| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Бхагават-Гите, 4.3
(23 марта 1974, Бомбей)

Прадьюмна:

са эвайам майа те 'дйа
йогах проктах пуратанах
бхакто 'си ме сакха чети
рахасйам хй этад уттамам

/БГ 4.3/

Перевод: Сегодня Я открываю тебе эту древнюю науку о взаимоотношениях живого существа и Верховного Господа, ибо ты - Мой преданный и Мой друг и потому способен проникнуть в тайну этой божественной науки.

Шрила Прабхупада: Этот стих очень важен для понимания Бхагавад-гиты. Читая интерпретации разных негодяев, невозможно понять Бхагавад-гиту. Это тайна. Рахасьям, непостижимо. Только преданный, находящийся в близких отношениях с Кришной, способен понять это знание. Здесь ясно об этом говорится. Кришна поведал Арджуне Бхагавад-гиту на поле боя. Это не произошло в каком-то салоне, куда приходят подискутировать, покурить и обсудить философию Веданты. Нет. Совсем не так. Это произошло на поле битвы, и всё было очень серьёзно. Кришна выбрал Арджуну. Кришна выбрал... В то время, когда Кришна присутствовал на земле, было множество величайших учёных. Даже Вьясадева жил тогда и многие другие - Асита, Девала... Великие святые личности. Раджа-риши. Махараджа Юдхиштхира был раджа-риши. Потому что в предыдущем стихе Кришна сказал:

эвам парампара-праптам
имам раджаршайо видух
/БГ 4.2/

Тогда почему Он остановил свой выбор на Арджуне? Арджуна был воином, он не был ведантистом. Кшатрии не становятся ведантистами, великими саньяси. Нет. Потому что так называемые ведантисты не способны понять Бхагавад-гиту. Это невозможно. Это тайна. В другом месте Кришна говорит:

нахам пракашах сарвасйа
йога-майа-самавртах
/БГ 7.25/

"Я никому Себя не являю". Йога-майа-самавртах. По этой причине глупцы и негодяи считают Кришну либо выдумкой, либо человеком, исторической личностью.  Либо они говорят "Кришны не существовало. Всё написанное - плод воображения". Потому что эти негодяи не способны понять. Эта способность появляется только тогда, когда человек становится истинным преданным, находящимся в близких отношениях с Кришной. В этом состоит суть данного стиха. В первую очередь надо стать преданным. Потому что... Об этом говорится в 18-й главе:

бхактйа мам абхиджанати
йаван йаш часми таттватах
/БГ 18.55/

На самом деле, таттватах понять, кем является Кришна, можно только при помощи преданного служения. Мы проповедуем преданное служение по всему миру.
 
шраванам киртанам вишнох
смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасйам
сакхйам атма-ниведанам
/ШБ 7.5.23/

ити пумсарпита вишнау
бхактиш чен нава-лакшана
крийета бхагаватй аддха
тан манйе 'дхитам уттамам
/ШБ 7.5.24/

Это слова Прахлады Махараджа. Это составляющие процесса бхакти. Если человек хочет стать бхактой, он должен начать со шраванам. Как, к примеру, вы любезно согласились прийти сегодня, чтобы послушать о Кришне. Это начало процесса бхакти. Только если вы будете слушать о Верховной Личности... Это ведический процесс. Шрути. Шрути. Веда известна как шрути

шрути-смрити-пуранади
панчаратра-видхим вина
аикантики харер бхактир
утпатайаива калпате
/БРС 1.2.101/

Если человек не будет следовать принципам, ведическим принципам, смрити, заключение Вед...  Смрити - это литература, написанная согласно ведическим принципам. Она называется смрити. А шрути значит Веды. 

бхактйа шрута-грхитайа
/ШБ 1.2.12/

Шрута-грхитайа. Шрута-грхитайа имеет два значения. Путем слушания или через ведическую литературу. Посредством ведической литературы... Только бхакти...

В Ведах есть три раздела изучения.
Первый - это самбандха. Самбандха значит: мои отношения с Богом.  Здесь об этом говорится. Веданта говорит:

джанмади асйа йатаха
/Веданта-сутра 1.1.2, ШБ 1.1.1/

Абсолютная Истина - это то, из чего всё исходит. Все, и вы, и я. Вы также изошли из Верховной Абсолютной Истины. Кришна говорит:

мамаивамшо джива-бхутах
/БГ 15.7/

"Все живые существа".

сарва-йонишу каунтейа
/БГ 14.4/

"Любые виды в любой форме жизни". Самбхаванти муртайо йах: "все существующие формы", ахам биджа-прадах пита: "Я являюсь их изначальным отцом". Биджа-прадах пита: отцом, дающим семя. Подобно тому, как отец помещает своё семя в лоно матери, материальная энергия является матерью, а Кришна - отцом. Кришна оплодотворяет материальную природу, и мы появляемся в разнообразных формах. Сведа-джа, падапа-джа и джарайу-джа, и анда-джа. Сведа-джа значит из пота, через пот, как, к примеру постельные клопы. Постельный клоп... Если ваша постель будет грязной, то через ваш пот будут появляться постельные клопы. Они называются сведа-джа, через пот. Есть также анда-джа, существа, появляющиеся из яиц. Например, птицы. Эти живые существа появляются из яиц. Они называются анда-джа. Сведа-джа, анда-джа, джарайу-джа. Эмбрион. Мы развиваемся из эмбриона. Анда-джа, затем джарайу-джа. И падапа-джа, то есть появляющиеся из семян: деревья, растения. В рамках этих четырёх групп существуют разнообразные живые существа, очень разные. Постепенно эволюционируя, мы попадаем в человеческую форму жизни. В человеческой форме есть прерогатива, шанс понять, кто такой Бог и в каких отношениях я с Ним нахожусь. Это называется самбандха-гьяной.

Самбандха, абхидея. Что такое самбандха? Это можно понять на таком примере. Когда встречаются незамужняя девушка и неженатый юноша, то сначала происходит самбандха: отец и мать устанавливают их отношения. Затем между мужем и женой происходит взаимодействие. Это называется абхидея. Почему? Потому что есть необходимость. И что это за необходимость? У них появляются дети. Самбандха, абхидея, прайоджана.

Прайоджана. Любая самбандха, любые отношения устанавливаются, любое действие производится с какой-то целью, прайоджаной. Ведическая литература - это самбандха, абхидея и прайоджана. Ее необходимо изучать в человеческой форме жизни.

ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах
/БГ 15.15/

Изучать Веды - значит понять свои взаимоотношения с Кришной, понять, кто я, какие мои отношения с Ним, как я должен действовать в таких взаимоотношениях и какова цель жизни. Цель жизни - вернуться домой, назад к Богу. В этом состоит цель жизни. Мы упали в эту материальную обусловленную жизнь. Мы испытываем страдания. Но мы не знаем этого, потому что глупы, как животные. Мы не знаем, какова цель жизни. Об этом также говорится в Бхагавад-гите:

джанма-мритйу-джара-вйадхи
духкха-дошанударшанам
/БГ 13.9/

Когда мы поймём, что этот процесс повторяющихся рождений и смертей, старости и болезней мне не нужен... Никто не хочет умирать,  смерть нам навязали. Мы не думаем таким образом: "Это моя проблема. Я не хочу умирать, но смерть неизбежна". Это проблема. Никто не думает о том, как решить эту проблему. Они просто занимаются решением временных проблем. Временные проблемы - это вовсе не проблемы. Настоящая проблема - это как остановить смерть, как остановить рождение, как остановить старение и как избежать болезней. Вот это настоящая проблема. Поэтому Кришна снова появляется здесь.

йада йада хи дхармасйа
гланир бхавати бхарата
/БГ 4.7/

Дхармасйа гланих. Гланих значит то, что искажено. Во имя так называемой религии люди придумывают что-то. Это наша религия. Это - религия индусов. Это - религия мусульман. Это - христианская религия. Или это - буддизм. А это религия сикхов. Это та религия, а это - эта". Они придумали множество религий, множество. Но истинная религия – это

дхармам ту сакшад бхагават-пранитам
/ШБ 6.3.19/

Религия значит   законы, данные Богом. Это религия. Вот простое определение религии: дхармам ту сакшад бхагават-пранитам. Религия - это установленные Богом законы. Это религия. Вот простое определение религии: дхармам ту сакшад бхагават-пранитам. Подобно тому, как государство устанавливает законы. Законы не придумываются. Я уже это неоднократно говорил. Законы устанавливаются государством. Подобно этому религию творит Господь. Если вы принимаете религию Бога, то это называется религией. А что такое религия Бога? (В сторону: Если вы хотите постоять, то идите сюда. Другим не видно). Религия Бога - это... Об этом говорится в Бхагавад-гите:

сарва-дхарман паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
/БГ 18.66/

Это называется религией.  "Оставь все эти глупые религии. Стань преданным и предайся Мне". Это религия. Тот, что не знает, кто такой Бог, кто не знает, как предаться Ему, не может считаться религиозным человеком. Любая религия, лишённая концепции Бога, знания о Боге, знания о процессе предания, называется, как говорится в Шримад-Бхагаватам, "религией мошенников".

дхармах проджджхита-каитавах атра
/ШБ 1.1.2/

Так называемая религиозная система, которая занимается обманом, полностью отвергается. Потому что религия - это пробуждение дремлющей в нас любви к Богу или исполнение законов Бога. Но Кришна говорит, что закон Бога это:

сарва-дхарман паритйаджйа
мам экам шаранам враджа

И как этого достичь? Кришна также говорит и об этом:

ман-мана бхава мад-бхакто
мад-йаджи мам намаскуру
/БГ 18.65/

Только четыре принципа. "Всегда думай обо мне". Харе Кришна. Если вы повторяете Харе Кришна, вы будете помнить о Боге. Ман-манах. Харе Кришна Харе Кришна... Это и есть религия, по крайней мере, религия этого века.

харер нама харер нама
харер намаива кевалам
калау насти эва насти эва
насти эва гатир анйатха

/ЧЧ, Ади 17.21, Брихан-нарадия-пурана 38.126/

Иного пути нет. Повторяйте. Вы найдёте это в любом священном писании. шабдад анавритти, - в Веданта-сутре. Шабдат, просто повторяя эту вибрацию, вы получаете освобождение. В Шримад-Бхагаватам говорится:

киртанад эва кришнасйа
мукта-сангах парам враджет
/ШБ 12.3.51/

калер доша-нидхе раджанн
астй эко махан гунах

Шукадева Госвами сказал: "Махараджа Парикшит, этот век Кали полон порока. Это океан порока. Но он имеет своё преимущество. Что это?".  Киртанад эва кришнасйа мукта-сангах парам враджет. "Если ты будешь повторять святое имя Кришны, то получишь освобождение и попадёшь в духовный мир". Парам враджет. Это наша цель. Человеческая форма жизни предназначена для того, чтобы решить все эти проблемы

джанма-мритйу-джара-вйадхи
/БГ 13.9/

и вернуться назад, домой, к Богу. Но люди не знают... Их не учат тому, кто такой Бог, где Он находится, куда нужно возвращаться, каково моё положение и каковы мои отношения. Ни в одном университете этому не учат ни на одном уроке. Но об этом говорится в Бхагавад-гите. Кришна лично даёт нам наставления. Кришна даёт наставления Арджуне. Но это не значит, что урок предназначен только для Арджуны. Это урок для каждого из нас. Ещё с давних времен. Поэтому Кришна говорит: "Не придумывай новых видов религий". Зачем это делать? Это просто пустая трата времени. Нельзя ничего придумывать. Но они все хотят модернизировать религию. Что это за глупая модернизированная религия? Ты - живое существо. Ты - неотъемлемая частичка Бога. Эти отношения существуют с незапамятных времен, пурана.  Здесь употреблено слово пурана. Пурана значит древний.

на джайате на мрийате ва кадачит,
нитйах шашвато 'йам пуранах
/БГ 2.20/

Мы должны принять эту пурану. Мы пурана, вечные.

на ханйате ханйамане шарире

Мы не погибаем, когда это тело уничтожается. Мы остаёмся. Мы принимаем другое тело.

татха дехантара – праптир
дхирас татра на мухйати
/БГ 2.13/

Это Бхагавад-гита. Но никому это не нужно. Они придумывают свои собственные комментарии. Так вы никогда ничего не поймёте. Поймёте только то, что говорит Кришна:

са эва айам пуратанах
/БГ 4.3/

То же самое. И что это? "Я - Бог. Я - Кришна. Ты - Моя неотъемлемая частица". Это вечные отношения. Их невозможно уничтожить, просто вы о них забыли. Вы забыли о своих отношениях с Кришной. Вы установили отношения со своей семьёй, так называемой семьёй, так называемой страной, так называемым обществом и т.д.  Это всё временные отношения. Предположим, что сегодня я индус. А вы сегодня американец. Но есть ли гарантия, что после смерти вы останетесь американцем, а я - индусом? Или что я приму рождение в той же самой семье? Нет. В зависимости от моей кармы я могу стать котом или собакой. А вы можете стать полубогами. Или ещё кем-то. Но 

дехантара-праптих
/БГ 2.13/

Дехантара-праптих значит, что вам придётся принять новое тело. И существует 8 400 000 видов тел. Вы можете принять любое из них.

пракртех крийаманани
гунаих кармани сарвашах
/БГ 3.27/

Вы впустую потратили своё время, будучи членом семьи или гражданином той или иной страны, но нет никакой гарантии, что в следующей жизни вы будете гражданином этой же страны или членом этой же семьи.  Нет, такой гарантии нет. Дехантара-праптих. Вам придётся принять какое-то тело, а это значит... Любое из этих четырёх... Согласно своей форме...

кармана даива-нетрена
джантур дехопапатти
/ШБ 3.31.1/

Таковы наставления шастр. И это очень важно и научно обоснованно. Но, к сожалению, эти вещи нас не заботят. Мы очень заняты решением временных проблем. Временные проблемы - вовсе не проблемы. Об этом также говорится в "Бхагавад-гите":

агама апайинах анитйах тамс
титикшасва бхарата

матра-спаршас ту каунтейа
шитошна-сукха-духкха-дах
/БГ 2.14/

"Ваши временные проблемы, так называемое счастье и несчастье, являются агамапайинах. Они приходят и уходят".  Они не имеют большого значения. Это как смена времен года. Приходит зима и опять уходит. Сейчас вам холодно, но это тоже пройдёт.  Точно так же и лето - придёт и уйдёт, просто смена времен года. Нам не стоит переживать из-за смены состояний счастья и несчастья. Но мы должны серьёзно относиться к таким проблемам жизни, как

джанма-мритйу-джара-вйадхи
/БГ 13.9/

В этом суть духовного прогресса. Пока вы не станете серьёзными, пока не станете разумными, пока не начнете размышлять таким образом: "Я не хочу умирать. Почему существует смерть?". Это называется разумом.  Вы можете решить свои временные проблемы, но никогда не решите проблему смерти при помощи какой-то материальной деятельности. Никто не хочет умирать.

мртйух сарва-хараш ча ахам
/БГ 10.34/

Но смерть придёт. Люди стали такими неразумными, потому что несерьёзно относятся к настоящим проблемам. Как животные. Животное везут  на бойню, потом оно попадает в мясную лавку, в мясной магазин, и так же происходит с остальными животными. Они не знают, что их держат здесь, чтобы убить. Они не знают. Это животные. Подобно этому, если вы несерьёзно относитесь к этим проблемам, то вы не лучше животного. Каким бы телесным комфортом вы себя ни окружали, вы всё равно животные.

йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке
/ШБ 10.84.13/

Кунапе три-дхатуке, этот мешок, состоящий из трёх элементов, капха-питта-вайю. Если я буду думать, что являюсь этим телом и что удовлетворение желаний моего тела является моим счастьем –

са эва го-кхарах
/ШБ 10.84.13/

то вы ничем не лучше животного. Это животная концепция жизни. Вы должны знать, что вы не являетесь этим телом, а духовной душой. Так сложились обстоятельства, что меня поместили в это тело, но я опять попаду в другое тело. И какое же решение этой проблемы? Оно есть в Бхагавад-гите. Если вы полностью осознаёте, что такое Бхагавад-гита, её учение, тогда вы найдёте в ней ответы на свои вопросы. Несомненно, найдёте. Поэтому Кришна говорит... Эта религия не нова, она древняя, наидревнейшая. Бхагавад-бхакти. Там говорится и о Бхагаване, и о живых существах, и об их взаимоотношениях. Мы забыли Бога, забыли Кришну и заняты решением проблем, но мы позабыли о настоящих проблемах. Поэтому Кришна говорит:

бхакто 'си
/БГ 4.3/

Необходимо стать бхактой. Бхакта значит... Бхагаван, если есть Бхагаван, то есть и бхакта, а значит и бхакти. Но эти люди отрицают существование бхакты, Бхагавана. "Бога нет". Ну как он может стать бхактой? Или как можно заниматься бхакти? Бхакта, Бхагаван, бхакти. Это одно и то же. Бхакта находиться во взаимоотношениях с Бхагаваном, а взаимодействие между Бхагаваном и бхактой называется бхакти. Бхакти значит: анукулйена кришнанушиланам

анйабхилашита-шунйам
джнана-кармадй-анавритам
анукулйена кришнану-
шиланам бхактир уттама
/ЧЧ Мадхйа 19.167, БРС 1.1.11/

Такое определение даёт Рупа Госвами. Подобное определение даётся также и в "Нарада-панчаратре":

сарвопадхи-винирмуктам
тат-паратвена нирмалам
хришикена хришикеша-
севанам бхактир учйате
/ЧЧ, Мадхья 19.170/

Это определения бхакти. Без бхакти никто не может стать бхактой. Бхакта - это тот, кто занимается бхакти. Вот кто такой бхакта. И эта бхакти направлена на Бхагавана. Те, кто занимаются этим процессом бхакти,

шраванам киртанам вишнох...
/ШБ 7.5.23/

Вишну - это Бхагаван, или Кришна. Итак, шраванам, киртанам, необходимо слушать о Кришне. Это шраванам. И киртанам, необходимо воспевать. Это тоже киртанам. Я рассказываю вам, и это тоже киртанам. Вы слушаете меня. Это бхакти.  Шраванам киртанам о Кришне. Повторять имена Кришны, танцевать для него - это бхакти.

шраванам киртанам вишнох смаранам

И помнить о Кришне.

ман-мана бхава мад-бхактах
/БГ 9.34, БГ 18.65/

Если вы займёте свой ум
са вай манах кришна-падаравиндайох
/ШБ 9.4.18/

Наш ум должен быть всегда сосредоточен на лотосных стопах Кришны. Если вы не принимаете арчанам, поклонение Господу в храме, то как же вы сможете всегда быть сосредоточенными на лотосных стопах Кришны?  Это процесс, это не какие-то сантименты. Это научный процесс. Если вы хотите... Ваша задача - стать бхактой. Это совершенство. И так как Арджуна был бхактой, Кришна стал разговаривать с ним. Поэтому, если вы станете... Это не значит, что так может произойти исключительно с Арджуной. Если вы тоже станете бхактой, Кришна тоже заговорит с вами. Сейчас вы говорите: "Где же Бог?". Где Бог? Вот Он. Бог разговаривает. Почему вы не видите Его? Ведь Он разговаривает. Об этом говорится в седьмой главе. Если вы не видите Кришну, если вы не видите Кришну в храме, если вы не видите Кришну на страницах Бхагавад-гиты, тогда Кришна говорит:

расо 'хам апсу каунтейа
прабхасми шаши-сурйайох
/БГ 7.8/

Его можно увидеть, когда мы пьём воду. Во всем, что мы пьём, можно увидеть Кришну. Раса. Этим вкусом является Кришна. Совсем не трудно увидеть Бога. А эти негодяи говорят: "Где же Бог?". Да вот вам Бог. Во вкусе воды. Как вы можете этого не видеть... Дайте мне воды. Кришну можно увидеть всегда при условии, что вы хотите Его увидеть. Но мы не хотим видеть Бога. Вот в этом-то и проблема. Иначе мы бы видели садаива. В "Брахма-самхите" говорится: сантах садаива хрдайешу вилокайанти. Сантах, если вы санта...  Санта значит святой. Если вы станете святыми... Но если вы останетесь негодяями, ворами, котами и собаками, то как вы сможете увидеть Бога? Необходимо стать сантой.

преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена
сантах садаива хрдайешу вилокайанти
йам шйамасундарам ачинтйа-гуна-сварупам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
/Брахма-самхита 5.38/

Необходимо стать сантой. Будучи настолько привязанными к греховной деятельности, как вы сможете увидеть Бога? Это невозможно. Сначала необходимо покончить с греховной деятельностью? Что такое греховная деятельность? Незаконный секс, мясоедение,  употребление одурманивающих веществ и азартные игры. Вот и всё. Необходимо с этим покончить.

йешам анта-гатам папам
джананам пунйа-карманам,
те двандва-моха-нирмуктах
/БГ 7.28/

Если вы становитесь лидером, так называемым лидером, лидером-негодяем, имея пристрастие к незаконному сексу и употреблению одурманивающих веществ или мясоедению, то вы занимаетесь греховной деятельностью. А если вы грешите, то как можете вести за собой людей?

андха йатхандхаир упанийаманах
/ШБ 7.5.31/

Слепец ведёт за собой слепцов. Поэтому и решения нет. Почему весь мир погружён в хаос? Потому что все лидеры занимаются греховной деятельностью. Вот определение греха:

стрийа-суна-пана-дйута
йатра папаш чатур-видхах
/ШБ 1.17.38/

Итак, увидеть Бога не так уж и трудно при условии, что вы очистились, стали чистым. Движение сознание Кришны даёт возможность очиститься. Это процесс очищения. Первое условие... Мы не принимаем негодяев, которые имеют пристрастие к этим четырём видам греховной деятельности. Наше условие состоит в том, что вы, в первую очередь, покончите с незаконным сексом, мясоедением, употреблением одурманивающих веществ, перестанете пить чай и курить. Необходимо всё это прекратить. А также азартные игры. Вот эти замечательные молодые люди отказались от всего этого.  В своей прошлой жизни они имели пристрастие к этим вещам, но избавились от этих привычек. Поэтому они и прогрессируют. Санта, они стала санта, святыми. Кришна является парам павитрам. После того, как Кришна обратился к Арджуне, который услышал Бхагавад-гиту

парам брахма парам дхама
павитрам парамам бхаван
/БГ 10.12/

он понял: Павитрам парамам бхаван: "Ты - наичистейший". Невозможно обратиться к кому-то чистому, будучи нечистым. Необходимо стать чистым. Поэтому процесс повторения Харе Кришна мантры является очищающим процессом. Чем больше вы повторяете, ты больше очищаетесь.

чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам
шрея-каирава-чандрка-витаранам видья-вадху-дживанам
анандамбудхи-вардханам прапти-падам пурмамртасваданам
сарватма-снапанам парам виджаяте шри-кришна-санкиртанам
/ЧЧ, Антья 20.12/

Присоединяйтесь к движению Харе Кришна. Это так легко. Даже ребёнок может стать его участником. Видите? Эти дети не родились в семьях брахманов, в той или иной семье. Не нужно обращать на это внимания. Ведь они поют святые имена и танцуют, при этом очищаясь. Каждый шаг их танца записывается, каждый шаг. Аджната-сукрити.

чатур-видха бхаджанте мам
/БГ 7.16/

Это шанс. Мы открываем эти центры, чтобы дать людям возможность очиститься и понять Кришну. И тогда жизнь станет успешной. Большое спасибо.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |