| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Бхагават-Гите, 2.11
(1 октября 1975, Маврикий)

Шрила Прабхупада:
шри бхагаван увача
ашочйан анвашочас твам
праджна-вадамш ча бхашасе
гатасун агатасумш ча
нанушочанти пандитах
/БГ 2.11/

Это версия Кришны в начале Бхагавад-Гиты. Итак, в первую очередь здесь сказано, Вьясадева, автор,..., не автор, составитель, который записал разговор между Кришной и Арджуной, и затем поместил его систематически в форме книги. Итак, Он говорит, что Бхагаван увача. Бхагаван означает Верховная Личность. Также как на этой встрече, среди моих учеников, я верховная личность, подобным образом, в государстве есть верховная личность, президент или премьер-министр, поэтому везде вы найдёте одну высшую личность. Без верховной личности, того, кто отдаёт приказы, нельзя управлять ничем. Это существует вечно, вы не можете этого избежать. Даже в коммунистической стране у них также есть высшая личность, диктатор.

Итак, принимая во внимание вселенские законы, природу, как всё происходит. Солнце встаёт рано утром. Оно садится точно вовремя. Затем встаёт Луна. Всё в большой, большой планетной системе работает очень систематически. Астрономические подсчёты так совершенны, что они говорят, что всё подсчитано с точностью до одной десятитысячной части секунды. Так всё аккуратно движется. Итак, в Брахма-самхите сказано,

йач-чакшур эша савита сакала-граханам
/Брахма-самхита 5.52/

Солнце это глаз всех планет. У нас есть глаза, но если не будет Солнца, то какова цена ваших глаз? Мы не можем видеть. Мы очень гордимся нашими глазами, мы можем видеть всё. Но мы не можем сложить цену нашим глазам. До тех пор, пока не будет солнечного света, до тех пор мы не будем видеть. Ночью, до тех пор, пока не будет электричества или света Луны или какой-то лампы, до тех пор мы не сможем  видеть. И тем менее, мы очень гордимся возможностью видеть. Это называется иллюзия. У нас нет сил. Нас помещают в определённые условия, тогда мы действуем. А иначе мы не можем действовать.

пракртех крийаманани
/БГ 3.27/

Пракрити, материальная природа, помещает нас в определённые условия, и мы действуем соответственно, не независимо. И пракрити, материальная природа, также действует под кем-то. Также как когда вы идёте по улице, вы видите красный свет и зелёный свет. Как только вы видите красный свет, то вы останавливаете вашу машину. Итак, этим красным светом и зелёным светом руководит полиция, и полиция действует под контролем правительства.

Подобным образом, вся эта материальная природа действует как красный свет или зелёный свет, но за этим красным и зелёным светом есть высший мозг. Это Верховная Личность Бога. Также как неспециалист или ребёнок не может понять, как работают красный свет и синий свет, зелёный свет. Он просто видит, он думает, что всё это происходит само собой. Это глупость. Это не происходит автоматически. Есть машина. За этим красным светом есть тот, кто управляет. Итак, это разум. Любой, кто заключает, что "Красный и зелёный свет действуют автоматически на улице, за этим не стоит никакого разума", - он негодяй. Подобным образом всё действует, материальное космическое проявление. Даже большая планета Солнце также действует под определённым контролем.

йач-чакшур эша савита сакала-граханам
/Брахма-самхита 5.52/

Без света Солнца никто не сможет видеть, не только на этой планете, также на других планетах, сакала-граханам. Итак, эта планета Солнце очень важна. День и ночь, год, и миллионы лет - в солнечной системе всё подсчитано. Итак, это могущественная планета описывается как глаза всех. Без света Солнца никто не может видеть.

йач-чакшур эша савита сакала-граханам раджа

Она считается царём всех планет, раджа, сакала-граханам. Все планеты двигаются, вращаются от тепла Солнца, свет и тепло, и они действуют от света Солнца. Солнце так важно. Всё это описывается в ведической литературе. Итак, солнце также  действует под чьим-то контролем.

йасйаджнайа бхрамати самбхрта-кала-чакрах
/Брахма-самхита 5.52/

Солнце вращается по орбите со скоростью 16 тысяч миль в секунду по чьему-то приказу. Это Говинда.

йасйаджнайа бхрамати самбхрта-кала-чакро
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

Итак, это знание. Это знание. Итак, Верховная Личность это Бхагаван. Бхага означает шесть видов достояний: самый богатый, самый могучий, самый мудрый, самый красивый, и самый влиятельный, и самый отречённый одновременно. Также как всё это космической проявление создано по воле Верховной Личности Бога, но вы не найдёте Его здесь. Он без причастен. Много миллионов вселенных действуют по Его воле, но он не заинтересован. Приводится пример, также как большой капиталист. У него есть много заводов, и если вы пойдёте на завод - есть завод Тата, металлический завод - то вы найдёте, что там работают большие заводы, но там нет М-ра Тата. Вот что происходит. Подобно этому, действует всё космическое проявление, согласно воле Кришны. Но его здесь нет. Это объясняется в Бхагават-Гите:

мат-стхани сарва-бхутани
/БГ 9.4/

"Всё покоится на Мне". Любой завод, каждый рабочий знает, что деятельность всего завода зависит от высшей личности. Он это знает. Итак, на самом деле это правда

мат-стхани сарва-бхутани
нахам тешу авастхитах

"Но меня здесь нет. Меня здесь нет". Подобным образом, Бхагаван означает тоже самое. Согласно Его воле, согласно Его могуществу всё так замечательно действует, систематически, но если вы хотите увидеть Бога, Кришну, то вы не сможете его увидеть. Его там нет. Он на Голоке Вриндаване, но Его влияние так обширно, что даже без Его личного присутствия всё так замечательно происходит. Это называется Бхагаван. Бхагаван означает это.

Итак, здесь в Бхагават-Гите, этот Бхагаван даёт вам знание. Вы должны себе представитель, насколько он совершенен. Вьясадева мог сказать, "Шри-вйасадева увача". Нет. Бхагаван увача, так авторитетно. Итак, всё, что Он говорит, не может быть никаких изменений. Это всё совершенно. К сожалению, мы негодяи, мы не принимаем Бхагавад Гиту как она есть. Мы хотим менять её в соответствии с нашими прихотями. Этот негодяйский хаос разрушил весь мир. А иначе, если бы они проповедовали Бхагавад Гиту как она есть, то ситуация в мире была бы другой. Всё было бы в порядке, спокойствие, мир, и всё бы процветали. Но негодяи не будут этого делать. В этом недостаток. Поэтому наши скромные усилия направлены на то, как представить Бхагавад Гиту как она есть. Это наша миссия. Если мы примем... Даже сейчас, в этом ужасном состоянии мира, если мы примем Бхагавад Гиту как она есть, тогда всё равно мы получим благо. В этом нет никаких сомнений. Поэтому наше обращение это то, чтобы по всему миру люди приходили и пытались понять Бхагавад Гиту, и устанавливать пример и делать всё необходимое. Тогда всё будет умиротворено. Это формула мира.

бхоктарам йаджна-тапасам
сарва-лока-махешварам,
сухридам сарва-бхутанам
/БГ 5.29/

Сухридам сарва-бхутанам. Сухрит означает доброжелатель. Доброжелатель.  Он является верховным доброжелателем. Он хочет, Кришна хочет, чтобы где бы вы ни жили, вы жили мирно и счастливо, и поэтому его называют сухрит. Он хочет счастья каждого. Поэтому он сам приходит, чтобы наставить, как жить, как следовать его наставлениям, и он оставляет её после себя, такую книгу, как Бхагавад Гита, и он время от времени посылает своего представителя, чтобы возродить наше сознание. Вот что происходит, не только в человеческом обществе, даже в обществе животных. Везде, даже в обществе полубогов, всё происходит таким образом. Поэтому мы должны знать, всё то, что говорит Бхагаван, не может быть никаких ошибок, никакой иллюзии, никакого обмана, или никакого несовершенства. Тогда всё будет хорошо. И это правда. Используется это слово, бхагаван увача, что означает, что его наставления не являются ни ошибочными, ни иллюзорными, ни обманом, а также не являются несовершенными. Всё, чему мы учим, мы говорим, мы, обусловленные души... Как я сказал, что мы гордимся нашими глазами, но мы не можем видеть, пока не встанет Солнце. Мы не можем видеть без электричества. В этом наш недостаток. Всё, что у нас есть, имеет недостатки, тем не менее мы гордимся, "Мы совершенны". Это обман. Мы не являемся совершенными. Но Кришна, Бхагаван не такой. Если мы думаем, что Кришна такой как мы,

аваджананти мам мудха манушим
/БГ 9.11/

Потому что он учит в точности как человек, он кажется таким, поэтому мы думаем, что "Он может быть немного более разумным чем я. В конце концов, он такой как я". Нет. Он Бхагаван. Мы должны понять.

Итак, проблема заключается в том, что Арджуна не хотел сражаться, считая, что не надо убивать членов его семьи. Никому, конечно же, не нравится убивать членов своей семьи, поэтому это было естественно. Но эти семейные отношения или отношения в стране, отношения в сообществе, связаны с этим телом. Я принимаю кого-то за своего брата, потому что он получил тело от того же отца, от кого и я получил это тело. Но тело является побочным продуктом тела отца.

Итак, эти телесные отношения материальны. Материальны означает внешние, поверхностные. Это не наши истинные отношения. Отец это душа, я душа, мой брат это душа, - поэтому мы связаны на духовном уровне в отношениях с Богом, потому что душа не является материей. Наш материальный отец это... Материальный отец означает, что мы видим материальное тело. Мы не видим душу отца, и также отец не видит душу сына. Все находятся в иллюзии, мы просто видим тело и принимаем за родственника. Итак, это иллюзия должна была быть устранена Кришной, и поэтому он сказал,

ашочйан анвашочас твам
/БГ 2.11/

"Ты скорбишь по этому телу. Это очень печально. Ты скорбишь". ашочйан анвашочах. Что такое это тело? Это просто кусок материи. Как только душа выходит из тела, какова тогда ценность этого куска материи? Оно будет выброшено на улицу, и кто-то стукнет его в лицо. Никому нет дела. Никому не будет никакого дела. Но до тех пор, пока там есть душа, если вы даже прикоснётесь к волоску - "Почему ты трогаешь мои волосы?". Но когда души там нет, то же лицо, если кто-то стукнет, никому нет дела. Таково положение тела. Поэтому говорится, ашочйан: "Это мусор. Почему ты скорбишь по поводу этого мусора?". ашочйан анвашочас твам. "Ты говоришь, как очень учёный человек, что "Если я убью моих братьев, то жёны моих братьев будут вдовами, и будет проституция и весь мир превратится в руины". Это всё внешние вещи...

Это настоящее образование, что "Вы думаете в рамках этого тела, поэтому это не очень важная тема". Настоящая тема - это то, что случится с душой, - это истинно, важно. Но весь мир не знает, что является важным. Все негодяи озабочены этим телом. Это не удивительно, это естественное. Даже если бы знали, тем не менее, если тело испытывает какую-то боль, то нас это будет сильно беспокоить. Но мы должны знать, всегда помнить, что "Я не являюсь этим телом". Тот же пример, что у меня есть очень хорошая машина, Роллс Ройс. Я отличаюсь от него". Это знание "У меня может быть какая-то привязанность к моей машине. Это естественно. Я за неё заплатил. Мне она нравится. Но не смотря на всё это, я не являюсь машиной Роллс Ройс. Машина Роллс Ройс это кусок материи. Я его использую".

Подобным образом, мы всегда должны помнить, что "Я использую это материальное тело для моего взаимодействия, различных взаимодействий, но я не являюсь этим материальным телом". Но преданный, он использует это материальное тело, использует его правильно. Также как мы также передвигаемся с помощью самолёта, машины, но нас не заботит... Я прилетел в вашу страну на самолёте не для того, чтобы посмотреть вашу страну. Я приехал ради дела Кришна: посмотреть, смогу ли я вдохновить вас на сознание Кришны. А так нам нет никакого дела до этого самолёта или машины или чего-угодно. Мы пользуемся их возможностями. Подобно этому, когда мы пользуемся возможностями этого тело для прогресса в сознании Кришны, тогда это очень хорошо. нирбандхах кршна-самбандхе. Это также отречение. У него нет привязанности. Он просто использует вещи. Тогда эта вещь становится духовной. На самом деле она духовна, но когда она не используется для духовных целей или для целей Кришны, то она материальна, та же вещь.

В чём заключается разница между материальным и духовным?
Здесь есть эта картина. Есть так много картин. Люди могут говорить, "Здесь та же картина. Почему люди поклоняются и предлагают арати, поют святые имена?". Но эта картина духовна, потому что она увеличивает или вдохновляет духовное сознание. Поэтому она духовна. Конечно, не очень легко сразу же это понять, но в конечном итоге всё создано Кришной, или Богом, или когда вы видите всё, если вы помните о Кришне, тогда это духовно. Это духовно. Итак, как бы там ни было, для обычного человека такого не происходит. Поэтому Кришна говорит, что "Почему ты скорбишь из-за этого тела. О, это поразительно. И ты говоришь как очень учёный человек". Вы увидите что все говорят, как очень учёные люди. Он всё знает, но спросите его, "Кто ты такой?". "Я индиец". "Я американец. Я М-р такой-то и такой-то. Я отец такого-то и такого-то". Это телесное... Как велик он не был бы, он отождествляет себя с телом. И в соответствии с шастрой, до тех пор, пока мы будем отождествлять себя с этим телом, до тех пор мы не лучше, чем кошки и собаки, потому что они также отождествляют себя с телом. Поэтому Кришна говорит,

ашочйан анвашочас твам
праджна-вадамш ча бхашасе
/БГ 2.11/

"Почему? Я не прав?". Да, потому что гатасун агатасумш ча. Тело, будь в нём душа или без души, оно материально. До тех пор, пока там есть душа, мы не должны очень сильно беспокоиться о телесных удобствах. Нас должно интересовать, как совершать прогресс в духовном сознании. И обычные люди, они заняты просто телесными удобствами. Так действует весь мир. Материальная цивилизация означает телесные удобства. Они увеличивают свою деятельность для того, чтобы... Они принимают это за цивилизацию, увеличивать телесные удобства. Такова их идея. Но они не знают, что если мы даже сможем до наибольшей степени наши телесные удобства, тело не будет существовать. Оно умрёт. Но мы об этом не заботимся, "Не важно. Мы умрём. До тех пор, пока мы живы...".

йавад дживет сукхам дживет

"До тех пор, пока мы живём, лучше жить очень счастливо". Итак, это великая наука. Они не знают, что... Вы можете думать, что вы живёте очень счастливо. Но они не понимают. Это невежество, моха.

мохитам набхиджанати
/БГ 7.13/

Будучи сбитыми с толку тремя гунами материальной природы, они не знают, что на самом деле является правдой. Поэтому мы должны учиться у совершенной личности, Кришны, каково положение вещей. Здесь сказано, что 

ашочйан анвашочас твам
праджна-вадамш ча бхашасе
гатасун агатасумш ча нану
/БГ 2.11/

"Это не тема для прославления или скорби. Надо говорить о другом. Это душа. Затем он объяснит в следующем стихе.
Большое спасибо.

Преданные: Харибол!

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |