| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Бхагавад-Гите 7.1
(8 сентября 1973 года, Стокгольм)

Шрила Прабхупада:
…йогам йунджан мад-ашрайах
асамшайам самаграм мам
йатха джнасйаси тач чхрину
/БГ 7.1/

Шри бхагаван увача. Бхагаван, означает Верховное Существо. Это также слово из словаря… Я обратился к оксфордскому словарю. «Бог», Бог означает «Верховное Существо». И Верховный означает… об этом также говорится в словаре, «величайший авторитет». Итак, Бог значит самый высочайший авторитет, верховный, верховное существо. У нас есть небольшое понимание верховного. Предположим, когда вы идёте на работу к себе в офис, владелец предприятия или управляющий директор заведения, его называют верховным. У нас есть опыт высочайшего суда в Индии, у нас есть верховный суд. Если есть какое-то решение, которое не принимается спорящей стороной, то оно может пойти в Верховный суд. И решение, которое выносит Верховный суд окончательное. Больше никаких апелляций. Оно конечное. Верховный означает конечный.

Итак, бхагаван увача. Бхагаван, значит Верховное существо. Мы все являемся существами. Мы живые существа. Подобным образом, Бхагаван, или Бог, Он также является живым существом. Как живые существа мы одинаковы. Но это верховное живое существо. Нет никого более великого, чем Он. Здесь мы можем различать. Я здесь. Вы можете быть более великим, чем я. Другой человек может быть более великим, чем вы. Другая личность может быть более могущественной, чем он. Таким образом, вы можете продолжать искать, более великого, ещё более великого, больше, больше, и когда вы придёте к личности, которого никто не превосходит, то это Бог. В наши дни, стало модным, иметь так много богов. Особенно, когда они приезжают в вашу страну, в западные страны. Но Бог не может быть во множественном числе. Бог всегда в единственном числе, один. Если Бог во множественном числе, тогда это не Бог. Это множественное число Богов, может быть живыми существами. Мы являемся живыми существами, и Бог также живое существо, но верховное живое существо. В этом разница. Это утверждение Вед.

нитйо нитйанам четанаш четананам
эко бахунам йо видадхати каман
/Катха-упанишад, 2.2.13/

Описание бога, Он нитйа. Нитйа, значит вечный. А мы живые существа, мы также вечные.

на ханйате ханйамане шарире
/БГ 2.20/

В настоящий момент мы находимся в материальных условиях, мы меняем тело. Эта перемена тела называется смерть. На самом деле живое существо в теле не имеет смерти.

на джайате мрийате ва кадачит
/БГ 2.20/

Это описание есть в Ведической литературе. Итак, Бог также нитйа, вечный. Мы также вечны. Бог также сознающий, и мы также сознающие. У нас есть знание и у Бога есть знание. Разница в том, что у меня есть знание, ограниченное пределами этого тела. У меня нет знания, что происходит в вашем теле, а также вы не знаете, что происходит в моём теле. Поэтому, мы являемся индивидуальностями. Но Бог, хотя он также индивидуальность, Он распространен повсюду. Это Бог.

андатара-стха-параману-чайантара-стхам
/Брахма-самхита 5.35/

Бог находится во вселенной, внутри вас, внутри меня, внутри атома. Андатара-стха-параману... Параману, значит атом. Он также есть внутри атома. Но я, вы, ограничены этим телом. Мы ограничены. Я не могу сказать, что я понимаю, что происходит в вашем теле, боли и радости. Я этого не могу сказать. Но я могу понять боли и радости моего тела. Итак, качество то же. У Бога есть знание. Вы, вы, я, мы обладаем знанием. Но наше знание ограничено. Знание Бога не ограничено. Но знание есть, сознающий. Поэтому Веды говорят

нитйо нитйанам четанаш четананам
/Катха-упанишад, 2.2.13

Он верховный и вечный среде других вечных. Он верховный сознающий среди всех других сознающих. В этом состоит отличие.

Итак, Бхагаван значит обладающий верховными богатствами. Бхага, значит богатство. Также как богатство, слава, сила, красота, знание, отречение. Это называют достояниями. Итак, у вас есть немного достояний. У меня есть немного денег. У вас есть немного денег. Но я не могу заявлять, а также вы не можете заявлять, что вы обладаете всеми богатствами мира или вселенной. Вы не можете этого заявлять. Никто не может заявлять. Но Бог может заявить. В этом разница. Также как Он заявляет… Мы понимаем из Бхагават-Гиты:

бхоктарам йаджна-тапасам
сарва-лока-махешварам
сухрдам сарва-бхутанам
джнатва мам шантим рччхати
/БГ 5.29/

Бог говорит, что «Я являюсь наслаждающимся всем». Мы действуем в этом материальном мире, чтобы чем-то наслаждаться. Мы трудимся день и ночь, чтобы обрести плод нашего труда и наслаждаться им. Все, или он занимается бизнесом или он человек профессии, или он рабочий или любой, он тяжело трудится, день и ночь, чтобы наслаждаться чем-то. Итак… Но мы не можем заявлять, что мы можем наслаждаться всем в этом мире. Хотя мы обладаем способностью действовать, но ограниченной силой наслаждаться. Неограниченный наслаждающий это Кришна, Верховная Личность Бога. Также как мы хотим наслаждаться жизнью, семейной жизнью. Мы женимся на одной девушке. Или, в некоторых странах, у нас есть более чем одна жена, - две, три, четыре. Но когда Кришна женился, Он женился на 16108. итак… И у 16 тысяч жён было 16 тысяч дворцов. И у каждой жены было 10 детей. И Кришна также распространил Себя в 16108. Это Бог. Для нас, очень трудно поддерживать даже одну жену в настоящий момент. В этом разница.

Просто попытайтесь понять, в чём значение этого слова бхагаван. Бхага, значит богатство. Это одно из богатств, достояний. Когда Кришна был на этой планете, Он был настолько богатым, что Он мог поддерживать 16 тысяч цариц в 16 тысячах очень дорогих дворцов, из мрамора, мебель из слоновой кости, и кровати из шёлка,  каждая комната была украшена драгоценностями, сверкающими драгоценностями, так, что ночью не было необходимости в электричестве или лампе. Эти описания дворцов Кришны,  16 тысяч жён Кришны, экспансии Кришны в 16 тысяч форм есть в Шримад-Бхагаватам. Это Бхагаван. Бхагаван, значит обладающий неограниченным могуществом. Это Бхагаван.

Итак, в этой главе, мы пытаемся понять кто такой Бхагаван. Это движение сознания Кришны означает попытаться понять кто такой Бхагаван, Верховная Личность Бога. Мы пытаемся сделать это. Бхагавана очень трудно понять, но существует процесс, с помощью которого вы можете понять Бога или Бхагаван. Этот процесс описывается Самим Верховным Господом, Бхагаван. Бхагаван увача. Что это за процесс?

майй асакта-манах партха
йогам йунджан мад-ашрайах
асамшайам самаграм мам
йатха джнасйаси тач чхрину
/БГ 7.1/

"Мой дорогой Арджуна, теперь я объясню тебе. Слушай внимательно". Тач чхрину. Что это такое? Майй асакта-манах партха. "Ты должен увеличить свою привязанность ко Мне".
Майй асакта. Майй асакта. Майй значит, «ко Мне», и асакти значит привязанность". Майй асакта-манах. Ум необходимо обучать таким образом, чтобы вы увеличивали вашу привязанность к Богу, или Кришне. Когда мы говорим Кришна, мы понимаем «Бог». Кришна, это одно из имён Бога. Есть множество миллионов имён, из которых «Кришна» является самым главным. Потому что слово, Кришна, означает всепривлекающий, потому что Он полон богатств. Также как в этом материальном мире, если один человек очень богат, он привлекателен. Он привлекает внимание общей массы людей. Если он очень могущественен, он привлекает внимание. Если он очень знаменит, обладает репутацией, он привлекает внимание. Если он очень разумен, образован, он привлекает внимание. Но у Кришны всё это есть во всей полноте. Поэтому, Он привлекает внимание каждого. Поэтому его зовут Кришна.

Итак, Кришна говорит: «Просто попытайся увеличить твою привязанность ко Мне. Практикуй это». Это не сложно. Также как у нас есть привязанность к чему-то в этом материальном мире. Кто-то привязан к тому, чтобы заниматься бизнесом, кто-то привязан к женщине, кто-то привязан к мужчине, кто-то привязан к богатствам, кто-то привязан к искусству, кто-то привязан к… Так много всего. Есть много объектов привязанности. Итак, у нас есть привязанность. Мы не можем отрицать. Все. У нас есть привязанность к чему-то. Эту привязанность надо перенести на Кришну. Это называется сознание Кришны. Мы привязаны к чему-то с помощью сознания, не слепо. Итак, у нас есть сознание. Когда мы обращаем наше внимание, или обучаемся, чтобы увеличить нашу привязанность к Кришне, это называется бхакти-йога. Бхакти-йога. Вы слышали название йога. Йога означает связь. Итак, если вы будете практиковать эту бхакти-йогу, тогда, постепенно, вы увеличите вашу привязанность к Кришне. Это.. Об этом также говорится в Бхагават-Гите:

бхактйа мам абхиджанати  йаван йаш часми таттватах
/БГ 18.55/

"Если вы будете бхакти-йогами, это называется бхактйа, тогда ты сможешь Меня понять. И никак иначе".

Есть разные виды систем йоги: бхакти-йога, джнана-йога, карма-йога, хатха-йога, дхйана-йога. Так много йог. Но бхакти-йога самая лучшая. Об этом говорится в последней главе. Я читаю вам седьмую главу. В конце шестой главы Кришна говорит:

йогинам апи сарвешам
мад-гатенантаратмана
шраддхаван бхаджате йо мам
са ме юктатамо матах
/БГ 6.47/

Йогинам апи сарвешам. Тот, кто практикует систему йоги, его называют йогом. Итак, Кришна говорит: йогинам апи сарвешам: "Из всех йогов…» Я уже говорил. Есть разные виды йогов. «Из всех йогов…». Йогинам апи сарвешам. Сарвешам, значит, «из всех йогов». Мад-гатенантар-атмана: "Тот, кто думает обо Мне». Мы думаем о Кришне. У нас есть форма Кришны. Божество Кришны. Мы Ему поклоняемся. Поэтому, если мы занимаемся поклонением Божеству, форме Кришны, которая не отлична от формы Кришны, или, в отсутствии Божества, если мы повторяем святое имя Кришны, это также Кришна..

абхиннатван нама-наминох
/ЧЧ, Мадхья 17.133/

Кришна, это Абсолют. Поэтому, нет разницы между Им и Его именем. Нет разницы между Им и Его формой. Нет разницы между Им и Его изображением. Нет разницы между Им и темами связанными с Ним. Всё, что связано с Кришной это Кришна. Это называется Абсолютное знание. Итак, или вы повторяете имя Кришны или вы поклоняетесь форме Кришны – всё это Кришна.

Итак, есть разные формы преданного служения
шраванам киртанам вишнох
смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасйам
сакхйам атма-ниведанам
/ШБ 7.5.23-24/

Просто слушайте о Кришне. Это слушание также Кришна. Также как мы пытаемся слушать о Кришне. Итак, это слушание это также Кришна. Эти парни и девушки воспевают. Это воспевание также является Кришной. Шраванам киртанам. Затем смаранам. Когда вы воспеваете о Кришне, если вспоминаете изображение Кришны, это также Кришна. Или вы видите картину Кришны. Это также Кришна. Вы видите Божество Кришны. Это Кришна. Вы что-то узнаёте о Кришне. Это также Кришна. Итак, в любом случае,

шраванам киртанам вишнох
смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасйам
сакхйам атма-ниведанам

Любой из девяти процессов, если вы примите их, вы сразу же свяжетесь с Кришной. Или вы примете все девять процессов или 7 или 6 или 5 или 4 или 3 или 2, или, по крайней мере 1, если вы строго примете и… Предположим это воспевание. Оно ничего не стоит. Мы повторяем по всему миру. Любой, может повторять, повторяя за нами. Вам это ничего не стоит. И если вы будете повторять, то для вас не будет никаких потерь. Но если вы будете это делать, вы сразу же войдёте в контакт с Кришной. В этом благо. Сразу же. Так как имя Кришны и Кришна не отли…

абхиннатван нама-наминох
/ЧЧ, Мадхья 17.133/

Это описывается в ведической литературе. Абхиннатван нама-наминох Нама чинтаманих Кришнах. Имя Кришны это чинтамани. Чинтамани, значит духовно.

чинтамани-пракара-садмасу калпа-врикша-лакшавритешу
/Брахма-самхита 5.29/

Это ведические описания. Где живёт Кришна, описывается место: чинтамани-пракара-садмасу калпа-врикша-лакшавритешу сурабхир абхипалайантам. Итак, нама, святое имя Кришны, это также чинтамани, духовно. Нама чинтаманих кришнах. Это тот же самый Кришна, личность.

нама чинтаманих кришнас чайтанйа
/ЧЧ, Мадхья 17.133/

Чайтанйа, означает не мёртвый, но живое существо. Вы можете получить то же благо, повторяя имя, как если бы вы лично общались с Кришной. Это также возможно. Но вы это осознаете постепенно. Нама чинтаманих кришнас чайтанйа–раса-виграхах. Раса-виграха, означает удовольствие, источник наслаждения. Также как эти парни и девушки, когда они повторяют, они танцуют в восторге. Никто не может поспеть за ними. Но они не безумцы, они повторяют. На самом деле, они получают какоё-то наслаждение, трансцендентное наслаждение. Поэтому они танцуют. Это не этот собачий танец. Нет. Это по настоящему духовный танец, танец души. Поэтому, Его зовут раса-виграха, источник всего наслаждения.

нама чинтаманих кришнас чайтанйа-раса-виграхах пурнах

Полон. Не так, что на один процент меньше, чем Кришна. Нет. 100% Кришна. Полон. Пурна. Пурна значит полный. Пурнах-шуддхах. Шуддха, значит очищенный. В этом материальном мире есть осквернение. Материально, когда вы повторяете любое имя, потому что оно материальное осквернено, вы не сможете так долго продолжать. Это другой опыт. Но это повторение Харе Кришна мантры, если вы будете продолжать повторять в течение 24 часов, вы никогда не будете чувствовать усталость. Это проверка. Продолжайте воспевать. Эти парни могут воспевать 24 часа, ничего не кушая, не употребляя воду. Это настолько хорошо. Так как оно полно, духовно, шуддха. Шуддха, значит чистое. Материальное удовольствие, любое удовольствие… Высочайшее удовольствие в материальном мире это секс. Но вы не можете наслаждаться им 24 часа. Это невозможно. Вы можете им наслаждаться в течение нескольких минут. И всё. Если даже вас заставят наслаждаться, вы откажетесь. «Нет, хватит» . Это материально. Но, духовное означает, что этому нет конца. Вы можете наслаждаться вечно, 24 часа. Это духовное наслаждение.

брахма-саукхйам анантам
/ШБ 5.5.1/

Анантам. Анантам значит бесконечное.
Итак, для того, чтобы наслаждаться этим духовным наслаждением, вы должны практиковать некоторую тапасью, аскезу. Потому что вы духовны, все мы, духовны. Ахам брахмасми. Мы не являемся этим материальным телом. Мы меняемся. Оно даётся на несколько лет. И снова мы меняем на другое тело, другое тело. Происходит эта смена тел, потому что мы ищем материального удовольствие. Итак, Бог даёт нам разные виды тел для наслаждения разными видами материальных удовольствий. Но если мы хотим наслаждаться духовным наслаждением, тогда вам не нужно менять тело. Это миссия сознания Кришны. Каждый из вас хочет наслаждения, но это наслаждение, в материальном мире, вы не можете наслаждаться постоянно. Но если очиститесь от этого материального осквернения, если вы снова не примете этого материального тела, и вы будете оставаться в вашем духовном теле, тогда вы будете наслаждаться трансцендентным блаженством вечно.

Итак, эта человеческая форма жизни предназначена для этой цели. Более низкие, чем человеческая формы жизни, кошки и собаки, они не могут понять, что такое духовное наслаждение. Это не возможно. Но в человеческой форме жизни вы можете понять, что такое дух и что такое материя и что такое духовное наслаждение. Мы можете проводить такое различие. Сознание настолько развито в человеческой форме жизни. Но если мы будем неправильно использовать это развитое сознание ради материального удовольствия, тогда мы пропускаем эту возможность. Это движение сознания Кришны. Наше движение сознания Кришны это то, что у вас есть эта человеческая форма жизни. Не пропустите эту возможность. Тогда вы сможете, если вы воспользуетесь правильным образом, если вы обучитесь, вы сможете перенестись на уровень вечного, духовного блаженства. Это движение сознания Кришны.

Итак, здесь Кришна учит лично, как вы можете стать сознающим Кришну. Это первое. Он говорит:

майй асакта-манах партха
/БГ 7.1/

"Мой дорогой Арджуна, если ты увеличишь твою привязанность ко Мне, то это начало». И то конец. Это начало, и это конец. Это не начало чего-то… Духовное означает, что это не начало и не конец ничего. Начало и конец, одни и те же. Если вы увеличите вашу привязанность к Кришне… Так как в настоящий момент, в нашей материальной обусловленной жизни у нас нет привязанности к Кришне. У нас есть привязанность не к Кришне. Поэтому вы должны перенести эту привязанность на Кришну. Привязанность есть, вы просто должны переместить объект привязанности. Итак, здесь сказано: майй асакта-манах партха йогам йунджан мад-ашрайах. Это йога. Это медитация. Если вам нравится медитация, тогда медитируйте на Кришну, одну форму Кришны, играющую на флейте, голубоватого цвета, с павлиньим пером в голове. Есть такое описание. Бархаватамсам аситамбуда-сундарангам.

венум кванантам аравинда-далайатакшам
бархаватамсам аситамбуда-сундарангам
кандарпа-коти-каманийа-вишеша-шобхам
говиндам ади-пурушам там ахам-бхаджами
/Брахма-самхита 5.30/

Венум кванантам. Кришна это, вы увидите, изображение Кришны, всегда с флейтой в руке. Всегда радостен. Так как Он является Верховным Господом, поэтому он никогда не грустит. Всегда радостен. Это признак духовной жизни. Вы увидите, что Кришна всегда улыбается, всегда играет на своей флейте. Также как вы видите в материальном мире, у кого-то есть флейта, он играет и наслаждается. Итак, это имитация. Это наслаждение не будет длиться долго. Но игра Кришны на флейте постоянная. Он наслаждается постоянно. Венум кванантам аравинда-далайатакшам. И Его глаза подобны лепесткам лотоса. Очень красивые. Венум кванантам аравинда-далайатакшам, бархаватамсам аситамбуда-су... Бархаватамсам, павлинье перо. Ему очень нравится павлинье перо. Поэтому оно находится в Его голове. Бархаватамсам аситамбуда-сундарангам. Очень прекрасное тело, как новое, темноватое облако. Но очень прекрасное. Темноватое облако. Аситамбуда-сундарангам. Кандарпа-коти-каманийа. Но хотя Он темноватый, Он более прекрасный чем миллионы и триллионы купидонов. Кандарпа... Поэтому, Он самый красивый.

венум кванантам аравинда-далайатакшам
бархаватамсам аситамбуда-сундарангам
кандарпа-коти-каманийа-вишеша-шобхам
говиндам ади-пурушам там ахам-бхаджами
/Брахма-самхита 5.30/

Вишеша-шобхам. Особенно прекрасный. вишеша-шобхам говиндам ади-пурушам там ахам-бхаджами. Итак, это Божество, описание Кришны, есть здесь в храме в книге. Поэтому, если вы будете постоянно думать об этой прекрасной форме Кришны, это называется идеальная медитация. Если вы будете о ней просто думать. Это очень легко. Если вы… Мы всегда привязаны к прекрасным вещам. Итак, Кришна является самым прекрасным. Итак, если вы будете медитировать на Кришну, тогда ваша медитация станет очень легкой и совершенной. Потому что Кришна сказал,

йогинам апи сарвешам мад-гатенантар-атмана
/БГ 6.47/

"Из всех йогов, тот, кто думает обо Мне», мад-гатенантар-атмана шраддхаван, "с преданностью и верой", бхаджате йо мам, "занимаясь преданным... ", самеюкта..., "он является йогом первого класса».

Итак, вы можете стать первоклассным йогом дома без всяких расходов, без всяких потерь. Но станьте, станьте величайшим йогом и достигните результата. Движение сознания Кришны настолько замечательное. Мы распространяем эту систему йоги… Мы ничего не меняем. Мы не бизнесмены, когда мы даём вам что-то и просим за это что-то. Конечно, когда мы даём вам книгу, мы берём, потому что мы должны платить печатникам. Это совсем другое. Что же касается наших слов, нашего служения, мы ничего за это не берем. Это не наше движение. Это бесплатно.

Итак, Кришна говорит:
майй асакта-манах партха
/БГ 7.1/

Таким образом вы можете начать вашу привязанность к Кришне. майй асакта-манах партха
 йогам... Это йога. Увеличивать привязанность к Кришне это первоклассная йога. Но как это возможно сделать? майй асакта-манах партха йогам йунджан мад-ашрайах. Вы должны принять прибежище у Кришны или его представителя. Ашрайа. Ашрайа, значит принять прибежище. Вы не можете практиковать йогу отдельно. Вы должны принять прибежище у Кришны или его представителя. Это называется мад-ашрайа. Или мад-ашрайа, означает, «Тот, кто принимает прибежище у Меня».

Кто-то может сказать: «Как я могу принять прибежище у Кришны? Кришны здесь нет».
Он присутствует везде. Это вопрос осознания. Тогда примите прибежище у Его представителя. Мад-ашрайа.

асамшайам самаграм мам йатха джнасйаси тач…
/БГ 7.1/

Асамшайам, "без сомнения," самаграм, "полностью," йатха, "как," джнасйаси, "как вы можете понять," тач чхрину, "услышь от Меня". Кришна Сам описывает, как вы можете увеличить привязанность к Кришне.  Это будет подробно описано. У нас теперь нет времени читать, но я могу рассказать вам один или два стиха. Также как Кришна говорит:

расо 'хам апсу каунтейа  прабхасми шаши-сурйайох
/БГ 7.8/

Расо 'хам. Раса, значит вкус, или приятный вкус. Также как вы едите сладкий шарик или что-либо, что-то съедобное, есть приятный вкус того, что вы едите. Или вы пьёте воду. Вы испытываете жажду, вы хотите воды. Но в воде есть приятный вкус. Иначе, как вы утолите жажду? Вкус есть. Все это знают. Итак, Кришна говорит, расо 'хам апсу каунтейа: "Любая жидкость, вкус, которая привлекает вас, это я». Даже если вы пьяница, вам нравится вкус вина, я тогда советую вам просто думать о том, что «этот вкус вина это Кришна». Это сделает из вас йога. Это сделает вас величайшим йогом. Если вы будете просто думать, что «я пробую вино. О, очень приятный вкус. Это Кришна». Есть ли какая-то потеря, в том, чтобы так думать? Это сознание Кришны. расо 'хам апсу каунтейа  прабхасми шаши-сурйайох: "Я являюсь сиянием солнца и луны». Теперь каждый день, утром, вы видите, как сияет солнце. Итак, как только вы видите сияние солнца, если вы будете думать о Кришне: «О, это солнце сияет это Кришна», вы станете йогом. Вы станете йогом. Также ночью, как только вы видите сияние луны, вы сразу же подумаете, «Это сияние луны это Кришна»…

Итак, вы можете стать сознающим Кришну в любых обстоятельствах. Нет никаких ограничений, что «вы должны стать сознающими Кришны при таких условиях, таких условиях». Условия будут введены позднее. Сначала, попытайтесь стать … тогда вы, по крайней мере, вы пьёте воду так много раз в течение дня, тогда просто попытайтесь думать, что вкус воды это Кришна. Это начало вашей системы йоги Кришны. И тогда, если вы будете повторять Харе Кришна мантру,

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе

Тогда вы станете, постепенно, величайшим йогом, не становясь очень образованным учёным, не становясь Ведантистом, не становясь религиозным человеком или… Просто благодаря это процессу просто попытайтесь практиковать, и ваша жизнь станет совершенной.

Большое спасибо. Харе Кришна.

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |