| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Бхагавад-Гите 2.11
(17 августа 1973 года, Париж)

Прадьюмна (читает):
ашочйан анвашочас твам
праджна-вадамш ча бхашасе
гатасун агатасумш ча
нанушочанти пандитах
/БГ 2.11/

Господь, Верховная Личность Бога сказал: "Произнося учёные речи, ты сокрушался о том, что не достойно скорби. Настоящие мудрецы не скорбят ни о мёртвых, ни о живых".

Шрила Прабхупада: Итак, что является той вещью, которая живёт и потом умирает? Тело. Тело живое и мёртвое. Итак, Кришна косвенно и напрямую отчитал Арджуну, что «поведение, которое ты показываешь, не подобает учёному человеку". нанушочанти пандитах. Это значит, косвенно Он сказал, что «Ты ничего в этом не понимаешь. Неуч. Ты глупец». Не смотря на то, что Арджуна говорит, так много в поддержку своего ненасилия и того, почему он не хочет убивать  своих родственников. Кришна отругал его, сказав «Ты не образован. Ты глупец». Поэтому положение таково. Те, кто находятся в телесной концепции жизни, они говорят так много учёных вещей, но в конце концов, они являются глупцами.

йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке
сва-дхйх калатрадишу бхаума иджйа-дхйх
йат-тиртха-буддхих салиле на кархичидж
джанешв абхиджнешу са эва го-кхарах
/ШБ 10.84.13/

В Шримад-Бхагаватам, те, кто находятся в телесной концепции жизни, описываются следующим образом: йасйа-атма-буддхих. Атма, значит личность. Атма-буддхих, в этом теле, что это за тело? Кунапе три-дхатуке. Это мешок с тремя элементами, капха, пита, вайю. Слизь, желчь и воздух. Итак, обычно вы можете понять, что это комбинация, это материальное тело является комбинацией плоти, костей, крови, слизи, испражнений, мочи и многого другого. Это не мы, но глупые люди, принимают этот кусок материи, кости и плоть, принимают то, что «я являюсь этим телом». Ни один учёный человек этого не примет.

Весь мир сбит с толку этим пониманием. Они принимают этот кусок материи, крови, костей, плоти и костей – «это я». Это понимание животных, Это умонастроение животного. Животное думает подобным образом, но не образованный человек. Образованный человек знает, он скажет «ахам брахмасми», "я духовная душа. Я слуга Бога». Это слова учёного человека: «Я не являюсь этим телом».

Итак, Кришна ругает Арджуну, так как он принял, он стал Его учеником, поэтому духовный учитель имеет право ругать ученика, указывая правильный путь, как учитель, как отец. Подобным образом, хотя Кришна и Арджуна являются друзьями, но Арджуна принял Его как духовного учителя. Там не должно быть никаких компромиссных слов, как это происходит между другом и другом. Надо говорить правильные вещи: «Ты не прав. Не говори глупость. Ты говоришь как учёный человек, но ты ничего не знаешь». «Почему я ничего не знаю»? «Так как это тело, в то время когда оно живет, агатасун...
Асун, значит жизненная сила. В одно время там присутствует жизненная сила и в другой момент жизненная сила ушла, есть два состояния. Это тело очень хорошо двигается, так как там есть жизненная сила. И как только жизненная сила ушла, это хорошее тело больше не будет двигаться. Оно будет разлагаться. «Из праха ты пришёл и в прах ты возвратишься». «Снова станешь…» Это называется панча-бхута. Смешанная с землёй. Земля, вода, огонь, воздух и небо – это пять грубых элементов являются частями этого тела. Поэтому, как только душа выходит из тела, это тело снова… сохранение энергии. Энергия земли уходит в землю, энергия воды уходит в воду. Это комбинация земли, воды, воздуха, огня. Итак, они разлагаются. И распадаются на разные элементы. И это является научным законом. Это называется сохранением энергии. Энергия никогда не пропадает. Она снова возвращается в изначальное состояние.

Итак, Кришна говорит, что это тело, будь оно с жизненной силой, или без жизненной силы. Без жизненной силы оно называется мёртвым. С жизненной силой оно называется живым. В обоих состояниях, образованный человек…, образованный человек, означает тот, кто знает брахма-бхутах. Тот, кто знает Брахман, тот, кто осознал Брахман.

брахма-бхутах прасаннтама
/БГ 18.54/

Как только человек находится на уровне брахма-бхутах, он может понять, что «я не являюсь этим телом. Я отделён от этого тела». Это знание было довольно обычным знанием. По крайней мере, мы можем видеть это 5 000  лет назад. Кшатрии жестоко сражались друг с другом, но тем не менее, они не находились в телесной концепции жизни. Поэтому Арджуна являясь кшатрием, был настолько сбит с толку телесной концепцией жизни, поэтому Кришна отругал его: «Ты не очень учёный человек. Ты только говоришь, как учёный человек, но ты не учён». Мы должны принять это заключение. Что все в этом мире, если у него есть телесная концепция жизни, он не является учёным человеком. Он глупец.

Этот мир в настоящий момент, по крайней мере, является раем для глупцов. Никто не является учёным. Так как все трудятся в телесной концепции жизни.
Поэтому его критикуют. Это первое за что его критикуют. Также как перед тем как проводить урок, если ученик неправильно пишет или читает, учитель сразу же говори: «Ты глупец, это не правильно. Это должно быть вот так».

Итак, первый шаг Кришна, который предпринял в обучении Арджуны... Теперь на самом деле начинается рассказываться Бхагават-Гита: бхагаван увача. Арджуне объясняется первый основной принцип: «Ты ничего не знаешь. Не говори просто как учёный человек, «На самом деле это наше собственное… Все мы находимся в таком положении. Также как вчера пришло два парня. Никакой философии, просто несут всякий вздор, голодание, как будто он принял, как это называется? Что-то чтобы остановить голодание. Он голодает, все голодают, таков закон, природа будет идти дальше. Кто-то, так как есть три качества природы —саттва-гуна, раджа-гуна, тамо-гуна.

Итак, естественные законы будут подчиняться этим трём законам. Поэтому, мы всегда будем видеть три класса или три вида условий жизни. Это будет объяснено в Бхагават-Гите. Также как, везде есть разные виды жизни. Везде действуют эти три качества. Также как существуют хорошие деревья. Хорошие деревья означает те, что приносят хорошие плоды и цветы. Это хорошие деревья. И есть деревья, без фруктов, без цветов, которые живут очень долго. Без всякой пользы. Без какой-либо полезной цели. В Индии есть такие пальмы, у них есть плоды, очень хорошие плоды, тал. Очень сладкий фрукт. Поэтому любое дерево, которое не даёт нам хороший фрукт или хороший цветок, является греховным. Среди деревьев также есть благочестивые деревья, есть греховные деревья, также среди животных, есть благочестивые животные, и греховные животные. Также как собака и корова. Корова это благочестивое  животное и собака, это греховное животное. Итак, это природа, среди птиц, ворона это греховная птица. А утки, белые лебеди это благочестивые птицы. Павлины. Итак, подобное есть также в человеческом обществе, есть благочестивые люди и греховные люди. Те, кто благочестивы, у них другое положение.

джанмаишварйа-шрута-шри
/ШБ 1.8.26/

Благочестивый человек, означает рождённый в очень хорошей семье, богатой семье. Джанма, аишварйа, аишварйа, значит богатство, достаток. Джанма, первоклассная аристократическая семья, семья брахмана. джанмаишварйа-шрута, образованные, высоко образованные, шри, красивые. Это признаки благочестивой жизни. И подобным образом есть прямо противоположное, уродливые люди, без образования, рождённые в бедной семье или семье низкого класса, бедные. Вот такие вещи.

Итак, или вы примите человеческую жизнь или жизнь животного, или жизнь птицы, жизнь какой-то твари, жизнь дерева, куда бы вы ни пошли, действуют эти три закона. Благость, страсть и невежество.

Поэтому, всегда должны быть три класса. Средний класс, высший класс и низший класс. Это должно быть. Поэтому вы не можете сделать общество бесклассовым. Это не возможно. До тех пор пока есть телесная концепция жизни, должны быть эти три класса. Высший класс, средний класс и низший класс. Поэтому те, кто осуждены, они должны страдать. Все обречены в этом материальном мире. И первый класс обречён, второй класс обречён, третий класс обречён. Поэтому вы найдёте этот первый класс, второй класс, третий, вы не можете этого остановить.
Также как в Бомбее иногда я показывал своим ученикам, скажем в 1935. 1935 это около 50 лет назад. 50 лет назад, когда я был в Бомбее, в то время я занимался некоторым бизнесом. Итак, там был класс людей, которые жили на тротуаре. Их дом был на тротуаре. У них есть коробка, или сумка, и они лежат на тротуаре и едят на тротуаре, они всё делают на тротуаре. Даже до сих пор существует этот класс людей. Сейчас экономически, 50 лет назад, ценность денег была выше. В то время, 50 лет назад, когда мы покупали, скажем, гхи, самое большее 1 рупия за кило. Итак, теперь вы не можете получить первоклассное гхи, пока вы не заплатите 25 рупий за кило. Поэтому стоимость денег уменьшилась. Итак, это значит, другими словами, что люди получают больше денег. Раньше, когда нанимали одного слугу, ему платили 10 или 12 рупий в месяц. Теперь я не могу нанять слугу, до тех пор, пока я не заплачу 100 рупий. Итак, в этом отношении, все получают больше денег, но ситуация по-прежнему такая же. Это будет продолжаться. Даже если вы получите больше денег, другие обстоятельства вынудят вас оставаться в том же положении в каком вы были 50 лет назад. Так как вам предначертано судьбой. Это называется судьба. Вы не можете изменить свою судьбу. Это невозможно.

Поэтому Бхагавата говорит, что не пытайся изменить свою судьбу. Все пытаются изменить судьбу. Я бедный человек, я должен быть очень богатым человеком. Но вы не можете изменить свою судьбу:

тасйаива хетох прайатета ковидо
на лабхйате йад бхраматам упарй адхах
/ШБ 1.5.18/

В этом мире все мы, каждый из нас связан законами кармы, судьбой. У нас есть наша судьба. Мы должны иметь столько-то счастья, столько-то страданий. Так как это смесь счастья и несчастья. Здесь у вас не может быть чистого счастья. Это невозможно в этом… чистое счастье, настоящее счастье можно достигнуть в духовном мире. Не в материальном мире. Поэтому мы должны наслаждаться или страдать из-за определённого количества счастья и определённого количества несчастья. Вы не можете этого изменить. Это закон природы в этом материальном мире.

Поэтому Бхагавата говорит:
тасйаива хетох прайатета ковидо
на лабхйате йад бхраматам упарй адхах

Люди бродят в этом материальном мире, живые существа в разных формах жизни в разных условиях жизни. Но они не получают информацию о Кришне. Это их неудача.
Поэтому тот, кто удачлив во время этого периода продолжающихся странствий в разных видах жизни на различных планетах, он встречает другого преданного. Гуру-Кришна.

Или, тот, кто на самом деле обеспокоен тем, чтобы обрести связь с Верховным Господом, как получить это осознание – благодаря общению с преданными.

Также как мы проводим эту лекцию. Даже те, кто не являются преданными, люди с улицы, если они приходят, они также могут понять, тогда он становится, человек становится очень серьёзно настроенным по поводу того, как понять Бога, как возвратиться обратно домой к Богу. Тогда Кришна сразу же помогает. Таков процесс. Кришна находится внутри вашего сердца. Как только вы становитесь немножко серьёзнее, Кришна сразу же готов. Кришна готов, Он находится с вами как ваш друг. И просто ждёт возможности, когда вы вернётесь к Нему. Это Кришна. Он всегда находится внутри вас.

Но вы не желаете отправиться обратно домой к Богу. Мы хотим стать Богом в материальном мире. Таково наше положение. Вместо того, чтобы возвращаться домой к Богу, жить с Богом, мы хотим стать Богом здесь. Таково наше положение. Поэтому мы страдаем.

Здесь, вы можете… Вы нигде не можете быть Богом. Бог один. Никто не может быть равным и выше Его. Все должны подчиняться Богу. Поэтому те, кто не являются учёными - глупые люди – они пытаются быть счастливыми в этом материальном мире подстраивая всё и сами становясь Богом. Это атеизм и это демоническая тенденция. Но те, кто продвинуты в знании, они знают, что «Мы являемся вечным слугой Бога, мы не можем стать Богом. Лучше оставаться слугой Бога, таково наше занятие».

Итак, те, кто находятся в телесной концепции жизни, они не могут развиваться в истинном знании того, что мы являемся вечным слугой Бога. Наше изначальное положение таково. Если мы не служим Богу, мы не соглашаемся. Мы слуга Бога, но если мы отрицаем, что «Нет, я не слуга Бога», поэтому это значит, что я становлюсь слугой майи. Я должен буду оставаться слугой. Таково мое изначальное положение.

Поэтому человек в первую очередь должен понять, в чём заключается его сущность.

Итак, это начало урока, который дал Кришна, что «Ты скорбишь из-за этого тела. Это не твоя сущность. Это не твоя сущность. Ты ошибочно думаешь». Также как когда ваше пальто, так или иначе уничтожено, это не значит, что вы мертвы. Если ваша машина поломана из-за аварии, это не значит, что вам пришёл конец. Иногда мы попадаем в аварию, это понятно. Но я не являюсь машиной. Я не являюсь этим телом, я не являюсь этим пальто. Это истинное знание. Хотя иногда нам становится немного жаль, но наша сущность отличается. Поэтому Кришна говорит, что «ты говоришь как учёный человек, но ты не знаешь свой сущности. Ты не являешься этим телом». Это обобщающая информация.

ашочйан анвашочас твам  праджна-вадамш ча бхашасе
/БГ 2.11/

Итак, любой, кто не обладает совершенным знанием, он не должен занимать положение и говорить как учёный человек. Это обман и это глупость. В первую очередь поймите всё таким, как оно есть. Затем говорите. А иначе, говорится, что лучше не говорить, чем говорить глупость. Лучше перестать разговаривать.

Поэтому иногда для духовного продвижения существует процесс, маунам. Маунам, значит не говорить. Те, кто слишком глупы, духовный учитель приказывает им: «Не говорите. Пожалуйста, молчите». И всё. Так как если вы будете говорить, вы будете нести всякую чушь. Зачем вам зря тратить свою энергию, на бессмысленные разговоры? Лучше остановитесь. Медитация также подобна этому. Вместо того чтобы говорить или делать глупость, если человек будет молчать какое-то время, это будет для небольшим благом. Но эта медитация и маунам, молчание, не предназначена для преданных. Это предназначено для менее разумного класса людей. Занятие преданного, это всегда говорить о Кришне. Зачем им прекращать говорить? Маунам? Нет.

киртанийах сада харих
/ЧЧ, Ади 17.31/

Чайтанья Махапрабху говорит, что человек должен повторять и говорить о Кришне 24 часа. Где здесь стоит вопрос маунам, молчания? Вопрос о молчании не стоит. Молчание предназначено для тех, кто несут чушь. «Молчите, не говорите». Для них. По крайней мере, они практикуют молчание, и это означает, что они перестали говорить бессмыслицу. Но те, кто на самом деле продвинуты, для них нет таких ограничений.

ачамси ваикунтха-гунануварнане
/ШБ 9.4.18-20/

Мы должны использовать нашу силу речи для описания славы Господа. ваикунтха-гунануварнане. Это киртан. Это воспевание.

абхавад ваийасаких-киртане
/БРС 1.2.265/

Также как в течение 7 дней, когда Парикшит Махараджа должен был умереть... У него оставалось только 7 дней. Поэтому он в течение 24 часов не ел и не пил ни капли воды, он пошёл слушать от Шукадевы Госвами. И подобным образом, Шукадева Госвами также стал говорить, рассказывать Шримад-Бхагаватам.

шри-вишну шраване парикшит
/БРС 1.2.265/

Они оба обрели освобождение, вернувшись обратно домой к Богу. Как? Один слушал, и другой повторял. Таковы два процесса. Парикшит Махараджа слушал и Шукадева Госвами повторял. И какова была тема? Кришна. И всё.

Итак, тема Кришны настолько прекрасна, что вам больше ничего не хочется делать. Просто слушаете, и всё. У вас есть уши, дарованные вам Богом. Вы можете слушать. Садитесь.

стхане стхитах шрутигатам тануван манобхих
/ШБ 10.14.3/

Шрутигатам, шрути, значит это ухо. шрота-пантхах. Это называется шрота-пантхах. Обретать знание благодаря слушанию.

сатам прасанган мама вирйа-самвидо
бхаванти хрит-карна-расайанах катхах
/ШБ 3.25.25/

Сатам прасангат, когда на самом деле происходит сат-санга. Сат-санга, означает эти разговоры о Кришне, слушать о Кришне. Когда это происходит, других дел просто не существует. Не так, как нанятый чтец, или чтец, которому платят, который зарабатывает деньги, благодаря чтению. Нет, нет. Вы не должны слушать от него. На самом деле, тот, кто трудится ради Господа, является самоосознавшей душой, от сатам. Сатам, значит преданные. Сатам прасанга. Поэтому это называется сатсанга.

Сатсанга, значит общество преданных.
Сат, означает преданный. Сат, означает Бог. Ом тат сат. Или всё есть асат. Асат, значит временно. Это материальный мир временен. И сат, означает духовный. Итак, сат-санга, значит духовное общение.

сат-санган мукта-духсангах
/ШБ 1.10.11-12/

Чем больше вы общаетесь сат, с преданными, тем больше вы становитесь, тем более вы становитесь освобождёнными. Сат-санган мукта-дух-сангах. Дух-санга. Мы находимся в материальном мире, нас просто окружает общение, плохое общение, дух-санга. Поэтому, если мы хотим избавиться от плохого общения, мы должны общаться с преданными. Сат-санган мукта-духсанга. И

сатам прасанган мама вирйа-самвидо
/ШБ 3.25.25/

Если мы будем слушать в истинном обществе преданных, тогда...
Итак, у Арджуны есть лучшая возможность. Он слушает от Верховной Личности Бога. У него есть. Он настолько удачлив. Он говорит с Верховной Личностью Бога, лицом к лицу. Поэтому нашим занятием должно быть то, что мы должны следовать по стопам Арджуны. Как следовать по стопам Арджуны? Как Арджуна понял Бхагават-Гиту, попытайтесь понять её таким же образом. Арджуна принял Кришну, Верховную Личность Бога.

парам брахма парам дхама павитрам парамам бхаван
/БГ 10.12-13/

"Кришна, Ты Верховная Личность, Парам Брахман, павитра, самый чистый". Итак, если мы, подобным образом, если мы хотим понять Бхагават-Гиту, если мы будем этому следовать: "Арджуна понял это так, что Кришна это Верховный Брахман, Верховная Личность Бога", тогда вы поймете всё. Это называется парампара. Вам не надо, я имею в виду, напрягать свои мозги, думая, кто такой Кришна. Так как мы сейчас не достаточно разумны. Мы не можем этого понять. Но просто примите, то, что говорит Арджуна. Тогда вы будете совершенными. Даже я могу быть первейшим глупцом, но если я приму….

махаджано йена гатах са пантхах
/ЧЧ, Мадхья 17.186/

Махаджана. Те, кто являются авторитетами, если вы будете следовать авторитетам, тогда вы поймёте.

дхармасйа таттвам нихитам гухайам

Очень сложно понять, что такое религия, каков процесс религии. Люди сильно запутались. Но если вы будете следовать великим личностям. Об этом упоминается в шастрах. Сваямбху, Шамбху, Ману, Кумара, Капила, Ману. Итак, если мы будем следовать по их стопам. Также как Арджуна. Тогда мы поймём на самом деле. «Если Арджуна понял это таким образом, поэтому позвольте мне понять это вот так». И всё. Очень просто. Тогда мы поняли Бхагават-Гиту. Но если мы хотим говорить, как очень образованный учёный, но не понимает кто такой Кришна, это просто трата времени. Также как делают так называемые учёные и философы. Они не понимают Кришну, но несут всякую чушь, и другие это очень ценят. Это описывается в Шримад-Бхагаватам:

шва-вид-вараха-уштра кхараих самстутах пурушах пашух
/ШБ 2.3.19/

Эти негодяи, так называемые учёные, так называемые инкарнации, принимаются подобным классом животных. Шва-вид-вараха. И на самом деле ведическое понимание это следовать по стопам предыдущих ачариев, которые поняли суть. Тогда наша жизнь будет успешной. Мы всё поймём.

Большое спасибо.

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |