| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 1.16.6
(3 января 1974, Лос-Анжелес
)

атхавасйа падамбходжа-
макаранда-лихам сатам
ким анйаир асад-алапаир

айушо йад асад-вйайах
/ШБ 1.16.6/

Прадьюмна: Перевод: "Преданные Господа привыкли слизывать мёд, находящийся на лотосных стопах Господа. Что проку в повествованиях, слушать которые - пустая трата драгоценного времени, отпущенного нам на жизнь?".

Шрила Прабхупада: Тот же последний параграф...
йади кришна-катхашрайам
/ШБ 1.16.5/

Итак, прозвучало следующее предложение, «Мы заинтересованы в том, чтобы слушать о том, как Кали был наказан Махараджей Паркишитом, если это как-то связано с сознанием Кришны». Это основа сознания Кришны, мы не должны ничего делать, что не связано с Кришной. Это сознание Кришны. Человек должен быть очень аккуратен: «я собираюсь делать это. Связано ли это каким-то образом с Кришной? Я собираюсь это съесть. Связано ли это как-то с Кришной?». Таким образом у нас всегда есть какая-то деятельность, какая-то деятельность чувств, но если мы каждое мгновение будем проверять, «связано ли это каким-то образом с Кришной?», тогда вы будете оставаться в безопасности. Я собираюсь поговорить с вами или с кем-то другим. Связан ли этот разговор как-то с Кришной? Если нет, тогда я не буду говорить.

нирбандхах кршна-самбандхе йуктам ваирагйам учйате
/Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.255/

Это настоящее отречение.
Отречение не означает, что я меняю эту одежду на одежду другой формы и одежду другого цвета. Отречение означает, что не буду связан ни с чем, что не связано с Кришной. Это отречение. Потому что для личности в сознании Кришны, ощущать каждое мгновение жизни без сознания Кришны это очень опасно. Не только… любой, кто заинтересован в положении более высокого уровня. Он должен быть очень аккуратен, используя каждое мгновение жизни. Совет Чанакьи Пандита, моральное наставление Чанакьи Пандита, он говорит, практическое предложение:

айушах кшана эко 'пи
на лабхйах сварна-котибхих
на чен нирартхакам нитих
ка ча ханис тато 'дхика

Он рекомендует, так как наша жизнь ограничена. Она ограничена согласно нашей судьбе. Поэтому в гороскопе сказано, что «этот человек будет жить столько-то лет». Это факт. Поэтому любой большой учёный, большой философ, они могут быть очень, очень большими людьми, но так называемые учёные не могут увеличить продолжительность жизни даже на один день. Это невозможно. Вы должны умереть. В тот момент, когда вам предначертано умереть вы и умрёте. Итак, не только в день, вы не можете продлить её даже на одно мгновение. Вы не можете продлить даже на мгновение.. Поэтому Чанакья Пандит говорит  айушах кшана эко 'пи. У нас есть определённая продолжительность жизни. Теперь, что уже прошло в этой жизни. Предположим, что вчера было 2 января 1974 года. Это утро прошло. Теперь 3 Января 1974 года. Можете ли возвратить 1973, 1974, 2 января снова? Нет, это невозможно. Это ушло навсегда. Это ушло навсегда. Подобным образом, каждый момент нашей жизни уходит навсегда, и никогда не возвращается. Чанакья Пандит говорит: на лабхйах сварна-котибхих. Если вы попросите, «теперь мне столько-то лет, скажем, 78 лет». Если вы попросите кого-то, что «я дам вам миллион долларов, сделайте так, чтобы мне было 77 лет», то это невозможно. Не 77 лет, даже на одно мгновение. Поэтому Чанакья Пандит говорит, что каждый момент жизни настолько ценен, что вы не можете возвратить его назад, даже предложив сотни и тысячи и миллионы долларов. Это невозможно.

Итак, если это мгновение потрачено в пустую, только представьте, какая это для вас потеря. То, что вы не можете возвратить обратно, заплатив миллионы долларов, если это потеряно без нужды, то только представьте, какая это для вас потеря. Это материальная точка зрения. Почему мы храним какие-то ценные вещи, какую-то драгоценность очень бережно? Потому что мы знаем, «если я потеряю эту драгоценность, я потеряю так много денег». Подобным образом, мы всегда должны об этом думать. Современная цивилизация, цивилизация негодяев, они не знают как использовать жизнь. Итак, много дней, много часов, они просто тратят понапрасну, просто зря. Говорится, что восход солнца и его закат, в это время, солнце занимается тем, что укорачивает продолжительность вашей жизни, восход и закат. Это означает, что 12 или 13 часов которые прошли между восходом и закатом… Это задача солнца, забирать часть, установленную продолжительность жизни, которая была мне дана. Некоторая часть этого уходит. Тот же пример. Также как у вас есть какой-то счёт в банке. Если вы заберёте даже  10 пенсов, 10 шиллингов, это означает, что их там больше нет. Вы должны их восполнить. Но восполнить невозможно. Вы можете заменить счёт в банке. Но счёт… Предположим вы прожили… Я прожил… Предположим, что я буду жить до 80 лет или 90 лет или 100 лет. Итак, эти 78 лет уже ушли. Их нельзя вернуть. Вы не можете сделать счёт в банке или продолжительность…, снова полной. Это невозможно. Это простая истина.

Поэтому здесь говорится, что те, кто обладают сознанием Кришны, они должны взвешивать, оценивать каждое мгновение: «Был ли этот момент потрачен без сознания Кришны?». Таков критерий.

авйартха-калатвам, наме –гане сада ручих
/ЧЧ, Мадхья 23.18-19/

Это проверка возвышенного сознания Кришны. Рупа Госвами приводит, авйартха-калатвам. Авйартха-калатвам означает, «было ли это время потрачено бесполезно?». Человек должен быть начеку, «было ли моё время использовано, было ли оно бесполезно потрачено на то, чтобы говорить чушь?». В другом месте Рупа Госвами говорит:

атйахарах прайасаш ча
праджалпо нийамагрхах
лаулйам джана-сангаш ча
шадбхир бхактир винашйати
/Нектар наставлений, 2/

Из-за шести видов деятельности, вы потеряете то, что имеете в сознании Кришны. Что это? Атйахарах, переедание. Ахара означает накапливать или есть. Итак, не следует слишком много накапливать. Наше общество, международное общество, мы должны собирать тысячи и тысячи долларов, но тратить их на Кришну, а не хранить в банке. Мы этим не занимаемся. Мы должны собирать как можно больше. Предположим, занимаясь какой-то деятельностью… Мы строим наш храм во Вриндаване. Нам надо 50 лакхов. Это необходимо. Но я не должен накапливать больше, чем 50 лакхов, даже на один цент. Это атйахара. Подобным образом, если наше тело может съесть один или пол кило еды, то вы можете это есть. Но не больше, ни одной унции или даже, как это называется, ни одним зёрнышком больше, чем это.

Это атйахара.
Вы едите. Есть не запрещено. Но вы должны есть столько, сколько вы можете хорошо переварить, не более этого. Это против принципов бхакти. Есть слишком много или накапливать слишком много. Атйахара.

И  прайаса.
Прайаса означает делать что-то со сверх усилиями. Итак, конечно, мы должны делать что-то, но это обычный принцип. Мы должны принимать… Предположим вы строите храм. Предположим вам надо 2 миллиона долларов, или скажем, 5 миллионов долларов. Если мы не можем их достать, мы не должны пытаться. Это прайаса, чрезмерные усилия. То, что находится в вашей власти, вы можете действовать. Атйахарах прайасах. И праджалпа. Праджалпа означает нести всякую чушь. Предположим политика. «Что Мр.Никсон сделал вчера или что он сказал вчера?». Какое нам дело до Мр.Никсона? Мы не должны тратить время, обсуждая эту политику, ту политику, эту социологию, это кино, эту аферу, нет. Мы не имеем к этому никакого отношения.

Это называется праджалпа, ненужные разговоры.
Говорить означает уменьшать вашу продолжительность жизни. Болтать. Итак, зачем вы должны уменьшать вашу жизнь без необходимости? Вы должны использовать каждое мгновение, «Используется ли это для Кришны?».

Это садхана.
Это практика садхана. Бесполезные разговоры, создавать врагов без нужды. Без нужды, «Ты мой подчинённый, я твой господин». Кто является господином? Все подчиняются Кришне. Никто не является господином. Почему вы говорите без нужды?

Итак, поэтому говорится, что
ким анйаир асад-алапаир
/ШБ 1.16.6/

Асат. Асат значит то, что не будет существовать, и сат значит то, что будет существовать. Этого мы не знаем, что будет существовать. Но мы знаем, что это тело не будет существовать. Об этом мы все знаем. И что будет существовать? Этого мы не знаем. Душа. Этого мы не знаем. Мы знаем, что не будет существовать. Все об этом знают. И в Бхагават-Гите сказано:

авинаши ту тад виддхи
йена сарвам идам татам
/БГ 2.17/

антаванта име деха
нитйасйоктах шариринах
/БГ 2.18/

Там есть всё. Мы знаем, что это тело является асат, антаванта. Антаванта означает, «то, что имеет конец". антаванта име дехах. Этому телу в определённый момент придёт конец. Все об этом знают... Нитйасйоктах шариринах. Но внутри тела есть то, что является движущей силой этого тела, то, что двигает это тело, это нитйа. Там есть две вещи: моё тело и сила внутри тела. Все знают, что как только эта сила уходит или её забирают из этого тела, то оно больше не двигается, и не имеет никакой ценности. Все об этом знают. Но они будут объяснять это по-другому. Но в соответствии с нашим ведическим знанием, то, что двигает это тело, является вечным. Это не заканчивается. «С концом этого тела, тело сгорает до тла или зарыватеся в землю, и всё». Да.

на ханйате ханйамане шарире
/БГ 2.20/

Таким образом, каждый шаг,
свайам бхагаван
/ШБ 1.3.28/

это сам..., Кришна который даёт нам наставления, а мы настолько глупы, что не можем понять. Мы не можем понять. Большие, большие политики, они читают Бхагават-Гиту, в нашей стране. Но по их действиям можно видеть, что они не понимают ни одного слова Бхагават-Гиты. Даже одного слова Бхагават-Гиты. Большие, большие политики, большие махатмы или великие люди, но делали всё для этого тела, которому придёт конец. антаванта име дехах. Никто не делает что-то, чему придёт конец, это вечно. Вы увидите в их жизни, они никогда не говорили о душе. Они очень хорошо вращаются в политике, блефуют, «За один год я обеспечу вам освобождение и то и это»,… Какова ценность освобождения? Потому что они не знают того, что не подвержено увяданию, они думают только о теле которое умрёт, свободное или не свободное. Они заняты. Они заняты деятельностью ради этого тела, которое гарантировано умрёт.

Какова ценность освобождения? Можете ли вы избежать смерти? Предположим вы не зависимы. Каков смысл этой независимости? Когда придёт смерть, схватит вас за шею и выбросит вас, вашу независимость, бессмысленную независимость… Какова ценность этого освобождения? Будьте независимыми от тисков майи. Чтобы больше не было смерти – это независимость? Это независимость. Чтобы больше не было смерти – это независимость. Чтобы больше не было смерти. Иначе каково значение независимости? Вы не являетесь независимым. Вы находитесь в тисках майи. Вы боретесь. Вы боретесь за то, чтобы выбраться из тисков майи или материальной природы, внешней энергии Бога. Вы пытаетесь создать хорошее лекарство, чтобы избежать нападения болезней. Вы можете создать лекарство ещё лучше, но вы не можете избежать болезни. Это невозможно. Это борьба. Теперь мы создали такое хорошее лекарство, что рак или любая другая болезнь не нападет на нас. Это очень хорошо. Но найдите какое-то лекарство, чтобы смерть на вас не напала. «О, это невозможно». Тогда какой же смысл в вашей независимости?

Итак, это движение сознания Кришны является тем лекарством, с помощью которого вы можете победить смерть. Поэтому это лучшее лекарство. Бхаваушадхи. Это говорится в Шримад-Бхагаватам, бхаваушадхи. нивритта-таршаир упагийаманат... (в сторону: Вы можете стоять у стены, но не посередине…).

нивритта-таршаир упагийаманад бхаваушат
/ШБ 10.1.4/

Это слово бхаваушадхи означает панацея от всех материальных болезней. Бхаваушадхач чхротра-мано 'бхирамат.  Парикшит Махараджа говорит, что это повторение Харе Кришна мантры, кто это воспевает? Нивритта-таршаих: - тот, кто перестал стремиться к материальному наслаждению. Нивритти. Нивритти означает закончил, больше не делает.

Есть два варианта: правритти и нивритти.
Я хочу курить – это называется правритти. И когда я бросаю, это называется нивритти. Правритти и нивритти. Итак, есть две вещи: правритти и нивритти. Но асуры, демоны, об этом не знают, «каким образом я обрету мою правритти и каким образом я должен осуществлять мою нивритти". Это пашу. "Каким образом я должен..». Правритти и нивритти, есть эти две вещи, но разница между демоном и полубогом в том, что демон не знает, как направить эти две склонности, правритти и нивритти. И полубог знает, как направить эти две вещи, правритти и нивритти....Тот, кто не знает...

правриттир эшам бхутанам нивриттис ту маха-пхала
/Ману самхита/

Шастра говорит, что это... Также как,
локе вйавайамиша-мадйа-сева нитйа хи джантор на хи татра чодана
/ШБ 11.5.11/

Эта еда, сон, совокупление и оборона, каждое животное, каждое маленькое животное, знает это хорошо, как есть, как спать, и как заниматься сексом и как защищаться. Эти четыре вещи, все знают по природе. Итак, это называется правритти. Правритти. Но это необходимо превратить в нивритти, прекратить.
Они не знают, что такое совершенство. Правритти, склонность есть, спать, совокупляться, обороняться. И когда вы делаете прямо противоположное – больше не едите, не спите, не совокупляетесь, больше не защищаетесь – это является совершенством жизни. Кто об этом знает? Спросите любого учёного, философа, этого мира, что «можете указать мне путь, чтобы больше не есть, больше не спать, больше не совокупляться, и больше не обороняться?». Это духовная жизнь. Поэтому мы должны всё это уменьшить. Это невозможно, но возможность есть. Также как Рагхунатха даса Госвами. Рагхунатха даса Госвами, он сделал это в своей жизни, во время Чайтаньи Махапрабху... Даже после ухода Чайтаньи Махапрабху, около 400 лет назад он был сыном очень богатых родителей. У него была очень хорошая жена, очень хорошее имение. Он всё оставил, и в конце концов, свёл всё это, даже еду к нулю. Он ел раз в три дня немного масла, незначительное количество, немного. А так, он оставил еду. Итак, это возможно. Это не так что, «как человек может оставить еду и в то же время жить? Это невозможно». Мы видим это на примере Рагхунатха даса Госвами.

Итак, истинная цивилизация означает отвергнуть все материальные удобства. Это совершенство цивилизации. Иначе кошки и собаки также гоняются за пищей, сном, половыми связями, и защитой. Тогда в чём же разница? Разница в том, что животное к этому стремится, а человек не должен. Отвержение. Это совершенство жизни. Итак, как мы можем отвергать? Философы-майавади хотят отвергать. Или философы-буддисты. «Превратите это в ноль. Сведите это к нулю». Шунйавади. Шунйавади. Нирвишешавади. Нирвишешавади и шунйавади, почти одно и тоже. Итак, они стремятся отвергать. Но это невозможно. Если вы будете искусственно отвергать: «я не буду есть», - вы не сможете так продолжать даже несколько дней. Это невозможно. Это невозможно. Подобным образом, есть, спать, совокупляться – всё  - вы не сможете сделать это искусственно. Но вы сможете делать настолько совершенно, насколько возможно, просто благодаря сознанию Кришны. Поэтому здесь говорится :

ким анйаир асад-алапаих
/ШБ 1.16.6/

Если мы прекратим слушать то, что говорит Кришна, тогда это отрицание. Если мы искусственно прекратим все мирские разговоры, то это будет искусственно. Вы не можете просто сидеть. Если я скажу, что так называемая медитация… Итак, медитация это искусственное прекращение мирской деятельности. Это медитация. Но как долго вы будете так делать? Он начнет задыхаться: «Когда я смогу говорить? Когда я буду говорить? Я медитирую, медитирую, медитирую». Но как это прекратится? Это невозможно. Также как эти философы-майавади говорят: «избавься от желаний, чтобы их больше не было». Это невозможно. Я живое существо. Как я могу не иметь желаний? Это невозможно. Итак, этот процесс отвержения нам не поможет, шунйавади. Шунйавади. Нирвишешавади. Это не поможет. Поэтому в шастре сказано:

арухйа криччхрена парам падам татах патантй адхо 'надрта-йушмад-ангхрайах
/ШБ 10.2.32/

Тот же пример я приводил несколько раз, что эти негодяи, они отправляются на Луну и на Солнце, но они не обретают никакого прибежища, и они снова спускаются. Когда летал русский космонавт, он смотрел: «где моя Москва? Где моя Москва?». Есть этот якорь. Существует привязанность к нации, к стране, к городу, к дому, к семье, к кошкам, и собакам. А он пытается подняться. Итак, это невозможно. Также как стервятник. Он поднимается на 3 мили вверх или даже выше этого, но цель его жизни в том, как найти мёртвое тело. И всё. Он находит. Он так высоко поднялся. Вы видите, что происходит развитие вверх, но для того, чтобы найти мёртвое тело, чтобы он смог поесть. Итак, такого рода искусственное поднятие и отвержение всего нам не поможет. Это невозможно. Поэтому они терпят неудачу.

арухйа криччхрена парам падам татах
/ШБ 10.2.32/

Эти философы майавади, они могут подняться очень высоко благодаря знанию, спекуляции, но они снова упадут вниз. Почему? Анадрта-йушмад-ангхрайах: "Потому что они не могут обрести прибежище у Твоих лотосных стоп, поэтому они падают». Это не безопасно. Потому что человек не может оставаться без какой-либо деятельности, без всяких желаний. Это невозможно. Человек, любое животное, даже насекомое, должно что-то делать. Я, у меня есть практический опыт. Один из моих сыновей в детстве.., когда я был молодым человеком, он был очень шаловливым. Поэтому иногда мы вешали его на вешалку. Он не мог слезть. Итак, он чувствовал такое неудобство, потому что его деятельность прекратилась на вешалке. Итак, мы, вы не можете прекратить действовать. Это невозможно. Вы должны дать более лучшую деятельность. Тогда вы остановитесь.

парам дриштва нивартате
/БГ 2.59/

Итак, это движение сознания Кришны предназначено для того, чтобы вы занимались более хорошей деятельностью. Поэтому вы можете оставить всю более низкую деятельность. Иначе, просто, с помощью отрицания, это невозможно. Мы должны работать. Мы должны трудиться ради Кришны. Мы должны приходить в храм Кришны, и мы должны ходить для того, чтобы продавать книги Кришны, или встречаться с какими-то преданными Кришны. Это хорошо. Но вы не можете прекратить действовать. Это невозможно. Иначе ваш ум будет кузницей дьявола. Да. Тогда вы падёте: «Как пойти к той женщине? Как пойти к тому мужчине?». Если вы прекратите действовать, тогда вы будете должны снова работать ради удовлетворения чувств. И всё. Подобным образом, возьмите любое чувство, вы не сможете его остановить, но вы должны занять его. Это сознание Кришны. Вы занимаете вашу руку и занимаете ваши ноги, вы используете ваши глаза, вы используете ваши уши, занимаете ваш язык - просто ради Кришны. Вы можете использовать всё. Для глаз, вместо того, чтобы стремится к какой-то красивой женщине или красивому мужчине, только взгляните как красиво одет Кришна. Тогда вы забудете всё это другое. Для языка, занимайте ваш язык просто воспеванием. Тогда ваши бессмысленные разговоры автоматически прекратятся. Используйте ваш язык для того, чтобы есть очень хороший прасад Кришны, предложенный Кришне. Тогда вы забудете о том, чтобы ходить в рестораны. Таким образом должно использоваться наше время. Как говорится :

ким анйаир асад-алапаих
/ШБ 1.16.6/

Мы не должны позволять нашим чувствам заниматься тем, что никогда не будет существовать. Таков критерий. Просто займитесь тем, что будет продолжаться, будет существовать вечно.
Также как обучаемся здесь служению Кришне. Итак, служение Кришне есть здесь, и если вы совершенны, тогда служение Кришне будет после смерти также, то же самое. Поэтому говорится, мара ва джива ва.

Один святой человек сказал принцу, раджа путра чиран джива, чиран джива: "о, ты сын царя. Живи вечно». Муни путра муни путра ма джива ма джива: "О, ты ученик святого, брахмачари, пожалуйста, умри сразу же». Только посмотрите. Раджа путра чиран джива, благословения раджа путра, "Живи вечно». И муни путра, сын муни, или ученик муни, он говорит, ма джива, ма джива: "Ты не живи, умри. Умри». Как это называется? Мясник, он советует мяснику, джива ва мара ва: "ты ни..». нет. Он советует мяснику, ма джива ма маra: "не умирай, не умирай». И садху, святому человеку он рекоммендует, джива ва мара ва, две вещи.

Итак, каков комментарий?
Комментарий таков, что этот принц, он наслаждается материальным наслаждением, но в следующей жизни он станет собакой. «Поэтому лучше ты живи со своим наслаждением. Чиран джива. Потому что как только ты умрёшь, ты станешь собакой. Поэтому лучше живи. До тех пор, пока ты живёшь, это хорошо для тебя». И муни путра, брахмачари, он занимается тем, что постится и ходит собирать милостыню для Гуру Махараджа, и всё, что он берёт, он предлагает гуру. Затем гуру говорит, «ты можешь есть», он может есть. Это трудность, но с помощью этой трудности от теперь готов отправиться обратно домой к Богу. Поэтому он говорит: «Немедленно умри, чтобы ты сразу же мог попасть на Вайкунтху». И злой мясник, ему рекомендуется, ма джива ма мара: "Не живи и не умирай. Потому что твои условия жизни настолько ужасные каждые день, утром ты должен убивать так много животных, видеть кровь и т.д. Это ужасная жизнь. У тебя очень ужасный род занятий. Поэтому ты не должен жить. Но в то же время, если ты умрёшь, тогда ты будешь страдать за все страдания сам. Поэтому также не умирай». Таково положение. И садху, те, кто являются святыми, преданными, ему рекомендуется, джива ва мара ва: "Живёшь ты или умираешь, твоя цель это служить Кришне. Ты служишь Кришне сейчас и после смерти ты будешь служить Кришне. Поэтому нет вопроса твоей смерти, и также не стоит вопрос твоего рождения». Итак, это некоторые моральные наставления.

Итак, здесь говорится, что
ким анйаир асад-алапаир йад
/ШБ 1.16.6/

Что это такое? Авйайах, асад-вйайах. Каково значение вйайах? Асат, "бесполезная трата жизни». Это бессмысленное провождение жизни, поэтому мы должны быть осторожны. Это сознание Кришны. Это критерий жизни в сознании Кришны. Мы не должны тратить наше время. Это также рекомендует Рупа Госвами.

авйартха-калатвам
/ЧЧ, Мадхья 23.18-19/

Мы должны быть очень внимательными, чтобы не тратить ни одного мгновения без сознания Кришны. Поэтому у нас есть так много дел. Если у нас нет занятий, тогда мы можем полировать пол храма. Это не очень сложно. Если я безграмотен, мне не интересно читать книги, мне не интересно повторять или я не могу это делать постоянно, тогда я могу взять что-то и мыть пол в храме и убирать храм. Это также служение. Это не так, что тот, кто занят поклонением Божествам, он занят лучшим делом, и тот, кто полирует пол, он занят хуже. Нет. Оба они получат равное благо. Сознание Кришны настолько хорошее. Поэтому найдите какое-то занятие в сознании Кришны. Не тратьте время зря. Это совершенство сознания Кришны.

Большое спасибо.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |