| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 1.15.41
(19 декабря 1973, Лос-Анджелес)

Прадьюмна: " Затем он слил все органы чувств с умом, ум - с жизнью, жизнь с дыханием, все свое бытие - с телом из пяти элементов, а тело - со смертью. И тогда, как чистая душа, он избавился от материальной концепции жизни". /ШБ 1.15.41/

Шрила Прабхупада: Прочитай также комментарий.

Прадьюмна: "Подобно своему брату Арджуне, Mахараджа Йудхиштхира сосредоточился и постепенно освободился от всякого материального рабства. Сначала он сконцентрировал всю деятельность своих чувств и слил их с умом, или, иначе говоря, обратил свой ум к трансцендентному служению Господу. Поскольку вся материальная деятельность совершается умом в виде деятельности материальных чувств и ее последствий, а он отправлялся обратно к Богу, он молился, чтобы его ум прекратил свою материальную деятельность и обратился к трансцендентному служению Господу. В материальной деятельности не было больше необходимости. В действительности остановить деятельность ума невозможно, потому что она является отражением вечной души, но ее можно качественно изменить, изменив точку приложения этой деятельности, перенеся ее с материи на трансцендентное служение Господу. Когда человек очищает свой ум от загрязнения жизненным дыханием, тем самым освобождая его от загрязнения повторяющимися рождениями и смертями и помещая его в чистое духовное бытие, материальная окраска ума меняется. Все проявляется временным феноменом - материальным телом, которое порождается умом в момент смерти, и если ум очищен практикой трансцендентного любовного служения Господу и постоянно погружен в служение лотосным стопам Господа, после смерти он уже никак не сможет создать новое материальное тело. Это освобождает ум от материального загрязнения, в котором он находился. Чистая же душа может вернуться домой, обратно к Богу".

Шрила Прабхупада: Итак, этот стих описывает принцип йогической практики. Практика йоги означает контроль пяти видов воздуха: прана, апана, вйана, и т.д. Это дыхательные упражнения, практика йоги.

Поэтому кажется, что Махарадж Юдхиштхира знал, как практиковать йогу. Не только Махарадж Юдхиштхира, практически все люди высшего класса, особенно брахманs и кшатрии, все они знали эту практику, практику йоги. Поэтому в момент смерти они могли это использовать, знать как оставлять это тело. Это является совершенством йоги. Йоги, они могут оставить тело или оставить, отбросить это тело в соответствии со своим желанием, а не под принуждением материальных условий. Это система йоги. Обычно, человек умирает под давлением материальных законов. Но йог контролирует, когда он покидает тело.

Например Бхишмадева. Бхишмадева, особенно его отец, дал ему благословение что тогда когда он сам не захочет умереть, он никогда не умрёт, Бхишмадева. Он получил это благословение от своего отца, потому что его обещание было очень строгим, суровым. Вы знаете историю, что отцу Бхишмадевы понравилась молодая девушка, Сатьявати, и он хотел на ней жениться. Кшатрийа мог так делать. Но отец Сатьявати не согласился. Хотя он был царём, он мог жениться на том, на ком хотел. Но её отец... Тем не менее, по разрешению родителей. Поэтому отец отказался, "Нет, нет, я не могу выдать мою дочь за тебя". "Почему?". "Потому что у тебя взрослый сын, и он будет царём. Почему моя дочь должна выйти за тебя как служанка? Нет". Итак, Бхишмадева мог понять, что "Мой отец хочет жениться на этой молодой девушке, Сатьявати, и есть некоторые препятствия". Поэтому он обратился к рыбаку, "Почему бы тебе выдать твою дочь за моего отца?". Итак, он сказал, "Потому что ты его старший сын. Ты станешь царём". Поэтому он сразу же пообещал, что "Нет, сын твоей дочери станет царём. Я не буду царём. Отдай её моему отцу". Тогда он сказал, "Нет, нет, тем не менее, это невозможно". "Почему?". "Потому что ты можешь не стать царём. Но тогда твой сын станет царём, я не хочу этого". Таким образом Бхишмадева сказал, "Нет, тогда я не буду жениться. Это нормально?...". Тогда он отдал свою дочь, "Да". Сатьявати.

Итак, его отец, Шантану Махарадж, увидел, что Бхишма так любит своего отца, что ради чувственного удовольствия отца он пожертвовал своим. Поэтому он дал ему это благословление, "Мой дорогой сын, ты очень строг в том, чтобы держать свои обещания. Поэтому я даю тебе это благословление, что ты никогда не умрёшь, если ты не пожелаешь". Поэтому Бхишмадева возлежал на ложе из стрел, и он покинул этот мир, когда он захотел.

Итак, йоги могут это делать. Йоги могут контролировать душу. Душа плавает в различных воздушных потоках. Поэтому они могут контролировать. Это называется шат-чакрах. От анального отверстия до пупка, от живота до сердца, от сердца до ключицы, затем от ключицы до нёба и затем до сюда. Поэтому человек может переместить душу сюда, они могут выйти из этого отверстия, это называется брахма-рандхра.

Итак, они могут уйти, йоги, когда пожелают. Или они могут отправиться прямо в духовный мир, или если он захочет, он может перенестись на высшие планетные системы. Такова практика йоги. Он может пойти туда, куда захочет. Потому кажется, что Юдхиштхира Махарадж в совершенстве знал. Подобным образом мы видим, из жизни многих других царей. Или этой практике йоги следовали любые джентльмены. Потому они были здравомыслящими, уравновешенными и решительными. Все были йогами. Потому в Бхагават-Гите описывается, раджа-риши.

имам раджаршайо видух
/БГ 4.2/

Риши. Риши, святые личности, знали, как практиковать йогу. Поэтому раньше цари были такими же, как риши. Они просто находились на троне, как часть ответственности перед гражданами.  Они не стремились к политике. Нет. В наше время люди являются политическими оппортунистами. Как только они получают какую-то возможность, они хватают власть. Раньше... Также как Бхишмадева. На самом деле, он был бы царём. Но он не был оппортунистом. Ради того, чтобы служить своему отцу, он отдал всё. Это называется раджа-риши.

Итак, вачамси. Если вы можете контролировать свой ум, тогда вы можете контролировать свои слова. Это кайа, мана, вакйа. Три вещи... У нас есть это тело, у нас есть наш ум, и у нас есть речь. Речь очень важна. Вы можете говорить глупости весь день и ночь, и вы можете говорить о Кришне и повторять Харе Кришна мантру, и то же самое, вибрация. Поэтому если вы будете говорить глупости, тогда вы пойдёте в ад. И если вы будете говорить о Кришне и повторять Харе Кришна мантру, тогда вы отправитесь обратно домой, обратно к Богу. Только посмотрите, насколько важна эта речь. Просто благодаря речи.

вачамси вайкунтха-гунануварнане
/ШБ 9.4.18/

Поэтому это вопрос контроля, йога означает индрийа-самйама, контролировать чувства. Это называется йога, настоящая цель йоги. Потому что наши чувства подобны ядовитым змеям. Поэтому так много людей падают, из-за этих чувств. Они становятся жертвами чувств. Поэтому практика йоги означает контроль чувств. Это истинная цель йоги. Есть определённый механический процесс, это называется практика йоги. Поэтому практика йоги предназначена для личностей, которые находятся слишком в телесной концепции жизни. Иначе, тот, кто убежден, что "я не являюсь этим телом", тогда зачем тренировать тело? Но это предназначено для людей, которые слишком погружены в телесную концепцию жизни. Для него рекомендуется практика йоги, чтобы с помощью механической практики в разных частях тела, воздуха в теле, человек мог контролировать чувства. И до тех пор, пока чувства не будут контролироваться...

Важно именно чувства. Поэтому сознание зависит от чувств, очищенных чувств. Духовная душа вечна, поэтому его чувства также вечны. Вы не можете остановить деятельность чувств. Это невозможно. Также как другие. Они думают, что "Если мы остановим...". Также как Вишвамитра Муни. Он был великим йогом. Он остановил свои чувства. Он хотел остановить. Он закрыл глаза, "Я не буду смотреть на красоту женщины". Но ему не удалось, как только он услышал звенящий звук браслетов апсары, Менака.

Поэтому наши чувства настолько сильны. Если вы остановите это чувство, то другое чувство будет готово вас убить. Потому что их называют врагами, это

манах-шаштханиндрийани
пракрти-стхани каршати
/БГ 15.7/

Мы боремся за существование с умом и чувствами. Иначе, это объясняется в Бхагават-Гите, "Эти живые существа являются Моими неотъемлемыми частицами". Это значит, что "Они такие же по качествам, как и Я". Почему они гниют в этом материальном мире? Из-за ума и чувств. Поэтому с помощью практики йоги вы в первую очередь должны контролировать ум, и затем вы должны контролировать чувства. Это совершенство йоги.

Итак, Амбариша Махарадж, великий преданный, он контролировал свой ум, и чувства таким образом. В первую очередь...

са вай манах кришна-падаравиндайох
/ШБ 9.4.18/

Это практика йоги... Бхакти-йога означает не искусственно контролировать ум и чувства. Это не удастся. В большинстве случаев им не удаётся. В некоторых случаях, они совершенны или успешны, но в большинстве случаев они терпят неудачу, особенно в этот век, когда у людей нет тренировки, просто, как заблагорассудится, делают всё, что захотят, нет системы брахмачари. Ничему не учат. Раньше в ведической цивилизации, мальчиков посылали в Гурукулу, чтобы практиковать брахмачарйю. Теперь об этом даже не говорится. Так называемая практика йоги это просто трата времени. Они не могут ничего делать. Это невозможно. Поэтому система бхакти-йоги предназначена занимать чувства и ум в служении Кришне. Если ваш ум занят служением Кришне, тогда для ума есть мало возможностей отклониться от этого. Он отклоняется, но если вы практикуете, тогда Кришна вам поможет

шринватам сва-катхах кришнах
пунйа-шравана-киртанах
хридй антах-стхо хй абхадрани
видхуноти сухрт сатам
/ШБ 1.2.17/

Кришна находится внутри, и если вы искренне пытаетесь очистить себя, ваш ум, тело, слова, эти три...
Итак, начало это слушать о Кришне. Всё, связанное с Кришной. Но в первую очередь мы должны слушать... Если мы хотим познать Кришну, мы склонны делать это естественным образом, "Кто такой Кришна? Кто это Кришна?". Также как наша книга «Кришна» продаётся теперь. Потому что есть движение сознания Кришны, поэтому люди, я имею в виду, жаждут узнать, "Кто такой этот Кришна?". Естественным образом они хотят купить какую-то книгу о Кришне. На самом деле, это первое дело. Также как мы говорим что "В Бога мы веруем", это девиз американского народа или американского правительства. Поэтому естественным образом, люди должны стремиться научно узнать на самом деле, кто такой Бог. Мы говорим "В Бога мы веруем", но мы не знаем кто такой Бог. Тогда где же вопрос веры? Предположим, если вы, если кто-то, друзья, скажут, что "Вы должны верить Банку Америки". Но он не знает, что такое Банк Америки, тогда как он может верить? Как он может вкладывать деньги? В этом трудность. Это просто лозунг. Иначе, всем было бы интересно, "Что это за девиз провозгласило правительство "В Бога мы веруем", кто такой Бог? Никто не знает. Тогда где же вопрос веры. Поэтому это просто стало пустым звоном".

Но если вы серьезны, в том, чтобы узнать о Боге, то есть наука, есть учитель, всё есть. Сам Бог находится в вашем сердце.

ишварах сарва-бхутанам
хрид-деше арджуна тиштхати
/БГ 18.61/

Поэтому, если вы на самом деле искренни в том, чтобы познать Меня". Поэтому Он вам поможет, сразу же. Это утверждается в Бхагават-Гите,

тешам сатата-йуктанам
бхаджатам прити-пурвакам
дадами буддхи-йогам там
йена мам упайанти те
/БГ 10.10/

Тешам, "такие личности," сатата-йуктанам, "всегда очень стремятся познать Бога...", и поэтому могут Бога понять. Бог всемогущ. Он может понять, что "Это живое существо теперь серьёзно. Оно хочет слушать о Боге". Поэтому эти вопросы очень хороши. Мой гуру Махарадж принял меня как ученика, потому что в самом начале он увидел, что мне очень хотелось его слушать. Поэтому в начале, когда много джентльменов. Я был одним из них, меня представили моему гуру Махараджу, "Им надо дать посвящение. Они хотят быть инициированными, стать вашим учеником". Тогда он повернулся ко мне, он сразу же сказал, "Да, я приму этого парня как ученика, потому что ему очень нравится слушать". Такова была моя рекомендация. И на самом деле, я но любил вопрошать. Я не мог уследить за тем, что говорит гуру Махарадж, но тем не менее, я спрашивал других, "Когда гуру Махарадж будет говорить? Я буду слушать". Я не могу следить. Он говорил, очень философскими терминами. Итак, в то время я не имел возможности понимать... Тем не менее, я понимал или не понимал.

Итак, это очень хорошая квалификация. Поэтому те, кто приходят сюда, чтобы слушать о Боге, они очень удачливы. Кришна им поможет. Шраванам. Начало бхакти-йоги начинается с практики шраванам, звукового восприятия, уха. Поэтому мантра передаётся через ухо, мантра посвящения. Затем киртанам.

шраванам киртанам вишнох
смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасйам
сакхйам атма-ниведанам
/ШБ 7.5.23/

Есть девять различных процессов. Самый важный процесс это слушать. И как только вы хотите слушать, это означает, что вы должны концентрировать ваш ум. Поэтому естественно, ум становится, я имею в виду, фокусируется. Шраванам киртанам. Но если мы будем спать, то это совсем другое, это "Пусть лекция продолжается. Давайте я немного отдохну". Это совсем другое. Но если вы будете слушать, если вы стремитесь слушать, тогда ум должен быть вовлечен. Без внимания, вы не можете слушать. Если вы что-то делаете, вы думаете о том, чтобы что-то продвинуть или иногда..., итак вы можете слушать, делать показное слушание, но вы не слушаете. Поэтому ум это самое первое.

са вай манах кришна-падаравиндайох
вачамси вайкунтха-гунануварнане
/ШБ 9.4.18/

Если вы займёте свой слушанием, тогда вы сможете описывать вещи на Вайкунтхе, в духовном мире. вачамси вайкунтха-гунану...

Итак, нам надо практиковаться. Это бхакти-йога. В первую очередь мы должны занимать ум. Ум. И как вы будете занимать ум слушанием о Кришне, Кришна вам поможет очистить ум. Это мнение, которое дал Шри Чайтанья Махапрабху.

чето-дарпана-марджанам
/ЧЧ, Антья 20.12/

Потому что все... Мы не можем понять Бога, или мы не можем видеть Бога, или мы не знаем кто такой Бог, потому что в уме есть так много грязных вещей. Иначе, как только ум чист, лишён всех грязных вещей, вы можете видеть. Вы можете понимать, кто такой Бог, вы можете видеть Бога каждое мгновение.

преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена
сантах садаива хрдайешу вило...
/Брахма-самхита 5.38/

Поэтому трудности нет. Бог здесь, Кришна. Но ум человека не чист. Он не может видеть Бога. Он видит статую из камня. Он видит статую из камня. И тот, чей ум чист, также как Чайтанья Махапрабху, как только Он видел Джаганнатху, Он сразу же терял сознание. Вот Кришна. На самом деле это так. Вот Кришна. Кришна присутствует везде. Это качество Бога, Всепроникающий, Он присутствует везде. Поэтому почему бы Ему не присутствовать в храме? Он присутствует здесь. Но у нас нет глаз, чтобы видеть. Потому что наш ум не чист. Поэтому мы не можем использовать чувства, чтобы видеть Бога. Это недостаток. Поэтому

преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена

Благодаря процессу бхакти, вы можете очистить ваш ум, ваши чувства. Как только ваш ум очищен, тогда чувства также чисты. Это помогает делать Сам Кришна, как Он говорит в Шримад-Бхагаватам, шринватам сва-катхах. Как только Кришна видит, что вы стремитесь слушать о Нём...

шринватам сва-катхах кришнах
пунйа-шравана-киртанах
/ШБ 1.2.17/

Но слушая, вначале вы можете не понять, кто такой Кришна, но если вы просто будете слушать с небольшим вниманием, хотя вы не понимаете, тем не менее, вы будете благочестивыми. Потому что грязные вещи означает покрытые неблагочестивой деятельностью. Поэтому если вы будете слушать о Кришне, тогда постепенно вы станете благочестивыми, просто благодаря слушанию. Просто... Также как есть инъекция, противодействие какой-то болезни, вакцина. Понимаете вы её или не понимаете, она будет действовать. Предположим, вы приняли яд, если вы не понимаете, что такое яд, он будет действовать. Подобным образом, кришна-катха настолько могущественна, что если вы будете просто слушать, даже если вы не понимаете, тогда вы станете благочестивым. И став благочестивым... Потому что не став благочестивым, никто не может понять Кришну. Об этом говорится в Бхагават-Гите,

йенам анта-гатам папам
джананам пунйа-карманам
/БГ 7.28/

"Те, кто 24 часа заняты благочестивой деятельностью...". Поэтому мы занимаем наших учеников в практике бхакти-йоги, 24 часа регулярной деятельности, потому что это благочестивая деятельность. Итак, он очистится. Он очистится. Мы проводим так много раз aрати, предлагаем прасадам, убираем храм, одеваем Божеств, говорим о Них, должны быть занятия 24 часа.

киртанийах сада харих
/ЧЧ, Ади 17.31/

Киртанийах или севанийах сада харих, 24 часа. Таким образом мы очистимся.

чето-дарпана-марджанам бхава-маха...
/ЧЧ, Антья 20.12/

Как только ваш ум очистится от всех грязных вещей, тогда вы будете достойны того, чтобы вернуться обратно домой к Богу.

Итак, любая практика йоги... Но другие практики йоги - практика хатха-йоги, практика дхйана-йоги, практика карма-йоги, практика джнана-йоги - они очень трудны в этот век. Но если вы будете заниматься практикой бхакти-йоги... Рекомендуется, шраванам киртанам.

калау тад дхари-киртанат
/ШБ 12.3.52/

В этот век, Кали-югау эта хари-киртана это бхакти-йога.

крите йад дхйайато вишнум
третайам йаджато макхаих
/ШБ 12.3.52/

В разные эпохи, потому что люди отличаются, поэтому в шастрах предписываются разные методы. В Сатйа-югу был возможен метод медитации. В другие юги это невозможно. В Трета-югу, проводя большие жертвоприношения, большие, большие йаджны, совершая йаджну; в Двапара-югу благодаря храмовому поклонению; и калау тад дхари-киртанат, и в эту Кали-югу, просто с помощью хари-киртаны, повторяя святое имя Господа, вы можете получить тот же результат. Поэтому наш процесс это постоянная киртана.

киртанийах сада харих
/ЧЧ, Ади 17.31/

Итак, с помощью практики бхакти-йоги вы станете совершенными во всех практиках йоги, и в конце концов осознаете Бога очень легко и непосредственно и это поможет вам вернуться обратно домой к Богу. Это подтверждается в Бхагават-Гите,

джанма карма ме дивйам
йо джанати таттватах
тйактва дехам пунар джанма
наити мам эти каунтейа
/БГ 4.9/

Любой, кто воистину понимает Кришну...

джанма карма ме дивйам йо джанати таттватах

Таттватах означает воистину, не искусственно. Если вы во истину понимаете Кришну, каким Он есть... И Он Сам говорит о Себе. Нет никаких трудностей. Если вы просто примете Кришну, что Он говорит, если вы будете следовать, тогда вы станете совершенными и вы станете достойными, чтобы возвратиться обратно домой к Богу.
Большое спасибо.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |