| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Бхагават-Гите, 7.3
(18 февраля 1974, Бомбей)

Прадьюмна:
манушйанам сахасрешу
кашчид йатати сиддхайе
йататам апи сиддханам
кашчин мам ветти таттватах
/БГ 7.3/

Перевод: "Из многих тысяч людей едва ли один стремится к совершенству, а из достигших совершенства едва ли один воистину познал Меня".

Прабхупада: Манушйанам сахасрешу. Сахасрешу значит многие тысячи, многие. Это значит из миллионов и триллионов людей. Сто тысяч составляют один лакх. Сто лакхов составляют крор, а сто тысяч кроров - это миллиарды и триллионы, бесконечное множество. В первую очередь, манушья. Манушья значит человек. В соответствии с эволюционным процессом, чтобы получить человеческую форму жизни, необходимо ждать многие миллионы лет.

ашитим чатураш чаива
лакшамс тан джива-джатишу
/Брахма-ваиварта-пурана/

Теория эволюции описана в "Падма Пуране". Дарвин  отверг эту теорию и вместо этого предложил свою искажённую теорию, но в ней мало научного, хотя её считают таковой. И все же теория эволюции - это факт. Мы не просто вдруг получаем человеческое тело.

татха дехантара-праптих
/БГ 2.13/

"После смерти душа получает новое тело, дехантара". Мы также получаем в этой жизни дехантара, новое тело. Вместо тела младенца мы получаем тело более взрослого ребёнка, вместо тела более взрослого ребёнка мы получаем тело подростка, а тело подростка сменяем на тело юноши, а тело юноши превращается в тело старика. Разве всё это не новые тела? Но мошенники не верят в трансмиграцию души. Но ведь это столь разумно. Сменив несколько тел, я получил тело старика. Что же ждёт меня дальше, после этого старого тела? Должно быть ещё какое-то тело, это так разумно. Но у этих мошенников не хватает мозгов понять, что после смерти снова наступает жизнь. Крупные европейские профессора не верят в переселение души.

Итак, манушьям. Существует также много человеческих форм жизни. Как описывается в ШБ 2.4.18

кирата-хунандхра-пулинда-пулкаша
абхира-шумбха йаванах кхасадайах

есть африканцы, моголы, хуны... Так много. Нам известны многие типы человеческих тел.  Из них немногие, известные как арьяны, являются лучшими представителями человечества. А среди арьянов самыми лучшими являются те, которые следуют ведическим принципам. Но те, которые придерживаются ведических принципов и которые говорят: "Мы - последователи варнашрама-дхармы", которые известны как индусы, на самом деле, хотя и утверждают обратное, не следуют этим принципам. Они не придерживаются этих принципов. Они действуют вопреки этим принципам. Поэтому в этом стихе говорится, что хотя после многих миллионов лет живая душа и получает человеческое тело, всё же существует много разных типов человеческого тела. По этой причине говорится:

манушйанам сахасрешу
/БГ 7.3/

"Из многих миллионов людей", кашчид йатати сиддхайе. Сиддхае. Сиддхае значит получить духовную энергию, или силу. Это называется сиддхи.

Бхукти-мукти-сиддхи. Живущие в человеческом обществе занимаются тремя видами деятельности. Некоторые из людей карми. Они наслаждаются жизнью или хотят ею наслаждаться, много работая. Наслаждение – значит

ахара-нидра-бхайа-маитхунам
/Хитопадеша/

Вкусно есть, сладко спать, наслаждаться сексом и защищаться. Это называется материальным наслаждением. Я считаю себя успешным человеком, если я защищён, если у меня есть хороший счёт в банке, если у меня милая, красивая жена и если я вкусно ем ради удовлетворения своего языка. Но это не успех. Успех - это нечто совсем другое. Это называется бхукти, материальное наслаждение. Итак, бхукти-мукти-сиддхи. Когда человеку надоедает тяжело трудиться ради материальных наслаждений и его сознание приподнимается над ними, он получает некое духовное понимание... Мы говорили об этом вчера.

джнанам те 'хам са-виджнанам
/БГ 7.2/

Это - знание. Тяжело работать подобно ослу, ради удовлетворения чувств - это не сиддхи. Сиддхи - это что-то совершенно иное. Сиддхи значит отождествлять себя на духовном уровне и стремиться к этому. Это называется сиддхи. Попытка достичь этого, называется мукти, избавление от материальной запутанности.

Бхукти-мукти-сиддхи. Существует три ступени.
Сиддхи - это понимание своей духовной сути и стремление сделать свою жизнь совершенной, руководствуясь этим пониманием. В противном случае, это бхукти мукти. В "Чайтанья-чаритамрите" говорится:

бхукти-мукти-сиддхи-ками
сакали ашанта
/ЧЧ, Мадхйа 19.149/

"Пока живое существо будет находиться на уровне бхукти, мукти и  сиддхи, он не будет иметь покоя. Человек работает, потому что у него есть желания". Сиддхи предназначены специально для йогов. Йогам нравится творить чудеса: анима, лагхима, прапти-сиддхи, ишита, вашита. Существует 8 мистических сиддх. Такой тип сиддх не рекомендуется. Сиддхи значит понимание своей духовной сущности и стремление к ней; это называется сиддхи. Манушьям...  Кто об этом знает? Люди не получают такое образование. Поэтому Кришна говорит:

манушйанам сахасрешу

"Из миллионов людей, едва ли один стремится достичь этой сиддхи, совершенства жизни, которое состоит в понимании своей духовной природы и стремлении достичь её". Это называется сиддхи. И

йататам апи сиддханам

"Из тех миллионов, которые достигли сиддхи, и не остановились на достигнутом, стремясь дальше прогрессировать, только один может понять Кришну". Нелегко понять Кришну. Простым людям не под силу понять Кришну, Верховную Личность Бога, если они не находятся на ступени сиддхи. Но, как говорит Сам Кришна в "Бхагавад-гите", Его можно постичь при помощи процесса бхакти.

бхактйа мам абхиджанати
йаван йаш часми таттватах
/БГ 18.55/

Здесь говорится:  

манушйанам сахасрешу
кашчид йатати сиддхайе
йататам апи сиддханам
кашчин мам ветти таттватах
/БГ 7.3/

Таттватах значит истина. Просто узнать Кришну поверхностно... Как скажем, в толковом словаре английского языка даётся объяснение: "Кришна является индийским богом". Что он знает о Кришне? "Индийский бог". Есть много индийских богов. Согласно концепции индуизма существует 33 кроры полубогов, главными из которых являются Господь Брахма, Господь Шива, Господь Вишну, Сурья и Ганапати. Индусы поклоняются кто Вишну, кто Шиве, кто Брахме, а некоторые поклоняются Солнцу. Парсы поклоняются Солнцу. Думаю, я прав. Значит, их тоже можно считать индусами, а ведь на самом деле они пришли из Персии. Когда в Персии начались проблемы, связанные с Мухаммедом, они покинули свою страну и перебрались в Индию. Это исторический факт.

Итак, этим пяти богам особым образом поклоняются. Считается, что Кришна входит в категорию Вишну, поэтому в толковом словаре английского языка объясняется, что Кришна является одним из богов. У них сложилось представление, что у индусов много богов. Но на самом деле, это не факт. Боги являются слугами Кришны. Как, скажем, во дворце царя даже слуги одеты в царские одежды. Подобно этому, Индра, Чандра, Сурья являются слугами. И Чандра является слугой, и Индра. В "Брахма-самхите" говорится:

йасйаджнайа бхрамати самбхрта-кала-чакрах
/Брахма-самхита 5.52/

Солнце - это могущественный бог. Вы видите планету Солнце, но внутри планеты находится бог Солнца, чьё имя, Вивасван, также упоминается в "Бхагавад-гите". Как вы знаете имя вашего президента мистера Никсона, так же и мы знаем, какой бог управляет планетой Солнце. Откуда мы знаем? Мы знаем об этом из "Бхагавад-гиты".

вивасван манаве праха
/БГ 4.1/

Президентом, или управляющим богом планеты Солнце, является Вивасван. Ману - его сын, а от Ману произошло слово манушья. Манушья значит тот, кто происходит от Ману. Человеческий род пошёл от Ману. Поэтому последователи ведической традиции следуют принципам, или кодексу "Ману-самхиты". "Ману-самхита" - это закон, индийский закон, который всё ещё принимают, хотя в него и было внесено много дополнений. Но его нельзя дополнять. В "Ману-самхите", к примеру, ничего не говорится о разводах. А теперь согласно новым индийским законам разводы разрешены. Это противоречит "Ману-самхите".

Итак, есть разные типы людей. Из этих миллионов и триллионов разных видов человеческих существ, некоторые попытаются достичь успеха жизни. Что является этим успехом? Успех жизни - это понимание своей духовной сути. Сейчас даже человек, обусловленный материальной природой, действует, будучи убеждённым в том, что он является этим телом. "Я индус, потому что я получил это тело в Индии". "Я американец, потому что я получил это тело в Америке". Это телесная концепция жизни. Или: "Я - индуист, потому что родился в семье индуистов". "Я - христианин, потому что родился в христианской семье". Это всё телесные отождествления. Сидхи - это значит выйти за рамки телесной концепции. Таково объяснение сиддхи. Никто не сможет достичь совершенства, руководствуясь телесной концепцией. Такой человек является животным. Те, кто живут, руководствуясь телесной концепцией жизни, те, кто считают: "Я - индус", "Я - американец", "Я - африканец", "Я - индуист", "Я - мусульманин", "Я - христианин", - животные. Они не люди. Из-за телесной концепции. В шастрах говорится:

йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке
сва-дхих калатрадишу бхаума иджйа-дхих
йат-тиртха-буддхих салиле на кархичидж
джанешв абхиджнешу са эва го-кхарах
/ШБ 10.84.13/

Го-кхарах. Го - это корова, кхара значит осёл. То есть те, кто руководствуются телесной концепцией жизни, не лучше коров и ослов. Таков вывод шастр. Почти все представители современной цивилизации находятся под влиянием телесной концепции жизни, и они сражаются как животные, потому что их жизнь - это жизнь животных. Поэтому в конце Кришна даёт такое наставление: "Вы, индуисты, мусульмане, христиане, это, то, пожалуйста, отбросьте все эти религиозные концепции".

сарва-дхарман паритйаджа
/БГ 18.66/

Потому что это не религия. Это телесная концепция жизни, удел ослов и коров. "Откажитесь от этого". Сарва-дхарман паритйаджа. Вначале Кришна говорит:

дхарма-самстхапанартхайа
самбхавами йуге йуге
/БГ 4.8/

"Я нисхожу, чтобы восстановить религиозные принципы". Что это за религия? Это не индуизм и не мусульманство, и не христианство. Если вы думаете, что мы проповедуем индуизм, - то это не так. Мы не проповедуем индуизм. Поэтому, регистрируя наше общество, я специально сохранил это название: "Сознание Кришны". Не индуизм, не христианство, не буддизм. Кришна не принадлежит ни к одной из сект. Те, кто считают нас сектантами, ошибаются, потому что Кришна не принадлежит ни к одной из сект. В "Бхагавад-гите" Он говорит: сарва-йонишу.

сарва-йонишу,
самбхаванти муртайо йах
/БГ 14.4/

Йонишу не значит только человеческое общество. Йони значит формы жизни, или виды жизни, сарва-йонишу. Существует 8.400.000 форм жизни.

джалайа нава-лакшани
стхавара лакша-вимшати
/Падма-пурана/

Только в воде живет девятьсот тысяч видов жизни. Кто это знает? Но Кришна знает, потому что Он - отец. Кришна говорит:

сарва-йонишу каунтейа
муртайах самбхаванти йах
тасам брахма махад йонир
ахам биджа-прадах пита
/БГ 14.4/

Кришна дал рождение видам жизни, обитающим в воде, деревьям, растениям, птицам, животным, людям, полубогам, всем. Сарва-йонишу значит всем. Как может быть сознание Кришны сектантским? Наши люди ходили консультироваться относительно вопросов налогообложения. Они там думают, что сознание Кришны, это сектантство. В чём состоит сектантство? Кришна говорит: сарва-йонишу. Не только международного, но и вселенского масштаба. Как мы можем быть сектантами? Сознание Кришны предназначено для всех. Тогда почему все за пределами Индии принимают сознание Кришны, если это движение сектантов? Оно не сектантское. Кришна Сам говорит: "Я - отец всех форм жизни". Как может Кришна быть сектантом? Не существует причин называть сознание Кришны движением сектантов. Поэтому и говорится, что кто-то думает, что Кришна индуистский бог, некоторые думают, что если Кришна родился в Индии, то Он индус. Другие думают: "Кришна родился в династии Яду, поэтому Он является кшатрием". "Кришна играл во Вриндаване роль мальчика-пастушка, значит он вайшья". Столько разных идей. Но Кришна говорит, что всё это мошенничество. Поэтому Он говорит:

кашчид ветти таттватах
/БГ 7.3/

"Мало кому известно, кем Я являюсь на самом деле, только преданным, но не обычным людям". Вот идея. Кришна не сектант. Кришна не индуист, не индус, Он не африканец. Кришна не принадлежит материальному миру. Он - Верховная Личность Бога, он трансцендентен. Просто познав Кришну, можно сразу же получить освобождение и возвратиться назад к Кришне, просто познав Его.

джанма карма ча ме дивйам
йо джанати таттватах
/БГ 4.9/

Опять здесь встречается слово таттватах. Его деятельность, Его нисхождение, Его работа являются трансцендентными, дивьям, не обычными. Он - дивьям. Он трансцендентен. Что происходит с тем, кто познал истину?

тйактва дехам пунар-джанма наити
/БГ 4.9/

Просто познав,  кем Кришна на самом деле является, он получает освобождение. Сразу же. Поэтому и говорится манушйанам.  Освобождение не так легко получить. Поэтому Кришна говорит:

манушйанам сахасрешу
кашчид йатати сиддхайе
йататам апи сиддханам
кашчин мам ветти таттватах
/БГ 7.3/

Можно познать Кришну. Именно по этой причине Кришна говорит в начале этой главы: джнанам меня.

джнанам те 'хам са-виджнанам
/БГ 7.2/

Это великая наука. Это не умозрительное заключение, это не игра воображения, как иногда создают воображаемого Бога. Имперсоналисты считают, что Бога нет: "Бог - не личность, Он безличен, поэтому можно представить Его себе в любой форме". Они мошенники. Это не Кришна, это не Бог. Как можно представить Бога при помощи своих ограниченных, несовершенных чувств? Что бы вы себе ни на представляли, это мошенничество, это не Кришна. Поэтому Кришна говорит:

манушйанам сахасрешу
кашчид ветти таттватах

Если вы хотите познать Кришну, то вам необходимо стать преданными Кришны.

бхактйа мам абхиджанати
/БГ 18.55/

Его невозможно постичь при помощи так называемой учёности или силы воображения. Это невозможно.

атхапи те дева падамбхуджа двайа-прасада
лешанугрхита эва хи, джанати таттвам
/ШБ 10.14.29/

И опять здесь встречается слово таттвам. "Тот, на кого Ты пролил хоть бы каплю Своей милости, может понять истину о Тебе".

атхапи те дева падамбхуджа-двайа-прасадa,
падамбуджа-двайа-прасада-лешанугрхита эва хи,

джанати таттвам, на чанйа, на ча анйа, чирам, навеки, на многие миллионы лет, вичинван, просто при помощи умозрительных рассуждений. Это невозможно. Таких мест много.

пантхас ту коти-шата-ватсара-сампрагамйо
вайор атхапи манасо муни-пунгаванам
со 'пй асти йат-прапада-симнй авичинтйа-таттве...
/Брахма-самхита 5.34/

Если вы будете пытаться понять Бога при помощи умозрительных рассуждений, то Он так и останется непостижимым. Даже если вы потратите на это миллионы и миллиарды лет, это всё равно невозможно. В другом месте Кришна говорит:

бахунам джанманам анте
/БГ 7.19/

Не только миллиардов, а после многих миллиардов и миллионов рождений. бахунам джанманам анте джнанаван. Когда человек обладает знанием, мам прападйате, он предаётся Кришне. Почему? Потому что тогда он понимает:

васудевах сарвам ити
са махатма су-дурлабхах
/БГ 7.19/

Это махатма. "Васудева, Кришна - это всё". В этой главе объясняется, как Кришна может быть всем. Если мы хотим понять Кришну, то не следует пытаться это сделать при помощи своей учёности: "Может быть это, может быть то". Это мошенничество. Необходимо понять то, что говорит Кришна. Тогда вы сможете понять Кришну. Как можно понять Его? Вы же так несовершенны, вы не можете понять даже себя.  Вы не знаете, кто вы такие. Вы думаете, что являетесь этим телом; я думаю, что я - это тело. А телесная концепция жизни - это удел коров и ослов. Как могут понять Кришну коровы и ослы? Никак. Если вы хотите понять Кришну, тогда вам следует слушать Кришну и принимать то, что Он говорит, как должное. Тогда вы поймёте. Если вы достаточно удачливы, то вы поймёте.
 
манушйанам сахасрешу
кашчид йатати сиддхайе
йататам апи сиддханам
кашчин мам ветти таттватах
/БГ 7.3/

Таттватах значит истина. Вы можете считать, что Кришна бы индусом... Он там родился. Арджуна тоже сказал:

апарам бхавато джанма
парам джанма вивасватах,
катхам этад виджанийам
/БГ 4.4/

Арджуна понимал Кришну, потому что  был Его преданным. Но чтобы прояснить, кто такой Кришна, он задал этот вопрос: апарам бхавато джанма, "Ты не так давно родился, скажем, 100 лет назад, а как же планета Солнце? Миллионы и миллионы лет. Как мне поверить, что Ты передал это знание, или науку, богу Солнца Вивасвану?". Ответ был таким: "Мой дорогой Арджуна, ты - Мой преданный. Где бы ни появлялся Я, там появляешься и ты, но я помню то, что я говорил богу Солнца. Ты тоже находился там со Мной в то время, но ты забыл. А я - нет". В этом разница между Кришной и Арджуной, или Богом и человеком. В этом.

ведахам саматитани
/БГ 7.26/

Кришна, Бог, знает всё: прошлое, настоящее и будущее. Как в самом начале "Бхагаватам" говорится, что Бог – это

джанмади асйа йатаха

из которого изошло всё. Каждый может сказать: "Я дал рождение многим детям, построил так много домов, заводов. Я тоже Бог". Нет. Вы не можете быть Богом, потому что вы не знаете абхиджна... Вы не знаете прошлого, настоящего и будущего.

джанмади асйа йатах
'нвайад итараташ чартхешв абхиджнах
/ШБ 1.1.1/

Кришна есть абхиджна. Как с нашим телом. Мы едим. Когда мы едим, субстанция трансформируются в секрет, вырабатываемый железами, в кровь, а затем в плоть и в кости. Мы не знаем, как это происходит. Но это происходит. анвайад итаратах. Я знаю, что ем, но итаратах, не знаю как эта субстанция превращается в кости, костный мозг, экскременты. Поэтому я не абхиджна.

Но о Кришне говорится, что Он - абхиджна. Он знает всё: как устроен этот мир, как происходит движение планет, как времена года сменяют друг друга.

йасйаджнайа бхрамати самбхрта-кала-чакрах
/Брахма-самхита 5.52/

На самом деле, это всё происходит благодаря вращению Солнца, это знает любой учёный. Но как происходит вращение Солнца, этого они не знают. Но мы знаем. Как? Об этом говорится в "Брахма-самхите":

йасйаджнайа бхрамати самбхрта-кала-чакрах

"Солнце движется, повинуясь Его приказу".

майадхйакшена пракритих
суйате са-чарачарам
/БГ 9.10/

"Всё движется под Моим контролем". Это Кришна. Кришна - это не что-то обычное. Тот, кто пытается постичь истину, таттватах, о Кришне, очень удачливый человек, поэтому его называют

манушйанам сахасрешу
/БГ 7.3/

Удача не приходит ко всем и каждому из миллионов людей. Поэтому тот, кто принял Кришну, кто постиг истинное, таттватах, знание о Кришне, очень и очень удачлив.

эи рупе брахманда бхрамите
кона бхагйаван джива
/ЧЧ, Мадхья 19.151/

Господь Чайтанья Махапрабху говорил, что мы бродим по этой вселенной в разных формах жизни и, получив человеческую форму, мы можем понять, кто такой Кришна, если мы удачливы или если нам посчастливилось встретиться с другим удачливым преданным. Потому и говорится:

манушйанам сахасрешу
кашчид йатати сиддхайе

Мы ничего не добьемся, если будем жить, подобно котам и собакам. Мы должны встретиться с таким человеком. Об этом говорится в начале седьмой главы, мад-ашрайах. Что это за первый стих?

Прадьюмна:

майи асакта-манах партха
йогам йунджан мад-ашрайах
/БГ 7.1/

Прабхупада: Да.

майи асакта-манах партха
йогам йунджан мад-ашрайах

Это начало. Мад-ашрайах. Необходимо принять прибежище у Кришны. Но нельзя принять прибежище непосредственно у Кришны. Здесь нет Кришны. Кришна есть, но мы не знаем, как обнаружить Его. Вот в чём дело. Подобно тому, как электричество находится везде, но только тот, кто обладает знанием, может обнаружить его. Телефонные провода находятся везде, но всё же, чтобы подсоединить телефон, вам необходим специалист. Но телефонные провода везде. Так и Кришна находится везде.

андатара-стха-парамaну
/Брахма-самхита 5.35/

(В сторону: Почему вы стоите? Тогда стойте)…

В Ведах даётся наставление, что этот процесс

виджнанартхам са гурум эвабхигаччхет
/Мундака-упанишад, 1.2.12/

Если вы хотите познать Кришну, Веды,  конечное знание Вед

ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах
/БГ 15.15/

Ведическое знание значит постижение Кришны. И если вы хотите познать Кришну, тад-виджнанартхам, виджнана...

джнанам те 'хам са-виджнанам
/БГ 7.2/

Это вигьяна, наука.  Са-виджнана. Если вы хотите знать эту вигьяну, вы должны вопрошать:

тад-вигьянартхам са гурум эвабхигаччхет

Выдолжны принять гуру. Кто такой гуру?

самит-паних шротрйам брахма-ништхам
/Мундака-упанишад, 1.2.12/

Квалификация гуру состоит в том, что он получил совершенное знание от своего гуру. Это гуру. Шротрийам. А также брахма-ништхам, тот, кто крепко держится за лотосные стопы Кришны. Это два качества гуру. Нельзя отклоняться от этой устойчивости. Нельзя. И он получил знание о Кришне от своего гуру.

эвам парампара-праптам
/БГ 4.2/

Это гуру. Это рекомендованный процесс. Если вы хотите постичь Кришну, то тад-виджнанартхам. Чтобы понять эту науку, необходимо принять гуру.

адау гурвашрайам
/БРС 1.2.74-75/

Это слова Рупы Госвами... Адау гурвашрайам. Адау шраддха. Таков процесс. Невозможно понять Кришну, сидя где-то в гостиной и умозрительно рассуждая о своей так называемой научной квалификации. Это невозможно. Надо предаться. Вы должны предаться.

сарва-дхарман паритйаджа мам...
/БГ 18.66/

Вы должны отбросить все эти концепции "Я - индуист", "Я - мусульманин", "Я - христианин", "Я - индус", Я - американец", "Я - белый", "Я - чёрный". Вы должны отказаться от этих отождествлений. Первое качество:

сарвопадхи-винирмуктам
/Нарада панчаратра, ЧЧ, Мадхья 19.170/

Упадхи - это всё отождествления. Вы должны отбросить эти отождествления.

сарвопадхи-винирмуктам
тат-паратвена нирмалам

Вы должны стать кришна-ите, вы должны стать чистыми.

тат-паратвена нирмалам,
хришикена хришикеша-севанам бхактир учйате

Тогда, когда вы очиститесь, откажетесь от всех отождествлений, сбросите с себя покров материальных отождествлений, тогда ваши чувства очистятся. Когда вы занимаете свои чувства в служении Господу, это называется бхакти. Большое спасибо.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |