| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Бхагават-Гите, 7.8
(23 февраля 1974, Бомбей)

Прадьюмна (читает) Перевод: "О сын Кунти, Арджуна,  Я - вкус воды, свет солнца и луны, и Я - слог ом в ведических мантрах. Я - звук в эфире и талант в человеке".

Прабхупада:

расо 'хам апсу каунтейа
прабхасми шаши-сурйайох
пранавах сарва-ведешу
шабдах khe паурушам нришу
/БГ 7.8/

Здесь описывается всепроникающая природа Верховной Личности Бога. Ключевое слово в этом стихе - ахам. Ахам значит личность. Кришна никогда не говорит: "Я - не личность". Безличность - это одно из качеств Кришны. В девятой главе Кришна говорит:

майа татам идам сарвам
джагад авйакта-муртина
/БГ 9.4/

"Я пронизываю всю вселенную посредством Своих энергий".

Мы уже говорили, что Кришна обладает множеством энергий.

парасйа шактир вивидхайва шруйате
/ЧЧ, Мадхья 13.65, комментарий, Шветашватара-упанишад, 6.8/

В Ведах говорится, что Абсолютная Истина, Верховная Личность, обладает множеством энергий. В "Вишну-пуране" также утверждается, что бы мы ни испытывали, это просто энергии Кришны. Скажем, мы ощущаем тепло, видим исходящий от Солнца свет. Мы можем понять строение Солнца. И хотя мы находимся в 93 миллионах миль от Солнца, благодаря его энергии, проявляющейся в свете и тепле, мы можем понять, что собой представляет Солнце. Подобно этому Верховная Личность Бога, Кришна, обладает множеством энергий. Парасйа шактир вивидхайва шруйате.

на тасйа карйам каранам ча видйате
на тат-самаш чабхйадхикаш ча дршйате
парасйа шактир вивидхайва шруйате
свабхавики джнана-бала-крийа ча

Так говорится в Упанишадах. Ему нет необходимости заниматься какой-либо деятельностью. На тасйа карйам. Почему?

на тасйа карйам каранам ча видйате
на тат самаш чабхйадхикаш ча дршйате

Никто не может сравниться с Ним. Нет никого более великого, чем Он. И Ему незачем заниматься какой-либо деятельностью, потому что Он обладает огромным количеством энергий.

свабхавики джнана-бала-крийа ча

Его энергии делают это совершенным образом. Его энергии действую даже в воде. Его энергию можно ощутить в воде. Мы ежедневно пользуемся водой, употребляем е`. Даже когда мы пь`м воду, то можем ощутить присутствие Кришны, Его всепроникающий аспект. Каждый из нас, когда пь`т воду. И Кришна говорит: "Я - во вкусе воды". Эта характеристика является безличностной, но за ней находится личность.

майадхйакшена пракритих
/БГ 9.10/

Вода является одним из продуктов материальной природы, но за существованием воды находится Кришна. И тогда мы можем понять Кришну. Попытайтесь понять Его, изучая Его энергии. Поэтому  Кришна говорит: "Хотя вы не можете видеть Меня...". Потому что на начальных ступенях никто не может видеть Кришну, не смотря на то, что Он присутствует везде.

андатара-стха-параману-чайантара-стхам
/Брахма-самхита 5.35/

Он находится внутри атома. Но для того, чтобы Его увидеть, необходимо обладать особым видением или очистить свои чувства. Об этом говорится в шастрах:

атах шри-кршна-намади
на бхавед грахйам индрийаих
/ЧЧ, Мадхья 17.136, БРС 1.2.234/

Мы не можем понять святое, трансцендентное имя Кришны в нынешнем состоянии чувств, поэтому нас иногда не понимают: "Зачем эти люди повторяют Харе Кришна?". Так как обычный человек или обычные чувства не способны понять ценность и природу имени, в шастрах говорится: атах шри-кршна-намади. Намади, начиная с имени. Мы можем понять Бога, повторяя Его имя. Потому что

абхиннатван нама-наминох.
нама чинтаманих кришнас
чайтанйа-раса-виграхах
/ЧЧ, Мадхйа 17.133, БРС 1.1.108/

Так описывается в шастрах. Нама, святое имя Господа, абсолютно духовно. Нама чинтаманих кришна. Нама - это имя и оно неотлично от Кришны.

нама чинтаманих кришнас
чайтанйа-раса-виграхах

Те, кто повторяют Харе Кришна маха-мантру без оскорблений, вкушают духовный нектар. В одной из своих шлок Рупа Госвами пишет: "Если бы я обладал миллионами ушей и миллионами языков, то смог бы наслаждаться трансцендентным плодом повторения Харе Кришна маха-мантры. Но это невозможно для обычного человека, находящегося на начальной ступени. Поэтому шастры говорят:

атах шри-кршна-намади
на бхавед грахйам индрийаих
/ЧЧ, Мадхья 17.136, БРС 1.2.234/

Эти нечистые чувства не способны понять ценность святого имени Кришны. Нама-ади, Его имя, Его качества, Его игры, Его форму, Его деятельность... Так много вещей начинается с намы, Харе Кришна маха-мантры.  По мере того, как мы повторяем

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе

и очищаем свои чувства... Чем больше мы повторяем, тем чище мы становимся.

чето-дарпана-марджанам
бхава-маха-давагни-нирвапанам
шрея-каирава-чандрка-витаранам
видья-вадху-дживанам
/ЧЧ, Антья 20.12/

Таков процесс. Есть люди, у которых даже нет склонности повторять Святое Имя, Харе Кришна маха-манру, хотя на этом пути нет потерь, за это не нужно платить... Любой может повторять. Чайтанья Махапрабху свободно раздаёт его. Любой может воспользоваться возможностью повторять Харе Кришна. Автоматически... Иногда на улице мы встречаем друзей. Только увидев нас, они просто начинают повторять "Харе Кришна". Это хороший знак. Они узнают о ценности Харе Кришна маха-мантры. В этот век повторение Святого Имени очень и очень важно,

калау насти эва насти эва насти эва гатир анйатха
/ЧЧ, Ади 17.21, Брихан-нарадия-пурана, 38.126/

чтобы понять Бога. Итак, даже если вы не обладаете склонностью повторять Харе Кришна маха-мантру, попытайтесь таким образом понять Кришну. Этот процесс был дан Самим Кришной.

расо 'хам апсу каунтейа
/БГ 7.8/

Вам приходится пить воду, этого нельзя избежать, поэтому, ощущая вкус воды или любой другой жидкости... Апсу. Апсу значит любая жидкость. Когда вы пьёте молоко или даже вино, то ощущаете вкус. Поэтому Кришна говорит: расо 'хам апсу каунтейа. "Мой дорогой Каунтейя, Арджуна, Я - вкус той жидкости, которую ты пьёшь или которой пользуешься". Только посмотрите, как это легко. Все употребляют жидкость, будь то Кока-кола, вода, то или это. И Кришна говорит: "Я - вкус".  Тогда в чём состоит трудность понимания Кришны? Некоторые говорят: "Можете показать мне Кришну?". Хорошо, вот вам Кришна, посмотрите. Смотреть - это значит непосредственно ощущать. Когда я говорю: "Дайте мне посмотреть на это манго", то я его уже вижу. Здесь посмотреть значит попробовать.

Мы обладаем множеством ощущений. Мы ощущаем вкус разнообразных ощущений. Мы видим с помощью глаз, ощущаем вкус при помощи языка, слышим ушами, дотрагиваемся руками. У нас есть все чувства. Посредством чувств мы обретаем опыт. Поэтому, если вы попытаетесь ощутить Кришну с помощью этого процесса, когда бы вы ни употребляли какую-либо жидкую субстанцию, и этот вкус вам нравился бы, вы должны думать: "Этот вкус - Кришна". Разве это так трудно, чтобы осознать Кришну? И потому, что вы будете помнить о Кришне... На самом деле, этот вкус - есть Сам Кришна, потому что вода - это тоже Кришна. Вода является Кришной в том смысле, что в ней находится энергия Кришны. Подобно огню и теплу. Тепло является энергией Кришны. Поэтому между теплом и огнём нет разницы. Они - одно и то же. Но всё же, тепло отлично от огня. Это называется философией ачинтйа-бхедабхеда, одновременное единство и различие. Одновременно. Всё.

идам хи вишвам бхагаван иветарах
/ШБ 1.5.20/

Для этого просто необходимо осознать, что вся вселенная - это Кришна. Идам хи вишвам бхагаван. Но она кажется отличной от Бхагавана. На самом деле, она неотлична от Него. Это можно понять очищенными чувствами. Вот что необходимо. Пока ваши чувства не очистились, понять это невозможно. Но это начало:

расо 'хам апсу каунтейа
/БГ 7.8/

Просто попытайтесь понять. Эта раса... Так говорит Кришна, это не наша выдумка. Если я говорю, что Кришна - это вкус воды, то это может быть и не так. Но Кришна говорит:  расо 'хам апсу каунтейа. Тогда почему не думать о Кришне.  Итак, памятование о Кришне - это один из девяти процессов преданного служения.

шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам
/ШБ 7.5.23/

Если вы помните о Кришне, то прогрессируете в своей духовной жизни и становитесь совершенным йогом. Как?
 
йогинам апи сарвешам
мад-гатенантар-атмана
шраддхаван бхаджате йо мам
са ме юктатамо матах
/БГ 6.47/

Если вы просто будете помнить, выпивая воду или что-либо другое. Вот вам подсказка: "Вот Кришна". Вы так часто пьёте. И если каждый раз вы будете вспоминать о Кришне, то постепенно станете сознающими Кришну. Просто размышляйте таким образом. Это предписание Кришны.

расо 'хам апсу каунтейа
прабхасми шаши-сурйайох
/БГ 7.8/

Но предположим, что вы не пьёте, хотя нет таких людей, которые бы не пили. Все пьют. В таком случае есть другой метод: прабхасми шаши-сурйайох. Как только, проснувшись рано утром, вы увидели солнечный свет, подумайте: "Это же Кришна. Вот Кришна". Или ночью, когда нет Солнца, но светит Луна. "Вот Кришна". Тогда

пранавах сарва-ведешу
/БГ 7.8/

Если вы являетесь студентом и серьёзно изучаете Ведические мантры...

Ом тад вишнох
парамам падам
сада пашйанти сура...
/Риг-веда 1.22.20 /

Если вы повторяете Ведические мантры...

Ом бхур бхувах свах
тат савитур варенйам
/Яджурведа, Ригведа 3.62.10/

Омкара - это тоже Кришна. Очень многие люди увлекаются повторением мантры Омкара. Это тоже хорошо. Это Кришна. Если мы просто будем помнить, что Омкара - тоже Кришна, то станем совершенными. Потому что этот процесс служит для того, чтобы осознать Кришну.

Итак, можно стать сознающим Кришну, выпивая воду или любую другую жидкость, видя солнечный или лунный свет. Или если, будучи квалифицированным учёным, брахманом, вы будете повторять пранаву,

пранавах сарва-ведешу

Или даже когда вы слышите звук... Мы слышим так много звуков. Можно, слыша их, помнить о Кришне. А также паурушам нришу. Паурушам. Занимаясь деятельностью в этом материальном мире, вы встречаетесь с множеством людей. Есть много очень больших людей: крупных промышленников, производителей, банкиров, больших учёных. Это  паурушам, которые достигли совершенства в материальном мире. И вместо того, чтобы завидовать им, просто подумайте: "Он достиг этого, потому что Кришна наделил его небольшой долей Своей энергии".

йад йад вибхутимат
саттвам мама теджо 'мша-самбхавам
/БГ 10.41/

Все те удивительные вещи, которые создал человек, паурушам, - тоже энергия Кришны. Поэтому совсем нетрудно стать сознающим Кришну. Никаких расходов, никаких убытков. Просто занимаясь повседневной деятельностью, можно стать осознающим Кришну. Это программа:

расо 'хам апсу каунтейа
прабхасми шаши-сурйайох,
пранавах...
/БГ 7.8/

Если вы не можете повторять... Мы даём всем совет: "Повторяйте Харе Кришна мантру".

киртанийах сада харих
/ЧЧ, Ади 17.31/

Харе Кришна мантру необходимо повторять круглосуточно. Киртанийах сада харих. Но если это становиться проблематичным или надоедает, тогда можно помнить о Кришне другим способом. Когда мы пьём воду, когда видим солнечный свет, лунный свет, когда мы повторяем ведические мантры или даже когда слышим чьё-то "хи-хи". Звук производится посредством эфира. Какую массу звуков мы слышим! Если вы просто будете помнить эту шлоку из "Бхагаватам",  эта шабда, любой звук... Звук мантры Харе Кришна трансцендентен. Но если вам не нравится звук Харе Кришна, тогда возьмите любой другой звук. Любой звук исходит из изначального звука. Просто он покрыт майей.

В чём разница между духовным и материальным? Всё духовно. 

сарвам кхалв идам брахма
/Чхандогья-упанишад, 3.14.1/

Но когда оно покрывается майей, то становится материальным. Вот и всё. А что такое майя? Это когда мы забываем о Кришне. Та же вода, та же вода является духовной, потому что она является энергией Кришны. Кришна уже сказал:

бхумир апах
/БГ 7.4/

Здесь тоже апсу. Апах, джала, или вода, является энергией Кришны. Как она может быть отличной от Кришны? Мы по-разному используем воду. Как мы можем забыть о Кришне? Движение сознания Кришны распространяет знание, изложенное в Бхагавате-гите, как она есть. Таким образом, можно легко стать осознающим Кришну без каких-либо потерь и с большой для себя пользой. Так почему же не воспользоваться преимуществами движения сознания Кришны? Есть ли какие-нибудь для этого причины?

сататам киртайанто мам
йатанташ ча дридха-вратах
/БГ 9.14/

Если вы таким образом станете сознающими Кришну, то извлечёте огромную пользу. Потому что чем более вы осознаете Кришну, тем больше Кришна открывает вам Себя.

севонмукхе хи джихвадау
свайам эва спхуратй адах
/ЧЧ, Мадхья 17.136, БРС 1.2.234/

Осознание, откровение ... Огрубевшими чувствами невозможно понять Кришну. Но если вы очистите их...

атах шри-кршна-намади
на бхавед грахйам индрийаих
/ЧЧ, Мадхья 17.136/

Наши чувства в их нынешнем состоянии являются огрубевшими, потому что они покрыты слоем нашего забвения Кришны, или майей. Поэтому их необходимо очистить, то есть избавиться от забывчивости. Вот и всё. Вот что представляет собой этот процесс.

расо 'хам апсу каунтейа
/БГ 7.8/

Если вы последуете этому процессу, размышляя таким образом: "Вот вода, и Кришна является её вкусом", тогда вы избавитесь от какой-то части вашего забвения Кришны. То же самое можно делать, глядя на свет Солнца, Луны или повторяя звук Омкара... В следующих стихах даётся множество других способов. Попытайтесь таким образом понять Кришну. Для этого не требуется какого-то шикарного образования или ведического знания. Это так просто. Нет никаких трудностей. И как только чувства очистятся ...

севонмукхе хи джихвадау

Очищение... Это бхакти. Бхакти-марга, преданное служение означает очищение чувств. Вот и всё. Сейчас наши чувства покрыты майей, но от неё можно освободиться, на каждом шагу помня о Кришне. севонмукхе хи джихвадау. Это севонмукха, это - преданное служение. Джихвадау. Просто надо задействовать свой джихва. Джихва значит язык. Мы ощущаем вкус при помощи языка. Невозможно ощутить вкус без языка. Поэтому говорится севонмукхе хи джихвадау: "Очищение начинается с того, что мы используем наш язык в преданном служении". Поэтому мы даём наставления использовать язык, повторяя Харе Кришна маха-мантру, а также для почитания Кришна прасада. Это же совсем нетрудно. Нет необходимости учиться, я имею в виду получать высшее образование в области ведических принципов. Оно откроется вам автоматически. Поэтому и говорится:

севонмукхе хи джихвадау
свайам эва спхуратй адах

Если вы будете использовать уши... В Шримад-Бхагаватам говорится:

шринватам сва-катхах кришнах
пунйа-шравана-киртанах
/ШБ 1.2.17/

Пунйа-шравана-киртанах. Повторение Харе Кришна маха-мантры или слушание слов Кришны... Когда вы слышите Шримад-Бхагаватам, шринватам сва-катхах,  это Его собственные слова.

шринватам сва-катхах кришнах
пунйа-шравана-киртанах

Вы либо слушаете, либо повторяете. Потому что

шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам
/ШБ 7.5.23/

Существует девять методов. Самым первым является слушание. Мы открываем так много центров только для того, чтобы дать людям возможность услышать о Кришне. Вот и всё. Если вы просто услышите о Кришне, шринватам, то Кришна будет удовлетворён: "О, он слушает обо Мне". Что он делает дальше?

шринватам сва-катхах кришнах
пунйа-шравана-киртанах

Осознаете вы это или нет, но эта деятельность становится благочестивой. И чем более благочестивыми вы будете становиться, тем лучше будете понимать Кришну. Потому что неблагочестивые люди

йешам тв анта-гатам папам
/БГ 7.28/

Неблагочестивые люди неспособны понять Кришну. Но тот, кто не занимается неблагочестивой деятельностью,

йешам тв анта-гатам папам
джананам пунйа-карманам

Пунйа-карма. Это слушание является  пунйа-карма. Джананам пунйа, те

двандва-моха-нирмукта
бхаджанте мам дридха-вратах
/БГ 7.28/

Если вы просто будете слушать, если вы поймёте, что это благо. И даже если вы этого не поймёте, то благодаря вибрации Харе Кришна мантры, чтению Бхагавад-гиты, повторению, вы очиститесь.

шринватам сва-катхах кришнах
пунйа-шравана-киртанах,
хридй антах-стхо хй абхадрани
/ШБ 1.2.17/

Мы не можем понять, кем являемся, кто такой Бог, какие наши отношения с Богом, что мы должны делать в этих отношениях, мы не можем всего этого понять, потому что поглощены греховной деятельностью. Об этом говорится здесь:

на мам душкртино мудхах
прападйанте нарадхамах
/БГ 7.15/

В материальном мире все мы в той или иной мере являемся душкритинах. В той или иной мере греховны. Поэтому нам очень трудно понять Кришну.

атах шри-кршна-намади
/ЧЧ, Мадхья 17.136, БРС, 1.2.234/

Я уже это объяснял. Поэтому мы должны воспользоваться этим движением сознания Кришны. И когда бы нам ни выпала возможность слушать о Кришне, мы должны ею воспользоваться. Это - движение сознания Кришны. Учитесь у... Это не наша выдумка. Так говорит Кришна. Научитесь стать осознающими Кришну. Просто пытайтесь ощущать Кришну в каждый момент своей жизни. На каждом шагу.

В этой главе дальше объясняется, как можно ощутить Кришну. Всё начинается со вкуса. Все пьют воду или что-либо другое. Пейте жидкость и думайте при этом: "Этот вкус - Кришна". Когда вы видите утром солнечный свет, думайте: "Это - Кришна". Вечером, когда вы видите лунный свет, думайте о том, что это - Кришна. Нас постоянно окружают звуки, особенно в таком городе, как Бомбей. Он просто наполнен звуками. Поэтому, когда бы вы ни слышали какой-либо звук, который является вибрацией неба, помните, что звук этот - Кришна.

шабдах кхе
/БГ 7.8/

И когда бы на вашем пути ни встречался достойный человек, обладающий каким-то выдающимся талантом, вы понимаете, что этот талант является милостью Кришны, вибхути. Таким образом, если вы будете практиковать, если будете повторять Харе Кришна маха-мантру, если вы будете слушать осознавшие себя души, то постепенно будете прогрессировать в сознании Кришны. И когда вы достигните совершенства,

джанма карма ме дивйам
йо джанати таттватах
/БГ 4.9/

тогда явление, уход и игры Кришны, откроются вам.

свайам эва спхурати адах
/Бхакти-расамрта-синдху, 1.2.234/

Когда Кришна проявит себя, когда на вас низойдёт откровение, тогда вы поймёте Кришну, Его деятельность, Его имя и Его игры. Всё откроется. Тогда ваше понимание станет совершенным. Пока что мы не можем развить совершенное понимание, но что касается наших возможностей, то понять Кришну мы можем. И если мы хоть чуть-чуть поймём Кришну, то наша жизнь будет успешной.

тйактва дехам пунар-джанма
наити мам эти каунтейа
/БГ 4.9/

Просто если мы будем хоть немного понимать Кришну. Что это значит? Тйактва дехам пунар... Это - высшее совершенство. Оставив это тело, а мы обычно оставляем одно тело и принимаем другое.

татха дехантара-праптих
/БГ 2.13/

Мы должны это остановить. Мы изо всех сил стараемся найти решение всех жизненных проблем. Самая главная проблема – это

джанма-мритйу-джара-вйадхи
/БГ 13.9/

рождение, смерть, старость и болезни. Но если вы преодолеете рождение, как говорится в Бхагавад-гите,

тйактва дехам пунар джанма наити
/БГ 4.9/

Больше никаких рождений. "И что, теперь мне конец? Для меня всё закончится?". Нет, ничего не закончится.

тйактва дехам пунар-джанма
наити мам эти

"Ты придёшь ко Мне. Ты придёшь ко Мне". Возвращайтесь домой, назад, к Богу. В этом - суть процесса сознания Кришны. Это очень легко. Все могут принять этот процесс. Зачем отказываться? Со всей серьёзностью отнеситесь к этому пути и будьте счастливы. Большое спасибо.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |