| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 1.2.32
(11 ноября 1972, Вриндаван)

Прадьюмна:
йатха хй авахито вахнир дарушв эках сва-йонишу
нанева
бхати вишватма бхутешу ча татха пуман
/ШБ 1.2.32/

Перевод: "Как огонь пронизывает дерево, так и Господь в форме Сверхдуши пронизывает всё, и потому Он кажется многообразным, хотя Он - единый Абсолют".

Шрила Прабхупада:
йатха хй авахито вахнир
дарушв эках сва-йонишу
нанева бхати вишватма

бхутешу ча татха пуман

Верховная Личность, Господь Кришна пребывает вместе с живым существом в его сердце.

ишварах сарва-бхутанам хрд-деше 'рджуна тиштхати
/БГ 18.61/

Это подтверждается в Бхагавад Гите, что Ишвара, Верховная Личность, живёт в сердце каждого. В другом месте говорится:

кшетра-джнам чапи мам виддхи сарва-кшетрешу бхарата
/БГ 13.3/

кшетра-джна значит знающий тело. Моё, ваше, каждого из нас, мы индивидуальные живые существа. Мы также кшетра-джна. Я знаю, что это мое тело, это мой палец, это мой волос, это моя нога. Гйа. Гйа значит, тот кто знает. Итак, я знаю, вы знаете. Вы знаете о своём теле. Я знаю о своём теле. Поэтому, мы все кшетра-джнас. Кшетра-джна значит, тот кто знает о своем поле действия.

Каждому было дано, его одарили определенным типом поля действия для удовлетворения чувств. Мы хотим определенный тип тела, определенный тип чувственного удовольствия. Мы хотим определённое тело, определенный тип чувственного удовольствия, и Кришна даёт нам возможности посредством материальной природы.

пракритех крийаманани гунаих кармани сарвашах
/БГ 3.27/

На самом деле мы зависимы. Я хочу чего-нибудь, Кришна даёт нам это через материального посредника. В то же время, Он также сопровождает нас как друг. Комментарий таков:

два супарна сайуджа сакхайа
саманам врикшам париша-сваджате
тайор анйах пиппалам свадв аттй
анашнанн анйо 'бхичакашити
/Мундака-упанишад 3.1.1/

Шрути-мантра. Итак, оба: и живое существо, и Сверхдуша  находятся на одном дереве. Тело предполагается и есть дерево, и предполагается, что сердце это гнездо. И в гнезде есть две птицы, подобным образом одна птица это живое существо, личность, и другая это Сверхдуша. Одна ест плод, другая просто наблюдает, она является свидетелем.

ануманта упадрашта
/БГ 13.23/

Ануманта значит "отдаёт приказания". Также как ребенок хочет чего-нибудь, но он также зависит от приказа отца. Ребенок настаивает: «Папа, я хочу это». Отец говорит: «Нет, не бери это». «Я хочу потрогать. Я хочу прикоснуться к огню». Отец говорит, «Нет, не трогай его». Но он настаивает и плачет, тогда отец говорит, «Ну хорошо, прикоснись». Подобным образом, мы создаём нашу удачу и неудачу.

йе йатха мам прападйанте  тамс татхаива бхаджамй ахам
/БГ 4.11/

Итак, отец хочет, чтобы мы сделали что-то, но мы хотим делать что-то другое вопреки желанию отца. Подобно этому, Кришна хочет, чтобы все мы предались Ему и действовали в соответствии с Его руководством, но мы хотим действовать против его воли. Таков путь.

Существуют разные типы тел, и каждое действует различным образом. Разным способом означает. Почему мы  действуем различным образом? Если Верховная Личность Бога, Параматма, одна и та же во всех, и в каждом теле?

ишварах сарва-бхутанам  хрд-деше 'рджуна тиштхати
/БГ 18.61/

Почему один действует отлично от другого? Человек действует по-другому, - это действие индивидуальной души. Сверхдуша находится там и просто санкционирует: "Хорошо, ты действуй подобным образом». Так как он настаивает. И Она дозволяет: «Хорошо, ты действуй таким образом».

Поэтому,
нанева бхати вишватма
/ШБ 1.2.32/

Вишватма - Сверхдуша, Верховная Личность Бога. Кажется, что Он действует по-другому. Он не действует по-другому. Также так судья. Судья выносит различные приговоры. «С этим человеком нужно поступить таким образом. С этим человеком нужно поступить так».  Человек, судья, один и тот же, но так как обвиняемый другой, поэтому он должен вынести различный приговор. Подсудимый отличается, судья один и тот же. Это доказательство того, что Параматма и дживатма это две различные личности.

Они не едины. Это доказательство. Почему? нанева бхати вишватма. Он это Вишватма, Сверхдуша. Почему один действует как свинья, другой действует как собака, другой действует как полубог,  Индра, Чандра, Варуна? Почему есть различия? Мы все живые существа, джива-таттва, и Вишватма, Сверхдуша, та же в сердце каждого. Почему мы действуем по разному? Это доказательство того, что существует индивидуальная душа, дживатма, и Параматма, Параматма санкционирует. Тот же самый пример с судьей, когда судья выносит другой приговор, т.к. преступник или потерпевший разные.
нанева бхати вишватма бхутешу ча татха пуман.

Приводится пример:
йатха хй авахито вахнир дарушв
/ШБ 1.2.32/

В каждых дровах есть огонь. Маленькие дрова, маленький огонь, в больших дровах, большой огонь. Огонь тот же, но в соответствии с разными размерами дров, пламя огня кажется другим. Пламя огня кажется другим, т.к. живое существо разное в разных видах.

У них есть разные желания, в соответствии с соприкосновением с материальными качествами.

каранам гуна-санго 'сйа  сад-асад-йони-джанмасу
/БГ 13.22/

Это объясняется в Бхагавад Гите. Почему они отличаются? Потому что каранам, причина это  каранам,  значит причина — это гуна-санго 'сйа. Асйа, или живое существо, оно общается, входит во взаимодействие с разными качествами. Есть три качества саттва-гуна, раджа-гуна, тамо-гуна; и снова, если вы общаетесь с этими тремя качествами. Тогда три на три, получается девять. Затем снова смешиваем их, девять на девять, получается 81. Поэтому существует 8,400,000 видов жизни, различные качества. нанева. нанева бхати. И в каждом живом существе, в сердце каждого живого существа находится Вишватма,- Сверхдуша.

Она не отличается. Также как дарушв, топливо дров отличается, и поэтому пламя кажется другим, подобным образом хотя Вишватма, Сверхдуша, едина. Так как Она действует с индивидуальной душой по-разному, в соответствии с её разным общением, умонастроением, желаниями. За каждым наблюдают. Просто представьте как много живых существ.

Асанкхйа. дживах бхаго виджнейах   са чанантйайа калпате
/Шветашватара-упанишад 5.9/

Поэтому вы не можете. Неисчислимо. И все и каждая индивидуальная душа действует в соответствии со своими желаниями и за каждым ведётся учёт. Просто представьте, какой опытный бухгалтер требуется. Ведется учёт за каждым. Т.к. душе нужно будет предложить другое тело, в зависимости от её деяний.

кармана даива-нетрена
/ШБ 3.31.1/

Она действует. Бесчисленное количество живых существ. Какой великий ум этот Кришна, вы можете просто себе представить. И не только одна планета - существует неисчислимое количество планет, есть несчетное количество вселенных. Все нельзя подсчитать. Это называется безграничное. Всё неисчислимо. И, тем не менее, некоторые негодяи заявляют, что они являются Богом. Насколько много ума необходимо Богу, они не знают. Какой большой мозг.

анвайад итараташ чартхешв абхиджнах
/ШБ 1.1.1/

Они анализируют, какова природа Абсолютной Истины джанмади асйа йатах. Кто он? Что он? Готовый ответ таков:

джанмади асйа йатах
/ШБ 1.1.1/

"Из Него исходит всё». Всё принимает рождение от Него. Джанма. Не только джанма, рождение, но существование, поддержание, джанмади. Джанмади значит рождение, поддержание и смерть. Творение, поддержание и уничтожение. Джанмади. Асйа, что бы вы ни взяли, асйа. джанмади асйа. джанмади асйа йатах .

Из чего всё исходит, всё рождается, космическое проявление, Он поддерживает его. И снова, когда оно уничтожается, оно снова входит в Его собственную энергию. Пракритих майа гаччхати. Из Его пракрити, Из Его энергии, энергии Кришны, внешней энергии, выходят эти пять элементов — земля, вода, огонь, воздух, эфир. Пять грубых элементов и три тонких элемента - ум, разум, и ложное эго. Всего восемь, это восемь элементов материального творения. Потом все живые существа, те, которые хотели наслаждаться этим материальным миром, их вносят в эту материальную энергию и они входят с различными телами для того, чтобы наслаждаться разными типами страданий или наслаждений. Счастья не существует, это всё страдания, но мы принимаем: «Это всё счастье». Это так называемая иллюзия.

Итак, таким образом, происходит всё творение под руководством Кришны. Это также утверждается в Бхагавад Гите:
майадхйакшена пракритих суйате са-чарачарам
/БГ 9.10/

Под Его контролем. Просто представьте, как искусно это управление, что солнце встаёт точно в то время, когда нужно. Волны океана постоянно накатываются, но волны не могут перейти границы. Мы гуляли по морскому пляжу. Итак, на десять, один, три фута, большой океан, Тихий Океан. Но мы уверены, что этот Тихий Океан не может выйти за свои пределы. Мы уверены.  Как мы уверены? Так как существует порядок Кришны: майадхйакшена. Потому что мы знаем, я знаю, вы знаете, что существует порядок Кришны. Тихий океан может быть очень большим, тем не менее, он не может не подчиниться приказу Верховного. майадхйакшена пракритих суйате са-чарачарам.

Это понимание Кришны. Сознание Кришны означает, что вы должны всё изучать, как всё происходит. И об этом говорится. Вы не должны просто думать: «Да». Вы должны подтвердить своими мозгами. Если у вас тупые мозги, то тогда как вы можете изучать? Кришна говорит в Бхагавад Гите, что майадхйакшена пракритих суйате са-чарачарам. Пракрити, материальная природа, действует под Его надзором. И вы можете проверить это, как природа действует чётко и правильно. До тех пор пока нет какого-то систематического порядка, как всё действует систематически. Как только наступает весна, сразу же тысячи и миллионы деревьев, немедленно пробивается листва. Мгновенно. А как только наступает осень, сентябрь, в конце все листья опадают, тут же.

Итак, это процесс творения. Также как в Библии говорится, «Да будет творение», и произошло творение. На самом деле это факт. Но мы не можем понять, насколько могущественен Кришна или Бог. Просто по Его воле, просто благодаря Его воле, всё происходит. Миллионы и миллионы вещей происходят немедленно, и миллионы и миллионы вещей сразу же уничтожаются. Это Кришна. Это Бог.

майадхйакшена пракритих суйате са-чарачарам
/БГ 9.10/

Итак, Сверхдуша, Вишватма, Они едины. Но так как мы различны, поэтому мы действуем по-разному. Можно задать вопрос, что если Вишватма, Сверхдуша, едины, то почему существуют различные действия? Различные поступки в соответствии с нашей волей, нашим выбором «я хочу действовать таким образом». Итак, Он даёт возможности.

Например, кто-то хочет выпивать, правительство даёт лицензию для алкогольного магазина. Это не значит, что все пьют, но для пьяниц существуют возможности. «Хорошо. Вот вино-водочный магазин. Пей». Но если, выпив, вы нарушаете порядок, вас арестовывают. Итак, этот арест пьяницы, это воля правительства или человек создал такую ситуацию, что его арестовали?
Таким образом всё происходит в мире.

само 'хам сарва-бхутешу  на ме двешйо 'сти на прийах
/БГ 9.29/

Кришна говорит: "Я равно отношусь ко всем. Я не завидую никому, или кому бы то ни было, Я друг всем». Он относится по-дружески, действительно по-дружески. Но люди обвиняют Его: «Почему Бог создал такие беспокойства? Почему я страдаю»? Вы страдаете по вашей собственной вине. Бог создал вас, что вы были счастливы. Он счастлив. Вы часть и частичка Кришны. Вы должны быть счастливы.

Но вы не принимаете путь счастья. В этом ваша вина.

Вы не принимаете. Кришна говорит, что вы должны быть счастливы таким образом:
бхоктарам йаджна-тапасам  сарва-лока-махешварам
сухрдам сарва-бхутанам  джнатва мам шантим рччхати
/БГ 5.29/

Почему вы заявляете, что это ваша собственность? Почему вы заявляете. Всё принадлежит Кришне. В этом ваша вина. Поэтому вы должны страдать. Вы вор.

стена эва сах учйате
/БГ 3.12/

Любой, кто не предлагает вещи Кришне перед тем, как использовать их, - он является вором.

Это прасад. Это философия вайшнавов.

Весь процесс в том, чтобы признавать Верховного.

До тех пор пока мы не принимаем Верховного, это майя. Это майя.

Это происходит. Никто не хочет принимать Верховного, каждый хочет стать Верховным. Даже после совершения суровых аскез, лишений, тем не менее, они хотят стать едиными с Верховным. Это также майя.

Поэтому Бхагавата говорит, вимукта-манинах. Они думают что  пройдя такие суровые лишения и аскезы, теперь он стал Богом. Это майя. Он не знает. Он не Бог. Он ложно заявляет это. Это причина его страданий. Никто не может стать Богом или быть равным Богу. Это невозможно. Та же цитата:

экале ишвара кришна, ара саба бхритйа
йаре йаичхе начайа, се таичхе каре нритйа
/ЧЧ, Ади 5.142/

Только Верховный Господь, Верховная Личность - Ишвара; верховный контролирующий - это Кришна.

кришнас ту Бхагаван свайам
/ШБ 1.3.28/

Ты, ты негодяй, почему ты пытаешься стать Бхагаваном, Богом? Это майя. Он не знает. Он думает, что «я стал Богом». Это майя. Это майя.

авишуддха-будхайах
/ШБ 10.2.32/

Авишуддха-будхайах значит, что его разум ещё не очистился. Он по прежнему грязен. Хотя он претерпел хорошие аскезы, лишения или принял саньясу, но ум грязен. Ум грязный. Поэтому это не поможет. Весь процесс это чето-дарпана-марджанам. Мы должны очистить сердце. Мы должны понять наше положение. Тогда мы будем успешны. Если мы не очистим наше сердце регулярным воспеванием

чето-дарпана-марджанам бхава-махадавагни-нирвапанам
шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйа-вадху-дживанам
анандамбудхи-вардханам прати-падам пурнамритасваданам
сарватма-снапанам парам виджайате шри-кришна-санкиртанам

/ЧЧ, Антья 20.12/

Итак, мы должны понять наше положение. Грязные вещи должны быть полностью устранены, благодаря постоянному слушанию Кришна-катхи. Это способ понимания. Единственный путь. Этот Вриндаван настолько важен, ценен. Почему? Потому, что куда бы вы ни пошли во Вриндаване, везде есть возможность услышать Кришна –катху. Весь Вриндаван это просто культивирование сознания Кришны.

К сожалению, мы здесь принимаем другое сознание. Поэтому мы становимся обречёнными. Во Вриндаване, если мы принимаем здесь другое сознание, тогда мы обречены. Обречены значит – тем не менее здесь есть возможность - обречены принять тело отличное от человеческого. Но это ему поможет. Т.к. он во Вриндаване, он прогрессирует. Даже как животное, как свинья и собака, он прогрессирует, т.к. он во Вриндаване. Поэтому Вриндаван настолько важен, т.к. каждый может получить возможность сознания Кришны. Поэтому это настолько важно. Вриндаван-дхама. Дхама  значит Кришна пребывает здесь. Это называется дхама. Вриндаван-дхама.

арадхйо бхагаван враджеша-танайас тад-дхама
/Вишванатх Чакраварти Тхакур/

Дхама значит обитель. Тад-дхама Вриндаван. Итак, Вриндаван не осквернён. Вриндаван всегда помогает нам. Любой, кто приезжает во Вриндаван, он сразу получает помощь, хотя он может быть преступником номер один. Но если мы остаёмся в таком преступном умонастроении во Вриндаване, тогда мы должны будем принять другое рождение, чтобы страдать. Тогда всё будет хорошо, и тогда мы снова возвысимся. Благодаря Вриндавану... Влияние Вриндавана будет действовать, но если мы совершаем что-то против принципов Вриндавана, тогда мы должны принять.

кармана даива-нетрена
/ШБ 3.31.1/

кармани нирдахати
/Брахма-самхита 5.54/

Это сказано в шастрах, что для преданного карма уменьшается. Такая возможность существует. Карма уменьшается это значит, что если в других местах вы совершаете греховную деятельность, тогда вам нужно будет принять тело и тогда эволюция будет происходить постепенно. Тогда вы снова придёте в человеческое тело. Тогда снова, если вы достаточно разумны, вы сможете воспользоваться.

Но во Вриндаване кармани нирдахати. Предположим, что за ваши преступные, греховные действия вы станете свиньёй и собакой, тогда в следующей жизни вы будете возвышены. Это кармани нирдахати. Карма, цикл действий ради плодов уменьшается. Но вы должны будете принять. Вы должны будете принять. Но нирдахати. Но почему вы должны тратить время на то чтобы принимать другое тело собаки и свиньи? В этом мы должны быть очень внимательны.  Хотя это нирдахати, это уменьшается, почему мы должны принимать даже это уменьшенное наказание? Это должен быть наш принцип. Но мы не знаем. Мы находимся в невежестве.

Поэтому Рупа Госвами описал: такие греховные действия совершаются из-за невежества, агйана. Как, например ребёнок прикасается к огню. Все знают, что если ребенок прикасается к огню, он обожжётся, но ребенок, из-за невежества, дотрагивается. Поэтому ребёнок находится под защитой родителей, чтобы ребёнок не натворил ничего плохого и не страдал.

Итак,
нанева бхати вишватма бхутешу ча татха пуман
/ШБ 1.2.32/

Это разнообразие живых существ, существует из-за разнообразия желаний живого существа. Иначе Вишватма, Он един, Он един. И живое существо также едино, так как оно является проявлением пограничной энергии Верховного.

Поэтому, как пограничная энергия, живое существо едино.

пандитах сама-даршинах
/БГ 5.18/

Тот, кто знает, что живые существа, они являются частью и частичкой Кришны и они принадлежат к пограничной энергии. Поэтому они не видят никаких различий в разнообразии тел. Он видит только дух, душу. И из-за разнообразя тел, действия различны, хотя Верховная Душа, Сверхдуша та же. Это заключение.

йатха хй авахито вахнир дарушв эках сва-йонишу
нанева бхати вишватма бхутешу ча татха пуман
/ШБ 1.2.32/

Итак, в соответствии с нашим телом мы действуем по- разному. Указания и санкции Сверхдуши существуют. Это комментарий к этому стиху.

Большое спасибо.
Харе Кришна.

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |