| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 1.8.52
(14 мая 1973, Лос-Анджелес)

йатха панкена панкамбхах
сурайа ва суракритам
бхута-хатйам татхаиваикам
на йагйаир марштум архати
/ШБ 1.8.52/

Прадьюмна: Перевод. «Как невозможно очистить грязную воду фильтруя ее через грязь или вином отмыть горшок из-под вина, так невозможно нейтрализовать последствия убийства людей принесением в жертву животных».

Шрила Прабхупада: Итак, здесь поднимается один из самых важных моментов, суракритам бхута-хатйам. Суракритам означает, при соприкосновении с вином объект оскверняется. Вино очень нечисто. Например, у вас есть большой кувшин с молоком, но если вы бросите туда каплю вина, молоко сразу же станет нечистым. Вы можете сделать химический анализ и понять, что оно осквернилось. Сура, вино, сейчас это стало нашей ежедневной потребностью, мы настолько нечисты, и бхута-хатйа – убийство животных.

Современная цивилизация убивает животных в огромных масштабах и в огромных масштабах производит вино, особенно в Западных странах. А сейчас и Индия идёт тем же путём. Таково положение в мире. То, что осуждал Махараджа Юдхиштхира, все те элементы в настоящий момент поощряются правительством. Такова разница между этим правительством и правительством Махараджи Юдхиштхиры. Вы можете представить себе.

Итак, этот пример очень хороший. Йатха панкена панкамбхах. Грязная вода. Если вы принесёте грязную воду и захотите её профильтровать, добавляя туда ещё грязи, вы не сможете это сделать. Нет. Вы должны положить туда какой-нибудь химический элемент. Например, алум – квасцов. Если вы бросите в глинистую воду немного сульфата алюминия – квасцов, то тот час же вся грязь выпадет в осадок и мутная вода очистится, станет изначально чистой.

Итак, сейчас мы обсуждаем загрязнённую атмосферу. Всё это есть греховная деятельность, эта муть, грязь. Но существует также метод, позволяющий противодействовать этому. И этот метод предписывается здесь. Итак, в настоящий момент весь мир представляет собой мутную воду, но вы не сможете очистить эту муть, добавляя туда ещё грязи. Люди как раз это пытаются делать. Они не пытаются.

Есть также Ведический метод. При котором например, если вы совершили какой-нибудь неблаговидный поступок, сделайте ещё что-нибудь неблаговидное. Это называется прайашчитта. Прайашчитта. Но Бхагавата не признаёт такую прайашчитту.

прайашчиттам вимаршанам
/ШБ 6.1.11/

С помощью такого способа очищения... Предположим, вы украли. Это грех. И вас бросили в тюрьму на полгода. Но это не означает, что вы стали честным человеком. Это совсем не означает, что вы исправились. И это можно сравнить с этим, чтобы очистить мутную воду, мы кладём туда ещё один кусок глины. Это не поможет. Мы должны положить туда что-нибудь действенное.  И это

калау настй эва настй эва гатир анйатха

только мантра Харе Кришна. Весь мир это грязь. Он не чист, он наполнен грехом.
Если вы хотите очистить атмосферу современного мира, то вот вам единственное средство:

харер нама харер нама харер намаива кевалам
калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха
/ЧЧ, Ади 17. 21, Брихан-нарадийа-пурана 3.8. 126/

Нет другого пути. На самом деле мы практически убеждаемся в том, что благодаря повторению святого имени Господа – мантры Харе Кришна, греховные люди очищаются, становятся вайшнавами, брахманами. Они на самом деле были падшими и греховными. Здесь сказано суракритам, капля вина всё портит. А сейчас люди каждый день пьют вино. Даётся такой пример. Вот допустим, капля вина и эта капля оскверняет всё место. Если вы принесёте ещё литр вина и разольёте её, смочите всё вином, это не поможет, это неправильный метод. Вы должны принести чистую воду и вымыть всё чистой водой. Тогда вы очистите место. Вы не можете сказать: «Ведь вино тоже жидкость. Почему бы не очистить всё с помощью вина?» Нет. Так, Ведические представления совершенно отличаются от нынешних. В соответствии с современной наукой они помещают предметы в алкоголь, чтобы стерилизовать их. Но они от этого становятся ещё более грязными. Если вы что-либо кладёте в алкоголь, в спирт, то это становится ещё более нечистым.

Итак, есть много разных вещей. Наше положение дживы как живого существа, чисто по своей природе, потому что мы неотъемлемая часть Бога – Кришны. Мы накопили много нечистоты, привязанность к материальным вещам. И йагйаих. Это бхута-хатйа. Бхута-хатйа также здесь описывается как греховная деятельность. Также как вино греховно или не чисто, если не греховно, то оно не чисто. Бхута-хатйа – убийство животных тоже греховная деятельность. Вы не можете нейтрализовать это, совершая ягью потому что в ягье также существует элемент бхута-хатйа.

Даже если нет бхута-хатйи, это называется панча-суна-йагйа, пять незаметных грехов, которые мы совершаем. Например, мы идём по улице, по земле ползают множество муравьёв, насекомых, которых мы убиваем. Я не знаю, я не сознательно делаю, я не хочу убивать их, но я убиваю их. Когда вы разжигаете огонь, то в самом кострище живут множество маленьких муравьёв. Как только вы зажигаете пламя, вы даже не видите, как эти маленькие муравьи погибают. Точно также, когда вы ставите кувшин с водой, то множество микробов и других крошечных живых существ погибают. Аналогично – ступка и пестик. В Индии, в традиционных консервативных семьях не покупают молотые специи. Нет. Они покупают цельные специи и толкут их с помощью пестика в ступке. Это очень хорошо. И когда вы это делаете, вы убиваете множество крошечных живых существ. Даже когда вы дышите или пьёте воду, вы убиваете множество живых существ. Это бхута-хатйа. Вы убиваете. Не намеренно. Вы даже не замечаете этого. Поэтому в Ведической традиции есть такое предписание – панча-суна-йагйа. Панча значит пять, суна значит бхута-хатйа – убийство животных, суна.

стрийа-суна-пана-дйута
/ШБ 1.17.38/

Суна это значит насилие. Итак, мы запрещаем эти четыре вида греховной жизни: убийство животных и незаконные половые связи… Стрийа, суна, и… Панча-суна. Да… Стрийа-суна-пана. Пана значит одурманивающие средства и дйута значит азартные игры. Это четыре вида греховной деятельности.

Из них суна это первое. И она также разделяется на несколько категорий. По меньшей мере, на пять. Осознанно мы не убиваем никого, но неумышленно мы это делаем, поэтому панча-суна-йагйа. Мы должны совершать каждый день ягью, чтобы нейтрализовать последствия греха, неумышленного убийства животных. Такова Ведическая жизнь.

Итак, Юдхиштхира Махараджа говорит, что невозможно нейтрализовать. Но косвенно Юдхиштхира Махараджа говорит, что если... Он говорит лишь о негативной стороне, но позитивная сторона такова, в эту эпоху, если вы просто поёте мантру, Харе Кришна маха-мантру, вы очищаетесь. Такова рекомендация Чаитаньи Махапрабху.

чето-дарпана-марджанам
/ЧЧ, Антья 20.12/

Есть два вида искупления. Одно с помощью предписанного метода. Я приведу вам известный пример. Вы украли что-нибудь. Одно искупление это если вас посадят в тюрьму, и какое-то время вы там проведёте. Это искупление. Если вы убили человека, вас повесят. Таковы законы. Когда царь приказывает повесить кого-либо за убийство, царь не совершает греха. Царь помогает убийце. Царь помогает этому негодяю искупить грех убийства. В противном случае, если его не повесят, тогда в следующей жизни он будет испытывать большие беды. В следующей жизни он станет животным и его будут убивать. Люди не знают этих законов. Почему убивают этих животных? Есть закон природы. Они были убийцами в своей прошлой жизни, когда они были людьми. Сейчас они родились животными. Им дали тело животного, которых убивают. Таков закон природы.

Когда животное убивают на жертвоприношении, произносят мантру. Смысл этой мантры таков... Эти жертвоприношения животных рекомендуются для тех, кто едят животных, кто едят мясо, не для всех. Чтобы ограничить. В Ведах даётся рекомендация, что животных можно приносить в жертву на ягье. Но есть и другое значение.

локе вйавайамиша-мадйа-сева
нитйа хи джантор на хи татра чодана
/ШБ 11.5.11/

В этом материальном мире каждое живое существо испытывает естественную склонность к половой жизни, к потреблению мяса и одурманивающих средств. Эти наклонности естественные, они уже присущи живым существам. Никто не учит их этому. Никто не учит в школе как заниматься сексом. Все знают. Это естественно.
Но почему об этом говорят Веды? Можно спросить: «Даже без брака сексуальная жизнь имеет место. Зачем же тогда жениться?». Люди могут задать такой вопрос. Но есть необходимость в этом. Веды говорят о необходимости жениться.

Женитьба это Ведическая традиция. Так зачем Веды призывают к браку? Чтобы ограничить. Потому что половая жизнь без брака не ограничена. Но как только мы говорим о ведических принципах, то сразу же становится вопрос об ограничении.
Итак, смысл в том, чтобы ограничить это. У людей есть эта привычка и вследствие этой привычки они постепенно всё глубже запутываются в законах материальной природы. Поэтому существует некоторое ограничение. Например, каждый может дома производить вино. Это не так уж трудно, каждый может это сделать. В Индии они это делают. Это называется дхено-мада. Дхено-мада. Мада значит вино, а дхено значит сделанное из риса. Например, мы готовим рис. Если вы отварите его и оставите его в воде на несколько дней или на месяц, он превратится в алкогольный напиток. Но почему правительство ограничивает: «Нет, вы не можете производить вино. Вы должны покупать его у лицензированного магазина». Почему? Потому что это ограничение. Если правительство позволило бы: «Вы можете сами производить вино и пить его», то не было бы никаких границ, все бы пили его.

Итак, ограничения необходимы. Почему? Потому что это плохо. Никто не запрещает вам: «Вы не должны делать чапати». Нет. Потому что это не плохо. Нет такого закона: «Вы не должны готовить хорошую пищу». Нет. Потому что это очень хорошо. Но если что-то плохо, тогда необходимо ограничение. Поэтому половая жизнь ограничивается, употребление вина ограничивается, употребление мяса ограничивается, и азартные игры ограничиваются. Потому что всё это плохо. Вы не можете стать хорошим, потакая себе во всём этом. Это невозможно. Как, например вы не сможете очистить мутную воду, добавляя туда глины. Это невозможно.

Итак, человеческая жизнь предназначена для очищения. Саттва-шуддхи. Может кто-то напомнить стих из Бхагавад-гиты?

абхайам саттва-самшуддхих
/БГ 16.1/

Саттва-самшуддхи этоочень важные слова. Саттва значит моё существование. Я вечен. Я существую, но я страдаю. Я страдаю. К примеру сейчас я болею простудой. Это не есть моё естественное состояние, но холодная погода отразилась на мне, поэтому я страдаю. Поэтому мой долг вылечиться, принимать какие-то лекарства, идти на приём к врачу. Это называется саттва-самшуддхи – очищение своего существования.

От природы, по своему изначальному положению каждое живое существо настолько же чисто, как Бог. Но Бог не становится нечистым. Мы становимся нечистыми, поэтому мы страдаем. Итак, мы можем очиститься от этой грязи в этой жизни, в человеческой форме жизни. И человеческая форма жизни предназначена для очищения. Поэтому существуют множество священных писаний, есть множество учителей, есть множество правил и предписаний. Они не предназначены для животных, потому что они не могут очиститься. Они должны подняться до этого уровня с помощью эволюции, они должны стать человеком и тогда у них будет возможность очиститься.

Поэтому, будучи человеком, если мы не очищаем своего существования, то нам придётся продолжать своё грязное существование. Нечистое существование означает, что мы будем продолжать перевоплощаться из одного тела в другое и претерпевать рождение, смерть, старость и болезни. Всё это следствие нашей нечистоты. Но люди не знают: «Смерть не является обязательной для меня. Дело в том, что я нечист, поэтому я умираю. Рождение не является чем-то обязательным для меня. Я рождаюсь, потому что я нечист». Джанма-мритйу. Четыре вещи:

джанма-мритйу-джара-вйадхи
/БГ 13.9/

Джанма – рождение, есть следствие моего нечистого сознания. Поэтому если мы очищаем наше сознание, развивая сознание Кришны, мы становимся чистыми. Таков путь Движения сознания Кришны.

чето-дарпана-марджанам
/ЧЧ, Антья 20.12/

Чаитанья Махапрабху говорит, – очищение сердца. Все эти очистительные методы основаны на очищении сердца. Если я считаю себя неким продуктом материи... Учёные говорят, – Я есть производное материи. Они не понимают природу духовного «Я». Я действую, согласно этому материальному представлению и это есть нечистота моего сознания. Прежде всего, мы должны понять: «Я не являюсь этим материальным телом». Поэтому духовное образование начинается с этого тела. Как Кришна говорит в Бхагавад-гите, –

дехино ‘смин йатха дехе
/БГ 2.13/

Асмин дехе, в этом теле находится духовная искра, которая и является собственником тела. Это начало духовного образования. Учёные не могут даже себе представить это, у них нет никакого представления о том, откуда мы начинаем своё образование в духовной жизни. Это выше их понимания, выше понимания учёных. Так как они могут понять это Движение? Это выше их способности. Когда они получат сто или тысячу Нобелевских премий, тогда возможно они смогут понять, откуда начинается Движение сознания Кришны. Они не знают даже где начало движения сознания Кришны. Поэтому, как правило, люди не могут понять Движение сознания Кришны. Они полагают, что это какая-то религиозная сентиментальная секта, подобная множеству других религиозных конфесий. Нет! Это самое научное Движение, позволяющее очистить жизнь живого существа так, чтобы оно обрело вечную, исполненную блаженства и знания жизнь. Таково Движение сознания Кришны. Очищение.

йена шуддхйед саттвам

Как например, чтобы излечиться от простуды и кашля, вы должны принимать разные лекарства, ходить к врачам, потратиться на это. Зачем? Вы хотите излечиться. Точно также, если вы понимаете, что это моя болезнь – повторяющиеся рождение, смерть, старость и болезни, то вы должны быть готовы пойти на жертвы. Например, вы жертвуете свои деньги, чтобы вылечиться от болезни, точно также шастра говорит, что эта человеческая жизнь предназначена для тапасйи. Тапасйа.

тапо дивйам йена шуддхйет саттвам
/ШБ 5.5.1/

Эта человеческая жизнь предназначена для тапасйи. Не для того, чтобы потакать себе в услаждении чувств, как это делают животные. Тапасйа. Методы тапасйи. Всё это предписано. Юдхиштхира Махараджа упоминает об этом.

Итак, это Движение сознания Кришны предназначено для обучения людей как становиться тапасви. Тапасви, те кто следует определённым регулирующим правилам тапасйи, чтобы излечиться от этой вечной болезни – рождения, смерти, старости и болезней. Таково Движение сознания Кришны. И весь Ведический путь предназначен для этой цели, для очищения существования живого существа, чтобы оно могло спастись от круговорота рождения, смерти, старости и болезни. Прочитай немного комментария.

Прадьюмна: Разумеется, ашвамедха-йагйи или гомедха-йагйи, или жертвоприношения коня или быка, совершаются не ради убийства животных. Господь Чаитанья говорил, что животные, принесённые на жертвенный алтарь ягьйи, омолаживаются и получают новую жизнь. Это делалось только для того, чтобы доказать действенность Ведических гимнов. Правильно декламируя Ведические гимны, исполнитель, несомненно, избавляется от последствий грехов. Но если такие жертвоприношения проводятся не по правилам и под некомпетентным руководством, ответственность за убийство животных ложится на их исполнителя».

Шрила Прабхупада: Это большая тема. Но писания рекомендуют проводить жертвоприношения, но не ради убийства животных, а лишь ради того, чтобы проверить правильность повторения Ведических мантр. Потому что старое животное, правильно предложенное жертвенному огню с помощью ведических мантр, возрождается вновь и омолаживается. В этом смысл жертвоприношения животных на ягье. Но в эту эпоху нет таких опытных брахманов, которые могут должным образом повторять эти мантры или вести себя как следует, так как жизнь сейчас отвратительна. А так как не осталось опытных брахманов, такие жертвоприношения запрещены в эту эпоху.

калау панча виварджайет ашвамедхам гаваламбхам
деварена сутотпаттим саннйасам
/ЧЧ, Ади 17.164, Брахмавайварта-пурана/

Всё это запрещено в эту эпоху, ибо нет людей, способных это правильно делать.

Итак, в Кали югу рекомендуется следующее жертвоприношение:
йагйаих санкиртана-прайаир йаджанти хи сумедхасах
/ШБ 11.5.32/

Санкиртана-ягья. Эта ягья поможет вам. Самое главное это сердце, ум. Если эта ягья, санкиртана-ягья очистит ваш ум и сердце, тогда вы поднимаетесь на уровень знания и тогда естественным образом, всё остальное возымеет действие. Итак, в эту эпоху рекомендуется эта ягья. Другие ягьйи не принесут результата и они не рекомендуются. Но санкиртана-ягья – йагйаих санкиртанаих – это рекомендуется. Каждый может присоединиться к ней и очиститься, утвердиться в духовной жизни и его жизнь станет успешной.

Спасибо вам большое.


 
Приложение.

Темы, раскрытые в этой лекции:

1. Грязные люди могут очиститься.
2. Если вы хотите очистить атмосферу современного мира, то вот вам единственное средство:
3.Ведические традиции – это ограничения.
4.С чего начинается духовное образование.

 

Лекцию транскрибировала
ученица РНС
Шобха Радхика даси
Пермь, Россия

20 марта 2011 г.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |