| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Бхагавад-Гите 2.9
(15 августа 1973 года, Париж)

Прадьюмна (Читает):
санджайа увача
эвам уктва хршикешам
гудакешах парантапах
на йотсйа ити говиндам
уктва тушним бабхува ха
/БГ 2.9/

Перевод: "Санджая продолжал: "Сказав это, Арджуна, покоритель врагов, обратился к Кришне: "Говинда, я не буду сражаться", – промолвил он и замолчал (умолк)".

Шрила Прабхупада: В предыдущем стихе Арджуна сказал, что «Какой прок в этом сражении, так как на другой стороне находятся все мои родственники, близкие, и убив их, даже если я выйду победителем, какая от этого будет польза»? Мы уже объясняли это, что такого вида отречение иногда имеет место в невежестве. На самом деле оно не является чем-то очень разумным. Таким образом, эвам уктва, "сказав это», «От этого сражения нет никакой пользы» эвам уктва, "сказав это", хршикешам, он говорит с господином чувств. И в предыдущем стихе он сказал,

шишйас те 'хам прапаннам
/БГ 2.7/

"Я твой предавшийся слуга». Итак, Кришна становится гуру, и Арджуна становится учеником. До этого они разговаривали как друзья. Но дружеские разговоры не могут разрешить никакой серьёзный вопрос. Когда возникает какая-то серьёзная проблема, её надо обсуждать со старшими.

Итак, хршикешам, я уже несколько раз объяснял. Хришика, значит чувства, и иша означает господин.  Хришика-иша, и когда они соединяются вместе: Хршикеша. Подобным образом, Арджуна также. Гудакеша. Гудака, означает темнота, и иша... Темнота означает невежество

ом аджнана-тимирандхасйа
джнананджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена
тасмаи шри-гураве намах

Обязанность гуру это. Шишйа, ученик, приходит к гуру за просветлением. Все рождаются глупцами. Все. Даже люди, так как они приходят из царства животных благодаря процессу эволюции, поэтому рождение такое же, в невежестве, как животные. Поэтому, хотя кто-то является человеком, ему необходимо образование. Животных невозможно ничему обучить, но человек может получать образование. Поэтому шастра говорит:

найам дехо деха-бхаджам нрлоке каштан каман архате вид-бхуджам йе
/ШБ 5.5.1/

Я несколько раз цитировал этот стих, что теперь… В положении, ниже чем человеческое существо, мы должны очень тяжело трудится, просто ради четырех потребностей в жизни: еда, сон, оборона и совокупление. Чувственные удовольствия. Главная цель это удовлетворение чувств. Поэтому все должны работать очень тяжело. Но в человеческой форме жизни, Кришна даёт так много возможностей, разум. Мы можем сделать уровень своей жизни очень комфортным, но ради того, чтобы обрести совершенство в сознании Кришны. Живите комфортно. Это нормально. Но не живите, как животные, просто увеличивая чувственное удовлетворение. Люди продолжают прикладывать усилия к тому, чтобы жить комфортно для удовлетворения чувств. Это ошибка современной цивилизации.

йуктахара-вихарасйа його бхавати шуддхих
/БГ 6.17/

В Бхагават-Гите сказано йуктахара. Да, вы должны есть, вы должны спать, вы должны удовлетворять свои чувства, вы должны организовать защиту – насколько возможно, не слишком на это отвлекаясь. Мы должны есть, йуктахара. Это факт. Но не атйахара. Рупа Госвами рекомендовал в своей Упадешамрите:

атйахарах прайасаш ча
праджалпо нийамагрхах
лаулйам джана-сангаш ча
шадбхир бхактир винашйати
/Нектар наставлений, 2/

Если вы хотите развиваться в духовном сознании – так как это единственная цель жизни – тогда вы не должны есть много, атйахарах, или накапливать много. атйахарах прайасаш ча
праджалпо нийамагрхах. Такова наша философия.

Как-то в Париже ко мне пришел один репортёр, из Социалистической газеты. Итак, я сказал ему, что «Наша философия такова, что всё принадлежит Богу». Кришна говорит:

бхоктарам йаджна-тапасам  сарва-лока-махешварам
/БГ 5.29/

 "Я являюсь наслаждающимся, бхокта". Бхокта, значит наслаждающийся. Итак, бхоктарам йаджна-тапасам. Также как действует это тело. Всё тело работает, всё, для того, чтобы наслаждаться жизнью, но откуда начинается наслаждение? Наслаждение начинается с желудка. Вы должны давать ему достаточно хорошей пищи. Когда у нас достаточно энергии, мы можем переваривать.  Если энергии достаточно, тогда все другие чувства становятся сильными. Тогда вы можете наслаждаться удовлетворением чувств. Иначе это невозможно. Если вы не можете переваривать…
Также как мы сейчас являемся старыми. Мы не можем переваривать. Поэтому нет даже вопроса о чувственных удовольствиях. Итак, чувственное удовлетворение начинается с желудка. Большой рост дерева начинается с корня, если воды достаточно. Поэтому дерево называют  пада-па. Оно пьёт воду через ноги, корни, не через голову. Также как мы едим через голову. Итак, всё устроено по-разному. Также как можем есть через рот, деревья едят с помощью свой головы. Но личность должна есть.

ахара-нидра-бхайа-маитхуна
/Хитопадеша/

Должно быть питание, или вы едите через ваши ноги или ваш рот или ваши руки. Но, что касается Кришны, Он может есть с помощью чего угодно. Он может есть руками, ногами, глазами, ушами, чем-угодно. Так как Он полностью духовен. Поэтому нет разницы между Его головой и ногами и глазами. Это утверждается в Брахма-самхите,

ангани йасйа сакалендрийа-вртти-манти
пашйанти панти калайанти чирам джаганти
ананда-чинмайа-сад-удджвала-виграхасйа
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
/Брахма-самхита 5.32/

Итак, также как в нашем теле чувственные наслаждения должны начинаться с желудка, подобным образом, дерево хорошо растёт из корней, подобным образом, Кришна это источник всего,

джанмади йасйа йатах
/ШБ 1.1.1/

корень. Итак, без сознания Кришны, не удовлетворив Кришну, вы не можете быть счастливы. Такова система. Итак, как Кришна будет удовлетворён? Кришна будет удовлетворён, когда… Мы все являемся сыновьями Кришны, сыновьями Бога. Всё является собственностью Кришны. Это факт. Теперь мы можем наслаждаться, принимая прасад Кришны, так как он является хозяином, бхокта, наслаждающийся. Поэтому всё необходимо сначала предлагать Кришне, а затем принимайте прасад. Это сделает вас счастливым. Это утверждается в Бхагават-Гите.

бхунджате те тв агхам папа йе пачантй атма-каранат
/БГ 3.13/

"Те, кто готовят просто для себя, они едят просто грех". бхунджате те тв агхам папа йе пачантй атма...

йаджнартхат карма  анйатра карма-бандханах
/БГ 3.9/

Вы всё должны предлагать Кришне, даже вашу еду, всё. Всё чувственное наслаждение, вы можете наслаждаться. Но после того, как насладился Кришна. Тогда вы можете есть. Поэтому имя Кришны это Хришикеша. Он является господином. Повелитель чувств. Вы не можете наслаждаться своими чувствами независимо. Также как слуга готовит очень, очень хорошую еду, на кухне, но он не может есть это в начале. Это не возможно. Иначе его уволят. В первую очередь должен поесть хозяин, и затем они смогут наслаждаться всей приятной пищей.

Итак, Кришна это повелитель чувств. Весь мир сражается ради удовлетворения чувств. Это простая философия, истинная, что «В первую очередь позвольте наслаждаться Кришне. Он является господином. Затем будем наслаждаться мы».

тена тйактена бхунджитха
/Ишопанишад, мантра 1/

Ишопанишад говорит, что всё принадлежит Кришне. ишавасйам идам сарвам. "Всё принадлежит Кришне". Это ошибка. Всё принадлежит Кришне, но мы думаем, "Всё принадлежит мне". Это иллюзия.

ахам мамети
/ШБ 5.5.8/

ахам мамети. джанасйа мохо 'йам ахам мамети. Это иллюзия. Все думают, «я являюсь этим телом, и всё, что мы видим в этом мире, я должен этим наслаждаться». Это ошибка цивилизации. Знание таково: «Всё принадлежит богу. Я могу взять только то, что Он даёт мне, милостиво разрешает». тена тйактена бхунджитха. Это не вайшнавская философия, это факт. Никто не является владельцем. ишавасйам идам сарвам. Каждый... Кришна говорит, "я наслаждающийся. Я владелец».

сарва-лока махешварам
/БГ 5.29/

Маха-ишварам. Маха значит великий. Мы можем объявлять себя ишварам, контролирующим, Кришна описывается как маха-ишварам "контролирующий контролирующего." Это Кришна. Никто не является независимым контролирующим.
Поэтому Кришна описывается как Хришикеша.

хришикена хришикеша севанам бхактир учйате
/ЧЧ, Мадхья 19.170/

И бхакти означает служить Хришикеше с помощью хришика. Хришика, значит чувства. Кришна это господин чувств, и поэтому, все чувства, которые у меня есть, их хозяином является Кришна, собственник это Кришна.

Итак, когда наши чувства заняты удовлетворением господина чувств, это называется бхакти. Это определение бхакти, преданного служения.

И когда чувства заняты чувственным удовлетворением, не ради господина, это называется кама. Кама и према. Према, значит любить Кришну, и делать всё для удовлетворения Кришны. Это према, любовь. И Кама значит всё сделанное для удовлетворения моих чувств. В этом разница. Чувства являются посредником. Или вы это делаете, удовлетворяете ваши чувства, или вы удовлетворяете чувства Кришны. Но когда вы удовлетворяется чувства Кришны, вы становитесь совершенным, и когда вы удовлетворяете ваши чувства, вы становитесь несовершенным, находитесь в иллюзии. Так как вы не можете удовлетворить свои чувства. Это не возможно без Кришны.

хришикена хришикеша севанам бхактир учйате

Поэтому человек должен очистить свои чувства. В настоящий момент, все пытаются удовлетворить свои чувства.

ахам мамети. Джанасйа мохо 'йам
/ШБ 5.5.8/

пумсах стрийа митхуни-бхавам этам
/ШБ 5.5.8/

Весь материальный мир… Есть два живых существа, мужчина и женщина. Мужчина также пытается удовлетворить свои чувства, и женщина также пытается удовлетворить свои чувства. Здесь так называемая любовь означает… Любви нет. Это не может быть любовью. Женщина любит мужчину для того, чтобы удовлетворять свои чувства, и мужчина любит женщину для своего удовлетворения. Поэтому, как только есть какое-то небольшое беспокойство в чувственном удовлетворении, сразу же происходит развод. «Я этого не хочу». Так как центральной точкой является собственное чувственное удовлетворение. Но мы можем из этого сделать показуху, «О, я так сильно тебя люблю. Я очень тебя люблю». Любви не существует. Это всё Кама, вожделение. В материальном мире возможность любви отсутствует. Это невозможно. Так называемая любовь это просто обман, всего лишь обман. «Я тебя люблю. Я люблю тебя, потому что ты так прекрасен. Я буду удовлетворять свои чувства. Так как ты молод, это удовлетворит мои чувства». Таков мир. Материальный мир означает. пумсах стрийа митхуни-бхавам этат. Основной принцип материального мира это удовлетворение чувств.

йан маитхунади-грихамедхи-сукхам хи туччхам
кандуйанена карайор ива духкха-духкхам
/ШБ 7.9.45/

Это материальный мир, так называемая любовь, общество, дружба, и любовь – всё зависит от этого чувственного удовлетворения, маитхунади, начиная с секса.

йан маитхунади-грхамедхи-сукхам хи туччхам

Поэтому, когда человек становится свободным от этого маитхунади-грхамедхи, он освобождается, он свободен, свами, госвами. До тех пор пока человек привязан к этому маитхунади, половому импульсу, он не является не свами и не госвами. Свами, означает, что человек становится господином чувств.

Также как Кришна является господином чувств, поэтому, когда кто-то становится сознающим Кришну, он становится господином чувств.

Это не значит, что чувства необходимо остановить. Нет. Их надо контролировать. «Когда необходимо, я буду их использовать, и никак иначе». Это господин чувств. «Я не буду действовать побуждаемый чувствами. Чувства действовать под моим руководством». Это свами.

Поэтому Арджуна называют Гудакеша. Он господин… Он также действует, когда ему захочется. Он не трус, но он обладает состраданием, так как он является преданным. Так как он преданный Кришны… Любой, кто становится преданным Кришны, все хорошие качества проявляются в его теле.

йасйасти бхактир бхагаватй акинчана
сарваир гунаис татра самасате сурах
/ШБ 5.18.12/

Все божественные качества. Также и у Арджуны… Иначе, как он мог стать близким другом Кришны, если бы он не находился на том же уровне? Дружба становится очень сильной, когда оба друга находятся на одном уровне, тот же возраст, то же образование, тот же престиж, та же красота. Чем более похожее положение, тогда дружба очень сильна. Поэтому Арджуна также находится на том же уровне, что и Кришна. Также как кто-то становится другом президента, другом царя, или царицы. Поэтому он не является обычным человеком. Он должен иметь то же положение. Так же как Госвами. Когда Госвами оставили свою семейную жизнь… Это описывает Шриниваса ачарья:

тйактва турнам ашеша-мандала-пати-шреним сада туччха-ват
/Шри Сад-госвами-аштака/

Мандала-пати, большие, большие лидеры, мандала-пати. большие, большие лидеры, заминдары, большие, большие люди. Он был министром. Кто может стать его другом, если он также не будет большим человеком? Поэтому Рупа Госвами оставил их общество. Как только Рупа Госвами и Санатана Госвами познакомились с Чайтаньей Махапрабху, они сразу же решили, что «Мы уйдём с поста министров и присоединимся к Шри Чайтанье Махапрабху, чтобы помогать Ему». Служить Ему, а не помогать Ему. Чайтанье Махапрабху не нужна ничья помощь. Но если вы будете пытаться общаться и служить Ему, тогда наша жизнь будет успешной. Также как Кришна говорит… Кришна пришёл, чтобы проповедовать Бхагават-Гиту.

сарва-дхарман паритйаджйа  мам экам шаранам враджа
/БГ 18.66/

Такова была его миссия, «Эти негодяи стали слугами столь многих вещей: общества, дружбы, любви, религии, того, этого, всего другого, нации, сообщества. Поэтому эти негодяи должны остановить всю эту бессмысленную деятельность» сарва-дхарман паритйаджйа: "Оставьте всю эту бессмыслицу. Просто предайтесь Мне». Это религия. Иначе, как Кришна мог советовать сарва-дхарман паритйаджйа "Оставь все религиозные системы»? Он пришёл —

дхарма-самстхапанартхайа
/БГ 4.8/

Он пришёл, чтобы восстановить принципы религии. Теперь Он говорит, сарва-дхарман паритйаджйа: "Оставь всё". Это значит всё, что не связано с сознанием Кришны, без сознания Бога, это всё ложные религии. Это не религии. Религия означает:

дхармам ту сакшад бхагават-пранитам
/ШБ 6.3.19/

Приказ Верховного Господа. Если мы не знаем, кто такой Верховный Господь, если мы знаем каков приказ Верховного, тогда где же здесь религия? Это не религия. Это может иметь название религия, но это обман. Поэтому Бхагават-Гита заканчивается: сарва-дхарман паритйаджйа  мам экам шаранам враджа. И Бхагавата начинается с этого момента.
Поэтому Бхагават-Гита это предварительное изучение Шримад-Бхагаватам. Бхагавата начинается

дхармах проджджхита-каитаво атра
/ШБ 1.1.2/

"Теперь в этом Шримад-Бхагаватам, все ложного рода религии отвергаются, проджджхита". И вот вам связь. Настоящая связь означает любить Бога. Это настоящая религия. Поэтому Бхагавата говорит:

са ваи пумсам паро дхармо  йато бхактир адхокшадже
/ШБ 1.2.6/

"Это первоклассная религия». Это не значит, что если вы должны следовать этой религии или той религии. Вы можете следовать любой религии. Это не важно, будь то индуизм или христианская религия, или мусульманство, всё что хотите. Но мы должны проверить. Также как студент, который сдаёт экзамен на магистра. Никто не спрашивает, «В каком колледже вы сдавали ваши экзамены? Вы сдали экзамен на магистра? Тогда всё нормально». Мы беспокоимся о том закончил ли он, Или он является аспирантом. И всё. Никто не спрашивает: «Из какого колледжа, из какой страны, в какой религии, вы сдали ваши экзамены»? Нет. Подобным образом, никто не должен спрашивать, «К какой религии вы принадлежите». Человек должен смотреть изучил ли он это искусство, как любить Бога… И всё. Это религия. Так как вот вам религия:

сарва-дхарман паритйаджйа  мам экам шаранам враджа
/БГ 18.66/

Это религия. Бхагавата говорит:
дхармах проджджхита-каитаво атра
/ШБ 1.1.2/

"Все ложные виды религий отбрасываются из этого Бхагаватам". Только нирматсаранам, те, кто не завидуют Богу... «Почему я должен любить Бога? Почему я должен поклоняться Богу? Почему я должен принимать Бога»? Они все являются демонами. Шримад-Бхагаватам, предназначен только для тех, кто на самом деле серьёзен по поводу того, чтобы любить.

ахаитукй апратихата  йайатма супрасидати
/ШБ 1.2.6/

Поэтому истинный успех в жизни, это когда вы научитесь любить Бога. Тогда ваше сердце будет удовлетворено.

йам лабдхва чапарам лабхам манйате надхикам татах
/БГ 6.20-23/

Если вы обретёте Кришну или Бога… Кришна означает Бог. Если у вас есть другое имя Бога, это также приемлемо. Но Бог, Верховный Бог, Верховная Личность. Когда у вас есть это… Так как мы любим кого-то. Склонность любить уже присутствует. В каждом. Но направляем её неправильно. Поэтому Кришна говорит, «Отбросьте все эти объекты любви. Попытайтесь любить Меня».

сарва-дхарман паритйаджйа мам экам
/БГ 18.66/

Таким образом, твоя любовь никогда не сможет удовлетворить тебя.

йенатма  супрасидати
/ШБ 1.2.5/

Если ты хочешь настоящего удовлетворения, тогда ты должен любить Кришну, или Бога. Вот и вся философия,… Ведическая философия. Или возьмите любую философию. Так как в конце концов, все вы хотите удовлетворить себя, получить полное удовлетворение вашего ума. Этого можно достичь тогда, когда вы полюбите Бога. Поэтому та религия, которая учит, обучает кандидата тому, как любить Бога, является первоклассной. Это первоклассная религия.

са ваи пумсам паро дхармо  йато бхактир
/ШБ 1.2.6/

И в этой любви нет каких-то мотивов. Также как здесь в материальном мире, «Я люблю тебя, ты любишь меня». А за всем этим стоит какая-то причина.

ахаитукй апратихата 
/ШБ 1.2.6/

Ахаитукй, без причины.

анйабхилашита - шунйам
/БРС 1.1.11/

Все другие желания свести к нулю. Ноль. Это будет рассказано в Бхагават-Гите.

анйабхилашита – шунйам джнана-кармадй-анавритам

Люди трудятся…Кто-то трудится ради знания и кто-то трудится ради чувственного удовлетворения. Это материальный мир. Это материальный мир. Кто-то пытается стать очень большим учёным, обладающим знанием, «Что это такое? Что это? Что это»? Не ради понимания Бога, но ради того, чтобы обладать каким ненужным знанием. Это называется гйана. И карма означает трудится весь день и ночь ради чувственного удовлетворения. Поэтому бхакти является трансцендентным. анйабхилашита – шунйам джнана-кармадй-анавритам. Она не загрязнена всем этим осквернением, гьяной  и кармой. Поэтому Нароттама дас Тхакур говорит:

джнана-канда, карма-канда, сакали вишера бханда

Заняты ли вы кармической деятельностью или вы заняты деятельностью ради обретения спекулятивного знания или просто обретения знания, это джнана-канда и карма-канда.
Поэтому Нароттама дас Тхакур говорит, что «обе они, джнана-канда и карма-канда, это чаши с ядом. Выпьете ли вы из того, или из этого, это не важно». Карма-канда — в соответствии с кармой, вы получите другое тело. Также джнана-канда. Если вы на самом деле продвинетесь в знании, вы можете получить тело в семье брахмана, в очень образованной семье. Но вы должны будете претерпевать трансмиграцию души, повторение рождения и смерти. Существует риск. Я не знаю, что я могу получить. Это не гарантировано.
Небольшая ошибка. Небольшая ошибка. Также как Бхарата Махараджа, Небольшая ошибка.. В момент смерти он думал об олене. Следующую жизнь он получил жизнь оленя. Небольшая ошибка.

йам йам вапи смаран бхавам тйаджатй анте калеварам
/БГ 8.6/

Так как природа так совершенна, в момент вашей смерти, каково ваше состояние ума, такое же тело вы получите, в следующей жизни.

кармана даива-нетрена
/ШБ 3.31.1/

Так как даива, Кришна находится с вами. Кришна видит, раньше он думал о том, чтобы стать царём. Теперь он думает о том, чтобы стать собакой». Поэтому Кришна сразу же вам даёт. Получите тело собаки. Получите тело льва. Получите тело царя. Получите тело. Подобным образом, если вы думаете о Кришне, получите тело Кришны, сразу же.

тйактва дехам пунар джанма наити мам эти со 'рджуна
/БГ 4.9/

Это сознание Кришны, как научить ум умирать, думая о Кришне. Тогда ваша жизнь успешна. Поэтому мы должны повторять Харе Кришна, всегда думать о Кришне.

ман-мана бхава мад-бхакто  мад-йаджи мам намаскуру
/БГ 18.65/

Тогда ваша жизнь совершенна. Спасибо большое.

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |