| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 1.8.46
(8 мая 1973, Лос-Анджелес)

вйасадйаир ишварехаджнаих
кришненадбхута-кармана
прабодхито 'питихасаир
набудхйата шучарпитах

/ШБ 1.8.46/

Преданный: Перевод. «Ничто не могло утешить царя Юдхиштхиру в его горе: ни наставления великих мудрецов во главе с Вйасой, ни Сам Господь Кришна, вершитель сверхчеловеческих дел, ни примеры из истории».

Шрила Прабхупада: Итак, Махараджа Юдхиштхира был очень опечален. Он думал, как вайшнав: «Я ничтожный царь и ради того, чтобы посадить меня на трон было убито так много людей». Это была величайшая война за всю пяти тысячелетнюю историю. Война на Курукшетре. Сколько людей погибло? Шесть миллионов четыреста тысяч людей погибло в битве. Какова статистика последней войны? Сколько людей погибло? Есть ли статистика? Два миллиона. А здесь шестьсот сорок миллионов. Итак, где больше? (смех) Харе Кришна. Сколько бы ни было, выгоды никакой, ноль, добавляете или отнимаете.

Так или иначе, погибло очень много людей и Юдхиштхира Махараджа, будучи вайшнавом, хотя он был кшатрием... Обязанность кшатрия это сохранять свою власть ценой жизни даже собственного сына. Такова природа кшатрия. Кшатрий, если ему бросают вызов… Например Бхишмадева. Бхишмадева был дедом Арджуны, очень добрым дедом. Дело в том, что Пандавы: Юдхиштхира Махараджа, Бхима, Арджуна, Накула, Сахадева, когда умер их отец они были маленькими детьми и естественно Бхишма – дед династии, ему пришлось заботиться о детях, воспитывать их. С одной стороны он дед и он очень любит своих внуков, особенно тех, кто остался без отца. А его невестка Кунти была настолько беспомощна. Дело в том, что Дхритараштра, его семья всегда предпринимали попытки убить Пандавов, а Видура и Бхишмадева защищали их.

Тем не менее, хотя он так любил их, когда была объявлена война, Бхишмадева стал на сторону Дурйодханы. Он не стал на сторону Пандавов, хотя они были его любимыми внуками. Он ответил: «Эта сторона, сторона Дурйодханы, они содержат меня, они кормят меня. Я не могу пойти против них. Это невозможно». Естественно Бхишмадева перешёл бы на сторону Пандавов, потому что очень любил их, но он сказал: «Это исключено. Потому что они содержат меня». Таков долг. Если кто-то вас содержит, вы должны быть очень благодарны ему. Это примеры Ведической культуры. Его никто не содержал, но поскольку он не претендовал на царство, он думал, что он зависит от этой семьи. На самом деле царство принадлежало Бхишмадеве, но он пообещал... Его отец хотел жениться на Сатьявати, а в то время его отец был уже достаточно старым, а Бхишмадева был взрослым юношей – 20-22 года. Но его отец, поддавшись зову природы, хотел жениться снова.

Бхишмадева сын матери Ганги. Отец Бхишмадевы женился на Богине – на Матери Ганги, на Божестве реки Ганги. Она была очень красива и она согласилась выйти за отца Бхишмадевы на одном условии. Каком? Что все дети, родившиеся у Ганги, будут выброшены в Гангу. Такое было условие. И если царь согласится, она выйдет за него. А когда мужчина теряет голову от женщины, он на всё согласен. И он согласился: «Да, я брошу в воду всех детей. Не беспокойся. Выходи за меня». (смех) Майа-мохита.

майа-сукхайа бхарам удвахато вимудхан
/ШБ 7.9.43/

Весьэтот мир, негодный мир, очарован женщиной. Женщина очарована мужчиной, мужчина очарован женщиной. Вот что связывает всех в этом материальном мире.

пумсах стрийа митхуни-бхавам этам
/ШБ 5.5.8/

Я несколько раз объяснял – весь этот материальный мир основан на этом влечении. (запись прервана)

йан маитхунади-грихамедхи-сукхам хи туччхам
/ШБ 7.9.45/

Есть множество поучительных стихов. Здесь сексуальное наслаждение является самым главным и люди очарованы этим. Такова жизнь.

Так или иначе, даже отец Бхишмы потерял голову. И таким было условие. Так, каждого родившегося ребёнка бросали в воды Ганги. Итак, когда в Ганге должен был оказаться Бхишма, отец возразил: «Нет, я не могу этого позволить, я не могу этого допустить». «Тогда я ухожу». «Ты можешь уйти, но я оставлю этого ребёнка». И так Ганга, Мать Ганга, оставила отца Бхишмы. Отец воспитал Бхишму. Он подрос. Но вновь его отец потерял голову от Сатьявати. Сатьявати до своего замужества…

Сатьявати была дочерью рыбака. Рыбак. В вашей стране нет таких различий, но в нашей стране есть классы. Есть определённый класс рыбаков. Их девушки и женщины очень стройные, их тела очень привлекательные. И Сатьявати была дочерью рыбака, а отец Бхишмы влюбился в неё. Он отправился к рыбаку. Он был царём. «Отдай мне свою дочь. Я женюсь на ней». «О, ты уже женат, у тебя есть сын. Зачем мне отдавать тебе свою дочь?» «Нет. Я царь, я буду содержать её». «Нет, нет, нет, я не хочу отдавать». До сих пор в Индии, если мужчина хочет жениться, и если у него есть дети от его бывшей жены, то люди неохотно отдают ему свою дочь, потому что есть пасынки. Никто не хочет, чтобы моя дочь испытывала беспокойства от этих пасынков. Поэтому это до сих пор распространено, что вторые браки довольно сложно проходят. Но сейчас это уже в прошлом.

Итак, подросший сын Бхишмадев, он понял, что мой отец хочет жениться на этой девушке и он пошёл просить рыбака: «Почему бы тебе не отдать свою дочь моему отцу?» «Нет, нет, я не могу отдать свою дочь твоему отцу. Ты его сын. Ты унаследуешь царство, а сын моей дочери ничего не получит. Как я могу отдать свою дочь?». И Бхишмадева сказал: «Я не приму царство. Я обещаю, что сын твоей дочери унаследует царство». «Нет, нет, нет. Я всё равно не могу согласиться». «Почему?» «Ты женишься и твой сын унаследует царство. Мой внук не станет наследником». Он всё предусмотрел, пака-бизнесмен. (смех) И тогда Бхишмадева пообещал: «Отдай свою дочь моему отцу, а я обещаю, что не женюсь. Тогда у меня не будет сына и естественно сын моей мачехи унаследует царство». И тогда тот согласился.

Итак, отец Бхишмадева, хотя ему было неловко, что сын его хлопотал о его невесте, тем не менее, он понял, что мой сын настолько чувствителен, он понял: «Мой сын такой внимательный, я хотел жениться и он всё устроил», и он дал ему одно благословение: «Мой дорогой сын, ты останешься брахмачари. Я понимаю. Но я даю тебе одно благословение, пока ты не захочешь сам умереть, ты никогда не умрёшь». Иччха-мритью. «Вот тебе моё благословение. Ты не умрёшь, пока сам не захочешь того, никто тебя не сможет убить, и ты никогда не умрёшь».

И поскольку он дал серьёзное обещание, что не женится и отказался от царства, его назвали Бхишмой. Бхишма значит «очень серьёзный». Итак, этот Бхишмадев на самом деле содержал всю семью Пандавов. Иными словами, Панду и Дхритараштра были сыновьями приёмной матери, а поскольку Бхишмадева был старшим сыном, фактически он поддерживал даже Дхритараштру и Панду. А затем Панду умер и его сыновья – Пандавы, Юдхиштхира и другие воспитывались Бхишмадевой с большой любовью.

Но когда была объявлена война, Бхишмадева сражался очень жестоко и Кришна должен был защищать Арджуну. В Махабхарате есть история. На самом деле Бхишмадева любил их, поэтому Дурйодхана подумал: «Мой дед не сражается в полную силу, потому что на другой стороне сражаются его любимые внуки. Я тоже его внук, но я не такой любимый. Однако на другой стороне Пандавы, они остались без отца, и поэтом  он очень сильно любит их и поэтому он сражается лишь формально, он не сражается в полную силу». Он пожаловался. На самом деле это было не так. Он сказал: «Мой дорогой дед, ты не сражаешься с Арджуной в полную силу. Я это понимаю». «Что? Я не сражаюсь? Так что ты думаешь?» «Я хочу, чтобы ты решил убить их завтра всех. Ты можешь это сделать». «Хорошо, я это сделаю. Если ты сомневаешься в моей доблести, я это сделаю». И он изготовил пять особых стрел, чтобы убить пятерых братьев на следующий день. Дурйодхана попросил своего деда: «Позволь мне оставить эти пять стрел у себя, а завтра утром я доставлю их тебе, иначе они могут потеряться».

Кришна – Параматма, Он знает всё. Он видел: «Завтра Пандавам угрожает опасность. Бхишма решил убить всех Пандавов». И Он попросил Арджуну: «Арджуна, сегодня вечером отправляйся к Дурйодхане». В былые времена была традиция, днём шла битва, а вечером они становились друзьями. Они приходили друг к другу в лагерь, разговаривали, сидели, как друзья. Не было вражды. И как-то Дурйодхана пообещал Арджуне: «Я хочу дать тебе какое-то благословение. Можешь попросить». Арджуна сказал, Дурйодхана был старше Арджуны, он сказал: «Я попрошу, когда придёт время». И Кришна напомнил ему: «Сегодня вечером ты должен отправиться к Дурйодхане и попросить его отдать тебе эти пять стрел, которые он тайком хранит у себя. В противном случае завтра вам придёт конец».

Арджуна отправился к Дурйодхане в лагерь. Дурйодхана тепло принял его: «Заходи брат. Что ты хочешь?» Он думал: «Мы сражаемся, Арджуна пришёл просить у меня царство без боя». Они, кшатрии были очень щедрые. Он сказал: «Да, если ты хочешь попросить у меня царство без сражения, я готов отдать тебе». Но кшатрий никогда не будет просить: «Господин, дай мне без сражения…» Нет. Если они могут завоевать государство в бою, то только тогда они будут считать его своим. Таков дух кшатрия. Он ответил: «Нет, я не пришёл просить у тебя царства. Мы будем сражаться, мы будем продолжать воевать, но я хочу попросить у тебя те пять стрел, которые ты хранишь». И тот сразу же отдал ему их. Хотя он был очень осторожен, чтобы эти пять стрел не потерялись, но обещание есть обещание. Он тот час же отдал их ему. И Бхишма позже понял, что Арджуна забрал хитростью эти пять стрел и, тем не менее, он пообещал: «Даже без этих пяти стрел сегодня я убью Арджуну. Если только Кришна не окажет Арджуне особую защиту, он не сможет уйти от меня. Либо Кришна будет вынужден нарушить Своё обещание, либо его друг будет убит».

Когда Кришна присоединился к Арджуне, Он сказал, что не будет сражаться: «Я могу помочь тебе, став твоим колесничим, но я не могу сражаться». Потому что Арджуна должен был завоевать царство в бою. Если же Кришна будет сражаться, то люди скажут, что Кришна выиграл это сражение, не Арджуна. Поэтому Он уклонился от сражений. Было предопределено. Сражался Кришна или не сражался, но поскольку Он был на стороне Арджуны, исход сражения был уже предопределён в пользу Арджуны. Это объясняется в Бхагавад-гите.

йатра йогешваро харих
/БГ 18.78/

Там где Кришна, там всегда победа. В этом нет сомнения.

Итак, состоялась жестокая битва между Арджуной и Бхишмой. Колесница Арджуны разлетелась на кусочки и он упал. И когда Кришна увидел, что сейчас Арджуна будет убит, Он нарушил Своё собственное обещание, Он схватил колесо от колесницы и бросился на Бхишму: «Сейчас Я убью тебя». И Бхишма тут же сложил своё оружие: «Таковым было моё обещание, – сказал он. – Я хотел, чтобы либо Ты нарушил Своё обещание, либо Твой друг будет убит. Но сейчас, раз Ты нарушил Своё обещание я отказываюсь от сражения, но не ожидай, что я буду сражаться с Тобой». (смех). Кришна ответил: «Да, Я сохранил твоё обещание, но нарушил Собственное. Ты решил, Ты пообещал...».

Так поступает Кришна. Бхишма был преданным, великим преданным Кришны и он пообещал что, либо Кришна нарушит Своё обещание, в противном случае Его друг будет мёртв. И Он нарушил Своё обещание. Иногда Кришна нарушает Собственные обещания ради Своего преданного. Никто не должен нарушать своих обещаний, но Кришна так добр, что ради защиты Своего преданного Он может пойти на всё что угодно. Он может также нарушить Своё обещание. Таково положение Кришны.

Бхишма очень любил Пандавов. Когда Бхишма лежал на ложе из стрел, готовясь к смерти, Кришна пожелал, чтобы Пандавы пришли к Бхишме и выслушали его наставления. Поэтому, несмотря на его совет Махарадже Юдхиштхире, он сказал ему: «Ты не сделал ничего плохого, ты думаешь, что ты ради себя убил стольких людей, но ты не ответственен за это. Ты не грешник». Для кшатрия убивать не есть грех. И если брахман приносит в жертву животное на жертвеннике, это не грех. Об этом сказано в Бхагавад-гите,

са дошам апи на тйаджет
/БГ 18.48/

Убийство грех, но обязанность кшатрия убивать. Если он не убивает, то он не может стать совершенным кшатрием. Дело в том, что он должен защищать, а на свете так много демонов, негодяев. Если царь следует принципу ненасилия, как он сможет защищать своих граждан? Нет, у него ничего не выйдет. Так, долг царя, как только он видит какой-то нежелательный элемент, он сразу же убивает его. Это истинная защита.

Например, когда Парикшит Махараджа объезжал своё царство, он увидел как один чёрный человек пытается убить корову. «Кто ты? – спросил он тот час же. – Ты пытаешься убить корову в моём царстве? Я убью тебя». И он сразу достал свой меч. Таков царь. Не подумайте, что животных не нужно защищать, защищать нужно только людей. Нет. Это неправильно. Праджа. Праджа это тот, кто родился в царстве. Это называется праджа. Так, животные тоже американцы, как и люди, но правительство не защищает животных. Такое негодное правительство. Тогда такого не было. У всех были равные права.

Ваша страна говорит о равенстве прав. Почему не говорится о равноправии животных? Это проблема. Это всё возникает из-за отсутствия сознания Кришны. Человек в сознании Кришны не будет делать таких разделений. Чтобы есть животных, они придумывают философию, говоря, что у животного нет души и поэтому его можно убивать. Нет. Это нонсенс. У каждого есть душа. Даже у маленького муравья есть душа. Но они убивают, чтобы есть и придумывают философии. Господь Иисус Христос сказал: «Не убий», а сейчас они интерпретируют его слова: «Убийство подразумевает убийство человека». Но об этом не сказано в Библии. Они придумывают собственные трактовки Библии и этические принципы. Поэтому они теряют всякую ценность – их выводы. Их выводы не имеют ценности. Они бесполезны. Нельзя менять слова авторитета. Если вы верите в Господа Иисуса Христа, вы не можете привносить изменения как вам удобно. Это мошенничество. Вы не можете быть христианином, если вы нарушаете указания Господа Иисуса Христа. Но они так поступают. Как сейчас христианские священники... У нас была встреча в Сиднее. И один священник спросил меня: «Что вы сделали такого, что сейчас они не ходят к нам». Я ответил ему: «Вы всё время нарушаете 10 заповедей и вы удивляетесь, спрашивая что мы сделали? Иисус Христос говорит, – Не убий, а вы убиваете в массовом количестве и, тем не менее, вы считаете себя христианином? И вы не понимаете, что вы сделали? Вы постоянно сбиваете людей с толку». Я сказал ему это. Он не был очень доволен моими откровенными ответами (улыбается), но он признал...

Так или иначе... Для кшатрия, такого как Махараджа Парикшит... Если кшатрий придерживается принципа ненасилия... Как, например наш Махатма Ганди начал ненасилие в политике. Это была политика, но в политике не может идти речь о ненасилии. Это глупость. На самом деле Индия обрела независимость не благодаря ненасилию. Это великая история. Индия обрела независимость... Ганди сражался ненасилием в течении 30 – 35 лет, но результата не было. Однако, один из лидеров, когда он начал сражаться, то где-то через год англичане ушли. Итак, в политике нет и речи о ненасилии. Царь, защитник, кшатрий… Кшатрий значит кшат… Кшат значит вред, а тра – освободитель. Долг кшатрия спасать того, кому угрожают. Это кшатрий. Например, корове угрожали. И как только Махараджа Парикшит увидел это, он сразу же достал свой меч, чтобы убить убийцу. Это кшатрий.

Поэтому кшатриям позволяется отправляться в лес на охоту, убивать животных там. Потому что ему необходимо тренироваться в этом. Каких животных? Не коров, простых животных. Он может убить одного тигра, одного льва, дикого кабана, хищных животных, свирепых животных. Это долг кшатрия. Он не должен был стрелять в кроликов или в невинных птиц ради развлечения. Такие развлечения не были дозволительными. Если вы хотите убить кого-то, убейте носорога. Тогда это даст представление о вашей силе. И кшатрии это делали. Даже 25 лет назад Махараджа Джайпура отправлялся в лес каждый год и он вступал в бой с тигром имея лишь одну саблю. Он сражался с тигром в джунглях и он был таким опытным воином, что убивал его. И тогда тигра несли в процессии, в царской процессии. Поскольку царь говорил: «Тигр царь леса, или лев царь леса. Я тоже царь. И потому после его смерти ему должна быть устроена царская процессия». Такова была традиция.

Итак, кшатриям было свойственно убивать, они практиковались в этом. Если они не практикуются в этом, как они могут убивать? В наше время президенты практикуются лишь в курении. (смех) А если начинается война, они прячутся в безопасном бункере. А бедные юноши призываются на войну, идут и погибают там. Это не кшатрии, это шудры. Кшатрий, если начинается война, царь должен быть впереди всех. Царь другой страны тоже. Царь сражается с царём, солдаты с солдатами, в зависимости от своего положения. Если царя убивают, то объявляется победа. Совсем не обязательно чтобы все солдаты погибали. Нет.

На самом деле это Ведическая культура и вы прочтёте об этом в Махабхарате, в Бхагавате тоже. Мы пытаемся, насколько это возможно, объяснить всё это.
Брахманы, кшатрии, ваишйи, шудры – это естественное деление общества.

Итак, сражаться должны кшатрии. В Индии, поскольку до сих пор ещё остались некоторые кшатрии, юношей не призывают в армию. Сами кшатрии, люди из сословия кшатриев добровольно приходят в армию. Они не убегают. Они будут рады служить в армии, потому что в их жилах течёт кшатрийская кровь. В Индии нет проблемы с призывом. Но когда людей обучают как шудр, как они могут сражаться? Поэтому эта система очень научна.

чатур-варнйам майа шриштам
гуна-карма-вибхагашах
/БГ 4.13/

Общество должно быть разделено. Оно уже существует, это деление, оно естественно. Мы должны лишь выбрать. «Этот мальчик брахман, этот мальчик кшатрий, этот мальчик ваишйа, а этот мальчик шудра». И им нужно дать отдельную, разную работу. И тогда будет мир. Если человек занят в соответствии со своими естественными наклонностями, то он будет успешен. Но если вы дадите какую-нибудь другую работу, это всё равно, что поставить телегу перед лошадью, это успеха не принесёт. Поэтому Кришна говорит... Вы можете сказать, что нет необходимости в кшатриях, пусть все будут шудрами. Но нет, тогда будет социальный скандал. Всё должно быть. Должен быть брахман и должен быть кшатрий, должны быть ваишйи и шудры. А государство должно следить за тем, чтобы эта система научно соблюдалась, и чтобы люди получали образование, соответственное их природе. Это обязанность царя. Он должен следить за тем, чтобы те, у кого дух кшатрия обучались как кшатрии, брахманы обучались как брахманы. Всё это необходимо.

Например, в вашем теле есть четыре отдела: есть голова – это брахманы, есть руки – это кшатрии, есть живот – это ваишйи, есть ноги – это шудры. Также как голова необходима, также необходимы ноги. Вы не можете сказать: «Обойдёмся одним классом». Нет. Но современная тенденция, – Обойдёмся одним классом. Поэтому такое смятение в обществе. Должны быть четыре класса. Это научная система.

Итак, наше Движение сознания Кришны пытается дать образование брахманам. Если общество воспользуется нашей помощью и будет действовать, как подобает обществу, если будут кшатрии, ваишйи, шудры, тогда будет мир и процветание. В противном случае будет хаос и смятение.
Спасибо вам большое.
 
 Приложение.

Темы, раскрытые в этой лекции:

1. Дух кшатрия.
2. Бхишмадева. Особенности его жизни, смерти и сражения.
3. Признаки гармоничного общества.

 

Лекцию транскрибировала
ученица РНС
Шобха Радхика даси
Пермь, Россия

20 марта 2011 г.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |