| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 1.8.46
(26 октября 1974, Майяпур)

Прадьюмна: "Ничто не могло утешить царя Юдхиштхиру в его горе: ни наставления великих мудрецов во главе с Вйасой, ни Сам Господь Кришна, вершитель сверхчеловеческих дел, ни примеры из истории".

Шрила Прабхупада:
вйасадйаир ишварехаджнаих
кришненадбхута-кармана
прабодхито 'питихасаир

набудхйата шучарпитах
/ШБ 1.8.46/

После битвы на Курукшетре, когда всё было улажено, Махарадж Юдхиштхира, который был хорошо известен как Дхармарадж, очень праведный царь, был очень сильно опечален. Говорится, что за 18 дней на поле битвы на Курукшетра были убиты 64 крора людей. Так как Махарадж Юдхиштхира был очень праведным, поэтому ему не понравилась то, что столько людей было убито просто ради того, чтобы его короновать на царство. Он был очень расстроен, что «Из-за меня было убито так много людей. Насколько я стал греховным, хотя я собираюсь быть царём». Но у него не было причины скорбеть. Даже такие учёные мудрецы, как Вьяса…. Поэтому он сказал, вйасадйаих. Не только Вьяса, вйасадйаир Ишвара. И там был Кришна, Он является Ишварой, ишварах парамах, не просто обычная Ишвара, но верховный Ишвара. Ишвара означает контролирующий. Итак, есть много разных видов контролирующих, но верховный контролирующий это Кришна.

ишварах парамах кришнах
сач-чид-ананда-виграхах
/Брахма-самхита 5.1/

Итак, он также пытался убедить Махараджа Юдхиштхиру, что это был его долг. Для кшатрия, в праведной войне, дхарма-йуддха... Дхарма-йуддха... Поэтому поле битвы Курукшетра называется дхарма-кшетра. Хотя они сражались, но поле битвы было не обычным полем. Это дхарма-кшетра потому что сражение происходило под наблюдением Кришны, Дхарма-сету, лидера всей религиозности. Сражение происходило под его надзором, под его опекой. Поэтому это сражение не было обычным. Люди не могут понять, как сражение может быть за религиозные принципы. Да, сражение может также быть за религиозные принципы – но не нынешние сражения. Современные сражения, политики, по своей прихоти, объявляют войну, это не религиозное сражение, и поэтому оно отвратительно. Оно служит их политическим целям. Когда политики не могут контролировать массы людей, которые не удовлетворены, они составляют заговор, чтобы объявить какую-то войну, так, чтобы в конце-концов их внимание отвлеклось. Это политика. Но битва Курукшетра была не таким сражением. Человек должен хорошо знать битву на Курукшетре. Это была дхарма-йуддха.

дхарма-кшетре куру-кшетре самавета йуйутсавах
/БГ 1.1/

Почему они установили, что сражение должно произойти на дхарма-кшетра? Они должны сражаться, йуйутсавах. Было установлено, что они будут сражаться, но почему они выбрали дхарма-кшетра? Это ведическая система. Даже до нынешних дней, в деревнях, не в городах… В городах, как только возникает какое-то недопонимание между мной и вами, мы идём в суд, будь до уголовный суд или гражданский суд, чтобы всё разрешить, и это занимает годы, чтобы что-то решить. Это продолжается. Я видел, что это длится поколения. Проходит одно поколение, другое поколение, сражение продолжается в суде. Но если люди обладают сознанием Кришны, то это может быть разрешено за несколько минут. Среди деревенских жителей по-прежнему эта система действует в Индии, там, где есть какое-то столкновение, они идут к святому или в храм, чтобы всё уладить.

Также как когда Санатана Госвами был во Вриндаване, поэтому когда в этом районе были какие-то столкновения между двумя группами, то они приходили к Санатане Госвами: Баба,  ап иско пхарс лакхарджи. Баба означает святой человек. Итак, они приходили к Санатане Госвами, и они просили его стать посредником, арбитром, чтобы всё уладить. И какой бы вердикт или заключение он ни дал, они принимали, что «Баба, сказал. Это правильно». Поэтому Шринивас Ачарья молился Госвами, дхирадхира.

кришноткиртана-гана-нартана-парау, дхирадхира-прийау
/Шад-госвами-стотра Шринивасы Ачарьи/

дхирадхира-прийау. Есть два вида людей. Один это дхира — очень образованные, здравые, пребывают в знании, мудрые. Их называют дхира. Поэтому Кришна говорит дхирас татра на мухйати.

дехино 'смин йатха дехе
каумарам йауванам джара
татха дехантара-праптир
дхирас татра на мухйати
/БГ 2.13/

Он особенно упоминает слово дхира. Дхира означает трезвый, учёный… Обычно в английском языке мы называем «джентльмен». Джентльмен означает то, что он должен быть здравым, учёным и вдумчивым. Это джентльмен. Но в наши дни джентльмен отличается – просто на основе одежды. Дхира и aдхира. Итак, есть два класса людей, и Госвами были очень дороги двум классам людей, дхирадхира. Это признак святого человека, саматитйа. Саматитйа: у них нет врага.

аджата-шатравах
/ШБ 3.25.21/

Даже aдхира, святой человек считается другом, и даже дхира, он считает другом.
пандитах сама-даршинах
/БГ 5.18/

Это дхира. Итак, эти святые люди также советовали, Вьясадева, и вйасадйаих, не только Вьясадева. Там были другие большие, большие святые личности. Монархия, как это воспринимается в ведической цивилизации, это не эта монархия. Также как у нас есть опыт в истории, монарх означает получать деньги и тратить их на вино и женщин. Не такого рода монарх. Монарх означает царь… Идеальная монархия — Махарадж Юдхиштхира, Махарадж Парикшит  — они были очень продвинуты в духовном знании, в административном знании, в экономическом развитии. Все они были в совершенстве образованы, и они получали руководство от таких святых как вйасадйаих. Вйасадйаих. Махарадже Рамачандре давал наставления Васиштха. Итак, царям давал руководство совет святых. Большие, большие, учёные, святые личности, брахманы, давали совет царю. Он уже учён. Был такой случай, Вена Махарадж, отец Притху Махарадж. Он был большой выскочкой. Поэтому совет учёных брахманов и святых убил его. Потому что он не слушал совет святых личностей, брахманов, поэтому он был убит и на трон был посажен его сын, Махарадж Притху. Было много таких случаев. Если царь был выскочкой, то брахманы, они были такими могущественными, что им не надо было оружия, они могли убить его просто с помощью слова.

Итак, эта монархия отличается. Люди сейчас, приняли демократию. Демократия также упоминается в Шримад-Бхагаватам, что в Кали-югу больше не будет монархии или царства, управляемого кшатриями, но среди людей, те из них, которые будут более ловкими, и так или иначе они получают голоса людей, то он будет сидеть на троне. Это утверждается. Так или иначе. Поэтому, у людей проблемы, потому что так много негодяев, им так или иначе удается получить несколько голосов и стать президентом и министром и… Итак, что они знают? Они не знают, как управлять, как принести мир в страну. Но эта монархия, Махарадж Юдхиштхира, только посмотрите. Потому что из-за его личного интереса было убито так много людей, поэтому он сожалел. Только посмотрите. Не так что, так или иначе, вы разделяете Индию: «Давайте я стану премьер-министром, и всё». У нас есть политическая информация, что в Индии, когда было,… предложение на раздел, Ганди был полностью против этого разделения. Он сказал, «Лучше у меня не будет независимости, тем не менее, я не позволю, чтобы страна была разделена». Он был очень твёрд в этом. Но он отсутствовал, и в это время большой премьер-министр подписал это, согласился, на раздел, потому что он хотел быть премьер-министром в любом случае, так или иначе. «Пусть страна катится в ад». Происходит эта политика.

Нет…Юдхиштхира не был таким: «Пусть… Так или иначе, пусть я буду Царём. Пусть было убито так много людей. Не важно». Нет. Он сожалел, настолько сожалел, что его не могли успокоить даже наставления Кришны и таких святых людей, как Вьясадева. Он сожалел. Конечно, он принимал, он лично ему было очень, очень жаль, что «Так много людей было убито из-за меня». Но что можно было поделать? Это было желанием Кришны. Кришна приходит —

паритраная садхунам винашая ча душкритам
/БГ 4.8/

У него два занятия. Итак, Он хотел установить на царство Его представителя. Он хотел, чтобы "Махарадж Юдхиштхира это верный представитель. Он должен быть коронован на трон всего мира». Раньше Бхаратаварша означала всю эту планету, не этот маленький кусочек земли. Теперь это называется Индия. Но Бхаратаварша означает вся планета, эта планета. Там был один флаг. Вплоть до Махараджа Парикшита там был один флаг, а не так как в настоящее время, есть сотни и тысячи флагов. Вы американцы, вы знаете. В Нью-Йорке, когда мы проходим мимо здания Объединенных Наций, мы видим там так много флагов. Они объединены, но везде количество флагов увеличивается, разъединение. Не так. На самом деле, благодаря монархии, благочестивый царь, по всему миру было единство. По всему миру. И на поле битвы Курукшетра было семейное сражение, поэтому все цари из разных частей мира присоединились к той или иной стороне. Это упоминается в Бхагават-Гите.... Но тем не менее, Махараджу Юдхиштхире не нравилось, что так много людей было убито ради того, чтобы его короновать, но так хотел Кришна. Кришна желал. Кришна хотел этого… Дурьйодхана, они были подобны демонам, просто занимались политикой и дипломатией. Их единственным занятием было…Дхритараштра вместе со своими сыновьями, просто занимались политикой для того, чтобы убить Пандавов и захватить царство. Это их политикой.

Итак, политический глава, глава исполнительной власти, конечно, он должен быть разумен, чтобы понимать дипломатию и политику, но его единственной целью является смотреть за тем, чтобы люди в целом были счастливы. Это его задача. В наши дни, политические партии просто занимаются тем, чтобы удерживать своё положение. Все политические партии, - я лично видел, - просто строят планы на то, как удержать своё положение в правительстве, чтобы их не сбросили с трона, и не пришла другая партия. Всё время потеряно. Когда они будут думать, что «Нет, люди страдают из-за недостатка пищи. Люди страдают из-за ненужного увеличения цен, хотя всё доступно на чёрном рынке. Как с этим справиться?». Это первая обязанность правительства. Но никому нет никакого дела. Сотни и тысячи людей голодают, безработные, но они получают свои жирные зарплаты, и они удовлетворены. Забирают налог с дохода и делят между собой и всё.

Итак, Махарадж Юдхиштхира не был царём такого рода. Поэтому он был известен как Дхармарадж Юдхиштхира, наиболее благочестивый царь. Поэтому теперь он скорбел, и

прабодхито 'пи, прабодхито 'пи
/ШБ 1.8.46/

Он пытался успокоить Махараджу Юдхиштхиру, "Не горюй. Это сделано с хорошей целью установить
дхарма-самстхапанартхайа
/БГ 4.8/

поэтому не сожалей», но тем не менее, он не мог успокоиться. шучарпитах. Шуча означает беспокойство. Он был так обеспокоен в уме, что он не мог обрести удовлетворение.

Итак, следующий стих? Или ты можешь говорить...

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |