| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 1.9.40
(22 мая 1973, Нью-Йорк
)

лалита-гати-виласа-валгухаса-
пранайа-нирикшана-калпиторуманах
крита-ману-крита-ватйа унмадандхах
пракритим аган кила йасйа гопа-вадхвах
/ШБ 1.9.40/

Преданный: Перевод. «Пусть же мой ум сосредоточится на Господе Шри Кришне. Его движения и взгляды полные любви привлекли девушек Враджадхамы – гопи. Девушки подражали характерным движениям Господа, после того, как Он исчез во время танца раса».

КОММЕНТАРИЙ: Благодаря глубокому экстазу любовного служения, девушки Враджабхуми достигли качественного единства с Господом относясь к Нему как к равному. Они танцевали с Ним, обнимали Его с супружеской любовью, в шутку смеялись над Ним и с любовью смотрели на Него. Несомненно, такие преданные как Бхишмадева считают, что отношения Кришны и Арджуны достойны прославления, но отношения гопи с Господом заслуживают его даже больше, поскольку их любовное служение ещё чище.
По милости Господа, Арджуне посчастливилось пользоваться дружескими услугами Господа, ставшего его колесничим, но Он не наделил Арджуну равной силой. Гопи же, поднявшись на один уровень с Господом, фактически стали едины с Ним. Бхишма вспомнил гопи и в своем обращении к ним молил их быть милостивыми к нему на последнем этапе его жизни. Господь получает больше удовольствия, когда прославляют Его чистых преданных, поэтому Бхишмадева не только прославлял действия Арджуны, которые непосредственно привлекали его, но и вспомнил гопи, которые благодаря своему любовному служению Господу получили уникальные возможности. Равенство с Господом, которого достигли гопи, не следует путать с саюджья-мукти, освобождением, которого достигают имперсоналисты. Это равенство – совершенный экстаз, в котором полностью исчезает концепция отделённости, поскольку интересы любящих полностью совпадают.

Шрила Прабхупада: Господь Чаитанья Махапрабху сказал

рамйа качид упасана враджавадху-варгена йа калпита.
/Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, Чайтанья-матта-манджуса/

Нет поклонения лучше, чем поклонения гопи. Гопи поклонялись Кришне, всегда оставаясь в сознании Кришны, не ожидая никакой материальной выгоды. Это свидетельствует о великом положении гопи. Они никогда не ожидали какой-либо платы от Кришны. «О, Кришна мы столько сделали для Тебя, разве Ты не можешь дать нам такого-то благословения?» Нет. Они никогда не обращались к Нему с такими просьбами. И это совершенное поклонение. «Кришна, бери у нас всё, что хочешь, но мы не просим Тебя ни о чём и мы ни в чём не нуждаемся». Таково поклонение гопи. «Мы готовы отдать Тебе всё и у нас нет нужды просить у Тебя чего-либо». Таково поклонение гопи.

Как правило, люди поклоняются Богу в нужде – артах артхартхи. Артах называют тех, кто болеют, а артхартхи – нуждающиеся в деньгах. Как правило, люди ходят в церковь или в храм, когда они страдают от какой-нибудь болезни или им нужны деньги. Это две категории. Ещё две категории это джигйасух гйани. Гйани это те, кто стремятся к чистому знанию, а джигйасух – любознательные, желающие постичь природу Бога. Это ищущие более высокого порядка, но они не бхакты. Например, есть множество философов, которые тоже говорят о Боге, но они не являются бхактами. Однако, поскольку они говорят о Боге, они получают какое-то благо. Например, если вы имеете дело с огнём, вы естественным образом чувствуете какое-то тепло.

Итак, эти четыре категории людей не бхакты, не преданные: артах, артхартхи, гйани и джигйасух. Однако, поскольку они приходят к Кришне ожидая каких-то благ и, так или иначе, оказывают Ему какое-то служение, ибо молитва это тоже вид служения. Есть девять видов служения:

шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам,
арчанам ванданам
/ШБ 7.5.23/

Ванданам это также служение. Но поскольку они служат движимые неким мотивом, избавиться от страданий – артах артхартхи или удовлетворить своё любопытство – это не чистая преданность.

Итак, деятельность гопи, они находятся на высшем уровне чистой преданности. Они не преследуют никакой другой цели. Гопи не заинтересованы в философском понимании Кришны как Бога. Хотя они на каждом шагу видят, что Кришна Бог. Мама Яшода видит, что Кришна Бог. Гопи тоже – гопи-джана-валлабха гири-вара-дхари. Кришна поднимает холм Говардхану, кто это может сделать кроме Бога? Они видят это, тем не менее, они не знают что Кришна Бог. Для них Он просто удивительный. Им не хочется знать Бог Кришна или не Бог. Они хотят любить Кришну. Кришна может быть Богом, может быть не Богом, это для них неважно.
Например, если вы кого-нибудь любите, вам совсем неважно кто он – богатый, бедный, образованный, необразованный. Любовь не руководствуется такими соображениями. Точно также любовь гопи к Кришне чиста. Они не танцевали с Кришной из-за того, что Он Бог. Нет, Кришна хотел танцевать с ними, поэтому они пришли к Кришне. Кришна сейчас призывает их звуками Своей флейты посреди ночи. Все эти юные девушки замужем, некоторые из них уже матери, но тот час же они оставляют свои дома. Об этом рассказывается в Шримад Бхагаватам. Некоторые из них готовили, некоторые кормили детей, некоторые кормили мужей или отца. Все были чем-то заняты. Но как только они услышали глубокой ночью флейту Кришны, то тот час же покинули свои дома. Все покровители… Как правило в Индии отец, муж, брат, все мужчины в семье являются покровителями для юных девушек. Они запрещали – Куда ты, куда ты пошла? Но они не обращали на них внимания. Они не питали любви к так называемым детям, к дому, к брату, к отцу. Только Кришна. В этом их непостижимое величие. И об этом здесь говорится. Бхишмадева в преддверии своей смерти наслаждается этим. Это необходимо постигать. Если вы не приучаете себя всегда думать о Кришне, как в момент смерти вы сможете думать о Нём? Поэтому Кулашекхара говорит:

кришна твадийа-падапанкаджа-панджарантам
адйаива ме висшату манаса-раджа-хамсах
прана-прайана-самайе капха-вата-питтаих
кантхавародхана-видхау смаранам кутас те
/Мукунда-мала-стотра 33/

Царь Махараджа Кулашекхара, великий преданный молится Кришне: «Кришна, сейчас самый подходящий момент, сейчас я здоров, я полон сил, поэтому я хочу сейчас умереть думая о Тебе, потому что главная моя задача это думать о Тебе, о Твоих играх в момент смерти».

Как правило, в минуту смерти капха-вата-питтхаих – все функции организма выходят из равновесия. Человек начинает кашлять, у него болит голова, он испытывает боль. Иногда эта боль настолько нестерпима, что человек при смерти кричит. Система нашего организма очень сложна и потому в любой момент она может выйти из равновесия и стать источником нестерпимой боли. Поэтому в момент смерти ситуация настолько болезненна, что человек просто покидает своё тело. Он не может больше терпеть. Это смерть. Для человека нахождение в теле становится настолько болезненным опытом. Порой человек совершает самоубийство. Он хочет избавиться от этой боли, наложив на себя руки. Аналогично, когда боль в теле становится столь жестокой, что живое существо уже не может находиться в нём, тйактва дехам – оно покидает тело.

Так, нам придётся оставить это тело, но мы забываем об этом. Люди пребывают в таком невежестве, они забывают. В нашей стране. Какой-то астролог сказал, что один политик родился собакой в Скандинавии. А здесь его материальное тело положили в мавзолей, поставили статую в его честь, поклоняются ему всевозможными способами, но душа, в сущности которой и был этот политик, он не был телом; эта душа воплотилась в теле собаки. Куда ушёл этот политик и что он сейчас делает? Люди не знают об этом. Но их интересует тело.

Мой Гуру Махараджа обычно говорил: «Какой-нибудь человек тонет, а другой, отважный человек: «Я спасу его!». Он бросается через борт в воду и вытаскивает пальто и рубашку: «Я спас человека». И что же скажут люди? Что за глупость. Он притащил его куртку и рубашку и говорит, что он спас человека? Точно также эти мошенники имеют дело только с пальто и рубашкой живого существа, но они не дают знания ни в каких университетах, нигде о том, куда ушла душа. Эти негодяи просто не знают этого. Они интересуются лишь внешней оболочкой, телом. Те, кого интересует только тело, а это 99% населения. Возможно, мы являемся единственной организацией в мире, которая учит истине о том, что вы не тело. И в этом чудо Движения сознания Кришны. Мы единственная организация во всём мире и мы учим людей: «Мой дорогой сэр, вы не это тело. Вы отличны от тела и после смерти вы получите другое тело».

татха дехантара-праптир
/БГ 2.13/

Это простое образование даёт Бхагавад-гита. Они не понимают этого. Они великие учёные – мошенники, все они мошенники. Наша беда в том, что эти мошенники выдают себя за учёных, дехатма-буддхих. Они отождествляют себя с телом, но при этом их называют учёными, лидерами, политиками и они ведут нас андха йатхандхаир. Они слепы и они ведут нас, и поэтому мы также сталкиваемся с трудностями. И только Движение сознания Кришны может спасти человеческую цивилизацию и поднять людей на уровень гопи. У нас есть это чудо, эта беспримесная любовь гопи к Кришне. Вот что мы хотим.

Спасибо вам большое.

 

Приложение.

Темы, раскрытые в этой лекции:

 

1. Поймите – мы не это тело.

2. Нет поклонения лучше, чем поклонение гопи.

3. О молитве Махараджа Кулашекхара.

 

 

Лекцию транскрибировала
ученица РНС
Шобха Радхика даси
Пермь, Россия

20 марта 2011 г.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |