| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Бхагават-Гите, 1.24-25
(20 июля 1973, Лондон)

Прадьюмна (читает:)
санджайа увача
эвам
укто хршикешо  гудакешена бхарата
сенайор
убхайор мадхйе  стхапайитва ратхоттамам
/БГ 1.24/
Перевод: «Санджая сказал: О потомок Бхараты, в ответ на просьбу Арджуны Господь Кришна вывел вперед его чудесную колесницу и поставил её между двумя армиями».

бхишма-дрона-прамукхатах  сарвешам ча махи-кшитам
увача партха пашйаитан  самаветан курун ити

/БГ 1.25/
Перевод: " В присутствии Бхишмы, Дроны и других великих военачальников, Господь произнёс: "Взгляни же, Партха, на всех собравшихся здесь Куру"".

Шрила Прабхупада: Итак, санджайа увача. На самом деле Санджайа, секретарь Дхритараштры, он сообщает о событиях на поле битвы Курукшетры. Когда на поле битвы происходило сражение, Санджая наблюдал, как по телевизору или подобным способом. Иначе как он мог объяснять в комнате, что происходило на поле битвы. Санджая объясняет Дхритараштре в Бхагават-Гите всё, что происходило на поле битвы, находясь при этом в комнате. Поэтому должно было что-то наподобие телевидения или даже выше чем телевидение, так что он всё видел внутри себя.

Итак, наука совершенствуется, на материальном уровне. Материальное означает грубая материя и тонкая материя. Это объясняется в Бхагават-Гите:

бхумир апо 'нало вайух
кхам мано буддхир ева ча
аханкара итийам ме
бхинна пракритир аштадха
/БГ 7.4/

Земля, вода, огонь, воздух, небо, эти пять элементов являются грубой материей, которые может видеть каждый, грубые. Мы можем видеть землю, мы можем видеть воду. Мы можем видеть огонь, воздух, или мы также можем воспринимать небо (эфир). Но также существует тонкая материя. Ум, разум, эго. Мы не можем видеть ум, Мы не можем видеть разум. Я понимаю, что у вас есть разум, или все знают, что у нас есть ум, но мы не можем видеть. Они являются тонкими. Они также материя, тонкая материя. Итак, телевизор это прибор, сделанный из грубой материи, но существует возможность сделать другой прибор из тонкой материи. Такая возможность существует. Так как это материя, они также являются материей. Этот прибор из тонкой материи пока не изобретен. Но здесь мы можем также видеть открытие тонкой материи. Иначе, как Санджая мог видеть то, что происходило на поле битвы? Это надо понять. Они очень гордятся материальным развитием науки, но, тем не менее, они должны развиваться, в тонкой материи. И над этой тонкой материей, за пределами этой тонкой материи, существует духовная сущность.

индрийани паранй ахур индрийебхйах парам манах,  манасас ту пара буддхир
/БГ 3.42/

В первую очередь мы можем видеть человека. Человека, которого мы видим, - что мы видим? Чувства. Но мы не можем видеть управляющего чувствами. Управляющий чувствами это ум. И управляющий умом этот разум. И владелец разума это душа. Это понимание. Там присутствует душа. Чей разум? Когда мы говорим разум, чей это разум? Это разум души. Из чего исходит разум. Из  Параматмы, Хришикеша. Поэтому здесь используется это слово, Хришикеша.

Разум исходит из Параматмы. Иначе, мы не смогли бы действовать, так же, как разум есть у ребёнка, но им руководит разум родителей. «Мой дорогой сын, делай так». И он это делает. Подобным образом, у нас есть все эти ум, разум, всё это, но это управляется сверх-разумом, Кришной. Поэтому Его называют Хришикеша. Как это мы объясняли о Хришикеше. Итак, мы должны достичь этого уровня, когда мы можем говорить с Хришикешей. Это духовный уровень. Это возможно. Чем больше вы очищаетесь, те больше вы сможете общаться с Хришикешей внутри. Он не снаружи. Хотя Он находится на Голоке Вриндаване. Кришна всегда во Вриндаване, в духовном мире, но так как Он Кришна. Он также может одновременно находиться с вами. Это Кришна.

голока эва нивасатй акхилатма-бхутах
/Брахма-самхита 5.37/

голока-намни ниджа-дхамни тале ча тасйа
деви махеша-хари-дхамасу тешу тешу
те те прабхава-ничайа вихиташ ча йена
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
/Брахма-самхита 5.43/

Вот что предполагается. Наш майапурский храм будет построен по этому принципу. Голока-намни ниджа-дхамни тале ча тасйа. Высшая духовная планетная система, это духовная планета, которая называется голока-намни, Голока Вриндавана. Мы приводили это изображение на обложке Бхагаватам. Возможно, вы знаете. Самая высшая изначальная планета это Голока..
Голока-намни ниджа-дхамни. Это обитель Кришны. Кришна дхама. Кришна дхама. Люди ищут Бога. Но на самом деле есть планета, где живет Бог, живет Кришна. Но у вас есть автомобиль, самолет, спутник. Вы можете поехать сюда, но вы не можете достичь даже высочайшей материальной планеты, в этой материальной вселенной. Все видят. Мы видим звёзды или планеты. Теперь у вас есть машина, на которой вы можете отправиться. Нет. Вы не можете поехать. Вы настолько ограничены. Вы даже не можете попасть на луну, которая так близко. Вы не можете достичь. Но, тем не менее, вы настолько гордитесь этими самолётами, спутниками. Мы думаем, «Теперь мы стали Богом». Эти негодяи не знают, кто такой Бог. Они все негодяи. У них нет никакого понимания кто такой Бог. Поэтому они приняли другого негодяя за Бога. Вот что происходит. Вы не можете достичь.

пантхас ту коти-шата-ватсара-сампрагамйо
вайор атхапи манасо муни-пунгаванам
со 'пй асти йат-прапада-симнй авичинтйа-таттве
/Брахма-самхита 5.34/

Шастра даёт это вам. Также как ваша материальная наука также даёт вам информацию, что существует одна планета, высочайшая планета и человек может достичь её с помощью спутника за сорок тысяч лет. Итак, кто может жить 40 000 лет, чтобы достичь её? Но у них есть всё это в теории. Высочайшая планета. Материальная. Она не духовная.

Итак, в конце этого материального мира, существует покрытие вселенной, запас материи, махат-таттва, откуда исходит всё материальное. Есть запас. Итак, вы должны проникнуть через этот материальный слой. И каждый такой слой в десять раз больше, чем предыдущий. Итак, вы должны пройти через материальный слой, тогда вы достигнете духовного мира. И в духовном мире существует много. «Много» означат в три раза больше, чем этих вселенных. Эта вселенная, эта материальная вселенная, это только ¼ проявления творения Кришны. Экамшена стхито джагат. Когда Арджуна спросил у Кришны: "Пожалуйста милостиво расскажи мне немного и Твоем великолепии». «Да». Итак, Он сказал, «Я это. Из этого, Я это». Так Он обобщил

атхава бахунаитена
ким джнатена таварджуна
виштабхйахам идам кртснам
экамшена стхито джагат
/БГ 10.42/

Экамшена. Вы видите эту вселенную. Эта вселенная – это только фрагмент материального творения, фрагмент. Чайтанья Махапрабху сообщал нам... Один из его преданных попросил Чайтанью Махапрабху: "Мой дорогой Господь, Ты пришёл лично. Пожалуйста, забери всех живых существ в духовный мир. Пожалуйста, будь милостив к ним. И если вы думаете, что они настолько греховны, что их нельзя забрать, тогда перенеси их грехи на меня. А Ты забери их. Забери их». Итак, Чайтанья Махапрабху  начал улыбаться, «даже если Я заберу все живые существа вселенной, но ты знаешь, эта вселенная только фрагментарная частичка других, всех других вселенных. Существует много других вселенных». И Он сравнил, с тем, что «в мешке полным полно горчичных зёрен…» Просто представьте, большой мешок горчичных зёрен. «И эта вселенная это как одно горчичное семечко». Существует так много вселенных, так много вселенных. И это подтверждается в Брахма-самхите:

йасйа прабха прабхавато джагад-анда-коти
/Брахма-самхита 5.40/

Джагад-анда. Джагад-анда значит эта вселенная. Брахманда, джагад-анда. Коти, неисчислимые. джагад-анда-коти. йасйа прабха прабхавато джагад-анда-коти. И в каждой вселенной находится бесчисленное количество планет. И каждая планета отличается от других. Это творение Бога. И эти негодяи изобретают Бога. И существуют также другие описания.

йасйаика-нишвасита-калам атхаваламбйа дживанти лома-вила-джа джагад-анда-натхах
/Брахма-самхита 5.48/

Это джагад-анда, вселенная. И в каждой вселенной, есть контролирующий вселенной Брахма. Его называют джагад-анда-натха, повелитель вселенной. Так как она управляется  Брахмой, поэтому каждую вселенную называют брахманда. Она управляется Брахмой. Итак, мы получаем эту информацию в Брахма-самхите: джагад-анда-натхах, множественное число. Существует много, много тысяч джагад-анда... Не только один Брахма. Много миллионов Брахм, много миллионов Шив, много миллионов Вишну, много миллионов солнц. Так как существует миллионы вселенных. Просто представьте. Это материальное творение. И это материальное творение - говорит Кришна -

экамшена стхито джагат
/БГ 10.42/

Все материальные вселенные это только ¼ творения Господа. И ¾ творения это духовный мир. Просто представьте, каков духовный мир. И в этом духовном мире, самая высшая планета это Голока.

Итак, вы не можете добраться даже до луны. Как вы можете попасть на эту духовную планету пройдя сквозь материальное покрытие, достигнув духовного сияния, Брахман, и  после всех этих вселенных, затем…? Поэтому говорится:

пантхас ту коти-шата-ватсара-сампрагамйах
/Брахма-самхита 5.34/

Коти-шата-ватсара, миллион лет, если вы отправитесь на спутнике с полной мощностью… Пантхас ту коти-шата-ватсара. Не этот спутник, но сделайте ваши самолёты со скоростью мысли. Это материальная скорость. Какая это скорость? Несколько тысяч,  20 тысяч, 50 тысяч. Но вы знаете, какова скорость ума? Вы сидите здесь, и сразу же за секунду вы попадаете в Индию. Это скорость ума. Немедленно.

Итак, пантхас ту коти-шата-ватсара-сампрагамйо вайор атхапи.
Со скоростью воздуха или скоростью ума. Вайор атхапи манасо муни-пунгаванам. И движимая великими учёными, муни-пунгава. Пунгава значит очень искусный, нара-пунгава. Такие большие, искусные учёные, если вы можете изобрести самолёт, который  движется со скоростью ума или со скоростью воздуха…Они не могут, они не могут двигаться со скоростью воздуха.  Они летают по воздуху, но не со скоростью воздуха. Таким образом, тем не менее, авичинтйа-таттве, пролетев многие, многие миллионы лет с этой скоростью, тем не менее, вы увидите: «О, Голока Вриндавана далеко, далеко отсюда». Таково положение.
Итак, этот Кришна… И мы объясняем, кто такой Кришна. Не считайте Кришну обычным человеческим существом.

аваджананти мам мудха  манушим танум ашритам
/БГ 9.11/

Так как Он милостиво появляется перед нами как обычное человеческое существо, не думайте, что Он, такой как мы. Таково заключение. Также как эти негодяи, они думают, что «так как Кришна появился как человеческое существо, я также Бог. Я также Бог. Почему Кришна должен быть единственным Богом»? Итак, мы пытаемся объяснить, кто такой Кришна, Хришикеша. Хришикеша. Затем голока-намни.

голока эва нивасатй акхилатма-бхутах. голока эва нивасатй

ананда-чинмайа-раса-пратибхавитабхис
табхир йа эва ниджа-рупатайа калабхих
голока эва нивасатй акхилатма-бхуто
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
/Брахма-самхита 5.34/

Итак, наше поклонение очень простое. Там ахам бхаджами. Мы поклоняемся этому Говинде, ади-пурушам. Говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами. Мы не поклоняемся обычным так называемым негодяям. Мы поклоняемся Говинде.

Какой Он, Говинда?
Описание Говинды есть в Брахма-самхите. Этот Говинда, ананда-чинмайа-раса-пратибхавитабхис: "Он всегда находится в духовном мире, который является ананда-чинмайа-раса". Не этот тип ананда-чинмайананда, духовного блаженства.
Духовное блаженство означает, что оно постоянно длится, никто не насыщается. Здесь вы можете принять любую Ананду в этом материальном мире, так много всего. Оно не может продолжаться очень долгое время. Предположим, если я дам вам расагулу, вы можете съесть одну расагулу: «О, очень хорошо». Другую, «Очень хорошо». Другую, «хорошо». Затем следующие четыре или пять, «Нет, я не хочу». Закончилось. Подобным образом, вы можете принять любую Ананду. Половая жизнь. Её нельзя продлить. Закончилась. Поэтому попытайтесь понять, что такое чинмайананда.

ананда-чинмайа-раса-пратибха...
Она никогда не закончится. Она продолжается

нава-нава-йаувана

одно за другим, новое, новое, новое, новое. Просто попытайтесь понять, что такое духовное блаженство. Вы не… Сахаджии. Они принимают это материальное блаженство как духовное блаженство. Это называется сахаджия. Не будьте сахаджиями. Попытайтесь понять в соответствии с шастрой.

Итак, Кришна описывается, это то, как Он становится Хришикешей, это голока эва нивасатй. Он наслаждается со Своими спутниками, мальчиками пастушками, гопи, в голока-намни ниджа-дхамни. Он там наслаждается. В то же время, Он находится в вашем сердце. Это Кришна, Хришикеша. Он появляется одновременно не только в вашем сердце, но и внутри атома.

андатара-стха-параману-чайантара-стхам
говиндам ади-пурушам там ахам
/Брахма-самхита 5.35/

Не только в вашем сердце, но внутри атома. Просто представьте. Сколько атомов существует. Итак Кришна находится везде. Это…, мы должны принимать информацию о Кришне из шастр.

шастрам эва чакшуша

Веданта-сутра. Вашими глазами должна быть шастра, не так называемое воображение. Шастра-чакшуша.

йах шастра-видхим утсриджйа вартате кама…
/БГ 16.23/

Если вы отбросите наставления шастр и изобретёте ваш собственный способ, йах шастра-видхим утсриджйа вартате кама-каратах, как вам понравится, тогда на са сиддхим авапноти: вы никогда не достигнете сиддхи, совершенства, никогда не обретёте. на са сиддхим авапноти…, на сукхам, никакого счастья. И что уже говорить о парам гатим, возвратиться домой обратно к Богу.

Итак, шастра-чакшуша. Мы всё должны брать из шастр. Так как мы слепы сейчас, шастра-чакшуша. Наша, шастра-гйана, так как духовный учитель просвещает ученика шастра-гйана, поэтому он является духовным учителем. Если духовный учитель обманывает ученика, тогда он не духовный учитель. Обман. Нет.

ом аджнана-тимирандхасйа
джнананджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена
тасмаи шри-гураве намах

(Я предлагаю мои почтительные поклоны моему духовному учителю, который факелом знания открыл мои глаза, которые были ослеплены тьмой невежества).

Это гуру. Гуру означает то, что он всегда будет просвещать своего ученика светом шастры. Не так, что он будет говорить, «В шастре нет необходимости. Я являюсь инкарнацией. Всё  что я тебе говорю, ты должен принимать». Нет. Это негодяй. Вы должны сразу же, того, кто не ссылается на шастру, сразу же считать его негодяем номер один. Таково заключение.
Итак, вот это шастра, Бхагават-Гита. Хришикеша.

Мы уже это однажды объясняли. Здесь мы также снова объясняем. Хришикеша.
Кришна. Кришна находится здесь. Он никогда не покидает Вриндавана. Он здесь. Почему? Здесь также. Также как мы видим, очень богатого человека, очень влиятельного человека, президента, он живёт в своей… Королева, она находится в Букингемском дворце. Но она не может одновременно отправиться везде и повсюду. Нет. Она застряла в Букингемском дворце. Кришна не таков. Поэтому Он Хришикеша.

Попытайтесь понять разницу между Кришной и другими. Кришна это
голока эва нивасатй акхилатма-бхутах
/Брахма-самхита 5.37/

Атма-бхута. Этот атма-бхута это Хришикеша. Он даёт разум. Чем больше вы очищаетесь, тем больше вы получаете прямых наставлений от Хришикеши. В этом суть. Итак, как вы можете очиститься? Очиститься означает больше не находиться под влиянием гун материальной природы.

Вот что объясняется: гудакеша. Гудака иша. Гудака значит темнота, и иша. Когда вы становитесь господином этого материального мира, или материальных чувств. Этот материальный мир означает материальные чувства. И всё. Итак, если вы становитесь господином материальных чувств, тогда вы становитесь гудакешей. Поэтому Арджуна описывается как гудакеша. Арджуна… Не думайте, что Арджуна ошибался. Нет, он не мог ошибаться. Как это возможно для него? Он всегда находится с Кришной. Как он может сбиться с курса? Нет, это невозможно. В Чайтанья-чаритамрите сказано, что

кришна - сурйа-сама; майа хайа андхакара
/ЧЧ, Мадхья 22.31/

Итак, гудака означает тьма, майа. Итак, кришна - сурйа-сама; майа андхакара. Тьма и свет всегда идут рука об руку. У нас есть такой опыт. Вот свет солнца, вот тьма. Итак, эти две вещи присутствуют. Итак, кришна - сурйа-сама; майа андхакара, йахан кришна, тахан нахи майара адхикара. Там где есть Кришна, майя или тьма не властна.

даиви хй эша гуна-майи  мама майа дуратйайа
мам эва йе прападйанте  майам этам таранти те
/БГ 7.14/

Вы мгновенно можете выйти из-под влияния майи, если вы всегда будете оставаться предавшейся Кришне душой. Майя вас не коснется. Также как если вы постоянно находитесь в свете солнца, тогда нет проблемы ночи. Сейчас это очень легко. Если вы просто будете лететь на вашем самолёте на запад, то вас никогда не застанет ночь. Просто кружитесь вокруг. Да. Также как это возможно материально. Просто летите на вашем самолёте на запад. Начните свой полет утром и летите на запад и никогда не останавливайтесь. Летите так три, четыре, столько дней, сколько захотите. Вас никогда не застигнет ночь. Это практично. Подобным образом, если вы всегда будете находится с Кришной, вы являетесь
гудакешей, вы никогда не попадёте во тьму. О, майя, никогда вас не коснется. Это сознание Кришны. Поэтому попытайтесь стать гудакешей.

Следующий стих. Кришна Хришикеша. Итак, Он знал
сарвасйа чахам хриди  санивиштах
/БГ 15.15/

Кришна находится там. Кришна знает ваши намерения, что вы хотите делать, каково ваше прошлое, будущее. Кришна всё знает. Кришна знает всё. Это объясняется в Бхагават-Гите.

ведахам саматитани
/БГ 7.26/

"Я знаю всё". Итак, Кришна,
стхапайитва, стхапайитва ратхоттамам
/БГ 1.24/

Как только Арджуна попросил его
сенайор убхайор мадхйе  ратхам стхапайа ме 'чйута
/БГ 1.21/

Он сразу же выполнил приказ и Он знал почему он это хочет.
Он хотел видеть, «С кем я должен сражаться, с моими друзьями и родственниками». Он колебался. Поэтому может возникнуть вопрос, почему у Арджуны проявилось это невежество. Арджуна это гудакеша. Он над этим материальным миром. Как на него могла повлиять привязанность к его, так называемым родственникам и близким? Из-за этого он не решался сражаться, «Они мои родственники. Они мои близкие. Они члены моей семьи». Он постоянно думал. Поэтому Кришна знал об этом.

Итак,  он заразился этой семейной привязанностью. Но он гудакеша. Как это возможно? Он находится выше всех этих переживаний. Да, он над всем этим. Но благодаря воле Кришны, он играет эту роль обычного человека. Иначе, как могла появиться Бхагават-Гита? Кришна не может говорить с обычным человеком. Кришна не может сражаться с обычными людьми. Даже демоны, когда они приходят, такие как Хираньякша, Хираньякашипу. Они были Джая-Виджая на Вайкунтхе. Итак, они пришли сюда, и Кришна попросил их, «если вы станете Моими врагами, то через три рождения вы вернетесь назад. И если вы будете оставаться моими друзьями, тогда семь рождений». Итак, они предпочли, «О, я стану Твоим врагом, Господин, так, чтобы я смог возвратиться снова через три рождения».

Итак, почему?
У Кришны есть все качества. Также как мы иногда хотим сражаться, сражаться в шутку. Так как, в мире Вайкунтхи не может быть никаких сражений. Итак, из-за того, что Кришна хотел ощутить этот дух сражения, Он послал Своего преданного. Он стал врагом и он сражался. Итак, вам надо понять Кришну в этом свете, как Хришикешу. Он знает, что до тех пор, пока на Арджуну не повлияют семейные связи, как может появиться Бхагавад-Гита? Поэтому, хотя Арджуна является гудакешей, т.е. находится над тьмой, тем не менее, по воле Кришны, Хришикеши, он играл роль обычного человека, на которого повлияла семейная привязанность. Поэтому Кришна в следующем стихе говорит,... увача.

Кришна сказал:
"Мой дорогой Партха, ты сейчас хотел посмотреть с кем ты должен сражаться. Итак, перед тобой Бхишма, Дрона, и много других царей. Все потомки династии Куру, сыновья твоего Дхритараштры. Посмотри хорошенько и приготовься сражаться с ними».

Итак, это объяснение Хришикеши и Гудакеши.

Большое спасибо.

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |