| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Бхагават-Гите, 7.9-10
(24 февраля 1974, Бомбей)

Прадьюмна:

пунйо гандхах притхивйам ча
теджаш часми вибхавасау
дживанам сарва-бхутешу
тапаш часми тапасвишу

/БГ 7.9/

Шрила Прабхупада: И следующий стих.

Прадьюмна:

биджам мам сарва-бхутанам
виддхи партха санатанам
буддхир буддхиматам асми
теджас теджасвинам ахам

/БГ 7.10/

Перевод: «Я - изначальный аромат земли, и Я - жар огня. Я - жизнь всего живого и аскетизм всех аскетов. О сын Притхи, знай же, что Я - изначальное семя всех существ, разум разумных и мощь могучих».

Шрила Прабхупада:

пунйо гандхах притхивйам ча
теджаш часми вибхавасау
дживанам сарва-бхутешу
тапаш часми тапасвишу

/БГ 7.9/

Пунйо гандхах значит изначальный, а также ароматный… Есть такие цветы, например роза, которые обладают приятным ароматом. Конечно, аромат бывает разным, но притхивйам ча, этот аромат исходит из земли. Он не искусственный. Та же самая земля, та же самая вода, тот же самый, как он называется сара? Чтобы вырастить дерево…

Преданный: Навоз.

Шрила Прабхупада: Навоз. Тот же самый навоз, та же самая вода, тот же самый сад, но у разных цветов разный аромат. Как так происходит? Может ли хоть один учёный дать ответ? Почему они разные? И почему вообще существует разница? Если причиной является природа, те же самые компоненты, почему природа не производит одинаковые цветы, деревья, плоды и качества? Почему? Ответ даётся в Бхагавад-гите. Потому что природа – это ещё не всё. Природа не может действовать независимо. Природа – это материальный мир, материальные элементы. Бхагавад-гита даёт ответ:

майадхйакшена пракритих суйате са-чарачарам
/БГ 9.10/

Потому что всем управляет Верховная Личность Бога, Кришна. Он хочет, чтобы: «Из этого семени, биджи, появился такой цветок с таким ароматом». Верховная Личность Бога контролирует всё. Мы, глупцы, говорим, что это необъяснимо. Мы говорим: «Природа». А что такое природа? За ней должен находиться разум, иначе почему роза так красива? Даже если посмотреть на это с точки зрения художника, то чтобы нарисовать цветок, учесть цветовую гамму, отражение, необходимо приложить большие усилия. Необходимо много разных инструментов, и то вряд ли вам удастся нарисовать красивую розу. И всё равно она не будет так хороша и не будет идти ни в какое сравнение с настоящей розой. Получается, что чтобы нарисовать третьесортную розу необходим разум, а чтобы создать первоклассную розу он не нужен? Разве это логично? Что это за логика? Должен быть разум. И здесь об этом говорится:

пунйо гандхах притхивйам ча
теджаш часми вибхавасау
/БГ 7.9/

Ахам. «Это происходит под моим управлением». Кришна даёт нам разум, чтобы мы поняли, что если мы не ходим в храм и не слушаем ачарий, то должны хотя бы понять, что Он присутствует в цветке и в его запахе. Разве это так сложно? Сознание Кришны так замечательно. Выпивая воду, видя солнечный или лунный свет, повторяя  Ом,

пранавах сарва-ведешу
/БГ 7.8/

будучи знатоком Вед или слыша звуковую вибрацию, видя цветок, вдыхая его аромат, видя что-то замечательное… Солнце - лучезарно, Луна – прекрасна. Теджас часми. Откуда берутся эти красота и лучезарность? Эти лучезарность и красота – просто отражение красоты и лечезарности Кришны. Об этом говорится в Брахма-сутре, Брахма-самхите:

йасйа прабха прабхавато джагад-анда-коти
/Брахма самхита 5.40/

Какой смысл не верить? Мы можем видеть своими собственными глазами, что Солнце лучезарно. И это всего-навсего продукт материальной природы. Но откуда у Солнца это сияние?

йач-чакшур эша савита сакала-граханам
раджа самаста-сура-муртир ашеша-теджах
/Брахма-самхита 5.52/

Сияние и температура безграничны. Так откуда берётся это сияние? Вы можете вычислить, что Солнце состоит из тех или иных химических элементов, но тогда почему вы не можете создать искусственное Солнце, чтобы сэкономить массу денег на электричестве? Ночью в Бомбее есть одно Солнце (смеётся), (смех). Эти мошенники могут определить состав Солнца, но они никогда не смогут создать его. В Калифорнии один учёный-химик, обладатель Нобелевской премии, говорил, что жизнь происходит из материи. Но один из студентов, мой ученик Сварупа Дамодара, задал вопрос: «Сэр, если я дам вам все эти химические элементы, вы сможете создать жизнь?». И тот ответил: «Не могу сказать». Но если вы знаете, что жизнь состоит из этих химических элементов, то почему не можете её создать. Это просто теоретизирование.

пантхас ту коти-шата-ватсара-сампрагамйах
/Брахма-самхита 5.34/

Мы ничего не добьёмся, просто теоретизируя. Но если мы примем прибежище у Кришны, то получим совершенное знание, что ахам: «Я – основа всего». Как по-другому мы можем это объяснить?

свабхавики джнана бала крийа ча
/ЧЧ, Мадхья 13.65, комментарий, Шветашватара-упанишад, 6.8/

Если вам необходимо нарисовать цветок или создать запах, необходимо смешать много химических элементов. Но Он всемогущ, Его энергии совершенны, что свабхавики джнана бала крийа ча, достаточно только Его воли, чтобы всё сразу же появилось.

парасйа шактир вивидхайва шруйате
/ЧЧ, Мадхья 13.65, комментарий/

Это описание энергии Бога. И если вы не можете оценить её, то это ваша проблема, но за этим стоит разум и работа. Но энергия так совершенна… Сейчас, благодаря электричеству, электрической энергии, вы нажимаете на кнопку и сразу же начинает происходить масса вещей. Но энергия Бога в тысячи раз тоньше. Всё проявляется только по Его воле. Таково понимание. Но, не обладая таким умом, не способные думать, мы уклоняемся от этого вопроса. Поэтому если мы хотим понять, как появился этот цветок, откуда в нём взялся этот запах, необходимо понять, что это всё благодаря Кришне. И вы должны это оценить: «О, мой Господь такой…».

Есть одна история. Это не совсем история, но считайте, что это история. Однажды Нарада Муни встретил на своём пути одного учёного брахмана. Увидев Нараду, он спросил: «Господин, куда ты направляешься?», и тот ответил: «Я держу путь во Вриндаван, на Вайкунтху, чтобы увидеть моего Господа».
- О, ты направляешься туда? Нарада Муни может свободно приходить к кому угодно.
- Не мог бы ты спросить Нараяну, когда я получу освобождение?
- Хорошо, спрошу.
Затем ему повстречался шивший обувь сапожник. Он тоже спросил Нараду:
- Куда путь держишь?
- Я направляюсь на Вайкунтху, чтобы увидеться с моим Господом.
- Не спросишь ли ты Его, когда я получу спасение?
- Хорошо, спрошу – ответил Нарада Муни.
И когда Нарада, завершив все свои дела, встретился с Господом Нараяной, он задал эти вопросы: «Эти двое, один из которых является учёным брахманом, а второй - сапожником, задали мне один и тот же вопрос». И Нараяна ответил: «Сапожник получит спасение в конце этой жизни, а брахману придётся ещё много-много раз рождаться». Нараде Муни стало любопытно: «Как же так?». Возвращаясь назад, он встретил брахмана, и тот поинтересовался: «Господин, спрашивал ли ты обо мне?».
- Да, да. Он сказал, что тебе придётся ждать ещё много-много жизней.
Но перед уходом Нараяна сказал Нараде Муни: «Если они спросят: «Что мой Господь делал, когда ты встретился с Ним?», скажи, что Он продевал слона в отверстие гвоздя». Или как это называется?

Преданные: В игольное ушко.

Шрила Прабхупада: В игольное ушко. Он встретил брахмана, ответил на его вопрос и когда тот спросил: «Что делал мой Господь, когда ты встретился с ним?» он ответил, что Господь продевал слона в игольное ушко. И брахман сразу же сказал: «Ну, ладно, Господин, намаскар. Я не могу поверить, что слона можно продеть через игольное ушко». Когда же этот же вопрос задал сапожник и Нарада Муни дал такой же ответ, тот стал плакать: «Мой Господь так могущественен, Он может сделать всё, что угодно». Тогда Нарада Муни поинтересовался: «Как ты поверил, что слона можно продеть в игольное ушко».
- А почему нет? Я вижу это каждый день. Я сижу под этим баньяновым деревом, на нём растут плоды, в которых находятся тысячи семечек, и я знаю, что из каждого семечка может вырасти такое же огромное дерево, как и это. Это факт. Все об этом знают.

биджо ‘хам сарва-бхутанам
/БГ 7.10/

Кришна говорит: биджам мам сарва-бхутанам. Здесь есть химик? Просто возьмите одно маленькое семечко, подобное семечку баньянового дерева. Оно очень маленькое, но в нём содержится это большое дерево. Где химия? Где физика? Вот вам ответ: Кришна говорит,

биджам мам сарва-бхутанам виддхи

Даже эта огромная, гигантская вселенная тоже является биджам мам сарва-бхутанам. Так говорится в ведических писаниях.

йасйаика-нишвасита-калам атхаваламбйа
дживанти лома-вила-джа джагад-анда-натхах
/Брахма-самхита 5.48/

Существует так много разных вещей. И все задаются вопросом: «Где всё это берёт своё начало?». Начало – это Верховный Господь. Это – Веданта-сутра,

джанмади йасйа йатах
/ШБ 1.1.1/

Начало находится там. Мы не можем утверждать, что жизнь произошла из материи. Это невозможно, потому что здесь Кришна говорит: это семя

биджам мам сарва-бхутанам
/БГ 7.10/

Кришна является изначальным источником всего, что обрело существование. Кришна – это жизнь. Он не является мёртвым камнем. Поэтому вывод таков: и жизнь, и материя произошли из жизни. Не материя произошла из жизни. Или как там? Жизнь произошла из материи. Это неправильный вывод. Поэтому если вы действительно хотите получить совершенное знание, то вам необходимо принять знание таким, как оно есть. Это называется авародха-пантха. Авародха-пантха значит нисходящий, или дедуктивный процесс. Мы, движение сознания Кришны, заявляем, что обладаем совершенным знанием обо всём, потому что получаем его от совершенной личности – Кришны.

эвам парампара-праптам имам раджаршайо видух
/БГ 4.2/

И этот  процесс – истинный. Если вы просто будете делать предположения, чтобы прийти к выводу, индуктивный процесс… Например, если вы хотите понять, смертен человек или бессмертен, существует два процесса. Дедуктивный метод – это когда вы принимаете точку зрения того, кто находится на более высоком уровне, что человек смертен. Если вы принимаете его точку зрения, то ваше знание – совершенно. Но если вы хотите получить знание индуктивным методом, то есть, изучая каждого человека, пытаясь понять, смертен он или нет, то вы изучите тысячу, две, пять, но не сможете изучить их всех. Поэтому ваш вывод всегда будет неполноценным. Так у вас ничего не получится. Поэтому лучший способ получения знания – это слушать авторитетных личностей. На самом деле, вы уже это делаете. Мы ходим в школу, в колледж и получаем знание от человека, который превосходит нас в знании. Это и наш процесс тоже. Это – совершенное знание. Знание невозможно придумать. Поэтому настоящее знание можно получить из Бхагавад-гиты. Тщательно изучите её, этот метод легок и совершенен.

биджам мам сарва-бхутанам
виддхи партха санатанам
/БГ 7.10/

Санатанам. Санатанам значит вечный. Это не биджа, которая появляется, а затем уничтожается. Санатанам. В другом месте Кришна говорит: ахам биджа-прадах пита. Все живые существа…

сарва-йонишу каунтейа
муртайах самбхаванти йах
тасам брахма махад йонир
ахам биджа-прадах пита
/БГ 14.4/

Ахам, личность, Он… Подобно тому, как отец помещает своё семя во чрево матери, в результате чего появляется ребёнок. Точно так же сарва-бхутанам, но не только человеческие существа, но также все живые существа. Существует 8 400 000 видов живых существ. Изначальным отцом, дающим семя, является Кришна. Поэтому Кришна имеет международный или даже межвселенский статус. Кришна – не хинду и не индиец, то или это. Кришна – для всех. Я объясняю моим ученикам из Америки, Европы, Африки, что Кришна – для всех. Не думайте, что Кришна – только для индусов, для брахманов или кшатриев. Нет. Кришна – для всех. Поэтому название нашего общества «Общество сознания Кришны». Единственное, о чём мы просим, это принять Кришну изначальным отцом. Это нетрудно понять. Подобно тому, как у меня есть отец, у моего отца есть отец, у его отца тоже был отец… Кто является изначальным отцом? Изначальным отцом является Кришна: ахам биджа-прадах пита. Почему трудно это понять? Изначальный отец должен быть. Если вы захотите узнать, кто является изначальным отцом, то придёте к выводу, что им является Кришна.

ишварах парамах кришнах
сач-чит-ананда-виграхах
анадир адир говиндах
сарва-карана-каранам

/Брахма-самхита 5.1/

Таково мнение Вед. Сарва-карана-каранам. Отец отца, его отец, его отец и т.д. и мы приходим к Брахме. А Брахма считается прародителем, или дедом, питамаха. Но в Бхагавад-гите к Кришне обращаются, как к прапитамаха, отцу Брахмы. Прапитамаха. Вы найдёте слово, прапитамаха, в 11 главе /БГ 11.39/. Он – отец…

тене брахма хрида йа ади-кавайе
/ШБ 1.1.1/

Тот, кто хорошо знает шастры, встречал ещё одно имя Брахмы - Сваямбху. Он не был рождён материальным отцом или матерью. Он появился из цветка лотоса, который вырос из пупка Маха-Вишну, Гарбходакашайи Вишну. Поэтому его имя - Сваямбху. Сваямбху – один из авторитетов, потому что он первым получил ведическое знание от Кришны, или Вишну. Тене брахма хрида. Брахма значит ведическое знание. Тене – тот, которому сообщили. Ади-кавайе – изначальная личность.

тене брахма хрида ади-кавайе
мухйанти йат сурайах

Даже великие личности приходят в замешательство, пытаясь понять Кришну. Поэтому Кришна говорит… Мы уже об этом говорили.

манушйанам сахасрешу
кашчид йатати сиддхайе
йататам апи сиддханам
кашчин мам ветти таттватах

/БГ 7.3/

Итак, Кришна является Верховной Личностью. Кришна – источник всего, изначальный источник всего. Таков вердикт… Поэтому Арджуна принял всё как истину:

сарвам этад ритам манйейан
мам вадаси кешава
/БГ 10.14/

«Мой дорогой  Кришна, всё, о чём Ты мне рассказал, я принимаю как истину. Я принимаю всё это полностью, без исключения, и не даю никаких своих комментариев». Таким образом, необходимо изучать Бхагавад-гиту. Если вы изучаете Бхагават-гиту, как она есть, и если вы её принимаете, то ваша жизнь успешна. Иначе,

пантхас ту коти-ватсара-сампрагамйо
вайор атхапи манасо муни-пунгаванам
/Брахма-самхита 5.34/

вы никогда не поймете, кто такой Бог, что является изначальным источником и что такое Абсолютная Истина. Бхагавад-гита является сутью всей ведической литературы, потому что, в конце концов, ведическая литература значит

ведаиш ча сарваир ахам эва ведйо
/БГ 15.15/

понять Кришну, Абсолютную Истину, Верховную Личность Бога. Такова цель изучения Вед. Верховная Личность Сама даёт знание о Себе. Поэтому мы проповедуем Бхагавад-гиту, как она есть, сознание Кришны. И самым лёгким способом является повторение Имени Кришны. Самый лёгкий метод. Это – рекомендованный метод. Это не наша выдумка. Об этом говорится в Ведах. Когда Махараджа Парикшит узнал обо всех пороках Кали-юги, он немного расстроился: «Как эти люди… Как они освободятся из жалких условий материалистичной жизни этого века Кали?». Потому что этот век – один сплошной порок. В этой главе утверждается, что в Кали-югу

млеччха раджанйа-рупино бхакшайишйанти праджас те
/ШБ 12.1.40/

Правительства будут состоять из одних млеччх, а не кшатриев. Из млеччх. Млеччха раджанйа-рупинах. Они будут занимать посты в правительстве и состоять на службе у правительства. И заниматься они будут бхакшайишйанти праджас те, они будут  поглощать  весь праджас. Таким образом, праджас будет испытывать такие страдания, что

гаччханти гири-кананам
/ШБ 12.2.8/

Гаччханти гири-кананам. Они будут находиться в такой тревоге, что оставят свои дома и уйдут в лес. Это время приближается. Это время приближается. Больше нет брахманов, кшатриев, вайшьев. Поэтому человеческой цивилизации нет, так как не существует больше деления на брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Это - не человеческая цивилизация. Это цивилизация животных.

чатур-варнйам майа срштам  гуна…
/БГ 4.13/

Там вы найдете всё. Решения социальных, политических и экономических проблем вы найдёте в Бхагавад-гите. Это наша собственность, Бхагавад-гита была рассказана в Индии и все индусы должны распространять это знание по всему свету, но, к сожалению, эти негодяи ничего не делают. Чайтанья Махапрабху давал такой наказ:

бхарата-бхумите хаила манушйа-джанма йара
/ЧЧ, Ади 9.41/

Это для совершенного человеческого существа.

джанма сартхака кари' кара пара-упакара

Люди в других частях света находятся в темноте. Есть насущная необходимость распространять знание Бхагавад-гиты по всему миру. Клиенты уже созрели. Поэтому, если вы хотите прославить Индию, сделать успешной свою жизнь, просто изучайте Бхагавад-гиту, как она есть, и распространяйте её по всему миру. Всё, что я сделал в одиночку, это научил их мыслить по-другому. И если у нас будет много желающих выехать за пределы Индии и проповедовать учение Бхагавад-гиты, они получат от этого пользу, а вы обретёте славу. Вы прославите свою страну. Послание Бхагавад-гиты - это факт, это не придуманная история. Люди перенасытились этой неправильной цивилизацией. Это не цивилизация. Ахара-нидра-бхайа-маитхунам ча. Днём и ночью. Об этом также предупреждает Шримад-Бхагаватам: 

нунам праматтах куруте викарма
йад индрийа-притайа априноти
на садху манйе йата атмано 'йам
асанн апи клешада аса дехах

/ШБ 5.5.4/

Ришабхадев говорил, что: «Эти негодяи, праматтах, лишились рассудка». Нунам праматтах куруте викарма: «Всегда заняты отвратительной деятельностью». Эти негодяи, эти материалистичные люди, нунам праматтах, лишились рассудка, и смысл их жизни - нунам праматтах куруте викарма. Акарма и викарма.

Викарма – это запрещенная шастрами деятельность. Например, согласно ведическим принципам, по крайней мере, брахманы, лидеры, цари, должны избегать четырёх видов греховной деятельности. Что это? Употребление мяса, незаконные половые отношения, азартные игры и употребление одурманивающих веществ. По крайней мере, эти люди – лидеры, брахманы, цари – должны быть очень осмотрительными. Но вы посмотрите, почти все они привязаны к этим видам деятельности. Поэтому они лишены разума, праматтах. Викарма. Это запрещено шастрами, но они занимаются этой деятельностью. Почему? Потому что лишились рассудка. Почему они лишились рассудка?

нунам праматтах куруте викарма
йад индрийа-притайа априноти
на садху манйе

«Просто ради удовлетворения чувств». Вот и всё. Только чтобы удовлетворить чувства. Не ради какой-то возвышенной цели, а ради получения чувственного удовлетворения. «О, мой язык просит сигарету, вина. Ладно, удовлетвори свой язык». Почему? Вы что, умрёте без вина или сигарет? «Нет, я хочу насладить свой язык». Индрийа-притайа априноти. Почему это считается греховной деятельностью? Это является греховным, потому что

нунам праматтах куруте викарма
йад индрийа-притайа априноти
на садху манйе
/ШБ 5.5.4/
 
«О, это нехорошо». Йата атмано 'йам асанн апи клешада. Атма – вечна, но она покрыта этим материальным телом. Асан апи. Вы можете сказать: «Все эти материальные тела не будут существовать долго». Но они - клешада, приносят страдания.

джанма-мритйу-джара-вйадхи
духкха-дошанударшанам
/БГ 13.9/

Люди лишились разума. Они, на самом деле, не знают, что такое несчастье и страдание. У них нет… Животные не знают. Они просто отправляются на бойню. Вот и всё. Поэтому такая цивилизация не принесёт вам счастья.

бхарата-бхумите хаила манушйа-джанма
/ЧЧ, Ади 9.41/

Вы родились в пунья-бхуми, на священной земле Бхаратаварши. Это ваше знание. Примите его, и ваша жизнь станет успешной. Большое спасибо.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |