| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 1.1.9-10
(20 февраля 1973, Окленд, Новая Зеландия)

Преданный: Перевод. «Поэтому о, благословенный долгой жизнью, объясни в легко доступной форме, что в соответствии с твоими познаниями является абсолютным и высшим благом для всех людей».

Шрила Прабхупада: Это самая важная истина. Прежде всего, мудрецы избрали Суту Госвами, потому что он получил знание от Вйасадевы. И другие мудрецы видели в нём совершенное воплощение смирения и серьёзности. Это главная квалификация.

И теперь они спрашивают: «Что, по-твоему, является лучшим путём достижения высшей цели жизни? Анджаса. Какой наиболее простой способ?» И в следующем стихе объясняется, почему в эту эпоху необходим лёгкий путь.

Духовную жизнь практиковать очень трудно. Совершать аскезу, подвижничество невозможно. Люди настолько опустились, они не способны ни на какое суровое подвижничество. Это не возможно. Поэтому система йоги в этот век неосуществима. Как несколько раз мы уже говорили, практиковать эту йогу очень трудно. Соблюдать принципы йамы, нийамы. Эта йога начинается с йамы и нийамы, с контроля. Всё должно быть упорядочено. Мы не можем себе позволять никаких излишеств. Всё под строгим контролем. Йога начинается с индрийа самйама.

Истинное предназначение практики йоги в том, чтобы укротить чувства. Наши чувства настолько сильны. Мы много раз говорили о том, что даже величайшие учёные падают жертвой материальных наслаждений. Даже величайшие учёные. Поэтому шастры заповедуют,

матра свасра духитра ва
на вивиктасано бхавет
балаван индрийа-грамо
видвамсам апи каршати
/ШБ 9.19.17/

Матра значит мать, с матерью. Свасра – с сестрой. Духитра – с дочерью. На вивиктасано бхавет.  «Никогда не садитесь в уединённом месте даже со своей матерью, даже со своей сестрой или даже со своей дочерью». Балаван индрийа-грамах. Индрийа-грамах – все чувства, особенно сексуальное побуждение настолько сильно, что видвамсам апи каршати, даже если человек семи пядей во лбу, если он очень образован, тем не менее, он привлечётся. Поэтому половая жизнь является основой нашей обусловленной жизни.

Мы находимся в материальном мире. Материальное существование предполагает материальное тело. А материальное тело подвержено материальным несчастьям. Вот что такое обусловленная жизнь. Как только вы рождаетесь в материальном теле, вам приходится претерпевать боль и наслаждения. На самом деле наслаждения нет, только боль. Вам приходится проходить через это. Матра-спарша. Как только вы получаете материальное тело, сразу же, в зависимости от времени года…  Как например, в Лондоне иногда вам холодно, иногда очень жарко, в зависимости от времени года. Итак, материальная природа будет изменять условия и поскольку ваше материальное тело подвержено влиянию таких изменений, вы будете чувствовать боль и наслаждение. Даже не наслаждение, всегда будете чувствовать боль. Иногда вам может быть приятно от тепла, но в то же время вы чувствуете боль от жары. Летом жара не доставляет большого наслаждения, но зимой вам приятно от тепла. Итак, тепло доставляет нам наслаждение или боль в зависимости от времени, от сезона. И Кришна советует Арджуне: «Не поддавайся изменениям погодных условий,

агамапайино анитйа 
/БГ 2.14/

- они приходят и уходят. Не относись к этому всерьёз. Всякий раз, когда мы встречаемся с тяжёлыми условиями, не нужно беспокоиться, потому что они приходят и уходят». Но наше истинное предназначение это сознание Кришны.

Итак, каков наиболее лёгкий путь развития сознания Кришны?

татра татранджасайушман бхавата йад винишчитам
/ШБ 1.1.9/

Этот вопрос был задан тому, кто познал себя. Не просто какому-то продавцу в лавке.

тад вигйанартхам са гурум эвабхигаччхет
/Мундака-упанишад 1.2.12/

Это гуру, потому что он получил знание у Вйасадевы и у других мудрецов, поэтому они спрашивают его. Айушман. Они благословляют его. «Будь благословен долгой жизнью». Хотя он был молодым, тем не менее, великие учёные брахманы и мудрецы спрашивали его: «Что по твоему мнению является самым лёгким путём достижения высшей цели жизни?»

пумсам экантатах шрейас
/ШБ 1.1.9/

Экантатах, абсолютно. Шрейас. Шрейас значит благо. Есть два вида благ. Одно называется прейас, а другое шрейас. Прейас это то, что доставляет нам радость прямо сейчас. Чувства, удовлетворение чувств, нам сразу же становится приятно. Но шрейас это конечная цель, в конечном итоге. Например, ребёнок. Для него прейас означает: он хочет играть, он не хочет идти в школу. Но его шрейас заключается в том, что он должен ходить в школу, получать образование, чтобы у него было нормальное будущее. Это называется шрейас.

Итак, наша жизнь, человеческая форма жизни, должна быть направлена на шрейас. Сказано, пумсам экантатах шрейас. Мы не должны привлекаться прейасом. Прейас. Но современное образование настолько деградировало, что они вдохновляют людей на прейас. Это происходит не только в этой стране, это имеет место повсюду. Юношам и девушкам не препятствуют, но напротив, способствуют тому, чтобы они вступали в преждевременные половые отношения. Прейас. Они хотят этого. «Хорошо, вот примите эти таблетки и наслаждайтесь». Это опасно. По этой причине поколение деградирует, потому что людей направляют не на шрейас. Но только на прейас, на какие-то сиюминутные наслаждения. Они не понимают, что преждевременный секс разрушает мозг, лишает силы, лишает всего.

Жизнь ученика в традиции брахмачари это очень хорошая традиция. Если человек остаётся брахмачари, не вступая в половые отношения, его мозг становится очень сильным, его память становится очень острой, его тело становится крепким и таким образом он приобретает необходимые качества для того, чтобы достичь шрейаса в будущем. Но в настоящее время этому не учат.

Однако, здесь риши, великие мудрецы, они спрашивают: «Пумсам экантатах шрейас.

тан нах шамситум архаси
/ШБ 1.1.9/

Пожалуйста, расскажи, каким методом нам воспользоваться?» Это называется вопрошание. Все должны вопрошать о высшем благе жизни. В чём оно состоит? В том, чтобы прекратить этот круговорот рождения и смерти, старости и болезни. Это высшее благо жизни, но люди не знают об этом. Далее.

Преданный: (читает комментарий) «Поклонение ачарье рекомендовано в Бхагавад-гите. Ачарья и госвами постоянно поглощены заботами о благополучии всего человечества».

Шрила Прабхупада: Да, это долг ачарьи или госвами. Например, наши ачарьи, Шесть Госвами, они оставили свои высокие посты на службе в правительстве, министерстве и следуя наказу Чаитаньи Махапрабху отправились во Вриндаван. Но ради чего? Чтобы спать и есть там? Нет, нет, не для этой цели. Напротив, когда они жили дома, они пытались спать больше, но когда они отправились во Вриндаван, они спали лишь полтора – два часа в сутки. В настоящее время, когда человек стареет, ему требуется больше отдыха. Но в соответствии с Ведической цивилизацией – нет, напротив, ему нужно больше работать, меньше отдыхать. Больше работать. И Господь Чаитанья Махапрабху направил этих Госвами во Вриндаван. В то время... Сейчас Вриндаван превратился в красивый город, но во времена Чаитаньи Махапрабху это было просто большое поле, там ничего не было. Все места лил Кришны к тому времени исчезли. Они не исчезли, они были не проявлены. Чаитанья Махапрабху увидел небольшую лужицу и указал, что это Радха-кунда. И так была найдена Радха-кунда.

Итак, эти Госвами тяжело трудились. Их главной задачей

нана-шастра-вичаранаика-нипунау
/Шрила Шриниваса Ачарья, Шад-госвами-аштака, 2/

Они были очень образованны. Они тщательно изучили все Ведические писания. Нана-шастра, они изучали шастры, не просто обычные знания. Нана-шастра-вичаранаика-нипунау. Например, Рупа Госвами, он собрал великое множество стихов и историй из разных шастр. В его биографии сказано, что он составил «Бхакти-расамрита-синдху», которую мы перевели и назвали «Нектаром преданности». Важность «Нектара преданности» в том, что в былые времена люди принимали за авторитет всё то, что было в согласии с Ведическими писаниями. Поэтому нана-шастра-вичаранаика. Итак, Шесть Госвами собирали разнообразные стихи из Вед и составили из них «Бхакти-расамрита-синдху», чтобы установить, что бхагавад-бхакти – преданное служение Господу является высшей целью жизни.

нана-шастра-вичаранаика-нипунау
сад-дхарма-самстхапакау

Сад-дхарма. Не асад-дхарма. Асад-дхарма относится к телу, карма-кандийа. Карми заняты асад-дхармой, не сад-дхармой. Потому что тело асад.

антаванта име деха нитйасйоктах шариринах
/БГ 2.18/

Име деха. Наше тело антават – оно бренно, поэтому его называют асат.

асато ма сад гама
/Брихад-аранйака Упанишад, 1.3.28/

Веды предписывают: «Не привязывайтесь к асат – к телесному комфорту. Сад-гама – попытайтесь восстановить свою вечную жизнь». Так заповедуют ведические писания. Поэтому Бхагаватам говорит,

йасйатма-буддхих кунапе тридхатуке са эва го-кхарах
/ШБ 10.84.13/

Каждый, кто считает себя телом, он не лучше животного. Го-кхарах. Го значит корова, а кхара это осёл.

И во всех писаниях Вед говорится то же самое: как вызволить вечную душу из плена материального тела. Такова цель сад-дхармы, это санатана-дхарма. Сад значит санатана, то, что существует вечно. Сат это вечное. Асат это временное.

Итак, Шесть Госвами посвятили себя изучению всевозможных Ведических текстов. Нана-шастра-вичаранаика-нипунау. Они очень тщательно изучили их и составили из них «Бхакти-расамрита-синдху» и множество других книг также. Зачем?

сад-дхарма-самстхапакау
/Шрила Шриниваса Ачарья, Шад-госвами-аштака/

Сад-дхарма. Сад-дхарма это духовная жизнь, не материальная. Например, современные мирские учёные делают столько открытий, но ради чего? Для удобства тела, не для духовного развития. Поэтому всё это асат.

Нароттама дас Тхакур говорит:
сат-санга чхади' каину асате виласа
те-каране лагила йе карма-бандха-пханса

«Я оставил сат-сангу – общение, в котором я мог бы достичь духовного просветления и занялся наслаждениями асат – тела». Тело значит чувства. «Я запутался в действиях и последствиях своей кармической деятельности». Вот таково плачевное положение нынешней цивилизации. Люди запутываются. Они не знают, что до тех пор, пока ум будет поглощён кармой – материальной деятельностью ради тела, нам придётся снова рождаться. Есть риск. Мы никогда не можем сказать, получим ли мы снова человеческое тело. Есть 8.400.000 разных тел и природа даст мне одно из них. пракритех крийаманани гунаих кармани. Я общаюсь с разными качествами материальной природы, а пракрити фиксирует всё и в зависимости от этого вам будет выдано ваше следующее тело.

пракритех крийаманани
гунаих кармани сарвашах
аханкара-вимудхатма
картахам ити манйате
/БГ 3.27/

каранам гуна-санго ‘сйа
сад-асад-йони-джанмасу

/БГ 13.22/

Почему один рождается в благородной семье, богатой семье? Почему другой рождается в плохой семье. Или один рождается низшим животным, а другой рождается полубогом? В чём причина – карана? А причина в том, что каранам гуна-санго ‘сйа. Он общался с определённым типом материальных качеств и поэтому он вынужден родиться в определённом теле. Каранам гуна-санго ‘сйа.

Поэтому мы даём наставления своим ученикам: «Общайтесь с хорошими качествами, с хорошими качествами». И лучшее общение это совершать преданное служение вместе с преданными. Потому что это трансцендентно, это выше добродетели, выше благости. Например, вы живёте в этом храме. Согласно ведическим критериям это место выше благости. Если вы живёте в лесу, это жизнь в благости, вы общаетесь с благостью, потому что там нет материального осквернения. Простая жизнь в лесу. Или в деревне, не в деревне, в лесу. Поэтому в былые времена все мудрецы и святые жили в лесу. Это жизнь в благости. Если же вы живёте в городе это общение со страстью. А если вы в городе живёте в публичном доме или в винном магазине или в игорном доме, то это общение с невежеством. Три категории. Но если вы живёте в храме, это трансцендентно, это Ваикунтха. Таким образом, мы должны оградить себя от общения с тремя гунами. Кришна советует Арджуне:

траигунйа-вишайа веда нистраигунйо бхаварджуна
/БГ 2.45/

Мойдорогой Арджуна поднимись над этими тремя гунами».

са гунан саматитйаитан брахма-бхуйайа калпате
/БГ 14.26/

Кто может подняться над тремя гунами? Вы должны подняться над добродетелью. Здесь в материальном мире добродетель считается очень хорошим качеством, но даже добродетель здесь временна. И есть вероятность, что вы заразитесь другими качествами: саттва-раджас-тамо гуна. Итак, по крайней мере, мы должны подняться над раджас-тамо гуна.

тада раджас-тамо-бхавах кама-лобхадайаш са йе
/ШБ 1.2.19/

Раджас-тамо, качества страсти и невежества. Признаками этих качеств являются кама и лобха – похоть и жадность. Пока в нас присутствует похоть и жадность… Похоть к сексу, к противоположному полу, это называется вожделение. И жадность – объедаться, есть больше, чем можешь переварить. Пока присутствуют эти два качества – похоть и жадность, это свидетельствует о том, что нами правит невежество и страсть. Но когда добродетель начинает преобладать в нас, мы начинаем понимать: что есть что, кто такой Бог, кто я, что есть этот мир. Это знание.

И выше этого – трансцендентный уровень, который характеризуется не только знанием, но практическим применением знания в жизни. Это называется шуддха-саттва, практическое применение. Одно теоретическое знание: «Да, есть Бог…» (запись прервана)
  
 …когда мы заняты преданным служением Господу, это шуддха-саттва. Итак, здесь вопрос

пумсам экантатах шрейас тан нах шамситум архаси
/ШБ 1.1.9/

«Мы очень хотели бы послушать тебя. Пожалуйста, расскажи нам, каков наиболее лёгкий метод достижения высочайшей цели жизни?». Такой вопрос они задали. Так, следующий стих. Читай. Ох, комментарий. Хм.

Преданный: «Ачарьи и госвами постоянно поглощены заботами о благополучии всего человечества, особенно о его духовном благополучии. Духовное благополучие естественным образом приводит к материальному процветанию».

Шрила Прабхупада: Да. И это происходит в нашем Обществе сознания Кришны.
Если ваше общество станет сознавать Кришну, если оно продвинется в духовном отношении, то так называемый материальный прогресс естественным образом будет иметь место. Не будет дефицита.

Приведу практический пример. У нас около 100 центров. Мы не делаем ничего кроме сознания Кришны. Если посмотреть на наше материальное положение, то у нас не всё так плохо. Мы живём в хорошем доме и питаемся хорошо, у нас хорошая одежда и преданные выглядят очень здоровыми с сияющими лицами. Что в этом плохого? Неужели это плохо? Но преданные не тратят всё своё время на зарабатывание денег, они не ходят в контору или на завод. Они зависят от Кришны, и Кришна обеспечивает их всем. Кришна говорит:

йога-кшемам вахамй ахам тешам нитйабхийуктанам
/БГ 9.22/

«Если вы целиком и полностью отдаёте себя духовному продвижению, то йога-кшемам вахамй ахам, Я позабочусь о йога-кшемам». Йога-кшемам значит, то чего у вас нет, Я это дам. А кшема означает то, что у вас уже есть, Я сохраню.
Например, если ребёнок полностью полагается на своего отца, на родителей. Родители естественно проникаются чувством: «Мой ребёнок сейчас нуждается в этом». Они обеспечивают его, ему не нужно беспокоиться ни о чём. Ему даже не нужно просить родителей. Они дают ему всё. Точно также наш Кришна обеспечивает всем каждого.

эко бахунам йо видадхати каман
/Катха-упанишад, 2.2.13/

На самом деле Кришна обеспечивает всех всем. Всё что у вас есть, всё, что вы едите, вы не можете сделать на заводе. Всем нас обеспечивает Кришна. Эко бахунам йо видадхати каман. Мы всем обеспечены. Что говорить о человеке? Даже животным даются всё необходимое для еды, сна, совокупления, защиты. У них есть всё. У них достаточно фруктов на деревьях, птицы радостно прыгают с одного дерева на другое, едят. Сон. У них есть гнездо. Ночью они спокойно спят. Половая жизнь. От рождения существуют самки и самцы. У них тоже есть половые отношения. Защита. Они знают, как это сделать. Если вы нападёте на птицу, она сразу же улетит. Она знает, как защищаться. Лебеди в парке. Как только люди проходят мимо они прыгают в воду. Они знают, как защищаться. Сегодня утром маленькая мышка забралась вверх, чтобы своровать сладости. У них есть разум. Даже у самых низших животных, даже у муравьёв.

Итак, прогресс цивилизации, направленный на то, как устроить поудобнее это тело, не является прогрессом. Такая цивилизация есть и у кошек и собак. Они знают. Никто из них не ходит в университет, чтобы учиться есть, спать, заниматься сексом, защищаться. Никто не ходит. Для этого не нужно образования. Это уже есть у каждого. Если вы нападёте на меня, я сразу же буду защищаться руками. Понимаете? Это естественно.

экантатах шрейас
/ШБ 1.1.9/

Эти слова означают, не тратьте впустую вашу жизнь, просто ради удовлетворения животных потребностей. Попытайтесь прогрессировать в духовном сознании. Вот что значит экантатах шрейас. Хм. Что там говорится дальше?

Преданный: (читает комментарий) «Поэтому ачарьи указывают путь к духовному благополучию всех людей».

Шрила Прабхупада: Такова миссия ачарьи. Ачарья не пишет никаких книг о сексуальной психологии, о философии Фрейда. Это не ачарья, это негодяй. Ачарья даёт направление – как развивать духовное сознание. Это ачарья. Далее.

Преданный: «Предвидя несостоятельность людей века Кали – железного века раздоров, мудрецы обратились к Суте Госвами с просьбой изложить суть всех богооткровенных писаний, так как люди этого века ни на что не годны».

Шрила Прабхупада: Но указания нужно получать из писаний. Однако есть множество писаний. Поэтому ачарья, как например Госвами, они читают все писания, извлекают суть из них и дают своим ученикам: «Действуйте так». Потому что они знают что давать, как вычленить необходимое, чтобы ученики могли достичь экантатах шрейаса – высшей цели. Поэтому ачарья знает, как идти в ногу со временем и в то же время не нарушить духовных наставлений. Вот кто такой ачарья. Не подумайте, что одни и те же принципы всегда применимы. Ачарья жаждет занять людей в обретении истинного блага жизни, но средства могут отличаться.

Как, например мой Гуру Махараджа. Он был первым, кто позволил саньяси водить машину. Саньяси никогда не водит машину, понимаете? Но он позволил это не для удовлетворения чувств. Допустим, мы летаем на самолёте. Саньяси должен ходить. Знаете, что саньяси джайна никогда не ездят на машинах. Вы знаете это? Они никогда не ездят на машине. Но сейчас они тоже ездят. Но предположим, мы сейчас проповедуем. Я приехал из Индии. Если бы я сказал: «Я – саньяси, я не езжу на машинах, я не летаю на самолётах, я должен ходить пешком». Ну и что это была бы за проповедь? Понимаете? Поэтому это зависит от ачарьи, он знает, как приспособиться к обстоятельствам. Мой Гуру Махараджа говорил: «Хорошо, можете ездить на машинах это неважно, но продолжайте проповедовать».

Эти Госвами отправились во Вриндаван и они стали примером величайшего подвижничества. Они жили под деревом. Если бы сейчас я посоветовал вам: «Живите под деревом». Было бы трудно проповедовать. Понимаете? Никто не выдержит такое суровое подвижничество. Людям нужно давать как можно более удобные условия, иначе они не придут, они не примут. Мы должны ориентироваться, мы должны приспосабливаться к обстоятельствам. Ачарья знает, как это делать. Но истинный смысл в том, как человек может обрести духовное сознание или сознание Кришны. И если мы держим эту цель перед собой, то какую-то уступку можно дать в зависимости от времени и обстоятельств.
Далее? «Поэтому мудрецы вопрошали…»

Преданный: «Поэтому мудрецы вопрошали об абсолютном благе, которое является высшим благом для людей. Далее описывается плачевное состояние людей этого века.

Шрила Прабхупада: Плачевное состояние в настоящее время. Мы видим, каким плачевным сейчас стало положение всего мира. И в следующем стихе это будет описано.

прайеналпайушах сабхйа
калав асмин йуге джанах
мандах суманда-матайо
манда-бхагйа хй упадрутах
/ШБ 1.1.10/

Вот такое положение. Прайеналпайушах. Прежде всего, жизнь очень коротка, короткая жизнь. Как я неоднократно говорил, сейчас в нашей Индии люди живут в среднем тридцать лет. Срок жизни настолько сократился. Даже в этой стране срок жизни сокращается, силы людей уменьшаются. С течением времени в Кали-югу продолжительность жизни будет уменьшаться, силы уменьшаться. Настолько, что в конце, в самом конце Кали-юги люди будут жить не больше 30 лет. В настоящее время мы видим, что люди живут до 70, 80, а иногда до 90 лет, но постепенно... (запись прервана) …в 30 лет он будет считаться очень старым человеком. Понимаете?

прайеналпайушах калав асмин йуге джанах

Асмин калау. Первая беда в том, что их жизнь очень коротка, короткая жизнь. Далее, мандах, они ленивы. Они плохо образованы. Они не знают, в чём состоит цель жизни. Мандах, они медлительны. Суманда-матайо и если у человека есть какой-то поверхностный духовный интерес, они начинают идти на поводу у какого-нибудь бабы, какого-нибудь бога, йога, обманщика. Суманда-матайо. Появляются множество религиозных сект. Изначально была одна Ведическая религия. Но впоследствии появилось множество религий, которые имеют свою историю. Я знаю: христианство, ислам, буддизм, джайнизм, эта религия, та религия, этот «изм», тот «изм». Все они имеют свою историю. История. Они ограничены временем. Но Ведическая религия не имеет начала или конца. Поэтому суманда-матайо, они будут рассуждать: «В нашей религии говорится так». «Ох, какой бы ни была ваша религия, истинная цель религии постичь Бога. Насколько вы постигли Бога?». Практически нет! Однако есть каноны и догмы и прочее. Суманда-матайо.

мандах суманда-матайо манда-бхагйа
/ШБ 1.1.10/

И почти все несчастны. У людей даже нет средств, чтобы удовлетворить самые насущные потребности жизни: еду, сон, секс. Людям трудно удовлетворять эти потребности.

мандах суманда-матайо манда-бхагйа хй упадрутах

И помимо всего этого они постоянно пребывают в беспокойствах. Иногда война, иногда голод, иногда землетрясение, иногда наводнение. Недавно, например, в Нью-Йорке случилось наводнение, вы знаете? Таким образом, сложности окружают нас со всех сторон. Таково положение вещей. И в таких условиях существования можно ли идти очень трудным путём самопознания? Это невозможно.

Хорошо, спасибо вам большое.

Преданные: Вся слава Шриле Прабхупаде!

 

Приложение.

Темы, раскрытые в этой лекции:

1. Высшее и абсолютное благо.
2. Почему в Кали югу необходим лёгкий путь к достижению высшей цели человеческой жизни.
3. Шрейас и прейас. Прейас ведёт к деградации.
4. Признаки трёх гун материальной природы. Признак трансцендентного уровня.
5. Ачарья. Его квалификация и миссия.
6. Важность книги «Нектара преданности».

 

Лекцию транскрибировала
ученица РНС
Шобха Радхика даси
Пермь, Россия

29 Декабря 2011 г.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |