| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Бхагавад-Гите 2.23-24
(27 августа 1973 года, Лондон)

Прадьюмна: "Душу нельзя расщепить ни одним видом оружия, сжечь огнём, намочить водой или иссушить ветром".

Шрила Прабхупада:
наинам чхинданти шастрани
наинам дахати паваках
на чаинам кледайантй апо

на шошайати марутах
/БГ 2.23/

Итак, вот ещё одна головоломка для ученых негодяев – так как они думают, что кроме земли, ни на одной из планет нет жизни. Так как их атмосфера отличается, они там не могут жить. Теперь, возьмём к примеру планету солнце, это огненная планета. Поэтому естественно, мы можем себе представить, что ни одно живое существо не может там жить: это планета огня. Но Кришна говорит, что наинам дахати паваках. Её огонь не сжигает. Это довольно логично, так как там есть живые существа, что мы можем сами ощутить. Грубо говоря, мы видим, что мы находимся на земле, и водные виды жизни, рыбы, находятся в воде. Я не могу жить в воде, а рыба не может жить на суше, но исходя из моего опыта, если мы будем думать, что в воде нет живых существ, то это негодяйство? Подобным образом, эти негодяи думают, со своей собственной точки зрения. Так как он не может жить в воде, он думает, что в огне тоже нет жизни. Это негодяйство. Чтобы разоблачить этих негодяев, Кришна говорит, наинам дахати паваках. Даже в огне есть живые существа. Поэтому Кришна говорит:

имам вивасвате йогам проктаван ахам авйайам
/БГ 4.1/

"Я рассказал эту науку Бхагават-Гиты богу солнца".
Теперь негодяи  будут думать, что «Как там может быть этот бог или какой-то другой человек на этой планете?». Они будут так думать. Все на основе его собственной точки зрения. Это современная наука. «Я не могу этого представить. Поэтому такого не может быть». Также как всё должно быть на основании моего опыта. Вот что происходит. Они никогда не признают: «Какой у тебя опыт?». Ты несовершенен, как у тебя может быть совершенный опыт? Это невозможно. Ачинтья. Существует так много непостижимых сил, которые действуют от имени Кришны. Кто вы такой? Вы можете обманывать каких-то людей, что вы стали Богом. Это совсем другое. Но непостижимые энергии Кришны действуют по-другому.

Шрила Джива Госвами говорит, что до тех пока мы не примем этот принцип, что Кришна или Бог имеет непостижимое могущество, ачинтья-шакти, мы не сможем этого понять. Если мы поместим Кришну в рамки законов ограниченного понимания, то это не понимание Кришны.

манушйанам сахасрешу  кашчид йатати сиддхайе
/БГ 7.3/

Это непостижимое могущество также есть внутри нас. Мы этого не знаем. Происходит так много всего. Пример, который я приводил много раз, как-то один ноготь был вырван. Тем не менее, он вырос в точности по размеру ногтя. Ногти в моём теле. Итак, доктора не могут сделать ногти, которые будут в точности соответствовать ему, но он растёт в точности по размеру. Даже это непостижимо для меня, как он растёт. Даже мои волосы растут непостижимо, хотя я этого не знаю. Я их срезаю каждую неделю, и, тем не менее, они растут. Во мне есть так много непостижимых энергий. Я являюсь неотъемлемой частицей Бога. Представьте сколько непостижимых энергий находится в Кришне. Это просто здравый смысл.

Из шастр мы знаем, что Кришна, как Гарбходакашайи Вишну, создал воду в этой вселенной и возлег на неё, Гарбходакашайи Вишну. Теперь мы не можем понять то, как личность может произвести из своего тела воду, такого рода как моря и океаны. Но, если вы немного поразмыслите над этим здраво, что иногда мы потеем, мы получаем пот. Это вода. В Индии у нас есть определённый опыт во время лета. Иногда маленький горшок можно наполнить водой, которая производится из моего тела. Конечно, человек должен быть здоровым. Тогда он будет потеть, и из его тела будет появляться пот. Итак, я ограничен. Я всего лишь маленькая частичка тела Кришны, неотъемлемая частичка. Если у меня есть такая способность производить воду, может быть одну каплю, две капли, или одну унцию, то у Кришны есть неограниченные силы, почему бы тогда не создать море? В чём сложность, чтобы понять? Он может произвести неограниченное количество воды, которое может называться океаном или морем.

йато­ва­имани­бхутани­джайанте
/Тайтирья-упанишад, 3.1.11/

Поэтому Веды говорят, что «откуда появились все эти пять элементов»?
И Кришна говорит:
бхумир апо 'нало вайух
кхам мано буддхир ева ча
аханкара итийам ме
бхинна пракритир аштадха
/БГ 7.4/

"Это Моя энергия».
Итак, всё является энергией Кришны. Он может её создать. Попытайтесь поверить этому на основе этого примера. Так как вы являетесь маленькой копией Кришны. Вы можете изучать то, что делаете вы, что вы чувствуете, как вы действуете. То же самое, в неограниченном количестве есть в Кришне, который обладает могуществом. И всё.

Итак, здесь сказано, Арджуна мог думать, что «Кришна говорит, что это тело отличается от души. Душа находится внутри. Поэтому, предположим, я ударю этим мечом тело моего деда или моего родственника и тело будет порезано, и в то же время душа находится внутри тела. Она может быть ранена, так как она находится там. Я могу ее случайно поранить». Поэтому Кришна очень чётко говорит:

наинам чхинданти шастрани 
/БГ 2.23/

 «Душу нельзя разрезать. Никаким оружием. Её нельзя пронзить стрелами, её нельзя разрубить на куски твоим мечом, или если ты будешь использовать огненное оружие, он её не обожжёт».

наинам дахати паваках

Таково положение души. Неуничтожимая, неуязвимая. Другая.. Это отрицательное описание души.
наинам чхинданти шастрани. Есть ли что-то в этом материальном мире, что мы не можем разрезать на куски? Есть ли у вас подобный опыт? Возьмите дерево, камень, железо, или что угодно. Это можно разрезать на куски. Поэтому…, когда Кришна говорит, наинам чхинданти шастрани, это значит, что она не имеет ничего общего с материальными элементами. Она отличается. Она другая. Любой материальный элемент. Есть земля, вода, огонь, воздух, и эфир. Вы можете сделать оружие из земли. Вы не можете его создать из воды. Но оружие также может быть из воды. Его использовали на поле битвы Курукшетра. Вот, они бросают атомную бомбу, брахмастра. С другой стороны бросают водную астру, так что энергия атомной бомбы сразу же устраняется. Поэтому, что сейчас знают эти учёные? Хотя они создали атомную бомбу, но они не могут создать другое оружие, которое может противостоять атомной бомбе. Это невозможно. Но оно есть. Атомная бомба является огненной, и если вы создадите другую бомбу, которая является водной, тогда вы сможете ей противостоять. Так как сражение означает то, что я выпускаю в тебя оружие какого-то вида. Ты должен защитить себя, противоставив что-то. Вот что происходит. Итак

наинам чхинданти шастрани  наинам дахати паваках
/БГ 2.23/

Итак, вполне естественно понять, что если на земле есть живые существа, в воде, и даже в воздухе… Мы можем это ощущать. И воздухе есть много живых существ. В воде, невидимые, невидимые невооруженным глазом. С помощью микроскопа, мы можем видеть так много бактерий, в воздухе. Тогда почему бы не в огне? Огонь также является одним из материальных элементов. Поэтому планета солнце, также является огненной планетой, там есть обитатели, другого рода человеческие существа, которых можно назвать полубогами. Но там есть подобные строения, похожие люди, города, машины, и всё остальное. Там есть всё. Иначе, как Кришна может туда отправиться и говорить, что

имам вивасвате йогам проктаван ахам авйайам
/БГ 4.1/

если это не будет планета, в точности как эта, где есть живые существа, дома, дороги, машины и всё остальное? Также как Кришна снизошёл на эту планету, Он пришёл сюда, Кришна может прийти куда угодно. Кришна, когда Он присутствовал, Он путешествовал повсюду. Иногда в воде, иногда сквозь оболочки вселенной, иногда в духовный мир. Он ходил в духовный мир, взяв с собой Арджуну. Арджуна также ходил с Ним. И Он видел Каранодакашайи Вишну в духовном Мире. Это есть там, это описывается в Шримад-Бхагаватам. Он может пойти куда угодно. Они были на райских планетах. Это Кришна. Не Гуруджи. (смех) Один удар и он слеп. Не так. Кришна может отправиться, Кришна может это сделать… Это называется всемогущий, обладающий всеми энергиями. Итак, до тех пор, пока мы не поймём, что Кришна обладает непостижимыми энергиями, мы не сможем понять Кришну. наинам чхинданти шастрани  наинам дахати паваках. Другое, что можем понять из этого стиха, это то, что философия майавады говорит, что дух является единым. Верховный дух является безличным. Когда дух воплощается, он становится личностью.

Такова их философия. Иначе они приводят пример… Также как в океане есть вода. Он находится на земле. Большая масса воды. На воду вы можете поместить лодку, или корабль полный воды. И на этот корабль, вы можете поместить другую чашку с водой, и в чашке с водой, вы можете поместить другой горшок, маленький горшок или маленький прибор или даже кожуру от зернышка, которое также будет что-то содержать в себе. Итак, их философия это, что вода едина, но в соответствии с горшком или контейнером, он становится маленьким и большим. Такова их философия. И когда контейнер поломан, тогда вся вода становится единым. Это их философия.

Теперь эта бессмысленная философия отвергается в этом стихе. Каким образом? Так как дух, возьмете ли вы весь дух, или часть духа, наинам чхинданти шастрани. Вы не можете разделить его, разрезав на куски. Это невозможно. Итак, их философия такова, что вода была помещена в разные горшки, поэтому мы видим эту маленькую воду, маленькую или большую, таково разделение. Но они все вечно являются личностями. Не так, что он был разделён.

мамаивамшо джива-локе  джива-бхутах санатанах
/БГ 15.7/

Санатана. Санатана, значит, вечно разделённый. Это не значит, что он был разделён с помощью чего-то. Также как мы храним воду в большом горшке или маленьком горшке. Это невозможно. Они являются большими или маленькими вечно.

Вишну-таттва, джива-таттва. Джива-таттва, это маленькие частички. Они вечны. Вишну-таттва. Вишну-таттва, значит Верховная Личность Бога. Вишну-таттва вечно безгранично великая, санатана. И джива-таттва, они вечно бесконечно малы. Не так, что они были поделённые на маленькие и большие. Нет.

Итак, эта философия майавади не может выдержать, если мы примем утверждение Бхагават-Гиты. наинам чхинданти шастрани. Оно не разделяется благодаря чему-то. Нет. Оно уже разделено. Вы не можете разделить ни маленький кусочек души, ни большой кусок.

наинам чхинданти шастрани
наинам дахати паваках
на чаинам кледайантй апо
на шошайати марутах
/БГ 2.23/

Воздух… Существует земля, вода, огонь, воздух. Итак, ни одна из этих материальных вещей не может воздействовать на душу. Это не так, что так как воздух всё высушивает, всё что угодно… Большие, большие океаны, высыхают из-за испарения. Большие, большие реки, большие, большие озера испаряются, но душу нельзя испарить. наинам шошайати марутах. В этом разница. Воздух может испарить большой океан. Это происходит постепенно. С течением времени морская вода будет испаряться, и, в конце концов воды не будет. Таковы утверждения. Ближе к уничтожению, воды не будет. Также как это уже началось сейчас. Есть недостаток воды, не осадков. Итак, мы видим, что озера, и реки и другая вода высыхает.

Шьямасундара, ты говорил про эту реку? Что это за озеро?
Шьямасундара: Резервуар.
Шрила Прабхупада: Высыхает. Поэтому должна быть засуха и должно быть восполнение.

Естественным образом. Таков способ. Но с развитием Кали-юги, будет недостаточно восполнения, и вода постепенно будет высыхать. Результатом этого будет отсутствие воды. Если не будет воды, все, все живые существа, растительность, живые существа, всему придет конец, все умрёт. В течение сотен лет не будет воды, и тогда со всем будет покончено, всё высохнет, сгорит дотла из-за солнечных лучей, сияние солнца увеличится в 12 раз и воды не будет. Как человек сможет выжить? Поэтому со всем на этой планете будет покончено. И затем, будет ещё теплее, теплее, и в конце будет огонь. В этом огне, все планеты вселенной будут сожжены дотла. Затем будет дождь. Ещё один. В течение ста лет. Поэтому вся вселенная, будет наполнена водой. Затем она испарится, и вся вселенная, космическое проявления умрёт. Это называется уничтожение.  

Итак, в Бхагават-Гите есть утверждение, что всё будет уничтожено, духовный мир не уничтожается.

на винашйати
/БГ 8.20/

Итак, так как духовный мир не уничтожается, подобным образом дух, дух, из-за любых подобных беспокойств, душа никогда не уничтожается. Авйайам неуничтожимая, неистощимая. Итак, Кришна объясняет различным образом природу души. Мы должны принять это серьёзно, тогда мы получим совершенное знание. Итак, следующий стих ты можешь…...

аччхедйо 'йам адахйо 'йам
акледйо 'шошйа эва ча
нитйах сарва-гатах стханур

ачало 'йам санатанах
/БГ 2.24/

"Индивидуальную душу невозможно разбить, растворить, сжечь или иссушить. Она существует вечно, пребывает всюду, является неизменной, неподвижной (статичной) и всегда одинаковой".

Итак, это другой способ, отрицание. В предыдущем стихе Кришна говорит:
наинам чхинданти шастрани 
/БГ 2.23/

И тепер здесь отрицательно или пасивно сказано, что аччхедйо 'йам. Кришна различным способом говорит о вечности души. Есть пять элементов: земля, вода, огонь, воздух. Итак, ни один из этих элементов не может воздействовать на душу. Вы можете взять меч, рубить мечом из земли, из метала, но это не значит, что вы можете разрубить всё материальное вашим мечом. Но вы не можете разрубить душу вашим мечом или вашим материальным оружием. А также... аччхедйо 'йам адахйах. А также вы не можете её сжечь огнем, и не можете смочить её водой, также вы не можете её иссушить. Кришна объясняет разными способами, что душу нельзя повредить. Другое важное, это

нитйах сарва-гатах
/БГ 2.23/

Сарва-гатах значит, всепроникающая, везде есть душа. Даже в камне, даже в песке. Итак, как эти люди могут говорить, что на луне нет живых существ? Сарва-гатах. Мы иногда видели, что из камня, я отмечал это. Есть одна джума мастика в Агре. На верхушке каменного купола появилось растение, на верху. Итак, кто туда взобрался, чтобы поместить семечко баньянового дерева, растение баньян появилось и раскололо камень? Итак, там никого не было, но это значит, что душа есть везде. Как только она получает возможность, она сразу же принимает материальное тело. Как только есть возможность. Это очень хорошо объясняется в 8-й главе. (пауза)

…планетные системы, скажем планета луна или другие планеты. Они также приходят на эту земную планету. Также как вы получаете визу, для другой страны. Как только срок визы заканчивается, департамент визы сразу же вам напомнит: «Сэр, ваша виза закончилась. Вы должны уехать. Вы должны убираться отсюда». Итак, вся эта пунйа-лока, высшие планетные системы, сварга-лока, вы можете попасть туда благодаря благочестивой деятельности, совершая большие, большие ягьи, пунйа, благочестивую деятельность, тогда вы можете туда попасть. Но

кшине пунйе мартйа-локам вишанти
/БГ 9.21/

Когда ваша пунйа, это тоже нечто ограниченное, когда она заканчивается, вы должны возвращаться. Говориться, что они возвращаются на эту планету, они проходят, через воду, и с дождём падают на эту землю. И снова они начинают свою жизнь как трава и что-то подобное этому, эволюция. Кшине пунйе мартйа-локам вишанти. Поэтому Кришна критикует это возвышение на высшие планетные системы.

абрахма-бхуванал локах пунар авартино 'рджуна
/БГ 8.16/

"Мой дорогой Арджуна, даже если ты попадёшь на высшие планетные системы, Брахмалока, чтобы жить там много миллионов лет, тем не менее, когда запас твоей благочестивой деятельности закончится, ты должен будешь возвратиться сюда». Но Он снова сказал:

мад-дхама гатва пунар джанма на видйате
/БГ 8.16/

что «если ты попытаешься вернуться в Мою обитель, тогда ты не вернёшься сюда».
Итак, карми, карма-кандийа, они пытаются возвыситься на райские планеты, высшие планетные системы. Это не очень хорошая идея. Вы можете попасть на высшие планетные системы благодаря вашей благочестивой деятельности. Во-первых, в современный век люди настолько неблагочестивы, греховны, что это также невозможно. Они могут упасть.

джагханйа-гуна-вртти-стха  адхо гаччханти тамасах
/БГ 14.18/

Они покрыты невежеством. Невежество это вино, и мясоедение. Поэтому они падают вниз. Для них нет возможности подняться на высшие планетные системы, это невозможно. Кто пойдёт на высшие планетные системы?

урдхвам гаччханти саттва-стхах
/БГ 14.18/

Урдхвам, значит высшие. Только те, кто благочестивы, они могут возвыситься. Итак, даже если вы благочестивы, тем не менее вы должны будете снова вернуться. Таков процесс.

Итак, сарва-гатах
/БГ 2.24/

Сарва-гатах значит, что душа свободна попасть куда-угодно, Полная свобода, если она захочет. Это также объясняется в Бхагават-Гите:

йанти дева-врата деван
питрн йанти питр-вратах
бхутани йанти бхутеджйа
йанти мад-йаджино 'пи мам
/БГ 9.25/

Как вы захотите. Это зависит от вас. Сделайте свой выбор, где вы хотите быть. Вы, так или иначе, попали сюда. Это нормально. Но Кришна дает вам шанс возвыситься на любую планетную систему, какую захотите. В конце концов, если вы захотите возвратиться обратно домой к Богу, это также можно получить, всё что угодно.

мад-йаджино 'пи йанти мам
/БГ 9.25/

Итак, если вы хотите попасть на планету луна, то в спутнике нет нужды. Существует процесс, так что после этого тела вы возвышаетесь на планету луна. Зачем вам проводить исследования, напрасные исследования, чтобы попасть на луну? Просто подготовьтесь. Есть разные процессы. Если вы хотите попасть на планету луна, вы можете туда попасть. Если вы хотите попасть на райскую планету, вы можете попасть. Подобным образом, если вы хотите попасть на планету, где есть Кришна, вы можете туда попасть. Итак, здравомыслящий человек, разумный человек, должен подумать о том, что «Если я должен подготовиться к тому, чтобы попасть, возвыситься на высшие планетные системы, но мы должны снова попасть домой обратно

кшине пунйе мартйа-лока
/БГ 9.21/

почему бы не попытаться отправиться на Кришналоку?". Это разум. Но есть большие, большие йоги, они поднимаются на высшие планетные системы. Они… Перед тем как попасть в духовный мир, они хотят увидеть как действуют высшие планетные системы. Также как посетители, туристы. Они отправляются куда-нибудь, и попадают после путешествия куда-то, чтобы посмотреть. Но вы не должны к этому стремиться. Вы должны стремиться попасть сразу же обратно домой к Богу, Кришне. На это должны быть направлены ваши усилия. Да.

мад-йаджино 'пи йанти мам
/БГ 9.25/

Этот процесс очень легкий. Йаджинах, просто поклоняйтесь Кришне, как это представляем мы. Это мангала-аратрика, это предложение пищи, поклонение. Мад-йаджинах.

ман-мана бхава мад-бхакто  мад-йаджи мам намаскуру
/БГ 18.65/

Йаджи. Йаджана, значит поклонение. Итак, в чём трудность? Если, с помощью этого простого процесса

тйактва дехам пунар джанма  наитии мам эти
/БГ 4.9/

вы можете попасть обратно домой к Кришне, зачем нам пытаться попасть на райские планеты, на планету луна, эту планету, откуда нам снова придётся уходить.

кшине пунйе мартйа-локам
/БГ 9.21/

Это разум.

Большое спасибо.

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |