| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Бхагават-Гите, 2.12
(12 декабря 1976, Хайдарабад)

Шрила Прабхупада:
на тв эвахам джату насам  на твам неме джанадхипах
на чаива на бхавишйамах  сарве вайам атах парам
/БГ 2.12/

Кришна говорит: на тв эвахам на твам неме джанадхипах «Я, ты и все эти цари, которые собрались на этом поле битвы…». На этом поле битвы собрались джанадхипах. Они – не обычные люди. Эти несчастные наёмники отдают свои жизни на поле брани, в то время как джанадхипах, правители, очень удобно устроились. Они не отправятся на поле битвы. Они просто будут отдавать письменные приказы, а бедным наёмникам платить за то, чтобы они отдали свои жизни. Деньги так соблазнительны, что люди готовы отдать за них жизнь. Таких людей посылают на поле брани. Джанадхипах также не чужда страсть к деньгам, но они старательно избегают поля битвы. Вполне вероятно, что министр обороны даже никогда не видел поля битвы. Раньше такого не было. Поскольку они были кшатриями, то, когда бы ни происходило сражение, кшатрии никогда от него не уклонялись.

йуддхе чапй апалайанам
/БГ 18.43/

Это – качество кшатрия. Когда бы ни происходило сражение, он первыми вступали в него.

шаурйам теджо. вирйам йуддхе чапй апалайанам ча
/БГ 18.43/

Быть кшатрием – это значит быть могущественным и сильным. Если кто-то вызывает кшатрия на бой, он никогда не откажется сражаться. «Хорошо. Как ты хочешь драться: при помощи лука и стрел, на булавах или на мечах?» Они всё равно будут сражаться. И сражаться до тех пор, пока один из них не падёт. Вот что такое сражение.  Когда Кришна, Арджуна и Бхима отправились к Джарасандхе… Джарасандха был очень могущественным царем. До того, как Махараджа Юдхиштхира стал императором, существовала система, при которой цари по всему миру должны были либо покориться, либо сражаться.

Итак, Кришна, Арджуна и Бхима направились к Джарасандхе. Он давал очень много пожертвований брахманам, и эти трое пришли в его царство, переодевшись в бедных брахманов. На собрании они обратились к Джарасандхе: «Господин, мы пришли, чтобы сразиться с тобой». Чтобы уберечь от смерти других воинов, Кришна посоветовал сражаться с Джарасандхой один на один. «Зачем без необходимости вести так много солдат? Зачем этим бедным солдатам отдавать свои жизни? Лучше пойдем и будем сражаться один на один».
Итак, Джарасандха понял, что они кшатрии и что они пришли, переодевшись брахманами, чтобы просить подаяния, потому что кшатрии никогда не попрошайничают. И он принял вызов. Затем он выбрал Бхиму. Он отказался сражаться с Арджуной и Кришной, говоря: «Вы не годитесь для того, чтобы сражаться со мной». И они сражались 28 дней. Бой длился с утра до вечера. А ночью они вели себя как друзья. Бхима, Арджуна и Кришна были гостями, и он принимал их как гостей. Они вмести принимали пищу, разговаривали. А утром опять продолжалось сражение. Вот что значит быть кшатрием. Это был спорт, но он был предназначен для того, чтобы… И сражение продолжалось, пока один из них не погибал. Итак,

йуддхе чапй апалайанам
/БГ 18.43/

Таковы качества кшатрия. Здесь говорится… А Кришна является колесничим Арджуны. И он говорит: джанадхипах. Там было много царей. Из разных частей света, они объединились. Ели происходит сражение, то первыми в него вступают джанадхипах, цари. И победа наступает только тогда, когда  погибают цари, а не после уничтожения солдат или простых людей при помощи атомной бомбы. Нет. Это было не сражение. И Кришна говорит:

на тв эвахам
/БГ 2.12/

Кришна – личность. Бог – тоже Личность. Кришна является Верховной Личностью Бога. Он явился на земле как личность, как сын Васудевы. Он действовал как личность. Изначальный Господь является личностью, а не чем-то безличным. Отсутствие индивидуальности – это характерная черта. Как солнечный свет. Солнечный свет подобен отсутствию индивидуальности, но он исходит от солнечного диска. А внутри солнечного диска находится Бог Солнца. Он является личностью. Он не является чем-то безличным. Подобно этому, отсутствие индивидуальности,

брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате
/ШБ 1.2.11/

является чертой Бога, анга джйоти (свет знания)

йасйа прабха прабхавато джагад-анда-коти
/Брахма-самхита 5.40/

Но Бог является личностью. Здесь Он говорит: на тв эвахам. Ахам - значит «Я являюсь личностью», джату – «в любое время», насам - «нас невозможно уничтожить». На ту на твам: «Тебя тоже невозможно уничтожить». Так как Арджуна является дживой, а Кришна – Богом, то они оба существуют как неотъемлемые части. Как в примере с солнечным светом. Что такое солнечный свет? Он состоит из мельчайших соединенных между собой светящихся частиц. Точно так же и мы является крохотными частичками лучей, лучей, исходящих от Бога. Мы – живые существа – крохотные частицы.

мамаивамшо джива-локе джива-бхутах санатанах
/БГ 15.7/

И мы  являемся личностями, и Бог. «И все собравшиеся здесь цари и солдаты, также являются личностями». Эта индивидуальность никогда не исчезает. Кришна говорит: «Сейчас мы являемся личностями и в будущем будем оставаться личностями». Но кто-то может возразить: «В будущем мы можем слиться в одно целое». Философы-майявади говорят, что как только мы получаем освобождение, то становимся едины с Абсолютом. Нет, это не факт. Здесь говорится:

на чаива на бхавишйамах
/БГ 2.12/

«В будущем мы останемся личностями». на бхавишйамах на. Минус, помноженный на минус, даёт плюс. Это значит: «В будущем мы тоже будем существовать как личности». на чаива на бхавишйамах  сарве: «мы все». «Все», как говорит Кришна, это «я, ты и остальные люди, цари, солдаты останутся личностями». И где же здесь единое целое? Здесь ничего не говорится о теории майявады, согласно которой мы все после освобождения станем едины с Богом. Это фальшивая теория. А правда состоит в том, что мы остаёмся личностями. Пока мы находимся в положении, в котором можем действовать…

Возьмем  привидений. Так как привидения не имеют такого материального тела, они невидимы. За неимением такого тела, они  являются источником беспокойств. Возможно, кто-нибудь из вас когда-либо сталкивался с привидениями. Привидение – это тоже индивидуальная душа, а то, что оно не имеет тела, - наказание. Такое наказание получают очень греховные люди. Но оно хочет иметь тело, потому что оно ему нужно, чтобы наслаждаться. Тело является сочетанием ощущений, их инструментом. Если мне хочется дотронуться до вас, мне нужна рука, и при помощи руки я почувствую удовольствие от прикосновения. И привидение тоже хочет осязать, но у него нет инструмента. Таковы привидения. А они существуют. Это не выдумка. Это факт. Привидение – значит не обладающий этим материальным телом. Пока мы еще загрязнены этой материальной энергией, нам необходимо это материальное тело, чтобы наслаждаться. А в духовном мире у нас развивается духовное тело. Вопрос не состоит в том, чтобы стать привидением или… Личностью – да. Личность всегда существовала. В этом – суть стиха.

на чаива на бхавишйамах  сарве вайам атах парам
/БГ 2.12/

атах парам, «после этого», имеется в виду после того, как этот тело прекращает существование, личность продолжает существовать. Мы просто меняем тело. Так нужно интерпретировать этот стих. Об этом говорится и в следующем стихе:

дехино 'смин йатха дехе  каумарам йауванам джара
татха дехантара-праптир
/БГ 2.13/

Мы всегда остаемся личностями, но меняем один тип тела на другой в соответствии с нашей кармой.

кармана даива-нетрена джантур дехопапаттайе
/ШБ 3.31.1/

По высшей воле мы получаем тело, кармана. В момент смерти решается вопрос о том, какое тело будет у вас в следующей жизни. И это решение принимают высшие авторитеты. Невозможно приказать дать нам то или иное тело. Нет. Это не в ваших руках. Вы можете действовать, вам даётся свобода. В человеческой форме жизни вам дается свобода действовать, хотя вам и говорят «Действуй вот таким образом». Но если вам это не нравится, вы можете действовать на свое усмотрение.

йатхеччхаси татха куру
/БГ 18.63/

Вы можете действовать, но вы запутываетесь в своей карме, потому что вам приходится действовать в соответствии с гунами природы. Существует три гуны природы: саттва-гуна, раджо-гуна и тамо-гуна. Если вы действуете в саттва-гуне, то получите рождение на одной из высших планет.

урдхвам гаччханти саттва-стха
/БГ 14.18/

Если вы действуете в раджо-гуне, то
мадхйе тиштханти раджасах
/БГ 14.18/

И если вы действуете в тамо-гуне, то
джагханйа-гуна-вртти-стха  адхо гаччханти тамасах

джагханйа. тамасах – значит омерзительная деятельность. Я на днях разговаривал с одним джентльменом, индийским джентльменом. Он ел свиные кишки в самолете. Они говорят, что это очень вкусно. Но это тамо-гуна, самая что ни на есть тамо-гуна. Свинья - пожиратель испражнений, а её кишки готовят, и он их ест. Сколько тамо-гуны! джагханйа. джагханйа-гуна-вртти, отвратительно. В следующей жизни он станет свиньей. И этому нет конца. Мы все находимся в этой материальной природе.

пурушах пракрти-стхо хи  бхункте пракрти-джан гунан
/БГ 13.22/

Мы находимся в этом материальном мире из-за нашего взаимодействия с различными гунами природы. Мы развиваем в себе определённый способ мышления, и в момент смерти это обуславливает тип моего будущего тела. Таким образом мы одно за другим меняем тела. Мы – духовные души. Нам дается шанс исправить ситуацию и очистить наше существование. Если мы захотим, то сможем очиститься в этой человеческой форме жизни. Движение сознания Кришны предназначено для того, чтобы очистить наше существование, и после смерти –

тйактва дехам пунар джанма  наити
/БГ 4.9/

Если вы достигаете совершенства сознания Кришны, значит вы поняли Кришну. джанма карма ча ме дивйам  эвам йо ветти таттватах. Просто правильно понимая и соответствующим образом действуя, вы можете очистить ваше существование, а следующая жизнь – это когда вы оставите это тело… Нам придется оставить это тело. Но те, кто не пытаются очистить свое существование, примут очередное материальное тело. А те, кто очистился, вернутся домой, назад, к Богу. Большое спасибо.

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |