| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Бхагавад-Гите 2.13
(19 августа 1973 года, Лондон)

Прадьюмна (читает):
дехино 'смин йатха дехе
каумарам йауванам джара
татха дехантара-праптир

дхирас татра на мухйати
/БГ 2.13/

Перевод: "Подобно тому, как обусловленная душа постепенно переходит из тела ребёнка в тело юноши, а затем в тело старика, точно также после смерти душа переходит в другое тело. Разумного человека подобная перемена не может ввести в заблуждение".

Шрила Прабхупада: Они не могут понять этой простой вещи. Поэтому здесь говорится, дхирас татра на мухйати. Дхира, значит трезвый, человек с холодной головой. И прямо противоположное ему это адхира. Адхира, значит третий класс, четвёртый класс людей. И негодяи, адхира. Дхира, значит трезвый. Также как… Точный перевод это «джентльмен», дхира. Те, кто не являются джентльменами, некультурные, необразованные, негодяи не могут понять. Иначе, в чём трудность?

Как ясно, как всё легко объяснено, что каумарам йауванам джара. Есть три стадии, каумарам. Вплоть до 15 лет, это называется каумара. И затем с 16-ти лет, начинается молодость, вплоть до сорока лет. Затем, после сорока, человек становится джара, старым человеком. В начале пожилой и затем старый. Скажем, с сорока до пятидесяти, пожилой человек, и после пятидесяти, он старый человек. Поэтому рекомендуется

панчаш ордхвам ванам враджет

Панчаш, значит 50. Урдхвам, 51. Оставшиеся дни, может быть до ста лет, но сейчас это невозможно. Может быть 70, максимум 80. Кто живет до 90, 95. Сто лет, хотя есть этот предел, в наши дни никто так долго не живёт. Поэтому те, кто являются дхирой, джентльменом, здравомыслящим, с холодной головой, могут понять, что «я поменял своё тело. Когда я был мальчиком, вплоть до 15 лет, я помню, как я играл, как я прыгал». Затем я стал молодым человеком. Как я наслаждался своей жизнью с друзьями и семьей. Теперь я старик. «Я», значит мое тело. Дехинах. Дехи и дехинах. Дехи, значит собственник тела, владелец тела, и деха, означает тело.

В предыдущем стихе Кришна сказал, что «Все мы – ты, я и все эти солдаты и цари, которые здесь присутствуют – мы существовали в прошлом, мы существуем сейчас, и мы будем существовать в будущем». Есть такое утверждение. Но негодяи скажут: «Как я существовал? Я только родился в таком и таком году. До этого я не существовал. В настоящий момент я существую. Всё правильно. Но как только я умру, я больше не буду существовать. Как же тогда Кришна говорит, что я … Оба… Все мы существовали, мы по-прежнему существуем, и мы будем продолжать существовать?». Является ли это противоречием? Нет, это не противоречие. Это факт. Может быть, мы существовали в другом теле. И мы будем продолжать существовать в другом теле. Дехантара-праптих. Это необходимо понять. Не так, что моё существование…

Приводится следующий пример, дехантара. Также как я был мальчиком. Затем я стал молодым человеком. Итак, тело поменялось. Я теперь я стал старым человеком. Тело поменялось. Но я существую, дехи, владелец тела. Поэтому, в чём же трудность, чтобы понять? Дехинах. Дехинах, значит «владелец». Тело поменялось. Я могу понять, что моё тело поменялось. Поэтому в следующей жизни моё тело может поменяться. «Может» и нет. Оно поменяется. Но могу об этом не помнить. Это совсем другая вещь. Также как в моей прошлой жизни, каким было моё тело, я не помню. Итак, забвение является нашей природой. Так как я что-то забываю, это не значит, что это не происходило. Нет. В моём детстве я делал так много всего. Я не помню. Но мой отец и мать, которые видели моё детство, они помнят. Итак, забвение, не означает, что чего-то не происходило. Подобным образом, смерть означает, что я забыл, кем я был в прошлой жизни. Это называется смерть. Иначе, я как духовная душа, не умираю. Предположим, я поменял свою одежду. В детстве у меня была другая одежда. В моей юности у меня была иная одежда. В старости, или как саньяси, я в другом одеянии. Поэтому одежда может меняться. Это не значит, что владелец одежды мёртв или ушел. Нет.

Объясняется эта простая вещь, переход души. И личность. Все мы являемся личностями. Вопрос того, чтобы сливаться вместе не стоит. Все мы индивидуальны. Бог это личность, мы также являемся личностями. Это мы объясняли вчера.

нитйо нитйанам четанаш четананам
/Катха-упанишад, 2.2.13/

Единственная разница в том, что Бог не меняет Своё тело, я меняю своё тело. Это также происходит в этом материальном мире. Когда я приду в духовный мир, тело больше не будет меняться. Оно будет вечным. Также как к Кришны есть его вечное тело

сач-чид-ананда-виграхах
/Брахма-самхита 5.1/

форма вечного блаженства и знания. Подобным образом, когда мы уходим обратно домой к Богу, мы также получаем похожее тело, сач-чид-ананда-виграхах.

ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда-виграхах

В этом разница. Когда приходит Кришна, Он не меняет Своего тела. В этом материальном мире Кришна не меняется. Поэтому его зовут Ачьюта. Он никогда не меняется. Он никогда не падает, так как Он контролирует майю. А мы находимся под контролем майи. В этом разница. Материальная энергия. Нас контролирует материальная энергия. Но Кришна является контролирующим материальную энергию. Не только материальную энергии, духовную энергию, все энергии. Всё, что мы видим, все проявленное, все, что бы мы ни увидели, - это энергия Кришны.

Также как свет и тепло это энергия солнца, подобным образом энергии Кришны… Существует много энергий, но они в основном подразделяются на три: внешняя энергия, внутренняя энергия и пограничная энергия. Итак, мы являемся живыми существами. Мы являемся пограничной энергией. Пограничная, означает то, что мы находимся под контролем внешней энергии или мы можем оставаться под управлением духовной энергии. Существует независимость.

йатхеччхаси татха куру
/БГ 18.63/

«Делай, всё что захочешь». Кришна даёт эту независимость Арджуне. Описав Бхагават-Гиту, Он сказал, йатхеччхаси татха куру. Он не заставляет. Это не хорошо. То, что является насильственным, долго не продержится. Также как мы советуем: «Вставайте рано утром». Это совет. Не так, что я должен заставлять всех. Силой, я могу заставлять один день, два дня, но если человек это не практикует, тогда сила просто бесполезна. Итак, подобным образом, Кришна никого не заставляет покидать этот материальный мир. Мы все являемся обусловленными душами, в материальном мире, мы находимся под влиянием материальной энергии. Кришна приходит сюда, чтобы освободить нас от этих тисков материальной энергии, так как «ты сильно страдаешь».

Так как мы являемся неотъемлемой частицей Кришны, или сыном Кришны, непосредственно. Если у сына затруднения, отец также страдает. Хотя отец напрямую не страдает… предположим сын сошёл с ума, или стал в наши дни хиппи. Отец очень сожалеет из-за этого, «мой сын не живёт как джентльмен. Он живёт как», как это называется, «изгой». Поэтому отец несчастлив. Подобным образом, мы являемся обусловленными душами в этом материальном мире, мы сильно страдаем, живя как изгои и негодяи. Поэтому Кришна не счастлив. Поэтому Он приходит лично, чтобы учить нас:

йада йада хи дхармасйа
гланир бхавати тадатманам сриджамй ахам
/БГ 4.7/

Итак, когда приходит Кришна, Он приходит в Своей изначальной форме. Но, к сожалению, мы принимаем Кришну за одного из нас. Он один из нас, так как Он является отцом, а мы сыновья. Но Он главный.

нитйо нитйанам четанаш четананам
/Катха-упанишад, 2.2.13/

Он более могущественный, самый  могучий, Верховной могучий. В этом разница между Кришной... Мы не можем быть равны. Никто не может быть равным Кришне, или более великим, чем Он. Все подчинены Кришне.

экале ишвара кришна ара саба бхритйа
/ЧЧ, Ади 5.142/

Поэтому все являются слугой Кришны. Кришна это единственный господин.

бхоктарам йаджна-тапасам  сарва-лока-махешварам
/БГ 5.29/

"Я единственный наслаждающийся. Я владелец». Говорит Кришна. Это факт. Итак, мы меняем наше тело, но Кришна не меняет. Человек должен это понять. В доказательство этому Кришна говорит:

ведахам саматитани
/БГ 7.26/

Он помнит прошлое, настоящее и будущее.
Также как Кришна говорит Арджуне, вы найдёте это в четвертой главе, Кришна говорит, что «Я рассказывал эту философию Бхагават-Гиты, богу солнца около 40 миллионов лет назад». /БГ 4.1/
Как он это помнит? Так как Он не меняет Своего тела. Это простой факт. Мы не помним, так как мы меняем тело каждый момент времени. Это медицинская наука. Мы меняем частички крови. Каждую секунду, тело меняется, незаметно. Тело меняется незаметно. Поэтому отец и мать не могут понять, как тело незаметно меняется. Но третья личность, если она неожиданно приходит и видит, что ребёнок вырос уже очень большим, он говорит: «О, ваш ребёнок вырос таким большим?». Но отец и мать не видят, что он вырос таким большим. Так как они видят его постоянно, и перемена происходит очень незаметно, каждый момент.
Также как кинолента. Меняется картинка, но она меняется таким образом, что мы видим только, как танцует один человек. Но то, что он танцует, значит, что он меняет своё тело. Он меняет это изображение. Подобным образом наше тело также меняется. Но я не меняюсь, вы не меняетесь. Мое тело меняется. Это надо понять.

дехино 'смин йатха дехе
каумарам йауванам джара
татха дехантара-праптир

/БГ 2.13/

Итак, мы являемся индивидуальными душами и мы вечны. Но, так как мы меняем тело, поэтому есть рождение, смерть, старость, болезни, весь этот счёт. Итак, наше движение сознания Кришны предназначено для того, чтобы выбраться из этого положения изменения, и прийти к постоянному. Так как мы вечны. Вот какой должен быть вопрос, что все хотят жить вечно, никто не хочет умирать. Все. Если приду к вам с револьвером, и скажу «я вас убью», вы сразу же будете кричать, так как вы не хотите умирать. Это не очень хорошее занятие, умирать и снова рождаться. Это очень беспокойно. Как-то непостижимо я понимаю, что «если я умру, мне снова придётся занять место в чреве матери, и возможно в наши дни мать убивает ребёнка в чреве. Затем снова другая мать». Вот такой процесс происходит. Поэтому эти процессы, быть убитым, жить в чреве матери, эти вещи очень беспокойны. У нас присутствуют все эти проблемы в подсознании. Поэтому мы не хотим умирать. Так как мы снова должны принять другое тело. А процесс принятия тела очень долгий и очень беспокойный. Мы все это знаем. Поэтому мы этого не хотим.

Поэтому возникает вопрос, если я вечен, тогда почему я был помещён в эту временную жизнь? Это разумный вопрос. В этом проблема. Но эти негодяи отодвинули настоящую проблему на задний план. Они думают о том, как есть, как спать, как заниматься сексом, как защищаться. Даже если вы хорошо питаетесь, если хорошо спите, но, в конце концов, вы должны будете умереть. Проблема существует. Но они беспечны по поводу этой истинной проблемы. Они очень обеспокоены по поводу временной проблемы. Итак, временная проблема, на самом деле проблемы нет. Птицы, звери также едят, спят, они живут половой жизнью и они защищаются. Если они и так знают обо всём этом, даже не обладая достаточным образованием или так называемой цивилизацией, как жить, как спать, как защищаться. Если они могут жить, тогда в чём же ваша проблема? Эти вещи не являются проблемой. Негодяи говорят: «Это перенаселение…»  Это совсем не проблема. Настоящая проблема, это то, что «я не хочу умирать. Почему приходит смерть, почему она имеет место?». Это настоящая проблема. Но эти негодяи этого не знают. Они думают, что эти проблемы являются временными. Он будет жить сорок лет и может… Это будет объяснено в следующем стихе

матра-спаршас ту каунтейа  шитошна-сукха-духкха-дах
/БГ 2.14/

Также как мы временно встречаемся со столь многими проблемами. Предположим, есть сильный холод. Поэтому это также проблема. Мы должны найти хорошее пальто или огонь и… Это проблемы. Если их невозможно достать, тогда мы расстраиваемся. Это также проблемы. Но это временные проблемы. Сильный холод, зима, придёт и уйдёт. Это не постоянная проблема. Постоянная проблема существует из-за моего невежества, я рождаюсь, я умираю, я болею, я старею. Это настоящая проблема. Это истинные проблемы. Поэтому Кришна сказал,

джанма-мритйу-джара-вйадхи-духкха-дошанударшанам
/БГ 13.8-12/

"На самом деле, те, кто обладают знанием, они должны видеть эти четыре проблемы, рождение, смерть, старость и болезни".

Итак,
татха дехантара-праптих
/БГ 2.13/

Кришна говорит: «Мы существовали. Мы существовали в разных телах. Теперь мы существуем в другом теле, и в будущем мы также будем существовать в отличном от этого теле». татха дехантара-праптих. Таким образом, мы переходим из одного тела в другое, но мы существуем. Это является сутью этого стиха.

дехино 'смин йатха дехе
каумарам йауванам джара
татха дехантара-праптир

дхирас татра на мухйати
/БГ 2.13/

Итак, дхирас татра на мухйати. Это очень просто. Предположим молодой человек, мальчик, меняет своё тело, свойства тела. Также как у мальчика нет усов. Или бороды, но вдруг неожиданно вырастают волосы. Разве он кричит: «О, почему у меня растут волосы? Почему я расту? Так как это необходимая перемена тела. Почему мы должны быть озабочены: «Почему моё тело меняется?». Подобным образом, моё тело меняется, с этого на другое тело, я умираю. Почему я должен беспокоиться? Разум состоит в том, что «Какой тип тела я получу»? Это разум. Иначе, почем у человек должен быть обеспокоен? дехантара-праптих.

Если вы себя подготовите… Также как в детстве, отрочестве, если вы себя подготовите, получите хорошее образование, тогда вы получите хорошую работу, вы будете счастливы. Подготовка к следующей жизни. Подобным образом, если вы подготовитесь в этой жизни для того, чтобы уйти обратно домой к Богу, тогда беспокойства не будет. Не будет никакого беспокойства. «Я иду к Кришне, я возвращаюсь обратно домой к Богу. Теперь мне больше не придётся менять материальное тело. У меня будет моё духовное тело. Я буду играть с Кришной, танцевать с Кришной, есть с Кришной». Это движение сознания Кришны. Это сознание Кришны. Подготовьтесь к следующей жизни. Человек, умирающий человек плачет, так как он может быть думает о следующей жизни, ужасной жизни. Так как, в соответствии с кармой… те, кто являются очень, очень греховными, они плачут, так как они видят ужасные сцены в момент смерти, и он должен будет принять другой тип тела... Но те, чьи действия благочестивы, те, кто являются преданными, они умирают без беспокойств. Он умирают. Смерть имеет место…

Приводится пример… Глупые люди могут говорить, что «Вы преданные, вы умираете, и греховные люди или непреданные также умирают. Так в чём же разница»? Нет, разница есть. Есть разница. Это объясняется на таком примере: также как кошка хватает своего котёнка и хватает мышь. Раньше мы видели, как кошка взяла мышку в рот и котёнка также носят во рту, но в этом есть разница. Котёнок чувствует удовольствие, «Моя мать несёт меня». А мышка чувствует дыхание смерти: «О, я сейчас умру». В этом разница. Итак, преданный умирает и непреданный умирает, есть разница в ощущениях в момент смерти. Также как мышка и котёнок. Поэтому не считайте, что оба они умирают одинаково. Процесс может быть тот же, но ситуация отличается.

тйактва дехам пунар джанма наити мам эти каунтейа
/БГ 4.9/

Есть эта формула. Кришна говорит:
джанма карма ча ме дивйам йо джанати таттватах

Если вы просто попытаетесь понять, кто такой Кришна, дивйам. Они все являются божественными, трансцендентными. Деятельность Кришны, облик Кришны, поклонение Кришне, храм Кришны, слава Кришны – все трансцендентно. Поэтому, если человек всё это понимает или пытается понять, даже если он не понимает, но пытается понять, тогда он становится свободным от этого процесса рождения и смерти. Кришна говорит. Поэтому стань очень серьёзным к тому, чтобы понять Кришну и оставаться в сознании Кришны. Тогда та проблема, рождение, смерть, старость и болезни будут разрешены автоматически, очень легко. Проблем не будет. Это функция человеческой жизни, понять что «я вечен». Кришна говорит, что «Мы существовали в прошлом, мы существуем в настоящем и мы будем существовать в будущем».

Тогда почему же у меня есть этот тип тела, из-за которого я на самом деле, не на самом деле, а искусственно, я не существую. Вот в чём проблема. Дхира, значит трезвый человек будет думать об этой проблеме, что «я хочу жить. Почему же происходит смерть? Я хочу жить очень здоровой жизнью. Почему же приходит болезнь?».

джанма-мритйу-джара-вйадхи
/БГ 13.8-12/

Вот это проблемы. Итак, эти проблемы можно разрешить, просто приняв сознание Кришны, просто поняв Кришну. И для понимания Кришны существует Бхагават-Гита, там всё объяснено так замечательно.

Итак, сделайте свою жизнь успешной, поняв, что «я не являюсь этим телом». Просто с помощью понимания… «Я не являюсь этим телом. Я воплощён в это тело, как в клетке. Но я не являюсь этой клеткой». Также как птица внутри клетки. Клетка не является птицей. Но глупые люди, заботятся о клетке, а не о птице. Птица страдает из-за голода. Итак, мы страдаем из-за духовного голода. Поэтому в этом материальном мире никто не счастлив. Духовный голод. Поэтому мы видим в такой богатой стране как Америка, где достаточно пищи, достаточно крова, достаточно материального наслаждения, тем не менее, они становятся хиппи, по всему миру. Они не удовлетворены, так как это духовный голод. Мы можем быть очень богатыми материально, но если вы голодаете духовно, вы не можете быть счастливыми. Таков процесс.

Поэтому необходимо духовное обновление. Ахам брахмасми: "Я не являюсь этим телом. Я Брахман, духовная душа». Тогда вы будете счастливы.

брахма-бхутах прасаннатма  на шочати на канкшати
/БГ 18.54/

самах сарвешу... Тогда будет равенство и братство. Иначе это всё глупость, просто пустые слова. Этого не может быть на самом деле. Придите на духовный уровень

брахма-бхутах прасаннатма  на шочати на

самах сарвешу бхутешу. Тогда вы сможете обладать равным видением. Иначе вы будете видеть, что «я стал человеком. У меня есть руки и ноги, а у бедной коровы нет рук и ног. Давайте ее убьём и съедим». Нет. Самах сарвешу бхутешу. Асамата. Неравенство. Почему? Какое право вы имеете на то, чтобы убивать другое животное? Так как у вас нет видения равенства из-за недостатка сознания Кришны. Поэтому так называемое образование, культура, братство в материальном мире всё это выдумки, пустые слова. Только сознание Кришны является истинной темой, которую должны изучать трезвые, и здравые, дхиры. Тогда общество будет счастливо, и никак иначе. Большое спасибо.

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |