| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 1.2.30
(9 ноября 1972, Вриндаван)

Прадьюмна:
са эведам сасарджагре
бхагаван атма-майайа
сад-асад-рупайа

часау гунамайагуно вибхух
/ШБ 1.2.30/

Перевод: "В начале материального творения, оставаясь трансцендентной, эта Абсолютная Личность Бога, Васудева, с помощью Своей внутренней энергии создал энергии причины и следствия".

Шрила Парбхупада:
са эведам сасарджагре
бхагаван атма-майайа
сад-асад-рупайа

часау гунамайагуно вибхух

Итак, здесь приводится информация о творении. Творение происходит от личности, а не из имперсонального аспекта Абсолютной Истины. Творение, за ним стоит разум, иначе как вообще можно говорить о творении? Мы являемся неотъемлемой частью Кришны. Мы, у нас также есть творческая энергия.  Как только речь заходит о творческой энергии, за творением должен стоять разум, и разум означает личность. Творение невозможно из пустоты или чего-то имперсонального. Мы несколько раз обсуждали эту тему, что правительство, этот мир, кажется имперсональным, но на самом деле, за правительством стоит личность – президент, царь, или ещё кто-то.

Итак, это творение, космическое проявление, оно возможно только благодаря творческой энергии Верховного Господа. Поэтому Бог не может быть безличным. Имперсональное качество это одно из проявлений Бога. Бог должен быть личностью. Таково заключение:
са эва идам. Несомненно, это космическое творение было создано. В другом месте утверждается:

ахам эвасам эвагре
/ШБ 2.9.33/

перед творением был Бог, Кришна. И когда с этим материальным творением будет покончено, Он останется. Поэтому Кришна, или Бог, не является одной из этих созданных вещей. Это признается даже закоренелыми имперсоналистами. Шанкарачарйа: нарайанах парах авйактат. Вайкта-авайакта, эта махат-таттва, из которой происходит это материальное творение находится там, но нарайанах парах, Нарайана находится над ним. Это значит над этим творением. Нараяна или Кришна, не является одним из продуктов этого творения. Также как наше существование: мы являемся один из продуктов этого творения.

Итак, Нараяна или Кришна, не является одним из продуктов этого творения, потому понимается, что тело Кришны не материально. Но философы майвади, они думают подобным образом, что Кришна Бог, но Он принял материальное тело. Такова философия майавады. Но как Кришна может принять материальное тело, так как Он существовал до материального творения? Другое соображение это то, что даже если Он принял материальное тело, это не является материальным для Него. Оно тоже духовно. Нам оно кажется материальным, но оно духовно.

парасйа шактир вивидхайва шруйате
/Шветашватара-упанишад, 6.8, ЧЧ, Мадхья 13.65, ком/

У Него множество энергий, и т.к. Он является духом, полным духом, поэтому его энергии также духовны.

шакти-шактиматор абхедах

Между энергией и обладающим энергией не может быть никаких различий.

Итак, здесь ясно сказано, что са эведам сасарджагре бхагаван атма-майайа: "Бхагаван создан его энергией». Это не так, что Бхагаван является законченным после этого творения. Философия майвады говорит, что всё является Богом, поэтому у Бога нет отдельного существования. Это имперсонализм. Но здесь сказано, что бхагаван атма-майайа: Он создал это космическое проявление с помощью Своей энергии.

пурнасйа пурнам адайа пурнам эвавашишйате
/Шри Ишопанишад, Введение/

Когда Его полная энергия уходит от Него, тем не менее, он по-прежнему полон, он целый. Он не истощается. Итак,

са эведам сасарджагре бхагаван атма-майайа сад-асад-рупайа

Майя показывает. Майя значит энергия. Она проявляется двумя способами: материальным и духовным. Материальное это асат, и духовное это сат. Асат означает то, что не существует постоянно, вечно.

бхутва бхутва пралийате
/БГ 8.19/

Оно создаётся и снова уничтожается. Поэтому её иногда называют асат. Асат значит не ложь, но постоянно. Итак, это материальное творение это также проявление энергии Кришны, и затем другое творение, но это не творение. Оно всегда существует. Это духовный мир, Санатана.

парас тасмат ту бхаво 'нйо  'вйакто 'вйактат санатанах
/БГ 8.20/

Это проявление – это внутренняя энергия. Это внутренняя энергия. Этот материальный мир – это проявление внешней энергии Кришны, в то время как духовный мир – это проявление Его внутренней энергии. К сожалению, современное развитие образования не даёт никакой информации что такое духовный мир. У них нет никакой информации. Они озабочены только этим материальным миром. И это тоже не совершенно. Но существует духовный мир:

йад гатва на нивартанте  тад дхама парамам мама
/БГ 15.6/

Кришна говорит. Существует другое, другое проявление Его внутренней энергии. Оно вечно, блаженно и полно знания. Здесь, в материальном мире, материальный мир означает, что он не вечен, не исполнен блаженства и не полон знания. Это материальный мир. В Вишну-Пуране сказано:

авидйа-карма-самджнанйа тритийа шактир ишйате
/Вишну Пурана 6.7.61/

Это проявление энергии полно невежества. Природа этого мира называется тьма, тамаси, тама.

тамаси ма джйотир гамайа
/Брхад-аранйака упанишад, 1.3.28/

сад-асад-рупайа часау гунамайагуно вибхух. Кришна, когда Его называют агуна, или ниргуна, это значит, что на Него не влияют эти материальные гуны природы. Над материальной природой. На нас влияют. Мы живые существа, на нас влияют материальные гуны природы, саттва-гуна, раджо-гуна, тамо-гуна. Но Кришна этому не подвержен. Это Кришна, разница между Кришной и нами.

В Бхагавад Гите есть другой пример: Когда Арджуна спросил Кришну, Кришна  сказал:
имам вивасвате йогам  проктаван ахам авйайам
/БГ 4.1/

Кришна сказал, что «В начале я рассказал эту систему йоги, Бхагавад Гиту, богу-солнца». И для того, чтобы прояснить суть, Арджуна спросил у Него: «Мой дорогой Кришна, мы были рождены недавно. Как ты мог рассказать эту систему йоги богу-солнца»? Арджуна конечно всё знал, но для того, чтобы развеять сомнения, он задал этот вопрос. И Кришна ответил, что «Ты также присутствовал в то время, но ты забыл. Я не забыл». Это ещё одно доказательство, что Кришна, тело Кришны не меняется. Кришна, когда Он приходит, когда Он появляется, Он приходит в Его изначальном духовном теле. Поэтому Кришна предупредил:

тат аваджананти мам мудха 
/БГ 9.11/

Философы майавади, которые думают, что Кришна принял материальное тело, они описываются как мудхи. У них нет достаточного знания.

парам бхавам аджананто
/БГ 7.24/

Они не знают, какая сила стоит за Кришной. Итак, Кришна творит. Перед творением

ахам адир хи деванам 
/БГ 10.2/

В Бхагавад Гите сказано, деванам. Сначала был создан Брахма. Затем были созданы другие мудрецы. Потом были созданы другие полубоги. Но Кришна говорит, ахам адир хи деванам . Поэтому Он не является созданным существом этого материального мира. Мы должны рассмотреть это таким образом.

ахам сарвасйа прабхаво  маттах сарвам правартате
/БГ 10.8/

Веданта-сутра: джанмади асйа йатах
/ШБ 1.1.1/

Итак, Кришна это источник всего. ахам сарвасйа прабхаво. ити матва бхаджанте мам  будха бхава-саманвитах.
Тот, кто знает Кришну как Верховного,

ади-пуранам, адйам пурана-пурушам нава-йауванам ча
/Брахма-самхита 5.33/

его знание совершенно. Если человек думает, что Кришна один из продуктов материального мира, тогда его знание не совершенно. Он по-прежнему во тьме материального творения.
Итак, те, кто находятся во тьме материального творения, они считают Кришну одним из людей. Как великий учёный, когда говорит:

ман-мана бхава мад-бхакто  мад-йаджи мам намаскуру
/БГ 18.65/

этот учёный указывает, что «это не Кришне. Это внутренней душе, которая находится внутри Кришны». Нет ничего внутри и снаружи Кришны. Как у нас есть разница между внутренним и внешним, у Кришны такой разницы нет. И те, кто не знают, такие люди думают, что Кришна является одним из продуктов материального творения. Это неверно.

са эведам сасарджагре
бхагаван атма-майайа
сад-асад-рупайа

часау гунамайагуно вибхух
/ШБ 1.2.30/

Вибху. Он является вибху, мы анну. В этом различие. Кришна это вибху, безграничный. Мы ограничены. Итак, мы не можем быть равными Кришне. Философия майавади заявляет, что нет различия между дживой и Бхагаваном. Это существенное отличие. Он вибху, мы анну.

анор анийан махато махийан
/Катха-упанишад 1.2.20/

Он величайший из величайших, и самый маленький также. Поэтому, Кришна не может быть равен, или никто не может быть равным Кришне, или более великим, чем Кришна. Кришна это асамордхва. Никто не может быть равен или быть более великим, чем Кришна. Все ниже Кришны.

Это объясняется в Чайтанья-Чаритамрите:
экале ишвара кршна, ара саба бхртйа
/ЧЧ, Ади 5.142/

Только Кришна является верховным господином. экале ишвара кршна, ара саба бхртйа. Теперь

шива-виринчи-нутам
/ШБ 11.5.33/

Даже великие полубоги, такие как Господь Брахма, Господь Шива, они также подчиняются Кришне. Они предлагают свои поклоны Кришне. шива-виринчи-нутам. И в Брахма-самхите это подтверждается Брахмой:

ишварах парамах кришнах
/Брахма-самхита 5.1/

Ишвара. Любой может быть ишварой. Ишвара означает контролирующий. Мы также контролируем что-то. Бизнесмен контролирует свой бизнес, я контролирую своих учеников. Существуют так много контролирующих. Таким образом, в этом смысле каждый является ишварой, в том смысле, что он контролирует. Но Господь Брахма говорит, ишварах парамах кришнах - "Верховный контролирующий, верховный контролирующий это Кришна».

Каково отличие между верховным контролирующим и обычным контролирующим?
Обычный контролирующий означает, что он контролирует и его контролируют, одновременно.
Мы являемся контролирующими, но никто не может сказать, «меня не контролируют». Нас контролируют. Но Кришна, Он контролирующий, но не контролируемый. В этом разница между Кришной и нами.

Итак, мы не можем быть равными Кришне. Нас контролируют. Я думаю, в Глазго, один парень, он выставлял себя как Бог. Я спросил его, «Контролируют ли Вас или не контролируют»? Он признался, «Да меня контролируют». «Тогда как вы можете быть Богом»? Бога никогда не контролируют. Бог контролирующий, но Его не контролируют. Если мы будем считать себя одними из многих подобных Богу, тогда это нормально, но мы контролируемый Бог, а не Бог, который контролирует. Итак, это утверждение  Чайтаньи-Чаритамриты

экале ишвара кришна, ара саба бхритйа
йаре йаичхе начайа, се таичхе каре нритйа
/ЧЧ, Ади 5.142/

Нас контролируют каждое мгновение.

Итак, Кришна это вибху; мы анну. Никогда не считайте, что мы равны Кришне. Это великое оскорбление. Это называется майя. Это последняя ловушка майи. На самом деле мы пришли в этот материальный мир, чтобы стать едиными с Кришной. Мы думали, что мы станем такими как Кришна.

кришна-бахирмукха хана бхога ванчха каре
никата-стха майа  таре джапатийа дхаре
/Према-виварта/

Так как мы хотели стать едиными с Кришной, соревноваться с Кришной, поэтому нас поместили в этот материальный мир. майа  таре джапатийа дхаре. И здесь, в этом материальном мире, это всё происходит. Каждый пытается стать Кришной. Это майя. Каждый. «В первую очередь позвольте мне стать большим, большим человеком, затем позвольте мне стать министром, позвольте мне стать президентом». Таким образом, когда всё проваливается, тогда «Позвольте мне погрузиться в существование Бога». Это значит, «позвольте мне стать Богом». Это происходит. Это материальная борьба за существование: каждый пытается стать Кришной. 

Но у нас другая философия. Мы не хотим стать Кришной. Мы пытаемся стать слугой Кришны. В этом разница между философией майавади и вайшнавской философией. Чайтанья Махапрабху учит нас как стать слугой слуги слуги слуги Кришны.

гопи-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах
/ЧЧ, Мадхйа 13.80/

Тот, человек, который является самим низшим из слуг Кришны, он вайшнав первого класса. Он первоклассный вайшнав. Поэтому Чайтанья Махапрабху учит нас:

тринад апи суничена
тарор апи сахишнуна
аманина манадена
киртанийах сада харих
/ЧЧ, Ади 17.31/

Это вайшнавская философия. Мы пытаемся бать слугами. Мы не отождествляем себя ни с чем материальным.

Как только мы отождествляем себя с чем-то материальным, мы попадаем в тиски майи.

Кришна бхулийа. Как только я забываю мои отношения с Кришной. Я вечный слуга Кришны. Чайтанья Махапрабху говорит,

дживера сварупа хайа нитйа-кришна-даса
/ЧЧ, Мадхья 20.108-109/

Это вечное отождествление живого существа, оставаться слугой Кришны. Как только мы это забываем, - это майя. Как только мы думаем, что «я являюсь Кришной», - это майя. Эта майя значит, что эта майя, иллюзия, может быть отвергнута развитием знания. Это гьяни.

Гьяна значит, это истинное знание, понять своё настоящее положение. Это не знание, что «я равен Богу. Я Бог». Это не знание. Я Бог, но я одной природы с Богом. Но Верховный Бог это Кришна.
ишварах парамах кришнах. Арджуна принял Кришну как:

парам брахма парам дхама павитрам парамам бхаван
/БГ 10.12-13/

Мы можем стать Брахманом. Мы Брахман. Нет вопроса в том, чтобы стать. Ахам брамасми. Это не очень сложно понять. Т.к. я духовная душа, поэтому я Брахман. Это правильно. Но я не Парам Брахман.
Это невежество. Я не Парам Брахман. Если кто-то думает что он Парам Брахман, тогда можно понять, что он находится в тисках майи. Это последняя уловка майи.

Поэтому Кришна говорит, что когда человек на самом деле обретает знание, понимание, - он предаётся.

бахунам джанманам анте  джнанаван мам прападйате
/БГ 7.19/

Это истинное знание.
Итак, развитие знания означает понять своё истинное положение и действовать соответственно. Это знание. Это совершенство знания. Просто понимать, что «я брахман» это не совершенство. Вы по-прежнему должны идти дальше. Просто понять, что «я брахман», «я сейчас осознал себя как Брахман», это не совершенство знания.

брахма-бхутах прасаннатма
/БГ 18.54/

Тот, кто становится осознавшей душой, само-осознавшей, он сразу же становится полностью радостным. Так как вся наша скорбь из-за материального отождествления. Шочати канкшати.

Мы просто скорбим из-за наших потерь, и мы просто стремимся к какому-то обретению. Это материальная деятельность. Каждый борется, чтобы обрести что-то, чего у него нет, и он скорбит по поводу чего-то, что он потерял.

Но когда он осознает что, «Мне нечего обретать и нечего терять, я не имею никакого отношения к этому материальному миру», это называется брахма-бхутах. Это осознание Брахмана. брахма-бхутах прасаннатма  на шочати на канкшати, самах сарвешу бхутешу. В это время он осознаёт, что все живые существа, они являются духовными душами,

пандитах сама-даршинах
/БГ 5.18/

Это равное видение – не телесное видение. До тех пор, пока у нас телесное видение, не может быть никакого равенства. Это не возможно. Когда человек видит только духовное естество живого существа, тогда он видит всех одинаково, равное видение, вселенское братство. Это возможно. Не на телесном уровне. Это невозможно.

Итак, получив это знание, тогда начинается жизнь в преданном служении.

брахма-бхутах прасаннатма  на шочати на канкшати
самах сарвешу бхутешу  мад-бхактим лабхате парам
/БГ 18.54/

Это то, что необходимо. И на этом уровне преданной жизни, человек может понять кто такой Кришна.

бхактйа мам абхиджанати  йаван йаш часми таттватах
/БГ 18.55/

Это понимание таттватах. В другом месте говорится, в Шримад-Бхагаватам:
эвам прасанна-манасо бхагавад-бхакти-йогатах
/ШБ 1.2.20/

Пока человек не станет радостным, ликующим, исполняя преданное служение, он не может понять кто такой Кришна. Это не возможно. Понять внешне Кришну, что «Он…, Он явился в Матхуре в тюрьме Своего дяди…», это также хорошо. Но человек должен пытаться понять Кришну в действительности. Эта действительность может быть явлена благодаря преданному служению. Вы не можете бросать вызов Кришне. Кришна откроет.

севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхуратй адах
/Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.234/

Если мы станем севонмукха, если мы пытаемся служить Кришне как вечный слуга Кришны, тогда Кришна явит Себя, кем Он является. Вы не можете понять Кришну спекулируя, с помощью спекуляций. Это не возможно.

атах шри-кришна-намади на бхавед грахйам индрийаих
/Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.234/

С помощью чувственного восприятия вы не можете понять Кришну. Это не возможно.

Существует много видов святых людей. Также как Нароттам дас Тхакур говорит:

рупа-рагхунатха-паде ха-ибе акути
кабе хама буджхаба се йугала-пирити
/Лаласамайи прартхана из "Прартханы"/

Святой человек, ачарья, как Нароттам дас Тхакур, он говорит, что «Когда я буду настолько желать понять путь Шести Госвами»? эи чхай госаи джар — тар муи дас. Мы не можем понять Кришну до тех пор, пока мы не предались лотосным стопам Шести Госвами, Чайтаньи Махапрабху. Мы должны понять Кришну таким образом. Очень сложно понять Кришну, но по милости Госвами, по милости Господа Чайтанья, мы можем понять Кришну.

атхапи те дева падамбуджа-двайа-
прасада-лешанугрхита эва хи
джанати таттвам бхагаван махимно
на чанйа эко 'пи чирам вичинван
/ШБ 10.14.29/

пантхас ту. Существует много доказательств в шастрах.
пантхас ту коти-ватсара-сампрагамйо
вайор атхапи манасо муни-пунгаванам
/Брахма-самхита 5.34/

Итак, через спекуляции, мы не можем понять Кришну. Это не возможно. Через умственные спекуляции, мы не можем понять Кришну. Мы должны понять Кришну, как  Кришна говорит, или преданный Кришны говорит, Госвами говорят, Чайтанья Махапрабху говорит. Тогда мы сможем понять, как создается это космическое проявление, кто его создает, как оно создается. Всё будет ясным. Это начало понимания.

са эведам сасарджагре
бхагаван атма-майайа
сад-асад-рупайа

часау гунамайагуно вибхух
/ШБ 1.2.30/

Итак, Кришна трансцендентен, его положение всегда трансцендентно. Даже хотя Он является среди нас, тем не менее, Он трансцендентен. Это понимание Кришны.

Спасибо большое. Харе Кришна.

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |