| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 1.15.40
(18 декабря 1973, Лос-Анджелес)

Прадьюмна: Перевод: "Mахараджа Йудхиштхира сбросил свои одежды, пояс и царские украшения и утратил всякий интерес и привязанность к чему быто ни было". /ШБ 1.15.40/

Шрила Прабхупада: Вот, что необходимо. Если вы хотите отправиться обратно домой к Богу, тогда вы должны стать полностью непривязанными к любым материальным вещам. Даже если у вас есть маленькая привязанность к материальным вещам, тогда вам не позволят. Пракрити скажет, "Просто удовлетворяй себя. Ты хочешь этого. Делай это".

Итак, это отречение. Бог дал нам свободу, небольшую свободу. Также как ребёнку дается свобода. Естественным образом, из любви, отец и мать дают свободу. Но не полную свободу. Потому что свобода ребёнка бессмысленна. Его необходимо защищать. Поэтому все живые существа, которые пришли в этот материальный мир для наслаждения, они в точности подобны детям. Маленький ребёнок, позвольте ему свободно играть - он что-то схватит, потом словит что-то другое. Иногда он трогает огонь и обжигает свою руку. Иногда он падает в воду. Иногда он хватает змею. Это всё очень опасно, но он не знает.

Итак, подобным образом вы находимся в гунах материальной природы. Есть три гуны материальной природы: саттва-раджас-тамах. Те, кто находятся во тьме, тамах, полностью во тьме, они ничего не знают. В точности как ребёнок не знает, в чем заключается его интерес. Обычно все, кто находятся в этом материальном мире, они не знают, что ему стоит обретать на самом деле. Он не знает. В этом сложность. Мудха. Поэтому они мудха. Истинный интерес это обрести Кришну. Это истинный интерес. Но он этого не знает. Сила и способность обрести присутствует. Даже ребёнок... В начале, дети, есть много всего. Но ребёнок схватит это пирожное, потому что он знает, что это что-то съедобное. Но он не знает, может это ядовито. Я даю. Он этого не знает. Он не может этого различать. Но потому что это кажется съедобным. Я приводил пример на прогулке, что рыба, у неё в океане достаточно еды. Бог обеспечил это. Но тем не менее, она ухватит приманку, приманку для ловли рыбы, что-то маленькое. Ради вкуса она  схватит её, и это означает, что она потеряет свою жизнь. Подобным образом пчёлы, влетают в цветок, большой цветок, подобный лотосу, наслаждаются ароматом, но вечером, с заходом Солнца, лепестки закроются и она останется  и задохнется, потеряет свою жизнь. У нас есть разные чувства. Итак, эта пчела теряет свою жизнь из-за этого носа, очень сильного желания ощутить запах. Подобным образом, рыба теряет свою жизнь из-за своего языка. Подобным образом, слон. Слон теряет... Такое большое могучее животное. Но оно теряет свою независимость из-за половой жизни. Вы знаете, как ловят слона? Используют слониху чтобы привлечь слона, и ради секса слон следует за слонихой, и слониха натренирована. Она заманивает его в яму. Он падает. Тогда он не может двигаться. Понимаете. Это означает, что несмотря на то, что это такое большое животное, могучее животное, его ловят просто из-за секса. Понимаете?

Итак, кто-то становится жертвой из-за своих чувств. Кто-то становится жертвой чувств. Таков мир, кто бы его ни изучал. Подобным образом, олень, когда охотник хочет его убить, он очень хорошо играет на флейте и... Им очень нравится слушать музыкальные звуки. Они стоят и охотник их убивает. Итак, один теряет жизнь из-за ушей, другой теряет её из-за запаха, другой ради зрелища, чтобы смотреть. Мы видели насекомых. Когда где-то горит огонь, туда падают тысячи насекомых и умирают. Что это? Ради зрелищ, "О, очень красивый огонь". И падают.

Итак, есть все эти чувства, и каждый их нас, все мы живые существа, мы становимся жертвой этих материальных законов, нас ловит одно или другое чувство. Но животное или насекомое, у них одно из чувств более сильное, но человек, у нас все чувства очень могущественны. Поэтому, в Бхагавате это объясняется. Также как у человека есть шесть жён, и когда он приходит с работы, его шесть жён ждут. Одна жена хватает его руку, другая жена хватает его другую руку. Одна жена хватает одну ногу, другая другую ногу. Таким образом, кто-то волосы... Таким образом он становится недееспособен. Все просят, "Иди ко мне в комнату". Но как он может пойти? Его хватают. Таково положение. Законы государства, если вы преступник, они помещают его в тюрьму. Но законы природы таковы, что вам не надо... Ваши чувства будут держать вас крепко в тюрьме. Вам не нужны наручники. Чувства настолько сильны, что они будут держать вас в материальном мире, не способными действовать. Вы не сможете пошевелиться. Поэтому в Бхагават-Гите сказано,

даиви хй эша гунамайи
мама майа дуратйайа
/БГ 7.14/

Гунамайи. Гуна означает качества. Все плотно связаны разными качествами: саттва-гуна, раджа-гуна, тамо-гуна. И гунамайи значит... Гуна означает также верёвка. Таким образом его связывают верёвкой. Также как если я свяжу ваши руки и ноги верёвкой, вы беспомощны, подобным образом, гунамайи, мать природа связала нас и мы связаны законами, строгими законами материальной природы. Итак, даиви хй эша гунамайи мама майа дуратйайа. Вы не можете выбраться. Это невозможно. Как выбраться?

мам эва йе прападйанте
майам этам таранти те
/БГ 7.14/

Если человек полностью находится в сознании Кришны, он может выбраться. Это единственный способ. Поэтому это процесс добровольного оставления. Также как Юдхиштхира Махарадж. Он является царём. Он оставляет царские одежды. Валайади. Царя украшают прекрасные драгоценности, браслеты, и многое другое здесь, здесь, здесь. Вы видели. Теперь даже никто и не видел, сколько есть разных видов украшений. Они этого не знают. Просто пластиковая тарелка или бумажная тарелка, и он думает, что это нечто. И всё. Они не знают, что такое золотая тарелка, что такое серебряная тарелка, что такое драгоценности. Всё забыто. Всё забыто.

И тем не менее, они гордятся развитием материальной цивилизации. Что у вас есть? Только пластиковые и бумажные тарелки. И всё. Больше никаких украшений, никаких драгоценностей, никаких одежд, никакой жизни - всё ушло. И тем не менее они гордятся: "Наша материальная цивилизация развивается". Деньги. "У нас есть деньги". Что это за деньги? Бумага, и всё. (смех) И всех обманывают. "Возьмите сто долларов". Что это такое? Бумага. И всё. Итак, таково общество в настоящий момент, обманщики и обманутые. Подобным образом религия. Такая же философия. Все обманывают. Потому что все они негодяи, люди негодяи, они не могут протестовать. Они не могут протестовать.

Также как эти утром мы говорили. Кто-то предположил, что "творение это.. Было нечто". Кто это говорил?

Преданный: Большой взрыв.

Шрила Прабхупада: Большой взрыв. "Большой взрыв", -  что это значит?

Преданный: Шум или взрыв.

Шрила Прабхупада: Взрыв. Итак, у людей нет мозгов, чтобы спросить, "Как произошёл этот взрыв?". Когда происходит взрыв бомбы, сразу полиция спрашивает, "Кто подложил эту бомбу? Как это произошло"? Но эти негодяи... Один учёный говорит, "Сначала был взрыв". Но никто не спросит, "Как произошёл взрыв?". Потому что все они шудры. У них нет мозгов. Негодяй учёный говорит, "Был взрыв", и он принимает. И всё. Вот что происходит.

Поэтому в настоящее время, Кали-юга, очень трудно стать идеально осознавшей душой или обладать сознанием Кришны. Есть два метода. Один метод это добровольно оставить всё нежелательное. Это один метод. Также как делает Махарадж Юдхиштхира. Он является императором, самым богатым. Его положение самое высокое. Не было никаких материальных проблем, но тем не менее, он добровольно это оставляет. Это цивилизация. Не привязаться к этому, "О, у меня эта империя. У меня есть мои хорошие братья, хорошая жена, хорошие дети, хорошее влияние, хорошая одежда, хорошая еда, все хорошее. Зачем мне это оставлять?". Теперь даже обычный пост, также как избираемый пост, скажем на 5 лет или три года, тем не менее, он привязывается к нему. Президент, ваш президент, он знает, что "Через три года этому придёт конец. Итак, люди протестуют. Зачем мне...? Давайте я оставлю это". Нет. Он настолько привязан к положению, что он не может его оставить, даже на 2 года или 3 года или на один день. И здесь вы можете сравнить, Махарадж Юдхиштхира, император всего мира, и такое богатство... Я думаю, что есть ли у какого-то исполнительного управляющего любого государства такие браслеты или украшения или драгоценности? Нет. Это невозможно. Но он оставляет всё. Он передал царство своему внуку, внуку Кришны и других. И теперь он становится полностью, нир, никакой собственности. Никакого имущества. Почему?

нирмама нираханкарах
/БГ 2.71/

Нирмама. Нирмама означает... Мама означает "Моё". Мама значит "моё". И нир значит отрицание. Это называется нирмама. И нираханкара. Аханкара, "эгоизм," и нир означает "нет". Поэтому для того, чтобы стать нирмама... Потому что здесь в материальном мире, мы просто сражаемся, "Это моё, моё". Арабы, говорят, "Это нефтяное хранилище моё, эта нефтяная скважина моя". Или "наша". То же самое, индивидуально или коллективно. Вы делаете шайку, и крадёте что-то, и затем вы говорите, "Это наше". Вы обладаете этим благодаря воровству, но тем не менее, вы заявляете, "Это наше". Итак, это называется мама. Поэтому человек должен стать нирмама. "Это не моё. Это принадлежит Кришне". Тогда вы сразу же становитесь нирмама. Всё связывает вас до тех пор, пока вы заявляете, что "Это моё". И как только вы понимаете, "Это не моё, это принадлежит Кришне", - тогда вы свободны. В этом разница обусловленности и свободы. На самом деле, всё принадлежит Кришне. Всё.

ишавасйам идам сарвам
/Ишопанишад, мантра 1/

Поэтому необходимо это сознание. Итак, кто-то пытается быть нирмама, освободиться от иллюзорной идеи, "это моё", отвергая. И если человек в совершенстве знает, что "Это не моё, это принадлежит Кришне", тогда ему не надо делать ничего искусственно. Если вы знаете, что "Всё принадлежит Кришне. Я не являюсь собственником. Мне была дана возможность использовать это",

тена тйактена бхунджитхах
/Ишопанишад, мантра 1/

Вы можете использовать всё, что вам выделено. Прасадам. Кришна... На самом деле, всё съедобное принадлежит Кришне. Поэтому поев, всё, что Он даёт вам, вы также можете это съесть. Вот что надо.

Итак, человек пытается отречься от этого мира с помощью практики. Потому что до тех пор, пока вы не станете полностью осознавать, что всё, чем вы обладаете, не принадлежит вам, это принадлежит Кришне, до тех пор вам разрешено наслаждаться этим, имея ложное впечатление, эгоизм, что "Это моё". Потому что вы пришли сюда, чтобы обладать чем-то, как вашей собственностью, поэтому Кришна вам даст. Также как отец даёт детям... Они сражаются. Поэтому отец даёт какую-то игрушку, "Теперь это твоё. Все нормально, играй. Не деритесь". Подобным образом. Игрушка не принадлежит ребёнку. Её купил отец. Она была куплена отцом. Она принадлежит отцу. Но отец даёт вам, "Теперь, она твоя. Не дерись с другим ребёнком", тогда они удовлетворены. Подобным образом, нам дал Верховный отец, "Теперь это твоя Америка. Это твоя Индия". Но ничто не принадлежит американцам или индийцам. Это принадлежит отцу, Верховному отцу. Поэтому до тех пор они не придут к сознанию того, что "Отец дал это мне, чтобы наслаждаться, как моё, но на самом деле это принадлежит отцу..." Это называется сознание Кришны. Это называется сознание Кришны. Поэтому те, кто обладают сознанием Кришны, полностью осознают, что "Мне ничего не принадлежит. Всё принадлежит"

ишавасйам идам сарвам йат кинча
/Ишопанишад, мантра 1/

"Даже самое маленькое, даже атом, это принадлежит Богу. Я не являюсь владельцем". Если это понимание придёт к вам, тогда вы свободны. Это утверждается в Бхагават-Гите,

мам ча йо 'вйабхичарена
бхакти-йогена севате
са гунан саматитйаитан
брахма-бхуйайа калпате
/БГ 14.2/

Обусловленностью является гунамайи майа, то, что мы связаны качествами гун природы. Это обусловленность. Но если человек занимается преданным служением, то он не находится в этой обусловленности, потому что он знает вещи такими, как они есть... Также как я иностранец и я... Итак, я приехал в вашу страну. Поэтому если я буду заявлять. "Это страна моя", тогда будут проблема. Но если я знаю, что я приехал как посетитель или я приехал сюда как иностранец, тогда это не проблема. Я могу свободно передвигаться. Я могу получить все удобства от правительства Соединённых Штатов. Нет никаких проблем. Подобным образом, мы пришли сюда как путешественник, как посетитель, в этот материальный мир, и если мы заявляем, что "Этот материальный мир принадлежит нам" или группе людей, или группе наций, то это называется невежество.

Итак, движение сознания Кришны означает убрать это невежество, сделать людей разумными, "Ничего вам не принадлежит. Всё принадлежит Богу". Итак, здесь указывается общий процесс отречения, как говорит Махарадж Юдхиштхира... Потому что я уже объяснял, что потому что мы слишком погружены в концепцию аханкары, "Я являюсь этим телом, и всё, связанное с этим телом моё", - это иллюзия, моха. Это называется моха, иллюзия.

джанасйа мохо ’йам
/ШБ 5.5.8/

Моха значит иллюзия. Это иллюзия. Что такое иллюзия? Ахам мамети: "Я являюсь этим телом, и всё связанное с этим является моим". Это называется моха, иллюзия. Тело мне даже не принадлежит, потому что тело даёт Бог в соответствии вашей кармой. Также как в соответствии с тем, как вы платите, хозяин дома даёт вам квартиру. Квартира не принадлежит вам. Это факт. Если вы будете платить $500 долларов в неделю, то вы получите очень хорошую квартиру. И если вы будете платить $25, тогда вы получите другую. Подобным образом, у нас есть эти различные виды тел... У каждого есть разного рода тело. Это квартира. На самом деле это квартира, потому что я живу в этом теле. Я не являюсь этим телом. Таково указание Бхагават-Гиты.

дехино 'смин йатха дехе
/БГ 2.13/

Асмин дехе, есть дехе, тот кто занимает его, а не владелец. Занимающий. Также как в любой квартире, живет один, а хозяином является другой. Подобным образом эта квартира, это тело. Я духовная душа, тот, кто занимает. Я арендовал его в соответствии с оплатой или в соответствии с кармой.

Они говорят... Теория Дарвина является неудачей, потому что он не может объяснить, почему есть разные виды... Даже в человеческом обществе, каждый человек отличается от другого человека. Почему? Если бы это зависело от природы, тогда все тела были бы одинаковы. Но почему есть отличия? Также как в яблоне формируются одинаковые яблоки. Поэтому если бы это была эволюция природы, тогда почему есть белые люди, чёрные люди, цветные люди, деформированные люди и...? Ни одно лицо не похоже на другое. Этого он не может объяснить. Объяснение таково, что... Также как тот же пример, также как человек, как он за неё платит, он получает разную квартиру. Итак, мы обладаем разными телами, разными квартирами, в соответствии с нашей кармой. И чья это карма. Карма души. Но у него нет данных о том, как душа, или как действует душа, как она получает разные тела.

татха дехантара-праптих
/БГ 2.13/
 
Эта наука ему не известна, но тем не менее, он известен как мастер эволюции, и люди следуют за ним. Это невежество. Андха йатхандхаих. Один слепой негодяй даёт какую-то теорию, и последователи также слепые негодяи следуют, они не принимают указаний от совершенного. Поэтому наше положение совершенно, потому что мы не следуем за негодяями и глупцами. Мы следуем за Кришной, Верховным совершенным. Я могу быть несовершенным. Это факт. Я не совершенен. Также как ребёнок не совершенен. Это факт. Но до тех пор, пока мы следуем, держим его руку, он совершенен. Он совершенен. Он не представляет опасности. Он не представляет опасности. Подобным образом, любой, кто не находится в сознании Кришны и следует за какими-то слепыми негодяями, он не совершенен и он будет страдать. И потому что мы приняли прибежище у Кришны, Кришна говорит

сарва-дхарман паритйаджйа
мам экам шаранам
/БГ 18.66/

Он будет давать вам руководство. Если вы будете в совершенстве следовать, вы Ему предадитесь, Он будет Вами руководить. Он находится внутри вас, внутри всех.

ишварах сарва-бхутанам
хрид-деше арджуна тиштхати
/БГ 18.61/

Он находится там. Он не далеко, хотя Он живёт в Своей обители, Голока Вриндавана.

голока эва нивасати акхилатма-бхутах
/Брахма-самхита 5.37/

Это Кришна. Хотя Он находится в Своей обители, Он находится везде. Он Кришна. Хотя Он живёт на Голока Вриндаване, Он находится в храме, Он находится в нашем сердце. Мы просто должны воспользоваться преимуществом того, что Он присутствует, того, что Он советует. Такова техника. Это движение сознания Кришны. Бог находится везде. Он готов давать вам наставления. Он готов помогать вам. Потому что Он является Отцом, Он всегда готов. Но мы не принимаем Его руководство. Мы не принимаем его прибежище. В этом трудность. Итак, почему мы не принимаем? Потому что

ахам мамети
/ШБ 5.5.8/

Мы привязаны, "Эта страна моя. Это моя семья. Эта жена моя. Дети мои. Моё, моё, моё, моё, моё, моё, моё, моё, моё, моё, моё". Поэтому вы должны стать нирмама, не обладать "собственностью". И почему мы принимаем это "своим", аханкара? Аханкара. Аханкара означает ложная аханкара, ложное отождествление. Итак, все сражаются, потому что это ложное отождествление, "Я являюсь этим телом". Он не знает. Таким образом мы находимся в таком большом невежестве. Поэтому используется это слово, мудха, это подходящее слово. Мудха, "негодяй". Мы называем всех негодяем. Это резкое слово. Но на самом деле это факт. Они не знают, что есть что. Поэтому если вы на самом деле серьёзны по подводу того, чтобы остановить это негодяйство, и желаете вернуться обратно домой к Богу, тогда вы должны принять это сознание Кришны. Потому что приняв сознание Кришны, вы станете полностью квалифицированными.

йасйасти бхактир бхагаватй
акинчана сарваир гунаис татра
/ШБ 5.18.12/

Потому что это предание Кришне является совершенством разума. Поэтому Кришна говорит в Бхагават-Гите,

бахунам джанманам анте
джнанаван мам прападйате
васудевах сарвам ити
са махатма су-дурлабхах
/БГ 7.19/

Потому что все борются...

манах шаштхани индрийани
пракрти-стхани каршати
/БГ 15.7/

Пракрти-стхани, в этой материальной природе все сражаются, пракрти-стхани каршати, с умом и чувствами, и всё. Зажаты руководством ума. Мано-дхарма. Мано-дхарма. До тех пока нами управляет мечущийся ум, мы находимся в опасности. Мы должны подняться над умом, туда, где находится разум. Разум это то место, где мы рассматриваем, "Являюсь ли я этим телом или я нечто другое?". Итак, таким образом, с уровня ума, вы должны подняться до уровня разума, и с уровня разума, вы должны подняться до духовного уровня. Тогда вы сможете оставить так называемую материальную собственность, полностью освободиться, предаться Кришне и стать мудрым.

Большое спасибо.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |