| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Бхагавад-Гите 2.15
(21 августа 1973 года, Лондон)

Прадьюмна:
йам хи на вйатхайантй эте
пурушам пурушаршабха
сама-духкха-сукхам дхирам

со 'мртатвайа калпате
/БГ 2.15/

"О лучший среди людей, Арджуна, воистину достоин освобождения тот, кого не выводят из равновесия радости и беды, кто всегда остается спокойным и невозмутимым".

Шрила Прабхупада: Это ошибка. "лучший", а должно быть "самый лучший", не лучший. «Самый лучший». Это обращение. Звательный падеж. Продолжай.

Прадьюмна: Я закончил.
Шрила Прабхупада: Закончил?
Прадьюмна: Да.

Шрила Прабхупада: Итак, Кришна обращается к Арджуне, пурушаршабха, о лучший из людей. «О, лучший из людей». Определённо, Арджуна, это лучший из людей. Так он является близким другом Кришны, кто может быть лучше человеком, чем он? Самый лучший из людей. Итак, Самый лучший из людей, почему он обеспокоен при исполнении своего долга? Поэтому используется именно это слово, что «Ты самый лучший из людей». На самом деле самый лучший из людей не должен быть обеспокоен никакими материальными условиями. Он должен выполнять свой долг. И каков его долг? Его долг стать бессмертным. Таков долг. Самый низший из людей не знает, как стать бессмертным, амрита.

Мрита, значит смерть и амрита значит отсутствие смерти. Современная цивилизация негодяев не может понять возможность того, как стать бессмертным. Они приняли то, приняли это, «Ну, кто это может остановить»? Они только научно считают, что «придёт день, благодаря науке, когда мы станем бессмертными, смерти не будет». Здесь Кришна даёт формулу, как стать бессмертным. Это значит, что вы должны быть равнодушными к этому так называемому счастью и несчастью этого материального мира. Это первая квалификация. Тот, кого не заботят проблемы и счастье этого тела, тот должен следовать сознанию. Кришны. Такова квалификация. «О, я не могу, следовать сознанию Кришны, так как есть так много неудобств», он не достоин того, чтобы стать бессмертным.

Люди не знают, что может быть, что мы можем стать бессмертными, но сейчас мы попали в это материальное тело. Поэтому мы должны принимать смертность, рождение и смерть. Об этих вещах говорится в Бхагават-Гите, это начало духовной жизни. Духовная жизнь, означает стать бессмертным. Они приходят, для того, чтобы спросить меня: «Господин, вы знаете какую-то духовную магию? Кундалини, йога? То? Это? Всё ради материальной цели. Духовный человек, означает какое-то волшебство, так что вы можете получить какое-то материальное благо. Если, просто протянув вашу руку, вы можете получить немного золота, тогда вы духовный человек. «О, это человек, чудесный спиритуалист. Он может создать золото. Он может вылечить болезнь просто…». Как это называется?
Дезориентация. Подобным образом. Они хотят видеть волшебство только ради материальной выгоды. Как это называется? Чудеса. Это духовный человек (в сторону:) Не так, пусть он сидит спиной к этому. Духовная жизнь означает стать бессмертным. Амртатвайа. Итак 'мртатвайа калпате. Кришна объяснил:

матра-спаршас ту каунтейа
шитошна-сукха-духкха-дах
агамапайино 'нитйас

тамс титикшасва бхарата
/БГ 2.14/

Тамс титикшасва. Не будь обеспокоен этими беспокойствами телесных чувств. Стань дхира.

дхирас татра на мухйати
/БГ 2.13/

Стань дхира.
Итак, тот, кто практиковал, чтобы стать дхирой, чтобы его не беспокоили чувственные ощущения тела, предполагается, что он стал калпате, предполагается что он стал бессмертным в конечном итоге. И Бхагавата говорит, что вы не должны становиться духовным учителем, вы не должны становиться отцом, не становитесь матерью, не становитесь другом, родственником, если вы не можете сделать своего подопечного бессмертным.

гурур на са сйат, гурур на са сйат, гурур на са сйат
джанани на са сйат пита на са сйад
/ШБ 5.5.8/

Таким образом, есть этот список. Станьте отцом сотен детей. Всё нормально. Ограничений нет. Зачинайте детей. Но вы должны сделать своих детей бессмертными. Таково наставление. Станьте гуру, Это нормально, Гуруджи Махараджа. Это нормально. Но сделайте своих учеников бессмертными. Иначе не обманывайте других. Обманщики. Незаконный отец, незаконная мать. Как мы говорим, незаконный секс. Подобным образом, незаконный отец, незаконная мать. Кто такие, незаконный отец, незаконная мать? Те, кто не могут сделать своих детей бессмертными. Это цель человеческой жизни. Как стать бессмертным. Как… Не стать, мы уже бессмертны. Также как человек, он болен, у него лихорадка. Лихорадка не является его естественным состоянием, но так или иначе он подхватил лихорадку. Подобным образом мы являемся вечными. Это будет объяснено далее.

на джайате мрийате ва
/БГ 2.20/

Живое существо никогда не принимает рождение, никогда не умирает. Поэтому оно бессмертно. Бессмертно, означает, нет рождения, нет смерти. Это бессмертие. Там где есть рождение, там есть смерть. Если нет рождения, там нет смерти. Это бессмертие.
Итак, вся ведическая система, предназначена ни для чего иного, кроме того, как стать бессмертным. Вы найдёте это в Бхагават-Гите:

йад гатва на нивартанте  тад дхама парамам мама
/БГ 15.6/

Во многих местах, шастра говорит только об этом. В другом месте, в Кавйа Бхарати:  когда Вишвамитра Муни пришел, чтобы увидеться с Махараджей Дашаратхой  чтобы попросить его сына, Рамачандру и Лакшамана, забрать их, они были мальчиками в то время, и там были демоны, которые доставляли беспокойства в лесу. Поэтому Вишвамитра... ( в сторону: Не спиной...)
Вишвамитра Муни пришел к Махарадже Дашаратхе  за помощью. Вишвамитра Муни мог сразу же убить этого демона, но это не было занятием брахмана. Убивать это занятие кшатрия. Только посмотрите… Он был достаточно могущественен. Он могу убить его просто сказав: «умри». Он был настолько могущественен, Вишвамитра Муни. Но, тем не менее, он пришел к царю за помощью.

Итак, когда Вишвамитра Муни пришел к Махарадже Дашаратхе, как мы спрашиваем, «Как дела,"?" также Дашаратха, Махарадже Дашаратха спросил у Вишвамитры Муни: аихистам йад пунар джанмаджайа "Мой дорогой господин, если какие-то беспокойства в том, чем ты занимаешься? Так как ты пытаешься победить  смерть». Все великие риши и святые личности, все духовные осознания, означает победить смерть.

Итак, такой был вопрос. аихистам йад пунар джанмаджайа. Пунар джанма, ты пытаешься преодолеть повторяющиеся рождения. Современная цивилизация не знает, что это возможно. Это возможно стать бессмертным, иметь вечную блаженную жизнь в знании. Это называется бессмертие.

сач-чит-ананда.
Сат, значит вечность и чит, значит знание и ананда, значит радость, блаженство. Мы являемся неотъемлемой частицей Кришны. Кришна, это

сач-чит-ананда виграха
/Брахма-самхита 5.1/

Его трансцендентное тело является вечным, блаженным и полным знания, это Его тело. Поэтому он рассказывает Бхагават-Гиту. Если бы Он был обычным человеком, то какая польза была бы в том, чтобы слушать Его? Обычный человек будет совершать ошибки, будет обманывать, будет в иллюзии. Его чувства несовершенны, как он может давать полное знание? Это невозможно. Поэтому мы не хотим слушать всяких негодяев. Мы хотим слушать Кришну. Мы не готовы слушать всякого негодяя, так называемых учёных и так называемых философов, так называемого Бога. Нет. Мы не готовы. Так как все они являются негодяями. Все полны ошибок, все пытаются обманывать других, все находятся в иллюзии, и чувства всех несовершенны. Как он может давать совершенное знание? Это невозможно. Поэтому мы должны выбрать гуру. Гуру значит Кришна. Также как Арджуна выбрал гуру:

шишйас те 'хам шадхи мам твам прапаннам
/БГ 2.7/

"Я, я становлюсь Твоим шишйа, учеником, и я предаюсь Тебе». Итак, для того, чтобы получить совершенное знание мы должны найти Кришну или истинного представителя Кришны. Тогда знание совершенно. Тогда мы можем стать бессмертными. До тех пор пока у нас не будет совершенного знания.

Итак, Кришна это сач-чит-ананда виграха, бессмертный. Кришна полон блаженства, полон знания, и мы также являемся неотъемлемой частью Кришны. Итак, у нас также есть такое же качество, сач-чит-ананда, духовное тело. Но, так как мы соприкоснулись с материальной природой, наше блаженство, наша вечность, наше знание, всё теперь обеспокоено. Всё теперь обеспокоено. Мы не можем быть полностью блаженными. Все что бы вы ни взяли, какое удовольствие вы ни возьмёте, оно не может вам постоянно приносить удовольствие. Это невозможно. Это невозможно в этом материальном мире. Как бы вы ни пытались научным способом продлить свою жизнь, жить вечно, - это невозможно. И за кого бы вы себя ни выдавали, обманывали других  что вы лучше, вы обладаете лучшим знанием, философ, учёный, - вы глупец. Это невозможно. сач-чит-ананда виграхах, это только Кришна.

Итак, мы также можем стать таким как Кришна вместе с Кришной. А не без Него. Мы можем быть жизненной силой вместе с Кришной. Итак, Кришна очень хочет забрать нас обратно домой к Нему. Поэтому Он приходит.

йада йада хи дхармасйа гланир бхавати бхарата, тадатманам сриджамй ахам
/БГ 4.7/

Когда эти негодяи забывают, что до тех пор, пока он не пойдёт обратно домой к Кришне, он никогда не будет счастлив, это недостаток в следовании долгу. Это приводится здесь:

кришна-бахирмукха хана бхога ванчха каре
/Према-виварта/

он пришёл сюда, чтобы наслаждаться, управлять материальной природой, и он запутался. Поэтому приходит Кришна, снисходит, чтобы спасти нас, дать нам прибежище у Его лотосных стоп, так чтобы мы также стали вечными как Кришна, полными блаженства и полными знания. Это называется амритаттва.
До тех пор, пока у нас не будет нашей цели, цели жизни, какова будет ценность нашей жизни? Это амритатвайа. Есть ли какая-нибудь организация или университет, где даётся это учение, как вы можете стать бессмертным? Есть ли какое-нибудь заведение в мире? По всему миру? Нет. Они учат просто тому, что вы подобны животным и умрёте как животные. И все. Вы живете как кошки и собаки, и вы умрёте как кошки и собаки и вы снова станете кошками и собаками.

пунах пунаш чарвита-чарвананам
/ШБ 7.5.30/

на те видух свартха-гатих хи вишнум
дурашайа йе бахир-артха-манинах
андха йатхандхаир упанийаманас те
'пиша-тантрйам уру-дамни баддхах
/ШБ 7.5.31/

матир на кришне паратах свато ва
митхо 'бхипадйета гриха-вратанам
аданта-гобхир вишатам тамисрам

пунах пунаш чарвита-чарвананам
/ШБ 7.5.30/

наишам матис тавад урукрамангхрим
спришатй анартхапагамо йад-артхах
махийасам пада-раджо-'бхишекам

нишкинчананам на вринита йават
/ШБ 7.5.32/

Это наставления Прахлады Махараджа, что...
Он давал наставления своему отцу, материалисту, первоклассному материалисту. Итак, когда он спросил: «Какова цель того, что ты стал сознающим Кришну? Как ты стал сознающим Кришну»? тогда он ответил. Он не спрашивал его, не обратился к нему: «Мой дорогой отец». Он обратился к нему, асура-варйа, первоклассный демон. Он никогда не обращался к нему, «Мой дорогой отец». «Мой дорогой первоклассный демон». Этот маленький мальчик, пяти лет, так как он обладал сознанием Кришны, и его отец грозился убить его, тем не менее, он не боялся. Когда он говорит, что «Откуда у тебя эта сила, Прахлада»? «Мой дорогой отец», или «Мой дорогой демон, у меня эта сила, оттуда, откуда и твоя сила. Но ты забыл. В этом разница. У тебя такое могущество, что ты можешь победить любого, даже полубогов. Ты должен знать, что у тебя эта сила от самого могущественного. Но ты не покорен этому Всемогущему».

Это демон. Демоны, когда они получают силу, они думают, что «Она есть у меня. Я заслужил её. Это моё. Кто может мне противостоять»? Но он забывает, что Всемогущий всё может забрать за одну секунду. Это демонизм. И вайшнав, преданный, означает, что хотя он очень, очень могущественен, он никогда не думает, что «Я могущественный». Он думает, что «я действую просто по приказу Всемогущего». В этом разница.

Итак, Прахлада Махараджа сказал: «Люди не знают, в чём состоит цель жизни». Цель жизни в этом, амритаттва, чтобы быть таким же, как Кришна, таким же, как Верховная Личность Бога. Блаженным, полным знания и вечности. Такова цель жизни. Но люди этого не знают.

на те видух свартха-гатих хи вишнум
/ШБ 7.5.31/

Вишну, означает Верховный Господь, который является вечным, полным блаженства и полным знания. Итак, нашей целью должно быть то, как приблизиться к Вишну. Тогда мы получим тоже могущество, тоже блаженство. Также как машина едет на скорости 60 миль, и если велосипедист так или иначе схватится за машину, он тоже сможет ехать на скорости 60 миль. Иногда мальчики делают это. Подобным образом, вы обращаетесь к Кришне. Вы обращаетесь к Вишну. Вы получаете всё могущество, так как вы находитесь под защитой. Совершенство…

Туласи дас сказал, что океан, волны океана, если вы поместите туда одного очень могучего слона, очень сильного, слона смоет волнами. Но маленькая рыбка, крохотная рыбка, плывет против волны. И они наслаждаются. Рыба, когда волна катится в эту сторону, рыбка плывет в другую сторону. Только взгляните. Если вы выставите слона против волн. Он будет смыт. Почему только слон? Возьмите любого силача. Даже большие, большие корабли, будут смыты. Но маленькая рыбка не беспокоится по поводу волн, она плывет против волн. Почему? Она приняла прибежище. Она приняла прибежище у океана. Подобным образом, всё могущество принадлежит Кришне.

йатра йогешварах харих
/БГ 18.78/

Но если человек примет прибежище у Кришны, он станет таким же могущественным, как Кришна. Таков процесс.

Итак, мы этого не знаем. Мы хотим стать могущественным с помощью так называемой науки, так называемой йоги, кундалини и о каких еще глупостях они думают… Они пытаются стать бессмертными, могущественными. Нет, господин, это не возможно. это не возможно. Поэтому люди этого не знают. На те видух. Они не знают

свартха-гатим хи вишнум

Нашей целью должно быть то, как приблизиться к Вишну. Как вернуться обратно домой к Богу. на те видух свартха-гатих хи вишнум дурашайа. Они надеются, очень дурашайа, это значит ложно, напрасно, что они смогут стать счастливыми, подстроив под себя этот материальный мир. Процесс йоги, это ещё одна материальная гимнастика. Мы не слышали ни об одном йоге, который бы стал успешным в том, чтобы обрести бессмертие. Это невозможно.

на те видух свартха-гатим хи вишнум
дурашайа йе бахир-артха-манинах
 /ШБ 7.5.31/

Те, кто пытаются поменять этот материальный мир, благодаря науке или йоге, не обращая внимания на Вишну, кто они такие? Андха. Они слепцы. Андха. А их лидеры? Они также слепы.

андха йатха упанийаманах андхена
/ШБ 7.5.31/

Один слепой пытается вести другого слепого. Итак, что здесь не так?

те 'пиша-тантрйам баддхах
/ШБ 7.5.31/

Он жёстко скованы по рукам и ногам законами природы. Как они могут освободиться и быть счастливыми, благодаря таким усилиям? Это невозможно. Итак, просто приняв сознание Кришны, всё будет хорошо? Да. Тогда как принять сознание Кришны? На это также отвечает Прахлада Махараджа.

матир на кришне паратах свато ва митхо 'бхипадйета гриха-вратанам
/ШБ 7.5.30/

Сознание Кришны не может пробудить человек, который хочет оставаться в этом материальном мире, и стать счастливым. Он не может стать сознающим Кришну. гриха-вратанам. Гриха, значит дом, и вратанам, значит тот, кто принял квартиру или дом или это тело как всё. Врата. Врата, значит... Также как вы сегодня соблюдаете, Джанмаштами-врата, обет. Мы должны поститься, это аскеза. Эта цель отличается от гриха-врата. Цель гриха-врата это как украсить дом, как стать счастливым в этом доме, в этом мире, в этом материальном мире. Это их…

Итак, они не могут стать сознающими Кришну. Тот, кто стал равнодушным к счастью этого материального мира, он может стать сознающим Кришну. Поэтому здесь сказано:

йам хи на вйатхайантй эте 
/БГ 2.15/

Эти материальные вещи, смена времён года, так называемое счастье, так называемое несчастье, если человек не обеспокоен. Причин для беспокойства нет. Это ещё одна глупость. Почему человек должен беспокоиться? Потому что так называемое счастье или несчастье, вы получите всё, что вам предначертано, вы должны будете это получить. Пытайтесь или не пытайтесь, это неважно. Вы получите то количество счастья или несчастья, которое вам выделено. И какую бы долю…. Так как эта материальная жизнь является смесью. Вы не можете получить чистое счастье или чистое несчастье. Нет. Это не так. Вы получите как счастье, так и несчастье.

Поэтому Кришна объяснил в предыдущем стихе, и также здесь:
йам хи на вйатхайантй эте 
/БГ 2.15/

матра-спаршас ту каунтейа  шитошна-сукха-духкха
/БГ 2.15/

Здесь в материальном мире есть зима и противоположность ей, это лето. Зимой мы думаем о том, «если бы было немного теплее». Это значит, что мы хотим лета. И снова летом мы требуем, мы хотим, я имею в виду, прохладу. Вы используете прибор  для охлаждения. Такова наша борьба. Летом мы используем приборы для охлаждения, а зимой применяем обогревающие приборы. Итак, вы не можете обрести чистое счастье, будь то в холоде или тепле. Это невозможно. Поэтому мы должны стать безразличными. Но материалисты обеспокоены. Немного зимы, немного холода, и сразу же «принесите вентилятор, принесите что-то охлаждающее». Итак, они заняты тем, чтобы изменить эти материальные беспокойства. Но они не думают, что «Почему эти материальные беспокойства беспокоят меня? Я их не хочу». Такой вопрос им не приходит… Они просто сражаются за то, чтобы этому противостоять. Сражаются как глупцы. Но вот вам решение. Вот решение. Решение состоит в том, чтобы вы не беспокоились по поводу этих приборов для отопления или охлаждения. Будьте удовлетворены теми условиями, в какие Кришна поместил вас. Конечно, не будет вреда, если вы поместите себя в комфортные… Но просто поместив себя в комфортные условия, не забудьте Кришну. Такова наша цель. Если просто из-за того, что вы меняете эти материальные условия жизни, вы забываете о Кришне, тогда вы всё потеряете. Это также есть в Библии… (преданный говорит) Да. Повтори это.

Хамсадута: "Какое благо получит человек, который обретёт весь мир, но потеряет свою вечную душу?".

Шрила Прабхупада: Точно. Такова должна быть наша цель. Мы являемся вечными душами. Мы снова должны попасть в нашу вечную жизнь. Но если мы забудем о нашей цели жизни, и будем просто заняты тем, как стать счастливыми в этом материальном  мире, тем как избежать страданий и стать счастливыми… люди заняты этим. Они просто пытаются обрести счастье или избежать проблем, и забывают, что у них есть миссия в жизни, осознать себя и отправиться обратно домой к Богу. В этом состоит недостаток современной цивилизации.

Итак,... бахир-артха-манинах
 /ШБ 7.5.31/

на те видух сарва-гатим хи...
/ШБ 7.5.31/

матир на кришне паратах свато ва митхо 'бхипадйета гриха-вратанам
/ШБ 7.5.30/

Итак, их конференции, их Организация Объединённых Наций, их научное продвижение, их система образования, философия, и так далее, и тому подобное, всё предназначено для того, чтобы стать счастливыми в этом материальном мире. Гриха-вратанам. Цель состоит в том, чтобы стать счастливыми здесь. И это невозможно. Эти негодяи не могут этого понять. Если вы хотите быть счастливым, тогда вы должны прийти к Кришне.

мам упетйа ту каунтейа духкхалайам ашашватам напнуванти
/БГ 8.15/

Кришна говорит: «Если кто-то приходит ко Мне, тогда он больше не попадает в это место, полное страданий». Духкхалайам. Этот материальный мир описывается Кришной как духкхалайам. Алайам, значит место и духкха, значит беспокойства. Всё здесь исполнено беспокойств, но глупцы находятся в иллюзии, покрыты иллюзорной майей, поэтому несчастье он принимает за счастье. Это майя. Это совсем не счастье. Человек трудится целый день и ночь, так как он получает какую-то бумажку на которой написано «Мы верим в Бога. Возьми эту бумажку, 100 долларов. Я обманываю вас». Не правда ли? «Мы верим в Бога. Я обещаю заплатить вам. Возьмите эту бумажку сейчас. Которая не стоит даже одного цента. Там написано 100 долларов». Итак, я думаю, что я очень счастлив. «Теперь у меня есть эта бумажка». И всё. Обманщики и обманутые. Вот что происходит.

Поэтому мы не должны обращать внимание на счастье и несчастье этого материального мира. Такова должна быть наша цель. Нашей целью должно быть то, как исполнять сознание Кришны. Как исполнять. И Чайтанья Махапрабху дал очень простую формулу:

харер нама харер нама харер намаива кевалам
калау настй эва настй  эва настй эва гатир анйатха
/ЧЧ, Ади 17.21/

В этот век Кали, вы не можете выполнять суровые аскезы и терпеть лишения. Просто повторяйте Харе Кришна. Мы этого также  не можем делать. Насколько мы неудачливы. Таково положение в Кали-югу.

мандах суманда-матайо манда-бхагйа хй упадрутах
/ШБ 1.1.10/

Они такие негодяи, манда. Манда, означает очень плохой, манда. И суманда-матайах. И если они хотят что-то улучшить, они примут какого-то негодяя Гуруджи Махараджа. Мандах суманда-матайах. И какая-то группа, которая не имеет настоящих понятий, примет это и скажет: «О, это очень хорошо». Поэтому, в первую очередь, они все являются плохими, и они принимают что-то, это также является очень плохим. Почему. Неудачливы.

мандах суманда-матайо манда-бхагйах

Манда-бхагйах значит неудачливы. И кроме этого, упадритах. Их постоянно беспокоят налоги, отсутствие дождей, недостаток пищи. Так много всего. Таково положение в Кали-югу. Поэтому Чайтанья Махапрабху сказал...

Чайтанья Махапрабху. Это не ведическая литература, так как вы не можете следовать практике йоги, медитации или предлагать, большие, большие жертвоприношения, или сооружать большие, большие храмы для поклонения Божествам. В наши дни это очень, очень сложно. Просто повторяйте

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

и постепенно вы осознаете, как стать бессмертным.

Большое спасибо.

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |