| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 1.5.12-13
(6 июня 1969 года, Нью-Вриндаван, Западная Вирджиния)

Шрила Прабхупада:

шри-чаитанйа-мано-'бхиштам
стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам
дадати сва-падантикам

хе кршна каруна-синдхо
дина-бандхо джагат-пате
гопеша гопика-канта
радха-канта намо 'сту те

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

наишкармйам апй ачйута-бхава-варджитам
на шобхате джна(гйа)нам алам ниранджанам
кутах пунах шашвад абхадрам ишваре
на чарпитам карма йад апй акаранам

/ШБ 1.5.12/

Итак, Вьясадев описывает разного рода литературу. Он объяснил, что любая литература, как бы замечательна она не была написана, с риторической точки зрения, или с точки зрения поэзии, метафоры, грамматики. Но если она не даёт информации о Абсолютной Истине, такая литература бесполезна. И не один святой человек, они отвернутся от неё. Как например, лебеди не любят находиться в местах скопления ворон. Между воронами и лебедями есть различие. Даже в царстве птиц. Или в царстве животных. Это всегда можно наблюдать. Разные виды птиц и зверей. Они живут вместе.
Точно также святые, находящиеся в сознании Кришны, их вкус отличается от вкуса людей, подобных воронам. Вороны интересуются

чарвита-чарвананам
/ШБ. 7.5.30/

Прахлада махарадж говорит пережёвывание жёваного. Это уже было кем-то пережёвано. Если кто-то хочет попытаться ещё раз это сделать, он думает: Посмотрим, каково это на вкус; - то это бесполезный труд. Материальный мир движется по принципу пережёвывания пережёванного. Например, человек может преуспевать в бизнесе, он может заработать много денег, и - чувственное наслаждение. Но он не удовлетворён. Но, всё же, он побуждает своих сыновей и внуков делать то же самое. Он получил опыт, что таким образом жизнь не приносит много наслаждений. Я не удовлетворён. Но, тем не менее, зачем я занимаю своих сыновей и внуков тем же делом. Жевание пережёванного. Но люди делают это, потому что у них нет лучшей информации.

И Прахлада махарадж советует своему атеистическому отцу. Он говорил, когда его отец спросил у него: Мой дорогой мальчик, откуда к тебе пришли все эти идеи? Он был совершенным преданным, а его отец был совершенным атеистом. Он сказал: Этого невозможно набраться, не получив благосклонность чистого преданного.

Ангрии означает лотосные стопы. Никто не проявляет интереса к лотосным стопам Верховной Личности Бога. Потому что, чтобы заинтересоваться лотосными стопами Верховной Личности Бога, это означает быть освобождённым. Анартха.

Анартха означает бесполезный. Мы создаём бесполезные потребности жизни, и запутываемся. Такова материальная жизнь. Но, если человек становится сознающим Кришну, если он интересуется Кришной, тогда для него это становится безвкусным. Какой смысл? – спрашивает он. Как например, наши брамачари, наши преданные. Они могут лежать прямо на земле. Им не нужно никаких мягких постелей и подушек. Потому что их жизнь так сформирована. Они считают, что: Мне нужно отдохнуть, хорошо. Так или иначе, зачем я должен беспокоиться этим? И это признак продвинутости в сознании Кришны. Сознание Кришны означает

бхактих парешанубхаво вирактир анйатра сйат
/ШБ 11.2.42/

Не имеющие вкуса к сознанию Кришны пытаются обрести счастье, бессмысленно увеличивая материальные потребности. Потому что у них нет другой информации. Но как только человек занимается преданным служением Кришне, парешана бхути, он наслаждается трансцендентным наслаждением. И в результате чьё-то глупое наслаждение для него не представляет никакой важности. Таков тест.

Преданный не может проявлять равный интерес к материальным наслаждениям, и трансцендентным наслаждениям. Нет. виракти. Бхагават-Гита также говорит, что

парам дрштва нивартате
/БГ 2.59/

Как например, в больнице, больной человек вынужден не принимать определённую пищу. У него есть желание, у него есть желание принимать эту пищу. Например, больной тифом. Он страдает от тифа, и доктор говорит ему: ты не должен принимать никакой твёрдой пищи. Может быть немного жидкой пищи можешь принимать. Но у него есть желание принимать твёрдую пищу. Доктор попросил меня не принимать эту пищу. Ну хорошо, что можно поделать. Но у него есть всё-таки желание.

Но преданный, его не нужно заставлять. Как например, врач просит – не делать этого. И он автоматически это делает, - почему? парам дрштва нивартате. Он видел или попробовал что-то лучшее. Что он уже не променяет никогда ни на какие вещи, вкус которых отвратителен. Это бхакти паришану. Это означает когда мы теряем вкус к таким отвратительным вещам.

Мы можем понять, что мы продвигаемся в сознании Кришны. Вы можете сами протестировать себя. Вам не нужно спрашивать никого – как ты думаешь, продвигаюсь ли я в сознании Кришны? Вы можете понять сами.

Точно также, если вы голодны, если вы кушаете, вы знаете, что кушая, вы чувствуете, насколько ваш голод удовлетворяется. Как силы приходят к вам. Наслаждение, счастье приходят к вам. Вам не нужно никого спрашивать.
Точно также если кто-то продвигается в своём сознании Кришны, то он может проверить это. По тому, насколько он проявляет безразличие к материальным наслаждениям. Таков тест.

Как например, Ямуначарья. Он был императором. Он был императором, его уровень жизни был очень, очень высоким. Уровень жизни, материальный уровень жизни означает безудержное наслаждение вином и женщинами. Таков стандарт. И он был привязан ко всем этим привычкам. Он был царём. По его указанию всё делалось для него. И если человек богат, то 3-4 вещи всегда будут доступны для него, следует лишь пошевелить пальцем.

Это вино, женщины, золото, и азартные игры. Да.
Поэтому как раз в эти места, Парикшит махарадж позволил поселиться Кали.

Поэтому человек, желающий развиваться в сознании Кришны, он должен остерегаться этого. И Ямуначарья, он должен остерегаться этого. И Ямуначарья, позднее, когда он стал великим преданным, он стал духовным учителем Рамануджа ачарьи. Он стал великим преданным Ямуначарьи в вайшнавской Шри сампрадайе. И он пишет: Мы можем понять, кто такой ачарья на практике. В своей прошлой жизни он был очень изощрённым. Но он говорит: С тех пор, как я принял сознание Кришны, я наслаждаюсь каждый день всё новым и новым трансцендентным наслаждением, продвинувшись в этой науке. В результате тада вади. С того дня, поскольку он привык уже общаться с женщинами очень тесно. Он говорит, что теперь просто думая об общении с женщинами. Это означает половая жизнь. И теперь он говорит: Я просто ненавижу, моё лицо кривится в отвращении. Что за глупости? Чем я занимался?

Итак, бхакти. Можно проверить. Таков тест сознания Кришны. Чем больше вы продвигаетесь, тем меньше вы проявляете интереса к материальным наслаждениям.

Итак, обычная литература наполнена всем этим. Грамйа катхой. Поведению женщин и мужчин. Это всё считается замечательной литературой. Герой, героини. Но святые люди не проявляют никакого интереса к этому. Итак, Нарада советует Вьясадеве. Ты написал Махабхарату, это всё хорошо. Это великий эпос, история. Но большей частью история означает обычные взаимоотношения между мирскими людьми. Какое благо люди получат от этого? Никакой святой человек не заинтересуется этим. На самом деле Махабхарата написана Вьясадевой, для того, чтобы дать Ведические наставления малоразумным людям. Он дал, он во введении написал

стри-шудра-двиджабандхунам
трайи на шрути-гочара
/ШБ 1.4.25/

Ведическое знание очень труднодоступно для понимания этих классов людей. Мужчин и женщин, стри-шудра. Класс шудр, класс женщин. Шудры, двиджа бандху. двиджа бандху означает рождённые в высокопоставленной семье браманы кшатрии вайшьи, но их поведение не соответствует. Они ведут себя как шудры. Они не могут понять веды, поэтому и накладывается ограничение. Что шудры не могут читать веды. Им не разрешается это делать.

Поэтому была написана Махабхарата Вьясадевой, но Нарада говорит, что такая литература не привлечёт святых преданных. Напиши что-то для удовлетворения святых преданных. И он дал наставление, что даже если такая литература написана на неправильном с точки зрения грамматики, поэзии, риторики. Неправильном, с ошибками. Но поскольку это литература наполнена прославлением Верховного Господа, святые принимают её, слушают её, и повторяют её. И затем он говорит:

наишкармйам апй ачйута-бхава-варджитам
/ШБ 1.5.12/

ачйута означает Кришна. Имя Кришны это Ачьюта. В Бхагават-Гите Арджуна говорит Кришне,

сенайор убхайор мадхйе  ратхам стхапайа ме 'чйута
/БГ 1.21-22/

Он обращается к Кришне как к Ачуйте. Ачуйта означает не. Ачуйта означает падать. Итак, Бог никогда не падает. Поэтому имя Бога это Ачуйта. Философ-майавади говорит что Бог стал человеком, запутавшись в Майе, попав под влияние иллюзии. Но Бог – Ачйута. Бог никогда не падает. Как же тогда понимать это слово Ачуйта? Если Бог падает, если Майя начинает влиять на Него, тогда Майя более велика, чем Бог. Тогда каким образом Бог может быть великим? Такова ошибка в их аргументе. Они говорят: Я Бог. Теперь я попал под влияние Майи. И как только Майя рассеется, я снова стану Богом. Но они не могут ответить на следующий вопрос: Почему, раз вы Бог, почему вы попадаете под влияние Майи? Почему вы падаете? На этот вопрос не даётся ответа, потому что Бог велик. Ачуйта, он никогда не падает. Каким же образом он может упасть? Если Майя воздействует на Него, значит Майя более велика, чем Бог? Не Бог велик?

В любом случае, Вьясадев, Нарада говорит ему, что даже гайнам ниранджанам. Ниранджана означает. Анджана означает бальзам. Или обозначение. Что-то покрывающее. Итак, ниранджанам. Если человек поднимается в знании, то он освобождается от этих обозначений в жизни. Наша материальная жизнь это жизнь анджана. Жизнь полна обозначений. Анджана. Как например, мы украшаем.

Мне кажется, я написал одну статью в  журнале "BackTo Godhead" в Индии, которая называется «Украшение мёртвого тела». Материальная квалификация означает украшение на мёртвом теле. На самом деле тело мертво. Но есть определённые категории людей, которые хотят украшать это мёртвое тело. В Индии до сих пор следуют этому обычаю среди низких людей, низкого класса. Когда родственник умирает, я слышал, что здесь также они это делают, они очень красиво украшают мёртвое тело. Здесь тоже делают это самое?
Преданный: Да.

Шрила Прабхупада: Итак, шастра говорит: Какой смысл в таком украшении? Какое благо мертвец получит от этого? Предположим, вы наводите ему улыбку на лице. Но, улыбается ли он на самом деле? Точно также, в Индии, люди из класса сапожников, башмачников. При жизни они одеваются в обноски и лохмотья. Не тратя лишние деньги. Но после смерти они покупают дорогой вельвет и покрывают тело, и очень красиво украшают его, и нанимают музыкантов, которые идут за мёртвым телом. Может быть это доставляет наслаждение родственникам.
Как например, если тело украшено красиво, сыновья этого мертвеца, они могут смотреть на отца и думать: О, мой отец улыбается. Но на самом деле они не знают, что его отец уже умер. Понимаете?

Итак, материальная цивилизация подобна украшению мёртвого тела. Это тело – мёртвое, и это факт. Пока там находится душа, оно действует, двигается. Например, ваше пальто. Оно мёртвое. Но до тех пор, пока оно находится на вашем теле, оно кажется двигающимся. Пальто двигается. Но если кого-то это очень удивляет: О! посмотрите, как замечательно оно двигается. (смеются). Он не понимает, что пальто не может двигаться. Пальто мёртвое. Но поскольку человек одел на себя это пальто, поэтому кажется, что пальто двигается. Эти штаны двигаются, или башмаки идут или шапка. Но также это тело мёртвое. Уже заранее предопределено, сколько будет жить это тело. Это называется продолжительность жизни. Но люди заинтересованы только в этом временном, мёртвом теле. Также как эти башмачники украшают мертвеца.

апранасйаива
/Хари-бхакти-сукходайа 3.11/

апранасйаива означает смерть. Это очень приятно родственникам, только и всего, - все эти украшения. Точно также получить освобождение. Ниранджанам. Означает выбраться из этого так называемого украшения мёртвого тела. Для этого человеку требуется получить знание.

Итак, Нарада говорит:

наишкармйам апй ачйута-бхава-варджитам
на шобхате джна(гйа)нам алам ниранджанам
/ШБ 1.5.12/

Он говорит, что даже если человек преуспел в знании, которое ведёт к освобождению, но даже если это знание не упоминает об Ачйуте, ачйута-бхава означает бхакти, это ачйута-бхава.

Как например, здесь, в этом храме есть ачйута-бхава. Ачйута-бхава означает сознание Кришны. Может быть, по соседству есть другая комната, но разница между этой комнатой и этой комнатой, что здесь атмосфера наполнена ачйута-бхавой сознанием Кришны. Другая комната совсем не такая.

Точно также Нарада говорит: Даже очень возвышенные беседы, ведущиеся в знании о том, как выбраться, избавиться, от этого украшенного тела, подняться до уровня самоосознания, духовного осознания. Но если не упоминается об ачйута-бхава-варджитам не упоминается о сознании Кришны, Вьясадева говорит, Нарада говорит на шобхате. Это не очень хорошо. Поэтому преданные не проявляют большого интереса к сухим философским размышлениям, потому что там нет  ачйута-бхавы. Нет сознания Кришны. Всё это описывается как вак-чатурйам. Жонглёрство словами. Философские измышления майавади. Они называются. Это должно быть ачйута. У нас есть достаточно философии.

Но мы прибавляем к этому сознание Кришны. В этом разница между философией майавады и нашей философией. Мы также обсуждаем Бхагаватам. Он наполнен философией, каждой строчкой. Практической философией. Но. Также есть ачйута-бхава. Сознание Кришны. Такова красота. Бхагават-Гита полна философии, но Кришна поставлен в центр. Это философия не сухая.

Другие философии, это просто сухие философии, потому что там нет Кришны. Например, в философии Будды, или философии Майявады, или в философии Джайнов, - это просто философствование. Сухое философствование, нет сознания Бога, нет сознания Кришны. И здесь это отрицается, осуждается. Это не выглядит очень хорошо. Это не философия первого класса.

кутах пунах шашвад абхадрам ишваре
на чарпитам карма йад апй акаранам
/ШБ 1.5.12/

Что уже тогда говорить о карми? Философы лучше, чем карми. Потому что они ищут что-то. Они делают исследования, собирают знание. Но карми черпают наслаждение как животные. Они описываются в Бхагават-Гите как мудха. Мудха. Мудха означает осёл. Карми сравнивают с ослами. Работать круглый день. Вьючное животное. Без необходимости на них нагружают, им на спину нагружают столько работы. У них нет никакого интереса ни к чему больше. Ни к философии, ни к Кришне. Просто тяжёлая работа. Какие-то деньги. И наслаждение. Сном едой сексом. Ешь, пей, женись, и наслаждайся. Их называют карми.

Итак, Нарада говорит, что даже великие философы, пытающиеся подняться на уровень самоосознания. Если эта философия ачйута-бхава-варджитам
без сознания Кришны – это философия не очень хороша.

Философия должна вести к поиску Кришны, это философия. Как говорится в Бхагават-Гите:

ахам эва ведйо
/БГ 15.15/

Ради чего, что ищет Ведическое знание? Кришна говорит: Оно направлено на поиски Меня. ахам эва ведйо Я конечная цель понимания. В другом месте Кришна говорит в Бхагават-Гите:

бахунам джанманам анте джнанаван мам прападйате
/БГ 7.19/

Настоящие философы, по-настоящему мудрые, обредшие мудрость после многих, многих рождений, после многих жизней, проведённых в исследовании. Исследование это очень хорошо. Цель, конечная цель этих исследований это Кришна. После многих, многих рождений, если человек обрёл мудрость по-настоящему, он находит Кришну. васудевах сарвам ити.

Он видит, что Васудева, Кришна, есть всё. Но са махатма су-дурлабхах такая великая душа очень редка. Об этом говорит Бхагават-Гита.

Итак, карми. Мудхи. У них нет мудрости. До тех пор, пока человек не достиг мудрости, он не может предаться Кришне. Поэтому Чайтанья-чаритамрита говорит:

кришна йеи бхадже сеи бада чатура

Чатур означает очень разумный. Только человек, разумный человек первого класса в человеческом обществе. Только такие люди могут принять сознание Кришны. Даже люди второго класса, что уже говорить о третьем классе не могут принять сознание Кришны.
Люди третьего класса это карми. Люди второго класса это философы. И люди первого класса это преданные.

Итак, Нарада говорит:
на шобхате джна(гйа)нам алам ниранджанам
кутах пунах шашвад абхадрам ишваре

/ШБ 1.5.12/

Что уж говорить о карми. Вся их жизнь это абхадра. Абхадра означает отвратительна. Как например, когда я зарабатываю деньги, я хочу зарабатывать, скажем миллионы долларов, - я должен составить план. Я должен связаться с теневой экономикой, с тем, с этим и так далее. И если я зарабатываю деньги, то как мне их вложить, чтобы удвоить их количество? И затем, как сохранить их? В какой банк я должен положить мои деньги, чтобы не потерять? Как я буду тратить всё это?

Итак, абхадра. Абхадра означает вся эта процедура от начала до конца отвратительна. Итак, карми полны беспокойств. Как зарабатывать деньги, как тратить их, как их сохранить, как их потратить, как их использовать. Поэтому, говорится, что святые должны избегать денег. Деньги это большая Майя. Как только они приходят, сразу же возникает вопрос как их потратить. Как сделать это, как сделать то, как сделать это, как сделать то.

Итак, Шридхара Свами говорит. Вожделение. Нам необходимы деньги. Чтобы удовлетворять своё вожделение. Итак, это начало. С самого начала до конца – это отвратительно. Поэтому мы должны использовать наши деньги для Ачуйты, для Кришны. Тогда это будет замечательно. В противном случае это просто отвратительно. Как можно использовать деньги для Кришны? Как? Если кто-то говорит: Это те же деньги, как тратить их на сознание Кришны, чем это лучше? Можно задать такой вопрос. Деньги те же самые. Почему вы говорите, что когда мы используем их в деле сознания Кришны это лучше, чем если их не использовать в сознании Кришны. Деньги те же самые.

Но Бхагавата говорит, как она отвечает?
Чекиши там.
Приводится пример. Как например, молоко. Молоко само по себе это очень хорошая пища. Но если вы принимаете больше, то вы заработаете расстройство кишечника. Если вы из жадности выпьете больше молока, то вы будете жаловаться на расстройство кишечника. Да, и затем вы отправитесь к врачу. И он даст вам рецепт. Другой молочный продукт. Что это за продукт? Йогурт. Если вы скажете врачу: Хорошо, я страдаю, я перепил молока, а вы даёте мне ещё один молочный продукт? Как же я могу вылечиться? Нет. Вы вылечитесь.

Точно также этот материальный мир. Его по-разному можно использовать. Как только вы используете его для вашего чувственного наслаждения, вы будете заражаться материальной болезнью. Если вы используете его для сознания Кришны, то он поможет вам возвыситься до уровня освобождения. Как например. Когда вы болеете, если вы снова начнёте принимать молоко, в чистом виде, ваши проблемы с кишечником лишь усилятся. Но если вы принимаете в другой форме, в виде прасадам, или по указанию авторитета специалиста, то тоже самое, тоже наслаждение поднимет вас до уровня освобождения.

Итак, мы без Кришны, философия или карма или гйана, или йога, всё это бесполезно. Нарада говорит, что ты должен написать книги, просто описывающие Ачйуту, или Кришну, Верховную Личность Бога. Он говорит:

атхо маха-бхага бхаван амогха-дрик
шучи-шравах сатйа-рато дхрита-вратах
урукрамасйакхила-бандха-муктайе
самадхинанусмара тад-вичештитам
/ШБ 1.5.13/

Теперь ты самый счастливый человек. Вьясадев не обычный человек. Вы просто посмотрите. Нарада является его духовным учителем. Он не является обычным человеком. И, помимо того, он является воплощением Бога, маха-бхага. атхо маха-бхага бхаван амогха-дрик. Твоё видение чисто от греха.
Потому что он посвятил всю свою жизнь ради того, чтобы представить ведические писания ради блага всего человеческого общества. Они забыли о Боге, о Кришне, я должен помочь им. Поэтому он пытался дать все эти ведические писания. Это обязанность всех преданных дать эти писания. Так, чтобы люди могли извлечь благо из них. Как например, госвами. О них сказано:

нана-шастра-вичаранаика-нипунау сад-дхарма-самстхапакау
локанам хита-каринау три-бхуване манйау шаранйакарау
ванде рупа-санатанау рагху-йугау шри-джива-гопалакау
/Шриниваса Ачарья, Шад-госвами-аштака, 2/

Шестеро госвами посвятили себя литературной деятельности. нана-шастра-вичаранаика. В книгах Рупы госвами вы можете прочесть. Сколько там ссылок. Из Пуран, из Вед, из разных писаний. Они были великими учёными. И это одна из обязанностей. Мы приводили список качеств преданного, и одно из его качеств – это поэтичность. Поэтичность не означает просто писать стихи. Поэтичность означает человек дающий литературу. Преданные должны давать литературу, они естественным образом это делают. Такова природа преданного. Поскольку без литературы как мы можем просветить людей?

Мой гуру махараджа обычно говорил, что этот печатный станок является брихад-мридангой. Брихад означает больший, большего размера. Мриданга большего размера. Мы например, играем на Мриданге. Это мриданга. Её можно услышать в соседнем дворе. Но наша мриданга «Назад к Богу», она раздаётся гораздо дальше. Поэтому этот печатный станок назывался брихад-мриданга.
Он говорил, он очень любил печатный станок. В самом начале жизни он начал с печатного станка. В его жизнеописании приводится, как он начал с этого маленького печатного станка. Итак, издательская деятельность. Литературная деятельность просто необходима, потому что это не сентимент сознания Кришны.

Сознание Кришны не является сантиментом. Это не так, что какие то сентиментальные люди собрались здесь, они танцуют и поют. Нет. У всего этого существует надёжная основа. Это философская основа. Теологическое понимание. Это не просто слепая вера или сентиментальность. Поэтому Нарада даёт Вьясадеве совет: Ты не только удачливая душа, но ты также являешься амогха-дрик. Ты обладаешь совершенным видением, потому что ты освобождён. Наше видение – мы не совершенны. Поэтому, в Ведах говорится:

ану шринйат ануварнайанти

Ану означает следовать. Следовать, мы должны следовать ачарьям. Например, Вьясадев, амогха-дрик, он обладал чистым видением.

Есть 4 вида препятствий, недостатков обусловленной души. Что это за недостатки? Мы подвержены совершать ошибки. Каждый человек совершает ошибки, потому что он обусловлен. Но также впадает в иллюзию. Он пытается обманывать. Его чувства несовершенны. Таковы 4 препятствия или несовершенства для обусловленной души. Вы можете взять любого великого человека, любого человека, - он обладает всеми этими 4-мя несовершенствами.

Поэтому без освобождённой души вы не сможете обрести настоящее знание. Поэтому вы увидите, что даже так называемые учёные астрологи, астрономы, которые изучают природу, они говорят скорее всего, возможно что так. Потому что у них нету ясного видения. Всякий раз, когда приходит другой учёный, они меняют свою позицию.

Но вы увидите в ведических писаниях - всё очень ясно. Как например, ведические писания гласят о подразделениях живых существ. Джалайа нава-лакшани. Точное количество. Как например, существует 900тыс видов жизни, обитающих в воде. Точное число. Они могут говорить, 1 млн, или 800тыс, - нет. 900 тысяч. 900 тысяч. Точно, точное число. амогха-дрик. И откуда получается это знание? Согласно тому же процессу – парампара. амогха-дрик, если вы получаете знание от человека, достигшего освобождения, тогда в этом не будет никаких ошибок.

Итак, Вьясадева является освобождённым, амогха-дрик. Он амогха-дрик. И твоё поведение чисто. шучи-шравах. Ты услышал ведическое знание из верных источников от чистых душ.
шучи-шравах сатйа-рато
сатйа-рато означает ты посвятил себя Абсолютной Истине. Таковы качества. Человек должен быть освобождён. Человек должен быть чист. Человек должен посвятить себя служению Господу. И дхрита-вратах. Он должен быть решителен. Тогда он может сделать что-то для человеческого общества.

Нет, обусловленная душа по своей прихоти не может выдумать что-то. Я могу сделать что-то для человеческого общества, - заявляет она. Нет. Невозможно. Здесь даются качества.
шучи-шравах сатйа-рато дхрита-вратах
урукрамасйакхила-бандха-муктайе

Если вы на самом деле желаете освободить это страдающее человечество от всех материальных бедствий, тогда самадхина. Самадхина, самадхи, в трансе. Об этом же говорится анусмара. Я раньше вам говорил уже ану. Ану означает следовать. Например, Вьясадев. Даже после, не смотря на все свои достоинства, у него был духовный учитель, Нарада. Это не то, что поскольку он инкарнация Бога. Не то, что поскольку он так учён, такой великий учёный. И шучи-шравах, он посвятил всю свою жизнь на благо человеческого общества. У него было огромное количество замечательных качеств, но тем не менее, мы видим, практически, что у него был духовный учитель. И Нарада, он давал наставления ему. Это необходимо.

Поэтому говорится самадхина. Означает не выдумывайте ваш метод медитации. Самадхи, этот транс через медитацию, нельзя обрести через какие-то выдуманные методы. Ану – просто следуйте за великим предшествующим ачарьей.
самадхинанусмара тад-вичештитам

Тад означает Ачйута. Ачйута, деяния Господа. Поэтому мы должны учиться сознанию Кришны. Через ученическую преемственность. Наша сампрадая – гаудиа-вайшнавская сампрадайя. Она в той же линии, Нарада, Вьясадева. Нарада является учеником Брамы. Поэтому эту часть сампрадаи называют брама-сампрадая, брама-мадхава, гаудия-брама сампрадая. Изначально она началась от Брамы. Брама поведал Нараде. В Бхагаватам можно прочитать об этом. Брама наставлял Нараду. Теперь мы видим, что Нарада наставляет Вьясадеву. И точно также Вьясадев дал наставление Мадхава муни. Теперь Мадхава муни по ученической преемственности дал наставления Мадхавендра пури.  Мадхавендра пури наставлял Ишвару пури. Ишвара пури наставил Господа Чайтанью. Господь Чайтанья дал наставления шестерым госвами. Шесть госвами дали наставления Кришнадас Кавираджу. Кришнадас Ковираджа дал Нароттам дас Тхакуре наставления. Нароттам дас Тхакур - Вишванатха Чакраватри. А Вишванатх Чакраватри – Джаганатха дасу Бабаджи.

Таким образом, есть ясная линия, в ученической преемственности. И об этом как раз здесь говорится. Это рекомендуется. Самадхина. Не выдумывайте свою медитацию. Например, есть множество разных медитирующих. Они выдумывают свой собственный метод медитации. Но это не рекомендуется. Анусмара.

Ану означает следовать. Нужно стать мыслящим. Вы должны понимать, должны думать. Но принимать наставления от высшего авторитета.

Например, Арджуна. Он получал наставления от Кришны. И он думал. Должен я сражаться – или не должен? Итак, вы проявляете разум. Вы должны думать. Это очень хорошо. Но не нужно думать, не приняв духовного учителя. Такая мудрость вам не поможет. Поскольку вы обусловлены. У вас есть 4 недостатка. Просто став философом, спекулирующим – вам это не поможет. Вы не сможете понять Бога даже размышляя в течение миллионов и миллионов лет. Нет, это невозможно.

пантхас ту коти-ватсара-сампрагамйо
вайор атхапи манасо муни-пунгаванам
со 'пй асти йат-прапада-симнй авичинтйа-таттве
/Брахма-самхита 5.34/

Об этом говорится в Брахма-самхите. муни-пунгаванам. муни-пунгаванам означает величайший из всех мудрых людей. Муни означает умствующий философ. А мунгава означает высочайший. Самый лучший. Мунгава.

Итак, есть такие умствующие философы. Будут продолжать умствовать, пытаясь понять Бога. Как? вайор атхапи манасо - со скоростью воздуха и ума. Спутник может, скажем он может лететь со скоростью 18000 миль в час. Но воздух, он может лететь ещё быстрее. И ум может двигаться ещё более быстро. И здесь рекомендуется, что если человек находится даже не в обычном самолёте, но в самолёте из воздуха. Йоги могут это делать. Йоги знают, как подниматься на самолёте, состоящем из воздуха. И они могут немедленно перемещаться на любую планету. Вайор, вайор атхапи. Были такие самолёты, которые были созданы из воздуха. Сейчас мы создаём самолёты из железа или алюминия, но раньше были самолёты из воздуха. Точно также есть самолёты из ума. Понимаете? Об этом говорится в Брахма-самхите. вайор атхапи манасо муни-пунгаванам. И они были созданы величайшими, выдающимися мыслителями, учёными. И они летали с этой скоростью в течение многих, многих тысяч лет. Тем не менее, даже действуя так, вы не сможете достичь Кришналоки.
вайор атхапи манасо муни-пунгаванам
со 'пй асти йат-прапада-симнй авичинтйа-таттве

Но тем не менее, как например, когда вы отправляетесь на самолёте, вы поднимаетесь выше облаков. Мы видим, что небо безгранично. Мы можем ощутить это. Тем не менее, солнечный свет просто безграничен, мы не знаем, где Солнце находится.
И точно также, если человек отправляется на самолёте из ума, или воздуха, и он пытается отыскать Абсолютную Истину, - это невозможно даже после многих многих лет поиска. Тем не менее, она останется непостижимой.

Но, если вы возьмёте ану, ануварнайан, если вы воспользуетесь этим методом, как например, как я вам говорил уже. Есть 900тыс видов жизни, обитающих в воде. И вы можете провести исследование. Но возможно ли это будет для вас? Если вы хотите на самом деле узнать, пользуясь экспериментальным знанием. Вы задаётесь вопросом, давайте-ка проверим, насколько правы Веды, говорящие что существуют 900тыс видов жизни. Но каков ваш опыт? Ваш опыт ограничен, вы не видели даже одной тысячи видов жизни. Но существует 900 тысяч видов жизни. Но если вы принимаете это ведическое знание, тогда вы немедленно получаете это знание.

Итак, суть в том, что мы должны принимать знание от совершенного источника, и даже, если это очень сложно, но тем не менее, знание будет. Даже если очень сложно обрести это знание иным путём. Как например, мы получаем знание от Кришны. Нашим собственным усилием, с помощью самолётов из ума, или воздуха, мы не можем достичь Кришна-локи, но Кришна говорит:

мад-йаджино 'пи йанти мам
/БГ 9.25/

Мои преданные могут достичь моей планеты. По крайней мере мы знаем, что у Кришны есть планета. И если мы занимаемся преданным служением,  мы можем туда отправиться. Почему бы нам не попытаться? Мы ничего не потеряем.

Но если мы можем отправиться на Кришна-локу, почему бы не принять это движение сознания Кришны? Просто петь и танцевать, и принимать прасад. Разве это так сложно? Кришна авторитет. И это подтверждается Вьясадевой. И подтверждается Нарадой. Поэтому Арджуна говорит, что Кришна, всё, что Ты говоришь в Бхагават-Гите, я принимаю полностью. Об этом говорит Бхагават-Гита. Я не выбираю, что вот этот раздел очень мне нравится, я принимаю его.
ардха-куккути-нйайа.
Задняя половина курицы очень хороша. Она каждый день приносит по одному яйцу. Очень здорово. Но часть, где располагается рот, клюв – дорого содержать. Поэтому обрежем её. Глупец не знает, что если вы отрежете эту часть, то та часть тоже прекратит своё существование.

Итак, все эти обычные комментаторы, как например, Ганди. Он хотел доказать своё движение ненасилия, пользуясь Бхагават-Гитой. Но как он может доказать это? Он как раз занимался тем же самым. Он занимался исследованием. Можно ли, отрезав голову, получать яйца? Но это невозможно. Если мы должны принять Бхагават-Гиту, также, как Арджуна говорит:

сарвам этад ртам манйе  йан мам вадаси кешава
/БГ 10.14/

Мой дорогой Кришна, Кешава, всё что ты говоришь, я  принимаю полностью. И это подтверждается такими авторитетами, как Девала, Вьяса, Асита. Это не то, что потому что мы друзья, я принимаю Тебя. Я знаю, потому что это подтверждается такими великими авторитетами, такими как Нарада, Асита, Вьяса. И мы должны следовать. Это называется ану. Ану означает следовать. Поэтому, Нарада рекомендует самадхинанусмара. Попытайтесь понять деяния Верховной Личности Бога. Путём самадхи. Путём транса, медитации. Следуя наставлениям. Которые я дал, которые давали предшествующие ачарьи. Таков метод.

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |