| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 1.8.51
(13 мая 1973, Лос-Анджелес
)

стринам мад-дхата-бандхунам дрохо йо 'сав ихоттхитах
кармабхир грихамедхийаир нахам калпо вйапохитум

/ШБ 1.8.51/

Джагадиша: (Перевод) "Я убил множество друзей женщин, посеяв такую вражду, что это невозможно искупить никакой материальной благотворительностью".

Шрила Прабхупада: Итак, здесь мы видим особое упоминание о женщине, стринам. Раньше указывалась бала-двиджа. Э-э? Предыдущий стих?

бала-двиджа-сухрин-митра-питри-бхратри-гуру-друхах
/ШБ 1.8.49/

Бала. Бала, значит дети. Двиджа. Двиджа значит брахмана или Вайшнава, которые полностью заняты развитием духовного знания.

брахма джанатити брахманах
Тот, кто знает, что такое Абсолютная Истина, Брахман.

Итак, дети, брахманы, и здесь сказано стри, женщины. В соответствии с ведическими принципами, дети и брахманы, старики и женщины не имели недостатков. Они были вне законов государства. Их недостатки никогда всерьёз не воспринимались. Они невинны. Их необходимо защищать. Теперь пропагандируется, что у женщины должны быть равные права с мужчиной. Это не ведическая концепция. Ведическая концепция такова, что женщину необходимо защищать. Она не обладает независимостью.
Также как ребёнок. Все эти дети, их матери всегда очень внимательны. Ребёнок идет, куда-то, и она внимательно смотрит. Поэтому такая зависимость необходима. Если ребёнок говорит, «я независим», это не пойдет ему во благо.  Об этом ребёнке надо заботиться. Тогда всё будет хорошо.
Подобным образом это также относится к женщине. Также такие старики как мы. Обо мне постоянно заботятся. Подобным образом о брахмане необходимо всегда заботится в первую очередь. Сначала защита брахманов, святых людей. Это цивилизация. Это человеческое общество. Не так, что к женщинам, детям и брахманам можно относиться как к собакам и кошкам. Нет, это не цивилизация.

Итак, Махараджа Юдхиштхира очень сильно скорбит: «Я убил так много людей, и некоторые из них были отцами, некоторые из них были братьями, некоторые из них были сыновьями, некоторые из них были мужьями женщин. И так как я убил их, теперь общество женщин лишилось защитников». Итак, он... Только взгляните, как сильно он горюет, думая о положении женщины.
А люди еще обвиняют, что в Индии положение женщины подобно рабам. Просто посмотрите. Царь так серьёзно думает о женщине, и правда ли это, что в Индии к женщине относятся как к рабам? Кому какое дело до рабов? А тут столько беспокойства. И это всё царь. Да. Царь защищает всех, особенно тех, кто беспомощен.

Итак, женщину в детстве защищает отец, и когда она стала взрослой девушкой, молодой, хотя отец готов оказать ей защиту во всех отношениях, но к этому времени у неё возникли половые желания. В этих обстоятельствах, долгом отца является отдать руку своей дочери хорошему молодому человеку, чтобы он заботился о ней. Это замужество. Канйа-дана. В соответствии с ведической системой, канйа, означает дочь, которая отдаётся как милостыня. Чтобы найти подходящего…
На практике, я хочу сказать, в нашем детстве, мои сёстры вышли замуж в возрасте от 9 до 12 лет. Моя старшая сестра вышла замуж, когда ей было 9 лет, перед моим рождением. Она была старшей. И моя вторая сестра была выдана замуж в возрасте 12 лет. И моя третья сестра была выдана замуж в 11 лет. Итак, к 12 годам, замужество должно быть завершено. Это был долг отца. Я помню, так как моей второй сестре исполнялось 12 лет, моя мать говорила отцу, что «я пойду на реку и совершу самоубийство. Дочь не выдана замуж». (смеётся) Видите. Отцу было очень неудобно, «Да, я пытаюсь. Что я могу поделать»? (смеётся) И затем следующее поколение, затем моё… Я также был женатым человеком, понимаете. Я был женат, когда моей жене было только 11 лет. В возрасте 14 лет она родила первого ребенка. И следующее поколение, когда моя старшая дочь была выдана замуж в возрасте 16 лет- возраст немного увеличился – но я был очень расстроен, когда дочери исполнилось 16 лет.
Но сейчас всё поменялось, никого уже не заботит, вышла дочь замуж или нет. Но это не хорошо. Другая проблема это то, что везде в мире, женское население больше, в среднем, чем мужское население.

Итак, всех девушек необходимо выдать замуж, тогда не будет недостатка в мужском населении. Поэтому, в соответствии с ведическими ритуалами, те, кто находятся в высшей касте, такие как кшатрии или брахманы, в особенности, и также другим, им позволялась полигамия. Полигамия разрешена. Также как наша самая возвышенная личность Кришна, Он женился на 16 000 жен. Он Бог (смех). Если у вас не будет так много жен, как вы можете быть Богом? Не так что 16 000 жен, и с каждой женой вы видитесь один день, так что её следующая очередь придет через 16 000 дней. Нет. Это Бог. Он распространил Себя также в 16 000 форм, так что каждая жена была счастлива жить с мужем. И для Кришны, почему только 16 000? Если бы Он женился на 16 миллионах, по-прежнему этого было бы недостаточно.  Так как в Бхагават-Гите сказано:

ишварах сарва-бхутанам хрд-деше арджуна тиштхати
/БГ 18.61/

"Верховный Господь находится в сердце каждого живого существа». Итак, все живые существа, если Кришна может распространить Себя, чтобы жить в сердце всех живых существ, и Он выйдет из сердца, чтобы стать мужем какой-то женщины, разве это сложно для Кришны? Это не сложно.

В любом случае, смысл в том, что Махараджа Юдхиштхира, он, как ответственный царь, всё это обдумывает. Арджуна также думал перед сражением. Он спорил с Кришной, что «Если я убью моих братьев,  все мои невестки станут вдовами».  И не существовало такой вещи, как замужество вдовы в Индии. Нет. Ни одна вдова не могла выйти замуж. Почему? Так как женское население больше, чем мужское. Если вдова снова выходит замуж, тогда незамужняя девушка не имеет возможности получить другого мужа. Вдовы второй раз не выходили замуж. Замужество вдов было разрешено в особенных случаях, только тогда когда девушка никогда не видела своего мужа или у неё не было детей. Раньше в наши дни, в дни нашей молодости, хотя девочку выдавали замуж в раннем возрасте, ей не разрешалось видеться с мужем до тех пор, пока она полностью не вырастет. До тех пор пока она не достигнет зрелости, ей не… Она живёт со своими родителями. Но она знает, что «у меня есть муж». Такое сознание приносит огромное удовольствие для женщины на физиологическом уровне, что «у меня есть муж». Это очень хорошая система. И когда девочка вырастает, достигает зрелости, тогда снова проводится другая церемония. Это практически как второе бракосочетание. Девушка уходит к своему мужу, чтобы жить с ним. Такова была система.

Итак, о женщинах так сильно заботились в ведической цивилизации. До сих пор они заботятся. Это обязанность отца… До тех пор пока она не выйдет замуж, это долг отца, защищать её. Поэтому отец хочет выдать ее замуж, чтобы избавиться от этой ответственности. У него огромная ответственность. Это называется канйа-дайа. На самом деле это слово канйа-дайа. Путра-рна. Рна, значит долг. Если вы должны кому-то, вы можете не платить его, говоря, «господин, у меня нет денег. Вы можете делать все что захотите». Но дайа, значит более великая ноша. От неё надо избавиться. Дайа значит огромная ответственность. Дайа. Дайа-бхак. Также как сын наследует собственность отца… Это называется дайа-бхак, закон. Подобным образом, это, я имею в виду, самая важная обязанность отца, это выдать свою дочь замуж. И тогда это будет следующим долгом для мужа. Также как у нас… Когда мы совершаем церемонию бракосочетания в нашем обществе, мы заставляем мужа обещать, что он будет заботится о девушке всю жизнь. И девушка соглашается служить молодому человеку всю жизнь. Такого понятия как развод не существует.

Итак, отец отдает её руку хорошему молодому человеку. Не важно богат он или нет. Это не важно. Он должен быть ответственным человеком, который знает свои обязанности. Не так что, «сегодня я женюсь, а завтра ухожу. И всё». Не так. Вы по-прежнему можете найти в Индии, что даже самый бедный человек, живёт со своей женой очень счастливо. Это можно увидеть до сих пор. Я видел в Ахмедабаде. Однажды я увидел на улице одного мужа и жену, которые тянули тхела, ручную тележку с большим грузом, и наверху был маленький ребёнок. Это значит их ребёнок. Это класс рабочих. Даже обычный класс рабочих, бедных людей, но муж и жена живут со своими детьми очень счастливо. По прежнему. Итак, брак был обязательным в Ведической системе, так как кто сможет позаботится о женщине? Им необходима защита. Отец естественно принимает ответственность, или это делает муж. И когда она стареет… Также как Чайтанья Махапрабху заботился о Своей овдовевшей матери. Поэтому, когда Он принял саньясу, Его мать сильно расстроилась? «О, у меня нет мужа, и этот мальчик собирается принять саньясу». Естественно, но это другой случай. Ради Кришны, мы можем оставить наши обязанности. Ради Кришны. В шастре сказано, что тот, кто полностью предался Кришне, у него больше нет материальных обязанностей. Также у него нет обязанностей, которые он должен совершать. Но до тех пор, пока он не полностью предался Кришне, он должен обязательно выполнять свой долг.

Итак, суть в том, насколько Юдхиштхира Махараджа, был ответственным царем, что даже обычные женщины и солдаты… Солдаты или офицеры, командующие, они погибли. Теперь он думает об их благе, как защитить этих женщин. Просто представьте насколько это ответственный царь. И он думает таким образом, что «Я совершил такой грех, убив их мужей или сыновей или отцов, что даже если я дам какое-то пожертвование…» Также как в вашей стране есть департамент социального обеспечения. Всем этим беспомощным девушкам дают какую-то помощь. Он говорит, «Этого не достаточно. Таким образом, я не могу компенсировать тот вред, который я им причинил»… «Даже если я дам им какие-то деньги, они не будут счастливы, так как они потеряли свою защиту». Это называется ответственный царь. Насколько он об этом думает. И подобным образом, он думал о детях.
Естественно…

Я как-то рассказывал вам, что у меня есть духовный брат, немец. Он рассказывал, что в последнюю войну, в первую войну, которая началась в 1914 году, все мужчины везде были убиты. И женщины пошли в церковь, или жена или сестра или дочь или мать. Естественно, они молились, чтобы их родственники возвратились. Но кто вернулся? Они все погибли. Поэтому они стали атеистами, говоря, что «Бога нет». Так как они молились, чтобы их родственники возвратились…

Таково наше положение. Мы хотим поклоняться Богу, если Он станет тем, кто исполняет наши приказания. «Я прикажу и Он исполнит. Иначе Бога нет. Мне нет никакого дела до этого бессмысленного Бога. Он должен удовлетворять мои чувства. Я хочу этого и Ты должен дать». Также как коммунисты, просили людей пойти в церковь, и они говорили, «Теперь помолитесь», Итак, есть христианская молитва, «Господи дай нам наш хлеб насущный». Затем, когда они выходили, лидеры коммунистов спрашивали, «получили ли вы хлеб»? «Нет, господин». «Попросите у нас». Они просили. «О мой друг, коммунист, дай нам хлеб». «Берите хлеба столько сколько хотите».

Итак, это обычные люди, они думают, что хлеб поступает от этих негодяев. Но самом деле, хлеб дает Бог. Поэтому, так как Бог не даёт хлеб в церкви, они становятся коммунистами. Таково положение. Они принимают Бога за какое-то утешение, как это называется, опиум? Наркотик. Да. Когда нет другого  источника… И во всем мире они не знают на самом деле, кто такой Бог, каковы наши отношения, каковы действия Бога. Это вы найдёте только в движении сознания Кришны. Мы можем гордо об этом заявлять. Кто такой Бог, что это за философия, что Он делает, как Его зовут, каков Его адрес, как зовут его отца – мы знаем всё. (смех). Таково наше положение.

Итак, царь должен отвечать за то, чтобы все граждане были счастливы.  Итак, Юдхиштхира Махараджа был царем такого рода. Каждый царь был таким. Это был долг царя контролировать. Вы уже читали, что во время правления Юдхиштхира Махараджа не было чрезмерной жары или холода, также не было болезней в стране. Так как царь был настолько совершенным, настолько благочестивым, настолько сознающим Бога, что эти вещи никого не беспокоили. И каждый гражданин также подчинялся приказам царя. Поэтому всё было очень мирно. Очень умиротворённо. Поэтому, царь необходим, а не такие негодные современные правительственные чиновники, которые и просто собирают налоги и позволяют людям идти в ад. Они никого не защищают, ни детей, ни брахманов, ни женщин. Защиты нет. «Отправляйтесь в ад. Если хотите, мы можем дать вам какое-то пожертвование. И всё». Нет. Царь должен быть ответственным настолько, чтобы следить за тем, чтобы гражданам было хорошо, особенно брахманам, детым и женщинам. Таков был долг царя. Продолжай читать. Грихамедхи, комментарий, грихамедхи.

Прадьюмна: "Человек, занимающийся благотворительностью исключительно ради собственного материального благополучия, называется грихамедхи. На пути такого материального процветания иногда встают препятствия в форме греховной деятельности, так как при исполнении своих материальных обязанностей материалист вынужден грешить, даже ненамеренно. Для освобождения от последствий таких грехов Веды рекомендуют несколько видов жертвоприношений. В Ведах сказано, что, выполнив ашвамедхайаджну(жертвоприношение коня), можно освободиться даже от греха брахма-хатйи (убийства брахмана). Mахараджа Йудхиштхира совершил ашвамедха-йаджну, однако он считал, что даже такие жертвоприношения не могут освободить его от совершенных им великих грехов".

Шрила Прабхупада: Да. Предположим вы сделали что-то неправильное. Итак, суд  наказывает вас, «о, вы сделали что-то неправильно». Также как один человек стукнул одного из наших учеников, и тот умер, и, за это его оштрафовали на 20 тысяч долларов. Поэтому все знают, что «если я стукну кого-то или убью кого-то, в автомобильной аварии, будет много проблем». И тогда, когда возникает проблема, на самом деле, они приходят и платят штраф. Но аварии происходят. Никто не бережётся. Поэтому положение дел таково. До тех пор пока человек не будет внимателен, таким образом, что «Почему я должен водить так неаккуратно, не заботясь о том, что могу причинить вред другим, моя машина может быть повреждена? Почему я создал такую проблему? Лучше я буду вести машину очень аккуратно»… вот что необходимо. Просто искупление, или заплатить штраф за какое-то правонарушение, этого не достаточно. Человек должен осознавать свою ответственность.

Итак, эти грихамедхи... Есть два слова: грихамедхи и грихастхи. Я объяснял много раз. У Грихамедхи нет философии. Они подобны кошкам и собакам. У каждого  животного также есть семья, жена, дети. Итак, те, кто безответственны в жизни, не обладают сознанием Кришны, их называют грихамедхи, и те, кто живут с семьей, женой и детьми, но те, у кого есть чувство ответственности, «я должен развивать моё дремлющее сознание Кришны», их называют, грихастхи. Итак, есть эти два слова. Итак, не становитесь грихамедхи, просто имея жену и несколько детей. У кошек и собак они также есть. Этого не надо делать. Вам трудно жить одному как брахмачари – хорошо, возьмите жену. Живите с женой. Живите ответственно. Развивайте сознание Кришны. Это грихастха. Не такие грихастхи, как кошки и собаки.

Большое спасибо.

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |