| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Бхагават-Гите, 7.4
(19 февраля 1974, Бомбей)

Прадьюмна: ...Пожар.

Прабхупада: Это?

Преданный: Нет.

Прадьюмна: "Вайух... (ведёт пение). Перевод: "Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго - эти восемь элементов составляют Мою отделенную материальную энергию".

Прабхупада:

бхумир апо 'нало вайух
кхам мано буддхир ева ча
аханкара итийам ме
бхинна пракритир аштадха
/БГ 7.4/

Пракрити - это энергия. Так как мы находимся в материальном мире, то наша материальная наука занимается изучением материальной энергии Кришны. Физика, химия, свет, звук являются предметами изучения учёных. Но они не знают, откуда происходят эти материальные элементы. В "Шримад-Бхагаватам" и в других ведических произведениях говорится, что материальная энергия появилась из дыхания Верховного Господа, Маха-Вишну.

йасйаика-нишвасита-калам атхаваламбйа
дживанти лома-вила-джа джагад-анда-натхах
вишнур махан са иха йасйа кала-вишешо
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
/Брахма-самхита 5.48/

Материальная энергия исходит из дыхания Маха-Вишну, который возлежит на водах Караны, Причинного Океана. Из дыхания происходит и звук. Звук появляется из эфира - это научное объяснение - а из звука появляются воздух, огонь, вода, а затем и земля. Земля является последним грубым элементом материальной энергии. Поэтому Кришна говорит, что земля, бхуми, появилась из воды, апах. А из чего появилась апах, вода? Из аналах, огня. А откуда появился огонь? Из воздуха. Откуда появился воздух? Из эфира, с неба. Откуда же взялся эфир? Из ложного эго. Что является источником ложного эго? Ум. Что же является источником ума? Разум. Что же является источником разума? Душа. Это научный подход. Но они не знают происхождения души. Они думают: "В начале был кусок чего-то и было что-то. Вот и всё. Возможно". Точное знание отсутствует. Но здесь вы можете почерпнуть знание о том, откуда взялись эти материальные элементы. Кришна является Верховной Душой. Все эти материальные элементы изошли из Верховной Души. Как ваши тела. Откуда они взялись? Их источником является душа. В шастрах говорится:

кармана даива-нетрена
джантур дехопапатти
/ШБ 3.31.1/

Джанту. Джанту значит живое существо, джан слово, джанту. джантур деха-упапатти. Там... Согласно атеистической теории,  признаки жизни проявляются в результате определённой комбинации материальных элементов. Это современная химическая теория, химическая эволюция. Существует много теорий, основанных на теории Дарвина, например, химическая эволюция.

Недавно, когда я был в Лос-Анджелесе, туда приехал один немецкий учёный. Он написал книгу "Химическая эволюция" и получил за неё Нобелевскую премию. Сейчас он ездит с лекциями по этой теории. В Калифорнийском университете работает наш студент доктор Сварупа Дамодара. Он - мой ученик, доктор химических наук. Когда этот немецкий химик давал лекцию, теоретизируя относительно того, что жизнь произошла из сочетания химических элементов, мой ученик задал вопрос: "Предположим, я дам вам эти химические элементы, сможете ли вы создать из них жизнь?". Его ответ был таким: "Не могу сказать". Это значит, что он не уверен, но всё равно продолжает строить теории относительно того, что жизнь произошла в результате сочетания химических элементов. Нет, не от этого произошла жизнь. Химические элементы произошли в результате появления жизни. Это - настоящая теория. Эти вопросы широко обсуждаются в наших американских центрах, и мы придерживаемся того, что жизнь не произошла от химических элементов, а наоборот химические элементы появились как результат появления жизни. Я привёл один грубый пример. Возьмём, к примеру, дерево. Оно тоже является формой жизни, одной из 8.400.000 форм жизни. Дерево тоже является одной из форм. Тот, кто знает, что такое условия жизни, называется пандитом, учёным, сама-даршинах.

видйа-винайа-сампанне
брахмане гави хастини
шуни чаива шва-паке ча
пандитах сама-даршинах
/БГ 5.18/

Пандит, который знает, что есть что, является  сама-дарши, тем, который видит всех одинаково. Он знает, что субстанция внутри дерева, собаки, шакала или же человека, будь то брахман или шудра - одна и та же, и это - душа. Поэтому он видит всех одинаково, сама-даршинах.

пандитах сама-даршинах

Он не проводит различий между человеком, животным или деревом, потому что знает, что за всем этим стоит одна и та же живая сила, обладающая духовными качествами и являющаяся частичкой верховной души, Кришны. Если у нас есть хоть немного здравого рассудка, мы поймём, откуда берутся материальные элементы. Мы знаем из шастр, что после секса между мужчиной и женщиной материя превращается в эмульсию, и создаются условия, в которых живое существо находит прибежище.

кармана даива-нетрена
/ШБ 3.31.1/

Живые существа, все мы

дехантара-праптих
/БГ 2.13/

получим новое тело. Какой тип тела мы получим? Это кармана даива-нетрена. Это будут решать высшие авторитеты в соответствии с нашей кармой. Если мы жили и действовали как люди, тогда мы эволюционируем.
 
урдхвам гаччханти саттва-стха
мадхйе тиштханти раджасах
джагханйа-гуна-вртти-стха
адхо гаччханти тамасах
/БГ 14.18/

Существует три качества материальной природы. Те, кто находятся в гуне благости, отправятся на высшие планетные системы. Те, кто находятся в гуне страсти, останутся на одной из планет среднего уровня. А джагханйа-гуна-вртти-стхах, те, кто совершают отвратительные вещи, джагханйа-гуна, адхо гаччханти. Это подтверждается. Адхо гаччханти: "Отправляются вниз", в царство животных, становятся животными, птицами, рептилиями, змеями и многим другим. Существует 8 миллионов форм жизни. Это даивена, даива-нетрена. Нетрена значит "под надзором". И за этим стоит Кришна.

майадхйакшена пракритих
суйате са-чарачарам
/БГ 9.10/

Они абсолютны. В другом месте в "Бхагавад-гите" говорится

упадрашта ануманта
/БГ 13.23/

Сверхдуша. Душа и Сверхдуша. В теле находятся две души: Верховная душа и подчинённая душа... Высшая душа, или Сверхдуша, которая находится в моём сердце, является упадрашта ануманта. Она просто наблюдает. А слово ануманта значит, что мы не можем ничего совершить без её санкции.

сарвасйа чахам хрди саннивиштах
/БГ 15.15/

Все знают, что когда мы хотим совершить какой-то нехороший поступок, то слышим голос совести, говорящий нам: "Не делай этого". "Нет, дай мне это сделать". Происходит борьба. Это борьба между душой и Сверхдушой. Но если вы настаиваете: "Я должен это сделать", тогда Сверхдуша говорит: "Хорошо, делай это на свой собственный страх и риск".

Это называется карма-пхала. Мы становимся рабами результатов действий нашей кармы. Это называется кармана.  Занимаясь деятельностью, даива-нетрена, а также с позволения высших авторитетов, даива-нетрена,

джантур дехопапатти,
/ШБ 3.31.1/

живое существо получает определённый тип тела. Что такое это тело? Пять элементов

бхумир апо 'нало вайух
кхам мано буддхир ева ча
/БГ 7.4/

Восемь элементов. Земля, вода, огонь, воздух, эфир, а также ум, разум и эго. Эго, ложное эго. Ложное эго - это когда я думаю, что: "Я - это тело". Аханкара. Аханкара: "Я - американец", "Я - индус", "Я - индуист", "Я - мусульманин". Это все проявления ложной аханкары. Я ни индуист, ни мусульманин, ни христианин, ни американец, ни индус. Я - живое существо.

мамаивамшо джива-локе
джива-бхутах санатанах
манах-шаштханиндрийани
пракрти-стхани каршати
/БГ 15.7/

Кришна говорит: "Все эти живые существа являются Моими неотъемлемыми частицами, но они ведут отчаянную борьбу с материальными законами".

манах-шаштханиндрийани
пракрти-стхани каршати

Руководствуясь измышлениями своего ума, они создают определённые ситуации и получают тот или иной тип тела. Иначе, почему существует такое разнообразие типов тел? Они - творения нашего собственного ума, который говорит: "Я буду делать это или то". Это - даива-нетрена. Оно получает даива-нетрена с разрешения высшего... Подобно тому, как ребёнок настойчиво пытается что-то сделать. Отец говорит: "Хорошо, делай. Я не против". Он говорит: "Не делай этого". Но ребёнок настаивает: "Я должен". "Хорошо, тогда делай". Можно привести множество таких примеров.

Итак, есть душа и есть грубое и тонкие материальные тела. Душа является основным принципом, но, как я уже объяснял, секрет, выделяющийся из тела отца, попадает в тело матери, смешиваясь с её секретом, превращается в субстанцию, приобретая форму горошины. Душа попадает туда с семенем отца. Затем развивается тело. Теперь просто попытайтесь понять. Материя развивается только благодаря присутствию души. Если душа покидает тело, то ребёнок умирает, и материя не развивается. Развитие прекращается. Тело мёртвого ребёнка не может развиваться. Все это знают. Потому что источником этих материальных элементов является духовная душа, а не наоборот. Не наоборот. Это ошибочная теория. Если бы источником души были материальные элементы, то почему не получается создать живое существо в лаборатории? В лаборатории нет, это не...

Материальное творение существует, потому что я захотел оказаться в таких обстоятельствах, атмосфере и ануманта. Верховный Господь является Верховным дозволяющим - Он даёт возможность душе войти в определённый тип материнского тела, вследствие чего материя начинает расти и развиваться.

Итак, всё исходит из духовной души. Из неё исходит энергия, материальная энергия. Возьмём, к примеру, лимонное дерево. Оно является живым существом, которое производит, по меньшей мере, сотни фунтов лимонной кислоты, то есть лимоны. Это известно всем. Возьмите сегодня пятьдесят лимонов, завтра пятьдесят, и если вы выжмите сок из лимонов, то получите большое количество лимонной кислоты. Откуда берётся лимонная кислота? Потому что в дереве обитает живое существо. Поэтому вывод таков - жизнь является источником химических элементов. Не жизнь происходит из химических элементов. Если жизнь происходит из химических элементов, тогда создайте её. Я дам вам любые необходимые вам химические элементы. Химические элементы создаются. Все когда-нибудь потели. Пот имеет солёный вкус. Откуда берётся соль? Соль - это... Как название этого химического элемента? Карбонат натрия, да?

Преданный: Хлорид.

Прабхупада: Хлорид натрия. Хлорид натрия. Откуда берётся хлорид натрия? Он выделяется вашим телом, а источником тела является душа, поэтому изначальной причиной появления хлорида натрия является душа. Вы можете исследовать какое-то количество химических элементов, выделяемых вашим телом или деревом, любым типом тела. Тогда представьте, какое количество химических элементов может произвести безграничное, гигантское тело Кришны, вират-пуруши. Поэтому не стоит считать, что всё это выдумки. Кришна говорит:

бхумир апо 'нало вайух
кхам мано буддхир ева ча
аханкара итийам ме
бхинна пракритир аштадха
/БГ 7.4/

"Эти восемь материальных элементов, как грубые, так и тонкие, являются Моей энергией". Они исходят из Кришны. Кришна не говорит всякий вздор. Он не обманывает вас. По крайне мере, духовно продвинутых людей, читающих "Бхагавад-гиту". Потому что она авторитетна, ведь её поведал Сам Кришна. Это факт. Самый большой авторитет.

Мы должны получить знание из авторитетного источника, знание нельзя выдумывать. Такое знание будет несовершенным, потому что наши чувства несовершенны.  У нас есть четыре недостатка: мы совершаем ошибки, впадаем в иллюзию... Всем известно, что мы совершаем ошибки. Я говорил несколько раз, что такая личность, как Ганди, тоже совершал ошибки. Пока вы будете обусловлены материальной природой, вы будете совершать ошибки. От этого никуда не деться. Точно так же, как мы склонны впадать в иллюзию. Иллюзия - это когда мы принимаем одно за другое. Как, к примеру, мы воспринимаем это тело следующим образом: "Я - американец", "Я - индус", но я ни американец, ни индус. Я - духовная душа. Это называется иллюзией.

Бхрама, прамада и випраламбха.
Випраламбха - это склонность к обману. Я не знаю точно, что является источником жизни, но, тем не менее, я придумываю многочисленные теории. И когда кто-то бросает мне вызов, говоря: "А вы можете создать жизнь из химических элементов?", я отвечаю: "Не могу сказать". Тогда зачем ты болтаешь ерунду? Это обман. Если ты знаешь, что жизнь можно создать из химических элементов, тогда создай её. Я даю тебе любые элементы. Но если ты не можешь этого сделать, то зачем тогда обманываешь людей? В этом проявляется склонность к обману. Он сам является недоразумением, но говорит: "Демоны ссылаются на священные писания". Это для нас неприемлемо. Наше движение сознания Кришны не принимает писания, на которые ссылается дьявол. Поэтому мы принимаем Кришну:

сарва-карана-каранам
/Брахма-самхита, 5.1/

Мы принимаем всё, что бы Он ни говорил. Мы - несовершенны, наши чувства несовершенны, нам нет равных по глупости, но то знание, которое мы принимаем, является совершенным. Это - сознание Кришны. Поэтому мы не говорим ничего, чего бы не говорил Кришна. Это наше качество.  Многие меня хвалят: "Свамиджи, вы всё прекрасно устроили". Я хочу сказать, что не являюсь каким-то великим человеком. Я просто следую за Кришной. Я, подобно попугаю, повторяю слова Кришны. Вот и всё. Я не обладаю знанием. Но Кришна говорит: "Это так", и я принимаю то, что Он говорит. И мы получим от этого благо. Подобно тому, как получают знание дети, которые принимают наставления своих родителей. Родители не обманут. Если ребёнок не знает, что такое часы, он спрашивает: "Отец, что это?" И отец отвечает: "Мое дорогое дитя, это называется часами. Ты можешь узнать, который сейчас час". Это совершенное знание. Это знание - совершенно. Поэтому в начале этой главы и в четвёртой главе мы говорили:

эвам парампара-праптам
имам раджаршайо видух
/БГ 4.2/

Знание, которое мы получаем посредством чистой системы парампары, ученической преемственности, является совершенным. И тогда наша жизнь станет совершенной. Но если мы будем пытаться интерпретировать знание при помощи наших ограниченных возможностей, такое знание уже не будет являться совершенным. Такое знание несовершенно. Это измышления. Если вы хотите получить совершенное знание, вы должны принять его от авторитетов. Эвам парампара. Это Ведическое знание.

тад-вигьянартхам са гурум эвабхигаччхет
самит-паних шротрйам брахма-ништхам
/Мундака-упанишад 1.2.12/

Необходимо обратиться к гуру. А кто такой гуру? Гуру - это шротрийам брахма-ништхам, тот, кто получил знание по системе парампары и полностью утвердился в понимании Брахмана. Таков процесс.

Эта бхумир апах, материя, не является фактом. Люди так привязаны к материальному миру. И это называется невежеством. Мудхи. Их называют мудхами.

майайапахрта-джнанах
/БГ 7.15/

У них отобрали их знание. В следующих стихах будет объясняться, что не следует пытаться получить знание от несовершенного человека. Берите знание у совершенной личности, Верховной Личности. Кто совершенен? Бог совершенен. И тот, кто несёт слова Бога людям, является совершенным. Таково определение совершенства. Итак, Кришна говорит:

бхумир апо 'нало вайух
/БГ 7.4/

Материя является порождением энергии Кришны. Она не создаётся автоматически. Как в приведенном мною примере, когда я говорил, что источником этого грубого материального тела является душа, которая попадает в лоно матери с семенем отца. Это замечательным образом описано в третьей песни "Шримад-Бхагаватам". /ШБ 3.5.26/

Итак, это знание является совершенным, потому что экспериментальным способом... Наука - это наблюдение и эксперимент. Если вы наблюдаете за чем-то, то тогда вам необходимо делать эксперименты. Джнанам виджнанам. Из предыдущих стихов мы уже знаем, что

джнанам те 'хам са-виджнанам
/БГ 7.2/

Джнанам те 'хам са-виджнанам. Теоретическое знание  является наблюдением. А са-виджнанам значит эксперимент. Если вы сделали наблюдение, что жизнь происходит из комбинации химических элементов, тогда докажите это экспериментально. Только в этом случае это можно назвать наукой, в противном случае - это просто винегрет. Здесь отсутствует смысл. Жизнь никогда не происходила из материи, материя происходит из жизни. Поэтому мы являемся фрагментарными частицами материи, происходящей из жизни.

Мы, живые существа, являемся маленькими частицами, очень маленькими частицами. Об этом тоже говорится в шастрах:

кешагра-шата-бхагасйа
шатадхакалпитасйача
/ЧЧ, Мадхья 19.140, ШБ 10.87.31, Шветашватара-упанишад 5.9/

Душа по размеру равняется одной десятитысячной кончика волоса. 
    
кешагра-шата-бхагасйа
шатадха калпитасйа ча
джива бхаго са виджнейах
са чанантйайа калпате

Джива ананта, неограниченна. Таковы наши размеры. Им не удаётся обнаружить одну десятитысячную часть кончика волоса. Для этого нет специальных приборов или микроскопов. Поэтому эти глупцы говорят, что душа является ниракара, потому что они не могут установить её размеры: длину и ширину. Душа - не ниракара. Она обладает акарой, но это невозможно увидеть глазами глупца. Тогда как мне понять?

шротрийам брахма-ништхам,
тад-вигьянартхам са гурум эвабхигаччхет
/Мундака-упанишад 1.2.12/

Необходимо получать знание в процессе слушания. Другого процесса не существует. В Ведах, шастрах, говорится: "Таковы размеры души". И вы должны это принять. Тогда к вам придёт понимание. Это невозможно узнать экспериментальным путём, потому что у вас нет ни инструментов, ни возможностей. Пускай высококвалифицированный врач или психолог выяснят, где в теле находится душа. Они не смогут. У них нет таких возможностей. Но существует что-то, без чего тело является мёртвым. Это факт. татха дехантара-праптих. Тело мертво, потому что душа покинула его. Татха дехантара-праптих. Поэтому шастры являются авторитетными. Чем отличается мёртвый человек от  живого? Вы должны это понять. Невозможно произвести эксперимент, чтобы объяснить, почему тело мертво. Но это можно понять, соприкоснувшись с "Бхагавад-гитой". В "Бхагват-гите" говорится:

дехино 'смин йатха дехе
каумарам йауванам джара
татха дехантара-праптир
дхирас татра на мухйати
/БГ 2.13/

Дхирах, того, кто обладает знанием и рассудительностью, не способна обескуражить чья-либо смерть, потому что он знает, что душа сменила это тело на другое, подобно тому, как она меняла тело младенца на тело ребёнка, тело ребёнка на тело мальчика, тело мальчика на тело юноши, а тело юноши на тело старика. А теперь этим телом больше невозможно пользоваться.

васамси джирнани йатха вихайа
/БГ 2.22/

Пока мы живём в материальном мире, мы принимаем новое материальное тело, подобно тому, как, снимая старую одежду, мы надеваем новую. Это называется переселением души, рождением и смертью. Но, освободившись от обусловленной жизни, вы готовы отправиться в духовный мир в своём духовном теле, и это - совершенство жизни.

тйактва дехам пунар-джанма
наити мам эти
/БГ 4.9/

Это необходимо. Это  необходимое условие. Вы покидаете это тело. Больше не принимайте материальное тело, будь то тело Индры, Брахмана, червя или испражнения. Вы можете получить любое тело в зависимости от уровня вашего сознания.

йам йам вапи смаран бхавам
тйаджатй анте калеварам

/БГ 8.6/

Сейчас при помощи своего ума вы создаёте новое тело. В момент смерти состояние вашего ума перенесёт вас в новое тело вместе с умом, разумом и тонким телом. Они видят, что это грубое тело закончило своё существование, но не видят, что есть ещё одно тело, состоящее из ума, разума и ложного эго. Оно называется тонким телом. Об этом говорится в следующем стихе. Это знание... Люди просто сходят с ума по этим материальным наслаждениям. Они не понимают, что материальное тело временно. Оно живёт только некоторое количество лет. Но вы-то вечны. Просто поймите, что является вашей вечной обязанностью. Почему вы теряете голову из-за этих временных вещей? Об этом говорится в "Шримад-Бхагаватам":

нунам праматтах куруте викарма
йад индрийа-притайа априноти
на садху манйе йата атмано 'йам
асанн апи клешада аша дехах
/ШБ 5.5.4/

Клешада. Это материальное тело клешада. Клешада значит то, что всегда является источником неприятностей. Клешада аша. Необходимо всегда помнить: "У меня есть это материальное тело, которое страдает от жары, холода, матра, сукха, духкха, испытывает то счастье, то страдания". Почему? Потому что это материальное тело
 
матра-спаршас ту каунтейа
шитошна-сукха-духкха-дах
агамапайино 'нитйас
тамс титикшасва бхарата
/БГ 2.14/

Пока у вас есть это материальное тело,

бхумир апо 'нало вайух
кхам мано буддхих
/БГ 7.4/

Материальный мир - это страдание. Избежать страданий невозможно. Но усилия должны быть направлены на то, чтобы покончить со страданиями. Это называется борьбой за существование. От этого невозможно уйти до тех пор, пока вы не прекратите принимать очередное материальное тело. Это называется настоящим освобождением. Поэтому в "Бхагаватам" говорится: нунам праматтах. праматтах. Маттах означает мад, и пра означает пракришта-рупена, sufficiently мад.

нунам праматтах куруте викарма
/ШБ 5.5.4/

Есть карма, викарма и акарма. Необходимо знать, что викарма значит преступная деятельность. Многие люди совершают преступления, чтобы добыть деньги, как будто деньги их спасут. Если человек совершает преступления, занимается греховной деятельностью, то его ждёт наказание в виде очередного тела, греховного тела, папа-йони, и что тогда, спасут ли его деньги? Нет, не спасут. Подобно тому, как человека арестовывают, когда он совершает преступление. Представьте себе, что вы миллионеры. Спасут вас ваши деньги? Нет. Не спасут. Но ради денег они занимаются различными видами греховной деятельности.

нунам праматтах куруте викарма йад...

Зачем они это делают? Йад индрия-прита... Просто ради чувственных наслаждений. йад индрия-притайа априноти

Поэтому Ришабхадева,
на садху манйе
/ШБ 5.5.4/

"Не делай этого. Это нехорошо". Почему нехорошо?

на садху манйе йато атмано 'йам асанн апи

У вас есть это материальное тело, которое испытывает страдания. И хотя оно временно, оно всё равно у вас есть. Тогда не делайте этого. Не делайте ничего, чтобы получить очередное материальное тело. В этом состоит совершенство жизни. Это - сознание Кришны. Большое спасибо.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |