| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 1.3.1
(14 ноября 1972, Вриндаван)

сута увача
джагрихе
паурушам рупам бхагаван махад-адибхих
самбхутам
шодаша-калам адау лока-сисрикшайа
/ШБ 1.3.1/

Перевод: "Сута сказал: В начале сотворения материального мира Господь распространил Себя сначала во вселенскую форму воплощения пуруши и проявил все элементы материального творения. Tаким образом, в первую очередь были созданы шестнадцать начал материальной деятельности. Это было сделано с целью сотворения материальной Вселенной".

Шрила Прабхупада:
джагрихе паурушам рупам
бхагаван махад-адибхих
самбхутам шодаша-калам

адау лока-сисрикшайа

Итак, адау, в начале, лока-сисрикшайа, для создания космоса, джагрихе паурушам рупам, личность, для творения требуется личность. Не из безличного. Современные ученые, их теория создания: «Был какой-то кусок материи», или что-то подобное этому. Что они говорят? Каково было начало творения?

Хайягрива Прабху?
Хайягрива: О, одна теория, это то, что масса взорвалась, и все эти вселенные вышли из этого взрыва.  Другая, это то, что вселенная это твёрдая статичная вселенная, которая вечно существует и возобновляет себя. Такие две теории. Одна называется «Теория большого взрыва», и другая называется «Теория твёрдого тела», «Покоящегося состояния, Состояния покоя».

Шрила Прабхупада: Как бы там ни было…

Хайягрива: В любом случае там что-то было.

Прабхупада: Да?

Хайягрива: В любом случае, там было что-то в самом начале, что они не могут объяснить.

Шрила Прабхупада: Но здесь мы находим это достаточно логичным. Т.к. всё происходит из личности. джагрихе паурушам рупам. Рупам, формы. Это происходит не из безличного. джагрихе паурушам рупам.

Итак, мы не теоретизируем. Мы принимаем утверждение Вед.  Это наш процесс знания. Да? Нисходящий процесс. Мы принимаем знания от вышестоящих. Конечно, учёные также говорят, что они принимают от авторитетов, но изначально, как объяснил Хайягрива Прабху, не кажется, что их знание было принято от авторитетов. Это теория. Теория, человек может выдвинуть свою теорию и существует так много теорий. Но мы не принимаем теории. Мы хотим серьёзных фактов.

Серьёзные факты создаёт Господь. В Библии также говорится, что Бог сказал: «Да будет творение». Итак, это происходит от личности. Здесь мы также находим то, что творение произошло от личности. В В Ведах говорится

са аикшата
/Айтарея-упанишад 1.1.1 - 2/

Са аикшата. Аикшата, "Благодаря взгляду, Он взглянул. Бог посмотрел, и Он создал». Ссылка на личность. Мы также видим из нашего опыта, что где бы что-то ни создавалось, или творилось, мы не видим чтобы автоматически какая-то материя проявлялась. У нас нет такого опыта. Где бы что-то создавалось или производилось, за этим стоит личность.

Итак, это не очень хорошая теория, что из какого-то куска, или какая-то материя взорвалась, и сразу стала существовать вселенная. Это не очень хорошая теория. Но это хорошая:

джагрихе паурушам рупам

Этот паурушам, Маха-Вишну, Гарбходакашайи Вишну, и Кширодакашайи Вишну, Они являются экспансиями Кришны.

адвайтам ачйутам анадим ананта-рупам
/Брахма-самхита 5.33/

Он нисходит, он распространяет Себя в различные инкарнации. Теперь, за творение, ответственны эти три личности.  Всегда личность. Гарбходакашайи Вишну, личность; Кширодакашайи Вишну, личность; и Каранарнава-джала, Каранарнавашайи Вишну, личность. И Каранарнавашайи Вишну, Маха-Вишну, Он также экспансия Санкаршаны. И Санкаршана это экспансия Баладевы;  Баладева это экспансия Кришны. Поэтому Кришна становится источником.

ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда-виграхах
/Брахма-самхита 5.1/

У Него нет начала, но Он является началом. анадир адир. У Него нет начала, но Он является началом творения. анадир адир говиндах сарва-карана-каранам.

Итак, махат-таттва, совокупная материальная энергия, и шесть, пять элементов, 16, 16, шодаша-калам.  Что это за элементы? Эти 5 элементов, в частности: земля, вода, огонь, воздух и объекты чувств и духовная душа. Таким образом 16. И из 16 они расширяются до 24. Это объяснение Ведического творения. Шодаша-калам. Читай комментарий.

Прадьюмна: Комментарий: "В Бхагавад-гите сказано, что Личность Бога Шри Кришна поддерживает материальные вселенные, распространяя Себя в Свои полные экспансии. Форма пуруши, о которой говорится здесь, подтверждает этот принцип. Изначальная Личность Бога Васудева, то есть Господь Кришна, известный как сын царя Васудевы или царя Нанды, исполнен всех богатств, всего могущества, всей славы, всей красоты, всего знания и всего отречения. Частично Его достояния проявляются в виде безличного Брахмана, а частично - как Параматма. Форма пуруши той же самой Личности Бога Шри Кршны, о которой говорится здесь, - изначальное проявление Господа как Параматмы. В материальном творении существуют три формы пуруши, и первая из них - данная форма, Каранодакашайи Вишну. Две другие Его формы - Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну, и мы поочередно рассмотрим их. Бесчисленные вселенные появляются из пор на коже Каранодакашайи Вишну, и в каждую вселенную Господь...".

Шрила Прабхупада: Это объясняется в Брахма-самхите.

йасйаика-нишвасита-калам атхаваламбйа
дживанти лома-виладжа джагад-анта-натхах
/Брахма-самхита 5.48/

Маха-Вишну. Из пор кожи Маха-Вишну происходят маленькие частички-вселенные. Всё  естественным образом, сначала очень маленькая частичка, затем она растет. Всё что бы вы ни взяли. Также, как наше тело. Маленькая частичка, душа, которая измеряется как одна десятитысячная часть кончика волоса, тогда её помещают во чрево матери мужчина, тогда тело растет. Это семя.

ахам биджа-прадах пита
/БГ 14.4/

Кришна говорит, что "Я отец дающий семя".
Также как здесь, мы практически видим, семя мужчины вводится в чрево женщины, и, т.к. живое существо очень мало, одна десятитысячная часть кончика волоса, находится там, т.к. живое существо находится там, поэтому тело растёт. До тех пор пока там не будет живого существа, беременности не будет. Как только живое существо находится там, тело растёт. И это называется беременность. Каждый день растёт. Мать может понять что оно растёт. Подобным образом, без того, чтобы духовная душа вошла в материю, нет возможности творения. В Бхагават-Гите также сказано: виштабхйахам экамшена

атха ва бахунаитена  ким джнатена таварджуна
виштабхйахам идам кртснам  экамшена стхито джагат
/БГ 10.42/

Так как Я вошел в эту вселенную моей полной частью, поэтому она существует. Это объясняется в Бхагават-Гите.

Итак, без соприкосновения с духом, нет вопроса того, чтобы материя действовала или расширялась или росла. Это не возможно. Итак,  в семени любого дерева, т.к. это живое существо, поэтому оно вырастает в большое дерево. Каждое дерево, они также живые существа, в другой форме. Итак, здесь тоже творение. Без Верховного живого существа, которое входит в махат-таттву, нет возможности творения. Продолжай.

Прадьюмна: " и в каждую вселенную Господь входит как Гарбходакашайи Вишну. В "Бхагавад-гите" также говорится, что материальный мир через определенные периоды времени создается и вновь разрушается. Созидание и разрушение происходят по высшей воле ради обусловленных душ, живых существ, которые называются нитйа-баддхи. Нитйа-баддхи, то есть вечно обусловленные души, обладают чувством индивидуальности или.."

Шрила Прабхупада: (Хинди) Хмм? Да.

Прадьюмна: "...или аханкарой, побуждающим их доставлять наслаждение своим чувствам, хотя по своей изначальной природе они не являются наслаждающимися. Господь - единственный наслаждающийся, а все остальные - объекты наслаждения. Живые существа - подчиненные наслаждающиеся, однако, забывая об этом своём изначальном положении, вечно обусловленные души жаждут наслаждений. В материальном мире обусловленным душам предоставляется возможность наслаждаться материей, но вместе с этим им дается шанс осознать своё истинное изначальное положение. Удачливые живые существа, которые постигли истину и, прожив много жизней в материальном мире, предались лотосным стопам Васудевы, присоединяются к вечно свободным душам, получая таким образом возможность войти в царство Бога. После этого таким удачливым живым существам уже не нужно возвращаться в преходящее материальное мироздание. Но те, кому не удалось постичь эту изначальную истину, во время уничтожения материального творения вновь погружаются в махаттаттву....".

Шрила Прабхупада: Итак мы можем очень легко понять на примере нашего собственного тела. Это тело, как мы, духовная душа входим в это тело,  продолжается существование тела.

джанмади йасйа йатаха
/ШБ 1.1.1/

Итак, тело не создано с самого начала. Потому что живое существо входит в тело, поэтому тело создается. Подобным образом, это гигантское тело не может появиться автоматически. Это не очень хорошая теория. Нет примера подобному. Пока там не будет живого существа, это тело… Мы получаем этот опыт – оно не растёт. Если ребенок рождается мертвым, то его тело не растёт. Поэтому можно заключить, что там есть нечто. Если мы даже не принимаем духовную душу, там должно быть что-то, и из-за присутствия этого нечто, тело растёт.

Подобным образом, возьмите это гигантское тело вселенной. До тех пор, пока там не будет чего-то подобного, как у нас в теле, как может существовать эта гигантская вселенная? Это здравый смысл. Мы не увидим, чтобы материя росла автоматически. Нет. Дерево растёт, каждый день растут новые листья, новые веточки, новые цветы. Т.к. это живое существо находится в дереве. Срубите дерево и выбросьте его. Роста больше не будет. Оно засохнет. Оно засохнет. Поэтому заключение таково, как говорится здесь, джагрихе паурушам рупам. Итак, это Верховная Личность Бога. Он после этого вошел в материю, иначе возможность творения отсутствует. Иначе возможность творения отсутствует… Продолжай.

Прадьюмна: "Когда начинается новый цикл творения, махат-таттва снова высвобождается".

Шрила Прабхупада: Ещё один момент это то, что это материальное творение,  оно не существует вечно. Оно начинает существовать, и снова оно закончится, уничтожение. В точности как наше тело. Также как это тело, мы обрели это тело в определенный момент, и оно должно быть уничтожено в определенное время.

Подобным образом, эта гигантская космология, материальное проявление, оно имеет дату создания, и оно, живет какое то время. У всего материального есть 6 изменений. Сначала, рождение, живёт некоторое время, затем растет, потому производит побочные продукты, и затем увядает, и затем умирает. В точности как наше тело. Также как наше тело рождается в определенный момент, затем растет, оно живет, производит побочные продукты. Затем оно становится старым, увядает. И тогда в один день, с ним покончено. Это называется сад-викара, 6 изменений. 6 изменений.
Подобным образом, существует также 6 изменений этого материального мира, так как это также материальный продукт. Также как вы и я входим в наши тела, подобным образом

виштабхйахам
/БГ 10.42/

Кришна говорит, что Он входит в это материальный мир. Поэтому происходит творение, он растёт, производит так много побочных продуктов, и потом снова будет уничтожение. Говорится, что во время уничтожения, сначала не будет дождей в течение 100 лет. Поэтому всё высохнет и умрёт, практически из-за постоянного солнечного света. И говорится, что солнечный свет будет очень, очень сильным. В 12 раз более сильный. Поэтому всё сгорит, поглотится огнём. Тогда будет дождь. Как у нас есть опыт, после чрезмерной жары, появляется облако и дождь, и потом будет дождь, и всё будет поглощено водой, и вода будет испаряться. Таким образом, материальный мир, космическое проявление перестанет существовать. И снова будет творение, махат-таттва.

бхутва бхутва пралийате
/БГ 8.19/

Об этом говорится в Бхагават-Гите. Это материальный мир проявляется существует какое-то время, и затем снова уничтожается.

Но существует другой мир. Это называется духовный мир.

парас тасмат ту бхаво 'нйо
/БГ 8.20/

Он санатана. Он вечен. И Бог, или Кришна, вечен. Мы также вечны. Это утверждается во многих местах.

джива- санатанах, джива-локе санатанах
/БГ 15.7/

И Кришна также объясняет его как Санатана в 11 главе. И существует другой мир, который также санатана:

парас тасмат ту бхаво 'нйо  'вйакто 'вйактат санатанах
/БГ 8.20/

Итак,  Кришна это санатана, мир - санатана, мы - санатана. Поэтому мы должны встретиться вместе. И процесс, который помогает нам отправиться домой к Богу, и оставаться в Санатана месте, вместе в Санатана Господом, это называется санатана-дхарма. Санатана-дхарма не значит, что какая-то определённая группа людей имеет опредёленную одежду или волосы. Нет. Санатана-дхарма предназначена для всех живых существ. Они гниют в этом материальном мире, повторяющиеся рождения и смерть. Это асанатана.

Итак, каждое живое существо должно получить образование, чтобы принять эту санатану-дхарму, как мы можем отправиться обратно, назад к Богу. Это движение сознания Кришны.
Итак, санатана-дхарма не предназначена для какого-то определенного класса людей. Она предназначена для всех живых существ.

К сожалению, Хинду дхарма, или санатана-дхарма, они определили. Как будто у других нет права войти в санатану-дхарму. Нет. Это не правда. Суть в том, что живое существо это санатана. И процесс, благодаря котрому живое существо переносится в санатана-дхарму, место санатана, это называется санатана-дхарма. Санатана-дхарма неправильно понимают. Также как в Индии, существует класс людей, которые называют себя: «Мы санатанисты». Все должны быть санатинисты. Санатана-дхарма не предназначена для определённого типа людей или страны или общества. Санатана-дхарма значит что это предназначено для всех живых существ.

Настоящее занятие для живого существа называется санатана-дхарма. Дхарма значит не религия. Дхарма значит естественное свойство. Это дхарма. Мы не имеем в виду под дхармой определённый вид веры. Нет.

Вера или отсутствие веры, качества должны присутствовать.

Также как соль. У неё определённый вкус. Поэтому нравится она вам или нет, вкус у неё присутствует.   Если вы думаете, что «Я имею такую веру, что соль должна быть сладкой», нет. Этого не может быть. Вы можете иметь веру. Вы можете создать веру в то, что у соли сладкий вкус. Но это не является фактом. Подобным образом, если вы скажете, «У меня есть вера в то, что сахар острый на вкус». Нет. Этого не может быть. У сахара определённый вкус. И он будет таким оставаться. Вы можете верить в это или не верить. Это не зависит от этого. И вера означает, что вы верите, что вы можете поменять её. Поэтому дхарма, в точности слово дхарма, отличается от определения словаря. Словарь английского языка: «тип веры. Религия означает тип веры». Мы не имеем это в виду.

Поэтому Кришна говорит:
сарва-дхарман паритйаджйа  мам экам шаранам враджа
/БГ 18.66/

Это означает, что вы должны отбросить так называемую веру. Это вера: «Я индус», «я мусульманин», «я христианин». Или «я то», «я это». Такой вид веры. Вы не индус, не мусульманин, не христианин, вы слуга Кришны. Это истинная характеристика. Будь вы индусом или мусульманином или христианином, но настоящее занятие всех - это служить. Это не потому, что я индус, я не служу. Или потому что кто-то христианин, он не служит. Нет. Все служат. Но он служит майе. Он служит кама, кродха, лобха, матсарйа. Он служит. В материальных условиях мы служим нашим прихотям, каме. Иногда я становлюсь злым и я служу своей злости – я бью других. Это означает, что я служу гневу. Я служу своему вожделению. Я служу своей жадности.

Поэтому, вместо того, чтобы стать слугой Кришны, мы стали слугами этих наших врагов. Практически они являются врагами

кама эша кродха эша раджо-гуна-самудбхавах
/БГ 3.37/

Или другими словами, мы являемся слугами трёх материальных гун природы. Но мы слуги. Этого мы не можем отрицать. Итак, всё движение сознания Кришны таково, что вместо того, чтобы становиться слугой этих трёх гун природы, вы становитесь слугой Кришны. Это ваше изначальное положение. Вы не можете оставить ваше положение как слуги. Есть такая бенгальская поговорка: шейки. сварга гела дан банже. Значит эта шейки машина, деревянная машина, которая… Машина для молотьбы. Если вы отправите её на небеса, чем она там будет заниматься. Тем же делом. Это не значит, что шейки, когда она возвышается на небеса, она может стать душой или чем-либо другим. Нет.

Подобным образом, мы живые существа, у нас есть желание наслаждаться этим материальным миром, но наше положение это слуга. Мы не поменяли наше положение. Мы восстали против служения Кришне.  Хорошо, но каково ваше положение здесь, в материальном мире? Это также положение слуги. Как я сказал профессору Котовскому, «Ваш коммунизм, какая разница между вашим коммунизмом и движением сознанием Кришны? Вы избрали Ленина вашим лидером или учителем, а мы избрали Кришну нашим господином, учителем. Поэтому где принципиальная разница»? Профессор не мог ответить.

Итак, профессор не мог ответить, но он был впечатлен, что на самом деле, каково значение коммунизма? Вы просто меняете, меняете господина. И это все. И это происходит. Все политические лидеры, они переходят от одного политического лидера к другому. И он использует. И это всё. Всё это лживая пропаганда. И эти негодяи отдают за него голоса, и он снова остаётся тем же слугой. И это все.
Есть такая бенгальская песня

табе кали томара баша саба бале ке каре апанара карма пхала йади пхалеби амара

Если я остаюсь тем же слугой, то зачем мне голосовать за вас? Вы не можете сделать из меня господина. Но мое желание таково, что я хочу стать господином. Это называется иллюзия. Я не могу стать господином. Я должен оставаться слугой. Я льщу какому-то человеку: «Пожалуйста, сделайте меня господином». Это моё положение. Эта политическая партия, та политическая партия.

Поэтому здравый человек, тот у которого есть хорошие мозги, су-медхас... су-медхас и алпа-медхас. Медхас значит субстанция мозга. су-медхасах. Существует слово,  су-медхасах. Они...Да.

йаджнаих санкиртана-прайаир йаджанти хи су-медхасах
/ШБ 11.5.32/

Су-медхасах. И есть другое слово: алпа-медхасах.
антават ту пхалам тешам  тад бхаватй алпа-медхасам
/БГ 7.23/

су-медхасах  значит хорошие мозги, и алпа-медхасам значит негодяй, мало мозгов. Иногда мы говорим, ругаем, что «Твой мозг, твой череп наполнен коровьим навозом. Там нет мозгов». Те, чьи мозги наполнены коровьим навозом, они хотят эксплуатировать этот материальный мир. Это невозможно. Это невозможно. Только под определенным предлогом, что «Эта политическая партии даст вам лучше шанс для эксплуатации». Но вы не можете этого сделать. Это невозможно. Это называется майя. Иллюзия, я думаю, «если я добьюсь определённого прогресса»… Мы видим, в Америке, они увеличивают количество автомобилей и дорога становится проблемой. Один пролет над другим пролетом, еще один, еще один. Строительство пролетов идёт постоянно. Не правда ли? И это называется развитие. Негодяи не знают, что «я просто тружусь, тружусь, тружусь. Где конец этому труду»? Нет. Вы не можете этого остановить. Ваш прогресс означает то, что вы просто тяжело трудитесь. И из-за того, что вы в иллюзии, трудясь тяжело, вы думаете, что это прогресс, счастье. И это всё. Это называется майя. Он работает как осёл. Осёл, осёл, осёл работает целый день и всю ночь для прачки за пучок травы. Но осёл, почему его называют ослом? Он может, осёл может получить траву везде, но он, для этого он трудится очень тяжело для прачки. Поэтому он осел. У него нет понимания, что «Почему я должен работать на этого прачку так тяжело? Я могу достать пучок травы везде». Но он будет работать. Итак, политический осёл, семейный осёл, осёл -  лидер общины. Итак… Все ослы, мудхах.

на мам прападйанте  мудхах
/БГ 7.15/

Все ослы. Они не предадутся Кришне, чтобы обрести облегчение. Они будут трудиться как осёл. Поэтому Кришна говорит, на мам душкритино мудхахпрападйанте нарадхамах. У них нет мозгов, алпа-медхасам. Нет вещества мозга. Наполнены коровьим навозом. И те, у кого есть настоящий мозг, тогда, для них рекомендуется санкиртана-прайаир, йаджнаих санкиртана-прайаир  йаджанти хи су-медхасах.

кршна-варнам твишакршнам
сангопангастра-паршадам
йаджнаих санкиртана-прайаир
йаджанти хи су-медхасах
/ШБ 11.5.32/

Тот, у кого есть мозги, он воспримет Чайтанью Махапрабху. кршна-варнам, постоянно повторяй  Харе Кришна мантру. сангопангастра-паршадам. И просто благодаря повторению Харе Кришна. Это вещество в голове. Все остальное коровий навоз.

Большое спасибо.

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |