| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 1.5.18
(22 июня 1969 года, Нью-Вриндаван, Западная Вирджиния)

Итак, наш долг, как указал Нарада муни, наш единственный долг, это достичь полного сознания Кришны. Всё остальное, ради всего остального нет смысла пытаться. На самом деле я видел, что в Индии, везде одна и та же ситуация. Человек, не имея никакого образования, даже неграмотный человек. Я видел много торговцев, они даже не могут подписаться. Я видел в Калькутте в Марварии, торговец, он положил деньги в банк, и ему стоило огромного труда подписать чек. И он попросил: Не мог бы ты, пожалуйста, написать здесь. То есть он должен был заплатить чек джентльмену, он сам не мог написать, и он попросил кого-то о помощи: Напиши имя этого человека, которому я должен заплатить. И тот должен был просто подписать. Если тот напишет что-то не так, -то он должен будет принять. Если он напишет своё собственное имя. То есть этот человек зарабатывает миллионы долларов. Понимаете?
Я видел также очень образованного врача, который вернулся из Англии. И получил степень магистра медицины. Это мой личный опыт. Он входит в больницу, он большой доктор. Но я видел, что у себя дома у него нет даже хорошей, нормальной утвари. Он так беден. Не смотря на его высокое образование и высокую квалификацию. Он – доктор, получивший образование в Англии.

Итак, это утверждение в Шримад-Бхагаватам, что

тал лабхйате духкхавад анйатах сукхам
/ШБ 1.5.18/

Не пытайтесь стремиться к так называемому экономическому развитию. Вы не сможете иметь больше, чем то, что вам предопределено. Это уже установлено. Понимаете? Живые существа имеют различные уровни стандарта жизни. Согласно их прошлой карме. И вы не можете это изменить. Законы природы нельзя изменить. Почему существует такое разнообразие жизни и положений? Это всё предопределено.

вишайах кхалу сарватах сйат
/ШБ 11.9.29/

Вишайя означает это материальное наслаждение. Это еда сон совокупление оборона. Просто стандарт различный. Я ем что-то, вы тоже что-то едите. Может быть, с моей точки зрения вы едите не очень хорошую пищу, с вашей точки зрения может быть я питаюсь не правильно. Но, еда есть еда. Вы едите и я ем.

Итак, в материальном мире стандарт счастья. Если принимать базовый принцип. Всё это суть одно. Но мы создали. Мы сами выдумали: это хороший стандарт, это плохой стандарт. Это очень хорошо, это очень плохо.
Но Чайтанья-чаритамрита говорит:

`дваите' бхадрабхадра-джнана, саба — `манодхарма'
/ЧЧ Антья, 4.176/

В материальном мире это хорошо, это плохо. На самом деле всё это - суть одно, это одинаково. Как это объясняется в Бхагават-Гите:

шитошна-сукха-духкха-дах
/БГ 2.14/

Это лишь следствие кожи. Мы иногда чувствуем тепло, иногда чувствуем холод. Материальная природа также работает. Точно также наше чувство счастья и несчастья. Это просто также, как чувствовать тело и холод. Кожа ощущает: это холод, это тепло. На самом деле нет счастья в материальном мире. Кришна говорит:

духкхалайам ашашватам
/БГ 8.15/

Это место полно страданий. Полно страданий. Как можно стать здесь счастливым? В Чайтанья-чаритамрите также дваите' бхадрабхадра-джнана, саба — `манодхарма'. В этом материальном мире это лишь выдумка нашего ума: это счастье; а это страдание. На самом деле всё страдание. В конце-концов мы должны умереть. В конце-концов мы должны закончить это дело наше, в этом материальном мире. Поэтому, что такое счастье, что такое страдание?
Бхагаватам об этом говорит также:

Не нужно беспокоиться, добиваясь счастья тяжёлым трудом, день и ночь, не пытаясь развить в себе сознание Кришны. Это просто пустая трата времени. Нет и речи об обретении счастья в этом материальном мире. Если вы на самом деле хотите быть счастливым,

ананда-майо 'бхйасат
/Веданта-сутра 1.1.12/

Если вы хотите обрести настоящее счастье, - это сознание Кришны.
Тасйа эва иха на лабхате. И в человеческой форме жизни у нас есть этот шанс. Я могу выполнять, следовать сознанию Кришны очень хорошо. В других же формах жизни я не могу этого делать. Даже если я попытаюсь, это невозможно. Собака не может делать, потому что эта не может следовать сознанию Кришны, потому что она не человек. Но мы можем. Зачем же нам терять этот шанс? 

тасйаива хетох прайатета ковидо
/ШБ 1.5.18/

мукунда-севй анйавад анга самсритим
смаран мукундангхрй-упагуханам пунар
вихатум иччхен на раса-грахо джанах

/ШБ 1.5.19/

Сознание Кришны такая замечательная вещь, что если человек принял его, - он уже не упадёт, не опустится, как обычный человек. Здесь очень недвусмысленно об этом говорится. Анйавад другие, если они становятся инструментом в руках материальной природы. Но, человек в сознании Кришны, поскольку он предался Кришне, он выходит из под влияния материальной природы.

мам эва йе прападйанте  майам этам таранти те
/БГ 7.14/

Здесь подчёркивается: примите, проповедуйте сознание Кришны. Все три стиха подчёркивают, что даже если человек упадёт, - ничего плохого. Проповедуйте людям, чтобы они принимали сознание Кришны. Чайтанья Махапрабху также говорит об этом. Кого бы вы ни встретили, просто пытайтесь сделать его, убедить его, пытайтесь проповедовать ему важность сознания Кришны. Так или иначе, если он принимает сознание Кришны, тогда его жизнь обретёт успех.

Шридхара Свами говорит мукунда севи. Одно из имён Кришны это Мукунда. Мук означает освобождение, мукти. А анананда. Итак, Кришна может дать вам освобождение. От этих условий материального существования, полных страдания. И он может доставить вам трансцендентное наслаждение. Поэтому Его зовут Мукунда. мукунда севи. Севи означает тот, кто служит Мукунде или Кришне.

Шридхара Свами говорит (). Даже Мукунда севи случайно. Как например, Бхарата махарадж. Он начал сознание Кришны, но случайно, в момент смерти, он был слишком привязан к маленькому оленёнку. И он стал оленёнком, оленем в своей следующей жизни. Хотя это низкая жизнь. Но тем не менее, он не забыл, что по этой причине теперь я стал оленем. Он был очень осторожен.
Как например, здесь у нас есть собаки. Они дружат с преданными. Это очень хорошо. Даже её собачья жизнь становится совершенной. Может быть, был благочестивый человек; так или иначе он стал собакой. Теперь он получает общение с преданными. Он ест прасадам. Он повторяет, он слушает, он оказывает служение преданным. Это всё не проходит напрасно.
Мукунда севи. Точно также любой, кто принял сознание Кришны, даже если он падает. Как правило, человек не падает, но даже если принять, что он упадёт. Он не должен страдать также, как другие. Как например, здесь, эти животные под защитой преданных находятся. По крайней мере, у этих животных нет страха за свою жизнь. Никакой преданный не убьёт их. Коровы, кони, собака. Они не беспокоятся за свою жизнь. Они не как обычные собаки. Они необычные коровы.

Поэтому говорится, Шридхар Свами говорит мукунда севи. Даже если он деградирует, он не деградирует также, как обычные люди. Он не деградирует. На самом деле. Как например, другие карми, они согласно их карме рождаются в особых формах жизни. И их ситуация, и ситуация преданных отличаются друг от друга.
Как например, мы иногда видим. Недавно один юноша, Джай рам, он ушёл. Но он вернулся снова. Мы убедились, что многие юноши, они уходят. Но они не могут найти. Как например, я получил много писем от Джай Говинды, когда он был в Индии. Ему не достаёт общества духовных братьев. Ему не достаёт этого. Он чувствует это. Любой, кто общался с сознанием Кришны, он имел это общение, он не может забыть об этом.

раса-грахо джанах
/ШБ 1.5.19/

Здесь говорится, что смаран мукундангхрй. Вихатум означает отказываться. Он, может быть, упал под влиянием Майи, но он не может отказаться от этого. Это признак. Как, например, я давал этот пример. Горячий сахарный сироп. Он очень вкусный, но, поскольку он горячий, человек чувствует неудобство. Ему неудобно его пить. Но, поскольку он сладкий, человек не может отказаться. Горячий сладкий сироп.

Точно также это сознание Кришны настолько замечательно, что если кто-то привлекается под влияем какой-то определённой Майи. Тем не менее, ему не хочется отказываться от этого сознания Кришны, как другие. Это особое качество человека в сознании Кришны. 

Смаран мукундангхрй-упагуханам пунар

Тот, кто повторял Харе Кришна, он не может уже отказаться от этого. Он снова должен начать. В этой жизни, в следующей жизни. Кришна не оставит его, раз человек предался искренне: «Кришна, я твой» - Кришна никогда его не оставит. Он будет защищать вас.

Но если человек немного более сильно, если он сильнее, то он не упадёт. Кришна вашикрийате. Вашикрийате означает загипнотизированный. Это здорово, что человек становится загипнотизированным, иначе почему эти юноши работают так тяжело? Они все очень квалифицированы, они могут зарабатывать деньги и помимо этого движения. В вашей стране достаточно денег платят за работу, но их здесь загипнотизировали. Кришна такой замечательный. Он Всепривлекающий. Он гипнотизирует своего преданного.

Как например, пандавы. Они были друзьями Кришны. Арджуна был другом. Арджуна был очень близким другом. Другие братья, четверо братьев, они также были друзьями Кришны. И Кунти, мать пандавов, она была тёткой Кришны. Они имели очень тесные взаимоотношения с Кришной. Но в результате, их сослали на 12 лет. Они проиграли в азартной игре, и их изгнали. И их жену, Драупади, оскорбили. Они не могли её оскорбить, но они пытались её оскорбить. Они пытались раздеть её в обществе, собрании. И они проиграли своё царство и были отправлены на 12 лет в ссылку.

И Нарада встретился с Кришной, его преданный. И он мог немножко критиковать Кришну. Мой дорогой господин Кришна. Став твоим преданным, пандавы, они очень счастливы. Они потеряли своё царство. Их жену оскорбили, и теперь их сослали на 12 лет. Это конечно, очень хорошо.  Но, что меня действительно удивляет, это то, что не смотря на все эти неудобства, их любовь к Тебе лишь возрастает.
Нарада, он был просто потрясен. Как ты их загипнотизировал? Я не понимаю. Несмотря на то, что они испытывают столько неудобств, их любовь к Тебе только возрастает. Таково положение пандав. Таково сознание Кришны. Преданный, чистый преданный, даже если он попадает в трудное положение, они считают это милость Кришны. Это милость Кришны. Они принимают это так: Кришна, я должен был страдать в сотни раз больше, чем сейчас из-за моих плохих действий в прошлой жизни. Но ты даёшь лишь часть этих страданий. Это твоя милость.

нарайана-парах сарве на куташчана бибхйати
/ШБ 6.17.28/

Тот, кто становится нарайана-парах сознающим Кришну, он никогда не будет бояться никаких условий жизни.
Также в Бхагават-Гите Кришна говорит:

йасмин стхито
/БГ 6.20-23/

Если человек находится в сознании Кришны, тогда он никогда не чувствует беспокойств. Даже если он испытывает самые суровые трудности. Как например, Пандавы. Таково влияние сознания Кришны.

Поэтому Нарада, он пытался убедить Вьясадеву: Проповедуй сознание Кришны. Всё, что ты написал до сих пор в своих книгах, всё это бесполезно. Теперь напиши что-то, читая которое человек немедленно станет сознающим Кришну.
В начале Шримад-Бхагаватам говорится, Шримад-Бхагаватам это такая замечательная книга, что просто читая её, немедленно человек может поймать Верховного Господа в своём сердце.

садйо хридй аварудхйате 'тра критибхих шушрушубхис тат-кшанат
/ШБ 1.1.2/

тат-кшанат означает немедленно. При условии, если он немножко хочет. Шушрушу таково слово.
Итак, цель нашей программы такова, что Кришна очень добр, Он всегда очень добр к нам. Но мы должны проявить небольшое желание принять милость Кришны. Таков пример. Мой гуру махараджа обычно приводил очень хороший пример. Я помню его. Как например, здесь есть колодец. И кто-то упал в этот колодец, он кричит: Пожалуйста, достаньте меня из этого колодца, достаньте.  Теперь, если кто-то бросает, скажем, крепкую верёвку, и просит его: Хорошо, хватайся за верёвку, крепко, я тебя вытащу. Если он говорит: Нет, я не могу. Тогда как его спасти? Эти усилия он должен приложить, схватиться за верёвку. Тогда его сразу же поднимут.

сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа
/БГ 18.66/

Мы должны это сделать. Просто предаться. Затем всё, всё будет. Это единственное условие. Верёвка опущена. Мы должны просто схватиться. Если вы не используете свою независимость, чтобы схватиться за верёвку, то как вы можете думать, что вас поднимут? Это то вы должны сделать. Потому что вы же живой, вы не мёртвый камень. У вас есть независимость. Поэтому вы должны схватиться за Кришну. И Кришна сделает всё. Затем Кришна сделает всё. Вы должны просто схватиться, что Кришна, с этого дня я – Твой. Всё что хочешь, можешь делать.
Как например, Бхактивинода Тхакур говорит:

манаса, деха, геха - йо кичху мора
арпилуy туйа паде, нанда-кишора

Кришну также зовут Нанда-кишора. У Кришны тысячи, тысячи имён. Но это слово Кришна является изначальным именем. Точным именем Всепривлекающий. Нанда-кишора означает юноша. Маленький, юный мальчик Нанды-махараджа Нанда-кишора.

Бхактивинода Тхакур обращается: Мой дорогой Нанда-кишор, юный мальчик, юный сын Нанды махараджа.

манаса, деха, геха

мой ум, моё тело, моя семья, всё, о чём я думаю, как о своём.
Потому что мы – обусловленные души. Моё, я, моё, я. Это наша болезнь. Всё, о чём я думаю, что это моё. Прежде всего, тело моё, дом, семья - это моё.
Итак, манаса, деха, геха йо кичху – всё что у меня есть в собственности теперь я отдаю это Тебе. арпилуy туйа паде, нанда-кишора. Это – преданность. Я отдаю тебе мою семью, мой дом, моё тело, мой ум, - всё. Теперь делай всё что хочешь.

Это очень хорошая песнь. Мы должны это сделать, тогда Кришна позаботится. Просто схватиться за верёвку. Вас поднимут сразу. Здесь говорится, что человек в сознании Кришны, даже если он упал, он не так деградирует.
Шридхара Свами здесь цитирует стих из Бхагават-Гиты, очень хороший стих.

йатате ча тато бхуйах  самсиддхау
/БГ 6.43/

Как например, много юношей и девушек приходит в наше общество. Как будто их кто-то заставляет, заставляет их. Ты просто оставайся в этом общении. Это милость Кришны. Это означает, что в прошлой жизни, они были в сознания Кришны. Так или иначе, они не достигли успеха, они достигли конца. Теперь снова даётся шанс.

Об этом говорится в Бхагават-Гите: йатате ча тато бхуйах самсиддхау.
Тот процент, на котором мы остановились в своём прошлом рождении, он не теряется, он остаётся. 50% или 40%, 30, или, не важно, сколько человек достиг в прошлом рождении, в прошлой жизни. Теперь в этой жизни. Даже помимо нашей воли, насильно. Насильно, Кришна, Он заставляет нас, мы снова примем сознание Кришны вновь.

Как например, Билвамангал Тхакур, я говорил несколько раз о Билвамангале Тхакуре. Билвамангал Тхакур в своей прошлой жизни поднялся на уровень бхава-бхакти. Бхава-бхакти означает он всегда чувствовал желание Кришны. Это предварительный уровень любви Кришны,  бхава-бхакти. В своей прошлой жизни он поднялся до этого уровня, но так или иначе, он упал. Но говорится:

шучинам шриматам гехе йога-бхрашто 'бхиджайате
/БГ 6.41/

Такой человек, даже если он падает, ему даётся шанс. Родиться в хорошей семье браманов. Или шучи, в чистой семье. И богатой семье. Билвамангал Тхакур был очень богатым человеком. Он родился в очень богатой браманической семье и он привязался к проститутке. Ввиду некоторых обстоятельств у него была эта склонность. Он не мог закончить своё сознание Кришны. Он упал. Но, когда настал благоприятный момент, он снова вернулся к сознанию Кришны. Как это произошло?

Это произошло, история такова, что он совершал церемонию шраддхи ради своего отца. И у него была подружка, проститутка. Он хотел как можно быстрее пойти к ней. Так или иначе, он закончил свою церемонию, и он хотел отправиться к ней. Но, по дороге, когда он шёл, пошёл очень сильный дождь. И он должен был переплывать через реку. Он сделал всё. И проститутка, она думала, что, ну Билвамангал сегодня не приедет. Такой дождь сильный. И когда она увидела, что Билвамангал Тхакур стоит у двери, она была просто потрясена. Она сказала: Билвамангал, как ты пришёл сюда? Сквозь этот дождь, потоки дождя. И он рассказал всё. Как он схватился за мёртвое тело в реке, и он пересёк реку. Затем он перепрыгнул через стену. Она была просто поражена. И она просто сказала: Если бы столько привязанности у тебя было к Кришне, какая бы замечательная была у тебя жизнь. И он сразу же: О, Кришна. И он, немедленно, всё оставил. Он всё оставил сразу же, на месте. И он отправился во Вриндаван.

Итак, Кришна так замечателен. В нужный момент он напоминает

йатате ча тато
/БГ 6.43/

Он привык, но ему напомнили, сразу же. Итак, эти возможности предоставляются к сознанию Кришны. Это единственная обязанность, которую человек должен соблюдать. Остальное – просто пустая трата времени. Это наставление Нарады. Нарада является духовным учителем всех вайшнавов. Он даёт правильное указание.

Не пытайтесь стремиться ко всему остальному, не думайте, что вы сможете обрести счастье.

Никто не хочет бедствий, страданий. Но так или иначе, всегда, эти бедствия приходят к нам. Точно также вы не должны пытаться достичь искусственно счастья.

Всё, что Кришна даёт вам, удовлетворяйтесь этим. Это был основной принцип ведической цивилизации. Никто не пытался искусственно развивать экономику. Нет. История Индии показывает именно это. Они были очень удовлетворены - хорошо. Даже сейчас масса людей. В 1942 году случился голод. Люди умирали от голода. Тем не менее, они думали: хорошо, Кришна дал нам это. Бог дал нам это. Они думали об этом.

Итак, наш основной долг - как развить сознание Кришны. Мы не должны отклонять наше внимание ни на какие другие материальные условия, попытки к улучшению. Это на самом деле не улучшение, это просто иллюзия, что я что-то улучшаю. Что вы улучшаете? Предположим, сейчас вы зарабатываете 500 долларов, в месяц. Но, если скажем, вы заработаете 505 миллионов долларов, тогда что, - вы сможете съесть больше четырёх чапати? Вы сможете съесть те же 4 чапати. И вы будете спать на той же двухметровой кровати. Может быть, вам будет принадлежать вся Западная Вирджиния, но вы будете спать на двухметровой кровати. И будете есть 4 чапати. Это Майя. Это Майя. Я улучшаю что-то. Что вы улучшаете? Вы не станете выше и не станете, не будете больше есть. Всё, что у вас уже было, у вас то и останется.

So tad eva bhagavad-lila pradhanarena anuvarnaya; ity uktam bhakti-bhavam ka ca kasya lila iti apeksama ilam bhagavan eva satu asmad iti

Итак, Нарада муни говорит: Просто попытайся описать славу Кришны. И что это значит? Можно задать вопрос. Как я его прославлю? Он говорит

идам хи вишвам бхагаван иветаро
/ШБ 1.5.20/

Изучи всё, и всё это свяжи с Кришной.

Идам. Этот мир, это космическое мироздание, идам джагат. Джагат означает это космическое мироздание. Идам это. Бхагаван – это Кришна. Это означает попытайся проповедовать, И попытайся учить людей. Что всё принадлежит Кришне. Всё является проявлением энергии Кришны.

Но не нужно имперсонализма. Точка зрения имперсоналистов, что если всё есть Кришна, - это их материальное мышление. Как например, если вы берёте большую бумагу, и разрезаете её на кусочки, и эти кусочки разбрасываете. То от изначальной бумаги ничего не остаётся. И их теория такова, что если Кришна есть всё, Кришна распространился в это материальное космическое мироздание, тогда у Кришны уже нет формы. Такова их теория. Но, веды говорят: Нет, это не так.

пурнасйа пурнам адайа
пурнам эва авашишйате
/Брихад-араньяка-упанишад 5.1.1/

Кришна настолько полон, что даже если Он распространится в миллионы рас, тем не менее, он остаётся тем же Кришной. Это Кришна. Кришна это Личность. Даже если Он расширяется безграничным образом,

парасйа шактир вивидхайва шруйате
/Шветашватара-упанишад, 6.8/

Это очень тонкая философия, человек должен понять, как Кришна, несмотря на то, что он Личность. Он – Личность. Без всяких сомнений. Он расширяется во множество Вселенных, во множество проявлений.

Этим сегодняшним утром, когда мы гуляли, я разговаривал с Деванандой о том, как Кришна расширяется. Это вопрос здравого смысла. Например, маленькое семечко во фрукте. Вы сажаете это семечко, и оно превращается в большое дерево. Из этого большого дерева появляется снова миллионы фруктов. И за тем из каждого этого фрукта появляется миллион деревьев.

Мы можем видеть энергию. Даже в нашем материальном мире мы видим столько энергии повсюду, столько возможностей. Почему у Кришны не должно быть такой возможности? Мы видим солнечный свет, это потенция Солнца. Солнечный свет распространяется повсюду во Вселенной. Даже у Солнца столько энергии, мы можем ощутить это. Сколько же должно быть энергии у Кришны? Который является творцом Солнца?

Итак, мы должны изучать в таком ключе всё. Всё является экспансией Кришны. Как например, огонь. Огонь находится в одном месте. Но здесь, как например, это место, где горит огонь. Но если горит огонь, то можно ощутить его жар здесь, и наверху, и в этой стороне.

Точно также Кришна, хотя он Личность, Он находится

голока эва нивасатй акхилатма-бхуто
/Брахма-самхита 5.37/

Он наслаждается на Голока-Вриндаване, но посредством своей энергии Он распространяется повсюду. Это простая истина. Каждый человек, обладающий здравым смыслом, может понять это. И Вйасадева получает наставления от Нарады муни.

Итак, этот мир не отличен от Кришны. На притхак. Притхак означает отличающийся. Но это не означает, что Кришна теряет свой личный образ, личностную форму. Это разница между философией майявады и философией вайшнавов. Майявади говорят, что если всё космическое мироздание есть Бог, тогда, опять же, где этот Бог сейчас? Это проявление их недостатка знания. Бог, который расширяет себя, в безграничное количество Вселенных, Он остаётся самим собой, это Бог. Иначе как Он может быть Богом? Если Он расширяясь, Он теряет свою индивидуальность, то это материальное понимание. В материальном смысле да, так и происходит. Вы берёте бумагу, разрезаете на кусочки, разбрасываете и бумаги нет. Это материальное. Но, в Ишопанишад мы слышим, что

пурнасйа пурнам адайа пурнам эвавашишйате
/Ишопанишад, Обращение/

Как например, когда Кришна развлекался на земле в качестве пастушка, мальчика-пастушка, Брама засомневался, как это так – Кришна стал пастушком на Земле. Он хотел проверить, был ли это Кришна. Он переместил всех коров и пастушков с пастбища. Он снова увидел потом, тех же коров, тех же мальчиков, тех же пастушков, на том же месте. Таков Кришна, Он может расширяться, браман означает что Он может расширяться безграничным образом, и Он также может уменьшатся. До безгранично маленького размера. Как например, мы очень маленькие. Мы являемся неотъемлемой частью, и это космическое мироздание также неотъемлемая часть Кришны, поэтому его называют

парам брама, парам дхама павитрам парамам бхаван
/БГ 10.12-13/

Итак, таким образом мы должны изучать. Чтобы стать сознающим Кришну, всё даётся. Мы должны просто немножко стать серьёзными. Тогда мы сможем понять, что есть этот мир, что есть Кришна, что, кто мы такие, как всё это распространяется, расширяется, как создаётся этот мир. Есть ответы на все вопросы, это не просто какой-то сантимент, что мы принимаем что-то на основе сантиментов. Есть логика, есть аргументы, есть философия. И мы обсудим всё это постепенно.

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |