| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 1.15.39
(17 декабря 1973, Лос-Анджелес)

Нитай: "Затем он сделал Ваджру, сына Анируддхи /внука Господа Кршны/ царем Шурасены в Mатхуре. После этого Mахараджа Йудхиштхира совершил жертвоприношение Праджапатйа и, желая оставить семейную жизнь, поместил в себя огонь". /ШБ 1.15.39/

Шрила Прабхупада: Итак, Махарадж Юдхиштхира в первую очередь назначил своего внука, Парикшита Махараджа, императором всего мира. Затем он распространил... /перерыв/ ... Или только среди близких семей, потому что семья Кришны, династия Яду, и этой семьёй Махараджа Юдхиштхиры, династии Куру, они были связаны родственными связями разнообразным способом благодаря женитьбе. Мать Махараджи Юдхиштхиры, Кунти, принадлежала к династии Яду - это значит тётя Кришны, сестра отца Кришны. Подобным образом, жена Арджуны, Субхадра..., вот Субхадра, она стала женой Арджуны, сестра Кришны. Итак, было очень много родственных семейных связей, семья Кришны и семья Куру. Кришны не было. Поэтому Махарадж Юдхиштхира заботился о детях, внуках. Также как его внук был помещён на трон императора, подобным образом внук Кришны также был коронован как царь Шурасена, в которой находится провинция Матхура: матхурайам.
Итак, ты можешь прочитать комментарий.

Нитай: "Возведя Mахараджу Парикшита на императорский трон Хастинапура и сделав Ваджру, правнука Господа Кршны, царем Mатхуры, Mахараджа Йудхиштхира отрекся от мира."

Шрила Прабхупада: Да. Такова была система, что человек должен уйти от дел. Также как в настоящее время, хотя люди просят президента, "Уйди с поста, подай в отставку", он не уходит, он упирается. Потому что он знает, что "Это первая и последняя возможность. Меня больше не изберут. Поэтому я буду держаться за должность и заберу столько денег, сколько возможно". И всё. Но раньше, цари добровольно уходили в отставку. В Индии также мы видели это. Так много больших, больших политиков, они не могли оставить свою политическую деятельность. Даже Ганди. Я написал письмо Ганди,  "Махатма Ганди, вас признают по всему миру как очень благочестивого человека, и предполагается, что вы являетесь преданным Бхагават-Гиты. Теперь у вас есть ваша независимость. Вы сражались за независимость. Теперь у вас есть ваша независимость. Поэтому я прошу вас взять учение Бхагават-Гиты для того, чтобы проповедовать по всему миру". Такова моя просьба. Потому что думал о том, чтобы проповедовать эту Бхагават-Гиту. Поэтому я думал, что "Ганди находится в лучшем положении. Если он возьмётся за эту деятельность, проповедь Бхагават-Гиты, многие обратят на это внимание.

йад йад ачарати шрештхах
/БГ 3.21/

Он признанный хороший человек, поэтому люди будут следовать". Но он так не поступил. Он увяз в политике. И до тех пор, пока его не убила противоборствующая сторона, он бы это не оставил. Подобным образом, я видел также других политиков, Джавахарлал Неру, Пантх, они этого не оставят. Пантх был настолько слаб, я видел. Он не мог даже стоять. Он делал таким образом всегда. Тем не менее, он это не оставлял. Подобным образом, Джавахарлал Неру, был парализован. Пока он не умер, он не смог этого оставить.

Итак, это не ведическая цивилизация. Ведическая цивилизация такова, что в определённом возрасте вы должны уйти от дел. Не важно. Век разделяется на четыре части: брахмачари, грихастха, ванапрастха, и саньяса. Брахмана, кшатрии, вайшья, шудра. Итак, ведическая цивилизация означает варнашрама-дхарма, принять институт четырёх варн и четырёх ашрамов. Социальный и духовный уклад. Для социального порядка должны быть брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, и для духовного уклада, должны быть брахмачари, грихастхи, ванапрастхи, и саньяси. Такова система. Поэтому до тех пор, пока вы не примите эту систему варнашрама-дхарма, вы не считаетесь цивилизованным человеком, Арйа, Арйан. Арйан означает тот, кто совершает прогресс в системе варнашрамы-дхарма. Этот прогресс означает Верховная Личность Бога. Такова цель. Но люди этого не знают. Не только сейчас, раньше также.

на те видух свартха-гатих хи вишнум
/ШБ 7.5.31/

Они не знают, что их конечная цель это само-осознание. Почему Махарадж Юдхиштхира принимает, уходит от дел? Стать царём не является конечной целью жизни. Нет. У него есть другая конечная цель жизни. Он оставался царём только из-за долга. Также как вы работаете в каком-то офисе или как профессионал. Вы работаете как адвокат. Вы трудитесь как инженер. Вы работаете как медицинский работник. Вы можете это делать, потому что вы должны делать что-то, чтобы жить, зарабатывать на жизнь. Это не важно. Но стать инженером или стать учёным или стать врачом или адвокатом не является моей конечной целью жизни. Это необходимо для того, чтобы поддерживать душу и тело вместе, но это не является конечной целью жизни. Для этой цели, вы можете оставаться тем кем вы есть, но вы должны уйти от дел.

В настоящий момент, люди уходят силой или каким-то другим образом... Но они не знают, в чём заключается конечная цель жизни. В вашей стране есть много домов престарелых, но они не знают, какова конечная цель жизни. Конечная цель жизни это понять Верховную Личность Бога. Потому что в вашей загруженной жизни у вас очень мало времени, поэтому после жизни грихастхи, до 50 лет, не больше этого,

панчашордхвам ванам враджет

тогда вы должны уйти в отставку. Не важно, завершили ли вы свой долг или нет. Это не важно. Вы должны уйти в отставку. И затем, получив образование какое-то время, оставив семейную жизнь, живя уединённой жизнью - не в точности уединённой, но отрешившись от семейной жизни - пусть старшие сыновья, дочери, заботятся о семье и муж, жена путешествуют по разным местам паломничества. Снова, они приходят через некоторое время, но без всякой привязанности, как гость в доме своего сына. Они о вас позаботятся. Я принимаю саньясу." Итак, все должны принять саньясу. Это не так, что какой-то определённый человек, просто Чайтанья Махапрабху должен принять саньясу. Нет. Это обязательно. Вы должны. В философии Будды, все должны принять саньясу и жить как саньяси какое-то время. Это их долг.

Поэтому Махарадж Юдхиштхира подготовил себя к тому, чтобы стать саньяси. Саньяси означает отрешённый. Нет больше никаких семейных обязанностей или какой-то ответственности. Просто стать чистым преданным Господа. Это саньяса.

анашритах карма-пхалам
карйам карма кароти йах
са саннйаси
/БГ 6.1/

Какое определение саньяси? Саньяси означает, что он трудится, но он не наслаждается результатами труда. Это саньяси. Все, карми... карми означает, что он тяжело работает день и ночь, но он хочет наслаждаться плодами труда сам. Это карми. Саньяси будет также тяжело трудиться день и ночь, но он не будет брать плоды. Это для Кришны. Это саньяси. Саньяси означает сат-ньясе. Ньясе означает отрешённый, и сат значит Верховная истина. Тот, кто отвергает всё ради Верховной истины, его называют саньяси. Этот саньяси должен формально сменить одежду. Но любой... Также как этот Махарадж Юдхиштхира, Арджуна и его братья, они все были саньяси. Но тем не менее, формально они приняли саньясу, оставили привязанность к дому. Таким образом, потому что он был царём, если бы он не показывал пример, тогда другие бы не принимали саньясу. Продолжай.

Нитай: "Система четырёх укладов жизни и четырёх каст, соответствующих качествам и роду деятельности человека, известная как варнашрама-дхарма, является началом подлинно человеческой жизни, и Mахараджа Йудхиштхира, как покровитель этой системы человеческой деятельности, своевременно удалился от активной жизни, приняв санньясу и возложив ответственность за правление на получившего соответствующее образование царевича, Mахараджу Парикшита. Научная система варнашрама-дхармы делит общество на четыре сословия по роду занятий и четыре уклада жизни. Четырём укладам жизни, то есть жизни брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и санньяси должны следовать все, независимо от рода деятельности. Современные политики не хотят отходить от активной жизни, даже если они достаточно стары, но Йудхиштхира Mахараджа, как идеальный царь, добровольно отошел от активной деятельности правителя..."

Шрила Прабхупада: Да. Мы ссылаемся на политиков, потому что царь также означает политик. Как только мы говорим о царе, он находится в политике. Итак, таковы примеры. Хотя он также был великим политиком, ему приходилось сражаться в Битве на Курукшетре, ему надо было применять дипломатию, и всё остальное, но это не означает, что ему надо было забыть свой истинный долг. Это совершенная цивилизация, что человек не должен забывать свой настоящий долг. Настоящий долг это исполнить миссию человеческой жизни. Миссия человеческой жизни это понять Бога. И Бог есть, вы не можете этого отрицать, Бог есть. Но мы не знаем, кто такой Бог, каковы наши отношения с Ним. Мы этого не знаем. Также как в вашей стране, на банкнотах рекламируется, "В Бога мы веруем". Но если спросим кого-то: "Таков девиз государства. Что ты знаешь о Боге?". Никто не может ответить. Они ответят, "Это что-то такое, или что-то эдакое". Но... У всех слабое понимание. Никто не знает, что такое Бог, и также он не знает, как верить в Бога.

Это наставление в Бхагават-Гите: что такое Бог и как в Него верить. Это тема Бхагават-Гиты. Но люди не знают. У них просто есть девиз, "В Бога мы веруем". Никто не знает, кто такой Бог. Но мы пытаемся внести вклад в то, кто такой Бог. Не только Бог - Его форма, Его имя, Его адрес, мы даём всё. Вот форма Бога, Кришна. Если вы не верите, что Он не является Богом, тогда вы должны сказать, какое у вас понимание Бога. Если вы не знаете, какова идея Бога, тогда вы должны принять её от меня. И как вы можете отрицать, что Кришна это не Бог? В первую очередь, вы должны знать, кто такой Бог. Бог означает Верховный. Это слово из словаря, "Верховное Существо".

Итак, Кришна является Верховным Существом. Кришна это Верховное Существо. Здесь вы видите богатого человека, он наслаждается, и его помощники, его менеджеры, его секретари, они работают. Они приносят деньги из бизнеса, с завода, и владелец наслаждается. Это грубый пример. Подобным образом есть Бог. Он является наслаждающимся духом. Он не ходит в офис, чтобы управлять своим заводом. Нет. Он не идёт. Он просто наслаждается. Таково наставление Вед:

на тасйа карйам каранам ча
/Шветашватара-упанишад 6.8/

Определение Бога, кто такой Бог. Кто такой Бог, представление дается в Ведах, Упанишад, на тасйа карйам. В первую очередь это то, что Ему ничего не надо делать лично. Это качество Бога. Если Ему надо что-то делать лично, тогда Он не Бог.

на тасйа карйам каранам ча видйате
на тат самаш чабхйадхикаш ча дршйате

"Никто не может быть равен или выше, чем Он". Это определение Бога. Любой предмет... Предположим богатство, достояния. Итак, никто не может быть более богатым, чем Бог, или никто не может быть равен Богу. Это величие. "Бог велик". Как Он велик? Это определяется очень,..., в частности. Он велик, потому что никто не может сравняться с Ним в богатстве. Никто не является более богатым, чем Он. Это Бог. Все беднее Его. Поэтому на тат-самах. Сама значит равен, и адхика означает более великий. Как Бог может быть великим? Если кто-то более велик, чем Он, как Бог велик? Если кто-то равен Ему, что как Он является великим? Только посмотрите, даётся идеальное определение.

на тасйа карйам каранам ча видйате

"Ему не надо ничего делать." Потому что Он велик, зачем Ему работать? Все подчинённые будут действовать. Мы все подчинённые. Поэтому мы должны работать для Бога. Но мы сделали нашу формулу, что "Бог должен работать на нас". "Бог дай нам наш хлеб насущный. Нам ничего не надо делать. Просто дай нам наш хлеб насущный". Что это такое? Но вайшнавская идея это "Не давая Богу хлеб, Бог умрёт". Йашода-майи думает, "Если я не дам Кришне что-то поесть, Кришна исхудает и истощает". Это любовь к Богу, как служить Кришне, как служить Богу. Севонмукхе. Это настоящая религия. Когда мы не принимаем служение от Бога, но мы готовы оказать служение Богу, это истинная религия.

са ваи пумсам паро дхармо
йато бхактир адхокшадже
/ШБ 1.2.6/

Адхокшадже. Бог находится за пределами восприятия наших чувств. Поэтому Он является адхокшаджа. Поэтому такого рода религия, которая учит последователей, как служить Богу, как любить Бога, это совершенная религия. Не важно что это христианская религия или индуистская религия, нет. Если последователей обучают тому, как любить Бога, как служить Богу, это совершенно. Этому учат здесь. В этом движении сознания Кришны, не учат тому, как просить у Бога. Нет. Всё отдавать Богу. Это движение сознания Кришны. Вот что необходимо.

Итак, Юдхиштхира Махарадж это преданный. Поэтому, хотя он был могущественным императором, тем не менее, сейчас он жертвует свою жизнь ради служения Господу. Это человеческая цивилизация. По крайней мере, в определённый момент своей жизни, вы должны пожертвовать. Если у вас ничего нет, деньги, тогда вы можете пожертвовать свою жизнь.

пранаир артхаир дхийа вача
этавадж джанма-сапхалйам
дехинам иха дехишу
/ШБ 10.22.35, ЧЧ Ади 9.42/

Эта человеческая форма жизни может стать совершенной. Как? Как она может стать совершенной? Пранаир артхаир дхийа вача. Прана означает жизнь. Артха означает богатства. Пранаир артхаир дхийа. Дхийа означает разум. И вача, вача значит слова. Итак, у нас есть четыре вещи. У нас есть наша жизнь, и у каждого есть какие-то богатства, или один фунт или один миллион фунтов. У каждого есть что-то. Это называется артха. Прана, артха, и у каждого есть разум, и у каждого есть способность говорить. Поэтому мы должны использовать все эти четыре вещи. Или четыре или две, или по крайней мере одну, мы должны задействовать.

пранаир артхаир дхийа,
шрейа ачаранам сада

Это принцип религии или совершенство жизни. Этавадж джанма. Тогда наша жизнь будет... Есть много других шлок в Бхагаватам.

атах пумбхир двиджа-шрештха
варнашрама-вибхагашах
сванутиштхитасйа дхармасйа
самсиддхир хари-тошанам
/ШБ 1.2.13/

Мы уже объяснили эту  варнашрама-дхарму. Поэтому любой цивилизованный человек должен находиться в этой категории варнашрама-дхармы. Иначе он является животным. Если вы не примите какую-то систему, какую-то социальную структуру, религиозную структуру, политическую структуру. Иначе в чём разница между животными? Животные, у них нет никакого президента или сената или парламента или  церкви. В этом разница. Итак, эта варнашрама-дхарма означает, что человек должен принять эти принципы варнашрама-дхармы и действовать соответственно. Брахмана должен действовать соответственно с принципами брахманa.

сатйам шамо дамас титикша
/БГ 18.42/

Кшатрийа должен действовать соответственно. Вайшья должен действовать соответственно. Я приводил тот же пример много раз, что у меня есть часть тела голова, часть тела - руки, часть тела живот, и часть тела ноги. Чтобы поддерживать тело, все должны действовать замечательным образом. Мозг должен действовать  хорошо, руки должны быть сильными, живот должен быть в состоянии переварить пищу и ноги должны работать. Подобно этому эти вещи... Варнашрама-дхармa необходима. Это не собрание. Это не конвенция, что "индусы или индийцы являются единственными брахманами". Нет. Здесь также есть брахманы. Потому что это творение Бога. Должно быть творение Бога. Итак, сейчас это движение сознания Кришны подбирает брахманов. Они смешаны. Они смешаны. До этих пор никто не подбирал брахманов. Теперь благодаря этому движению сознания Кришны мы подбираем брахманов. Потому что в это время существует потребность в брахманах. Потому что нет мозга. Мозг... Брахман означает мозг. У них должно быть знание. Это брахман. В Индии, брахманов называют пандита, хотя в наши дни он является глупцом номер 1. Но это титул брахмана, стать пандитом. Пандита. Он должен знать всё.

сатйам шамах,
джнанам виджнанам астикйам
брахма-карма свабхава-джам
/БГ 18.42/

Он должен быть очень мудрым. Джнанам виджнанам, и практическое применение, виджнанам. Джнанам виджнанам астикйам. И  не настика, не атеист. Джнанам виджнанам означает, что он должен знать, что  такое Бог. Это джнана. И

брахма джанатити брахманах

Брахмана означает тот, кто уже познал Бога, или брахма-васту.

брахмети параматмети
бхагаван ити шабдйате
/ШБ 1.2.11/

Это брахманa. Поэтому люди должны идти к брахману.

тад-вигйанартхам
са гурум эва абхигаччхет
/Мундака-упанишад 1.2.12/

Не став брахманом, человек не может становиться гуру. Потому что если он не знает Брахман, Параматму, Бхагавана, что он за брахман, и что он за гуру? Поэтому человек должен знать конечную истину, Бхагаван.

брахмети параматмети бхагаван ити

Не молчание, просто благодаря понимаю Брахман или Параматма,
но он должен знать, что такое Бхагаван.

кришнас ту бхагаван свайам
/ШБ 1.3.28/

Бхагаван это Кришна. Таков вердикт Вед. кришнас ту бхагаван свайам.
Итак, брахманa, даже с хорошей квалификацией, но если он не знает Кришну, тогда он не может становиться гуру. Таково наставление.

шад-карма-нипуно випрах

Випра значит брахманa. Нипуна означает очень опытный.

Теперь, шат-карма. У брахмана шесть занятий.
Патхана, патхана, йаджана, йаджана, дана, пратиграха.

Брахмана должен быть учёным, и он также должен учить других. А не "я учёный человек. Мне нет никакого дела до других"... Нет. Он должен учить других как стать брахманом. Патхана-патхана.

Йаджaна йаджана. Он должен поклоняться Богу, и он должен также учить других как поклоняться Богу. Йаджaна йаджана.

Дана пратиграха. Занятие брахмана это не заниматься торговлей или профессией... Он принимает пожертвования, пратиграха. Но дана. Поэтому в Индии говорится, что если брахманa получает один лакх рупий, тем не менее он остается нищим. Почему? Потому что он это не хранит. Если он получает один лакх рупий, в следующее мгновение он это потратит для Кришны. Дана пратиграха.

Поэтому хотя человек и может быть опытным, патхана-патхана йаджана-йаджана дана пратиграха,

аваишнаво гурур на са сйат
/Падма-Пурана/

шад-карма-нипуно випро
мантра-тантра-вишарадах
/Падма-Пурана/

он опытен в том, чтобы цитировать все мантры, ведические мантры, он знает всё - но он не является вайшнавом. Теперь вы таких найдёте, имперсоналисты, приверженцы философии пустоты, так много брахманов, у них нет никакого понимания, кто такой Бог, кто такой Бог. Это называется авайшнава. Вайшнава знает кто такой Вишну, кто такой Бог. Но авайшнава, не-Вайшнава, они не знают. Поэтому это формула, что даже если какой-то брахман опытен во всем знании, но он не знает, кто такой Бог,

гурур на са сйат, -
/ШБ 5.5.18/

он не может становиться гуру. Это строго.

сад-ваишнавах шва-пачо гурух
/Падма-Пурана/

Это шва-пача. Шва-пача означает собакоед. Их считают низшими из людей, собакоедами. Есть разные виды едоков, те, кто едят коров, те, кто едят козлов, и те, кто едят верблюдов, этот едок, тот едок. И их есть много. Один из этих едоков, тот, кто знает Бога, он может быть гуру. Таково наставление шастр. Тот, кто знает Бога, он не может оставаться собако-едом. Но однажды он подымится оттуда. Но шастра говорит, "Да. Когда он изучил науку о Боге, тогда его можно принять как гуру". Это подтверждает Чайтанья Махапрабху,

киба випра, киба нйаси, шудра кене найа
йеи кришна-таттва-ветта сеи 'гуру' хайа
/ЧЧ, Мадхйа 8.128/

Кто может стать гуру? Любой, кто знает науку о Кришне, он может стать гуру. Таково наставление. Йеи... Не важно. киба випра киба шудра, нйаси кене найа. Он может быть брахманом, он может быть шудрой, он может быть саньяси, он может быть грихастхой. Не важно. Он может быть европейцем, он может быть американцем, он может быть индийцем. Это не важно. Если он знает науку,

йеи кришна-таттва-ветта сеи гуру хайа

Поэтому это не ограничивается определённой страной, определённой атмосферой, или определённым населением. Сознание Кришны открыто для каждого. Поэтому наша просьба такова, чтобы эти европейцы и американцы, которые приняли сознание Кришны, просто стали совершенными в понимании этой науки и стали гуру и освободили весь мир.

Большое спасибо.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |