| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Бхагават-Гите, 1.1
(8 июля 1973, Лондон)

Прадьюмна (читает)
дхритараштра увача
дхарма-кшетре куру-кшетре
самаветайуйутсавах
мамакахпандавашчайва
кимакурватасанджайа
/БГ 1.1/

Шрила Прабхупада: (во время пения шлоки) Теперь, в часы досуга попытайтесь повторять и выучить наизусть некоторые шлоки. Это будет очень хорошо. Продолжай.

Прадьюмна: "Дхритараштра спросил: "О Санджая, что стали делать мои сыновья и сыновья Панду, когда собрались в месте паломничества Курукшетра, горя желанием вступить в бой?"

Шрила Прабхупада: Итак, история состоит в том, что в одной семье возник спор, кто будет занимать трон. Дхритараштра и, на самом деле он был старшим сыном царя и следующим был Панду. Итак, в каждой стране закон наследования, как он называется? Старший сын… В вашей стране даже если старший ребенок это девочка, она также занимает трон. Также как нынешняя Королева Елизавета. До этого была Королева Виктория, до этого другая Елизавета. Но в Индии у женщин нет такого права. Женщине никогда не доверяют ответственный пост. Это мнение величайшего политика в истории мира, Чанакьи Пандита. В соответствии с его мнением,

вишвасо наива картавйах стришу раджа-кулешу ча

Он дал свое мнение о том, что «Вы не можете доверять никакой ответственный пост или ответственность женщине и политику». Тому, кто является дипломатами, политиками, вы не можете им доверять.

Итак, общее правило таково, что женщина должна оставаться под защитой мужа, отца, мужа, детей. Также как эти Пандавы, их мать Кунти, она была очень, очень квалифицированной женщиной. Но, тем не менее, после смерти своего мужа, она всегда оставалась с сыновьями. Сыновья уходят в лес, мать также уходит. Жена также уходит, Драупади. Это была... Итак, две стороны... Дхритараштра был самым старшим сыном, но он был слеп, телесный недостаток. Поэтому, ему не доверили трон. Его следующему брату, Панду, предложили трон, но он умер в молодом возрасте, молодой человек. Тогда эти Пандавы, пять сыновей, Юдхиштхира Махараджа, в то время не Махараджа, Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула, Сахадева, они были маленькими детьми, поэтому о них заботился Дхритараштра и другие старшие члены семьи... Бхишмадева. Он был дедом Пандавов. Он был старшим дядей Дхритараштры. Бхишма был старшим сыном отца Дхритараштры. Он был так стар. Но он был... На самом деле царство принадлежало Бхишме, но он оставался брахмачари, он не женился. У Бхишмадевы не было детей. Поэтому его племянники, Дхритараштра и Панду, они были наследниками.

Теперь, после смерти Панду, был заговор, Дхритараштра хотел, чтобы «На самом деле это моё царство. Так или иначе, я не смог его получить. Теперь мой брат мёртв. Поэтому, если я не наследую, почему не мои сыновья»? Такова была политика. Всегда присутствует политика, зависть и злоба. Это природа материального мира. Вы не можете этого избежать. Духовный мир означает прямо противоположное. Там нет политики. Там нет зависти. Это духовный мир. И материальный  мир означает политика, зависть, дипломатия, злоба, так много всего. Это материальный мир. Итак, даже на райских планетах, существует такая вещь как политика. Даже в царстве животных, есть политика. Это природа. Матсарата. Матсарата значит зависть. Один человек завидует другому человеку. Не имеет значения, даже если они братья или члены семьи. Вот вам члены семьи, Дхритараштра и Панду, два брата, их сыновья были членами семьи, но была зависть.

Итак, движение сознания Кришны не для завистливых людей. Зависть. Это движение предназначено для того, чтобы обучить людей тому, как не завидовать. Да, это первоклассное научное движение. Для того, чтобы избавиться от зависти. Поэтому Шримад-Бхагаватам в начале представляет

дхармах проджджхита каитавах
/ШБ 1.1.2/

В этой Шримад-Бхагаватам, дхарма, религиозные принципы, обманные виды религии полностью искореняются, отбрасываются, проджджхита. Они откидываются, проджджхита. Также как вы собираете все свои грязные вещи из комнаты, подметаете и затем выбрасываете, не держите это в комнате. Подобным образом, обманные виды религиозных систем – отбрасываются, «эта религия», «та религия». Любая религиозная система, если есть зависть, это не религия.

Зависть означает… Мы должны понимать зависть, что такое зависть. Зависть означает, что полноправный владелец чего-либо. Я не позволю вам взять это. Это зависть. Это зависть. Зависть попытайтесь понять. Предположим, что вы полноправный владелец чего-либо, и я пытаюсь «Ты Не будешь этим владеть. Я буду этим владеть. Или кто-то этим владеет. Я не должен ему позволить». Это зависть.

Итак, что же является собственностью по праву живого существа? Это необходимо понять. Право по рождению, это называется право по рождению. Также как у каждого есть право жить под защитой правительства, каждый. Это хорошее правительство. Правительство должно давать защиту в жизни и собственности. Это правительство. Не только для человеческих живых существ, но даже для муравья. Это правительство. Не так, что я защищаю своего брата, а не других. Это не… Также как Парикшит Махараджа, он также защищал животных Когда он путешествовал, как только он увидел, что чёрный человек пытается убить одну корову, он сразу вытащил меч, «Кто ты такой? Ты пытаешься убить?».

Итак, это хорошее правительство. Если правительство не будет равно относится к каждому… Также как Бог равен ко всем. Царь или правительство должно быть представителем Бога. Поэтому, в соответствии с ведической цивилизацией, царю оказывается тоже почтение, что и Верховной Личности Бога. Царя называют нара-дева, нара-дева. Это значит, «Бог в человеческом обличье». Царю даётся… Почему? Так как он действует как представитель Бога. Он не может завидовать ни одному живому существу, по крайней мере, рождённому в его царстве. Это называется праджа. Праджа значит, тот, кто принял рождение, или другими словами, национальный, национальный. Итак, это долг царя.

Итак, раньше, когда происходили сражения между двумя царями, это происходило на основе того принципа, кто оказывает хорошую защиту гражданам, не ради собственной выгоды. Кто способен дать хорошую защиту, жизни, безопасной жизни и собственности, он должен быть царём. Итак, такие личности, этот Дхритараштра и его сыновья, они были завистливыми. Как они могли защищать граждан? Они сами завистливы. Также как сегодня, все политики, они завидуют. Они не могут защитить граждан. Они попросту заинтересованы в политике своей партии. У них даже нет времени, чтобы подумать, как обеспечить хорошую защиту гражданам, так, чтобы они всегда чувствовали счастье, что «у нас есть хорошее правительство. Нет причин для беспокойства. У нас достаточно еды, хорошая защита, достаточно богатства, всего в достатке». Это хорошее правительство.

Итак, здесь, Дхритараштра, он завидует. Он не может быть хорошим правителем. Кришна это знал. Кришна послал посланника, Акруру. Вы читали в Шримад-Бхагаватам. Перед битвой на Курукшетре из Двараки, Он послал своего дядю Акруру: «Просто отправляйся в Хастинапур, Нью-дели и посмотри какова ситуация». Итак, Акрура понял, что Дхритараштра, что-то планировал. Итак, он поговорил с ним, что «Зачем ты строишь такие планы? Кришна этого не хочет». Хотя Дхритараштра знал, что Кришна был Верховной Личностью Бога… Итак, Дхритараштра сказал, что «я знаю, что то, что я планирую не хорошо. Я знаю, что Кришна Верховная Личность Бога. И Он попросил меня. Но я скажу тебе честно, я не могу без этого жить. Итак, когда Кришна будет доволен мной, я смогу».

Итак, это позиция материалистичного человека. Материалистичная личность знает, что он греховен. Материалистичная личность знает, что, то, что он делает неправильно, но он не может остановиться. Также как вор. Вор знает, что он совершает воровство, он будет арестован, он будет наказан. Он знает. Так как он слушал это криминального кодекса, из других источников, и он также видел, что вора арестовывают и полиция забирает его, чтобы наказать. Итак, у нас есть два вида опыта: благодаря слушанию и благодаря непосредственному видению. В Бенгалии это называется, декха-суна. Так это называют в Индии. Два вида опыта: через зрение, практический опыт, идёт рука об руку, через слушание. Итак, тот, кто разумен, он получает свой опыт, просто через слушание из правильного источника. Это хорошо.

Итак, наш процесс таков, что мы получаем опыт о совершенном знании, о цели жизни, просто слушая от Кришны. Итак, мы самые разумные люди. Невозможно почувствовать напрямую, но если у человека есть разум, тогда просто с помощью слушания, рассмотрения и размышлению над этим, он получает опыт. Итак, те, кто являются очень греховными, они получают опыт через слушание и непосредственно, также через прямое восприятие, тем не менее, они не могут остановить греховную деятельность. Итак, Дхритараштра, Дхритараштра, из-за его греховной деятельности, он стал настолько падшим, что он не слушал ничьего совета. Совета Видуры, совета Бхишмы, которые говорили, «Не планируй этого. Они наследники по праву. Пандавы являются наследниками по праву. Они младшие, не обманывай их». Но Дхритараштра был...

Итак, когда планирование было завершено и войска были выстроены на
дхарма-кшетре куру-кшетре
/БГ 1.1/

Дхарма-кшетре значит, куру-кшетре, это место паломничества. Люди по прежнему едут туда, чтобы совершать религиозные ритуалистические церемонии. И в Ведах есть наставление:

куру-кшетре дхармам ачарет

"Если вы хотите совершить какую-то ритуальную церемонию, религиозную, тогда идите на Курукшетру». Итак, Курукшетра это дхарма-кшетра. Это не выдумка, также как так называемые негодяи комментаторы, они говорят: «Курукшетра значит это тело». Это не так как оно есть.

Попытайтесь понять Бхагават-Гиту Как Она есть. Курукшетра, дхарма-кшетра. Это место религии. И особенно, когда там присутствовал Кришна. Для чего предназначен этот дом? Перед тем как мы его заняли, почему этот дом был обычным домом? Теперь это храм. Это дхарма-кшетра, это религиозное место. Почему? Потому, что там есть Кришна. Кришна находится там. Итак, или вы выберете Курукшетру, или обычное место. Но, так как на поле битвы Кришна руководил Арджуной. Итак, это уже дхарма-кшетра.

Итак, в прошлом люди были религиозно обучены. Поэтому они не могли врать на дхарма-кшетра. Это по-прежнему работает. Также как в западном мире. Христиане идут в церковь, они признаются, исповедуются, «Да, я это сделал». Но это стало формальностью. Но на самом деле человек должен признаваться в религиозном месте, «Да, я сделал это». Но это не значит, что вы делаете и затем снова делаете это. Нет. Вы признаётесь один раз, тогда вас прощают. Но не делайте это снова.

Итак, здесь Дхритараштра говорит:
самавета йуйутсавах
/БГ 1.1/

 "Все эти люди, мои сыновья, мамаках..." Мамаках. Это значит, "мои сыновья," и пандавы, "сыновья моего брата Панду". Самавета, "они собрались." С какой целью? Цель это йуйутсавах. Это слово йуйутсу до сих пор используется в Японии. Возможно, вы знаете, йуйутса, сражаться. Итак, йуйутсу, те, кто желают сражаться. Теперь, обе стороны желали сражаться, и они собрались. Почему он задает вопрос, ким акурвата: "Что они сделали"? Так как он немного сомневался, что «Эти ребята, после того, как они собрались на дхарма-кшетре куру-кше..., может быть, они поменяли свои взгляды. Может они примирились». На самом деле сыновья Дхритараштры могли признать, «Да, Пандавы, вы на самом деле собственники. Какой смысл в ненужном сражении»? Итак, он очень беспокоился, о том, поменяли ли они свое решение. Поэтому он спрашивает. Иначе, не было смысла спрашивать, ким акурвата. Он... Также как если вам дают еду, если я спрошу кого-то: «Такому и такому джентльмену поставили замечательные блюда. Что же он затем делал»? Это глупый вопрос. Он будет есть. Это всё. (смех) Что это за вопрос «Что он сделал»? Подобным образом, когда это уже решено, что они будут сражаться, не может быть такого вопроса как ким акурвата, "Что они сделали»? Но он задал этот вопрос, так как он сомневался, поменяли ли они свое мнение.

ким акурвата санджайа
/БГ 1.1/

Он спрашивал своего секретаря. Он был слепым человеком. Он всегда руководствовался своим секретарём Санджаей, очень верным секретарём. И как он объясняет Бхагават-Гиту через ощущение, с помощью телевидения в сердце. Это искусство до сих пор не развито. У вас есть телевидение через аппарат, но это другое телевидение - вы можете видеть всё в вашем сердце, что происходит снаружи. Итак, это телевидение было известно… Это объясняет Санджая, что по милости Вьясадевы, он научился этому телевидению, и он сидел со своим господином в комнате, и он на самом деле видел, как происходила битва. И он объяснял. Это был основной принцип Бхагават-Гиты, я имею в виду, основная платформа. Итак, давайте это постепенно обсудим, один за… Спасибо большое.. Харе Кришна. [пауза]

Лидер …Бхагават-Гита и стал садху, махатмой, но когда они узнали, что махатма это лидер и он великий ученик Бхагават-Гиты, и, тогда все люди собрались вокруг него. Хотя он был политиком, он не имел ничего общего с Бхагават-Гитой или махатмой, нет. (смех) Так как определение махатмы приводится в Бхагават-Гите. Там есть определение махатмы:

махатманас ту мам партха  даивим пракртим ашритах
бхаджантй ананйа-манасо
/БГ 9.13/

Это махатма. Махатма значит, что он полностью принял прибежище у Кришны, и его единственное занятие это поклоняться и прославлять Кришну. Это махатма. Итак, Ганди, никогда не верил в то, что Кришна существовал, но он стал махатмой из гласа толпы. И это всё. Такой тип махатмы не признается шастрой. Махатма это, первый признак махатма это то, что он должен быть великим преданным Кришны. Это махатма. Это....

махатманас ту мам партха  даивим пракртим ашритах

И он не находится в материальном мире. Он в духовном мире. даивим пракртим ашритах. И каковы признаки? бхаджантй ананйа-манасо. Ананйа-манасо, без всяких отклонений, он просто предан Кришне. Это махатма. Всё это есть в Бхагават-Гите, поэтому я прошу вас тщательно изучать Бхагават-Гиту Как Она есть. Тогда вы станете совершенно могущественными, духовными. Теперь повторяйте Харе Кришна.

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |