| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 1.2.21
(1 ноября 1972, Вриндаван)

Прадьюмна:
бхидйате хридайа-грантхиш чхидйанте сарва-самшайах
кшийанте
часйа кармани дришта эватманишваре
/ШБ 1.2.21/

"Tак разрубается узел в сердце и вдребезги разбиваются все сомнения. Цепь кармической деятельности обрывается, когда человек видит, что господином является душа".

Шрила Прабхупада:
бхидйате хридайа-грантхиш чхидйанте сарва-самшайах
кшийанте часйа кармани дришта эватманишваре

Это стадия полного освобождения. В предыдущем стихе говорилось бхагават-таттва-виджнанам мукта-сангасйа джайате. Наука о Боге, Бхагават-Гита, наука об Абсолютной Истине проявляется у освобожденной души.

Мы иногда видим, что человек выставляет себя как очень продвинутый в духовном понимании или великим преданным,  но он не мукта-сангасйа; он не может бросить курить биди (сигареты). Понимаете? Это маленькие проверки. Тот, кто в действительности попробовал духовную жизнь, его нежелательные вещи в жизни сразу же уменьшаются. В них нет необходимости.

анартха-нивриттих сйат
/Бхакти-расамрита-синдху 1.4.15-16/

Анартха это нежелательные вещи, которые не имеют никакого смысла. Итак, мукта-сангасйа означает отсутствие материальных привязанностей. Это мукта-сангасйа. Когда человек в действительности освобожден, это признаки этого.

бхидйате хридайа-грантхиш. Наша материальная жизнь начинается с узла в сердце. Что это за узел? Это половое желание. Это узел мужчина стремится к женщине, и женщина стремится к мужчине. Эта привязанность и есть причина материальной жизни. Все, не только человеческое общество. В обществе животных, в обществе птиц, в обществе разных живых существ вы найдёте половую привязанность. Это хридайа-грантхиш, начало.

Поэтому, в соответствии с Ведической цивилизацией, первое наставление для ученика – это преподать ему урок того, как стать брамачари. Как не стать привязанным к половой жизни, это называется брамачари.

тапаса брахмачарйена
/ШБ 6.1.13/

Тапаса, стать брахмачарьей.  Чтобы воздерживаться от половой жизни нужна тапасйа. Это не такая лёгкая вещь. тапаса брахмачарйена шамена ча дамена. Человек должен практиковать, как контролировать чувства. Это брамачарья. Тапасья. В настоящее время, студентам предоставляются все виды удовольствий, не говоря уже о тапасье. Как же они будут брамачари? Это не возможно. Особенно в Западных странах, девушки и юноши, их обучают вместе, совместное обучение, и они живут в одном здании и многое другое. Вы знаете об этом лучше, чем я.
Поэтому брамачарья отсутствует. Брамачарьи нет. Это означает, что узел в сердце, половое желание, всё больше и больше увеличивается. Он не уменьшается. Но если человек принимает сознание Кришны, благодаря практике человек приходит к тому, что он оставляет все нежелательные вещи.

чхидйанте бхидйате хридайа-грантхиш. Я несколько раз объяснял вам, что этот узел в сердце – этот половое желание.

пумсах стрийа митхуни-бхавам этам
/ШБ 5.5.8/

Половое желание, митхуни-бхавам этам. тайор хридайа-грантхим. И они на самом деле, связаны, этот узел становится всё более и более тугим. Но если человек принимает сознание Кришны, тогда постепенно, бхидйате хридайа-грантхиш, этот узел, полового желания. Это проверка на то уменьшилось ли половое желание. Это тест. бхидйате хридайа-грантхиш. бхидйате хридайа-грантхиш чхидйанте сарва-самшайах.

Самшайах. У нас сейчас смутное представление о собственном положении; мы не знаем. Мы не знаем кто такой Бог, кто я такой, каковы наши отношения. Все выдумывают. Поэтому существует столь много партий. Партия гьяни, партия йоги, партия карми. И в середине каждой такой партии обычно существуют сотни и тысячи групп. Поэтому когда мы на самом деле освобождаемся от узла, или узел разрубается, привязанность к материальным желаниям разрубается, в это время человек может понять, каково его положение, каково его положение.

Поэтому эти две вещи должны происходить параллельно.
С одной стороны культивировать сознание Кришны, и с другой стороны, он должен пытаться оставить все нежелательные вещи. Это ему поможет.

Вы не можете продолжать то и другое одновременно. Также как когда человек болен, ему дают лекарство. В то же самое время, он должен действовать так, чтобы принимать одно и не принимать другое. Это способ лечения. Не так, что вы едите всё, что вам нравится, и в то же время духовно прогрессируете. Это бессмыслица.

тапаса брахмачарйена
/ШБ 6.1.13/

Человек должен практиковать тапасью. Тапас. Тапас означает немного неудобства, добровольно принимать неудобства. Например, брамачари спит на полу. Саньяси также следуют такой же практике насколько это возможно. Принимает омовение три раза в день, трижды в день, там есть столько правил и предписаний.
Но в настоящее время, невозможно следовать всем правилам и предписаниям. Но, по крайней мере, каждый кто заинтересован в продвижении в сознании Кришны должен вставать рано утром, до четырёх часов. Принимать омовение и почиститься, совершать мангала-арати и учиться. Это тапасья.

тапаса брахмачарйена шамена ча дамена ча тйагена
/ШБ 6.1.13-14/

Тйагена означает отречение. Мне нравится что-то, но я добровольно отказываюсь. Это называется тьяга. Конечно, человек, который серьёзно принимает сознание Кришны, Кришна ему помогает стать квалифицированным в этих вопросах.

Итак, бхидйате хридайа-грантхиш чхидйанте сарва-самшайах.
Пока человек не примет сознание Кришны, у него много сомнений. «Почему я должен делать это? Почему я должен делать то?». Но когда он поднимается на уровень добродетели, как говорится,

мукта-сангасйа джайате бхагавад-бхакти-йогатах
/ШБ 1.2.20/

Когда он понимает науку о Господе, он автоматически становится не заинтересованным в этих нежелательных вещах.

кшийанте часйа кармани
/ШБ 1.2.21/

Кармани,
кармани нирдахати кинту ча бхакти-бхаджам
/Брахма-самхита 5.54/

Мы связаны в этом материальном существовании нашей кармой. В соответствии с нашей прошлой кармой, я получил это тело, и наконец, когда мы действуем в этом теле, мы подготавливаем себе следующее тело.

кармана даива-нетрена
/ШБ 3.31.1/

Мы получаем разнообразные виды тел, разные тела. Не потому что мы человеческие существа. У нас есть что-то общее - две руки, две ноги, одна голова – но каждое тело отличается от другого тела. Вы не найдёте пару тел одинаковой природы. Это не возможно. Потому что карма каждого отличается. кармана даива-нетрена.

В соответствии с нашей кармой, мы получаем разные типы тел. Поэтому мы должны остановить эту карму. Как вы можете остановить эту карму?

йаджнартхат кармано 'нйатра локо 'йам карма-бандханах
/БГ 3.9/

Если мы будем просто действовать для Кришны, мы избавимся от последствий кармы. йаджнартхат карма. Что бы вы ни делали, делайте это для Кришны. йаджнартха. Йаджна означает Вишну. Кришна является источником Вишну-таттвы. Поэтому всё, что вам не приказывают делать для Кришны, не связывает вас кармой. Иначе хорошее это или плохое, вы связаны результатами кармы.

Когда человек действительно находится на уровне освобождения. Уровень освобождения означает утвердиться в преданном служении, бхагавад-бхакти-йогатах. Иначе это невозможно.

эвам прасанна-манасо бхагавад-бхакти-йогатах
/ШБ 1.2.20/

Вы можете быть освобожденным на уровне преданного служения. Как только вы отклоняетесь от преданного служения, мгновенно майя подымается. Она схватит вас. Вы можете видеть это на практике. Есть солнечный свет и прямо рядом с солнечным светом, существует тьма или тень. И немного отклонения от тени, и вы выходите на свет. Две вещи идут рука об руку, майя и Кришна. Майя означает отсутствие Кришны. Тьма означает отсутствие солнечного света. Поэтому если вы всегда находитесь в сознании Кришны, тьмы Маий не существует.

кришна - сурйа-сама; майа хайа андхакара
йахан кришна, тахан нахи майара адхикара
/ЧЧ, Мадхья 22.31/

Кришна подобен солнцу, а майя как тьма. Там где есть солнечный свет, там не может быть никакой возможности тьмы. Поэтому всегда находитесь в сознании Кришны. Тогда для майи не будет никакой возможности.

Майя означает быть занятым деятельностью ради плодов.

Тритийа-карма, карма-самджнанйа
тритийа шактир ишйате
/Вишну Пурана 6.7.61/

Майя. До тех пока мы в майе, мы должны заниматься деятельностью ради плодов, кармой. Поэтому говорится, кшийанте часйа кармани. Тот, кто освобожден, и занят преданным служением, его карма, деятельность ради плодов, сразу останавливается. В Брахма-самхите говорится:

йас тв индра-гопам атхавендрам ахо сва-карма-
бандханурупа-пхала-бхаджанам атаноти
кармани нирдахати кинту ча бхакти-бхаджам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
/Брахма-самхита 5.54/

Йас тв индра. Индра означает царь небес. И есть другой Индра, индра-гопа. Это насекомое, очень маленькое. Оно называется индра-гопа. Итак, сказано, «Начиная с Индры, царя небес до этого индры, маленького насекомого», йас тв индра-гопам атхавендрам ахо сва-карма, "все наслаждаются и страдают в соответствии со своей кармой».

Это Индра царь небес. Вы можете стать царем рая, при условии, что вы накопили массу благочестивых поступков. Вас возвышают. Также как если вы получили достаточно образования, вы можете стать судьей в высшем суде. Это не очень сложно. Подобно этому, Индра. Чандра, Брахма, большие, большие полубоги, - они получили все эти посты благодаря своим великим благочестивым деяниям. Пунйа. Пунйа-карма.

Подобным образом, свиньи и собаки и другие животные, они существуют из-за своей неблагочестивой деятельности. Итак, все они являются результатом действий нашей кармы.

Итак, все страдают или наслаждаются результатами своей кармы. йас тв индра-гопам атхавендрам ахо сва-карма-бандханурупа. бандхана. Так он связан результатами действий своей кармы. бандханурупа-пхала-бхаджанам атаноти. Они получают различные результаты своей кармы. Это очень легко понять.

Но для преданных, говорится,

кармани нирдахати кинту ча бхакти-бхаджам
/Брахма-самхита 5.54/

Те, кто принялись за сознание Кришны в преданном служении, их карма разрушается. У них нет реакций за поступки.

Например, есть такое растение горох. Если вы сажаете горох в землю, то он прорастает в растение. Но тот же самый горох, если его прожарить и посадить в землю, он не взойдет. Итак, наша карма должна быть прожарена преданным служением. Тогда она не принесет никаких результатов. И Кришна также говорит в Бхагавад Гите:

ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами
/БГ 18.66/

Итак, нет последствий действий деятельности преданного. Поэтому здесь говорится, кшийанте часйа кармани. До тех пор пока вы полностью не завершите всех реакций вашей кармы, вы не сможете попасть в духовный мир. Вы должны будете принимать какой-то тип материального тела до тех пор пока ваша карма будет продолжаться. Есть другое место в Бхагаватам, там говорится, что люди трудятся как карми, и Ришабхадев говорит на садху манйе. Человек занятый кармической деятельностью. Это не очень хорошо.

на садху манйе йата атмано 'йам асанн апи клешада аса дехах
/ШБ 5.5.4/

Благодаря карме мы получаем различные виды тел, хотя это временно. Но до тех пор, пока мы заключены в это тело, мы подтверждены тройственным страданиям жизни.
Итак, для преданного больше не существует кармы, или больше нет материального тела. Кришна также подтверждает  в Бхагавад Гите:

тйактва дехам пунар джанма наити мам эти со 'рджуна
/БГ 4.9/

Оставив это тело, преданный, больше не рождается в этом материальном теле. тйактва дехам пунар джанма наити мам эти. В своём духовном теле он возвращается обратно домой к Богу. Итак, та же суть выражена здесь: кшийанте часйа кармани дришта эватманишваре. Он видит, атмани дришта, он осознаёт свои отношения с Господом. Он осознал, что «Я вечный слуга Бога, вечный слуга Кришны».

дживера сварупа хайа —нитйа-кришна даса
/ЧЧ Мадхья, 20.108/

Он осознаёт это. И так как он осознаёт это, он занимает себя служением. Он занимает себя таким образом. Это совершенство жизни.

бхидйате хридайа-грантхиш
чхидйанте сарва-самшайах
кшийанте часйа кармани

дришта эватманишваре
/ШБ 1.2.21/

Читай комментарий.

Прадьюмна: "Получить научное знание о Личности Бога значит одновременно осознать себя. Существует множество спекулятивных построений и сомнений по поводу того, что живое существо духовно. Материалисты не верят в существование духовного "я", а философы-эмпирики верят в безличный аспект".

Шрила Прабхупада: Нет сомнения в том, есть ли душа или нет. чхидйанте сарва-самшайах. У учёных материалистов столько сомнений, Иногда они говорят:  «Там должно быть что-то». Кто-то говорит: «Нет, души не существует. Это комбинация материи. Тогда признаки жизни проявляются». Существует столь много теорий. Итак, на самом деле, когда человек становится просветлённым благодаря сознанию Кришны, все его сомнения устраняются. Продолжай.

Прадьюмна: "…философы-эмпирики верят в безличный аспект единого духа, отрицая индивидуальность живых существ. Трансценденталисты же утверждают, что душа и Сверхдуша - две различные сущности, качественно одинаковые".

Шрила Прабхупада: Это также другое сомнение. Так как имперсоналисты, они думают, гхатакаша-патакаша. Как например небо. Небо есть в горшке и небо находится вне горшка. Итак, когда горшок разбит, внутреннее небо становится единым с внешним небом. Такова их теория.
Итак, эти сомнения также рассеиваются, когда человек приходит в сознание Кришны. То, что эта патакаша. означает небо внутри горшка, нет, гхатакаша, небо в середине горшка, нельзя делать такую аналогию с небом внутри и снаружи горшка. Потому, что они индивидуальные души. В Бхагавад Гите, говорится, что они являются частями и частичками Господа санатана - вечно, а не так, что они были разъединены. Также как небо в средине горшка отделено стенкой горшка, но на самом деле мы не отделены. Мы являемся индивидуальностями. Все, каждый из нас является личностью. Мы не окружены какой-то материальной стеной. Эта материальная стена предполагается и есть это материальное тело. На самом деле мы индивидуальны, и поэтому, т.к. мы индивидуальны, в соответствии с нашей индивидуальной кармой, у нас есть различные виды тел.

Итак, это сомнения. Когда человек становится полностью, я имею в виду, знающим науку сознания Кришны, тогда все его сомнения рассеиваются. Продолжай.

Прадьюмна: "Есть и другие теории, но все это разного рода измышления, и они мгновенно исчезают, как только процесс бхакти-йоги приводит к истинному пониманию Шри Кришны. Шри Кришна подобен солнцу, а материалистические спекулятивные рассуждения об Абсолютной Истине - ночной тьме. Как только в сердце восходит солнце Кришны, мрак материалистических спекулятивных рассуждений об Абсолютной Истине и живых существах мгновенно рассеивается. Tам, где есть солнце, нет места тьме, и относительные истины, сокрытые во мраке невежества, отчетливо проявляются по милости Кришны, пребывающего как Сверхдуша в сердце каждого. В Бхагавад-гите (10.11) Господь говорит, что, желая проявить особую благосклонность к Своим чистым преданным, Он Сам рассеивает густой мрак сомнений, зажигая в сердце преданного светильник чистого знания".

Шрила Прабхупада: Это другое преимущество преданного. Т.к. Кришна особенно благосклонен к преданным. Хотя Он одинаково относится ко всем, Он особенно благосклонен к преданным.

тешам эванукампартхам  ахам аджнана-джам тамах
/БГ 10.11/

Он по-особому заботится. Он говорит:

амо 'хам сарва-бхутешу
/БГ 9.29/

Хотя он равно относится ко всем, тем не менее он особенно благосклонен к преданным. Преданным Он дает особые наставления изнутри.

йена мам упайанти те
/БГ 10.11/

Это особое преимущество преданного. Продолжай.

Прадьюмна: "А раз уж Сама Личность Бога освещает сердце Своего преданного, то преданный, поглощенный служением Господу в трансцендентной любви, не может оставаться во мраке".

Шрила Прабхупада: Нет даже вопроса в том, чтобы преданный оставался во тьме. Иногда, кто-то оспаривает это, говоря, что преданные в большинстве своем не очень образованы. Это не имеет значения. Это внешнее, академическое образование не имеет значения для духовного продвижения.

Итак, здесь говорится,
ахам нашайамй атма-бхава-стхо
/БГ 10.11/

Кришна находится внутри всего, и если кто-то очищается, Кришна начинает заботиться о нём и даёт ему наставления. И кто может быть более великим наставником, чем Кришна? Поэтому это не верная теория о том, что преданные невежественны. Они исполнены знания. Если человек в действительности преданный, у него нет недостатка в знании. Это факт. Продолжай.

Прадьюмна: "Он обретает полное знание абсолютной и относительной истины. Преданный не может оставаться во мраке, и поскольку его просвещает Личность Бога, его знание, разумеется, совершенно. Этого лишены те, кто рассуждает об Абсолютной Истине, опираясь на собственные ограниченные возможности".

Шрила Прабхупада: Да. Человек может измышлять об Абсолютной Истине до определенной степени. Поэтому, обычно эти выдумщики становятся имперсоналистами. Так как они не могут пойти дальше этого. Но это безличностное знание не полное. Как мы несколько раз подчеркивали этот момент, человек должен идти дальше: осознать Параматму, осознать Верховную Личность Бога. Но они останавливаются на имперсональной точке зрения. И всё. Продолжай.

Прадьюмна: "Совершенное знание называется парампарой - дедуктивным знанием, нисходящим от авторитета к смиренно внимающему, чье служение и преданность делают его способным воспринимать это знание. Невозможно бросать вызов авторитету Всевышнего и в то же время познавать Его. Он сохраняет за Собой право не раскрывать Себя ничтожной искорке целого, относящейся к Нему с вызовом, - искорке, попавшей во власть иллюзорной энергии. Преданные послушны Ему, и потому трансцендентное знание нисходит от Личности Бога к Брахме, а от Брахмы - к его сыновьям и ученикам по цепи преемственности. Этому процессу способствует Сверхдуша, помогающая преданным изнутри. Tаков совершенный путь постижения трансцендентной науки.

Просветление даёт преданному совершенную способность отличать дух от материи, поскольку Господь развязывает узел духа и материи. Этот узел называется аханкара, и он понуждает живое существо ошибочно отождествлять себя с материей. Поэтому, как только этот узел развязывается, тучи сомнений тотчас же рассеиваются. Человек видит своего господина, и полностью посвящает себя трансцендентному любовному служению Господу, обрывая цепь кармической деятельности.

В материальной жизни живое существо создает свою собственную цепь кармической деятельности и жизнь за жизнью пожинает плоды своих хороших и дурных поступков. Но стоит ему приступить к любовному служению Господу, как оно сразу же освобождается из цепей кармы. Его действия больше не влекут за собой никаких последствий".

Шрила Прабхупада: Хорошо. Начинайте киртан.

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |