| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 1.16.13-15
(10 января 1974, Лос-Анжелес
)

татра татропашринванах сва-пурвешам махатманам
прагийаманам ча йашах кришна-махатмйа-сучакам

атманам ча паритратам ашваттхамно 'стра-теджасах
снехам ча вришни-партханам тешам бхактим ча кешаве

тебхйах парама-сантуштах притй-уджджримбхита-лочанах
маха-дханани васамси дадау харан маха-манах

/ШБ 1.16.13-15/

Прадьюмна: Перевод: "Куда бы ни направился царь, он постоянно слышал о славе своих великих предков, преданных Господа, а также о славных деяниях Господа Кришны. Он слышал и о том, как Господь защитил его самого от ужасного жара оружия Ашваттхамы. Люди также упоминали о сильной привязанности друг к другу потомков Вришни и Притхи, причиной которой была великая преданность потомков Притхи Господу Кешаве. Царь, очень довольный теми, кто воспевал их славу, в великом удовлетворении открывал глаза. Он щедро награждал их драгоценными ожерельями и одеждами".

Шрила Прабхупада: Итак, Махараджа Парикшит находится на своей колеснице и что он видит везде? татра татра упашринванах. Все отзывались очень высоко, сва-пурвешам, о своих предках, особенно о дедах, Панча-Пандава, махатманам. Это не обычные личности. Махатманам. Махатма и дуратма, два слова. Махатма, великий ум или великие личности. И дуратма означает вредный человек. Есть два вида: вредные и великодушные. Везде. Итак, предки Махараджа Парикшит, сва-пурвешам, были не обычными людьми. Они были махатмами. Итак, как человек может стать махатмой? Это не очень сложно, при условии, что человек хочет стать махатмой. Не ничего сложного в этом мире, при условии, что человек хочет этим обладать, или стать. Итак, как стать махатмой? Это утверждается в Бхагават-Гите. Что это такое?

махатманас ту мам партха  даивим пракртим ашритах, бхаджантй ананйа-манасах
/БГ 9.13/

Это махатма.
са махатма су-дурлабхах
/БГ 7.19/

В первую очередь Кришна говорит, са махатма су-дурлабхах: "Найти махатма, широкомыслящего человека очень трудно найти». Тем не менее, человек может пытаться найти каковы признаки махатма. Это обсуждается в Бхагават-Г. Когда человек понимает, что «Кришна является источником всего,"

джанмади асйа йатах
/ШБ 1.1.1/

как это указывается в Веданта-сутре, что «Абсолютная истина это то, из чего всё исходит». Это Абсолютная Истина. Итак, какова природа Абсолютной Истины, живая или не живая? Это обсуждается: абхиджна, живая. Изначальная, источник всего, должен быть одушевлённым. Таким образом, когда человек приходит к этому заключению, как Кришна сам утверждает,

маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа
/БГ 7.7/

"Мой дорогой Дхананджайа, нет никого выше», я имею в виду, «объекта, выше Меня». Итак, люди это не примут. Если я скажу, что «нет личности более высокой, чем я», тогда люди будут смеяться. Это может быть правдой или не правдой, это также… Но если человек очень сильно собой гордится, и он говорит, что «нет личности более высокой чем я», тогда по крайней мере в начале люди будут смеяться. Такова природа. Но когда Кришна говорит, маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа,
«Нигде нет никого более великого чем Я», кто же это примет? Тот, кто знает. Он примет, «Да, Кришна это Верховная Личность Бога».

Итак, как можно обрести это знание? Потому что принимать Кришну… Также как принимаем мы, через старших. Мы принадлежим к линии Чайтаньи Махапрабху. Он проповедовал. Его линия означает, линия Чайтаньи означает, линия Кришны. Кришна-варнам, просто описывать Кришну. Вот чем Он занимается. Таким образом, когда человек понимает Кришну не в совершенстве… Человек не может в совершенстве постичь Кришну. Это не возможно. Даже Кришна Сам не может постичь Себя, насколько Он велик. Это величие, «Бог велик», этот Бог, который является великим, Он не может постичь насколько Он велик. Это Бог. Никто не может понять. Но насколько это возможно, мы можем понять из шастры-садху, шастры, гуру, трёх источников – мы можем понять и прийти к заключению, что Кришна является Верховным. Итак, это утверждается в Бхагават-Гите, что

бахунам джанманам анте
джнанаван мам прападйате
васудевах сарвам ити
са махатма су-дурлабхах
/БГ 7.19/

Люди ищут знания, философы, учёные. Политики, и многие другие. Все стремятся к знанию. Брахма-джиджнаса. Джиджнаса, все вопрошают об Верховной Абсолютной Истине. Это возможно в человеческой форме жизни, а не в жизни кошки и собаки. Те, кто являются кошками и собаками в человеческой форме жизни, он не могут вопрошать. Они не могут спрашивать. Потому что они сотворены не в форме человеческого существа, поэтому они не могут вопрошать. Они не могут вопрошать. Потому что они сотворены в форме человека, но на самом деле они не лучше, чем кошки и собаки. Кто они такие? Поэтому

ахара-нидра-бхайа-маитхунам ча саманйам этот па-шубхир наранам
/Хитопадеша/

Когда еда, материальные потребности жизни… Еда. Мы что-то едим. Мы должны есть что-то. Мы должны есть, чтобы поддерживать это тело. Затем мы должны спать после еды. Не всегда. Не в этом обществе, но после еды, вы можете спать (смех). Есть место для сна, но не здесь. Это не хорошо. Итак, еда и сон. Затем после еды, после сна, все знают – происходит половое возбуждение. Затем совокупление. Еда, сон, совокупление и оборона, «как защититься»? Потому что весь мир полон врагов. Этот материальный мир. Итак, все тяжело борются чтобы «защитить себя». Итак, эти четыре принципа являются животными принципами. В этом заключается разница, что эти животные наклонности есть среди кошек и собак, и также у людей есть эти потребности. Но если мы будем пленены только этими четырьмя принципам, тогда мы будем оставаться кошками и собаками. Это не имеет значения, насколько красиво мы одеты, но мы по-прежнему остаёмся как кошки и собаки, в категории кошек и собак. Современная цивилизация такова, что они на самом деле являются кошками и собаками, но они одеваются очень хорошо, чтобы стать джентльменом. Итак, шастра, говорит, нет. Мы должны проверить, является ли он человеком или кошкой и собакой, кто он такой. Поэтому если мы видим, что люди заняты только этими четырьмя видами деятельности - еда, сон, совокупление и оборона – то они являются кошками и собаками. Над ними находятся те, кто задают вопросы.

атхато брахма-джигйаса
/Веданта-сутра/

Они вопрошают об Абсолютной Истине. Они находятся над этими кошками и собаками. Это проверка, о чём он спрашивает. Также как есть большие, большие учёные. Они проводят исследования, «можно ли чем-то заменить горючее?». Итак, в глазах обычного человека он может быть очень великим учёным, но кто обладает высоким духовным сознанием, они считают его не лучше чем кошка и собака – потому что его тема это как есть, спать, совокупляться или обороняться. Предмет… Мы должны понять, в чём интерес этой личности. На английском есть поговорка, «скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты». Итак, подобным образом, если это животная тема, ахара-нидра-бхайа-маитхуна, тогда, каким бы большим человеком он не был, мы считаем его принадлежащим к категории кошек и собак. Тогда кто же выше? Выше – те, кто вопрошают об Абсолютной Истине.

джиджнасух шрейа уттамам
/ШБ 11.3.21/

Это человек, джиджнасу. Он может и не знать этого в начале, но если он будет задавать вопросы для того, чтобы узнать об Абсолютной Истине, тогда он человек. Просто попытайтесь понять, в чём заключается разница между человеком, кошкой и собакой. Итак, человек означает тот, кто вопрошает о духовной душе или духовном мире, верховном духе, Боге, Кришне. Это человек. В противном случае они кошки и собаки. Очень легко понять, кто является кошкой и собакой, а кто человеком. Нет ничего сложного. О чём он спрашивает и к чему он стремится? Чего он хочет в жизни? Все хотят хорошо есть за столом, стулом, с хорошей тарелки, хорошо приготовленную и питательную еду. Не важно, что это за гадость, главное, что она должна быть питательной. Итак, есть эта проблема с питанием. Таким образом, если мы проанализируем, то не сложно понять, кто является человеком, кто кошкой и собакой… Всё можно понять.

Итак, когда человек задает вопросы, джиджнасу... И джиджнасу значит, какого рода джиджнасу, вопросы? шрейа уттамам. Джиджнасух шрейа уттамам. Есть поля, различные поля деятельности. Итак, когда человек начинает вопрошать для того, чтобы узнать о высшей необходимости,  атйантика-духкха-нивритти, высшей необходимости. шрейа уттамам.

Есть две вещи: шрейа и прейа. Я всё это обсуждал много раз. Прейа значит приятный сразу же. Это называется прейа. И шрейа означает хороший в конечном итоге. Предположим если вы возьмёте, какую-то питательную пищу, она может быть очень питательной для вас… Есть много примеров. Также как курение. Курение. Все знают, учёные, доктора заявляют, «Это глупость. Этого надо избегать». Они говорят об этом даже на упаковке. Но люди по-прежнему курят. Но это называется прейа. это называется прейа. Прейа означает сразу же очень хорошо. И шрейа означает, когда человек это отбрасывает, «нет, это поможет моему здоровью». Это шрейа. Попытайтесь понять, что такое шрейа и прейа.

Ещё один пример: также как ребёнок хочет играть целый день. Даже Кришна играл со своими друзьями. Мама Яшода должна была звать Его три раза, четыре раза, тогда Он возвращался домой. Итак, это природа детей – они хотят играть целый день и ночь. Но это не прейа, т.е., это не шрейа. Мать, родители, заботятся, «мой дорогой мальчик, иди сюда, прими омовение, поменяй одежду, покушай. Уже поздно». Итак, он не знает, что это все является шрейа. Он хочет играть. Просто попытайтесь понять шрейа и прейа. Прейа означает в соответствии со своим положением, есть разного рода чувственное удовлетворение. Это называется прейа. И шрейа значит ради блага в будущем. Конечное благо. Это называется прейа, т.е., шрейа. Поэтому человек это тот, кто вопрошает о конечной цели своей жизни, чтобы понять, «Какова моя конечная цель жизни»? Это человек.

Итак, джиджнасу. Итак, когда человек становится джиджнасу, вопрошает, шрейа уттамам... Шрейа означает конечная цель жизни, и уттамам... Уттамам. Тама означает тьма. Тама означает тьма. Не во тьме, но уттамам.

удгата тамам йасмад

Когда он становится выше этого темного поля деятельности...

тамаси ма джйотир гамайа
/Брхад-аранйака Упанишад, 1.3.28/

"Не занимайся темной деятельностью. Выходи на свет». Итак, когда человек начинает задавать вопросы о деятельности в свете, то это человек. Его называют джнани. Карми, находятся во тьме. Их деятельность не имеет смысла. Однажды мы обсуждали,

вйартха-кармабхих
/ШБ 1.16.9/

Вйартха-кармабхих. Вйартха означает напрасное, бесполезное. Карми думают, что они очень заняты. Если придете, чтобы увидеться с Карми, то он скажет, «О, у меня нет времени». «Что вы делаете господин?». «Нет, я очень занят. Я зарабатываю деньги». Но шастра говорит, «ты просто тратишь своё время». Вйартха-кармабхих. Вйартха-кармабхих. Карми, они действуют просто ради бесполезного результата. Какого бесполезного результата? Потому что вы должны поменять ваше тело.

татха дехантара-праптих
/БГ 2.13/

Это факт. Верите вы в это или нет, вы меняете ваше тело каждое мгновение. У вас просто нет глаз чтобы видеть, у вас нет разума, чтобы понять… Потому что вы являетесь кошками и собаками, вы не можете понять. Потому что кошки и собаки не могут понять, что после этой жизни есть другая жизнь, после этого тела кошки собаки. Они не могут понять. Поэтому любой, кто не может понять эту простую истину о переходе души, он не лучше, чем эти кошки и собаки. Итак, эти карми подобны этому. Некоторые из них понимают. По крайней мере, они верят в будущую жизнь. Но они не знают, как остановить переход души. Этого карми не знают. Они знают: «Нельзя избежать смены тел. Поэтому нет смысла пытаться»… Поэтому они не знают, они не могут знать, и также они не могут ничего сделать. Они просто говорят, «да, жизнь, есть, но позвольте мне попасть в более комфортные условия». Также как в этой жизни, они пытаются улучшить условия этого тела, подобным образом, когда они понимают это. По крайней мере, принимают, что есть следующая жизнь, они хотят попасть на райские планеты, сварга. Но они не знают, что это не является конечным счастьем. Это утверждается в Бхагават-Гите. Читайте хорошо.

а-брахма-бхуванал локах  пунар авартино 'рджуна
/БГ 8.16/

потому что даже если вы попадёте на Брахмалоку, высшую планету, вы туда попадёте или с помощью вашей хорошей деятельности или с помощью спутника, ракеты… Туда не возможно попасть даже с помощь спутника (смех), но вы можете попасть туда благодаря вашей благочестивой деятельности.

йанти дева-врата деван  питрн йанти питр-вратах
/БГ 9.25/

Йанти. Вы можете попасть, но вы должны следовать определённым правилам. Но это для карми, которые просто хотят комфортной жизни для этого тела. Они не могут понять, что «как бы комфортно я не жил, мне надо будет оставить это тело. Тогда каково будет моё следующее положение?». Они не знают. Их называют карми. Итак, когда человек приходит к этому пониманию, что «это всё напрасно, работать ради этого тела», то он является джнани. Он джнани. Джнани означает, что он задаёт вопросы про то, как познать высшую цель жизни, «как я вечный могу обрести вечную жизнь». Таким образом, он к этому стремится. Это называется джнани. Карми, джнани, йоги, и бхакты. Есть четыре типа людей. Итак, джнани и... Джнани просто философствует,  и йог пытается практиковать. В этом разница. Их цель одна и та же. Но йог означает, что он пытается на практике, а джнани означает, что он просто теоретик. Также как это всё есть в науке, есть теория и практика. Итак, карми находятся во тьме. На самом деле, хорошо одетые кошки и собаки. Это карми. И джнани, который понимает напрасность того, что бы трудиться ради телесного комфорта… Он понимает. «В конце концов, это тело долго не протянет. Поэтому я трачу время таким образом, если есть другое занятие?». Это джнани. И йог означает, тот, кто пытается на практике. Итак, из йогов, бхакти-йоги самые лучшие. Это рекомендуется в Бхагават-Гите, йогинам апи сарвешам.

йогинам апи сарвешам
/БГ 6.47/

Есть много классов йогов. Из этих всех йогов, тот йог, кто постоянно думает о Кришне, является первоклассным. Он первого класса. йогинам апи сарвешам мад-гатенантар-атмана. Мад-гата, "думать только о Кришне». Он может не знать много о Кришне, но он просто думает о Кришне. Этого достаточно. Этого достаточно. Здесь у нас есть Божество Кришны и если мы 24 часа здесь видим только Божество, то вы станете совершенными. Вы будете совершенными, просто благодаря наблюдению. И затем слушать, затем повторять. Есть много всего.

шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам
/ШБ 7.5.23-24/

9 видов метода. Примите их все, или некоторые из них, или по крайней мере один. Тогда вы станете совершенным. Это бхакти-йоги. Так или иначе думайте о...

йена тена пракарена манах кришне  нивешайет
/Бхакти-расамрта синдху 1.2.4/

Это наставление Рупы Госвами: " Так или иначе, займите свой ум в Кришне». Так или иначе.

тешам сатата-йуктанам  
/БГ 10.10/

Кришна также говорит, сатата-йуктанам, "постоянно привязанный ко Мне». тешам сатата-йуктанам  бхаджатам прити-пурвакам. прити-пурвакам. Здесь это прити, говорится. Préty-ujjåmbhita. Прити-уджрабхита. Итак, с любовью. С любовью или без любви. Без любви вы не можете думать о Кришне. Это не возможно. Итак, как только вы будете думать о Кришне, появляется крупица любви, она должна быть. Поэтому по мере того, как вы будете больше думать о Кришне, вы будете усиливать вашу любовь к Кришне. Это рекомендует Шри Чайтанья Махапрабху. Это наша конечная цель жизни.

према пум-артхо махан
/«Чайтанья-матта-манджуса» (комментарий на «Шримад-Бхагаватам» Шрилы Шринатхи Чакраварти Тхакура)/

према пум-артхо махан. Все привязаны к… Те, кто являются людьми...
дхарма артха кама мокша
/ШБ 4.8.41, ЧЧ Ади 1.90/

Карми хотят быть религиозными. Они идут в храм, церковь, ради какого-то материального блага. «О, Бог дай нам наш хлеб насущный». Такова их цель. Но тем не менее это принимается. Таким образом, мы это часто обсуждали. Джнани... Кто такой махатма. Мы обсуждали эту тему. Итак, джнани, махатму нельзя найти среди карми, но среди джнани, в рядах джнани. Также как в Индии, мы создаём каких-то махатм. Но в соответствии с шастрой, он не является махатмой, потому что он был – Махатма Ганди, я имею в виду, он не был на уровне знания. Он был на уровне карми, карми. Он хотел освободить своих соотечественников из тисков Британии, британцев. Такова была его цель. Но потому что он не был гьяни, поэтому он не мог понять, что «почему я пытаюсь выставить каких-то людей ради блага других?». Это великая тема. Поэтому тот, кто находится в поле карми, тот не является гьяни. Он и не гьяни и не махатма. Тогда кто же такие махатмы. Это объясняется в Бхагават-Гите:

бахунам джанманам анте
/БГ 7.19/

Трудясь бесполезно в течение многих, многих жизней как кошки и собаки, деревья и растения и т.д., эволюция, когда человек трудится ради понимания конечной цели жизни, гьяни… Итак, гьяни также не может сразу же понять, что Кришна является конечной целью жизни. Он не может понять, хотя утверждается, что

ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах
/БГ 15.15/

Какое знание может обрести человек с помощью изучения Вед? Когда человек достигает знания о том, что Кришна является Верховным Господом, это, я имею в виду, является совершенством изучения Вед. Но так называемые гьяни, это просто книжные черви, которые просто читают Веды, четыре Веды. И они говорят, «Нас интересуют Веды. Нас не интересует Кришна»… Также как йаджника брахмана. Йаджника брахмана, они были заинтересованы в Ведах, но их жёны были заинтересованы к Кришне. Итак, они обрели совершенство. Таким образом, гьяни… Карми отвергаются… Карми бесполезны. И гьяни, когда они культивируют знание, не за одну жизнь… Потому что они сразу же не могут принять что Кришна является конечной целью. Они удивлены: «Как Кришна? Он был мальчиком пастушком, который играл с коровами и телятами. Как Он может быть…? Это майя». Поэтому их называют майавади. Они не могут понять. Они не могут понять, каково положение Кришны, хотя они изучают Веды. Итак, гьяни, которые на самом деле… Нет, я хочу сказать. Гьяни, они также приходят сразу же. Потому что они должны пытаться прийти к этому положению понимания Кришны, после многих, многих рождений, бахунам джанманам анте. Не за одно рождение. Они должны будут принимать рождение. Их так называемое освобождение не возможно, потому что если вы рождаетесь, тогда где же ваше освобождение? Освобождения нет. Освобождение означает, что вы больше не принимаете рождения в материальном мире. Это называется Освобождение. Итак, Бхагават-Гита говорит, бахунам джанманам анте  джнанаван. Те, кто культивируют знание, они не обретают мукти. Потому что они должны рождаться снова. Таким образом,

бахунам джанманам анте  джнанаван мам прападйате
/БГ 7.19/

когда она на самом деле приходит к пониманию, он предаётся Кришне. Затем,

васудевах сарвам ити  са махатма су-дурлабхах
/БГ 7.19/

Этот махатма, когда он понимает, что Кришна это… Потому что совершенство знания означает, понимать конечный источник,

атхато брахма-джиджнаса, джанмади асйа йатаха
/ШБ 1.1.1/

от которого всего исходит. Но они не знают. Учёные, философы, не знают. Они просто выдумывают. И всё. На самом деле они не знают. Но когда человек знает, тогда он совершенен. И что это за знание?

васудевах сарвам ити  са махатма су-дурлабхах
/БГ 7.19/

Это махатма. Это снова объясняется дальше.
Тогда чем же занимаются махатмы?... Предположим он понимает, предаётся Кришне. Тогда чем он занимается? Достаточно ли просто знания и предания? Нет.

махатманас ту мам партха  даивим пракртим ашритах бхаджантй ананйа-манасах
/БГ 9.13/

Занимается служением. А не так, что «я понял Кришну. Теперь я буду сидеть и спать». Это не махатма. Но

васудевах сарвам ити  са ма…
/БГ 7.19/

махатманас ту мам партха  даивим пракртим ашритах. Даиви. Даиви означается духовная, духовная энергия. Он находится в духовной энергии, не в этой материальной энергии.

ахара нидра бхайа майтхуна
/Хитопадеша/

Духовная энергия. И каковы признаки  нахождения в духовной энергии? Бхаджанти: постоянно повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Харе Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Тогда они  махатмы.

Большое спасибо.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |