| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Бхагавад-Гите 2.33-35
(3 сентября 1973 года, Лондон)

Прадьюмна: (читает) Перевод: "Однако отказавшись сражаться, ты не исполнишь свой религиозный долг и тем самым совершишь великий грех. Пренебрегая своими обязанностями, такой великий воин как ты, обрекает себя на бесчестье".

Шрила Прабхупада:
атха чет твам имам дхармйам
санграмам на каришйаси
татах сва-дхармам киртим ча

хитва папам авапсйаси
/БГ 2.33/

Итак, имам дхармйам, религиозное сражение. Также как даже в наши дни, если солдат не подчиняется приказу командира, этого солдата расстреливают, согласно военному закону. Так как неподчинение приказу командира является греховным. Поэтому Кришна говорит: атха чет твам имам дхармйам санграмам на каришйаси. Это сражение не является обычным. Это не политическое сражение. «Ты должен сражаться ради религиозной цели. А если ты не будешь сражаться, тогда сва-дхармам... Ты кшатрий. Не просто, ты хорошо известный воин. Тебя признают так много полубогов».

У Арджуны была пашупата-астра. Чтобы проверить способность Арджуны сражаться, однажды Господь Шива, когда Арджуна охотился в Лесу, то Господь Шива также появился перед ним как охотник, и когда на этой охоте был убит кабан, то Господь Шива заявил, что «это я его убил». Арджуна сказал, «Нет, это сделал я». Итак, возник спор, по поводу добычи, я имею в виду, убитого животного. Итак, Арджуна заявлял свои права и  то же самое делал Господь Шива как охотник. После этого между Господом Шивой и Арджуной разгорелось сражение. И в результате его Господь Шива был побеждён. Поэтому он после этого явил свою истинную сущность, «я очень доволен, что ты такой хороший воин». Таким образом, он подарил ему одну стрелу, которая называется пашупата-астра. Подобным образом, он как-то сражался с Индрой. Он дал ему некую астру, оружие. Таков был порядок, что кшатрию дарили какое-то оружие, Брахману дарили Веды, а что касается вайшьев и шудр, то они не очень важны.

Итак, Арджуна был признан Господом Шивой, Царем Индрой и также многими другими. Итак, Кришна говорит, что «Тебя признают такие великие личности. Поэтому, если ты не будешь сражаться, тогда ты будешь не только не религиозным, но ты также потеряешь свою репутацию».

татах сва-дхармам киртим ча  хитва папам авапсйаси

Папам, означает грех или греховная реакция. Поэтому надо взвешивать, когда… Иногда сражение это папам, что значит греховная деятельность, а иногда сражение это пунйам, благочестивая деятельность. Для этого необходимо время, и обстоятельства. На каком основании происходило это сражение, по чьему приказу. Это было необходимо изучить. Итак, насилие и ненасилие. Наш великий лидер, Махатма Ганди, хотел доказать ненасилие на основе Бхагават-Гиты. Он начал движение ненасилия, и ему была нужна поддержка…

Все прибегают к помощи Бхагават-Гиты и пытаются подтвердить свою точку зрения на основе Бхагават-Гиты. Поэтому вы можете найти так много её различных трактовок. Все хотят её использовать. Существует больше, чем 600 публикаций, комментариев на Бхагават-Гиту. Один д-р Реле в Бомбее, он трактовал Бхагават-Гиту как разговор между врачом и пациентом. Вот что происходит, но это не Бхагават-Гита. Это

намно балад йасйа хи папа-буддхих
/7-ое оскорбление/

Нама-апарадха, 10 видов оскорблений. Это оскорбление. Также как намно балад йасйа хи папа-буддхих. Мы говорим, или шастра говорит, что, повторяя Харе Кришна мантру, вы очищаетесь от ваших греховных деяний. Это факт. Но если кто-то думает, что «я буду продолжать совершать греховную деятельность и повторять Харе Кришна мантру, и таким образом всё будет нейтрализовано, тогда это является самым большим грехом, намно балат, совершать грех, полагаясь на силу повторения.

Поэтому, подобным образом, если кто-то хочет доказать свою глупую философию на основе могущества Бхагават-Гиты, то это великое оскорбление. Поэтому Бхагават-Гиту не должны трактовать глупые комментаторы. Она должна изучаться через систему парампары

ачарйа упасанам
/БГ 13.8-12/

Человек должен поклоняться ачарье и учиться у него, что такое Бхагават-Гита.

ачарйаван пурушо веда
/Чхандогйа-упанишад 6.14.2/

Это наставление Вед. Тот, кто знает вещи такими как они есть. Äcäryaà mäà puruña Ачарьям мам пуруша, тот, кто находится под руководством ачарии. Поэтому вы не найдёте эту глупую теорию ненасилия ни у одного ачарии. Многие ачарии комментировали Бхагават-Гиту. Есть Рамануджа ачарья, Мадхава ачарья, даже Шанкара ачарья. Но никто никогда не говорил, что Бхагават-Гита это доказательство ненасилия. Ненасилие хорошо, но когда началась дхарма-юдха, религиозное сражение, то ни о каком ненасилии не может быть и речи. Тогда насилие поощряется. Поэтому Кришна говорит, что

татах сва-дхармам киртим ча
/БГ 2.33/

"Из-за пренебрежения своей сва-дхармой, твоим профессиональным долгом, ты уменьшишь величие своей славы, кирти..."

киртир йасйа са дживати

"Любой, кто обладает репутацией, благодаря своим хорошим качествам, будет жить вечно".
киртир йасйа са дживати. бхаджа садху-самагамам. тйаджа дурджана-самсаргам бхаджа садху-самагамам
/Чанакья Пандит/

Чанакья Пандит также говорит киртих са... Кто живёт вечно? Тот, кто обладает репутацией, благодаря своим хорошим делам. «Поэтому не пытайся потерять свою репутацию. Ты великий воин, признанный многими авторитетами, и если ты не будешь сражаться, тогда люди скажут. Теперь с Арджуной покончено. Он больше не будет сражаться». Поэтому, не теряй свою репутацию. Не отклоняйся от твоего профессионального долга, как кшатрия. Если ты будешь это делать, тогда

папам авапсйаси
/БГ 2.33/

Не думай, что это будет благочестиво. С другой стороны, ты станешь неблагочестивым". папам авапсйаси. Следующий стих.

Прадьюмна: (читает)
Перевод: "Люди во все времена будут говорить о твоём позоре, а для порядочного человека бесчестье хуже смерти".

Шрила Прабхупада:
акиртим чапи бхутани
катхайишйанти те 'вйайам
самбхавитасйа чакиртир

маранад атиричйате
/БГ 2.34/

Самбхавитасйа, тот, кто обладает большой репутацией, знаменитый человек, если он делает что-то неправильно, то тогда лучше умереть до того, как этот позор не увеличился. Вот что рекомендуют. Арджуна известен как великий воин. И не только это, он является личным другом Кришны, до той степени, что Кришна согласился стать его колесничим. Просто попытайтесь понять, каково его положение. Верховная Личность Бога, Кришна, которому поклоняется Господь Брахма,

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
/Брахма-самхита/

Он согласился вести колесницу Арджуны из-за дружбы.
 Теперь, мы должны представить, насколько он знаменит. «Все скажут, «О, Кришна это его близкий друг, настолько, что Он согласился вести его колесницу». Такова его репутация по всему миру». Итак, самбхавитасйа чакиртир. "И если ты не будешь сейчас сражаться, что скажут люди? Лучше тебе умереть». Кришна советует это, «Вместо того, чтобы становиться хорошим человеком, не причиняя насилия, отдай свою жизнь. Таков Мой совет. Умри. Я проконтролирую твою смерть. Я буду очень этим доволен». Таков совет Кришны. Насколько Он стал, я имею в виду, недоволен решением Арджуны, «Кришна, я не собираюсь сражаться в этой битве. Поэтому последний совет Кришны, это то, что если ты не будешь сражаться, то тебе лучше умереть. Я буду этим очень доволен». Дальше?

Прадьюмна: (читает:) Перевод: "Великие военачальники, которые были о тебе столь высокого мнения, подумают, что ты покинул поле боя только из страха и сочтут тебя полным ничтожеством".

Шрила Прабхупада:
бхайад ранад упаратам
мамсйанте твам маха-ратхах
йешам ча твам баху-мато

бхутва йасйаси лагхавам
/БГ 2.35/

Этот дух кшатрия превалировал даже, скажем, 300 лет назад в Индии. Был такой царь, Яшоманта Сена. Он был главнокомандующий Императора Аурангзеба. Итак, в одной битве, он был побеждён и возвратился к себе домой. Когда его жена услышала, что «Мой муж был побеждён. И он возвращается домой». Поэтому она попросила привратника закрыть дверь во дворец. Поэтому когда Яшоманта Сена пришёл туда, он увидел, что дверь дворца закрыта. Тогда он послал послание королеве, «Почему ты закрыла дверь? Я пришёл домой». Итак, когда посланник пришёл и сообщил, что «Пришел царь. Поэтому он просит открыть дверь». Царица ответил, «Кто царь? Яшоманта Сена. Нет, нет. Яшоманта Сена не может прийти побеждённым. Яшоманта Сена или побеждает в битве или оставит там своё тело мёртвым. Поэтому, человек, который пришел, он должно быть какой-то притворщик. Это не царь Яшоманта Сена". Поэтому она отказалась открыть дверь. Таков дух кшатрия.

Итак, здесь есть то же самое, 5000 лет назад, Кришна сказал, что, «ты такой известный воин, и если ты не будешь сражаться, люди не будут смотреть на… В особенности другие главнокомандующие, такие как Дроначарья, Бхишма, Карна... Они маха-ратхи. Маха-ратха, означает воин, который может сражаться один с тысячью. Его называют маха-ратха. Также как в наши дни есть звания, «капитан», «командир», «главнокомандующий», подобным образом, раньше были "маха-ратха", "ати-ратха" это были титулы, которые довались солдатам, вонам. Поэтому, маха-ратха, это самый великий командир…

Итак, Кришна сказал, «Ты признан, одним из маха-ратх. Поэтому что же другие маха-ратхи будут о тебе думать? Они не будут принимать во внимание, что ты не сражался из-за своего сострадания. Они будут думать, что ты оставил поле битвы из страха. Они будут думать обратное". бхайад ранад упаратам . "Ты прекратил сражаться из страха".

мамсйанте твам маха-ратхах
/БГ 2.35/

"Итак, сейчас ты признан, как один из маха-ратх. йешам ча твам баху-матах. "О, ты известен, среди различных главнокомандующих". бхутва йасйаси лагхавам: "В их глазах они будут считать тебя падшим". бхутва йасйаси лагхавам. "Зачем тебе принимать на себя это? Лучше сражаться и умереть». Всё хорошо. Спасибо.

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |