| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Бхагават-Гите, 2.4-5
(5 августа 1973, Лондон)

Прадьюмна (читает):
арджуна увача
катхам бхишмам ахам санкхйе

дронам ча мадхусудана
ишубхих пратийотсйами

пуджархав ари-судана
/БГ 2.4/

гурун ахатва хи маханубхаван
шрейо бхоктум бхаикшйам апиха локе
хатвартха-камамс ту гурун ихаива
бхунджийа бхоган рудхира-прадигдхан

/БГ 2.5/

Перевод: Арджуна сказал: "О покоритель врагов, о победитель демона Мадху, как могу я сражаться и пускать стрелы в таких людей, как Бхишма и Дрона, которым в действительности должен поклоняться. Уж лучше жить, прося подаяние, чем существовать ценою гибели великих душ, которых я считаю своими учителями. Даже если их цели материальны, они всё равно остаются для меня авторитетами. Если они погибнут (будут убиты), всё то, чем мы сбираемся наслаждаться, будут окроплено (запачкано) кровью".

Шрила Прабхупада: Итак, первой проблемой для Арджуны было то как убить родственников, семью. Теперь, когда его отчитал Кришна, как друг, «почему ты настолько слаб? Не будь слабым. Это сантименты. Этот вид сострадания это сантименты. Уттиштха. Лучше вставай и сражайся». Если я не хочу что-нибудь делать, я могу представить столько много отговорок. Понимаете.

Итак, следующим он представляет гурун: "Хорошо, Кришна, ты говоришь о моих родственниках. Я принимаю это как мою слабость. Но как Ты советуешь мне убить моего гуру? Дроначарья это мой гуру. И Бхишмадева это также мой гуру. Итак, Ты хочешь, чтобы я убил своего гуру? Гурун хи ахатва. И просто обычного гуру. Это не обычные люди.

Маханубхаван. Бхишма это великий преданный, и подобному ему, Дроначарья также великая личность. Маханубхаван. Итак

катхам бхишмам ахам санкхйе  дронам ча мадхусудана
/БГ 2.4/
 
"Они оба являются великими личностями. Они не только мои гуру, но они великие личности». И он обращается к Кришне как "Мадхусудана". Мадхусудана значит... Мадху был врагом Кришны, демоном. Итак, Он убил его. Итак, «Ты, Мадхусудана, Ты убийца Своего врага. Можешь ли ты привести доказательство, что Ты убил Своего гуру? Поэтому, почему Ты просишь меня»? Вот такой комментарий.

ишубхих пратийотсйами  пуджархав ари-судана.
Снова Ари-судана. Ари значит враг. Мадхусудана, в частности "убийца демона Мадху". И следующий это Арисудана. Ари значит враг. Итак, Кришна убил так много демонов, ари, которые пришли, чтобы сражаться с Ним как с врагом. Поэтому Его зовут Арисудана.
Итак, у Кришны также есть враги, что уже говорить о нас. Это материальный мир так устроен, что у тебя должно быть немного врагов.

Матсарата.
Матсарата значит зависть, ревность. Это материальный мир подобен этому.
Итак, есть также те, кто завидует Богу. Их называют демонами. Обычная зависть или враг, это естественно. Но даже по отношению к Богу. Также как вчера вечером, кто-то пришёл, чтобы увидеться со мной. Он спорил, что «Почему Кришну стоит принимать как Бога»? Таков был его аргумент.

Итак, у Кришны есть враги. Поэтому Кришна… Не только Он, но любой кто находится в этом материальном мире является врагом Кришны. Каждый. Так как они хотят соперничать с Кришной. Кришна говорит, что бхоктарам: "Я Верховный наслаждающийся»

сарва-лока-махешварам
/БГ 5.29/

"Я Верховный владелец". И Веды также подтверждают:
ишавасйам адам сарвам
/Ишопанишад, мантра 1/

"Всё является собственностью Верховного Господа".

сарва кхалв идам брахма
/Чхандогья-упанишад, 3.14.1/

Это ведическое наставление.

йато­ва­имани­бхутани­джайанте
/Тайтирья-упанишад, 3.1.11/

"Тот, из кого всё изошло».

джанмади асйа йатах
/ШБ 1.1.1/

Это версия Вед. Но, тем не менее, так как мы являемся врагами, «Нет, почему Кришна должен быть владельцем? Я владелец. Почему только Кришна должен быть Богом. У меня есть другой Бог. Вот другой Бог». Итак, у Кришны есть враги. Аришудана. И Он должен их убивать. У Кришны два занятия:

паритранайа садхунам  винашайа ча душкртам
/БГ 4.8/

Негодяи… Они негодяи. Демоны, которые бросили вызов Кришне, которые хотят соперничать с Кришной, которые хотят разделить собственность Кришны, они все являются врагами Кришны, и их необходимо убить. Итак, убийство хорошо для врагов, не в обычных ситуациях. Затем следующий вопрос, «Хорошо, вы можете убивать врагов, это принимается. Но как Ты можешь советовать мне убить моих гуру?

гурун ахатва
/БГ 2.5/

Но если это делается ради Кришны, если есть такая необходимость, вы также должны убить гуру. Такова философия. Ради Кришны. Если Кришна хочет, тогда вы не можете… Если Кришна хочет, вы должны убить вашего гуру, тогда вы должны это сделать. Это сознание Кришны. Конечно, Кришна не попросит вас убить гуру, но…. Так как гуру и Кришна одинаковы.

гуру кришна крипайа
/ЧЧ, Мадхья 19.151/

Мы получаем сознание Кришны через милость Гуру и Кришны. Итак, настоящего гуру никогда нельзя убивать, но надо убить так называемого гуру. Так называемый гуру, псевдо гуру, ложный гуру, его надо убить. Также как Прахлада Махараджа. В то время как Прахлада Махараджа... Он стоял. Вот, Нрисимхадева убивает его отца. Отец это гуру.

сарва-девамайо гурух
/ШБ 11.17.27/

Подобным образом отец это также гуру, по крайней мере, официальный гуру. Материально он является гуру. Итак, как Прахлада Махараджа позволил Нрисимхадеву убить его гуру? Его отца. Все знают, что Хираньякашипу это его отец. Хотели бы вы смотреть на то, как какой-то человек убивает вашего отца, а вы стоите? Не будете ли вы протестовать? Это ваш долг? Нет, это не ваш долг. Когда на вашего отца нападают, вы должны протестовать. По крайней мере, если вы не в состоянии, вы должны сражаться. В первую очередь вы должны положить за него свою жизнь. «Как вы можете убивать моего отца прямо передо мной»? Это ваш долг. Но Прахлада Махараджа не протестовал. Он мог попросить – так как он преданный - «Мой дорогой Господин, Мой Господь. Ты можешь простить моего отца». Он этого не сделал. Но он знал, что «Моего отца не убивают. Это тело отца». Позже он просил за своего отца по-другому. В первую очередь, когда Нрисимхадева был зол, Он убивал его тело, он знал, что «Это тело не является моим отцом. Душа это мой отец. Пускай Господь удовлетворится, убив тело моего отца, затем я его спасу».

Итак, Прахлада Махараджа... Нрисимхадева предложил Прахладе Махараджу, "Теперь ты можешь попросить любое благословление, какое ты захочешь". Итак, Прахлада Махараджа ответи: «Мой Господь, мы материалисты. Я рожден от отца – абсолютного материалиста. Поэтому я также, так как я рожден у материалистичного отца, я также материалист. И Ты, Верховная Личность Бога, Ты предлагаешь дать мне какое-то благословление. Я могу принять от Тебя любое благословление. Ты это знаешь. Но какая в этом польза? Почему я должен просить у тебя о каком-то благословлении? Я видел моего отца. Материально, он был настолько могущественен, что даже полубоги, Индра, Чандра, Варуна, они боялись его горящих глаз. И он завоевал, получил контроль над вселенной. Он был настолько могуч. И он имел богатства, могущество, репутацию, всё полностью, но Ты покончил с этим за секунду. Поэтому, зачем Ты предлагаешь мне такое благословление? Что я буду с ним делать? Если я приму от Тебя благословление и возгоржусь, и буду делать всё против Тебя, тогда Ты сможешь покончить с этим за секунду. Поэтому, милостиво, не предлагай мне такое благословление, такое материальное богатство. Лучше дай мне благословление быть занятым в служении твоим слугам. Я хочу этого благословления. Пусть я получу от Тебя благословление, чтобы я мог быть занят в служении Твоим слугам, а не быть твоим слугой непосредственно».

Затем, после многих молитв, успокоив Господа… Он был очень зол. Когда Он немного успокоился, он попросил, «Мой дорогой Господь, я хотел бы попросить у Тебя одно, другое благословление, так как мой отец был Твоим заклятым врагом. Это была причина его смерти. Теперь, я Прошу Тебя, милостиво прости его и дай ему освобождение».
Это сын вайшнав. Он не просит ничего для себя. И хотя он знал, что его отец был самым величайшим врагом, тем не менее, он попросил благословление для него, «Пусть этот бедняга получит освобождение».
Итак, Господь Нрисимхадева гарантировал:  «Мой дорогой Прахлада, не только твой отец, но и отец твоего отца, его отец, вплоть до 14 поколений, все они освобождены. Так как ты родился в этой семье». Итак, любой, кто стал вайшнавом, преданным Господа, он приносит величайшее благо своей семье. Так как благодаря связи с ним, его отец, мать, любой, будет освобождён. Также как у нас есть подобный опыт, если преждевременно человек умирает в сражении, о его семье заботится правительство. Подобным  образом, стать преданным это величайшая квалификация. У него есть всё.

йатра йогешварах харих  йатра дханур-дхарах партхах
/БГ 18.78/

Когда присутствует Кришна и когда есть преданный, там будет вся победа и вся слава. Это гарантируется.

Итак, гурун ахатва
/БГ 2.5/

Преданный Кришны, если есть такая необходимость, если у него неквалифицированный гуру. Неквалифицированный гуру означает тот, кто не знает, как направить ученика. Обязанность гуру направлять. Итак, такого рода гуру необходимо, по крайней мере, отвергнуть. Это утверждение Дживы Госвами:

карйа-карйам аджанатах

Гуру, который не знает, что делать и чего не делать, но по ошибке, случайно я принял кого-то как гуру, его можно отвергнуть. Отвергая его, вы можете принять настоящего истинного гуру. Итак, гуру не убивают, но его можно отвергнуть. Это наставление шастр.

Итак, Бхишмадева или Дроначарья, определенно они были гуру, но Кришна косвенно даёт указание Арджуне, что «Хотя они находятся в положении гуру, ты можешь отвергнуть их». Карйа-карйам аджанатах. "На самом деле они не понимают».

Этот Бхишмадева, он брал в учет только его материальное положение. Он знал всё с самого начала, что Пандавы, они были лишены родителей, сироты, и он воспитал их с самого начала. И не только это, он также был очень привязан к Пандавам, так, что думал, когда они были посланы в лес, изгнаны, в то же время Бхишмадева плакал, что «Эти пятеро мальчиков, они настолько чисты, настолько честны, и не только чисты и честные, настолько могучие воины, Арджуна и Бхима. И эта Драупади она является практически богиней процветания. И их другом является Верховная Личность Бога, Кришна. И они страдают»? Он плакал. Он был настолько привязан. Поэтому Арджуна раздумывает, «Как я могу убить Бхишму»? Но долг настолько силён. Кришна советует, «Да он должен быть убит, так как он принял другую сторону. Он забыл свой долг. Он должен был присоединиться к тебе. Поэтому он больше не находится в положении гуру. Ты должен его убить. Он сделал неправильно, присоединившись к другой  стороне. Поэтому нет беды в том, чтобы убить его.

Подобным образом Дроначарья. Подобным образом Дроначарья. Я знаю, что они являются великими личностями, они испытывают сильную привязанность. Но они сделали это только из материальных соображений». Что это за материальные соображения? Бхишма думал, что «Дурьодхана поддерживает меня деньгами. Дурьодхана поддерживает меня. Теперь он в опасности. Если я перейду на другую сторону, тогда я буду неблагодарен. Он так долго меня поддерживал. И если я, в момент опасности, когда происходит битва, если я уйду на другую сторону, это будет…» Он думал таким образом. Он не думал, что «Дурьодхана может быть и поддерживал меня, но он узурпировал собственность Пандавов». Но это его величие. Он знал, что Арджуна никогда не будет убит, так как там был Кришна. «Итак, с материальной точки зрения, я должен быть благодарен Дурьодхане». Такое же положение было у Дроначарьи. Их поддерживали.

Потому Чайтанья Махапрабху сказал, что
вишайира  анна  кхаиле душта хайа мана
/ЧЧ, Антья 6.278/

Такие великие личности были осквернены, так как они принимали деньги от них, анна. Если меня поддерживает кто-то, кто является отъявленным материалистом, тогда это повлияет на меня. Я также стану материалистом. Я также стану материалистом.

Итак, Чайтанья Махапрабху предупреждал, что «Те, кто являются вишайи, те, кто не являются преданными, ничего не принимайте от них, так как это сделает ваш ум нечистым».

Итак, поэтому брахманы и Вайшнавы, они напрямую не принимают деньги. Они принимают бхикша. Бхикша. Также как здесь говорится бхаикшйам.

шрейо бхоктум бхаикшйам апиха локе
/БГ 2.5/

Когда вы просите кого-то...Тем не менее, также иногда запрещается принимать бхикшу от людей, которые являются отъявленными материалистами. Но бхикша позволяется для саньяси, для брахманов. Итак, поэтому Арджуна говорит, что «вместо того, чтобы убивать таких великих гуру, которые являются великими личностями, маханубхаван".

Итак, бхаикшйам. Для кшатрия... брахмана, саньяси могут просить милостыню, могут просить подаяние, но не кшатрий, не вайшья. Это не позволяется. Итак, он был кшатрием, Арджуна. Итак, он говорит, «Лучше я приму род деятельности брахмана и буду просить от двери к двери вместо того, чтобы наслаждаться царством, убив своих гуру». Таково было его предложение.

Итак, в целом Арджуна находится в иллюзии в том смысле, что он забывает о своем долге. Он является кшатрием, его долг сражаться, не обращая внимания на противоположную сторону, даже своего сына, он не должен колебаться убить даже своего сына, если он против него.
Подобным образом сын, если отец, враждебен, он не должен колебаться, чтобы убить своего отца. Это строгий долг кшатрия, без всяких оговорок. Кшатрий не должен на это смотреть. Поэтому Кришна, сказал:

клаибйам
/БГ 2.3/

"Не будь трусом. Почему ты становишься трусом»? Эта тема продолжается. Далее Кришна даст ему истинное духовное наставление. Это… Обычные разговоры происходят между другом и другом. Это хорошо. Спасибо.

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |