| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 1.2.6
(12 ноября 1973, Дели)

Шрила Прабхупада: Вчера мы обсуждали этот стих.

са ваи пумсам паро дхармо
йато бхактир адхокшадже
ахаитукй апратихата
йайатма супрасидати
/ШБ 1.2.6/

Один человек разговаривал со мной у меня в комнате. Он спросил, – Как обрести совершенное умиротворение? Вчера мы говорили об этом. Йайа атма супрасидати. Прасидати означает удовлетворение, полное удовлетворение. Супрасидати – ещё большее удовлетворение. Как обрести это?

са ваи пумсам паро дхармо
йато бхактир адхокшадже
ахаитукй апратихата
йайатма супрасидати

Таков путь развития нашей любви к Верховной Личности Бога. Так, мы не знаем об этом. У нас есть склонность любить. Любовь подразумевает ещё кого-то. Невозможно любить в одиночку. Должен быть некто другой. Я люблю кого-то; кто-то любит меня. Как только мы говорим о любви, то мы должны понимать, что существует тот, кто любит и тот, кого любят, а также их взаимоотношение, это любовь. Према.

према пум-артхо махан
 
Итак, у нас есть склонность любить, любить кого-то, любить свою семью. Прежде всего, любовь начинается с семьи: с отца, матери, брата, сестры. Затем ваша любовь приобретает более обширные границы, распространяясь на ваше общество, на общину, на нацию, так она может достигнуть международных масштабов. Но где это кончается? Ваша любовь может расширяться, но до тех пор, пока вы не полюбили Верховную Личность, вы не сможете обрести умиротворение. В этом секрет. Например, если мы поливаем дерево. Вы можете лить воду на листья, на ветви, на почки, на цветы. Вы можете каждую из этих частей дерева поливать очень тщательно, но если вы забываете лить воду под корень, то всё бесполезно, вы просто напрасно тратите время. Таково наставление шастр.

йатха тарор мула-нишечанена
трипйанти тат-скандха-бхуджопашакхах
/ШБ 4.31.14/

Это очень практичный пример. Если мы льём воду под корень дерева, то естественным образом все ветви, почки, листья, цветы, плоды - получают питательную энергию. Тут же после полива энергия распространяется в каждую часть дерева. Это практический пример, тут незачем спорить. Даётся ещё один пример.

пранопахарач ча йатхендрийанам.
/ШБ 4.31.14/

Если вы кладёте пищу в желудок, то энергия будет распространяться по всем частям тела. Если вы хотите служить каждой части тела в отдельности, две сладости для двух глаз и две сладости для ушей и т.д., то вы попросту тратите своё время. Но если хотя бы одну сладость вы положите в желудок, то вы сразу же почувствуете прилив сил, и ваши глаза будут наслаждаться, ваши уши, нос, руки, ноги, волосы – всё. Таков метод.

Итак, мы придумали множество разных видов любви, исключающих Бога. В этом наша беда. Как только мы произносим имя Бога, люди говорят: «Ох, езжайте в Калькутту. Здесь незачем это говорить». Таково положение вещей. Люди питают сильную неприязнь. Наши шастры говорят, что когда вы забываете Бога, когда вы перестаёте быть религиозным… Быть религиозным, значит стать преданным Бога. Вот что такое религия, очень просто. Религия это не ритуальные церемонии, как некоторые говорят: «Это моя религия, у нас такие-то ритуалы. В вашей религии есть свои ритуалы». Эти ритуалы могут отличаться в зависимости от времени, от людей, от страны, от климата. Могут быть какие-то небольшие отличия. Как, например наша еда. Кто-то ест одно, а другой ест другое, но сам процесс поглощения пищи и получения пользы от этого процесса одинаков для всех, разницы нет. Так, вы можете исповедовать любую религию, это не важно. Вы можете стать христианином. Можете стать индусом, можете стать буддистом, можете стать сикхом или кем угодно. Есть сотни и тысячи разных религий, это не важно. Но критерий в том, научились ли вы любить Бога. Вот критерий истинности религии. Таков критерий. И есть объяснение.

са ваи пумсам паро дхармо
йато бхактир адхокшадже
/ШБ 1.2.6/

Если вы научились любить Бога, то совсем неважно, какую религию вы исповедуете. Бхагаватам очень либеральна. Там не говорится: «Если вы следуете религии индусов или если вы следуете такой-то религии, то только тогда вы сможете понять Бога». Нет. Можете следовать любой религии, не имеет значения. Но критерий вашей религиозности в том, продвигаетесь ли вы в развитии своей любви к Богу. Если же мы видим, что вместо того, чтобы развивать любовь к Богу вы любите кого-то другого, кто не является Богом... Конечно, Бог есть всё, но это уже другой вопрос. Без Бога ничто не может существовать. Тем не менее, есть центральный момент. И в Бхагавад-гите сказано, что так как всё является энергией Верховной Личности Бога, но всё не есть Бог… Это объясняется.

майа татам идам сарвам джагад авйакта-муртина
/БГ 9.4/

Кришна говорит: «В Своём безличном проявлении Я пронизываю всё, но Я не там». Это очень просто понять. Например, солнечный свет. Солнечный свет распространяется по всей вселенной, но если вы стоите под солнечным светом, вы не можете сказать, что я нахожусь на планете Солнце. Нет, это не так. Планета Солнце находится в 150 миллионов километров от вас. Но солнечный свет не отличен от солнца. Это тоже факт. Тем не менее, вы не можете сказать… Так как солнечный свет проник в вашу комнату, вы не можете сказать, что я непосредственно нахожусь в соприкосновении с Богом Солнца или нахожусь на планете Солнце. Нет.

Это называется ачинтйа-бхедабхеда таттва
философия одновременного непостижимого единства и различия. Так, всё есть Бог, это факт и, тем не менее, всё не является Богом. Это тоже факт. Вы должны понять эту философию. Всё есть Бог. Без энергии Бога… Опять же, весь этот материальный мир существует благодаря энергии солнечного света. Все учёные знают это. Но в то же время солнечный свет отличен и не отличен от солнца. Точно также, всё, что мы ощущаем, это энергия Бога.

брахманах шактих
/Шветашватара-Упанишад 6.8/

Это энергии Бога,
татхедам акхилам джагат,
/Вишну-Пурана 1.22.53/

- всё это мироздание. Однако когда речь идёт о любви, вы должны найти изначальный источник этой энергии. И это Кришна. Кришна говорит,

ахам сарвасйа прабхаво
маттах сарвам правартате
ити матва бхаджанте мам
будха бхава-саманвитах
/БГ 10.8/

Когда человек понимает, что всё исходит… Как говорит Веданта-сутра,

джанмадй асйа йатах
/ШБ 1.1.1, Веданта-сутра 1.1.2/

Атхато брахма джигйаса. – Сейчас ты стал человеком, и твоя жизнь предназначена для вопрошания об Абсолютной Истине, о Брахмане. И что такое брахма-джигйаса? Сразу же даётся ответ, – джанмадй асйа йатах, – Брахман или Абсолютная Истина это то, из чего или из которого всё исходит. Этот ответ, смысл Брахма-сутры содержится в Бхагавад-гите. Мы должны понять, что такое Абсолютная Истина, откуда всё изошло, что является началом всего бытия. Ответ даётся в Бхагавад-гите.

ахам сарвасйа прабхаво
маттах сарвам правартате

Тот, кто знает эту тайну… Ахам сарвасйа прабхавах: «Я источник всего». Маттах сарвам правартате: «Всё исходит из Меня». Ити матва: «Тот, кто постиг этот факт», ити матва бхаджанте мам: «Тот посвящает себя служению Господу». Почему? Буддхах: «Потому что его понимание истинно». И будха бхава-саманвитах. «О, Кришна источник всего». Это повторяется и в другом месте.

бахунам джанманам анте
гйанаван мам прападйате
/БГ 7.19/

Это не просто по-настоящему понять Кришну. В другом месте сказано,

манушйанам сахасрешу
кашчид йатати сиддхайе
йататам апи сиддханам
кашчин мам ветти таттватах
/БГ 7.3/

 «Из многих тысяч людей, миллионов людей», сахасранам… Сахасранам означает многие тысячи тысяч. Так, один человек старается стать сиддхой – совершенным. В чём заключается совершенство? Совершенство заключается в том, чтобы прекратить этот круговорот рождения, смерти, старости и болезни. Вот что такое совершенство. Это совершенство.

джанма-мритйу-джара-вйадхи-духкха-дошану…
/БГ 13.9/

Все стараются достичь совершенства. Вся борьба за существования по всему миру сводится к тому, чтобы достичь этого совершенства. Итак, идеал совершенства будет разниться в зависимости от разных личностей. Кто-то считает, что если у меня будет хорошая вилла и большой счёт в банке и красивая жена и дети и семья, тогда моя жизнь будет совершенна. Кто-то другой думает: «Если я смогу осчастливить свою страну в сравнении с другими странами, то это совершенство». Так, есть разные виды совершенства. Но истинное совершенство это… Они не знают, но об этом говорится. Шастры говорят, что я – душа, я не тело.

дехино ‘смин йатха дехе
/БГ 2.13/

В этом теле находится дехи. Дехи – это владелец тела. Этот дехи, он татха дехантара-праптих, он меняет одно тело на другое. У нас есть такой опыт также и в этой нашей жизни. С младенчества к детству, от детства к юности. Мы меняем, наше прошлое и настоящее меняется. Поэтому после того, как это тело будет уничтожено,

на ханйате ханйамане шарире
/БГ 2.20/

я не буду уничтожен, я приму следующее тело. Какое тело? Это будет зависеть от моей деятельности. Например, когда мы болеем. Если мы заразились определённой инфекцией, мы будем страдать именно от этих микробов. Это пример из жизни. Законы природы так и работают. Если вы заразились определённой инфекцией, вы будете страдать именно от этой болезни. Точно также, в зависимости от того, какой образ мысли вы создаёте своей деятельностью, в следующей жизни у вас будет определённый склад ума, определённая психология. Это закон природы, но мы этого не знаем.

пракритех крийаманани гунаих кармани сарвашах
/БГ 3.27/

На самом деле пракрити – природа управляет нами в зависимости от наших желаний. Желание это осквернение, это осквернение нашего сознания. И мы в зависимости от этого создаём разные тела для себя. Так, истинные наши страдания это переселение из одного тела в другое. Но мы не знаем об этом. Нет учёных, которые учат этому. Но в Бхагавад-гите сказано, –

татха дехантара-праптих
/БГ 2.13/

Вам придётся родиться снова. В других местах, в Шримад Бхагаватам тоже говорится, –

кармана дайва-нетрена
йантур деха упапатти
/ШБ 3.31.1/

В зависимости от того, какую ситуацию вы создаёте в своей жизни. В Бхагавад-гите также сказано,

йам йам вапи смаран бхавам тйаджатй анте калеварам
/БГ 8.6/

В момент вашей смерти, то положение которое вы создали, - будет определять ваше будущее. Потому что ум тот же. Ум это тонкая энергия. Разум это тонкая энергия. Ум, разум и эго. У вас есть тонкое тело. Вы лишаетесь своего грубого тела, но тонкое тело переместит вас в другое грубое тело, оно переместит вас во чрево следующей матери. И в зависимости от вашей кармы с помощью матери вы получите тело и в должное время выйдете на свет и начнёте действовать. Так действует природа и это продолжается.

пракритех крийаманани
гунаих кармани сарвашах
аханкара-вимудхатма
картахам ити манйате
/БГ 3.27/

Аханкара. Тот, кто гордится, считая себя таким-то и таким-то, великим или маленьким. Можно гордиться, но человек не знает при этом, как действует пракрити. Вы можете быть великим человеком в этой жизни, но это не означает, что вы останетесь в следующей жизни великим человеком. Вы можете стать великим, а можете стать маленьким, согласно вашей карманам, вашей деятельности. Приведу знакомый пример. Допустим, вы премьер-министр, но если вы заразились, вам придётся страдать. Не подумайте, что природа вас простит: «Ох, ты премьер-министр, ты заразился, но не будешь страдать». Нет. Вам придётся страдать.

Итак, это лишь вопрос формирования ума, разума. Поэтому если вы в своём сознании, в своём уме постоянно будете поглощены в мысли о Кришне, то в следующей жизни у вас будет тело как у Кришны, то есть сач-чид-ананда-виграха.

ишварах парамах кришнах
сач-чид-ананда виграхах
/Брахма-самхита 5.1/

Тело Кришны не такое как у нас, но мы думаем, что Кришна подобен нам. Это тоже осуждается в Бхагавад-гите.

аваджананти мам мудха
манушим танум ашритам
/БГ 9.11/

«Мошенники, глупцы думают, что Я обычный человек». Великие ачарйи нашей страны – Шанкарачарья, Рамануджачарья, Мадхвачарья, Нимбарка, Шри Чаитанья Махапрабху, многие-многие великие учителя признали эти слова:

кришнас ту бхагаван свайам
/ШБ 1.3.28/

Неужели они глупцы, поклоняются обычному человеку? Неужели они глупцы, такие великие учёные, такие великие учителя? Нет. Только глупцы считают Кришну обычным человеком. Он приходит, чтобы преподнести нам урок, научить нас тому, кто такой Бог по-настоящему. Бог это Кришна. Кришнас ту бхагаван свайам. Поэтому по своей милости Он предстаёт перед нами, чтобы показать нам, что такое Бог. Но Кришна говорит:

аваджананти мам мудха манушим…
/БГ 9.11/

Кто-то говорит: «Хорошо, почему Бог приходит? Он такой великий, зачем Он приходит?». Но почему бы Ему не прийти? Если Он такой великий, то почему вы Его ограничиваете? Если Он такой великий, разве Он подчиняется вашим законам, которые мешают Ему прийти? Если Он такой великий, то у Него есть свобода. Он волен приходить. Вы не можете ограничить Его. Поэтому Кришна говорит:

самбхавамй атма-майайа
/БГ 4.6/

– «Я прихожу при помощи Собственных законов». Не повинуясь вашим законам. Например, иногда мы оказываемся в тюрьме. Нас приговаривают к тюремному заключению не по нашим законам, а по законам государства. Точно также, этот мир это тюрьма. Вся эта вселенная, материальная вселенная это тюрьма. Здесь нет свободы. Мы считаем, что мы свободны, но на самом деле ни у кого нет свободы. Небольшая инфекция и вы сразу же заболеваете. Где ваша свобода? Если вы съедаете чуть больше, чем вы можете переварить, вы сразу же начинаете болеть. Так где ваша свобода? Поэтому нас называют обусловленной душой.

пракритех крийаманани
/БГ 3.27/

Пракрити заботится здесь обо всём. В другом месте Кришна говорит:

ишварах сарва-бхутанам
хрид-деше ‘рджуна тиштхати
бхрамайан сарва-бхутани
йантрарудхани майайа
/БГ 18.61/

Майа предоставила нам средство передвижения – тело. И мы заключены в этом теле. И Кришна, или Ишвара, или Параматма - тоже находится в этом теле. Так, в зависимости от вашего желания в прошлой жизни, Кришна посредством майи даровал вам определённое тело, чтобы вы могли действовать согласно вашему желанию. Это называется

кармана даива-нетрена
/ШБ 3.31.1/

Поэтому мы должны понять эту тонкую науку. Но в современной образовательной системе этому не учат, хотя есть Бхагавад-гита, которая является наследием Индии, по крайней мере… Потому что она была рассказана... Эта наука Бхагавад-гиты была рассказана очень-очень давно, об этом сказано в самой Бхагавад-гите, на Солнечной планете.

имам вивасвате йогам
проктаван ахам авйайам
вивасван манаве праха
манур икшвакаве ‘бравит
/БГ 4.1/

В этой книге есть всё. Насколько важны эти Бхагавад-гита и Шримад Бхагаватам, сознание Кришны. Движение сознания Кришны означает, что мы ничего не выдумываем своим плодотворным умом. Нет. Мы ничего не выдумываем. Мы просто повторяем, но мы пытаемся объяснить это так, чтобы было понятно нашим современникам. Вот и всё. Мы ничего не выдумываем. Никто не может выдумать совершенное знание, потому что все мы несовершенны. Наши чувства несовершенны. Какими бы учёными мы ни были, наши чувства остаются несовершенными. Поэтому мы не можем дать совершенное знание. Совершенное знание можно получить только от высших авторитетов. Поэтому в Бхагавад-гите сказано,

эвам парампара-праптам
имам раджаршайо видух
са каленеха махата
його наштах парантапа
/БГ 4.2/

Как только утрачивается традиция обретения совершенного знания, то теряется изначальный смысл знания для людей. Так, иногда эта традиция нарушается, нарушается система парампары. Как, например, в наши дни все с гордостью заявляют, что читают Бхагавад-гиту, но они перетолковывают её на свой лад. Все как хотят, дают собственные комментарии на Бхагавад-гиту. Таков современный подход. Поэтому существуют 664 изданий Бхагавад-гиты. Каждый комментирует её по-своему. Я слышал, один доктор толковал Бхагавад-гиту, как беседу между пациентом и врачом. Понимаете? И такое продолжается. Все как хотят, интерпретируют её. Иногда даже в нашей стране также, мы видели, что Махатма Ганди истолковывал Бхагавад-гиту, как книгу проповедующую ненасилие. Такое очень трудно доказать, так как Бхагавад-гита была рассказана на поле битвы Курукшетры. (смех) Как можно доказать принцип ненасилия с помощью этой книги? Это очень трудно. Так. Не таков путь постижения Бхагавад-гиты. Бхагавад-гиту необходимо понимать так, как наш свамиджи сразу же сказал, её необходимо принимать по системе парампары.  Так, Кришна сказал Арджуне, что в настоящий момент традиция парампары нарушена. Його наштах парантапа.

са каленеха махата
його наштах парантапа

«Парампара была утрачена из-за множества разных неверных толкований. Поэтому Я избрал тебя, чтобы восстановить парампару».

бхакто 'си сакха чети
/БГ 4.3/

«Почему Ты доверяешь мне? Я не ведантист, я не саньяси, я не великий учёный. Я воин. Почему же Ты хочешь дать наставления Бхагавад-гиты мне?». Может возникнуть такой вопрос. Ведь Арджуна был семейным человеком. Он не был ни саньяси, ни ведантистом. От воина не ожидают, чтобы он стал ведантистом. Кшатрий знает как сражаться. А Кришна говорит: «Я рассказываю это тебе». Почему?

бхакто ‘си прийо ‘си ме
/БГ 4.3/

Ты мой дорогой друг, поэтому Я рассказываю это тебе».
Итак, таков путь понимания: вы должны стать дорогим другом Кришны, тогда вы поймёте Бхагавад-гиту. В противном случае в течении тысяч лет вы можете продолжать читать Бхагавад-гиту и не поймёте даже слова из неё. В этом секрет.

эвам парампара-праптам
имам раджаршайо видух
/БГ 4.2/

Итак, наша обязанность – мы учим Бхагавад-гите и Шримад Бхагаватам как они были рассказаны великими учителями. Мы не добавляем ничего и ничего не отнимаем. Кришна говорит:

ман-мана бхава мад-бхакто
мад-йаджи мам намаскуру
/БГ 18.65/

Таков путь. Ман-манах – всегда думай обо Мне. И мы также говорим: «Повторяйте Харе Кришна».

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

Если вы повторяете чьё-либо имя, имя вашего друга или вашего родственника, вы сразу же вспоминаете об этом человеке. Это не очень трудно. Если вы говорите по телефону, то как только вы услышите голос, вы сразу же узнаёте человека на другом конце провода. Итак, путь повторения Святого имени позволяет вам всегда думать о Кришне – 24 часа в сутки.
  
Чаитанья Махапрабху советует,
киртанийах сада харих
/ЧЧ, Ади 17.31/

И каково благо? Благо в том, что так как Кришна абсолютно чист, вы тоже очищаетесь. Например, если вы соприкасаетесь с огнём, вы нагреваетесь всё больше и больше. Например, если вы поместите железный прут в огонь, он нагревается, нагревается, всё больше и больше, и в конце концов он накаляется докрасна. И когда он становится раскалённым, он уже не железный прут, это уже огонь. Прикоснитесь им к чему-либо и оно воспламенится.

Тот же процесс. Если вы постоянно соприкасаетесь с Кришной, вы приобретаете качества Кришны. У вас есть эти качества, потому что вы неотъемлемая часть Кришны. Если Кришна – золото, вы ­– неотъемлемая часть Кришны и поэтому вы тоже золото. Но в настоящий момент, как золото покрывается грязью, в настоящий момент мы – души, неотъемлемые части Кришны, мы такие же как Кришна, но мы покрыты этим материальным телом. Поэтому мы должны освободить себя от этого материального тела. Это называется сиддхи – совершенство. Итак,

манушйанам сахасрешу кашчид йатати сиддхайе
/БГ 7.3/

Никто не знает, как достичь совершенства. Люди тяжело борются ради достижения совершенства на индивидуальном уровне, на общественном, национальном. Но как они смогут стать совершенными, если не знают что такое совершенство? Совершенство это

тйактва дехам пунар джанма наити
/БГ 4.9/

Если вы избавите себя от необходимости рождаться вновь, вновь получать материальное тело – это совершенство. Так предписывают шастры.

на мочайед йах самупета-мритйум,
гурур на са сйат пита на са сйадж джанани на са сйат
/ШБ 5.5.18/

Таковы предписания шастры: «Не пытайтесь стать гуру, не пытайтесь принимать так называемого гуру». Кого? Который не может спасти вас из круговорота рождения и смерти. Так предписывают шастры. Не подумайте, что гуру дал мне какую-то мантру, я был бедным человеком и сейчас стану богатым. Нет. Истинное предназначение жизни в том, чтобы выбраться из круговорота рождения и смерти. Вот чего мы должны желать.

Есть очень простой метод. Если вы станете сознавать Кришну, если вы разовьёте своё сознание Кришны, вы поймёте. Благодаря сознанию Кришны вы поймёте кто такой Кришна. В противном случае, если мы поверхностно будем пытаться понять Кришну, мы подумаем, что Кришна простой смертный. Об этом сказано в Шримад-Бхагаватам. Шукадева Госвами объясняет, что когда Кришна играл с пастушками.., он описывает это иттхам брахма-сукхану…

иттхам сатам брахма-сукханубхутйа
дасйам гатанам пара-даиватена
майашританам нара-даракена
сакам виджахрух крита-пунйа-пунджах
/ШБ 10.12.11/

 «Эти мальчики, играющие с Кришной, обычные пастушки». Крита-пунйа-пунджах. Что значат эти слова? Крита-пунйа-пунджах – они обладают огромным запасом благочестия и теперь, благодаря этому они обрели возможность играть с Кришной. И кто такой Кришна? Иттхам сатам брахма-сукханубхутйа. Этот мальчик Кришна является целью – брахма-сукха, брахма-сукханубхутйа. Ему поклоняются преданные. Дасйам гатанам пара-даиватена. И майашританам нара-даракена. Те, кто майашрита, пребывают в плену майи, считают Его обычным мальчиком. Но Он не обычный мальчик.

Итак, благодаря сознанию Кришны, благодаря постоянному размышлению о Кришне, как Кришна советует

ман-мана бхава мад-бхакто
мад-йаджи мам намаскуру
/БГ 18.65/

Если вы соедините всю свою жизнь с этими принципами, если будете думать о Кришне, ман-манах, если станете преданным Кришны, мад-бхакта, мад-йаджи, если станете поклоняться Кришне... Но если вы ни на что не способны, из этих четырёх принципов если вы хотя бы один сможете выполнять, если вы просто будете приходить и кланяться Кришне, то вы получите благо. Кришна говорит, ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру. Навадха-бхакти,

шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам
/ШБ 7.5.23/

Таким образом, если вы будете оставаться в соприкосновении с Кришной, то это совершенство. (конец аудио записи).

(Продолжение – перевод с Фолио) Так или иначе, вы должны оставаться в соприкосновении с Кришной. Таков процесс. Ман-мана бхава мад-бхактах. Шраванам киртанам вишнох. Вишну и Кришна одна и та же личность, вы слышали об этом.

Но люди не знают эту науку, их не учат этой науке ни в школе, ни в колледже, ни в университете. И хотя эта наука есть, ею пренебрегают. Хотя она является культурой Индии, лучшей культурой Индии, но к несчастью мы утратили это. Таково положение. Мы лишь делаем небольшие усилия, как сделать людей счастливыми. Наше единственное дело сделать людей счастливыми. У нас нет других желаний. Мы не говорим: «Ты дашь нам немного денег в обмен на твоё сознание Кришны». Нет. Этим мы не занимаемся. Мы не торговцы. Мы распространяем это сознание Кришны бесплатно. Так мы служим Кришне. Кришна нас обеспечивает. Кришна снабжает нас всем. Кришна говорит,

йога-кшемам вахамй ахам,
тешам нитйабхийуктанам
/БГ 9.22/

Те, кто заняты служением Кришне, не имеют проблем. У них нет проблем, потому что Кришна их защищает. Так, вы удивитесь, если узнаете, что в нашем движении сознания Кришны наши ежемесячные расходы составляет восемь лакхов рупий, по всему миру. Но Кришна обеспечивает нас. Просто у нас есть немного книг, которые мы продаём. Вы удивитесь, мы продаём на сумму от 30 до 40 тысяч рупий в день. Как видите, у нас нет проблем. Потому что мы верим. Если служить обычному человеку, он выплачивает зарплату, даёт еду. А мы заняты служением Кришне, будем ли мы голодать? Нет. Мы в этом уверены.

Так, наша единственная просьба: это великая наука, не пренебрегайте ею. Это истинная проблема жизни. Мы говорим, живите мирно, счастливо, но не рискуйте своей жизнью. Не рискуйте своей жизнью. Например, если человек живёт хорошо, у него хорошая работа, хороший доход, но если он совершает какое-нибудь преступление, какова будет его следующая жизнь? Его посадят в тюрьму. Как в Америке мистер Никсон. Он был президентом, всё было. Сейчас всё пропало. Так, мы говорим, будьте Никсоном, будьте премьер министром, будьте всем, но извлеките выгоду, не рискуйте жизнью. Такова наша позиция. Если в этой жизни вы премьер министр, великий человек, а в следующей жизни если вы станете собакой, тогда какая польза от вашей жизни? Шрама эва…Это объясняется здесь:

дхармах свануштхитах пумсам
вишваксена-катхасу йах
нотпадайед йади ратим
шрама эва хи кевалам
/ШБ 1.2.8/

Делайте свою работу и выполняйте свой долг. Дхарма значит долг. Вы очень исполнительны, выполняйте свой долг хорошо, но следите за тем, что выполняя свой долг, развиваете ли вы свою любовь к Кришне? Таков критерий. Если не развиваете, если вы слепы, то говорится, нотпадайед йади ратим. Если вы не привлекаетесь Кришной или сознанием Кришны, тогда шрама эва хи кевалам, вы просто тратите своё время.

Итак, наша пропаганда: делайте всё, но не тратьте своё время, усовершенствуйтесь. Об этом говорится в Бхагавад-гите:

йанти дева-врата деван
питрин йанти питри-вратах
/БГ 9.25/

Как в процессе эволюционного развития вы наконец получили человеческую форму тела, так же вы можете осуществить своё дальнейшее развитие. Вы можете достигнуть других планет. Существуют множества других планет, где условия жизни в тысячи раз лучше чем здесь. Мы не можем пойти туда, мы так обусловлены. Хотя мы видим все планеты, Солнце, Луну… Они пытались полететь на Луну, но их постигла неудача. Так, вы не можете таким путём идти. Путь указан: йанти дева-врата деван. Если вы хотите пойти туда, тогда дева-врата, вы должны поклоняться этим дева.

Точно также, если вы поклоняетесь Кришне, тогда вы сможете пойти на планету Голока Вриндавана.

мад-йаджино ‘пи йанти мам
/БГ 9.25/

Итак, если вы можете подготовиться к своей следующей жизни, то почему бы вам не подготовиться, чтобы вернуться обратно к Кришне,

йад гатва на нивартанте
/БГ 15.6/

откуда вы уже не вернётесь назад и не примете материальное тело?

тйактва дехам пунар джанма наити мам эти
/БГ 4.9/

Всё это есть в Бхагавад-гите. Почему вы не изучаете и не стараетесь понять её? Они очень хорошие учёные, но они не знают, какой будет их следующая жизнь. Они такие хорошие учёные, они прочитали Бхагавад-гиту триста раз, но они не знают какой будет их следующая жизнь. Вот так они изучают.

Итак, этот стих очень важен. Это цитата из Шримад Бхагаватам. дхармах свануштхитах. Дхарма означает… Я не хочу отнимать у вас много времени. Дхарма означает ваши обязанности. Дхарму считают фанатизмом, но это не так. Значение дхармы не такое. На английском значение дхармы переводится как «религия», а религия это вид веры. Так, вера может быть неправильной и правильной. Поэтому это не дхарма. Дхарма означает ваше конституциональное положение и долг. Вот что такое дхарма. Как, например, недавно я объяснял, чили должен быть острым, сахар должен быть сладким, в этом суть. Вода должна быть жидкой, а камень – твёрдым. Это дхарма. Вы не можете сказать «жидкий камень». Нет. Тогда это не дхарма. Как только вы сказали «камень», он должен быть твёрдым, а если вы говорите «вода», она должна быть жидкой. Так, жидкое состояние и вода. Жидкое состояние это дхарма воды. Твёрдое состояние или дхарма… Точно также и у нас есть дхарма. Сейчас мы забыли нашу дхарму. Дхарма… здесь говорится,

дхармах свануштхитах пумсам виш
/ШБ 1.2.8/

Истинная дхарма это как разбудить наше сознание, чтобы понять Кришну.

са ваи пумсам паро дхармо
йато бхактир адхокшадже
/ШБ 1.2.6/

Такое описание даётся в Шримад Бхагаватам. Дхарма не создаётся. Поэтому в Бхагавад-гите говорится,

дхармах проджджхита-каитавах атра
/ШБ 1.1.2/

«Обманчивый тип дхармы надо полностью отвергнуть». Истинная дхарма – знать наши взаимоотношения с Богом. Наши взаимоотношения с Богом таковы: Он Высший Прабху, Высший, а мы ану.

нитйо нитйанам четанас четананам
эко бахунам йо видадхати каман
/Катха Упанишад 2.2.13/

Таковы наши взаимоотношения. Бог тоже личность, как и мы. Нитйанам, четананам. Мы живые существа, Бог тоже живое существо, личность. Но в чём разница? Разница в том, что Бог поддерживает всех, а нас поддерживают. В этом разница. Мы все личности. Например, в семье и отец личность и дети личности. Но в чём разница? Отец поддерживающий. Точно также мы все дети Бога, дети Кришны. Он поддерживающий. Так в чём же наш долг? Быть обязанным. В этом наш долг. Это дхарма. Не так, что вы выдумываете какой-то вид дхармы.

Истинная дхарма – вы стараетесь понять каковы ваши взаимоотношения с Богом и затем действуете соответственно. Тогда ваша жизнь будет совершенной. Поэтому Кришна говорит в Бхагавад-гите,

джанма карма ме дивйам
йо джанати таттватах
/БГ 4.9/

Вы должны понять таттву Кришны, истину. И чем скорее вы поймёте Кришну в истинном свете… Таков истинный критерий. Если вы не поймёте Кришну в истинном свете, а просто поверхностно, то это не является совершенством. Это не совершенное знание (аудио запись прервана)

    …парампара. Тогда ваша жизнь будет совершенной. тйактва дехам пунар джанма. Это совершенство, если вы, оставив это тело, больше не примете материальное тело. Вы вернётесь домой, обратно к Богу в своём духовном теле. Вы получите своё духовное тело. Оно внутри этого тела. Как, например, внутри этого наряда или внутри вашего пальто. Ваше реальное тело находится внутри вашего пальто. Так, это тело подобно пальто, а тонкое тело подобно рубашке. И как джентльмен находится внутри пальто и рубашки, так и истинное тело – духовное тело находится внутри грубого тела и тонкого тела. Если вы сможете выйти из этих грубого и тонкого тел, то вы сможете всё понять и вернуться обратно домой, обратно к Богу.

тйактва дехам пунар джанма наити мам эти каунтейа
/БГ 4.9/

йад гатва на нивартанте тад дхама парамам…
/БГ 15.6/

Всё здесь есть, в Бхагавад-гите. Поэтому мы просим вас - читайте Бхагавад-гиту, постарайтесь понять Бхагавад-гиту как она есть. Не интерпретируйте её по-дурацки. Здесь всё ясно, нет нужды интерпретировать. Глупые люди без необходимости интерпретируют её. Здесь всё ясно. Разве трудно понять, когда Кришна говорит,

ман-мана бхава мад-бхакто
мад-йаджи мам намаскуру
/БГ 18.65/

Но один учёный говорил: «Не личности Кришне». Кришна говорит: «Стань Моим преданным», а учёный говорит: «Не Кришне». Такие вот интерпретации. И это продолжается, просто вводят людей в заблуждение. Возьмите «Бхагавад-гиту как она есть» и постарайтесь…

 

Приложение.

Темы, раскрытые в этой лекции:

1. Как обрести полное умиротворении.
2. Критерий истинности религии.
3. Философия ачинтья бхеда абхеда таттва.
4. Воду – под корень, пищу – в желудок, а любовь – Кришне.
5. Как мы получаем следующее тело.
6. В материальном мире нет свободы. Это тюрьма.
7. Важность парампары. Кто может стать гуру.
8. Миссия Движения сознания Кришы.
9. Бхагавад-гиту надо принимать как она есть, без интерпретаций.

 
Лекцию транскрибировала
ученица РНС
Шобха Радхика даси
Пермь, Россия

1 января 2012 г.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |