует,

ман-мана бхава мад-бхакто
мад-йаджи мам
/БГ 18.65/

Ман-манах. Если вы всегда будете думать о Кришне, тогда естественным образом вы станете преданным Кришны. ман-мана бхава мад-бхактах. И мад-йаджи, и если вы на самом деле станете преданным Кришны, тогда вы будете поклоняться Кришне. И если вы на самом деле будете поклоняться Кришне, тогда вы должны предлагать поклоны Кришне. Поэтому Кришна рекомендует четыре вещи,

ман-мана бхава мад-бхакто
мад-йаджи мам намаскуру

Тогда каков будет результат? Мам эвайшйаси. Просто практикуя эти четыре вещи. Для этого не надо никакой степени магистра, доктора наук. Вы просто должны согласиться, "Да, я буду думать о Кришне, повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Харе Кришна". Вы должны согласиться. И всё. Вот что необходимо. Тогда постепенно, вы станете бхактой. Вы будете постепенно поклоняться и постепенно вы будете предлагать поклоны, предадитесь.
Это то, что хочет Кришна,

сарва-дхарман паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
/БГ 18.66/

Итак, для этого не надо никакого высшего образования, высокого рождения или больших богатств, или становиться очень красивым. Не надо ничего. Красивый или не красивый, каждый может стать сознающим Кришну. Нет никаких препятствий. Образованный или не образованный, это не важно. Бедный или богатый, это не важно.

ахаитукй апратихата
/ШБ 1.2.6/

Преданное служение, бхакти-йога, не имеет никаких причин и препятствий. ахаитукй апратихата. И если мы достигнем этого уровня, тогда йайатма супрасидати: тогда атма, душа, будет полностью удовлетворена. Поэтому для этого не надо большого образования, много богатства. Человек может практиковать это с любого уровня жизни,

ман-мана бхава мад-бхакто
мад-йаджи мам намаскуру
/БГ 18.65/

только эти четыре вещи. Итак, мы пропагандируем, занимаемся пропагандой ради этого движения сознания Кришны. Это не очень сложно. И это не предназначено для какого-то определённого класса людей или сообщества или страны. Это предназначено для всех живых существ, если он может. И в чём проблемы? Итак, это может быть сложно в других формах жизни, но в человеческой форме жизни это совсем не трудно. Поэтому мы должны полностью использовать эту человеческую форму жизни в сознании Кришны и процесс это всегда думать о Кришне. Вместо того, чтобы думать о женщинах и деньгах, если мы... это также гораздо сложнее. Майя так сильна, что как только я сижу в уединённом месте, тогда я буду думать о женщинах и деньгах. Поэтому мы всегда должны жить вместе и повторять Харе Кришна и спастись от опасности материального падения. Большое спасибо.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |