| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 1.2.24
(4 ноября 1972, Вриндаван)

Прадьюмна:
партхивад даруно дхумас тасмад агнис трайимайах
тамасас ту раджас тасмат саттвам йад брахма-даршанам
/ШБ 1.2.24/

Перевод: "Дрова - это земля в преобразованном виде, но дым лучше сырого дерева. А огонь ещё лучше, потому что с его помощью можно обрести блага высшего знания [посредством ведических жертвоприношений]. Подобно этому, страсть [раджас] лучше, чем невежество [тамас], но лучше всего благость [саттва], ибо посредством благости можно познать Абсолютную Истину.

Шрила Прабхупада:
партхиваддарунодхумас
тасмадагнистрайимайах
тамасас ту раджас тасмат
саттвам йад брахма-даршанам

Это постепенный процесс эволюции. партхивад даруно. Также как сырое дерево. Когда оно сухое, тогда оно подходит для разжигания огня. Когда вы зажигаете огонь, сначала появляется дым, и когда огонь разгорится, тогда появится пламя. И агнис трайимайах. И когда есть пламя. Также как мы обычно проводим огненное жертвоприношение. До тех пор, пока пламя не поднимается, мы не повторяем мантры и не возливаем гхи и не бросаем зерна. Так как это начало ягьи. трайимайа.

Трайи означает ведическая ягья. То есть наша цель подняться на уровень совершения ягьи. Ягья означает Вишну, уровень удовлетворения Вишну. Это совершенство жизни.

Глупый, пустой ум, невежество, подобно животным, - это всё находится в тамо-гуне, в невежестве. Они не могут понять ничего. Итак, постепенно они поднимаются до человеческой формы жизни, раджо-гуны. Обычно человеческая форма жизни, раджо-гуна, деятельность для созидания, мы очень хорошо можем это видеть. Животные, кошки, собаки, коровы, ослы.  И более цивилизованные, занятые чувственными удовольствиями другим способом, очень активные, это страсть.

Итак, эти две стадии жизни не помогут нам. Т.к. наша цель выйти на уровень брахма-даршанам, самосознания, ахам брахмасми. Оставаться карми, или оставаться подобно животной форме жизни, не имея знания, просто кушать, спать, совокупляться и всё. И немного продвижения означает та же еда, сон, совокупление, но более изысканным образом. В большинстве своем мы можем это видеть в западных странах, цель это животные наклонности, но более изысканно. Предположим, они живут в очень, очень высоких небоскребах, и животные живут в какой-то пещере, в какой-то норе, в каком-то гнезде.

Итак, для жизненных условий, улучшение условий жизни, не означает брахма-даршанам. Брахма-даршанам - это другая вещь. Улучшение условий жизни, улучшение условий еды, улучшение условий половой жизни или улучшение условий обороны. Также как человеческая цивилизация, они изобретают столь много лазерного оружия, атомного оружия, так много вещей. Итак, это улучшение условий обороны. Но в современной цивилизации бытует мнение, что если они могут улучшить их материальные условия еды, сна, совокупления и обороны, это означает прогресс цивилизации. Но это не развитие цивилизации. Развитие цивилизации означает брахма-даршанам. Это продвижение. Так как мы столь долго не приходим на уровень понимания того, что «я духовная душа, я часть и частичка Верховного Духа», мы в невежестве – в различных формах. Приводится хороший пример. Также как сырые дрова, прямо с дерева, вы рубите деревья, они сырые, они не подходят сразу же для разжигания. Но когда они немного подсохли, вы можете разжечь огонь, и, когда огонь разгорелся, пламя не появляется сразу же, сначала дым. Тогда, после дыма, появляется пламя. И это пламя как раз и необходимо.

Итак, это постепенный процесс эволюции означает, что человек должен прийти на уровень понимания Брахмана.  Ахам брахмасми: " Я…, Я духовная душа, и я часть и частичка Верховной Души». Человек должен прийти к этому пониманию. Для этого понимания человек должен прийти на уровень добродетели, сатва-гуны. Если человек остаётся в раджо-гуне  и тамо-гуне, как мы объясняли, тогда мы будем обусловлены в этом материальном мире. Мы можем получать различные типы тел, даже если мы получим тело полубога или тело европейца, американца, так как считается, что они являются очень продвинутыми. Итак, не только европейцы, американцы, но есть и другие лучшие условия жизни на высших планетных системах. Они все сделаны из раджо-гуны. Раджас-тамас.

тада раджас-тамо-бхавах кама-лобхадайаш ча йе
/ШБ 1.2.19/

Потому что вы везде найдёте доминирование жадности и вожделения, везде. На райской планете, царь Небес, он очень, очень, очень похотливый. Есть столько много примеров. Он настолько привязан к половой жизни, этот Индра.
Итак, это не поможет нам. Мы должны прийти на уровень сатва-гуны, благости, браманический уровень. Тогда наша жизнь, наш эволюционный процесс, будет успешен. тасмат
саттвам йад брахма-даршанам. Постепенно эволюционный процесс. Я думаю, что в теории Дарвина нет такой концепции, чтобы прийти на уровень сатва-гуны, благости. Они даже не знают, что такое сатва-гуна. Они просто изучают кости животных. И это всё. Но на самом деле совершенство эволюционного процесса это прийти на уровень сатва-гуны, брахманический уровень. Другими словами, стать брахманом - это вершина развития цивилизации. Браманическая культура это высшее совершенство цивилизации. Это упомянуто здесь.

Итак, если человек хочет подняться на этот уровень, тогда человек должен принять форму Вишну. Как мы уже объясняли в предыдущем стихе:

шрейамси татра кхалу саттва-танор нринам сйух
/ШБ 1.2.23/

саттва-танор. Вишну это форма саттва-гуны, Брахма это форма Раджо-гуны, и Шива, Господь Шива, это форма тамо-гуны.

Итак на самом деле, если мы хотим нашего совершенства жизни, мы не получим большое благо приняв прибежище у Господа Шивы или Господа Брамы или любого другого полубога. Другие полубоги, они все подчиняются Господу Брахме и Шиве. Предполагается, что все полубоги. Даже великие риши, они также являются сыновьями Брахмы, Раджо-гуна. Господь Шива также один из сыновей Брахмы.

Итак, принятие других полубогов или даже Господа Шивы или Господа Брахму не поможет нам, т.к. нам надо прийти на уровень сатва-гуны. С этой целью саттва-танор. саттва-танор значит Вишну. Итак, мы должны принять прибежище у Вишну. В Ведах, в Риг Веде сказано:

тад вишнох парамам падам
сада пашйанти сурайах
/Риг-Веда 1.22.20/

вишнох парамам падам. Сурайах, те кто являются очень продвинутыми в цивилизации сурайах.  Суры и асуры. Асура значит материалистичная личность, атеист, заинтересованный в удовлетворении чувств. Таких называют асура, на сура. И  сура означает заинтересованный в развитии духовной жизни. Их называют сура. Итак, для асуров, жизнь отличается, но для сур, их цель: тад вишнох парамам падам. Их цель совершенства это Вишну. парамам падам: Верховная Обитель Вишну, или Вайкунтха-лока.

Итак, те кто в действительности продвинуты в цивилизации, те, кто находятся на уровне добродетели, их цель это отправится домой обратно к Богу. Это их занятие. А не для того, чтобы принять религиозную жизнь для какой-то материальной цели.

дхармасйа хй апаваргйасйа нартхо 'ртхайопакалпате
/ШБ 1.2.9/

Мы обсудили эти стихи. Стать религиозным означает стать свободным от материальной обусловленности. Не так, что принять религиозную жизнь означает, я имею в виду, развивать экономические условия. Обычно люди принимают религию, чтобы очень легко совершать экономическое развитие. Поэтому в современный век, образованные люди, они не заинтересованы в религиозной жизни. Потому что они думают, что на примитивном уровне люди принимали религию для экономического развития. На самом деле, идея такова, что обычные люди приходят в церковь за хлебом: «О, Господь, дай нам наш хлеб насущный».

Итак, современные, научно развитые люди думают, «О, какой смысл просить хлеб в церкви? Почему бы не использовать промышленность»? Такова их цель. Особенно в Индии такова ситуация. Правительство думает, что индийский народ, слишком уж религиозен, поэтому экономически они в упадке, поэтому необходимо полностью остановить эти религиозные сантименты. Их не поощряют. Здесь во  Вриндаване столько много паломников, они приехали со всех концов Индии, они приезжают. Но здесь поддерживается такое грязное состояние, чтобы отбить у людей желание приезжать сюда. В этом их идея, чтобы образованные, современные люди не приезжали сюда. Они не хотят. Такова их политика, как я вижу. Они организовывают на территории Вриндавана много промышленности, для того, чтобы убить духовную атмосферу. Вот такая политика существует сейчас. Никто. Церкви,  я имею в виду храмы заброшены. Нет даже вопроса о реставрации. Все устроено так, чтобы никто сюда не приезжал. «Пожалуйста, не приезжайте». Они не могут сказать прямо, Но эта идея присутствует.

Но это всё из-за неправильного направления цивилизации. Они не знают, какова цель цивилизации. Цель цивилизации это понять Вишну, Верховную Личность бога. Они этого не понимают. Они думают про цивилизацию моторов и шин, хорошие дороги и машины, несущиеся со скоростью семьдесят, восемьдесят миль в час, это цивилизация. А не для того, чтобы понять Вишну. В этом разница между материализмом и духовностью.

Но нас  не должна сбивать с толку такая концепция цивилизации. У нас другая цель. Она прямо противоположна. Я духовная душа, ты духовная душа. Так или иначе, я закован в это материальное тело, одно за другим. Поэтому я должен выбраться из этого рабства и прийти обратно домой к Богу, к Вишну и жить там вечно, счастливой жизнью в знании. Это наша цель. Материалистичные люди, они думают, что это все утопические концепции и мысли. Т.к. у них нет мозгов, они не лучше чем животные, выхолощенные животные. И это всё. Они не могут понять. В тамо-гуне. Тамасах. Два: тамас и раджас.  Два этих качества, материальных качества присутствуют. Что это…? В Бхагавад Гите есть такой стих:

каранам гуна-санго 'сйа  сад-асад-йони-джанмасу
/БГ 13.22/

Каранам. Почему кто-то рождается в теле низкого происхождения? Почему кто-то рождается в теле высокого уровня? Какова причина? Причина указывается в Бхагавад Гите: каранам. каранам значит причина. каранам гуна-санго 'сйа. Т.к. он общается с кем-то в трёх гунах материальной природы. Кто-то общается с сатво-гуной, кто-то общается с раджо-гуной. В этом причина. Это причина того, что личность получает форму тела низкого уровня или высокого  уровня. каранам гуна-санго 'сйа сад-асад-джанма-йонишу.

В другом месте также очень ясно утверждается:
йанти дева-врата деван  питрн йанти питр-вратах
/БГ 9.25/

Итак, каранам гуна-санго 'сйа. Поэтому первоклассная цивилизация это та цивилизация, которая общается с гунами добродетели. Это значит брахманическая цивилизация.

Так и есть,
шамо дамас тапах шаучам  кшантир арджавам эва ча
джнанам виджнанам астикйам  брахма-карма свабхава-джам

/БГ 18.42/

Первоклассная цивилизация. Люди должны быть правдивы, они должны быть уравновешены, не обеспокоены, не обеспокоены различными ситуациями. Они должны учиться, как контролировать чувства. Они должны учиться, как контролировать ум. шамо дамас тапах.
Они должны быть терпеливы, титикша.
Арджава: они должны быть очень простыми, никакой двойственности, арджава.
Гйанам: они должны обладать полным знанием.
Вигйанам: применять знание в практической жизни.
Астикйам: они должны верить в наставления Вед. Это называется астикйа.

Атеисты и теисты. Теисты верят в ведические наставления.

ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах
/БГ 15.15/

Это теист. А не так, что «я верю в Бога». Они должны верить в наставления Вед. В то, что сказано в ведах, человек должен верить. Это называется теист. И тот, кто не верит в слова Вед, они хотят поменять они хотят трактовать неправильно, вставлять своё, - они атеисты.

Бхагавад Гита, любой, кто трактует её неправильно, даёт ложные интерпретации, или в соответствии со своими выдуманными трактовками, - они атеисты. Теист, он будет верить словам Бхагавад Гиты как она есть, как верил Арджуна:

сарвам этад ртам манйе  йан мам вадаси кешава
/БГ 10.14/

"Мой дорогой Кришна, всё, о чем ты говоришь, без ложных интерпретаций, не меняя слов, я верю в это» . Таково понимание теиста. Не так как эти так называемые ученые-негодяи: «Это не так. Это не эдак». Это негодяйство.

Итак, это процесс цивилизации. Сознание Кришны означает совершенная цивилизация, совершенное развитие цивилизации,  в соответствии с указаниями Вед. Мы не придумываем ничего, каких-то значений.

Как, например, зачем вы читаете этот Шримад Бхагаватам? Это начало понимания Шримад Бхагаватам. Профессиональные чтецы, они сразу же перескакивают на раса-лилу Кришны. Они думают, что Бхагаватам значит раса-лила Кришны. Потому, что кажется, что это обычные парни и девушки, поэтому им это нравится. Нет, есть основание Бхагаватам. Надо тщательно прочитать девять песен, тогда человек может понять, что такое раса-лила и кто такой Кришна. Если человек перепрыгивает сразу же на уровень понимания раса-лилы Кришны или Вриндавана-лилы, он будет сбит столку. Он будет в недоумении.

Также как множество негодяев интерпретируют Кришну разнообразными способами. Они думают о Кришне как об обыкновенном живом существе. Итак, когда Он действует как обыкновенное человеческое существо, они принимают Его за обыкновенное человеческое существо:

аваджананти мам мудха  манушим танум ашритам
/БГ 9.11/

Поэтому человек не должен перепрыгивать. Человек должен изучать Бхагаватам, Шримад Бхагаватам, как рекомендует Секретарь Чайтаньи Махапрабху, Сварупа Дамодара:

бхагавата паро дийа бхагавата стхане

Человек, которые является практическим бхагаватой, тот, кто знает, что такое Бхагаван, кто такой Бхагаван. Не от профессиональных чтецов, которые читают Бхагаватам ради  желудка. Теперь они читают Бхагаватам, и если они получат больше денег, они могут стать подметальщиками. Потому что они исходят из денег. Они сразу же оставят чтение Бхагаватам. Но мой Гуру Махараджа любил говорить, что лучше стать подметальщиком и честно зарабатывать на жизнь, чем стать фальшивым чтецом Бхагаватам для зарабатывания на жизнь. Да. Т.к. они будут сбивать с толку всё общество. Никто не будет становиться лучше. И на самом деле мы видели, что столько много людей привыкли посещать Бхагавата-саптаху, но они остаются в той же тьме как они и были. Улучшения нет. Это невозможно.

Поэтому Вьясадева предпринял такой труд, чтобы установить жизнь Бхагаватам в двенадцати песнях. Человек должен проходить их одну за другой, одну за другой, одну за другой. Не перепрыгивать. Дашама-скандха, десятая Песня - это лицо Кришны.

Итак, поклоняться Кришне означает, что человек в первую очередь должен предложить туласи Его лотосным стопам. Не перепрыгивать ко рту или к лицу. Поэтому Первая и Вторая Песни являются лотосными стопами Кришны. Человек должен начать поклоняться Бхагаватам, или звуковому представлению Кришны, поклоняясь Первой и Второй Песни. Мы читаем Первую Песню. Мы сейчас поклоняемся одной лотосной стопе Кришны. Затем другой. Затем бёдрам. Постепенно, вы должны подняться до лица. Десятая Песня это лицо Кришны. Не перепрыгивайте сразу же. Читайте её. Но пытайтесь понять с самого начала.

Итак, наша цель жизни должна быть в том, чтобы прийти на уровень сатво-гуны, добродетели. Иначе, это невозможно. Такой человек как Макс Мюллер, в глубокой раджо-гуне и тамо-гуне, что он может писать о Ведах, и что он может понять, о Бхагаватам? Это бессмыслица. Они берут переводы Макса Мюллера. Что он поймёт в Бхагаватам и Ведах? Он в раджо-гуне и тамо-гуне. Поэтому запрещено, не став брахманом, никто не должен читать Ведическую литературу. Это запрещено. Об этом я уже сказал несколько раз. Не будучи выпускником, никто не может поступать в юридический колледж. Подобным образом, Веды предназначены для брахманов, не шудр, не для кшатриев. Кшатрии также они получают руководство от брахманов.

Итак, это совершенство цивилизации. Человек должен заниматься своим делом. Никто не должен пытаться понять ведическую литературу, оставаясь при этом в раджо-гуне и тамо-гуне.

кама-лобхадайаш ча йе
/ШБ 1.2.19/

Есть столь много так называемых саньяси, которые приезжали в вашу страну. Он был полностью в раджо-гуне и тамо-гуне. Он хотел проповедовать Веданту. Поэтому это была неудача. Никто не может так делать. Поэтому очень ясно говорится:

тамасас ту раджас тасмат саттвам йад брахма-даршанам
/ШБ 1.2.24/

Человек должен подняться на уровень сатва-гуны. Поэтому у нас есть столько много ограничений, чтобы попросту сделать его пригодным для сатва-гуны: никакого мясоедения, никакого незаконного секса, никаких интоксикаций, никаких азартных игр. Если человек занимается этим, он не может прийти на уровень сатва-гуны, и ничто не будет явлено ему. Он будет оставаться во тьме. Просто благодаря академическому знанию, невозможно понять, что такое Веды, что такое Бхагаватам, что такое Бхагавад Гита.

Большое спасибо. Харе Кришна.

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |