| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 1.5.9-1.5.11
(Июнь 1969 года, Нью-Вриндаван)

Шрила Прабхупада: Нарада, духовный учитель Вьясадевы, указал Вьясадеве на его ошибку. Он сказал: Ты так тяжело работал, пытаясь представить

дхармадайаш
/ШБ 1.5.9/

дхармадайаш означает религиозность, экономическое развитие. Дхарма адаях. Адаях означает начало. Это означает человеческая цивилизация должна начинаться с религиозного принципа. В противном случае это не  человеческая цивилизация. Дхарма адаях. Поэтому в цивилизованном обществе существует религия. Может быть, в разных формах, но религия должна быть. Об этом и говорил Нарада муни. Дхарма адаях. Прежде всего – религия. Затем – экономическое развитие. Не сначала экономическое развитие. И затем – чувственное наслаждение. И затем – освобождение.

Суть в том, что постепенно люди должны понять, что они не животные. Это первое, это образование. В животной стадии религии не существует. Но как только мы говорим о человеческом обществе, о цивилизованном обществе. Должна быть религия. Экономическое развитие – это вторичный, вторичное, это то, что следует за этим. Конечно же, согласно медицинской науке. Они говорят: атманам атмана.
Означает тело, как они говорят. Но атма также означает тело, ум и душа. Но настоящее значение атмы – это душа. Существует стих:

атманам сарвато ракшет

Прежде всего, попытайся спасти свою душу. Я думаю, Господь Иисус Христос тоже сказал что-то в этом отношении. Если после того, как человек обретёт всё, но он потеряет свою душу, - то что же он обретает? Разве не так? Итак, таков принцип, атманам сарвато ракшет. Человек должен прежде всего, защитить атму. В чём заключается эта защита? Защита – от нападения Майи, материальной природы. Такова защита. В настоящее время я нахожусь под влиянием Майи. Под влиянием 3-х качеств Майи. И, когда я получаю возможность в виде человеческой формы жизни. То моим первым долгом будет являться то, как защитить эту атму.

Душа перемещается из одного тела в другое. Какими глупыми стали люди. Мы наслаждаемся этим замечательным телом, человеческим телом. Или американским телом, или очень красивым телом. Но в следующий момент я уже не знаю, какое тело я получу. Однако люди, обладающие знанием, по поводу того, как происходит эта трансмиграция. Они могут сказать, что за тело вы получите в следующей жизни, благодаря своим действиям. Мы подготавливаем наше тело в нашей настоящей жизни.

Как например, мы приняли сознание Кришны. Мы пытаемся, мы пытаемся подготовить себя для того, чтобы получить духовное тело. Ради этого мы прилагаем усилия. Не находящийся в сознании Кришны, находящийся в материальном сознании, также получит тело. Но это материальное тело означает полное страданий. Любое тело можете взять. Или тело царя, или тело собаки. Тело страдает. И это вовсе не так, что когда приходит болезнь, страдает только тело собаки, и не страдает тело царя. Каждый вынужден страдать.
Итак, атманам сарвато ракшет означает, настоящее значение этого это то, что мы должны защищать атму. Это означает, что мы должны пытаться спасти эту душу, вашу душу. Или себя. От перемещения, от трансмиграции из одного тела в другое.

И, простая истина, очень простая истина дана в Бхагават-Гите. Кришна говорит:
джанма карма ча ме дивйам эвам йо ветти таттватах
/БГ 4.9/

Просто понимая, кто такой Кришна. Это тоже не очень сложно понять. Если вы следуете указаниям писаний. Кто такой Кришна. Он –

сат-чит-ананда виграха
/Брахма-самхита 5.1/

Он необычный человек. Его тело – сат-чит-ананда. Оно полно блаженства, вечности, оно полно знания. Разве это сложно понять? Он подтвердил, что Кришна всегда наслаждается. И наставления Кришны, Его знание – ни что нельзя сравнить с этим.  Бхагават-Гита, и много других наставлений существует. И Он также вечен.

Как, например, Солнце. Солнце вечно. И мы ощущаем день и ночь, только потому, что мы находимся на этой планете. Итак, Кришна всегда есть. Также, как Солнце всегда существует в небе. Но мы думаем, что сейчас пришла ночь. А это день. Но это лишь следствие условий этой планеты. Точно также Кришна всегда существует. Когда он видим, когда Он проявлен, мы говорим, что Кришна находится на этой планете. И когда мы не видим Его, мы говорим Кришна мёртв. Так просто понимая Кришну,
джанма карма ча ме дивйам. Таттватах воистину. Не просто по какой-то прихоти. Не используя наш плодовитый ум. Выдумывая постоянно, сочиняя что-то. Может быть это так, может быть это вот так. Скорее всего это так. Нет, - это всё абсурд. Попытайтесь просто понять Кришну.

Итак, просто понимая Кришну, джанма карма ча ме дивйам эвам йо ветти таттватах.  тйактва дехам этот человек, оставив это тело. мам эти он отправляется к Кришне. Кто может попасть к Кришне до тех пор, пока у него нет духовного тела? Такого же, как и у Кришны, сат-чит-ананда виграха. До тех пор, пока человек не получил ту же виграху.
Как например, мы можем видеть, что когда мы рождаемся в определённом месте, скажем в Гренландии. Которая постоянно покрыта льдом. Или в каком-то другом месте. Вы получаете определённое тело. Например, животные. Есть люди и животные. У них определённый тип тела. Они могут терпеть суровые морозы. Мы не можем.

Точно также, когда вы отправляетесь на Кришна локу, вы получите определённое тело. и что за тело? Сат-чит-ананда виграха. На какую бы планету вы ни отправились, вы должны получить определённое тело. Итак, тйактва дехам пунар джанма  наити. И как только вы получаете вечное тело. тогда вы не должны будете больше снова возвращаться в этот материальный мир. И это тело – сат-чит-ананда виграха означает того, кто полностью занят служением, преданным служением. Потому что вы не можете войти в обитель Кришны, не освободившись от склонности господствовать в этом материальном мире.

У нас есть склонность господствовать. Мы хотим господствовать над тобой, ты хочешь господствовать надо мной. И возникает соперничество. Но когда мы отказываемся от этой наклонности господствовать. Ложной склонности: Я – Кришна, Я – Господь всего, что я созерцаю вокруг себя. Это глупое понимание. Когда мы отказываемся от него, когда мы предаёмся:

васудевах сарвам ити 
/БГ 7.19/

И понимаем, что Кришна есть всё. А я являюсь лишь Его неотъемлемой частью. Если мы остаёмся неотъемлемой частью Кришны, тогда мы на самом деле достигаем свободы. Иначе, о свободе не может быть и речи. Это обман. Мана дхарма. Я думаю, что я Бог, я Кришна, я это, я то. Но на самом деле – ничего. Я просто таким образом попадаю под воздействие Майи.

Поэтому, атманам сарвато ракшет означает участвовать в движении сознания Кришны. Тогда ваша атма под защитой. атманам сарвато ракшет тато дхармам. После того, как вы поймёте это. Люди не понимают, в чём их долг. Человек думает: Я должен есть спать совокупляться и защищаться. Но это свойство животных. Люди сбиты с толку животной цивилизацией. Еда сон и всё. Построить хороший дом, для того, чтобы спать. Зачем? Эти юноши и девушки, они не спят на полу, спят под открытым воздухом. В чём проблема? Животные могут тоже спать так. Это лишь вопрос практики.

Нам не нужно каких-то пышных условий для того, чтобы спать, и жить роскошно. Мы должны просто пытаться развить своё сознание Кришны. Все остальные вещи – вторичны. Это называется атманам сарвато ракшет. атманам сарвато ракшет тато дхармам. Это дхарма.

Дхарма означает религия. На самом деле «религия» – это слово не является точным эквивалентом слова дхарма. Дхарма, как я объяснял несколько раз: дхарма дхир дхату. Дхарма означает ваше существование можно определить по определённым естественным признакам. Это называется дхарма. У каждого есть эти естественные признаки. Это называется дхарма. Согласно санскриту таково значение дхармы. Как например, свет. Какова же дхарма света? Освещать. Если нет освещения то нет смысла в свете.

Точно также ваша дхарма. Какова ваша дхарма? Какова ваша религия? Ваша религия – служить Кришне. Это ваша религия. Теперь вы служите по-разному согласно времени, обстоятельствам, стране. Это другой вопрос. Но ваша религия – служить Богу. Такова ваша религия.

дживера  сварупа  хайа  нитйа кришна дас  
/ЧЧ Мадхья, 20.108/

Чайтанья Махапрабху немедленно даёт вам определение религии. Или вашей обязанности, вашего естественного долга, естественных функций. Всегда держите это в уме. Как например, естественная функция света это освещать, пракаша. Подобным образом ваша естественная функция – служить Кришне. У вас нет другого долга. Это дхарма. Нет другого долга. Когда мы это понимаем, когда мы убеждены в этом, тогда мы находимся в религии. Как например, Кришна говорит. Вначале Бхагават-Гиты он говорит:

дхарма-самстхапанартхайа 
/БГ 4.8/

Просто, чтобы восстановить религию. дхарма-самстхапанартхайа. Но люди забывают об этом. Функция материальной природы это помещать вас постоянно в иллюзию. И наше забвение – это ещё одна форма иллюзии. Мы забываем наши взаимоотношения с Богом, Кришной.

Тогда возникает адхарма. Что это такое? Вместо того, чтобы становиться слугой Кришны, я становлюсь слугой всевозможных вещей. Я становлюсь слугой семьи, своей страны, своего общества, человечества, кошек, собак. Слуга, я остаюсь слугой. Но я становлюсь слугой многих вещей. Поэтому я должен переместить своё отношение служения на Кришну. Поэтому Кришна говорит дхарма-самстхапана. Что такое дхарма? О какой религии Кришна говорит? Он говорит, что я прихожу, чтобы восстановить религию. Он  никогда не приходил, чтобы установить религию хинду, или христианство, или мусульманство, или религию буддизма, - Он устанавливал истинную религию. В чём она заключается?

сарва-дхарман паритйаджйа
/БГ 18.66/

Откажитесь от всех этих глупостей. От так называемой религии и веры. Просто предайтесь Мне. Это религия, это настоящая религия. Все остальные религии, которые не учат тому, как предаться Богу, - это просто притворство, это не религия согласно ведическому пониманию. Это естественная функция.

Итак, атманам сарвато ракшет тато дхармам тато дханам. Прежде всего, вы должны попытаться защитить себя. Затем принять истинную религию, истинную функцию атмы. И поскольку мы находимся в материальном состоянии, в материальных условиях, нам требуется экономическое развитие. И это также очень легко. Кришна снабдил вас достаточным количеством земли. Вы должны просто немного работать. Есть животные, коровы дают вам молоко. Если вы заботитесь о небольшом участке земли, вы получите зерновые. И этого достаточно. Экономическое развитие. Вам не нужно больших заводов, больших мастерских. И весь день и ночь машины ездят туда, сюда, - нет, в этом нет необходимости. В смысле экономического развития. Это Майя. Человек в конце своего рабочего дня приходит и съедает какие-то зерновые, что-то, немножко чего-то. И весь день он трудится. Поэтому таких людей называют мудхами.

Согласно Бхагават-Гите они негодяи. Мудха. Мудха – осёл. Как например, осёл, вьючное животное. На него нагружают три тонны белья, четыре тонны. И весь день он работает. Но он съедает пучок травы, и всё. У него нет понимания, что я получаю за это только пучок травы. И зачем весь день я терплю все эти тонны одежды, этой прачки. Вы не видели ослов? В Индии прачки нагружают ослов по три тонны. У он отправляется к реке. И прачечник стирает всю эту одежду, на берегу реки или пруда какого-то. И затем, вечером, этот осёл возвращается с одеждой назад.

Итак, карми. В Бхагават-Гите описывается что они мудха, ослы. Они занимаются бесполезной работой день и ночь. Не заботясь об атме. Не заботясь о религии. Просто экономическое развитие. Что это за глупости? Вы теряете себя. Вы не знаете, какую форму вы получите в следующей жизни. Вам совершенно наплевать на это? Не важно, какую жизнь, у меня есть уже эта жизнь. Мне нужно работать тяжело, и накапливать деньги. Откуда я возьму деньги? Мои сыновья и дочери будут наслаждаться. Об этом они думают.

асйатма- буддхин кунапе три-дхатуке
/ШБ 10.84.13/

Тело, всё тело. Всё вертится вокруг тела. И это иллюзия. Это иллюзия. Просто ослиная работа. Не осознавая, что будет в конце жизни. К чему приведёт моя жизнь. Все ослы, все эти карми.

Наше движение сознания Кришны это очень хорошая вещь. Вы можете понять что есть что. Да, это - знание. Но если вы не понимаете себя, кто вы такой. Какой смысл в вашей религии, в вашем экономическом развитии? Вы не знаете, кто вы такой. Прежде всего, вы должны знать: кто вы такой. И в чём ваш долг. В чём ваша цель. В чём цель вашей жизни. Затем начинайте работать. Становитесь религиозным, развивайте экономику и так далее, и так далее, и всё остальное. Но если вы совершенно ничего не понимаете о себе, какой смысл тогда накапливать деньги, заниматься так называемой религией, так называемым экономическим развитием. Нет.

Здесь Нарада муни даёт совет, что ты объяснил, дхармадайаш чартха, в разных книгах ты разделил веды, ты объяснил понятно Веды в виде Пуран. Пурана означает дополнение к Ведам. Чтобы объяснить ведическое знание согласно качествам.

Каждый человек находится под влиянием качеств материальной природы. Некоторые из людей находятся во тьме или в невежестве. Некоторые находятся под влиянием страсти. Некоторые находятся под влиянием комбинации невежества и страсти. Некоторые из них находятся под влиянием света или благости. Не все люди находятся на одном и том же уровне. Есть разные классы людей. Как например, в нашей библиотеке Хайагривы можно найти много философских книг. Но если вы отправитесь к обычному человеку, вы увидите у него какие-то глупые книги, фантастика, психология секса, и так далее.

Согласно вкусу. Согласно вкусу. Существует разный вкус, поскольку существуют разные классы людей.  Мы объясним это в следующем стихе. Нарада муни говорит:

на йад вачаш читра-падам харер йашо
джагат-павитрам прагринита кархичит
тад вайасам тиртхам ушанти манаса
на йатра хамса нирамантй ушик-кшайах

/ШБ 1.5.10/

Он сравнивает все книги, написанные Вьясадевой. Включая философию Веданты. Он говорит, что это вайасам тиртхам. Вайасам означает вороны. Вороны и место их наслаждения. Вы видели ворон? У нас в Индии много ворон. В вашей стране их не так много. Но в Индии, эти вороны, они наслаждаются в месте, где выбрасываются всевозможные отбросы. Они едят всякие отбросы, которые можно найти на мусорной свалке. Они выбирают какой-то мусор, как мухи они выбирают какую-то слизь или гной. Они садятся на испражнения.
мокшикам брамара иччханти.

Но пчёлы, они собирают только мёд.
Даже среди животных это есть. Пчёлы никогда не сядут на испражнения. Обычные мухи, они никогда не собирают мёд.

Точно также есть подразделения. Есть разделения среди животных, среди птиц и также среди человеческого общества. Вы не можете ожидать что обычный человек придёт к сознанию Кришны. Потому что таких людей  научили быть мухами. Им нравятся испражнения. Современное образование направлено на то, чтобы учить людей как становиться мухами и есть только испражнения. Никакого сознания Кришны.

Но вы можете сделать из сознания Кришны улей, пчелиный улей. Те, кто ищут мёда, они найдут его. Понимаете? Не делайте, не превращайте это общество в общество искателей испражнений. Дайте шанс тем, кто ищет мёда. Не обманывайте людей. Они придут.

Итак, здесь Нарада муни говорит, что ты составил столько книг, это всё хорошо. Но в чём смысл? Смысл – это дхарма адая. Ты учишь религиозному принципу. Есть двадцать вимшати дхарма шастра. Ману самхита, законы Парашара муни, общественные устои, это, то, существует множество разных писаний. Они написаны изначально разными мудрецами, но Вьясадев, он составил всё это для того, чтобы люди могли правильно понять все эти писания. Он объяснил все эти книги для пользования человеческим обществом. Это несомненно. Как стать религиозным, как развить экономическое положение, как понять, что такое освобождение. Как удовлетворять чувства, следуя ограничениям.

Как например, в книгах Вьясадевы. Вы найдёте разного рода наставления. Скажем, люди, поедающие плоть. Вьясадев также даёт указание в этом отношении. В тамасика-пуране. Эта пурана предназначена для людей, находящихся в невежестве.  Так он не отрицает никого. Он написал книги таким образом, что каждый человек, читая его книги. Как, например, в школе. Есть разные классы. И разные учебники даются для разных классов.

Точно также, Вьясадев представил всю ведическую литературу так замечательно в форме Пуран, что любой человек может подняться до высочайшего положения, читая его книги.

Скажем, человек попавший в зависимость от одурманивающих средств, в поедание плоти, или он привязан к половой жизни. Поскольку это естественные инстинкты. Никому не нужно давать уроки, учить. Никого не нужно учить тому, как заниматься сексом. Никого не нужно учить тому, как пьянствовать. Правильно? Пьяницы. Никаких проблем напиться. Для этого не существует университетов. Не нужно образовательной системы. Скажем, принимай лсд вот так. Нет, это естественная тенденция. Человек хочет принимать одурманивающие средства. Пить вино, лсд, ганджу, пан. И он легко может этому научиться. Это естественные тенденции. Этому всему можно естественным образом научиться. Какой смысл тогда в книге? Но книга даётся для ограничения. А этого люди не знают.

Когда Вьясадев рекомендует, что вы должны заниматься сексом в браке, - это означает ограничение. Это означает ограничение. Вы не можете заниматься сексом тут и там, без ограничений. У вас должна быть одна жена или один муж. Но также есть на это ограничение. Только для зачатия ребёнка вы можете иметь секс. Есть много наставлений. Суть в том, чтобы наложить ограничение. Не то, что поскольку у меня есть жена, это машина для секса. Нет, нет. Брак не означает этого. Брак не означает, это ограничение.

И ведическая цивилизация направлена на то, чтобы привести человека на трансцендентальный уровень, ограничивая все его глупые привычки, сводя их до нуля. Но не всё сразу. Постепенно, согласно качествам.

Точно также привязанные к поеданию плоти, мясоедению. Хорошо, ведические писания говорят: Хорошо, ты можешь есть мясо. Но, приноси животное в жертву перед божеством богине Кали. И, тогда можешь есть. Итак, тот человек, который ест мясо, он не будет возмущаться. Если, например я скажу, многие люди не возмущаются уже. Как эта девушка, как её зовут? Мадвавилата.  Мадвавилата, она протестовала. Она возмущалась. Она всё время пыталась спросить: Зачем это ограничение, зачем накладывать такое ограничение? Я должен был сказать: если тебе не нравится ограничения, тогда уходи, не общайся с нами. Что можно поделать?

Итак, они не хотят ограничений. Это естественная тенденция. Но эти шастры, они предназначены для ограничений, как например брак. Это ограничение секса. И предложение жертв перед богиней Кали это тоже ограничение на мясоедение. Вы не можете есть мясо, купив его на бойне. Такого не рекомендуется. Если вы хотите есть мясо, тогда вы должны пожертвовать одного козла. Не коров, нет. Козла. Любое бесполезное животное. Хорошо, можете это делать. Рекомендуется приносить в жертву козла. Вы можете. И в Индии мясоедение или поедание плоти не ограничивается. Но нельзя убивать полезное животное:  корову. Это самое полезное животное, корова.

Эти писания, ведические писания предназначены для ограничения нашей жизни, и возвышения. Нарада говорит: Ты объяснил все эти религиозные принципы, чувственное наслаждение, экономическое развитие, очень хорошо.

Итак, поэтому наше движение сознания Кришны просто предназначено для прославления Господа. Это единственный долг наш. Все остальные вещи вторичны. И об этом здесь говорилось. Если вы хотите писать книги, пишите книги, прославляя Господа.

на йад вачаш читра-падам харер йашо
/ШБ 1.5.10/

Нарада говорит читра падам апи. Шридхара свами комментирует, что любая литература за исключением той, которая описывает славу Господа. Любая литература, любая наука это просто словесная  эквилибристика. Просто жонглёрство. Вак чатурйам. Вак означает словарный запас, а чатурйа означает жонглировать. Вы просто выбираете какие-то слова и жонглируете ими, чтобы привлечь внимание людей и убить у них время. Только и всего. Вак чатурйам. читра-падам харер йашо джагат-павитрам прагринита.

Вы можете написать хорошие книги. Используя все свои литературные таланты. Используя метафору. Множество разных приёмов. Люди пишут много хороших книг. Но, если эти книги не прославляют Господа, тогда эти книги подобны месту, где собираются на наслаждение вороны. Потому что такая литература, её будут читать только люди, которые подобны воронам.

Как например, каминам, похотливые люди. Каково их излюбленное место наслаждения? Влагалище. Но это место для мочи. Но они думают, что этим местом можно наслаждаться. Разве может быть приятным место, откуда вытекает моча? Но такой человек до такой степени изощрён, что он думает, что О, это замечательное место. Таково аналитическое изучение и аналитический анализ. Шримад-Бхагаватам протестует (смеются). Но мы должны говорить о правде. И комментатор, Шридхар свами, он даёт этот очень хороший пример: каминам рати стханам. Так же, как похотливый человек находит наслаждение во влагалище, точно также такая литература, бесполезная литература, является объектом наслаждения для людей, которые подобны воронам. Они не лебеди. Лебедь не полетит в такое место. Лебеди найдут места, где есть хорошая, чистая, прозрачная вода и лотосы, лилии, и замечательные деревья и хорошие птицы. Они будут наслаждаться в таких местах. Итак, даже среди животных можно видеть. Среди птиц есть определённое разделение. Если в человеческом обществе нет такого разделения – что за цивилизация это такая? Цивилизация ворон. Цивилизация чёрных ворон. Люди наслаждаются в каких-то совершенно бессмысленных местах: клубах, винных лавках, так называемом кино. Они наслаждаются там.

Нарада сравнивает это, он говорит, что все эти так называемые книги, описывающие дхарма, артху, каму, мокшу, подобны воронам, охотникам за наслаждениями. Но если вы пишите книгу, прославляя Бога, любой, кто будет читать её, он извлечёт сразу же трансцендентное благо из неё. Просто напечатать страницу журнала назад к Богу. Это может произвести революцию в человеческом обществе, в понимании духовной жизни. Не печатайте бессмысленных книг. Пытайтесь хотя бы одну страницу напечатать.

Манаса. Хамса означает лебеди. Поэтому их называют парамахамсы. Человек, достигший высот в духовной жизни, его называют парамахамса. Парамахамса на уровне саньясы.

Есть 4 уровня саньясы: кутичака, бахудака, паривраджикачарья, и парамахамса.

Кутичака, когда человек принимает саньясу, он живёт в домике, за пределами деревни. Но он не идёт домой, не ходит домой. Но он не путешествует, не ходит, не простит от двери к двери. Весь день и ночь он находится в этом домике, и получает от своих родственников еду. Это называется кутичака. То есть он принимает пищу из дома.

На следующем уровне бахудака, когда человек понимает, что я покинул свой дом, - с какой стати я должен получать поддержку из своего дома? Почему я считаю, что этот дом является моим местом? Почему не считать всех своими друзьями? Васудевой. Васудхаива кутумбаках. Все являются моей семьёй, каждый. Это следующая стадия. И поэтому он отправляется, он может идти куда угодно.Он просит: Не могли бы вы дать мне чапати, одну чапати. Кто не даст саньяси? Все дают. И людей также обучают этому.

Каждый грихастха, домохозяин, если приходит саньяси, то он сразу должен принять его, и с большим уважением, это называется ведическая культура. С саньяси нужно обращаться как с детьми  общества. И саньяси до сих пор существуют. Если в деревню приходит саньяси, он получит сотни приглашений. Свамиджи, пожалуйста приходите. Примите вашу бикшу в моём месте. То есть у него не возникнет много трудностей с тем, где достать пищу и где переночевать. Многие люди дадут ему прибежище. Он не будет брошен. Если на самом деле саньяси путешествует через страну, у него не будет проблем. Из деревни в деревню каждый будет его принимать. Это называется бахудака.

И затем, паривраджикачарья. Затем, когда он ещё дальше возвышается, затем он даёт наставления. И, с какой стати он должен только есть, не давая что-то взамен? Он чувствует это. Почему я должен даром принимать пищу от других? Я должен давать что-то. Всё знание, которое у меня есть, я буду распространять его. Это называется паривраджикачарьей. Когда человек опытен во всём, и он поднимается над всеми материальными, над материальной скверной, это называется парамахамса. Хамса, почему? Хамса означает лебедь. Почему его сравнивают с хамсой? У хамсы есть квалификация. Извлекать суть. Если вы дадите лебедю молоко, смешанное с водой, у него есть определённые методы, он просто извлечёт, отделит молоко от воды. Точно также хамса означает тот, кто извлекает суть из этого космического мироздания. И что это суть? Это Кришна.

васудевах сарвам ити
/БГ 7.19/

Всё, всё проявление, все действия, - всё это энергия Кришны. Поэтому Кришна находится в центре. Как например, что представляет собой это материальное космическое мироздание? Это просто Солнце. Только и всего. Точно также существует миллионы Солнц. Поэтому Кришна – конечный источник. Кришна – Сурья.

Сарва-карана-каранам
/Брахма-самхита, 5.1/

Причина всех причин. Итак, тот, кто принимает Кришну, он парамахамса. Итак, каждый вайшнав, каждый преданный Кришны, чистый преданный Кришны это парамахамса.
Итак, мы учим людей становиться сразу же парамахамсами. Сразу же занимать высший уровень саньяси. И метод простой. Просто пение Харе Кришна. Положение парамахамсы. Вайшнав. Вайшнав означает парамахамса. Он выше брамана, выше саньясы.

Но, мы должны быть настоящими вайшнавами. Вайшнав означает

анукулйена кришнану- шиланам анйабхилашита-шунйам
/Бхакти-расамрита-синдху 1.1.11/

У него нет другого желания. У него нет материального желания. Желание означает материальные желания. То есть осквернённое желание. Это не означает что мы не должны желать стать сознающими Кришну. Это желание – настоящее желание. Но все остальные желания анйабхилашита-шунйам. Ради материального благосостояния это не требуется.

Но если мы можем освободиться от материального желания, от всякой склонности к наслаждению плодами, что я делаю что-то, что я должен наслаждаться этим. Я должен быть наслаждающимся. Это называется гьяна-карма. О, я должен пытаться понять Кришну. Используя мой плодовитый ум. Почему? Кришна объяснил о себе, почему бы вам не попытаться Его так, как Он объяснил о Себе. Что за чушь, зачем вам дана способность размышлять? Просто чтобы вы обманывали? Почему? Кришна говорит: Я это, Я то, Я это, Я то. В Бхагават-Гите Он объясняет всё это. Почему бы не понять Его так, как Он говорит о Себе?
Если я говорю, что я из Индии, я родился в Калькутте, у меня пять детей, я раньше был бизнесменом, - зачем тогда выдумывать что-то обо мне? Почему не понять так, как я это объясняю? Какой смысл выдумывать что-то? Если вы на самом деле хотите знать, кто такой свамиджи, свамиджи говорит, что я был домохозяином, я занимался медициной, у меня пять детей, и то, и это. Этого достаточно. С какой стати вы должны, вы хотите знать свами использует какие-то выдумки.
Точно также, эти негодяи, они пытаются понять Кришну. Изощряясь в умственных измышлениях. Нет необходимости в этом.

Итак, уровень парамахамсы. Шридхара свами говорит: хамса джатайо. Джатайо означает великие мудрецы, святые. хамса джатайо. янтрана нираманти кархичит. Как например, наши ученики, люди в сознании Кришны. Если ученика приглашают, ему говорят: Пойдём, посмотрим фильм в кинотеатре. Нет, он никогда не пойдёт. Он никогда не пойдёт, потому что он стал хамсой. Он не ворона, чтобы ходить в такие места. С какой стати? А что там такого?

Итак, хамса. Здесь говорится:
тад вайасам тиртхам ушанти манаса
/ШБ 1.5.10/

Они отвергают. Отвергают. ушанти манаса на йатра хамса нирамантй ушик-кшайах.
Как-то произошёл случай один в моей жизни. Конечно, я на время был домохозяином. Один мой друг, он собирался в кино, со своей семьёй. И он увидел меня. Я был на улице. И он сразу же остановил свою машину, попросил меня поедем, мы едем в кино. Я отказался. Сказал, даже если ты дашь мне тысячу долларов, тем не менее я не пойду в кинотеатр. Он насильно потащил меня. Он потащил меня в этот кинотеатр, хотя я не вошёл в него. Я вернулся назад. Потому что для меня это было безвкусно.

Когда человек полностью освобождается от всех этих материальных желаний, даже если вы предлагаете ему какие-то, какую-то взятку, - он не примет. Такова проверка. на йатра хамса нирамантй. Потому что его ум занят более великими вещами. ушик-кшайах - браман. ушик-кшайах означает браман.

Шридхар свами объясняет. Как например, лебеди. Они черпают наслаждение в манаса сароваре. В месте, где течёт прозрачная вода, где растут лилии, где чудесный сад. Они наслаждаются в таком месте. Вы можете наблюдать лебедей, которые собираются рядом, с лотосами. Они ныряют туда, они запутываются в стеблях. И они черпают наслаждение в этом. Всегда находится в окружении лотосов. Они не подобны воронам, которые наслаждаются, копошась в мусоре. Что там можно найти, в мусоре? Всё это выброшено, какие то остатки, но вороны прилетают туда. Они что-то вытягивают оттуда, находят там что-то. И это естественное различие между воронами и лебедями. Точно также существует различие между человеком в сознании Кришны и обычным человеком. Обычный человек сравнивается с воронами. А человек полностью в сознании Кришны подобен лебедям или уткам.

Затем он говорит:
тад-ваг-висарго джанатагха-виплаво
йасмин прати-шлокам абаддхаватй апи
наманй анантасйа йашо 'нкитани йат
шринванти гайанти гринанти садхавах

/ШБ 1.5.11/

С другой стороны, эти книги написаны очень хорошо, метафорично. И поэзия есть, есть всё. Но нет, они не прославляют Бога. И их сравнивают опять же с тем же местом, где собираются вороны. Но с другой стороны, другая литература, - что это за литература? Литература представлена людям для чтения, которая, может быть, с грамматической точки зрения написана неправильно, но поскольку она прославляет Бога, она может произвести революцию. Она может очистить всё человеческое общество.

Мой гуру махарадж, когда он выбирал статьи для того, чтобы опубликовать их в «Гармонисте». Если он видел просто, что автор несколько раз употреблял слово Кришна, Господь Чайтанья. Он говорил: Хорошо, хорошо, печатайте, пойдёт. Если автор много раз употреблял слово Кришна и Чайтанья, то он говорил, что пойдёт.
Точно также, даже если мы печатаем наш журнал назад к Богу, или какие-то другие книги, на не совсем правильном языке, это не важно, потому что эти книги, эта литература прославляет Бога.

И Нарада как раз это и рекомендует: тад-ваг-висарго джанатагха-виплаво. Джаната агха. Агха означает грехи. Если человек читает одну строчку из этих книг. Хотя, может быть, она написана с ошибками, но если он просто слушает, что там есть Кришна, тогда его греховные действия сводятся до нуля.  джанатагха-виплаво, тад-ваг-висарго джанатагха-виплаво йасмин прати-шлокам абаддхаватй апи. Ананта означает безграничный. Его имя, Его слава, Его качества, описываются там. наманй анантасйа йашо 'нкитани йат. Если эти книги прославляют Господа, даже если они написаны с ошибками, тогда шринванти гайанти гринанти садхавах.

Как например, мой гуру махарадж. Садху, святой человек, он сразу же одобряет: Да, пойдёт. Всё хорошо. Потому что это прославляет Бога. Конечно, для людей, люди могут не понять этого, но стандарт, который дан Нарадой. Вы пишете что-то, но вы должны делать это с целью прославить Верховного. Тогда ваша литература павитра, - чистая литература. И не важно, как бы замечательно литературно, и метафорически, или с поэтической точки зрения, как бы замечательно вы не писали книги, но если они не имеют ничего общего с Богом или Кришной – это вайасам тиртхам. Место паломничества ворон. Такова версия Нарады муни. Мы должны принимать это во внимание.

Одно из качеств вайшнава – это поэтичность. Каждый должен быть поэтичным. Но, эта поэтичность, этот язык поэзии нужно использовать для прославления Бога. Если мы пытаемся понять всё в связи с Кришной, тогда мы понимаем реальность. Вастава, реальность. Если мы просто изучаем что-то, где нет Кришны, - это не настоящее знание. На самом деле Кришна является изначальной причиной всего. Сарва-карана-каранам.

Итак, до тех пор, пока мы не придём, к осознанию Кришны – любое понимание, любое знание несовершенны.

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |